Историческая топография домонгольской Кидекши
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Историческая топография домонгольской Кидекши
Пожалуй, ни одна статья мне не обошлась так дорого (в буквальном смысле), как эта: когда возвращался с очередных полевых исследований, попал в аварию на объездной дороге Суздаля. Машина разбита очень сильно (я ее потом там же и продал, чтобы не везти в Москву на эвакуаторе), а мне повезло: только слегка повредил плечо и растянул шею. Зато материал для статьи окончательно собрал. Хорошо, что авария произошла по пути не туда, а обратно.
Вот эта статья:
http://zagraevsky.com/kideksha.htm
Вот эта статья:
http://zagraevsky.com/kideksha.htm
- Павел @sobory.ru
- Модератор
- Сообщения: 4793
- Зарегистрирован: 04 апр 2004, 22:00
- Контактная информация:
Re: Историческая топография домонгольской Кидекши
Сергей, берегите себя!
Re: Историческая топография домонгольской Кидекши
Сергею Заграевскому
Уважаемый Сергей Вольфгангович, благодарю вас за очередную хорошую статью по истории Древнерусских городов, а так же за библиотеку "РусАрх", которую уже не первый год посещаю. Хочу пожелать вам побыстрее вылечиться, а в дальнейшем быть более осторожным на автомобильных дорогах с нашими безумными водителями.
В своей очередной статье вы опять возворотились в Кидекшу, в которой есть Церковь Бориса и Глеба. Сергей Вольфгангович, почему вы не реконструируете Церковь Бориса и Глеба как церковь с повышенными рукавами креста?
Уважаемый Сергей Вольфгангович, благодарю вас за очередную хорошую статью по истории Древнерусских городов, а так же за библиотеку "РусАрх", которую уже не первый год посещаю. Хочу пожелать вам побыстрее вылечиться, а в дальнейшем быть более осторожным на автомобильных дорогах с нашими безумными водителями.
В своей очередной статье вы опять возворотились в Кидекшу, в которой есть Церковь Бориса и Глеба. Сергей Вольфгангович, почему вы не реконструируете Церковь Бориса и Глеба как церковь с повышенными рукавами креста?
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Историческая топография домонгольской Кидекши
Сергей, присоединяюсь к пожеланиям здоровья... Статью прочитал... конечно, без археологии все гипотезы имеют право быть, смущает только полное отсутствие каких-либо упоминаний о большом славянском городе рядом с Суздалем, тем более существовавшем с 10 века и до ордынского нашествия...
Вопрос не мне, но спрошу... а какие для этого есть основания?Скловинод писал(а):Сергей Вольфгангович, почему вы не реконструируете Церковь Бориса и Глеба как церковь с повышенными рукавами креста?
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Историческая топография домонгольской Кидекши
Сергею Попову:
Археология как раз есть, и немалая. И по территории вокруг храма, и по валу северо-западнее, и по Новоселке. А середину просто никто не исследовал. Может быть, прочтут археологи мою статью и заинтересуются )))
На отсутствие в летописях я внимание обратил в статье. Во время Долгорукого мало что в Суздальской земле вообще упоминалось (все больше Киев и гражданская война), но Кидекша как раз упоминается в связи со строительством белокаменного храма (тоже неплохо). А при потомках Юрия она уже приходила в запустение, причины я тоже по возможности анализирую.
Скловиноду: присоединяюсь к вопросу Сергея Попова.
Археология как раз есть, и немалая. И по территории вокруг храма, и по валу северо-западнее, и по Новоселке. А середину просто никто не исследовал. Может быть, прочтут археологи мою статью и заинтересуются )))
На отсутствие в летописях я внимание обратил в статье. Во время Долгорукого мало что в Суздальской земле вообще упоминалось (все больше Киев и гражданская война), но Кидекша как раз упоминается в связи со строительством белокаменного храма (тоже неплохо). А при потомках Юрия она уже приходила в запустение, причины я тоже по возможности анализирую.
Скловиноду: присоединяюсь к вопросу Сергея Попова.
Re: Историческая топография домонгольской Кидекши
Сергею Заграевскому
Первое, оборотите внимание на аркатуру. Даже сейчас, когда храм находится на примерно 1 метр в земле, аркатурный пояс располагается вышее середины фасада. А если храм откопать по цоколь, то аркатура окажется ещё вышее, чем сейчас. Второе, окна в апсидах расположены достаточно высоко, особенно в сравнении со Спасо-Преображенским собором в Переяславле-Залесском. Третье, отсутствует сужение стены в верхнем ярусу, опять в сравнении со Спасо-Преображенским собором в Переяславле-Залесском.
Первое, оборотите внимание на аркатуру. Даже сейчас, когда храм находится на примерно 1 метр в земле, аркатурный пояс располагается вышее середины фасада. А если храм откопать по цоколь, то аркатура окажется ещё вышее, чем сейчас. Второе, окна в апсидах расположены достаточно высоко, особенно в сравнении со Спасо-Преображенским собором в Переяславле-Залесском. Третье, отсутствует сужение стены в верхнем ярусу, опять в сравнении со Спасо-Преображенским собором в Переяславле-Залесском.
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Историческая топография домонгольской Кидекши
Коллега, аркатурный пояс в Кидекше примерно на такой же высоте, как в Переславле (не забывайте, что Спасо-Преобр. собор тоже в землю существенно врос), окна в апсидах поздние и ниже окон переславского собора, а стены сужаются примерно так же, уступообразно. И потом, даже если бы все было так, как считаете Вы, почему из этого должны следовать повышенные рукава креста?Скловинод писал(а):Сергею Заграевскому
Первое, оборотите внимание на аркатуру. Даже сейчас, когда храм находится на примерно 1 метр в земле, аркатурный пояс располагается вышее середины фасада. А если храм откопать по цоколь, то аркатура окажется ещё вышее, чем сейчас. Второе, окна в апсидах расположены достаточно высоко, особенно в сравнении со Спасо-Преображенским собором в Переяславле-Залесском. Третье, отсутствует сужение стены в верхнем ярусу, опять в сравнении со Спасо-Преображенским собором в Переяславле-Залесском.
Re: Историческая топография домонгольской Кидекши
Сергею Заграевскому
Об аркатуре. Нет, Сергей Вольфгангович, аркатурный пояс Борисоглебской церкви расположен вышее середины фасада. Мы это видим по фотографиям и по реконструкциям. Не существенно, но вышее середины.
Об окнах в апсидах. Окна апсид Спасского собора даже сейчас расположены слегка понижено по отношению к фасаду. Но если внимательно взглянуть на фотографии 60-х годов 20-го века с востока, то мы увидим, что окна снизу слегка заложены, и начальная высота окна была чуть-чуть побольше, чем сейчас. Поэтому изначально окна были ещё более пониженными по отношению к фасаду, чем сейчас. В Церкве Бориса и Глеба я разумеется имею в виду не поздние низкорасположенные окна, а древние ныне заложенные окна апсид. Нижняя граница этих древних окон располагается чуть-чуть нижее аркатурного пояса. И если мы отложим от этой границы даже нынешнюю слегка уменьшенную высоту окна Спасского собора, то окна Борисоглебской церкви будут располагаться явно вышее середины реконструируемого сейчас фасада.
Об толщине стены. Я не имею ввиду общее плавное утончение стены Борисоглебской церкви к верху, я имею ввиду на фону общего плавного утончения ещё и уступообразное утончение в верхнем ярусу, как в Спасском соборе. И такое уступообразное утончение в Спасском соборе есть, а в Борисоглебской церкви оно отсутствует.
Учитывая всё вышеописанное, я и прихожу к выводу о том, что Церковь Бориса и Глеба в Кидекше изначально была церковью с повышенными ветвями креста.
Об аркатуре. Нет, Сергей Вольфгангович, аркатурный пояс Борисоглебской церкви расположен вышее середины фасада. Мы это видим по фотографиям и по реконструкциям. Не существенно, но вышее середины.
Об окнах в апсидах. Окна апсид Спасского собора даже сейчас расположены слегка понижено по отношению к фасаду. Но если внимательно взглянуть на фотографии 60-х годов 20-го века с востока, то мы увидим, что окна снизу слегка заложены, и начальная высота окна была чуть-чуть побольше, чем сейчас. Поэтому изначально окна были ещё более пониженными по отношению к фасаду, чем сейчас. В Церкве Бориса и Глеба я разумеется имею в виду не поздние низкорасположенные окна, а древние ныне заложенные окна апсид. Нижняя граница этих древних окон располагается чуть-чуть нижее аркатурного пояса. И если мы отложим от этой границы даже нынешнюю слегка уменьшенную высоту окна Спасского собора, то окна Борисоглебской церкви будут располагаться явно вышее середины реконструируемого сейчас фасада.
Об толщине стены. Я не имею ввиду общее плавное утончение стены Борисоглебской церкви к верху, я имею ввиду на фону общего плавного утончения ещё и уступообразное утончение в верхнем ярусу, как в Спасском соборе. И такое уступообразное утончение в Спасском соборе есть, а в Борисоглебской церкви оно отсутствует.
Учитывая всё вышеописанное, я и прихожу к выводу о том, что Церковь Бориса и Глеба в Кидекше изначально была церковью с повышенными ветвями креста.
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Историческая топография домонгольской Кидекши
Опять же, полюбопытствую - что понимается под типом церкви с повышенными ветвями креста?Скловинод писал(а):... Учитывая всё вышеописанное, я и прихожу к выводу о том, что Церковь Бориса и Глеба в Кидекше изначально была церковью с повышенными ветвями креста.
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Историческая топография домонгольской Кидекши
Возможно, коллега Скловинод имеет в виду пониженные подпружные арки. Или повышенные рукава креста по сравнению с рукавами переславского собора. Надеюсь, он нам это объяснит. Как и то, почему из высоты аркатурного пояса, окон апсид и сужения стены должны следовать пресловутые повышенные рукава креста.
Известно, что церковь в Кидекше - не полный двойник переславского собора, там чуть-чуть иные пропорции (ширина прясел, например, тоже немного отличается), но не настолько же, чтобы предполагать другую конструкцию верха, тем более такую экзотичную, как пониженные арки (если, конечно, Скловинод имеет в виду их).
Известно, что церковь в Кидекше - не полный двойник переславского собора, там чуть-чуть иные пропорции (ширина прясел, например, тоже немного отличается), но не настолько же, чтобы предполагать другую конструкцию верха, тем более такую экзотичную, как пониженные арки (если, конечно, Скловинод имеет в виду их).
Re: Историческая топография домонгольской Кидекши
Сергею Заграевскому
Ветви креста - это рукавы креста.
Разумеется, что никакие пониженные подпружные арки я в виду не имел, они появились скорее всего в послемонгольское време. Я имею в виду классический древнерусский крестово-купольный храм 11-го века с повышенными сводами рукавов креста по отношению к сводам угловых ячеек. По сути Борисоглебская церква мало чем отличалась от древнерусских храмов 11-го века за исключением небольшого утончения стены к верху, которое позволило чуть-чуть уменьшить расход материала и ещё более повысить устойчивость храма, и романского декора.
А вот Спасский собор для своего времени был необычным. Кроме утончения стены в верхнем ярусу, которое позволило ещё более уменьшить расход камня, храм был с диагональными псевдосводами. Это видно по наклону гребней сводов рукавов креста от постамента к закомарам и по эллипсовидности подпружных арок отмеченной и промеренной Г.И. Котовым. Но я сейчас не хочу более углубляться в эту тему.
Ветви креста - это рукавы креста.
Разумеется, что никакие пониженные подпружные арки я в виду не имел, они появились скорее всего в послемонгольское време. Я имею в виду классический древнерусский крестово-купольный храм 11-го века с повышенными сводами рукавов креста по отношению к сводам угловых ячеек. По сути Борисоглебская церква мало чем отличалась от древнерусских храмов 11-го века за исключением небольшого утончения стены к верху, которое позволило чуть-чуть уменьшить расход материала и ещё более повысить устойчивость храма, и романского декора.
А вот Спасский собор для своего времени был необычным. Кроме утончения стены в верхнем ярусу, которое позволило ещё более уменьшить расход камня, храм был с диагональными псевдосводами. Это видно по наклону гребней сводов рукавов креста от постамента к закомарам и по эллипсовидности подпружных арок отмеченной и промеренной Г.И. Котовым. Но я сейчас не хочу более углубляться в эту тему.
Re: Историческая топография домонгольской Кидекши
Уважаемый Скловинод! Может, стоит зарегистрироваться на форуме, чтобы не ждать каждый раз пока модераторы утвердят Ваше сообщение?
Если не хотите, например, светить свою электронную почту (которая необходима при регистрации), так можно или дополнительный ящик завести или создать одноразовый для такого дела.
Если не хотите, например, светить свою электронную почту (которая необходима при регистрации), так можно или дополнительный ящик завести или создать одноразовый для такого дела.
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Историческая топография домонгольской Кидекши
Какой из трех сохранившихся древнерусских храмов 11 века Вы называете классическим?Скловинод писал(а):... Я имею в виду классический древнерусский крестово-купольный храм 11-го века...
Re: Историческая топография домонгольской Кидекши
Терентию
Регистрация связана с паролем, а за чем мне лишняя головная боль из-за пароля. Я отправляю одно, максимум два сообщения в день, поэтому утверждение сообщения мне не мешает. Я дышу ровно, в холодной водичке не нуждаюсь. Меня всё устраивает.
Регистрация связана с паролем, а за чем мне лишняя головная боль из-за пароля. Я отправляю одно, максимум два сообщения в день, поэтому утверждение сообщения мне не мешает. Я дышу ровно, в холодной водичке не нуждаюсь. Меня всё устраивает.
Re: Историческая топография домонгольской Кидекши
Сергею Попову
Я имею в виду тип классического древнерусского крестово-купольного храма 11-го века с повышенными сводами рукавов креста по отношению к сводам угловых ячеек.
Я имею в виду тип классического древнерусского крестово-купольного храма 11-го века с повышенными сводами рукавов креста по отношению к сводам угловых ячеек.
- Александр Богданов
- Модератор
- Сообщения: 5848
- Зарегистрирован: 20 фев 2007, 08:33
- Откуда: Ивановская область, г.Кинешма
Re: Историческая топография домонгольской Кидекши
То есть то, что для утверждения любого Вашего сообщения требуется оторвать модератора от работы Вы считаете нормальным? Я вот сейчас занимался добавлением координат, пришло письмо, отвлекся. Это нормально? Т.е. пароль, который можно в любом браузере сохранить это головная боль, а отвлекать других людей от работы - нормально, Это было последнее Ваше сообщение, которое я добавил. Больше и глазом не поведу в Вашу сторону, Думаю, что и Терентий тоже.Скловинод писал(а):Терентию
Регистрация связана с паролем, а за чем мне лишняя головная боль из-за пароля. Я отправляю одно, максимум два сообщения в день, поэтому утверждение сообщения мне не мешает. Я дышу ровно, в холодной водичке не нуждаюсь. Меня всё устраивает.
С уважением, А. Богданов
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Историческая топография домонгольской Кидекши
Пониженные угловые ячейки - явление в древнерусской архитектуре еще более редкое, чем пониженные подпружные арки, и у нас нет абсолютно никаких оснований предполагать таковые в Кидекше. Во-первых, западные ячейки в Кидекше сохранились, и они равны по высоте рукавам креста. Во-вторых, в очень близком типологически и стилистически переславском соборе сохранились и восточные ячейки, и они тоже обычной высоты. Все храмы с пониженными угловыми ячейками находятся в других регионах и несравненно менее похожи на церковь в Кидекше, чем переславский собор.
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Историческая топография домонгольской Кидекши
Так от всей древнерусской архитектуры 11 века сохранилось только три собора - Софийские в Киеве и Новгороде и Спасо-Преображенский в Чернигове... так какой из них Вы называете классическим и какую видите связь между ними и храмом в Кидекше?Скловинод писал(а):Я имею в виду тип классического древнерусского крестово-купольного храма 11-го века с повышенными сводами рукавов креста по отношению к сводам угловых ячеек.