Боголюбово и Боголюбский

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Сергей Заграевский »

Как и обещал, подготовил небольшую статью "К вопросу о происхождении прозвища князя Андрея Боголюбского и названия города Боголюбова".
http://zagraevsky.com/bogolubsky.htm

Как обычно, жду замечаний, соображений, дополнений, исправлений...
Vitale
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 10 май 2007, 20:12
Откуда: Москва

Re: Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Vitale »

Все из области предположений: "могло быть так...", "наиболее вероятно...", а могло и не быть, возникнуть случайно, занесено инопланетянцами :D... (ах нет, инопланетянцы слишком сложно, Вы же бритву Окама уважаете, но сложностей и у Вас хватает...)
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Сергей Заграевский »

Vitale писал(а):Все из области предположений: "могло быть так...", "наиболее вероятно...", а могло и не быть, возникнуть случайно, занесено инопланетянцами :D... (ах нет, инопланетянцы слишком сложно, Вы же бритву Окама уважаете, но сложностей и у Вас хватает...)
У меня совести хватает :) не утверждать наверняка там, где не 100% вероятность (а то ведь и инопланетяне могли прилететь и назвать) ;) Но Вы правы в том, что надо более четко выделить доказательную линию. Сделаю.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Сергей Попов »

Прочитал... на мой взгляд, во всех Ваших построениях слишком много натяжек и предположений.

Сначала предполагается, что "название было придумано князем или кем-то из его приближенных и с исторической точки зрения является случайностью". То, что это место достоверно связано с увезённой из Вышгорода чтимой иконой Богородицы, во внимание не принимается.

Далее проводится обзор названий русских городов и делается вывод, что название Боголюбово не типично для русской топонимики. Предположение, что "какой-либо особый, уникальный мотив (например, по одной из редакций «Жития Андрея» – «место, любимое Богом») аналогов не имеет, а значит, может рассматриваться лишь как творческий акт, т.е. случайность" алогичен, так как уникальный мотив, по определению, не может иметь аналогов. Уникальный исторический факт перемещения в это место почитаемой иконы, тайно увезённой из другого княжества, опять игнорируется.

Делается предположение, что название возникло как "город в честь князя", и приводятся примеры Дмитрова, Ярославля и Владимира. Но все эти города, названы по именам князей.

Понимая это, Вы начинаете исследовать прозвища русских князей, и делаете предположение, что город назван по прозвищу князя Андрея, но никаких Большегнездинсков, Мстиславудаловсков, Окаянсков, Долгоруковсков и т.д., то есть примеров названия городов по прозвищу, русская история не знает.

Так как никаких прозвищ Андрея Юрьевича на протяжении 400 лет не зафиксировано, то Вы выдвигаете предположение, что "прозвище князя звучало не только как «Боголюбский», но и как «Боголюбивый» или «Боголюбимый»". Для обоснования этого Вы ссылаетесь на книжную форму боголюбивый/христолюбивый и предполагаете, что это "вполне обычное почетное титулование князей в Древней Руси." С таким же успехом можно сказать, что "худой и грешный раб божий" применяемое по отношению к князьям, это тоже титулование, но менее почётное. :)
То, что это обезличенная церемониальная книжная форма, которая может относиться к любому князю, остаётся без внимания.

Понимая противоречие, возникающее между названием места/города, именем князя и его гипотетическим прозвищем, Вы предполагаете, что это связано с "религиозными добродетелями князя: христианину подобает скромность, и то, что город был назван не по имени князя, а по его «боголюбивому» титулу, вполне естественно".
Сергей, это предположение мне понравилось больше всего. :)
Религиозными добродетелями и скромностью князь Андрей не отличался, отца не слушал, икону украл, всех своих родственников разогнал, старые центры Суздаль и Ростов не жаловал, Мать городов Русских и Святую Софию разграбил, самовольно менял и ставил епископов и князей, а уж крови-то христианской, своих единоверцев, пролил немерено. Поэтому считать, что заложив свою личную резиденцию, он назовёт её не своим именем, а типовой книжной формулировкой, подходящей для любого князя, оснований маловато, а попросту нет.

При этом в названии Боголюбово присутствует вполне нормальная для русской топонимики характеристика места. И она связана с увезённой из Вышгорода иконой Богородицы, для которой сразу начали строить церковь. Считать это случайностью можно, однако событие, ставшее первопричиной - тайный увоз, а попросту кража, почитаемой чудотворной иконы, уникально для Древней Руси. В Ипатьевской летописи особо подчёркивается одинаковое расстояние от Вышгорода до Киева и от Боголюбова до Владимира. "Богом любимое место", где остановилась/поселилась чтимая на Руси икона, гораздо более логичное объяснение для названия, чем гипотетическая скромность князя.

Кстати, объяснить "«плавающей» грамматикой древнерусского языка" разнообразные формы написания Боголюбова можно, только если оно относится к месту, а не к имени князя. В данном случае название места/города первично, а прозвище князя вторично и гораздо более позднее.

Мне кажется, Сергей, Вы ещё не отошли от литературных трудов. :)
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей Попов писал(а): При этом в названии Боголюбово присутствует вполне нормальная для русской топонимики характеристика места. И она связана с увезённой из Вышгорода иконой Богородицы, для которой сразу начали строить церковь. Считать это случайностью можно, однако событие, ставшее первопричиной - тайный увоз, а попросту кража, почитаемой чудотворной иконы, уникально для Древней Руси. В Ипатьевской летописи особо подчёркивается одинаковое расстояние от Вышгорода до Киева и от Боголюбова до Владимира. "Богом любимое место", где остановилась/поселилась чтимая на Руси икона, гораздо более логичное объяснение для названия, чем гипотетическая скромность князя.

Мне кажется, Сергей, Вы ещё не отошли от литературных трудов. :)
Шутку оценил :) Признаюсь, не хотелось мне развенчивать житийную легенду про остановку коней, у меня после окончания романа мирное настроение :)
Но если связь места, где якобы остановились кони (совсем не по пути из Владимира в Ростов, если посуху), с иконой, которая вообще стояла не в Боголюбове, а во Владимире, и церковью, которая начала строиться не сразу, а через 3 года, может всерьез рассматриваться как возможный мотив названия Боголюбова, то придется в статье уделить внимание этой версии и успешно ее развенчать :) Сделаю. Спасибо, что обратили на это внимание.

Это по поводу неубедительности житийных "аргументов". По поводу убедительности моих аргументов: как говорится, чем богаты, тем и рады. Понятно, что в любом случае это не 100%: я не исключаю случайность, да и историческая обусловленность могла быть другой. Но это моя версия, обосновал как мог, а если кто-нибудь обоснует другую более убедительно - честь ему и хвала. Так наука и развивается. Поскольку этой темы никто не касался с 18-го века, я тут оказался, можно сказать, первооткрывателем :), а это всегда труднее, чем стоять на плечах гигантов ;)
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Сергей Заграевский »

Вот что вставил в текст:
Итак, в 1158 году князь Андрей заложил при впадении Нерли в Клязьму город13 и дал ему название. На вопрос, почему название было именно таким, версия «Жития» («князь в честь города») отвечает следующим образом:
«Идый же великий князь Андрей предприятым своим путем и быв во Владимире, идеже с велию честию сретоша его с чудотворным Пресвятыя Богородицы образом вси граждане от мала до велика. И поиде из Владимира к Ростову, и достиже вниз по реце по Клязьме того места, идеже ныне стоит Боголюбов монастырь, и на том месте бывши, под тем чудотворным Пресвятыя Богородицы образом, кони сташа и нимало с места поступиша. Великий же князь нача о том вельми удивлятися и ужасатися; и повеле иныя кони сильнейшия привести на пременение первых коней; и быша по обычаю впряжены под то же возило, на нем же чудотворный Пресвятыя Богородицы образ стояше. Но и тии кони такожде понуждаеми и биени бывше, никако же с места того поступити могоша. Сие чудо великий князь Андрей видя, яко кони не могут со образом двигнутися с места того, ужасом велиим одержим бе, чудяся необычному действу, и повеле иных коней множество привести и впрящи, обаче и по сих ничтоже успе… И скоро повеле на том месте, идеже сподобися видети Небесную царицу и скорбящих всех прескорую утешительницу, во имя Ея, от чистожительствующих святопочитаемых родителей, преславнейшаго, ангелом благовествуемаго, от неплодове пречудодействуемаго Рожества, церковь каменную заложити… И сего ради преславнаго и чудеснаго Божия Матере явления великий князь Андрей нарече место то Боголюбимое; оттоле же и сам прозвася Боголюбский»14.
Но есть ряд причин, по которым мы не можем принять указанную версию «Жития».
Во-первых, якобы имевшая место остановка коней является не более чем легендой. Это нетрудно показать, даже не касаясь общих вопросов приемлемости использования описаний чудес в современной исторической науке. Как следует из «Жития», икону якобы везли из Владимира в Ростов, причем не по рекам, а посуху. Но если по рекам, действительно, путь между этими городами проходит через устье Нерли, то посуху заезжать столь далеко на восток и удлинять путь на несколько десятков километров (еще и в сторону беспокойных соседей - булгар, и не ради заезда в какой-либо город: Боголюбова еще не было) не имело никакого смысла. Путь из Владимира в Ростов проходил либо через Суздаль, либо через Юрьев-Польский, то есть шел не на восток, а на север. Да и подчеркиваемая в «Житии» неоднократная замена коней, везших икону, тоже не выдерживает никакой критики: новых коней пришлось бы каждый раз приводить из Владимира, от которого до устья Нерли слишком далеко – 10 километров. В конце концов, если кони не шли, можно было бы дальше нести икону на руках.
Во-вторых, явление Богоматери могло бы объяснить происхождение названия, связанного с Девой Марией, но название «Боголюбов» связано именно с Богом (возможно, не с Богом-Отцом, а с Богом-Сыном, но в любом случае это совсем другой культ, нежели культ Богородицы).
В-третьих, если мы даже абстрагируемся от легендарной остановки коней и предположим, что с местом будущего города Боголюбова были связаны любые религиозные переживания, то такое предположение будет аналогично тому, что название было просто выдумано князем или кем-либо из его приближенных (что на уровне наших знаний о XII веке практически одно и то же), то есть имел место некий творческий акт, который с исторической точки зрения является случайностью.
В-четвертых, если мы примем версию творческого акта, то обязаны будем признать, что источником вдохновения могли послужить не только религиозные переживания, а вообще любые случайные ассоциации15.
Задачей же данного исследования является определение возможной исторической обусловленности названия города и прозвища князя.
Для Северо-Восточной Руси XII–XV веков случайность выбора названия для новых городов нехарактерна... (далее по тексту)
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Сергей Попов »

Как я понимаю, князь Андрей заложил не город, а свою резиденцию при стольном городе Владимире, по аналогии с Вышгородом, Кидекшей, Рюриковым городищем и т.п. И место выбрано стратегически важное, на пересечении главных водных путей. Поэтому, всерьёз рассматривать версию Жития об остановке лошадей по дороге в Ростов, наверное, не стоит. :)
Происхождение названия этой резиденции весьма любопытно, но пока идея с прозвищем слабовата.
Может быть, стоит рассмотреть версию о желании князя перенести в свою землю не только икону, но и сделать её центром православия на Руси? В это ложится и введение праздника Покрова, и желание иметь своего митрополита, да и в постройке церквей определённая логика есть. Андрей же государственного масштаба был человек, замыслы, наверное, глобальные имел. Не зря же он свою победу в Булгарии символически уравнял с победой византийского императора Мануила Комнина в походе против сарацын.
Но это так, вариации на тему :)
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей Попов писал(а):Может быть, стоит рассмотреть версию о желании князя перенести в свою землю не только икону, но и сделать её центром православия на Руси? В это ложится и введение праздника Покрова, и желание иметь своего митрополита, да и в постройке церквей определённая логика есть. Андрей же государственного масштаба был человек, замыслы, наверное, глобальные имел. Не зря же он свою победу в Булгарии символически уравнял с победой византийского императора Мануила Комнина в походе против сарацын.
Но это так, вариации на тему :)
Вариации очень полезные, спасибо! Это важные свидетельства "боголюбия" Андрея, обязательно внесу в статью.
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Юрий Булкин »

У Сергея Попова перечислены упоминания,которые тоже могут иметь отношение к прозвищу Боголюбский. Здесь не договариваясь :D ,наши мысли идут паралельно. Я имею ввиду удачные походы на булгар и праздник Покрова.
По поводу Владимирской иконы и вставших коней на том самом месте.
"....Андрею, чудотворцу и мученику, усердно возопиим: ..." (Канон святому благоверному князю Андрею Боголюбскому,п.7). Чудотворец и страстотерпец. Для кого-то это легенда, а для православного люда - чудо. Было - не было(Владимирская икона существует), но всё это попадает в копилку (и выше перчисленные упоминания Сергея) идеализированного образа князя Андрея.
Канонизирован Андрей был только в 1701 году. Почему - то митрополит Макарий на Московском Соборе 1547 года его в списки не внес. Что это, малозаметная фигура на то время? Или же его образ, как чудотворца и ревнителя веры,еще не сложился?
Поэтому позволю себе предположить,что прозвище Боголюбский было "присвоено" князю намного позже описываемых событий.Возможно и название Боголюбского монастыря было другое,но в какое-то время было присоединено к названию Рождественский.
Юрий Булкин
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Сергей Заграевский »

Юрий Булкин писал(а):У Сергея Попова перечислены упоминания,которые тоже могут иметь отношение к прозвищу Боголюбский. Здесь не договариваясь :D ,наши мысли идут паралельно. Я имею ввиду удачные походы на булгар и праздник Покрова.
По поводу Владимирской иконы и вставших коней на том самом месте.
"....Андрею, чудотворцу и мученику, усердно возопиим: ..." (Канон святому благоверному князю Андрею Боголюбскому,п.7). Чудотворец и страстотерпец. Для кого-то это легенда, а для православного люда - чудо. Было - не было(Владимирская икона существует), но всё это попадает в копилку (и выше перчисленные упоминания Сергея) идеализированного образа князя Андрея.
Канонизирован Андрей был только в 1701 году. Почему - то митрополит Макарий на Московском Соборе 1547 года его в списки не внес. Что это, малозаметная фигура на то время? Или же его образ, как чудотворца и ревнителя веры,еще не сложился?
Поэтому позволю себе предположить,что прозвище Боголюбский было "присвоено" князю намного позже описываемых событий.Возможно и название Боголюбского монастыря было другое,но в какое-то время было присоединено к названию Рождественский.
Иными словами, Вы вновь повторяете точку зрения "Жития". А я пытаюсь доказать, что образ Андрея уже был достаточно идеализирован уже до 1158 года, что к тому времени он уже имел (как минимум, в Суздальской земле) устойчивое прозвище "Боголюбивый=Боголюбский". А что так долго тянули с канонизацией, нет ничего удивительного: уж очень непростые отношения были у Андрея с патриархом, уж очень острой тогда была борьба (Федорец, Леон, митрополия и т.п.)
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Сергей Заграевский »

По замечаниям Сергея и Юрия внес в конец статьи абзац:
В-четвертых, Андрей во время своего княжения уделял значительное внимание вопросам церковной политики (попытки учредить в Суздальской земле отдельную от Киева митрополию, масштабное храмоздание, установление праздника Покрова Богородицы и т.п.). И какими бы ни были перипетии взаимоотношений князя с константинопольским патриархом и киевским митрополитом, современники в Суздальской земле (те, от кого в первую очередь зависело прозвище князя и название города) не могли не воспринимать столь активную церковную политику, направленную на возвышение своего княжества, как «боголюбие».
И по поводу канонизации:
Может возникнуть вопрос, почему при таком «боголюбии» князя Андрея он был канонизирован так поздно, в начале XVIII века, и лишь на местном, епархиальном уровне37. В связи с этим вспомним то, о чем мы говорили выше: князь воспринимался как «боголюбивый» прежде всего в собственном княжестве, на возвышение которого была направлена его церковная политика. Отношения же Андрея с константинопольским патриархом и киевским митрополитом были весьма напряженными.
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Юрий Булкин »

Иными словами, Вы вновь повторяете точку зрения "Жития"
Такой цели не ставилось. Можно опираться на эти документы(произведения). Но игнорировать их тоже нельзя.
За 1160 год в летописи(у меня под руками Троицкая) князь уже называется благоверным и боголюбивым. Но не Боголюбским. Хотя далее и Глеб Переяславльский,и Роман Смоленский и т.д. Боголюбский всё-таки мелковато для Андрея в то время,да и Владимирский наверное тоже. Прозвище Боголюбский предположительно было присоединено к князю в конце XV века.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Сергей Заграевский »

Юрий Булкин писал(а):
Иными словами, Вы вновь повторяете точку зрения "Жития"
Такой цели не ставилось. Можно опираться на эти документы(произведения). Но игнорировать их тоже нельзя.
За 1160 год в летописи(у меня под руками Троицкая) князь уже называется благоверным и боголюбивым. Но не Боголюбским. Хотя далее и Глеб Переяславльский,и Роман Смоленский и т.д. Боголюбский всё-таки мелковато для Андрея в то время,да и Владимирский наверное тоже. Прозвище Боголюбский предположительно было присоединено к князю в конце XV века.
Так в том-то и дело, что Боголюбивый и Боголюбский - одно и то же прозвище, я это доказываю, исходя из идентичности таких названий города. Так что Вы как раз привели дополнительное доказательство моей позиции.
А как могла у Вас под рукой оказаться Троицкая летопись? Она же вроде сгорела :?:
Людмила Клешнина
Сообщения: 2039
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Людмила Клешнина »

Сергей Заграевский писал(а):Вот что вставил в текст:
.....
Во-вторых, явление Богоматери могло бы объяснить происхождение названия, связанного с Девой Марией, но название «Боголюбов» связано именно с Богом (возможно, не с Богом-Отцом, а с Богом-Сыном, но в любом случае это совсем другой культ, нежели культ Богородицы).
Очень режет слух : 1) если говорим в ареале православной культуры - ".... связанного с Богородицей" (Дева Мария звучит в католическом контексте). 2) Разные культы разных божеств присутствуют в язычестве. Христиане веруют в Пресвятую Троицу, никаких других "культов" у нас нет.
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Юрий Булкин »

Наверное сгорела.В 1812 г.
М.Д.Приселков"Троицкая летопись" Реконструкция текста, С-Петербург,Наука, 2002 г.
Так что Вы как раз привели дополнительное доказательство моей позиции
Ни в коем случае :D .
Сергей, вы наверное пропостили слово уже. Т.е. это еще не прозвище,но уже благообразные черты князя, подготовительный этап к канонизации.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Сергей Заграевский »

Юрий, я как раз на слово "уже" и обратил внимание. Я утверждаю, что Андрей имел титул, переходящий в прозвище - "Боголюбивый=Боголюбский" УЖЕ в момент строительства Боголюбова (1158 и 1160 - разница невелика). И город поэтому был назван в честь князя.

Людмила, относительно Девы Марии соглашусь (это инерция фразеологии Готлиба, видимо :) ). Относительно культа - я все же считаю, что отношение к Богородице и в православии, и в католицизме мало чем отличается от отношения к Троице, и вполне "тянет" на культ. Как еще выразить это одним словом в небогословской статье?
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Юрий Булкин »

Как еще выразить это одним словом в небогословской статье?
Скорее всего поклонение или почитание....
но название «Боголюбов» связано именно с Богом (возможно, не с Богом-Отцом, а с Богом-Сыном, но в любом случае это совсем другой культ, нежели культ Богородицы).
Почитание на Руси Пресвятой Богородицы имеет особое значение. Посмотрите на эпитеты - "Царица Небесная","Заступница Небесная","Пречистая","Пресвятая"....Пять больших прадников ПБ. А летописи тех лет только и возвещают о строительстве храмов в её честь.
Это сохранилось и в наши дни.Посмотрите сколько икон и фресок ПБ. А чудотворные иконы Пресвятой Богородицы?
Поэтому предположу,что если связывать название Боголюбов, то название это относится именно к Пресвятой Богородице.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Сергей Заграевский »

Почитание - хорошее слово, спасибо. Подумаю, как лучше.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Сергей Попов »

Сергей Заграевский писал(а):...Я утверждаю, что Андрей имел титул, переходящий в прозвище - "Боголюбивый=Боголюбский" УЖЕ в момент строительства Боголюбова (1158 и 1160 - разница невелика). И город поэтому был назван в честь князя...
Для утверждения одного желания мало, нужны аргументы. :)

Сергей, сначала Вы предположили, что Боголюбивый это вполне обычное почетное титулование князей в Древней Руси. Теперь на этом основании Вы уже утверждаете, что это титул, перешедший в прозвище князя Андрея ещё при жизни. Однако такое предположение в корне не верно, боголюбивый/христолюбивый это не титул, а обычный книжный штамп, который совсем не обязательно относится к князьям:
- боголюбивый епископ тверской Илия….
- боголюбивых душ непостыдное упование….
- боголюбивых паломников со всего …
- добродетелей отца боголюбиваго …
- боголюбивый православный народ…
- бысть от епископа боголюбиваго и от всего Собора…
- у кого ум боголюбив, тот ….
- усердием боголюбивых благотворителей…
- одного боголюбивого священника…
- архиепископ боголюбивый Гаврила….
- муж боголюбивый….
- боголюбивый купец...
- прославленные боголюбивые старцы и т.д.

Никаких упоминаний о мнимом прозвище князя Андрея – Боголюбивый/Боголюбский, нет ни в одном источнике, даже самом панегирическом к князю. А прозвище Боголюбивый/Боголюбимый монахи книжники пропустить ну никак не могли. Тем не менее они 400 лет упорно называют его князем Андреем Суздальским, сыном Юрия.

Связь между почитанием Богородицы, которое целенаправленно вводил на своей земле князь Андрей и названием места/города Боголюбое-Боголюбный, Вы отрицаете, считая, что оно связано с Богом-сыном. Но любить Бога может не только князь, но и Божия Матерь. :)
Чудотворная икона Божией Матери, написанная по повелению Андрея, называлась "Боголюбивая".

Сергей, Вы не обижайтесь, но желание объяснить название города прозвищем князя, мешает Вам более широко взглянуть на интересную проблему возникновения имени Боголюбово.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей, так и я пример в статье привел, и Юрий Булкин: что "боголюбивым" Андрея при жизни называли. Хотите, назовите это книжным штампом, суть не изменится.
Я не верю, что название могли выдумать "от фонаря", и меня в этом убедил Готлибштадт :). Версия Жития - "Богородица -> Боголюбов", а потом (сразу или через 500 лет, неважно) "Боголюбов=Боголюбый -> Боголюбский" гораздо дальше от реалий, чем моя - "Боголюбивый=Боголюбский Андрей -> Боголюбов", и уже никаких "потом". И цепочка по Житию получается более длинной, и Бог и Богородица - разные почитания, и аналогов нет. У меня же аналоги - Ярославль, Мстиславль и пр. Конечно, аналоги косвенны (Вы правильно говорили, что не было Долгоруковска :) ), но доказательства здесь все косвенны, что поделаешь. Был бы город не Боголюбовым, а Андреаполем, и вопросов не было бы :)
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Сергей Попов »

Называть в книге "боголюбивым" и иметь прозвище Боголюбивый, далеко не одно и то же. Боголюбивыми называли очень многих....это не аргумент. Получаются сплошные предположения, равнозначные Готлиб=Богомлюбимый=Боголюбово :)
Александр Ярославич НЕВСКИМ тоже стал лет через 200... Стандартная ситуация :)
Софийская 1-я летопись. Ссылка на стр. 168. в) Андреи (Ондр-ви Б.) Юриевичъ ... приписано сверху надъ строчкой позднимъ почеркомъ: Боголюбскии и Ростовский и Суздальский

По поводу города:
В "Слове похвальном о благоверном великом князе Борисе Александровиче" сказано: по той великой любви к великому мученику Христову Феодору нарек он город Люблин.
Ещё есть город Любим в Ярославской области. Похоже они названы не "от фонаря"...

Кстати, существовал Мосальский Казанский БОГОЛЮБИВЫЙ женский монастырь... посвященный Богородице...

Введение почитания Божией Матери, все-таки более реальная версия :)
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей Попов писал(а):Называть в книге "боголюбивым" и иметь прозвище Боголюбивый, далеко не одно и то же. Боголюбивыми называли очень многих....это не аргумент. Получаются сплошные предположения, равнозначные Готлиб=Богомлюбимый=Боголюбово :)
Александр Ярославич НЕВСКИМ тоже стал лет через 200... Стандартная ситуация :)
Софийская 1-я летопись. Ссылка на стр. 168. в) Андреи (Ондр-ви Б.) Юриевичъ ... приписано сверху надъ строчкой позднимъ почеркомъ: Боголюбскии и Ростовский и Суздальский

По поводу города:
В "Слове похвальном о благоверном великом князе Борисе Александровиче" сказано: по той великой любви к великому мученику Христову Феодору нарек он город Люблин.
Ещё есть город Любим в Ярославской области. Похоже они названы не "от фонаря"...

Кстати, существовал Мосальский Казанский БОГОЛЮБИВЫЙ женский монастырь... посвященный Богородице...

Введение почитания Божией Матери, все-таки более реальная версия :)
Богоматерь и до 1158 года на Руси почитали :)
Уж очень большую тонкость души Вы в середине 12 века предполагаете :) В честь князя - правило, в честь духовных устремлений - исключение. Я допускаю и исключение, но все же стою за правило :)
Все позднейшие ассоциации Богородицы с Боголюбовым - совсем другое дело, там же монастырь был, икона Боголюбивая... Но все это позже.
А вот стоит князь с боярством перед пустым местом, обозревает Нерль и Клязьму и думает: как назовем место, отколь грозить мы будем булгарину? :)
Какая уж тут Богородица? А ему со всех сторон приближенные в оба уха: "Боголюбивый князь, назовем в твою честь, ты что, хуже Ярослава Мудрого?"
Вот такая историческая картинка :)
Предвижу, что Вы нарисуете нечто подобное, что в этот момент князь про икону вспомнил, которую из Вышгорода вывез-таки.
Тогда предлагаю считать, что вспомнил и сказал подхалимам: "Нет! Боголюбовом назовем город не в честь меня, а в честь Богородицы!"
Таким образом, оба варианта прошли :)
Предлагаю сейчас, 950 лет спустя, на этом сойтись, а наши разногласия пусть рассудят потомки :)
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Сергей Попов »

Сергей Заграевский писал(а): В честь князя - правило, в честь духовных устремлений - исключение. Я допускаю и исключение, но все же стою за правило :)
Я бы уточнил, в честь имени князя - правило, в честь прозвища - исключение (просто нет). Тоже стою за правило :)

Тема интересная, но пока не раскрытая....
Людмила Клешнина
Сообщения: 2039
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Людмила Клешнина »

Здесь об иконе (Боголюбивой !): http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EE%E3% ... 2%E5%F0%E8
в поддержку аргументов Юрия и Сергея П.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Боголюбово и Боголюбский

Сообщение Сергей Заграевский »

Людмила Клешнина писал(а):Здесь об иконе (Боголюбивой !): http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EE%E3% ... 2%E5%F0%E8
в поддержку аргументов Юрия и Сергея П.
Мы говорим о 1158 годе, икона в любом случае более поздняя. Для меня в ней важно то, что ее тоже называют то Боголюбивой, то Боголюбской. Это, кстати, хороший дополнительный аргумент в поддержку моей позиции про Боголюбивого=Боголюбского Андрея, внесу в статью. Спасибо, Людмила!
Ответить