Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
Аватара пользователя
Дмитрий Лоптев
Модератор
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 01 дек 2014, 19:58
Откуда: г. Киров (Вятка)

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Дмитрий Лоптев »

Уважаемая Людмила,

Вам не кажется, что Вас не понимают? И почему не понимают - понятно. Когда люди обосновывают свою точку зрения, они приводят аргументы, примеры, факты. Когда же Вас просят подкрепить Ваше мнение чем то другим, кроме личного мнения г-жи Людмилы - тишина. Если вы считаете себя СВЕТОЧЕМ -так несите идеи людям, наставляйте на путь истинный. Только не одной Вам известными прозрениями, а конкретикой. В ином случае, уж извините, Ваше "идите читайте" - действительно демагогия.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Сергей Попов »

Людмила Клешнина писал(а):Так сколько храмов Вы построили, чтобы так лихо делать выводы ? Нет ответа - 0.
Людмила, Вы как всегда не думаете, что можете ошибаться :) Не волнуйтесь, строил я храмы...
Людмила Клешнина писал(а):Для думающих посетителей форума : ...
Черные главы противоречат православному вероучению.
Точка.
Вот тысячу лет не противоречили, а теперь противоречат... а почему?

Сколько времени с Вами общаюсь, но не перестаю удивляться Вашей самоуверенности... С одной стороны, это хорошо... есть собственная позиция. С другой стороны, можно легко стать закостенелым догматиком...

Уважаемая Людмила, я свое мнение высказываю, возможно оно ошибочно, но аргументировано... Мне для этого никакие подпорки в виде ссылок на авторитеты не нужны... Это сугубо мое личное мнение. И Вам я предлагал, выскажите свое мнение, с объяснением почему так, а не иначе... А Вы этого делать не хотите... всех к Дионисию Ареопагиту отсылаете. Вот и получается, что Вы не свое мнение высказываете, а оценки даете... И требуете безусловного согласия с ними... без возражений. Так как с Вами дискутировать, если Вы слушать никого не хотите... а сами ничего не объясняете.

Вот сейчас, наверное, опять обидитесь... а зря. Вы у нас единственный профессионал, проектирующий с позиций православного вероучения... надеюсь я не ошибся. Вот и давайте объяснять разные аспекты храмостроительства с разных точек зрения... и пусть люди думают. Вы ведь против "начетничества".
Vitale
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 10 май 2007, 20:12
Откуда: Москва

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Vitale »

Я уж право не знаю, какие великие преимущества бывают у "профессионалов" проэктирующих " с позиций православного вероучения". Мне кажется, что любой архитектор-профессионал может и должен прежде всего проектировать с позиций Красоты... ибо сие свойство точно угодно Богу. Простите, но я не заметил на храме, построенном по проекту Людмилы, особых архитектурных откровений, а вот атмосфера некоего перманентного резонёрства и нервозности, по поводу цвета глав, барочных иконостасов и прочего, прочего, прочего, "не дозволяемого" госпожой Клешниной, порядком, лично мне, надоела за эти годы... Особенно "трогателен" допрос с пристрастием уважаемого Сергея Попова, на тему : "Ты спроектировал хоть одну церковь?")))
Последний раз редактировалось Vitale 14 ноя 2016, 21:41, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Юрий Булкин »

Итак, плавненько поехали дальше.
Сначала для примера некая metamorphosis с главами известного мне собора.
Благовещенский собор в Муроме.
В начале 20-го века главы на соборе явно были покрашены не по канону или, если хотите - традиции.
04950_20150912_115518[1].jpg
В начале 21-го века(2005-2208 гг.) я убедился, что главы собора привели в нужный для традиции вид.Т.е, :
"Голубой или синий цвет купола символически изображают небесную чистоту и непорочность. Эти купола венчают храмы, посвященные Божией Матери (из интернета)". Всё как бы на своих местах, цвет голубой и даже звёздочки.
DSCF5570.jpg

Но ровно через два года, в 2010 году, я стоял и смотрел вверх и не понимал, что же произошло? Кто и почему нарушил, уже сотни раз, описанную традицию? Было такое чувство, что меня обманули.
DSC_0178.jpg
Я уже как бы смерился с новым обликом глав известного мне собора, и вдруг ровно через четыре года в 2014 году в каталоге появляется новая фотография. Традиция на глазах превратилась в анти-традицию,если следовать теории Людмилы : "... ведь черный цвет – цвет ада, смерти, духовной тьмы. Коричневый цвет – цвет земли и грязи. («Настольная книга священнослужителя», том 4, стр. 152)...."
04950_20160330_184148[1].jpg
Закончить мне хочется этот обзор словами из далекого прошлого нашего соавтора: "Действительно, некоторые цвета имеют символическое значение в православии, но при окраске храмов и их отдельных частей зачастую руководствуются эстетическими или иными соображениями." Лучше для объяснения наверное не придумаешь........

Уважаемая Людмила! Я не против традиции или канона в православной архитектуре в частности, да и в любой другой. Но тогда, когда она создается, формируется и осмысливается веками. Привязать, навязать "... Стремление отдельных людей, свое сугубо личное и, возможно, ошибочное мнение, выдать за непреложную истину..." не будет ни традицией, ни каноном. И беспрекословно заявлять об этом не серьезно. Соглашусь в том, что сейчас, и опять -возможно,- эта традиция только начинает создаваться, шлифоваться и формироваться. Но всё это находится только в самом начале пути.....


"...Юрий, непостижимо : православную архитектуру фотографируете, - значит, и в сакральном пространстве обитаете, православным искусством питаетесь..."
Отвечу так - мы, рабочие, тоже Баха слушаем и знаем об православной архитектуре.......
"Юрий , как мне кажется , второй храм крыт медью с естественной зелёной патиной.Очень правильное покрытие..."
Алексей, наверное Вы правы. Я не задавался вопросом, когда фотографировал эти главы, чем они покрыты. Меня интересовал только цвет. Тема сама по себе интересная и имеет под собой наличие начальных знаний химических процессов.
Вот были мы с Сергеем в прошлом году в Великом Устюге. И заспорили насчет покрытия церкви Вознесения Господня. Я говорил, что краска, Сергей настаивал на меди. При близком рассмотрении оказалась медь.
DSCF3452.jpg
В остальном нужно исследовать, так как работ по этой тематике я не встречал.
Безымянный.jpg
"Лужение – покрытие поверхности железного листа оловом… на Руси такое железо называлось «немецким»,..."
Вот здесь я не совсем понимаю, как между собой взаимодействуют(-вовали) железо, олово или свинец. Два последних металла никак не кладутся на первый.
Юрий Булкин
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Сергей Попов »

Юрий Булкин писал(а):... Вот здесь я не совсем понимаю, как между собой взаимодействуют(-вовали) железо, олово или свинец. Два последних металла никак не кладутся на первый.
Юрий, кровельное железо лудили, то есть покрывали тонкой защитной пленкой олова... сейчас используют более простое и технологичное цинкование... получается знакомая всем "оцинковка".
Свинец для покрытия сводов и глав применяли в виде листов... это самостоятельное покрытие, не связанное с железом.
Алексей Байрошевский
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 29 июн 2011, 21:10

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Алексей Байрошевский »

Юрий Булкин писал(а):
"Лужение – покрытие поверхности железного листа оловом… на Руси такое железо называлось «немецким»,..."
Вот здесь я не совсем понимаю, как между собой взаимодействуют(-вовали) железо, олово или свинец. Два последних металла никак не кладутся на первый.
Не совсем верная мысли ,тк лужение оловом ( и свинцом видимо) - была чрезвычайно массовая операция ещё 50 лет назад ."Лудить, паять , чего-то там починять"- кричали бродячие мастера по всей Руси.С собой они таскали медные паяльники, разогревемые на огне , флюсы ( канифаль ) и припои разной тугоплавкости . В основном они чинили посуду. В хлам съеденные ржавчиной жестяные окрытия на главках . отстоявшие по 150 лет имеют пропаянные оловом швы в очень приличном состоянии.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Сергей Попов »

Алексей Байрошевский писал(а):В хлам съеденные ржавчиной жестяные окрытия на главках . отстоявшие по 150 лет имеют пропаянные оловом швы в очень приличном состоянии.
Насколько я помню, проблема в том, что при нарушении полуды, железо начинает ржаветь ускоренными темпами... а олово свои свойства сохраняет. Поэтому швы замечательные, а жесть ржа съела.
Аватара пользователя
Василий Шелёмин
Модератор
Сообщения: 4629
Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Василий Шелёмин »

Чтобы облудить большую железяку, надо или разогреть её до температуры плавления припоя (что в полевых условиях почти невозможно), или использовать очень активные флюсы. Канифоль хороша провода паять, а для более теплоемких вещей нужно что-то покислотнее (в советские времена, помнится, из-за скудного снабжения применяли банальный аспирин). Стало быть, где лужение качественное - там олово предохраняет, а где халтурное - там железо уже заранее окислено и рушится моментально (я не химик, это личный опыт).
Алексей Байрошевский
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 29 июн 2011, 21:10

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Алексей Байрошевский »

Вряд ли облудить жесть сложнее , чем сварить из железных полос пушку при помощи наковальни и кувалды.А потом стрелять из неё каменными ядрами порохом , основной компонент которого получен из коровьего навоза. :lol:
У Самуила Маршака был брат, так он в домашних условиях никелировал самовары.Попробуйте повторить , довольно несложная операция.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Сергей Попов »

Алексей Байрошевский писал(а):Вряд ли облудить жесть сложнее , чем сварить из железных полос пушку при помощи наковальни и кувалды.
В 16 веке простых технологий по определению не существовало, как и промышленного производства... кустарщина процветала и волюнтаризьм, понимаешь... :) Да и символизмом, судя по всему, проблемы были...

И плавно перешли от субъективного символизма к технологическим вопросам...

Вот меня всегда удивляло довольно ограниченное применение изразцового лемеха в покрытии глав... И технология керамическая вполне освоена, и материалы доступные, и монтаж традиционный, и цветовые возможности богатые, и долговечность, и стоимость, и прочая, и прочая, и прочая... Но массовым не стало, а почему? Деревянный лемех как делали, так и продолжали делать, а керамический - нет... Странно.

Или лучше к символизму количества глав?
Алексей Байрошевский
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 29 июн 2011, 21:10

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Алексей Байрошевский »

Ничего странного.Именно технология монтажа у черепицы всегда хромает , по крайней мере до появления прессованной .Есть на примете пара коттеджей 90-х годов . Отличаются тем, что построены красиво ( что вообще редкость) но при этом не жилые , видимо хозяев убили сразу , в духе эпохи.Так на обоих черепица имеет выпадения.При этом экспозиция -20 лет , материал - хороший , уклоны -правильный.Что же говорить о сложных радиусных формах с двойной кривизной, предельно сложным доступом и высокой уязвимостью для ветра и снега. В Париже всё окрыто сланцем, камень такой слоёный, раньше был материал для нищих , сейчас для богатых.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Сергей Попов »

Какая сложность при монтаже лемеха? Пластинки маленькие, их крепят коваными гвоздями к швам кладки, старый лемех на один гвоздь, современный - на два...
Деревянный лемех так же крепили и проблем это не вызывало...
Алексей Байрошевский
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 29 июн 2011, 21:10

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Алексей Байрошевский »

Мои представления о лемехе и черепице весьма поверхностны. Мы перебирали 4 главы , собранные новым лемехом . Саморезы поставили впотай и они кололи тонкие деревяшки. Всё начало облетать через 3 года.Старые мастера ,видимо, основательней подходили к этому вопросу.Черепица в наших широтах по прежнему редка и не скажу что очень надёжна.
Вот как это выглядело до осыпания
http://sobory.ru/photo/86447
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Статья академика Заграевского о каноне, символике и пропорциях

Сообщение Сергей Попов »

Алексей Байрошевский писал(а):... Саморезы поставили впотай и они кололи тонкие деревяшки. Всё начало облетать через 3 года. Старые мастера ,видимо, основательней подходили к этому вопросу...
Да, саморезов у них не было :)
Ответить