Вологда-Устюг-Каргополь 2015

Схемы и описания проезда, время работы, и прочие темы, связанные с посещением храмов и монастырей
Ответить
Аватара пользователя
Павел @sobory.ru
Модератор
Сообщения: 4783
Зарегистрирован: 04 апр 2004, 22:00
Контактная информация:

Вологда-Устюг-Каргополь 2015

Сообщение Павел @sobory.ru »

Стихийно образовалась экспедиция по маршруту Вологда-Тотьма-Устюг-Сольвычегодск-Лальск-Вологда-Кириллов-Каргополь-Москва.
Выезд 11го очень поздно вечером, возвращение 16го очень поздно вечером (но есть риск задержаться на день, чтобы сделать поездку чуть менее тяжелой).
Едем одной машиной (Володиной), Володя, Юра, Сергей и я. Мест больше нет, к сожалению, иначе на 5 дней будет слишком тесно.
Советы, пожелания, просьбы что-то конкретное сфотографировать конечно принимаем.
Аватара пользователя
Василий Шелёмин
Модератор
Сообщения: 4623
Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Вологда-Устюг-Каргополь 2015

Сообщение Василий Шелёмин »

Надеюсь быть в Лальске, Сольвычегодске, Устюге, Вологде где-то в районе 24-26 июня. Буду нюхать ваши следы:-).
К Покрову на Лузе собираетесь?
И, этта... Попробуйте узнать в Лальске про дорогу на Ильинско-Подомское. Я постараюсь выйти на связь.
Аватара пользователя
Павел @sobory.ru
Модератор
Сообщения: 4783
Зарегистрирован: 04 апр 2004, 22:00
Контактная информация:

Re: Вологда-Устюг-Каргополь 2015

Сообщение Павел @sobory.ru »

Василий, принято, постараемся.
Аватара пользователя
uchazdneg
Модератор
Сообщения: 2864
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 00:38
Откуда: N-37-II
Контактная информация:

Re: Вологда-Устюг-Каргополь 2015

Сообщение uchazdneg »

Василий, загляни в соседнюю ветку!! Жми мимо Верхнелальской церкви напрямки по новехонькой дороге прямиком на Виледь, выезд на асфальт в точке N61,101588°E47,874775° - и дальше направо до моста через Виледь примерно 6 км, за мостом заправка, кафе, гостиница и асфальт до самого СПб!

Извини за тормоза - сам в лесу постоянно..
Аватара пользователя
Павел @sobory.ru
Модератор
Сообщения: 4783
Зарегистрирован: 04 апр 2004, 22:00
Контактная информация:

Re: Вологда-Устюг-Каргополь 2015

Сообщение Павел @sobory.ru »

Мы не поехали в Лальск - решили сэкономить время, уделить больше внимания Устюгу и Каргополю.
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2173
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область
Контактная информация:

Re: Вологда-Устюг-Каргополь 2015

Сообщение Юрий Булкин »

Вологда-Устюг-Каргополь 2015 г.


Спонтанность в начале какого-нибудь путешествия - это не состояние человека, а необходимая потребность в быстрой реализации того или иного действия.
(Мысли,навеянные общением с С.Ю.Поповым)

Вся программа нашей поездки сложилась, как и полагается у нас, - неожиданно. Сидели тихо-мирно, обсуждали проблемы каталога, запивая решения хорошим пивом. Думали, как будем использовать предоставленные правительством выходные дни. И тут между важным делом кто-то решил позвонить Сергею Попову. И в разговоре вдруг слышатся названия «Тотьма» и «Великий Устюг». А уж когда Сергей (по телефону) сказал, что у него и маршрутик имеется, тут сразу все прониклись этой идеей... и поехали… Скажу сразу, что формат изложения я на сей раз поменял, чтобы попытаться убрать пресность из изложения. Получилось - не получилось, что равняется нравится - не нравится, судить не мне.

Москва. Ярославское шоссе. Радостная встреча - 22:45
День первый. 12.06.2015 г.

1. Горушка. Казанский Даниловский женский монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери. 1901-1918 гг. Архитектор Василий Антонович Косяков.
Расстояние всего-то 350 км, 04:45
DSCF2424.jpg
Махровый ретроспективизм. Церквей, отмеченных у нас на соборах, числится 315, что говорит о популярности стиля в начале 20 века. Скорее, их больше и со временем их количество будет увеличиваться. Термин ретроспективизм - сугубо российский. Хотел прокомментировать Сергея Попова, но у него, к сожалению, про этот стиль ничего не написано. Недоработка.

Исторические сведения: В 1931 году организовалась сельхозартель под названием «Красная Горушка», все желающие быстро заселились в монашеских кельях. Воспользовавшись монастырским хозяйством, колхоз сразу же стал передовым. Колокольня была взорвана до основания. Собор использовали под колхозное хранилище и склады.
Благодаря колхозу, как я уже неоднократно замечал, собор сохранился. Вот только колокольню ума не хватило приспособить, так бы, может, эта артель была в рядах зачинателей стахановского движения в своей области. Могли бы хоть приспособить под водонапорную башню, например. Но, наверное, кирпич понадобился для доски почета передовикам.

Путь наш дальше лежал в губернский город Вологду, где мы должны были набраться сил для дальнейшего путешествия.
130 км, 06:00
DSCF2525.jpg
Вологда. На территории города выявлено 224 памятника истории, архитектуры, культуры; 128 из них взяты под охрану государством. Про охрану все, конечно, наслышаны, так что не буду здесь усугублять. Историки и археологи, как им и полагается, продолжают спорить о времени возникновения города. Ищут. Но наш путь лежал дальше к удивительным памятникам этой самой области, которые ещё не поставлены на охрану, а если и поставлены, то как-то странно охраняются.

2. Замошье. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1805-1812 гг.
Расстояние - 60 км, 14:00
DSCF2515н.jpg
Архитектурный стиль барокко, к которому на страницах каталога и отнесли эту церковь. Всего же к этому стилю относятся 1053 церкви, что вселяет надежду.

Исторические сведения: На втором этаже церкви разместили зерносклад, на первом - картофелесушилку, в алтаре была кузница, а позднее - склад газовых баллонов.
Мы тщательно отфотографировали этот шедевр и, как оказывается, совершенно не зря.
К глубокому сожалению, в сентябре 2017 г. рухнула часть церкви. На наших фотографиях она еще цела. Вот так и задумаешься - может, лучше бы картофелесушилка там и оставалась? Может, и церковь цела была, и чипсами вся округа была снабжена.

3. Варницы. Церковь Воскресения Христова, 1743-1775 гг.
Совсем немного, по нашим меркам, - 180 км, 16:35

Топонимы в этой местности восхищают: Хоробардина гора возвышается над речкой Ковдой, над пустошью, где стояли некогда соляные варницы и где бежит среди буйных трав речка с интересным названием Солонуха. Наш главный специалист по стилям безошибочно, не задумываясь, определяет, что это барокко, и молниеносно добавляет «тотемское», что сразу же поверилось в это.
DSCF2540.jpg
Решил почитать о достоинствах этого изумительного памятника. И заблудился. Наши искусствоведы так занялись описанием объектов, что порой не понимаешь, что слова, сложенные из русского алфавита, означают совершенно не то, что предполагаешь. Отсюда вывод: искусствоведы должны работать в разведке. Чтобы их послания, попавшие врагу, никто не мог расшифровать.

Юстас Алексу: «Его фасады украшают все те же пилястры на консолях, цокольный пояс с валиками и поребриком, завершающий карниз с поясом фестончатых зубчиков и, наконец, рамочные оконные наличники с килевидными фронтонами на манер XVII века».

Через два дня в Москве перевели: «Наружные стены строения украшают все те же вертикальные выступы, изображающие колонны на опорах, нижнюю часть здания с полукруглым выступом и орнаментальной кирпичной кладкой, с ребром наружу, завершающей горизонтальный выступ на стене с рядом орнаментальной полосы с обращенным вниз в виде ступенчатых зубцов и, наконец, оконные наличники, напоминающие перевёрнутый киль корабля на манер 17 века…
Что означает: в южном направлении проследовал грузовой состав с техникой на колесах, танками и орудиями, завершает состав - несколько вагонов с боеприпасами, и наконец, 17 теплушек с обслуживающим персоналом…

Родоначальница стиля тотемского барокко нынче брошена, но всё равно замечательна. Соль кончилась, вера кончилась, люди ещё живут мало-мало…

Исторические сведения: В советские годы были уничтожены навершие колокольни со шпилем и церковная ограда; в конце 1940-х годов храм горел. Впоследствии в здании размещались ремонтные мастерские совхоза "Тотемский". В этом разрушенном храме были в наше время явления святого Максима: его видели в алтаре, одетого в одну лишь рубаху.
Одна из легенд о Тотьме связана с ее названием. Петр Великий, известный своей неуемной энергией, плыл мимо городка по речке Сухоне. Увидев на противоположном берегу нечто, вскинул руку в сторону дремучего леса и молвил: «То – тьма!». Но как поясняют краеведы, Тотьма начинает свою историю с XII века и слово это на языке живших уже здесь чуди - финно-угорских племен - означает «сырое низкое место».
Ну вот, краеведы обязательно выведут что-то свое, отличное от занимательных легенд. И от такого подхода становится как-то скучновато.
DSCF2650.jpg
Интересные сведения: Как утверждают, Тотьма – единственный в России город, на гербе которого присутствует заокеанский зверь – черная лисица, обитающая на американских Алеутских островах. Герб этот, якобы, утверждала сама императрица Екатерина II. В советские времена лисицу то перекрашивали в рыжий цвет, как и подобает её русской соотечественнице, то вместо нее рисовали собаку. Но от истории нельзя укрыть чёрное под рыжим, или лису под собакой. Всё равно выплывет.
Загадок в этом крае достаточно много, поэтому и нужно ехать в Тотьму и приглядеться к ее чудесам. Мы и поехали. Сильнее всех волновался Сергей. Он бывал здесь в годы своей юности и ему не терпелось увидеть места, дорогие его воспоминаниям. Поток этих воспоминаний из далекого прошлого, замешанный на личном опыте и скрупулезно почерпнутый из справочников, гнал его с нами к этому изумительному месту.

4. Тотьма. Храмовый комплекс. Церкви Входа Господня в Иерусалим и Иоанна Предтечи.
Рядом - 2 км, 17:20

Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим, 1794 г.
В архитектурном облике преобладают черты барокко. Красивейший храм города, бесспорный шедевр “тотемского барокко”. Церковь используется в качестве музея мореходов. К великому сожалению, дальнейшего развития этот стиль на Вологодчине не получил.

Самый, вероятно, яркий представитель тотемского барокко – типичный корабль. Если вы видите храм, напоминающий этот – в стиле можно не сомневаться. Недействующая. Внутри - музей мореплавателей, коих Тотьма исправно поставляла русскому флоту. Стоит посетить.
DSCF2793.jpg
Плоские, на углах парные пилястры, опирающиеся на оригинальные висячие консоли, членят стены, увенчанные сочным карнизом из простых профилей с раскреповками и выразительными фестончиками под нижним полувалом.
Просто песня. Умеют же описывать…

«Сочный карниз» меня сподвиг на еще большее углубление описания: «Красочно-плоские, на углах изумительно выраженные колоритные парные пилястры, опирающиеся на оригинальные, ядреные висячие консоли, членят, бьющие в глаза, стены, увенчанные сочным, душистым карнизом, из простых, нажористых профилей с тучными раскреповками и выразительно-пронзительными фестончиками под живописным нижним подвалом…

Исторические сведения: В советские годы в здании церкви был винзавод. Использование помещения под винзавод мне попадается также впервые. То ли дело - склад, керосинка… Но, как оказалось, наш экскурсовод про винзавод ничего не знал. Он всё наше внимание обращал на сочность архитектурных достоинств. И надо сказать, это ему удалось. Мы моментально этим прониклись.
На церкви висит объявление серьезного содержания.
DSCF2675.jpg
Хорошо, что оно нам попалось на глаза. Мы и не стали звонить.
DSCF2663.jpg
Тотьма. Церковь Иоанна Предтечи, 1738-1744 гг.
Напротив - 200 м.
06400_20070430_001745.jpg
Если бы не оставшийся декор да апсида, да еще соборы.ру, так и не подумал бы, что это был когда-то двухъярусный четверик с небольшим восьмериком и главкой. И ходил бы я сюда за мебелью и стройматериалами да восхищался: какое крепкое здание соорудили себе кооператоры.

5. Тотьма. Церковь Рождества Христова, 1746-1793 гг.
Близко - 300 м.

По соседству с великолепной Входоиерусалимской церковью стоит более скромная церковь Рождества Христова.
За 5 лет превратилась из невнятной руины в воздушный торт – украшение города. Наряду с Входоиерусалимской церковью подсвечивается в темное время – красотища необыкновенная! Вот бы у кого гламуру поучиться.
03691_20160725_001651.jpg
В послереволюционное время здание использовалось в хозяйственных целях. В каких именно - историки пока умалчивают. Скорее всего, как дополнение к винзаводу. Может, там сусло бродило в стеклянной таре. И получался любимый напиток советских трудящихся - портвейн типа «Золотистое» или «Плодово-ягодное»…

6. Тотьма. Спасо-Суморин монастырь, 1554 г.
Немного дальше - 1,5 км, 18:00
DSCF2745.jpg
Расположен на западной окраине города на берегу Песьей Деньги. Полуразрушен.
Наиболее величественной постройкой монастыря является Вознесенский собор 1796 г. Здание церкви в стиле зрелого классицизма, трехэтажное, построенное по проекту В.М. Казакова.

Река Песья Деньга. Замечательное название, таящее в себе легенду. Попробую пересказать. Ехал царь Иван Грозный в Тотьму и перед самым городом его царская повозка увязла в ручье. Тут сразу же на помощь подскочили местные мужики и на руках вынесли царя с повозкой на твердое место. Грозный царь самолично расплатился с мужиками. Протянул несколько серебряных монет. И вот одна из них возьми, да и выскользни из царевых рук. И упала она в ручей, и скрылась из глаз. «А пес с ней, с деньгой!» - воскликнули тотемские мужики. - С самим царем рядом стоим!» Растрогался царь, ничего больше не дал взамен утерянному и поехал дальше. А может мужики, глядя вслед царской повозке, произнесли уже другое?
DSCF2787.jpg
Исторические сведения: После закрытия в 1919 году здания Спасо-Суморина монастыря использовались для различных хозяйственных целей, в разное время здесь размещался техникум, воинская часть, отделы музея и другие учреждения.

7. Тотьма. Храмовый комплекс. Церкви Воскресения Христова и Успения Пресвятой Богородицы, 1744-1808 гг.
Недалеко - 2,5 км, 18:40
DSCF2770.jpg
Ниже по течению Сухоны на её высоком берегу стоит храмовый ансамбль, заметный, в первую очередь, благодаря высокой колокольне. Рядом видна массивная кубическая постройка, в которой с первого взгляда довольно трудно признать церковь. Церковь Успения выполнена в духе провинциального классицизма и откровенно проигрывает другим тотемским храмам. Спасает комплекс великолепная колокольня, которая служит доминантой всей восточной части города. Её начали строить рядом со старой Успенской церковью в 1790-е годы, а завершили одновременно с новым скромным храмом.
DSCF2783н.jpg
Исторические сведения: С 1937 по 1962 год в храме размещался цех пищепрома, потом - кондитерский цех. Так и хочется представить себе, как по всей округе с раннего утра разливался зазывающий запах ванили, шоколада и крема «патиссе». С начала 1960-х по 1973 год в здании северной палатки, что примыкает к колокольне, находился магазин по продаже керосина, гвоздей и рабочего инвентаря. Сегодня в здании размещается филиал Тотемского музейного объединения - Музейно-выставочный центр "На Большой Садовой".

Музей церковной утвари, колокольня, на которую нужно залезть. Рядом - почти незаметный огрызок Воскресенской церкви, когда-то составлявшей с Успенской приличный ансамбль.
Главная достопримечательность - это, конечно, колокольня. Она завораживает.


8. Тотьма. Собор Богоявления Господня, 1863-1872 гг.
Опять недалеко - 460 м.
06401_20130114_145737.jpg
Монументальный двухэтажный Богоявленский собор (ныне Дом культуры) тяжеловесен, непропорционален и сух. Так и брызжет классицизмом.
А мне, если посмотреть на старые фотографии, собор понравился. Сух он или непропорционален - может быть, а понравился. Еще при подъезде напоминает какое-то административное здание. Ну, или Дом культуры вконец. Культуры в стране должно быть много и она должна быть Большая…
06401_20170205_005221.jpg
Исторические сведения: При советской власти после очередного пожара, оставившего собор без куполов, здание в 1929 году приспособили под кинотеатр "Октябрь", а в наше время - под городской центр культуры, который и поныне пребывает в его стенах.
Всё-таки, как ни крути, мы к культуре тянемся.

День второй. 13.06.2015 г.
9. Нюба. Церковь Николая Чудотворца, 1821 г., барокко.
Не испугаешь - 350 км.

Церковь двухэтажная, в одной связи с колокольней. Окружена была каменной оградой.
Исторические сведения: В 1932 году церковь была упразднена, после чего её помещения использовались под клуб, общественную столовую, склад.
Ну, ограду, понятно, растащили местные жители. Но возможно, это было сделано из предосторожности к культурно отдыхающей молодежи. Вообще, просматривается такая тенденция и ее можно проследить, сравнив области России. Например, во Владимирской области все больше помещения использовались под механические агрегаты и склады запчастей к ним. А вот в Вологодской народ просто насыщался культурой и тягой к складированию, сохранению, торговле.
Вспомнился такой эпизод из истории церкви в Подмосковье, где церковь тоже приспособили под клуб. Огородили деревянным заборчиком и стали по субботам проводить танцы. Так вот, в воскресенье все работники клуба выходили дружно на субботник - ремонтировать забор, а на стене церкви-клуба появилось красочное объявление: «Администрация убедительно просит отдыхающих не разбирать забор на орудия выяснения отношений».
DSCF2820.jpg
Композиция получилась весьма оригинальная - это традиционный здесь корабль с колокольней на «плечах», трапезной, длинным предбанником и крылечком. Похоже, никак не используется.

Мы же застали ее использующуюся по загон для скота, как мне показалось - крупнорогатого.
Про саму деревню с поэтическим названием Нюба практически ничего сыскать не удалось.
Из СМИ: В 2011 году начались восстановительные работы. (И в чём это выразилось, мне, стоящему посреди церкви-хлева, было непонятно). Постоянных жителей здесь меньше десятка. Старинная деревня в 60-е присоединилась к местному совхозу. 400 человек выращивали овощи, зерновые, производили мясо, молоко. В совхозе работали целые династии. В последние годы опустевшая было деревня начала оживать, и задача - возродить храм.
Приход появился еще в начале 17 века. Сначала здесь была деревянная церковь. В 1818 году силами прихожан построили каменную. Благословение на восстановление дал епископ Котласский и Вельский Василий. Недавно здесь прошел первый молебен. Вот это описание датируется 04 июлем 2015 года. Я же осматривал церковь 13 июня 2015 года. И за две недели такой прорыв?

Наш путь лежал к Сольвычегодску.

10. Сольвычегодск. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы, 1584 г.
Совсем рядом - 11 км, 12:30

Для начала можно посмотреть на него из-за Вычегды - уже производит впечатление. Вблизи не хуже, хотя годы неухоженности оставили отпечаток - даже шпиль загибается. Собор - музей с часами работы. Попасть внутрь категорически рекомендуется.
DSCF2869.jpg
Благовещенский собор - центральный памятник Сольвычегодска. Благовещенский собор являлся для построившего его купца Аники Строганова «с сыновьями и внуками» не только храмом, но и укрепленной цитаделью. В подвалах собора размещались склады пушнины, хранились ценности. Здесь же были устроены тюремные казематы.
Суровые такие тотемские купцы. Далеко в будущее смотрели. Чуть что, недовольство или пушнины мало принес – сразу в казематы на отрезвление. И тут же можно в грехах покаяться.

11. Сольвычегодск. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, 1697 г., барокко.

Неплоха, но очень печальна. Начинают её восстанавливать (оцинковка уже блестит), но хватит ли запала и средств? Как привлечь внимание к этому уголку России - ума не приложу. Лес дорубят - все уйдут.
DSCF3040_2.jpg
Исторические сведения: В послевоенное время на первом этаже Спасообыденного храма размещались гараж местного совхоза и склад ГОРПО, а на верхнем - общежитие для рабочих. Дважды там располагался магазин (последний раз - в период с начала 1978 до середины 1993 года).
Вот кто-нибудь может сегодня сказать, что это за таинственное ГОРПО? А это - городское потребительское общество - по-простому кооператив, который закупал у населения и колхозов сырьё, дикорастущие плоды, ягоды, грибы, лекарственные травы. Удобно. Вверху жилье, внизу рабочее место. Знали бы это купцы…

12. Сольвычегодск. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы, 1696 г.

Один из Строгановских храмов – само собой, уже знак качества. Всё как положено - узоры, кудри, изразцы (точь-в-точь как балахнинские - немудрено, у Строгановых были особые интересы в Нижнем). Храм с часами службы. Попасть внутрь категорически рекомендуется. Рядом - соленый источник, символ былого процветания Строгановых - а стало быть, и всего города.
DSCF3098_1н.jpg
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы бывшего Введенского монастыря, построена в 1689-1693 гг. из красного кирпича в стиле «московского барокко». У нас на соборах Сергей отметил, что нарышкинское и строгановское барокко. Он является первым в ряду оригинальнейших построек рубежа XVII-XVIII веков, которые составляют особое направление в развитии стиля московского барокко и по имени их основного заказчика Г.Д. Строганова именуются строгановскими. Для этих культовых зданий характерны особый тип храма и подчеркнутая пышность внешнего декора, основанного на широком использовании ордерной системы.
Нарышкинского барокко у нас на карте 97. Это радует. Строгановского всего 6. Это печалит. Московского барокко со всеми сюда входящими направлениями - 1054 штуки. Это настраивает на оптимизм.

Исторические сведения: В 1920 году Введенский собор передали Сольвычегодскому музею. В 1930 году колокольня, ограда и часть монастырских строений собора были сломаны, так как комиссия решила, что они не имеют художественного значения. В 1943 году Введенский собор благодаря просьбам верующих и разрешению властей приходу вернули. В настоящее время Введенский собор является действующим.

В фотографировании внутри нам отказали. Батюшка был неприступен и подозрительно нас осматривал. Можно, конечно, было бы и из-под полы, но мы на это не повелись. Всё-таки не менее серьезные люди, чем батюшка.

Переправа. Паромом на Козьмино. Каждый час. Время в пути 10 минут. 15:10
DSCF3108_1н.jpg
13. Морозовица. Троице-Гледенский монастырь, 1200 г.
Опять не так уж далеко - 110 км, 16:50

Архитектурный облик монастыря сложился в конце XVII - первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов были построен каменный Троицкий собор.

Собор напоминает снаружи Михаило-Архангельский в Устюге, остальные храмы невыразительны - разруха. Одна из башенок ограды весьма симпатична. Иконостас собора - неожиданное барокко, выполнен мастерски и с фантазией (обратите внимание на форму картушей, царские врата и пр.). Собор открыт для доступа, безусловно, летом, а в мае и сентябре - по погоде.
Иконостас удивительный. Сохранившийся. Можно разглядывать часами и открывать для себя всё новые и новые мотивы.
DSCF3159_1н.jpg
Исторические сведения: В декабре 1918 года монахини создают Троицкую сельскохозяйственную коммуну, но фактически в монастыре остаются прежние порядки. В 1925 году коммуна ликвидируется с выселением всех монахинь. Территория монастыря отдается под размещение колонии для беспризорников. В сентябре 1929 года Троице-Гледенский монастырь передается коммуне «Зарево». Позднее под дом престарелых, с 1952 года – дом инвалидов. В начале 1980-х годов весь монастырский комплекс был передан в ведение музея.
Умели же придумывать красочные названия. Не зарница, не заря, а целое Зарево!

14. Дымково. Ансамбль церквей Димитрия Солунского и Сергия Радонежского, 1680 г.
По дороге - 8,8 км, 17:50

Комплекс этот расположен на противоположном по отношению к городу правом берегу Сухоны. Основным аспектом этого комплекса всегда служил его восточный фасад, обращенный к реке и к городу, а самые интересные видовые точки открываются на Дымково с городской Набережной. Вокруг церквей построена каменная ограда с двумя небольшими башенками на углах.
DSCF3310_1н.jpg
Ансамбль стоит напротив Великого Устюга, в заречной Дымковской слободе. Сперва, конечно, нужно долго глядеть через реку на город – выглядит бесподобно. Потом обернуться и восхититься не менее эффектной парой церквей – одноглавой и пятиглавой. К сожалению, заперты, зато целы.

Великий Устюг - небольшой город с небольшим количеством населения, но в то же время здесь находится большое количество интересных архитектурных объектов - богатое культурное наследие. В его названии запечатлено географическое положение города - в устье реки Юга.
Да, тяжеловато с легендами по поводу названия. Краеведы явно не доработали.

Но особую известность город приобрел в 1999 году, когда его официально объявили родиной Деда Мороза. По прибытии в этот, как пишут, небольшой городок, я участникам поездки несколько раз предлагал посетить эту резиденцию. Ну, чтобы ощущения от пребывания были полными. Но Сергей и Владимир наотрез отказались пополнить мои впечатления. Не вникли в мои мечты оставить записку с просьбой из моего прошлого, навеянного далекими новогодними встречами с ним в местном клубе моего фабричного поселка. А вдруг Дед Мороз там настоящий?

15. Великий Устюг. Церковь Симеона Столпника, 1747 г.
Приехали - 8,2 км, 19:40

Церковь Симеона Столпника по своей композиции не имеет аналогий в русской архитектуре 18 века. Выполнена в стиле барокко - богато отделана, как заметил Сергей – тотемского. Композиция церкви существенно отличается от других храмов Великого Устюга.
Хотите полюбоваться чудом? Тогда вам сюда. Явно чувствуется рука купца «Иголкина».
DSCF3387_1н.jpg
Свежеотреставрирована, единственный представитель европейского барокко в городе. Калькой со столиц не выглядит, держится с достоинством.

Отступлю от описания. Согласен с Василием, он точно определил, что многие церкви - держатся. Вцепились в эту землю. Собрали в себе энергию, заложенную нашими предками. Наперекор всем непогодам, революциям, колхозам, экологиям, министерствам культуры, «доброжелателям» - стоят и держатся. Непонятная страна, у которой есть какая-то своя тайна.

16. Великий Устюг. Храмовый комплекс. Церкви Жен-Мироносиц и Сретения Владимирской иконы Божией Матери, 1690-1722 гг.
20:10

Кстати, Сергей наотрез отказался определить архитектурный стиль.

Исторические сведения: В мае 1925 года началась перестройка Сретенско-Мироносицкой церкви под клуб водников (Клуб речников). С западной стороны сделали двухэтажную пристройку, где разместились фойе и ряд помещений. С южной стороны пристроили вестибюль. С восточной – аппаратную. 15 мая 1926 года в бывшей Сретенско-Мироносицкой церкви торжественно открылся Клуб водников (Клуб речников). 25 января 2002 года клуб сгорел, в настоящее время от Сретенско-Мироносицкой церкви остался лишь обгоревший остов.
Как я понимаю, у водников или речников денег на восстановление своего «клуба» не нашлось. А что еще водники хотели? Сколько же можно было испытывать терпение?.. Пусть идут и свечки в соседнюю церковь поставят, что их клуб не сгорел намного раньше.
DSCF3394_1н.jpg
Церковь Жен-Мироносиц.
Яркая и блестящая - музей елочной игрушки как-никак. Однако и формы не подкачали. Стоящая с ней в паре громоздкая Сретенская в убитом состоянии.

17. Великий Устюг. Церковь Вознесения Господня, 1648 г.
20:20

Среди многочисленных храмов Великого Устюга церковь Вознесения стоит особняком, отличаясь исключительным богатством декоративного убранства, которое роднит ее с известными храмами "царственной" Москвы - церквами Троицы в Никитниках (1628-1654) и Рождества в Путинках (1649-1652), «иждивением» купца Никифора Ревякина, является самой древней из сохранившихся.
Увидеть великолепное узорочье в этом крае было крайне приятно.
DSCF3422_1н.jpg
Безусловно – украшение города, и без того богатого на всякие дива. Очень кудрявая, апофеоз кокошничества, но всё уместно. Музей иконостасов – сейчас выставлено 4, после реставрации ожидается 7 по числу престолов. Весьма рекомендую к посещению.

18. Великий Устюг. Церковь Николая Чудотворца, 1682 и 1720 гг.
20:40

Это самый ранний пример устюжского каменного двухэтажного храма, объединившего зимнюю и летнюю церкви.

И церковь, и колокольня - в вычурных кирпичных орнаментах. На колокольню можно залезть, но обзор не очень удачный - с набережной даже лучше. Вообще, колокольня уникальная – на двухэтажном основании (нечто подобное есть ещё в Соликамске). Церковь обойдите кругом - у неё очень трогательный придельчик.
DSCF3462_1н.jpg
Наш экскурсовод обычно произносит, видя что-то неординарное, смешной придельчик. Я бы определил как занимательный. Но трогательный придельчик тоже вписывается в этот ряд. Совершенно согласен.

Исторические сведения: В 1930 году Никольская церковь была закрыта и лишена главки с крестом. В том же году здание использовалось под пересыльный лагерь, потом как мастерские. В 1986 году после проведения реставрационных работ в здании Никольской церкви открыли выставочный зал музея. Богатые фондовые коллекции позволили показать разнообразие народного искусства устюжского края XVII - начала XX века: узорное ткачество (пестрядь, ремизное, браное, выборное), вышивку, кубовую набойку, резьбу и роспись по дереву, ковку и просечку, керамику.

19. Великий Устюг. Соборное дворище, 1650 г.
21:00
DSCF3277_1н.jpg
Шесть замечательных церквей и соборов, в одном из них - музей (история, краеведение, ремесла и т.п.). Века практически не тронули. Успенский собор с колокольней сделали бы честь любой столице. Малые соборы - Прокопия и Иоанна Устюжских - более камерные, но со вкусом. Удивительно, что выполненные в разных стилях постройки сложились в ансамбль без напряжения.

Среди многочисленных ансамблей Великого Устюга в первую очередь следует отметить центральный соборный комплекс, который с древнейших времен и вплоть до наших дней определяет собой архитектурное лицо города. Одна из наиболее живописных перспектив раскрывалась со стороны реки, куда соборная группа была обращена своим главным фасадом. 8 июня 1922 года во время празднования Круггородного воскресенья, при огромном стечении богомольцев, во время обедни в Успенский собор залетела молния, буквально через два месяца после изъятия имущества церкви.
Круггородное воскресенье, первое воскресенье Петрова поста. Почему именно "круггородное", мне узнать так и не удалось. По традиции, в этот день начиналось проведение крестных ходов. Самым продолжительным (около 10 верст) и самым многолюдным был крестный ход вокруг города. С декабря 1929 и до 1976 года здание Успенского собора используется под складские помещения.
DSCF3500_1н.jpg
1 марта 1940 года собор закрыт, в 1946 году вновь передан верующим. В 1964 году собор опять закрыт и передан в ведение краеведческого музея, в Прокопьевском соборе разместился филиал музея и планетарий.

Церковь Богоявления Господня. Вот просто без каких-то специальных изысканий - церковь-склад.
Церковь во имя митрополита Алексия. С 1923 по 1927 год в здании церкви находился губернский архив. В 1941 году все помещения Архиерейского двора отданы под госпиталь.
Церковь Всеградская Всемилостивого Спаса.

В 1919 году Спасская церковь отдана пожарному обществу, позднее переделана в клуб Дома крестьянина.
Меня в данном случае привлек сам Дом крестьянина, который, наверное, находился поблизости. Что же это за учреждение, да еще и с клубом… Оказывается, здесь крестьяне обеспечивались жильём и едой. Им предоставлялась правовая помощь, различные консультации и советы по ряду проблем. А в клубе с крестьянами проводилась и культурная работа: художественные постановки, экскурсии, радиопередачи. Вот такое занятное и полезное учреждение.

20. Великий Устюг. Михаило-Архангельский монастырь, 1212 г.
21:20

Древнейший из монастырей Великого Устюга - Михайло-Архангельский. Сохранность монастыря немного удивляет. Тем более, если посмотреть, как использовались помещения после революции. Удивляет и восхищает.
Композиционный центр архитектурного ансамбля - монументальный пятиглавый Михайло-Архангельский собор с высокой шатровой колокольней. Уникальной является стенопись рубежа XVII-XVIII вв., названная в описях ХVIII века «Притчи старческие», назидательные сюжеты которой показывают путь духовно-нравственного совершенствования монаха.
DSCF3619_1н.jpg
В постройках - автошкола с гаражом, библиотека и пр., главный собор – из лучших образцов устюжского 17-го века - во время моих визитов запирают на замок. Замечательная надвратная Владимирская церковь, приемлемая небольшая церковь Преполовения Пятидесятницы, а наиболее покореженная Введенская, зато соединена с собором крытой галереей с крылечком.

Исторические сведения: В 1919 году монастырь был закрыт решением исполкома Великоустюгского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Здания были переданы под организацию концентрационного лагеря. К 1924 году здания Михайло-Архангельского собора и Владимирской надвратной церкви переданы Великоустюгскому музею. В годы войны на территории монастыря находилось Пуховическое военное пехотное училище.
С сентября 1945 года территорию гражданских сооружений монастыря занимает автотранспортный техникум. В 1930 году лагерь занимал следующие помещения: подклеть Михайло-Архангельского собора: склады, мастерские, клуб. Колокольня Михайло-Архангельского собора: столярная и малярная мастерские. Киприяновская церковь: столярка и кузница. Владимирская церковь: слесарная мастерская и склады. Введенская церковь: «общежитие» для заключенных. Настоятельский корпус: жилые комнаты администрации.
DSCF3675_1ннн.JPG
А вечером, как и водится - прогулка, после спортивной прогулки по улочкам города с так полюбившемся брусничным морсом не грех подумать и о завтрашнем дне.
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2173
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область
Контактная информация:

Re: Вологда-Устюг-Каргополь 2015

Сообщение Юрий Булкин »

Великий Устюг. Церковь Сретения Господня, 1725-1740 гг.
День третий. 14.06.2015 г. 8:00

21. Великий Устюг. Ансамбль Спасо-Преображенской и Сретенско-Преображенской церквей, 1696-1739 гг.

Две церкви – мощная традиционная с шатровой колокольней и изящная барочная рядом с гостиницей "Сухона", на месте бывшего монастыря. Обе прекрасны, но до чего же фонит оцинкованное железо…

Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1422 году игуменьей Анисьей. Существовал 342 года, о чем свидетельствует надпись на западной стене Спасо-Преображенской церкви.

Великий Устюг. Церковь Спаса Преображения, 1689 г.
DSCF3704_1н.jpg
Спасо-Преображенская церковь строилась между 1689-1696 годами и служила главным храмом одноименного девичьего монастыря. Церковь удивительно напоминает Архангельский собор Михайло-Архангельского монастыря вплоть до снятой «под копирку» встроенной колокольни на северо-западном углу.

Великий Устюг. Церковь Сретения Господня, 1725-1740 гг.
DSCF3708_1н.jpg
Сретенско-Преображенская церковь Спасо-Преображенского монастыря являлась теплым храмом для Спасо-Преображенской церкви. Оригинальной особенностью этого здания является размещение в его верхних ярусах звона, что превращает храм, в противоположность другим устюжским храмам, в церковь «под колоколы». Оформление храма характерно для московской архитектуры начала XVIII в.
Исторические сведения: В сентябре 1928 г. Сретенскую церковь закрыли и передали губархиву. Сейчас в обоих зданиях находится Великоустюгский центральный архив.

22. Благовещенское. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, 1817 г.

Проехать совсем немного - 17 км.
DSCF3776_1н.jpg
Церковь двухэтажная, пятиглавая, имела 4 престола.

Вопрос соавтора: К какому стилю можно отнести эту церковь?
Прим. модератора: Провинциальный классицизм.

Исторические сведения: Помещения церкви частично использовались под клуб, пекарню и магазин. После пожара 1962 г. клуб окончательно переехал в соседнее здание деревянной Александро-Невской церкви. Клуб без здания остаться не может. А сгорит соседнее здание, можно и в другое переехать.
DSCF3721_1н.jpg
Высокие обрывы в излучине Сухоны, по обнажениям можно читать всю историю Земли-матушки. Потрясающая выдумка природы. Жаль, мамонтов не осталось, хотя на плакате при въезде присутствуют. Был там во время ледохода, в голову не пришло спросить о возможности покататься на лодочке взад-вперед - там ещё и устье Стрельни неподалеку, тоже знаменитая природина.
DSCF3733-1н.JPG
Как же проехать мимо. Опоки, геологическое обнажение в Вологодской области, одноимённый порог и бывшая деревня. Находятся на реке Сухоне.
DSCF3733-1н.JPG
Далековато, но интересно, по дороге - 560 км (через Тарногский городок и Октябрьский).
DSCF3746_1н.jpg
Кстати, дорога всем понравилась - хороший, мягкий грейдер.
23. Няндома. Церковь Вениамина, Митрополита Петроградского. 16: 59
DSCF3785_1н.jpg
Няндома. Церковь Зосимы и Савватия Соловецких.
DSCF3787_1н.jpg
Деревянный храм при железнодорожной станции, построенный в 1902 году. В советское время здание использовалось в качестве Дома детского творчества, впоследствии было заброшено и пришло в запустение. Лишь в 2000-х годах святыню вернули верующим.

24. Большая Шалга. Храмовый комплекс. Церкви Рождества Христова и Покрова Пресвятой Богородицы.

Недалеко - 11 км. 17:53

Село Большая Шалга. Шалга – название местности, по Далю: большой, вхожий лес; дровосека. Хотя хороший лес здесь давно вырублен. Стоит церковка среди поля, в группе елей и лиственниц на старом погосте: замшелые кресты, старые камни, усыпанные хвоей и шишками… Около «деревяшки» - каменная церковь XIX века с классическим портиком. Совсем рядом от скучающей «деревяшки» притулился и пышет здоровьем каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы 1857 года с классическим портиком…

Кто ж тот благотворитель, что позаботился о портике, когда там проводятся службы, и главное - долго ли еще скучать несчастной «деревяшке», ответа получить не удалось.

Деревянная церковь Рождества Христова (1745) лишена крыльца и из-за этого выглядит непропорциональной, но в целом, безусловно, впечатляет. Кирпичная Покровская (1857) без изысков, но и не халтура. Всё вместе - очень приемлемо.

Церковь Рождества Христова, 1745 г.
DSCF3800_1н.jpg
Традиционный шатровый храм типа восьмерик на четверике с трапезной имеет довольно оригинальное завершение. Грани узкого и высокого рубленого шатра слегка выпуклы, барабан главки несколько уже вершины шатра. Прямоугольный алтарь покрыт крупной бочкой.

Исторические сведения: В настоящее время состояние храма аварийное, в любой момент он может обрушиться. В 2009 году храм очищен от мусора, территория обкошена от бурьяна. В 2012 году был заключен договор с фирмой "Карэнси" на разработку проекта реставрации. Храм нуждается в полной переборке.
Разработали проект, не разработали, но мы увидели то, что увидели, четыре года спустя. И на договор с фирмой с поэтическим названием видимо денег не нашлось. Удивляться нечему, видно материальных средств с лихвой хватило только на рядом стоящую церковь.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1857 г.
DSCF3806_1н.jpg
По классификации искусствоведов - классицизм
25. Саунино. Церковь Иоанна Златоуста, 1665 г.

Переход - 85 км. 18:25
DSCF3859_1н.jpg
У нас в каталоге она помечена как шатровые храмы. Всего их в каталоге 53 церкви. Не впечатляет. Скорее, можно назвать ансамблем, потому что в первой половине XIX века с южной стороны от церкви была построена шатровая колокольня, шестерик "от пошвы". Церковь шатрового типа, восьмерик на четверике, стоит ассиметрично продольной линии здания.

Образцово-показательная деревянная церковь - полное впечатление, что реставрировали её для туристов. В Каргополье много хорошей деревяни, но экскурсионные автобусы ходят именно сюда. Церковь хороша, но простовата; обратите внимание на декоративные барабаны - это изюминка!

Каргополь.
Приехали наконец-то - 6,5 км.

У Каргополя, в отличие от Устюга с его Дедом Морозом, есть несколько легенд возникновения топонима. Я попробую освятить одну из них. Место это было облюбовано местными воронами, и всё поле, насколько хватит взгляда, ими было покрыто. Что уж они здесь могли найти, история об этом умалчивает. А в народе ворону часто называют каргой. И вот увидевший это безобразие князь, имя которого затерялось во времени, покорил местную чудь и решил учредить свой стол. Места здесь были беспокойные, поэтому уехал восвояси, откуда и приехал. А перед отъездом, еще раз оглядев это воронье место, сказал, чтобы с этого времени место называлось Каргиным полем, а возведенный острог, так как народ просто так не хотел подчиняться, назвали Каргополем.

Сегодняшний Каргополь - это тихая и патриархальная русская провинция. По улицам можно просто неспешно ходить без определённой цели. Интересные виды будут здесь почти на каждом углу. Вот и повстречался на углу мне Лукич. Что в этой скульптуре задумывал автор для меня осталось тайной. Кого, а главное - куда зовет Лукич? Вариантов масса....
DSCF3971_1н.jpg
Поужинав в столовой, мы, зная, что можно неспешно ходить, так и ходили. И набрели на интересную колокольню. Колокольню выстроили в стиле классицизма, увенчанную четырехконечным крестом, в угоду императрице-лютеранке.
DSCF3995_1н.jpg
Владимир, естественно, бродил с нами с неразлучным геликоптером. Увидев такое, немедленно начал расчехлять снаряд. И полетел.
DSCF4024_1н.jpg
Мы стояли, задрав вверх головы, отмахиваясь от роя комаров. Здоровущих таких. Это, наверное, какой-то новый тип - большой каргопольский комар. И тут наш коптер, взмахнув своими белоснежными крылами, стал медленно падать вниз. Задел, несчастный, я бы сказал широко, за антаблемент, но на самом деле за карниз колокольни. Пока он падал, мы с Сергеем обменялись мнениями и пришли к правильному определению. Высокая трава, да и не такая уж высота - 61 метр, спасли нам его для дальнейшего целевого использования. Только пара пропеллеров погнулось. Вздох облегчения пронесся рядом с древней колокольней.
DSCF3989_1н.jpg
Мне почему-то подумалось, что наш коптер "испугался" изображение ангелочков.

26. Каргополь. Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Благовещения Пресвятой Богородицы, 1692-1742 гг.
DSCF3919_1н.jpg
Благовещенская церковь. Памятник принадлежит к типу кубических пятиглавых каргопольских храмов, образцом которых был Христорождественский собор.

Никольская церковь. Небольшой уютный пятиглавый храм состоит из нескольких объемов: увенчанного пятиглавием четверика, трапезной, притвора, крыльца, а с запада - трех апсид (после реставрации церковь стала однокупольной).

Лучший храм старой торговой площади, традиционный, крупный, с замечательными украшениями окон и порталов.

Исторические сведения: При советской власти площадь называлась Красноармейской. Будущие красноармейцы учились стрелять в приспособленном в 1930-е годы под тир Никольском храме. На восточном фасаде над апсидами вывели агитационную надпись - "Учись стрелять по-ворошиловски".
Если Благовещенский храм, спасибо академику-реставратору Игорю Грабарю, был признан уже в 1920-е годы памятником древней архитектуры и перешел в ведение краеведческого музея (ну разве что первый этаж был отдан под склад продмага), а на втором расположилось хранилище фондов музея, то со скромным Никольским храмом особо не церемонились - сбили все пять барабанов (центральный, правда, восстановили в 1980-е годы), внутри вывернули все плиты пола, сейчас он наглухо закрыт.

27. Каргополь. Ансамбль Соборной площади, 1562-1808 гг.
DSCF3979_1н.jpg
Храмы ансамбля: Собор Рождества Христова. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Христорождественский собор, 1552-1562 гг.
DSCF3997_1н.jpg
Постройка типична для архитектуры городских и монастырских соборов ХVI века, образцом для которых был Успенский собор Московского Кремля.

Замечательное сооружение на лапах-контрфорсах в углу Соборной площади. Когда нет служб, работает как музей икон и церковной утвари. Обратите внимание, на чём подвешено паникадило (гусары, молчать!). Нет, ничего неприличного, просто оригинально. На великолепную колокольню, недавно отремонтированную после пожара, можно залезть, но только летом.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, 1808 г., барокко.
DSCF3993_1н.jpg
Исторические сведения: Помещения первого этажа с момента возникновения использовались как хозяйственные, в верхнем этаже проходили службы. Сама по себе малоинтересна, однако именно здесь можно приобрести разнообразную и, как правило, очень достойную печатную продукцию, выпускаемую Каргопольским музеем-заповедником. В 1933 г. передана музею.

А вот что можно почерпнуть в щупальцах интернета: двухэтажное, на подклете, неуклюжее по пропорциям каменное здание, с одной главой и, словно надутой, сильно выступающей центральной апсидой, в сущности, не представляет художественной ценности. И это о белокаменном здании начала 19 века!.. Комментарии излишни.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи, 1751 г.
DSCF3985_1н.jpg
Здание внушительно своими размерами, под стать другим каменным громадам. Резкий контур каменного куба неожиданно живописно восполняется вычурной формой барочных глав на вытянутых барабанах.

Ансамбля Соборной площади, безусловно, не портит, но, на мой взгляд, купола с этаким изыском не гармонируют со строгим основным объемом.
Исторические сведения: Что касается Иоанно-Предтеченского храма, то в 1930-е годы церковь была закрыта. Долгое время помещение пустовало.
Как-то не по-светски - пустовало здание.

28.Церковь Рождества Богородицы, 1680 г.

Здание принадлежит к московскому типу пятиглавых бесстолпных храмов с трапезной и примыкающей колокольней, хотя местные мастера, конечно, основательно переосмыслили московские приёмы.
DSCF3921_1н.jpg
Замечательная, немножко игрушечная, в кирпичных узорах. Оцинкованная кровля, конечно, не украшает - но церковь-то не виновата.

Исторические сведения: Единственный во всем Каргополье (на территории 2-х современных районов - Каргопольского и Няндомского) действовавший в советское время приход.

29.Церковь Воскресения Христова, 1700 г.

Из всех каргопольских белокаменных кубических храмов Воскресенский, пожалуй, наиболее живописен по силуэту . Резные столбики с полочками, бусинками, ромбиками, кокошники, «коруны» - все собрано здесь.
00301_20080807_032737.jpg
Исторические сведения: Памятник федерального значения, рассеченный гигантской трещиной, до аварийного состояния которого никому нет дела. Не верьте строительным лесам, никаких работ не ведется - они здесь стоят с 2008 года, когда выделенных нищенских средств хватило только, чтобы снять кровлю и накрыть своды пленкой. Трещина пронизывает весь фасад снизу доверху - начинаясь от окна средней апсиды, уходит ввысь, пересекает свод и спускается до земли по противоположной западной стене. В 1960-х годах храм (это при советской-то власти!), пока использовался как склад райпо, был еще в очень хорошем состоянии…
Что такое ГОРПО, мы освежили в памяти. А здесь выявилась новая организация – РАЙПО. Районное потребительское общество - тот же кооператив, только масштабом поболее, посолиднее. И закупали в нем всё - от раков до валенок.
Юрий Булкин
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2173
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область
Контактная информация:

Re: Вологда-Устюг-Каргополь 2015

Сообщение Юрий Булкин »

]День четвертый.[/b] 6:30
Подъем всё тяжелее и тяжелее. Но Сергей Попов своей неутомимой энергией гонит нас к встрече с прекрасным. Тут не поспоришь.

30. Красная Ляга. Сретено-Михайловская церковь, 1655 г.

Немного дальше, но просто необходимо - 38 км. 7:10

По В.И. Далю: "Ляга сев. непросышная лужа, лыва, бакалдина, колдобина, ямина с водою".
DSCF4030_1н.jpg
Открытая всем ветрам и непогодам, одинокая и беззащитная, стоит посреди зарастающего поля древняя шатровая церковь. Когда-то здесь было озеро, но оно ушло в землю; когда-то здесь жили люди, но ушли навсегда и они.

Столь редко встречавшийся восьмигранный сруб от самой земли и два симметричных прируба, алтарь и притвор, крытые некогда бочками. Это единственный памятник такого типа, уцелевший в Поонежье. Это своего рода знаковый объект, отражающий всю трагичность сегодняшней жизни Севера и шире - всей российской провинции.

Самая красивая церковь Каргополья! Стоит посреди поля (от деревни не осталось и следа), несёт на себе кучу архитектурных выкрутасов и покоряет именно выдумкой строителей (в отличие от многих других, где восторг, скорее, от гармонии строения и окружающей природы). Неподалёку - камень, на котором, по преданию, отпечаталась ступня Александра Ошевенского - основателя нескольких монастырей. Нечто подобное отпечатку и в самом деле есть - если знаешь, что он там должен быть.

Не соглашусь с зарастающим полем. Вокруг церкви произведена обпашка. И я, и участники, и Михаил Всеволодович могут это подтвердить. Здесь, на этом знаковом месте, не только для любителей старины, но и для соборов в целом, нас и постигла неудача. Кто ж мог предвидеть или предугадать такой…
DSCF4059_1н.jpg
Ляга нас встретила пасмурным небом и моросящим дождем. Как только участники вылезли на землю, их оккупировали стаи мошкары. Определить вид не представлялось возможности, так как с нами не было нашего специалиста по этой тематики. Предположу, что это был Simulium morsitans, эти членистоногие насекомые, понятное дело – самки. Но мы не привыкли останавливаться перед трудностями. Белая соборовская футболка с изображением этой самой Ляги Сергея Попова окрасилась красными пятнами укусов этих женских особей. Взглянув на это, мне почему-то вспомнились слова из песни: «Кто под красным знаменем раненый идет?». Понаехали тут.
Московская кровь была сладка и перенаполнена витаминами. Его могучую архитекторскую грудь пересекали ряды отметин, будто пулеметной очередью прошелся вражеский пулеметчик. Не замечая ранений, участники автопробега, не обращая внимания на мокрую траву на перепаханной меже, сразу стали впитывать в себя импульсы прекрасного. Владимир расчехлил свое главное оружие – геликоптер и поднял его в небо. Звуки четырех пропеллеров на недолго распугали очумевшую мошку. К этому она была не готова. Этим и воспользовались участники. Сергей поправлял на окне какую-то доску, а мы с Павлом делали круговой обход шедевра, попеременно восхищаясь стройностью церкви. Сделав почти полной круг, я приблизился к Владимиру, который, подняв голову вверх, руководил полетом коптера. Я машинально посмотрел в сторону этого чуда человеческой мысли и не увидел его. Глава, покрытая лемехом, скрывала его от меня. И только громкий вздох руководителя полета, который я не могу перевести, являясь интеллигентом в первом поколении, объяснил: что-то случилось с «птичкой».
Она упала! Падения я не видел. Она задела за главу церкви, тоненькие пропеллеры согнулись и... она полетела вниз. Мы тут же бросились к месту падения. Как индейские следопыты, мы исследовали метр за метром перепаханные борозды и находили останки того, что именовалось пять минут назад геликоптером.
Нужно было видеть Владимира, который в багажнике машины раскладывал по порядку запчасти, которые мы так бережно собрали. Я до сих пор не могу сформулировать, что выражал его взгляд. Смущение, разочарование, горечь, удивление, сожаление… Мошка, почувствовав наше фиаско, с двойным усердием впивалась в участников. Но мы уже не обращали на это внимание.

31. Лядины. Ансамбль Лядинского погоста, 1761-1787 гг.
Каких - то 22 км.

В связи с преждевременной кончиной коптера, соборы. ру лишились фотоматериала с высоты птичьего полета. А ведь впереди были и Саминский погост, и Белоозерск, и Кириллов…

Покровско-Власиевская церковь и колокольня Лядинского погоста сгорели от молнии 5 мая 2013 года, в первый день Пасхи.

Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня, 1793 г.
DSCF4105_1н.jpg
Относится к стилю – многоглавые храмы. Их всего-то в каталоге осталось 16 штук.
Храм во имя Богоявления Господня относится к группе многоглавых деревянных церквей «обонежского типа». В основу его положена простая четырехугольная клеть, которая служит основанием для широкого восьмерика.

Две церкви (одну из них усиленно реставрируют методом «до основанья, а затем» - впрочем, «затем» уже проглядывает) и колокольня. Этот ансамбль почти наравне с Кижами присутствует на обложках книг о северном деревянном зодчестве - и по праву, тем более что всё в нём на своём месте (надеюсь, так вскоре снова и будет). upd: как надо - уже не будет. 6 мая 2013 сгорели Покрово-Власьевская церковь и колокольня.
DSCF4126_1.jpg
Очень жаль не успели обозреть ансамбль. Я ходил меж остатков черного угля, которые именовались раньше объектами культурного наследия, и грустно думал о таком наследии в виде небольших горок пепла.

32. Пудож. Церковь Серафима Саровского, новодел.

Разве это расстояние - 120 км
DSCF4134_1.jpg
Название города можно перевести с карельского как "рукав реки".

33. Пудож. Церковь иконы Божией Матери "Скоропослушница", новодел.
DSCF4135_1н.jpg
Является главной церковью города.

34. Пудож. Церковь Александра Невского, 1903 г.

По преданию, в 1899 году Николай Александрович Базегский (03.02.1859 — 03.11.1918) пудожский купец 1-ой гильдии (единственный купец 1-ой гильдии среди всех местных купцов Олонецкой губернии) уточнил у мирского схода, что для любезного общества более важно на данном историческом этапе развития города: строительство моста через реку Водлу, для обеспечения устойчивого транспортного сообщения с Вологдой и Санкт-Петербургом, либо каменная церковь из красного кирпича? Общество подумало, и решило, что каменная церковь всё-таки лучше.
DSCF4137_1н.jpg
Задал себе вопрос, а как предводитель власти называет мужчин и женщин, своих жителей, во время ежегодного своего обращения к ним? И ответа не нашел. Или, например, деревня Гнилки.

Исторические сведения: В начале 1930-х гг. церковь Александра Невского закрыли и передали под мастерские и склад Пудожской МТС, а в 1939 г. - под Дом обороны «Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству». Далее церковь переоборудована под хлебозавод (правда, есть на сайте уточнение - маслозавод!), который проработал до средины 90-х годов прошлого века, при вхождении в рынок хлебозавод не выдержал капиталистической конкуренции и обанкротился.

35. Саминский Погост. Храмовый комплекс Саминского погоста. Церкви Илии Пророка и Тихвинской иконы Божией Матери.

Еще совсем немного - 61 км.
Особое своеобразие придавали погостам и деревням храмы. Как цветы в обрамлении северной природы, вырастали в наших вытегорских краях церкви. Красота древнерусских храмов достигалась, в основном, за счет идеальных пропорций.
DSCF4139_1н.jpg
Деревянная, шатровая, состояние среднее. Рядом - полуразрушенная пятикупольная, также деревянная Тихвинская церковь 1897 г. - совсем плоха. Похоже, сейчас из двух собирают одну.
DSCF4197_1н.jpg
Саминский Погост. Церковь Илии Пророка, 1692-1702 гг.
Это самый древний памятник деревянного зодчества на территории района. В наши дни церковь — памятник архитектуры республиканского значения.
DSCF4171_1н.jpg
Три местных жителя сидели у подошвы памятника с алтарной части и мирно обсуждали текущую погостовскую жизнь. Время для них здесь остановилось. Пластиковые стаканчики в руках и лежащая рядом пустая бутылка говорили о том, что обсуждение было в самом разгаре. На меня, фотографирующего, никто не обращал внимания. Мешали они мне, находясь в кадре, сильно. И тут я заметил в руках у сидящей в середине дамы зажженную сигарету. Я серьезно напрягся. «Девушка, а вам не кажется, что опасно вот так баловаться с сигаретами». Дама, наконец, заметила меня и среагировала. «Да не смешите меня. Мужчина, а что вы здесь снимаете?» Я понял.
«Мы столичные инвесторы. Сейчас сюда подойдет старший менеджер проекта с главным архитектором. Я бы вам советовал загасить бычок, так как это уже частная собственность и от ее сохранности зависит бюджет проекта. Раз вам эта рухлядь здесь не нужна, мы ее разбираем и на этом месте будем строить современный торговый центр «Самнит» с дешевым пивом». В это время «главный архитектор проекта» как раз появился откуда-то из оврага. Я уже приготовился рассказать, какая их ожидает жизнь с этим центром:рабочие места, школа, про аэропорт и другие нововведения, цитируя Илью Ильфа, но этого было достаточно. Оба мужчины вдруг поднялись и спешно потопали в разные концы деревни. Дама тоже, неровно шагая, поспешила за одним из них. Сейчас озвучат новость сельчанам. Я понял – надо быстрее сваливать со своим «проектом».

Саминский Погост. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, 1897 г.

Тихвинская церковь в Самино - яркий образец византийско-русского стиля. Её фасады перегружены большим количеством мелких деталей и тем явно подражают каменным культовым зданиям, что неоправданно утяжеляет силуэт церкви, делает его аморфным и расплывчатым. А церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1897 г.), стоявшая рядом, не сохранилась. Она разрушилась не так давно. Несколько лет назад кровля с главками и частично стены здания обвалились. Три из пяти рухнувших куполов в удовлетворительном состоянии, конструктивная часть целая. В дальнейшем их можно использовать при проведении восстановительных реставрационных работ.
DSCF4177_1н.jpg
Образцом византийско-русского стиля полюбоваться не удалось, потому что то, что лежало на земле, тянуло только на кучу почерневших останков, предназначенных для распиловки и растопки в холодную зиму. Как это можно использовать для реставрационных работ, мне было не понятно.

36. Андомский погост. Церковь Троицы Живоначальной, 1811 г.

По дороге - 13 км.

37. Андомский погост. Церковь Воскресения Христова, 1904 г.
DSCF4213_1н.jpg
Погостами на Руси называли большие административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких деревень, а также центры этих образований.

38. Вытегра. Церковь Сретения Господня, 1873 г.

Еще совсем немного - 32 км.
DSCF4228_1н.jpg
В каталоге обозначен как псевдорусский стиль. 238 церквей такого типа. Но также, как и эклектика. Таких храмов обозначено 3161 штука. Подавляющее большинство. Высокая колокольня завершается шпилем, из-за широкого основания напоминающим шатровые храмы.
Исторические сведения: Во времена гонений на Церковь храм был полностью опустошён, кресты и колокола сброшены и утеряны. Последние 80 лет, с 1926 года храм использовался вытегорским краеведческим музеем для экспозиций и хранения экспонатов.

39.Вытегра. Часовня Исаакия Далматского с Беседной Горы, 1881 г.

Храм в русско-византийском стиле, модном во второй половине XIX века, и часовня в стиле русского северного модерна прекрасно дополняют друг друга. Деревянная часовня Исаакия Далтматского выполнена в форме шапки Мономаха.
144 типа объектов в каталоге. Маловато.
DSCF4250_1н.JPG
Ну вот, спасли же. Модерн. Ну, очень живописна. Не зря является обязательным объектом посещения всех свадебных кортежей города. Людей не обманешь…

40. Ухтома. Храмовый комплекс. Церкви Воздвижения Креста Господня и Успения Пресвятой Богородицы, 1780-1797 гг.

Далековато, но по дороге - 160 км.
DSCF4274_11нн.jpg
Прекрасная пятиглавая церковь в селе Никола-Ухтома сегодня находится в полуразрушенном состоянии, как большинство храмов в России.

Церковь Воздвижения Честного Креста Господня, деревянная, одноглавая церковь с трапезной. Закрыта в 1930-х, в 1950-х использовалась как колхозная конюшня. В настоящее время заброшена, разрушается.

Неплохая пара, без присмотра, потихоньку разрушается. Сильное впечатление получил от внутренностей каменной Успенской церкви – это ж какой там был иконостас! И где это всё теперь…

Исторические сведения: Церковь Успения Пресвятой Богородицы длительное время использовалась как зерновой пункт, куда свозили зерно со всего района для последующей отправки на пристань "Чайка". Всё рядом - зерновой пункт и транспорт при нем.

Ухтома. Часовня Александра Невского, новодел.

Небольшая деревянная часовня, построенная в 2012 г. Четверик под двускатной кровлей, увенчанный небольшой главкой на постаменте.
DSCF4315_1.jpg
А мне здесь понравилось. И люди здесь тихие, не отягченные столичными проблемами, и собаки здесь дружелюбные. Правда, хитрые. Собаки.

41. Крохино. Церковь Рождества Христова, 1788-1820 гг.

Оценка – по совокупности объекта и среды, в которую объект вот-вот рухнет. Последняя из затопленных церквей, пока ещё самостоятельно торчит из воды. Достоинства невеликие, но есть, состояние – критическое.

Выскажу свое мнение о Крохинской церкви. Крохинская церковь получила известность благодаря маршруту туристических теплоходов, проходящему по Шексне. Журналист Леонид Парфёнов, поддерживающий проект возрождения культурного наследия «Крохино», предлагает на этом месте поставить маяк. «… стоящей в воде на протяжении 50 лет, более полумиллиона туристов увидели ее, успели запечатлеть и рассмотреть…». Сейчас ведутся проектные работы для храма-маяка в Крохино.
DSCF4330.jpg
Я вот читаю на форуме Ирину Козонкову, с 2012 года бьющуюся за восстановление в селе Кандаурово церкви Троицы Живоначальной. Ни шумихи, ни своего сайта, ни туристических аксессуаров. Понятно, что теплоходы там не проходят, сотни туристов не делают эффектных снимков, туристические тропы не доходят до Кандаурова, и маяку некуда светить. Радуются каждому кирпичу и листу железа. И задумываешься иногда - Кандауровская церковь хуже Крохинской? Нет, на мой взгляд. Только в Кандаурово намечается возвращение к жизни, и духовной тоже. И пиар ей не нужен. А Крохинская будет светить своим маяком проплывающим туристам, но духовности не принесет.

42. Белозерск

Прямо - 83 км.

О первоначальном местонахождении крепости и города спорят лучшие умы, я же могу упомянуть лишь ту, что находится в нынешнем Белозерске. Земляные валы, ров, в центре – Преображенский собор (свежеотреставрированный, вход за деньги). Собор заслуживает высочайшей оценки, крепость без него была бы слабовата.

43. Белозерск. Храмовый комплекс. Собор Успения Пресвятой Богородицы и церковь Богоявления Господня. 1552-1784 гг.

Белозерск. Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1552 г.

В качестве образца при постройке Успенской церкви был выбран Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря, ростовскими строителями.
DSCF4369.jpg
Самое старое здание города, несколько громоздкое – но, как показали события Смутного времени, именно громоздкости Белозерску и не хватило. Чрезвычайно напоминает вологодскую Софию, но там она среди могучих построек, а здесь – фактически в деревне. Однако, сильно.

Белозерск. Церковь Богоявления Господня, 1784 г.

Рядом с монументальным Успенским храмом, чуть ближе к улице, на краю «лбу» холма стоит небольшой, на фоне соседа ещё более изящный храм.
DSCF4379_1.jpg
Белозерск. Церковь Спаса Всемилостивого (Спас на канале), 1723 г.

Церковь Всемилостивого Спаса построена в 1723 г. Необычность церкви придает завершение алтарных апсид покрытием в форме полуколокола. Действует.
Безусловно все элементы декоративного убранства принадлежат «узорочью» — стилю русского зодчества XVII века. Это кокошники, пучки колонок по углам, поребрик, бусины, перспективные порталы, наличники апсид — с двойными кокошниками, тягами-колонками; у наличников окон четверика — архивольты-валики с перехватами и килевидными завершениями и многое другое. Но вот окна четверика наводят уже на первые размышления - не делали в XVII веке таких больших окон!
DSCF4338.jpg
Настоящая северная церковь, оставленная в годы советской власти для показа туристам, до сих пор имеет вид экспоната. На колокольню пускают. Все виденные мною в путеводителях фото Белозерска и Белого озера сделаны с этой колокольни.

44. Горицы. Воскресенский Горицкий монастырь, 1544 г.

Место для обители было выбрано на высоком берегу реки Шексна, у подножия горы Маура, ставшей впоследствии природным памятником национального парка «Русский Север». Горицкий Воскресенский девичий монастырь известен тем, что был местом заточения царских жен и родственниц, а также подвергнутых опале знатных лиц.
Главной монастырской церковью является Покровская, отреставрированная в 2003 году.
DSCF4575_1.jpg
Монастырские корпуса были отданы под дом инвалидов (несколько их семей живут там до сих пор), а в соборе одно время располагался сельский клуб.
Я представителей этих несколько семей сам не видел. Но не думаю, что предки инвалидов такие же инвалиды.

Над Горицким монастырем, культовое место гораздо древнее самого монастыря, прекрасные виды на Шекснинское водохранилище и прочие окрестности. Вдоль тропы устроены познавательные инсталляции – скорее, для школьников. На самой верхушке - камень-следовик. Деревянная часовня правильного вида сгорела в 2014-м.

45. Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь, 1397 г.

Немного потерпеть - 150 км.

Летом 1397 года на берегу Сиверского озера появились два инока Московского Симонова монастыря - Кирилл (в миру Козьма) и Ферапонт. В 1924 году монастырь был закрыт, на его территории размещен Кирилловский краеведческий музей.
DSCF4557_1.jpg
Собственно, два монастыря, разгороженные внутри стеной (второй – Иоанновский). Дюжина старинных красивейших храмов. Вход на стену и в музей (наподобие Патриаршей ризницы в Сергиевом Посаде) за деньги. В музее, кроме драгоценных даров, множество старинных икон известных мастеров. Со стены – красивые виды (кругом вода). Есть еще деревянные мельница и церковь из с.Бородавы – не столь красивая, сколь старая. Летом – безумное количество народа (монахи даже прикрывают вход в действующий Иоанновский монастырь), зимой – благодать и тишина.

46. Ферапонтово. Ферапонтов монастырь, 1408 г.

Недалеко уже - 22 км.

В 1398 г. он, стремясь к безмолвию, оставил Кирилла, пришел сюда и поселился на невысоком холме между Бородавским и Пятницким озерами в чрезвычайно живописном месте. В XVII в. монастырю суждено было сделаться местом заточения низложенного Патриарха Никона, который отбывал здесь 10-летнюю ссылку.
Собор Рождества Богородицы, 1490 г.
Вся внутренняя поверхность расписана в 1502 году в технике фрески по сырой штукатурке ростовским мастером-иконописцем Дионисием. В 1923 году монастырь в Ферапонтово был закрыт, формальной причиной послужила неуплата пролетарскому государству налога в 2 миллиарда рублей. Земли, скот и инвентарь монастыря присоединили к Лукинскому совхозу. По-хозяйски.
DSCF4611_1.jpg
Знаменит фресками Дионисия (по праву!) и четырьмя замечательными храмами 15-17 вв. (в т.ч. один – шатровый). Устроен небольшой музейчик монастырского быта и зал с макетами утраченных деревянных церквей (самая потрясающая сгорела от спички в 60-х годах уже прошлого века. Может, действительно надо их все свезти в одно место? Похоже, по-другому не сберечь). Прекрасный вид на озеро и Никонов остров с крестом, насыпанный для уединения опального патриарха.
DSCF4327_1.jpg
И снова Вологда. Почти дома - 118 км.
Вложения
DSCF4611_1.jpg
Юрий Булкин
Ответить