Об армянской апостольской церкви: православная или нет?

Ваши дополнения к статьям, исправления неточностей или ошибок в каталоге.
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 6022
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Об армянской апостольской церкви: православная или нет?

Непрочитанное сообщение Олег Щёлоков » 15 апр 2007, 19:04

сабж

Вопрос связан с тем, включать ли храм этой церкви в Каталог sobory.ru или нет?

Наталия
Сообщения: 2003
Зарегистрирован: 19 дек 2005, 08:11

Непрочитанное сообщение Наталия » 15 апр 2007, 20:31

У меня тоже возникали эти вопросы. По крайней мере армянскую церковь св. Екатерины, находящуюся на Невском неискушенный зритель не отличит от наших православных.

Игорь Демин
Сообщения: 1070
Зарегистрирован: 27 ноя 2005, 18:57
Откуда: Москва

Непрочитанное сообщение Игорь Демин » 15 апр 2007, 21:13

Армянская апостольская церковь не православная.

Эта церковь отделилась от других на 4 Вселенском соборе (451 г.), то есть еще даже ранее разделения на католицизм и православие, и является отдельной ветвью христианства.

Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 6022
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Олег Щёлоков » 15 апр 2007, 21:24

значит облом, хотел новый объект братьев армян добавить

Аватара пользователя
Мунарев Сергей
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 31 май 2007, 08:41
Откуда: г.Тюмень

Дополнение

Непрочитанное сообщение Мунарев Сергей » 12 авг 2007, 07:32

Игорь Демин писал(а):Армянская апостольская церковь не православная.

Эта церковь отделилась от других на 4 Вселенском соборе (451 г.), то есть еще даже ранее разделения на католицизм и православие, и является отдельной ветвью христианства.
Подниму тему. Так то оно так, да не совсем.
На Каринском Соборе 630 года Армянская Церковь официально вернулась в Православие и пребывала в нем еще почти век до того, как после арабских завоеваний на Маназкертском соборе 726 года снова отпала от Вселенской Церкви в монофизитство.

При князе (а впоследствии первом после восстановления независимости армянском царе) Ашоте I в 862 году на Ширакаванском Соборе Церковь Армении снова вернулась в Православие, однако спустя тридцать лет по решению нового католикоса Ованнеса V опять уклонилась к монофизитству.

К XI веку Православие опять стало доминирующим исповеданием среди армян, о чем свидетельствует большой рост епископских кафедр, находившихся в общении с Константинопольским патриархом. После вторжения турок-сельджуков во второй половине XI века византийское присутствие в Армении прервалось, и православные армяне вынуждены были постепенно перейти в юрисдикцию Грузинского патриарха, а в XIII веке их епископские кафедры воспринимались уже как «грузинские».

Во второй половине XII века по инициативе императора Мануила I Комнина произошла последняя значительная попытка к возвращению Армянской Церкви, иерархи которой на Соборе 1178 года объявили о своем согласии с православным исповеданием веры, присланным из Константинополя, но из-за смерти Мануила эта попытка сорвалась: его преемники на троне не испытывали интереса к дальнейшим переговорам с армянами. В 1198 году киликийский князь Левон заключил унию с католиками, однако она не была принята ни народом, ни клиром. Ряд армянских иерархов в начале XIV века также вступили в каноническое общение с Римом.

Как наследие этих периодов единства с Православием в литургической традиции Армянской Церкви до сих пор сохраняются некоторые православные песнопения и тексты, а в чин хиротонии епископов Армянской Апостольской Церкви входит даже признание семи Вселенских Соборов.

Процесс влияния Православия продолжился и после окончательного отпадения Армянской Церкви в монофизитство. Так, в XIII веке в синаксарь вардапета Тер-Исраэля был вставлен переведенный на армянский язык текст жития русских православных святых князей Бориса и Глеба. Под 24 июля память этих святых с житием вошла в сборники армянских богослужебных книг XIV–XV веков.

С XVI века Армения была разделена между Османской империей и Персией, кроме того в Церкви существовал раскол между разными кафедрами, не признававшими друг друга. В XVII–XVIII веках некоторые армянские общины, а также их епископы переходили в католицизм, так что в 1740 году из них была учреждена Армянская Католическая Церковь, подчинявшаяся папе Римскому.

В конце XVIII века армянские общины северного Причерноморья оказались в составе России, благодаря успешному продвижению ее границ, а в 1828 году Восточная Армения вошла в состав Российской империи.

Во второй половине ХХ века начались переговоры по вопросу церковного единства с представителями монофизитских Церквей, в том числе и Армянской. И хотя принятое в Шамбези в 1990 году смешанной богословской комиссией «Второе общее заявление и предложения Церквам» констатировало отсутствие догматических расхождений в области христологии, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1997 года постановил, что «Заявление» «не должно рассматриваться как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами, так как содержит неясности в отдельных христологических формулировках». Со своей стороны аналогичное отношение выразила и Армянская Апостольская Церковь. Богословский диалог продолжается и в наше время.

На территории Армении ныне действует пять приходов Майкопской и Армавирской епархии Русской Православной Церкви, в которых служат два священника и один диакон. В православную общину, насчитывающую около 15 тысяч человек, входят русские (за вычетом нескольких тысяч молокан), украинцы, греки, большая часть ассирийцев.

Процесс восстановления православных храмов в Армении начался еще с 1980-х годов. В настоящее время действуют церкви в городах Ереван и Ванадзор (бывший Кировакан), восстановлены храмы в селах Привольное, Димитров, Арзни, Анкаван (в последних трех проживают ассирийцы и греки). Однако недостаток священнослужителей является серьезным препятствием для полноценной жизни православных общин.

Главная православная церковь Еревана – храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы – была построена в Канакере, тогдашнем северном предместье Еревана, в 1913–1916 годах как церковь святого благоверного князя Александра Невского при размещенном здесь казачьем полку. Эта часть стояла здесь с 1828 года – со времен победного завершения русско-персидской войны. В советские годы храм был закрыт и использовался в качестве склада, а затем – полкового клуба и вновь открылся в 1991 году, а девять лет спустя был воссоздан в первозданном виде. Старый Покровский храм Еревана, переделанный в XIX веке из мечети, в советское время был полностью разрушен.

В 2001 году Армению посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время визита он объявил о том, что в Ереване будет построен новый православный храм, для которого правительство Армении предоставило земельный участок, а финансирование обеспечит Союз армян России.

Так что вопрос открыт и до сих пор.
От себя замечу, что как то интересовались у священника, может ли армянин армянской апостольской церки посещать православную и может ли быть крестным православному были получены разные ответы в трех местах: посещать может однозначно во всех трех, но не учавствовать в таинствах; крестным - нет; может, но только после исповеди и принятия разногласий между церквями (тоже вот вопрос после того как армянская церковь к этому отнесется).
В общем, вопрос непростой, как и история Армении и Армянской апостольской церкви.

Серж
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 03 фев 2006, 20:45

Re: Армянская апостольская церковь православная или нет?

Непрочитанное сообщение Серж » 23 мар 2009, 20:52

Если в свете всего вышесказанного храмы Армянской Апостольской церкви не помещаются в каталог, то, к сожалению, надо полагать, что это должно относиться и к следующему объекту http://sobory.ru/article/index.html?object=11508. И по посвящению, и по многим другим соображениям, объект относится к Коптской православной церкви (дохалкидонской и неправославной), а не к Александрийской. Если это не так, то хорошо бы дать какую-нибудь ссылку на информацию, доказывающую обратное.

С уважением, Серж

Василий Артамонов
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 25 окт 2014, 05:03

Re: Редактирование митрополий

Непрочитанное сообщение Василий Артамонов » 14 авг 2015, 05:24

На странице "Епархии" (http://sobory.ru/epx/) я обнаружил Армянскую апостольскую и Коптскую ортодоксальеую церкви. Насколько мне известно это древневосточные православные церкви, это дохалкидонские церкви, это церкви не византийской традиции, по сути наряду с католицизмом это отдельная ветвь христианства. Возникает вопрос: зачем они в Каталоге? (Имхо, даже греко-католические церкви более достойны здесь быть, поскольку придерживаются православных обрядов и ведут своё происхождение от византийских церквей.) Или я чего-то не понимаю?

Аватара пользователя
Александр Богданов
Модератор
Сообщения: 5710
Зарегистрирован: 20 фев 2007, 08:33
Откуда: Ивановская область, г.Кинешма

Re: Редактирование митрополий

Непрочитанное сообщение Александр Богданов » 14 авг 2015, 09:42

Да вот как-то напринимали, а теперь удалять рука не поднимается... Но Вы, Василий, абсолютно правы. Все эти объекты подлежат удалению, если не найдется информации, что они в какой-то период времени были православными.
С уважением, А. Богданов

Аватара пользователя
Василий Шелёмин
Модератор
Сообщения: 4133
Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Редактирование митрополий

Непрочитанное сообщение Василий Шелёмин » 14 авг 2015, 13:44

Пора бы уже появиться в этой теме Дмитрию Иванову:-) и сказать своё "ё" и по Кургану, и по коптам. Армянскую церковь, к сожалению, надо удалять однозначно, но без команды Д.И. я себя сдерживаю...

Василий Артамонов
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 25 окт 2014, 05:03

Re: Редактирование митрополий

Непрочитанное сообщение Василий Артамонов » 14 авг 2015, 16:44

Армянская апостольская церковь
Ужос! Какой же это модератор модерировал? Там ни одного объекта, принадлежащего (принадлежавшего) ААЦ! Один не принадлежит ни какой церкви, остальные - русские православославные. Отправил заявки на изменения описания объектов.

Василий Артамонов
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 25 окт 2014, 05:03

Re: Редактирование митрополий

Непрочитанное сообщение Василий Артамонов » 18 авг 2015, 10:55

Василий Шелёмин писал(а):Пора бы уже появиться в этой теме Дмитрию Иванову:-) и сказать своё "ё" и по Кургану, и по коптам. Армянскую церковь, к сожалению, надо удалять однозначно, но без команды Д.И. я себя сдерживаю...
В "Армянской апостольской церкви" не было ни одного объекта, принадлежащего этой церкви: один - исторический памятник, некогда принадлежавший армянскими раскольникам византийского толка (т.е. православным), остальные - русские православные. После внесённых мной и одобренных модераторами изменений епархий и благочиний у этих объектов "Армянская апостольская церковь" исчезла автоматически.

"Коптская ортодоксальная церковь". Поскольку эта церковь не является православной в нашем понимании, то в Каталоге её объекты могут быть только, если ранее они принадлежали православным церквям. Там два монастыря и в статьях к ним говорится, что когда-то они принадлежали православным мелькитам. Вопрос в том насколько православные те средневековые мелькиты (сейчас мелькиты классифицируются, как восточно-католики (греко-католики)) и подходят ли их монастыри для Каталога. Если да, то место "Коптской ортодоксальной церкви" в разделе "Объект не принадлежит Православной церкви", там где все бывшие православные объекты, если нет, то удалять "Коптскую церковь" со всем содержимым.

Василий Артамонов
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 25 окт 2014, 05:03

Re: Редактирование митрополий

Непрочитанное сообщение Василий Артамонов » 18 авг 2015, 23:14

Павел @sobory.ru писал(а):Два объекта из Армянской Апостольской перенес, "епархию" удалил.
И правильно сделал.
http://sobory.ru/article/?object=12035 - в разных источниках пишется, что храм после спитакского землетрясения находится в аварийном состоянии (легче снести и новый построить, чем этот восстановить), богослужения не проводятся, а церковное добро раздарено местным сельсоветом (!) другим храмам. Т.е. этот храм не управляется ни РПЦ, никакой другой церковью.
http://sobory.ru/article/?object=11270 - руины храма, некогда принадлежавшего армянам - последователям византийского православия, которых нынче не осталось.

Василий Артамонов
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 25 окт 2014, 05:03

Re: Об армянской апостольской церкви: православная или нет?

Непрочитанное сообщение Василий Артамонов » 22 янв 2020, 16:46

Турция, провинции Артвин, Карс, Эрзурум - это Западная Армения. Греков во всей (!) Западной Армении на 1878 год было всего 5 тыс. чел. Так что все церкви там Армянской апостольской церкви, за исключением города Карс с русскими церквями. Вот пример: http://sobory.ru/article/?object=36370 - http://ru.hayazg.info/Монастырь_Хахо_(Б ... я_Армения).
Имхо, нужно удалять всё кроме г. Карс.

Аватара пользователя
Василий Шелёмин
Модератор
Сообщения: 4133
Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Об армянской апостольской церкви: православная или нет?

Непрочитанное сообщение Василий Шелёмин » 22 янв 2020, 20:00

Василий Артамонов писал(а):
22 янв 2020, 16:46
...все церкви там Армянской апостольской церкви, за исключением города Карс с русскими церквями. Вот пример: http://sobory.ru/article/?object=36370 - http://ru.hayazg.info/Монастырь_Хахо_(Б ... я_Армения).
Если почитать армянские источники, то и практически все церкви Грузии - армянские, позже переосвященные. А вот грузинские источники (навскидку насчитал десяток) пишут всё ровно наоборот:-). Скажем, приведенный Вами пример:
http://travelgeorgia.ru/520/ писал(а): "Монастырь Хахули (ხახული) - православный грузинский монастырь в области Тао (Тортумский район Турции), в настоящее время не действующий и превращённый в мечеть. Сохранился относительно неплохо и до него можно добраться без особенных сложностей. Кроме самого монастыря интересен так же так называемый "Хахульский триптих". Все, что связано с архитектурой Тао, сейчас известно очень плохо, и Хахули не исключение. Мы знаем, что этот монастырь был основан во второй поливине Х века Давидом Курапалатом (966–1000), который так же известен тем, что построил собор Иоанна Крестителя в Ошки. Хахульский собор очень похож на собор Иоанна Крестителя, и надо только выяснить, который из храмов был первым. Если Хахули построен раньше, то его можно считать прообразом всех четырех "великих кафедралов". Однако, ошкинский собор строился до 966 года (вроде бы), в хахульский, согласно одной из датировок - с 978 по 1001.
В прошлые времена здесь хранился знаменитый хахульский триптих, а в 1578 году пришли турки и монастырь прекратил функционировать. Сейчас сюда время от времени возят экскурсии для школьников из Грузии."
http://travelgeorgia.ru/520/
Я после покатушек по Грузии пытался разобраться в этой чехарде конфессий на малом пятачке, но так и не смог...

Ответить