Старые фотографии иконостасов
Добавлено: 21 ноя 2016, 08:07
В свое время, когда я занимался Прокудиным-Горским, меня очень удивили две его фотографии 1909 г., относящиеся к утраченной Успенской церкви в селе Девятины. Обе фотографии имеют одно и то же название - "Старинные врата в церкви Успения Божией Матери. Девятины" (видимо, одни Царские врата - из главного храма, другие - из придела):
Получается, что для фотографирования Царские врата сняли с петель иконостасов и вынесли на воздух! Это кажется кощунством. Я выразил недоумение и на своем сайте.
Но недавно я столкнулся с аналогичным случаем у другого фотографа начала XX века. В журнале "Зодчий", 1907, №№9 и 11 помещена статья М.В.Красовского "Материалы по истории русской архитектуры. Церковь Спаса в Заварине". В ней речь идет об утраченной церкви Спаса Преображения в урочище Заворино (Заварино), ныне Ступинский район Московской области. В статье написано (среди прочего) о том, что существующий (существовавший в то время) иконостас - неинтересный, грубой работы, но в нем сохранились прекрасные старинные Царские врата. И даны фотографии - отдельно створок врат, отдельно сени над ними, отдельно завершения (коруны):
И опять Царские врата сняты с петель и вынесены на воздух. А сень и коруна тоже сняты с иконостаса, коруна поставлена на какую-то полочку.
Получается, что такая практика фотографирования была обычной в начале XX века? Или все-таки это редкие исключения? Может ли кто-нибудь дать пояснения?
Получается, что для фотографирования Царские врата сняли с петель иконостасов и вынесли на воздух! Это кажется кощунством. Я выразил недоумение и на своем сайте.
Но недавно я столкнулся с аналогичным случаем у другого фотографа начала XX века. В журнале "Зодчий", 1907, №№9 и 11 помещена статья М.В.Красовского "Материалы по истории русской архитектуры. Церковь Спаса в Заварине". В ней речь идет об утраченной церкви Спаса Преображения в урочище Заворино (Заварино), ныне Ступинский район Московской области. В статье написано (среди прочего) о том, что существующий (существовавший в то время) иконостас - неинтересный, грубой работы, но в нем сохранились прекрасные старинные Царские врата. И даны фотографии - отдельно створок врат, отдельно сени над ними, отдельно завершения (коруны):
И опять Царские врата сняты с петель и вынесены на воздух. А сень и коруна тоже сняты с иконостаса, коруна поставлена на какую-то полочку.
Получается, что такая практика фотографирования была обычной в начале XX века? Или все-таки это редкие исключения? Может ли кто-нибудь дать пояснения?