История происхождения названия церквей на Симбирской засечной черте

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
Ответить
Александр Иевлев
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 26 мар 2016, 17:43

История происхождения названия церквей на Симбирской засечной черте

Сообщение Александр Иевлев »

После указа Алексея Михайловича о начале строительства Симбирской засечной черты для за-щиты русских поселений от набегов кочевников сюда были переселены сотни служивых людей по «прибору», а также ссыльные из разных районов государства.
При переселении на новые места «служивые люди» забирали с собой в путь особо почитаемую икону из часовни или из церкви. Так как некоторые города и слободы засечной черты образовывались из переведенцев из разных мест, то этим можно объяснить строительство и получение разрешения на строительство 2-х или 3-х престольных церквей. При основании слободы, однородной по составу населения, церкви строились однопрестольные.
По прибытию на новое место «служивые люди» писали «челобитную» направленной воеводе где просили об основании церкви с присвоением ей имени принесенной иконы. Как известно тогда существовал специальный «чин» при по строительстве городов, который начинался с закладки церкви или «часовня, а впредъ будетъ церковь».
После рассмотрения челобитной церковной епархией выдавалась «благословенная грамота» на строительство церкви. Надо сказать царь Алексей Михайлович внимательно следил за постройкою города Симбирска. и Симбирской засечной черты и заботился о духовных потребностях его населения. Так по его указу: «прислано изъ Москвы въ Симбирскъ.в соборную церковъ:книга Коричая, Ефремъ Сиринъ, часословъ, потребник, служебникъ, псалтыръ малая,канонникъ, ризы праздничные камчатные, стихарь подризный, патрахель да поручи, атласъ золотой,поясъ шелковый,да три клокола,весу въ нихъ 12 пудовъ». «Церковное строенье» присылалось царем и в другие церкви Симбирского уезда.
Документов о строительстве церквей до настоящего времени сохранилось немного. но то, что царь Алексей Михайлович дарил «церковное строение» церквам Симбирской засечной черте со временем стало обрастать легендами, преданиями и сказаниями.
Спасский собор женского монастыря г.Симбирск.
То что «служивые люди» отправляясь строить засечную черту несли с собой иконы служит упоминание об иконе Спаса Нерукотворного, которую по преданию в далеком 1648 году при-несли с собой стрельцы строившие на высоком волжском берегу крепость, от которой и пошел
г. Симбирск. Она считалась особо почитаемой иконой в г. Симбирске. Сначала икона находилась в Спасской башне, а потом ее перенесли в построенный Спасский собор женского монастыря.
Богоявленская церковь г. Симбирск в своем первоначальном виде была построена за городской чертой, «за валом», в Свияжской конной слободе переселенцами казаками из Свияжска. «По народному преданию она была одной из самых древних церквей в Симбирске» Построена в 1654 году. Вначале строилась как однопрестольная.
Мостовская слобода основана переведенцами из села Федоровского Казанского уезда в 1648г
Первая церковь была построена в 1651 году, во имя Рождества Христова. В 1708г казаки были переведены на Азов.
Церковь архангела Мизаила . Сельдинская слобода основана переведенцами крестьян из большого села Федоровского Казанского уезда. «В 1652 году дана была пятидесятникам Сельдин-ской слободы. благословенная грамота на строение в слободе церкви на один престол во имя Архангела Михаила и по писцовым книгам 1654 года эта церковь прибыла вновь в оклад»
Церковь Михаила Архангела. Крлинская слобода основана переведенцами с Карлинской черты близ города Буинска. «В 1652 году была дана благословенная грамота на строение здесь церкви по челобитию из Симбирска. конных казаков и по писцовым книгам 1654г прибыла в оклад».
Церковь Богоявления. Арская слобода основана в 1649г переведенцами казаками из г. Арска Казанского уезда. Вначале строилась как однопрестольная. В 1654 году принята в оклад.
В 1708г казаки были переведены на Азов.
Часовня л. Погребы .История строительства часовни в деревне Погребы связанна с строительством здесь пороховых погребов. «В этой часовне имеются очень древняя икона Нерукотворного Спаса (пожалованная, по преданию, царем Алексеем Михайловичем первым поселенцам Погребовской слободы»
Церковь Казанской Божьей Матери. Тетюшская слобода основана в 1649г переведенцами казаками из г. Тетюш Казанского уезда. В начале строилась как однопрестольная. В 1654 году принята в оклад. В 1708г казаки были переведены на Азов.
Церковь во имя живоначальной Троицы. г. Тагай (Подлесная слобода) основана Ключищенскими переведенцами. Вначале строилась как однопрестольная. В 1654 году принята в оклад. В 1708г были переведены на Азов.
Церковь трех престольная: Воздвижения Чеснаго Креста Господня, да Покрова Пресвятой Бо-городицы, св. Николая Чудотворца. Юшанская слобода (город).
В книгах Патриаршего Приказа, хранившихся в архиве Министтерства Юстиции. записано:
«160 года декабря в 26 день, благословенная грамота о строении церкви, по челобитью Симбирской черты Юшанского города, стрельцов и казаков»., на три престола: «Воздвижения Креста Господня, да Покрова Пресвятой Богородицы, да св. Николая Чудотворца».
Юшанск (Юшальс) в то время было сборным пунктов, куда прибывали, служивые люди со всех концов государства. Часть ратных людей в 1708г была переведена на Азов.
В связи с освоением Приазовья в конце 17 века возникла необходимость создания укрепленных пунктов и заселения их «служивыми людьми».
Перевод «служивых людей» в Приазовье коснулись и поселений бывшей Симбирской засечной черты, так как она к концу 17 века она уже потеряла свое военное значение.
Были переселены казачьи и стрелецкие слободы где частично. а где то полностью: «служилые люди з братьями, и с племянники, и з зятьи, и з женами, и з детьми», велено перевесть в Азов на вечное житье».
Так же, как когда то в далеком 1649 году, при переводе на Симбирскую черту они забирали свои иконы из церквей, то и теперь собираясь в дальнюю дорогу на Азов, они снова взяли их с собой.
Историк Мартынов собирая данные и делая отчет в 1895 году по истории церквей Симбирского уезда не находит наличие древних икон у церквей в селениях, где жители были переведены на Азов, названия икон которых совпадают с названием церкви. Это может только подтверждать, что переселенцы отправляясь на Азов забирали с собой свои намоленные иконы, с которыми они когда то пришли на Симбирскую черту.
В статье не охвачены все церкви Симбирской засечной черты уезда. но то. что название церкви во имя святого присваивалось на основании «челобитной» и церковная епархия шла навстречу пожеланиям «служивых людей» мне представляется возможным.

источники

1.Мартынов П.Селения Симбирского уезда.1903г
2.Яхонтов А.Церкви г. Симбирска. Историко-Археологическое Описание .1898г.
3.ГАУО ф 134 оп.8 дело 644. Документы по истории церквей и о чудотворных иконах епархии.
4.Холмогоров В.Материалы для истории Симбирского края до второй половины XVIII века. 1898г
5.Полубояров М.Низовые и заволжские города в системе обороны русского государства в начале XVI-
XVIII в редакция 2012 г
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: История происхождения названия церквей на Симбирской засечной черте

Сообщение Сергей Попов »

Интересно и любопытно.
Жаль, что со временем эта статья на форуме затеряется. Остается только пожалеть об отсутствии в каталоге Библиотеки :wink:
Александр Иевлев
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 26 мар 2016, 17:43

Re: История происхождения названия церквей на Симбирской засечной черте

Сообщение Александр Иевлев »

Сергей. а почему статья: История происхождения названия церквей на Симбирской засечной черте
viewtopic.php?f=5&t=28864&p=78772#p78772 нет в моем профиле?
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: История происхождения названия церквей на Симбирской засечной черте

Сообщение Сергей Попов »

Александр, статья размещена на форуме... добавить ее в каталог к объекту не получится, она же обзорная. А в профиле показаны только статьи добавленные к отдельным объектам.

Была идея сделать в каталоге Библиотеку, где можно было бы размещать авторские обзорные и тематические статьи, но... получилось, как всегда... Возможно, Павел что-то придумает.
Александр Иевлев
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 26 мар 2016, 17:43

Re: История происхождения названия церквей на Симбирской засечной черте

Сообщение Александр Иевлев »

Самое интересное в том, что в разных поисковиках не высвечивается статья.На сайте в поиске тоже найти трудно- выходит энное количество страниц.Видимо все дело в ПО-такое я встречал по моему, если не ошибаюсь в каталоге ГПИБ-пока переберешь страницы ...
Подождем
Людмила Клешнина
Сообщения: 2039
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: История происхождения названия церквей на Симбирской засечной черте

Сообщение Людмила Клешнина »

Очень интересно.
Где можно увидеть карту Симбирской засечной черты ? Александр, у Вас нет такой ссылки ?
Ответить