"Оборонные" храмы и монастыри

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
Аватара пользователя
Парасковья Пятница
Сообщения: 387
Зарегистрирован: 24 апр 2007, 00:58
Откуда: ШУХОМОШ

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение Парасковья Пятница »

.
Продолжим.
Александр, спасибо за прекрасную конкретику.
Сергей Попов писал(а):
Парасковья Пятница писал(а):Сергей, а знамя - это просто тряпка.
А икона - это просто доска.
А крест - это просто две палки, большая и маленькая:)
Ну, Парасковья, не ожидал… сами-то как думаете? А если с точки зрения Мецтли или Мардука? :)
=========================
- Метцли, Мардук, Ваал, Перун или ИХ - это не мой уровень:). При всём, к ним, любви и уважении.

...Мир - это Иллюзии.
Правит миром тот, кто показывает и толкует картинки.
: Например, показывает крест (напр, установив его на башенке, а башенку на домике, чтобы было видно издалека) и объясняет, что это не две палки, а символ крёстных мук Сына Божьего.
- Со всеми вытекающими отсюда, благоприятными для управления миром, последствиями:)

- Подумайте, вооружившись пониманием, какую? картинку управители мира будут показывать приближающимся к монастырю=жилищу своих богов.
Вы считаете, что это будет картинка неопределённого дизайна?:)
Сергей Попов писал(а): Как мне кажется, проблема в том, что все наши представления о средневековом миропонимании могут основываться только на субъективных трактовках разрозненных и случайных фактов.
Ваши - возможно.
Но не мои:).
Сергей Попов писал(а): Если Вы не против, буду иногда вмешиваться в беседу со своими субъективными трактовками. :D

О роли знамени хочу заметить, что оно, кроме всего прочего, в бою служило для управления войсками. А нарушение системы управления противника, до сих пор одна из главнейших боевых задач. Чаще всего рядом со знаменем находились и главные враги (ГВ). Поэтому всякие бунчуки, хоругви, стяги и знамёна подвергались наиболее яростным атакам одних и отчаянной обороне других. Падение стягов было очевидным (зримым) фактом преимущества одной из сторон, деморализующем противника.
Я - за:)
Хороший пример управления с помощью картинок (см. выше).
Кто угодно вымрет первый, только не Меря.
Аватара пользователя
Парасковья Пятница
Сообщения: 387
Зарегистрирован: 24 апр 2007, 00:58
Откуда: ШУХОМОШ

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение Парасковья Пятница »

.
Теперь очень конкретный вопрос ко всем, кому есть что сказать.
Надеюсь услышать нечто связное от Сергеев Попова и Заграевского, от Людмилы и Юрия... от Олега и Александра...

ИзображениеИзображениеИзображение

ИзображениеИзображениеИзображение

ИзображениеИзображениеИзображение

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Зачем? же тогда строили монастырям стены с военными атрибутами,
когда их (монастыри) вовсе не собирались оборонять в чисто военном смысле (Беляев)
или обороняли как бы понарошку, вынужденно и иногда (Сергей Попов)
или...?

Какого, пардон, хрена все эти полуигрушечные-полунастоящие стены, бойницы, башни, ходы и машикули, если они понарошку?:) Мысль-то какая заложена в эти огромные угроханные средства, деньги и труды людские?
- Чё-нибудь внятное и не от балды, типа "Града небесного", кто-нибудь может сказать?
ПП
Кто угодно вымрет первый, только не Меря.
Аватара пользователя
Александр Богданов
Модератор
Сообщения: 5848
Зарегистрирован: 20 фев 2007, 08:33
Откуда: Ивановская область, г.Кинешма

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение Александр Богданов »

я лично, ни чуть не сомневаюсь, что все те примеры, которые я привел, были построены как оборонные. Добавить больше мне нечего.
С уважением, А. Богданов
Людмила Клешнина
Сообщения: 2039
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение Людмила Клешнина »

Пример, когда в самом деле "от балды" , можно сказать, "антиоборонный" храм - конкурсный проект православного центра в Париже.
Пр. центр. в Париже.maz..jpg
Пр. центр. в Париже.maz..jpg (149.87 КБ) 4566 просмотров
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение Сергей Заграевский »

Парасковья Пятница писал(а):.Какого, пардон, хрена все эти полуигрушечные-полунастоящие стены, бойницы, башни, ходы и машикули, если они понарошку?:) Мысль-то какая заложена в эти огромные угроханные средства, деньги и труды людские?
- Чё-нибудь внятное и не от балды, типа "Града небесного", кто-нибудь может сказать?
ПП
Если ничего больше не помогает, прочтите, наконец, инструкцию (с) какой-то из законов Мерфи)))
В данном случае прочтите, наконец, статью ))))
http://zagraevsky.com/fort.htm
Общую периодизацию древнерусских оборонных монастырей мы приведем в конце данной статьи, а сейчас ответим на вопрос, который мы задавали еще при анализе тезисов Л.А. Беляева: действительно ли каменные стены, возведенные в XVII веке вокруг множества монастырей (Новоспасского, Донского, Новодевичьего, Данилова, Андроникова, Спасо-Евфимиева, Толгского, Николо-Пешношского, ростовского Борисоглебского и мн. др.) имели сугубо декоративный и символический характер? Не дороговато ли было возводить столь мощные (хотя бы на вид) крепостные стены и башни исключительно в декоративных и символических целях?

Думается, дело тут в том, что эти стены возводились не только в монументально-декоративных и символических целях (это несомненно, и с этим никто не спорит), но также и в оборонных целях, только для обороны не от «внешних» врагов, а от «внутренних». Они и не предназначались для отражения армий других стран, в XVII веке уже располагавших мощной артиллерией, от которой могли защитить только крепости бастионного типа (которые во множестве возводил Петр I). Они предназначались, во-первых, для содержания заключенных, а во-вторых, для защиты от собственного восставшего народа. И то, и другое гораздо более характерно для «бунташного» XVII века, нежели внешние войны. А для защиты от «внутренних» врагов высокие и внушительные стены и башни гораздо более эффективны, чем бастионы.

Соответственно, для таких укреплений, как те, которые в конце XVII века получил, например, Новодевичий монастырь (ил. 2), уже не требовалось ни значительной толщины стен, ни оптимального с тактической точки зрения расположения укреплений на местности, ни наличия самых мощных стен с «приступной» стороны, ни глубоких рвов, ни прочих необходимых атрибутов военно-стратегических крепостей.

Следовательно, в том смысле, который мы обозначили в начале данной статьи, эти монастыри являются оборонными.
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение Юрий Булкин »

Статья Сергея Вольфовича построена в виде комментариев на статью Л.А.Беляева(первая часть). Насколько я понимаю, каких- то глубоких исследований она и не подразумевала.
Мои же размышления (не подкрепленные научно, так, как у Сергея В.)основываются на собственных наблюдения, прочитанной литературе и вере в «особый русский путь»(«что русскому здорово, то немцу смерть» - пословица).
Монастыри в 14-начале 15 вв. основывались хаотично. Главными условиями были пустынное место «…далече от мира…» и вода. «…Преподобный Мефодий, желая работать Господу наедине, в безмолвии, просит своего учителя благословить его на особое пустынное пребывание…»
Одним нравилось место по красоте нахождения, другим было явление, третьим место указывали старшие подвижники.



Часто подвижники совместно с князем выбирали место под основание монастыря. Примеры имеются, например Можайский Ферапонтов монастырь или Высоцкий Серпуховской. ( Правда Ферапонтов мощными стенами так и не обзавёлся, был разорен поляками и дальше страдал.) Было ло ли это решение стратегического характера сказать трудно, так как источником являются только Жития Святых. (…Преподобный Сергий Радонежский, склоняясь на просьбу благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича, посетил Серпухов и, избрав красивое и весьма удобное место “на Высоком”, основал здесь обитель во имя Пресвятой Богородицы, честнаго Зачатия Ее праведной Анной…)

Верить - Не верить Житиям Святых - личное дело каждого. Но исторические описания монастырей в основе имеют информацию именно из них.

Использование монастырей в оборонных целях пришло позже, когда многие из них уже сформировались как небольшие «городки» со своими постройками. Для государственной казны было дешевле обнести монастыри крепостными стенами ,чем строить новые крепости.
Монастырским властям такие стены были не нужны. У меня возникает мысль, что возведение крепостных стен, мягко говоря, велось под нажимом гос. власти. По моим размышлениям должна остаться переписка между заказчиком(государство) и исполнителем(церковь).

Интересно, как спускалась «разнарядка», по какому принципу выбирался монастырь? Можно предположить, что монастырей с крепкими стенами должно было быть больше. Но противодействие или же скудость выделенных средств не позволили опоясать эти монастыри. Возможно, что одни взяли «под козырек», другие «осваивали средства», третьи просто спустили строительство «на тормозах». Например, Белозёрский, Старо-Голутвин и Бобренёв монастыри. Последний, кстати в литературе, называется, как «сторож».

Планы монастырей имеют разную форму, это замечает любой, побывавший в них.
Какими принципами, применительно к оборонности, руководствовались строители(совместно с монастырскими властями?) разбивая тот или иной план строительства?(нападение с юга, брод через реку или затяжная осада…..).

Монастырские башни также являются загадками. Собственно каждая башня имеет своё название. Можно пропустить Никольские, Казанские, Успенские, Северные и т.д. Но вот Кузнечные, Водяные Пороховые, Арсенальные мне кажется заслуживают особого внимания.

Были ли планы постройки «типовыми» или к каждому плану подходили индивидуально? И почему в одном плане башни вынесены за периметр стен, а в другом башни вписаны в периметр?

В монастырях существовало производство, производство стратегической продукцией, например железными изделиями. Во многих монастырях были кузнецы.
Для «выпекания» кирпича нужен был опыт, сырье, производство, подготовленные кадры. Такое строительство не могло не оставить следа в письменных источниках.

Позволю, раз уж размышляю о производстве, не согласиться с Сергеем В. в определении задач монахов в пункте – «–… поддерживали укрепления монастыря в исправном состоянии;…). Главная обязанность у всех монахов и послушников есть служение Богу, спасение души. Для поддержания таких сооружений в исправности нужны, как и везде –специалисты, люди с опытом(скорее всего приписные или посадские люди).

На зажиточность монастыря указывало строительство отдельных зданий Казначейского корпуса, библиотеки, внушительных размеров рухлядных и сушил.

ПП уже сказала про: «…бойницы, башни, ходы и машикули»…».


Вот такие размышления на тему ; «Оборонные монастыри».
Вложения
Башни.jpg
Юрий Булкин
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение Сергей Попов »

Парасковья Пятница писал(а):Какого, пардон, хрена все эти полуигрушечные-полунастоящие стены, бойницы, башни, ходы и машикули, если они понарошку?:) Мысль-то какая заложена в эти огромные угроханные средства, деньги и труды людские?
- Чё-нибудь внятное и не от балды, типа "Града небесного", кто-нибудь может сказать?
Нет, такой крик души проигнорировать нельзя :D . На подробный ответ мало времени, поэтому пока в форме тезисов:

а. Простого универсального ответа не существует, и это хорошо;

б. На Руси ничего просто так не строили, тем более на протяжении 1000 лет;

в. Не поняв цели, нельзя объяснить логику действий;

г. Любое препятствие имеет оборонное значение (может использоваться для защиты);

д. Любая территория, на которой хранится имущество, должна быть защищена;

е. Уровень защиты обычно соответствует здравому смыслу;

ж. Каждое защитное (оборонное) сооружение можно оценивать только с точки зрения военно-технического уровня своего времени;

з. Монахи, наряду с другими категориями граждан, имеют право защищать своё имущество, Веру, Царя и Отечество всеми приемлемыми для них способами;

и. Существуют тактические задачи и стратегические. Тактические решают сиюминутные проблемы, стратегические направлены на достижение глобальных целей;

к. Часто абсурдные, с точки зрения тактики, решения объясняются стратегической необходимостью;

л. Любое культовое строительство не всегда рационально для людей другого мировоззрения;

м. Фортификационные элементы служат для выполнения конкретных боевых задач;

н. В декоративных целях могут использоваться элементы, внешне напоминающие фортификационные, но для практических целей не пригодные;

о. Не обязательно заводить собаку, можно ограничиться табличкой о наличии злобного животного;
Юрий Булкин писал(а): Монастырские башни также являются загадками. Собственно каждая башня имеет своё название. Можно пропустить Никольские, Казанские, Успенские, Северные и т.д. Но вот Кузнечные, Водяные Пороховые, Арсенальные мне кажется заслуживают особого внимания.
Замечательно, весьма любопытное наблюдение, ведь и крепостные башни назывались по этому принципу. Эх, тут статистика нужна, тогда можно будет что-то сформулировать.
Аватара пользователя
Парасковья Пятница
Сообщения: 387
Зарегистрирован: 24 апр 2007, 00:58
Откуда: ШУХОМОШ

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение Парасковья Пятница »

.
А Сергей Заграевский всё-таки Юпитер...:)

- Дискуссия получилась интересной, не так-ли?:)
Спасибо огромное всем шевелившим серыми клеточками.

Как и обещала, я несколько изменила своё мнение по ходу соревнований... за что особая благодарность присутствующим...

Рюзюмее.

1.В редких, особых случаях монастыри строились, как настоящие воинские укрепления (Соловецкий монастырь и подобные). При нападении ворога такие монастыри достойно оборонялись. Такое военизирование отдельных монастырей имело государственную инициативу и причину. Первоповод: нужна крепость на границе. Монастырь в довесок или в пандан, для экономии сил и средств (чтобы не дублировать монастырь и крепость), для усиления гарнизона моральными и прочими силами ТС итд.

2.Возникший в ходе размышления смысл.
Общая идеология.
Монастырь - точка доступа к "нашим" богам и предкам. Это их обиталище. Это место взаимного нашего, с ними, общения. Это общение идёт непрерывно, и особенно важно/обостряется в период критических ситуаций.

Поэтому персонажами, имеющими на то право, возможность и ресурс, рисуется картинка (показываемая своему народу, ворогу и себе самим - управителям, медиаторам и прочим ЛПР=лицам, принимающим решение).
Смысл картинки. Наши боги - под нашей охраной и под нашей обороной. Мы - под их охраной и обороной.

Образ укреплённой стены монастыря, как таблички "Осторожно! злая собака" (табличка работает независимо от наличия собаки), принадлежащий остроумному Сергею Попову, здесь вполне уместен:). Табличка - это то же управление с помощью картинок.

Материально эта картинка выглядит как некая потешная крепостца вокруг обиталища "наших" предков и богов. Для сей крепостцы первична именно функция картинки, нужной для Управления... для течения Реки Времени... для связи ТС и ЭС... Поэтому реальная оборонительная ценность крепостцы может быть и нулевой (хотя может быть и ненулевой, это зависит от разных обстоятельств: географического места, исторической обстановки, административного и финансового ресурса итд.)

Периметр крепостцы выгораживает сакральное пространство ТС, выделяя его из ЭС пространства физико-географического.
+++ Кстати, типовой вид границы монастыря (укреплённая стена, ров, вода, река, мост, ворота) полностью соответствует мифологическим представлениям о границе ТС и ЭС, сложившимся за пару десятков тысяч лет до того:).

- В случае вынужденной необходимости (приход ворогов) картиношная монастырская крепостца применяется как реальная - как правило, с небольшим успехом, что верно подметил Сергей Попов. Но бывало и с большим. - Никакого внутреннего противоречия в таком применении нет.
================================

Так видится...

ПП
Кто угодно вымрет первый, только не Меря.
Аватара пользователя
Василий Шелёмин
Модератор
Сообщения: 4629
Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение Василий Шелёмин »

Парасковья Пятница писал(а):.
О точках доступа на ТС помимо храмов и могил.
Такие точки обозначены, например, в не очень легальных способах контакта с ТС = в заговорах.
"Пойду я из избы дверьми, из двора воротами..." = выход из пространства ЭС.
"Пойду я на широкую улицу, выйду на перекрёсток..." = точка доступа.
"Встану я на восток лицом, на запад тылом..." = ориентирование лицом к ТС.

Обратите внимание, что условия заговорного контакта ЭС-ТС идентичны условиям храмового и могильного контакта.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
+++ Кстати, типовой вид границы монастыря (укреплённая стена, ров, вода, река, мост, ворота) полностью соответствует мифологическим представлениям о границе ТС и ЭС, сложившимся за пару десятков тысяч лет до того:).
Уважаемая Парасковья! С огромным интересом и симпатией наблюдая, как Вы танцуете архитектуру:-), не могу ещё раз удержаться от.
Во всех наших тутошних рассуждениях абсолютно не раскрыта тема Бабы Яги, хотя всем с младенчества известно, что самый надежный вход на ТС - избушка на курногах (не буду изобретать аббревиатуры, пусть Изнакурнож). Это по поводу "десятков тысяч лет до того" - не вода, не ворота, а опушка леса (что в нашей местности неудивительно) представлялась в раньшие времена границей ТС и ЭС.
И насчет ориентации по сторонам света, которой Вы придаёте столь большое значение в своём стремлении создать универсальную картину:-). По-моему, касательно Изнакурнож эта ориентация нигде не упомянута (извините, если я ошибаюсь, и не читайте дальше). "К лесу передом, ко мне (к опушке) задом" - и всё. Да, лес у наших пра-пра-пра-... располагался, в основном, к востоку (впрочем, и северу) от освоенных земель, но этот мотив явно не может быть общим для всех народов мира:-), и даже для всех христианских, условно говоря, народов. Для православных - преимущественно да, но ведь традиция "восток-запад" родилась не в тайге:-).
Таковы мои дилетантские сомнения, переходящие в оффтопик (ибо о монастырях и крепостях ни слова). Если Вы найдете, как это всё блестяще встраивается в Вашу концепцию - я буду только рад:-).
Аватара пользователя
Парасковья Пятница
Сообщения: 387
Зарегистрирован: 24 апр 2007, 00:58
Откуда: ШУХОМОШ

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение Парасковья Пятница »

.
Василий:):):)
Не в бровь, а в бабоягий глаз:)
...Я молчала про БЯ, боясь Оккама и Заграевского...
Хотя, если честно, не боюсь я никого (С).

А если всеръёз, то восток-запад - это просто очередная контрадикция, одна из, не скажу многих, нескольких. Можно проследить и историю, дать историческую классификацию таких дуализмов и оппозиций. Верх-низ, север-юг, восток-запад, исток-устье, лес-опушка, берег-вода, земля-небо итд.

- Почему конкретный народ в конкретное время придерживается, как основного, того или иного противуположения, в качестве дуального образа ТС-ЭС - а потому что:). У всего есть своя история и свой смысл.

Изнакурнож, как место контакта с ТС, замечательно отвечает как мифологии, так и застенчивой переработке мифологии в религии (напр, в православии). Впрочем, разве может быть иначе?:)

ИНКН === Граница миров (лес-опушка), ориентированное относительно этой границы здание, за зданием кладбище и... печь, как место контакта. Доставляет героя к месту контакта волк === главный медиатор в мифологии.
Бывает, что доставляет конь (конёк, кобылица) === тоже медиатор.
Снаружи избы, перед входом находится ЭС ("опушка").

Изображение Изображение Изображение

Изображение Изображение Изображение Изображение

Внутри избы, напротив входа находятся представители ТС (красный угол в избе, иконостас в церкви, горшки с костями на полках у БЯ)
...А теперь...
Вспомните расположение печи в избе, напр. в ИНКН.
: Сзади вход, слева печь, устье печи ориентировано так же, как и вход в избу.

- А ещё теперь вспомните местонахождение картины страшного суда в церкви:)
=============================

Ваще-то вырисовывается интересная тема, включающая в себя данную.
Образ границы двух миров (ТС и ЭС) в высшей и низшей (сказках) мифологии - и в религии, конкретно, в монастырском (храмовом) строительстве.
Приглашаю всех желающих:)

Но, конечно, не будем офтопить СЗ. А то он рассердится и не будет со мной водиться:).
ПП
Кто угодно вымрет первый, только не Меря.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение Сергей Заграевский »

И о Бабе Яге было, было :)
http://www.history-ryazan.ru/node/12802
(прошу обратить особое внимание на комментарии :) )
Аватара пользователя
uchazdneg
Модератор
Сообщения: 2864
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 00:38
Откуда: N-37-II
Контактная информация:

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение uchazdneg »

Апологету точных наук тут найдется к чему придраться и без Оккама. Возможно, на гипотетической 45-й широте (для справки: широта Аркаима - 52, Стоунхенджа - 51, Гозекского камня - тоже 51 с точностью почти до минуты), где обитали похитители Еноха, вбитые по кругу от линии равноденствия к полюсам последовательно 11*4, 7*4 и 3*4 вешки отсекали примерно равные дуги (это при желании можно проверить). Но Баба-Яга, мы-то знаем, обитала в более высоких широтах, где вся эта степная астрономия трещит по швам. Тригонометрия подсказывает, что на широте 66,562 (а сегодня мы встречаем многочисленные топонимы с корнями -яга, -яха и -ях преимущественно даже севернее этой линии) "окон" во "вратах" должно быть уже поровну, а виртуальные "летние" и "зимние" столбы западного и восточного секторов становятся "вырожденными", непарными. При движении дальше к полюсу они и вовсе исчезают, прихватывая с собой в мир абстракций несколько ближайших "окон" (а в ультравысоких широтах - и ближайшие "врата" целиком - но, полагаю, такое сокровение было неподвластно даже Уриилу сотоварищи). В целом же небесная приполярная геометрия такова, что к северу от 66,562 зимние и летние врата даже шире осенне-весенних, соответственно и количество вешек по направлению к полюсам должно увеличиваться, а не уменьшаться.
Аватара пользователя
Парасковья Пятница
Сообщения: 387
Зарегистрирован: 24 апр 2007, 00:58
Откуда: ШУХОМОШ

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение Парасковья Пятница »

uchazdneg писал(а):Апологету точных наук тут найдется к чему придраться и без Оккама.
"Они вам докажут, что люди ходют на руках. И что люди ходют на боках". (С):)
uchazdneg писал(а): Но Баба-Яга, мы-то знаем
Мы это кто?
uchazdneg писал(а):Но Баба-Яга, мы-то знаем, обитала в более высоких широтах, где вся эта степная астрономия трещит по швам. В целом же небесная приполярная геометрия такова, что к северу от 66,562 зимние и летние врата даже шире осенне-весенних, соответственно и количество вешек по направлению к полюсам должно увеличиваться, а не уменьшаться.
uchazdneg, попробуйте подняться на следующий, после количества вешек, уровень осознания ситуации.

Знание людей о мире состоит в следующем.
1.Мир разделён на две части.
- Тот свет - и Этот свет. Мир живых и Мир мёртвых.

2.Дальнейшее уточнённое понимание.
- Мир мёртвых сам состоит из двух частей: Благое царство и Неблагое царство.

3.Ещё уточнение.
- Между Миром живых и Миром мёртвых существует Граница

4."Граница не знает покоя":)
- Существуют способы преодолевать эту Границу в обе стороны и люди, способные это делать.
Например, Иисус Христос, Иванушка-дурачок, шаман.

===========================================

Откуда взялось это Знание людей о мире - отдельный вопрос. Есть поклонники у разных гипотез : сами люди догадались, божественное откровение, инопланетяне итд. Не буду обсуждать это здесь.

Это Знание существует в разных формах. Например, облекается в форму религии. В форму сказки. В форму мифологии. В форму обычая. Заговора. Магии. Итд.

Например, Благое царство предстаёт как рай (христианство), как сад с золотыми яблоками (сказки), как Поля Камыша у египтян (язычество), как Ясень Игдрассиль итд. Никакой принципиальной разницы между этими Благими царствами нет. Это просто исторические и национальные формы одного и того же Знания.

Между такими формами (например, между христианством, язычеством, сказкой...) нет никакого внутреннего противоречия - кроме искусственно раздутых в определённых целях. Потому что это всё просто формы одного и того же Знания и Понимания.

========================================================

Естественно задать вопрос: а где? всё это.
С Царством Живых более-менее ясно, но где находится царство Мёртвых?

- Такой же исторической и национальной формой Знания является локализация там или сям Благого (Неблагого) Царства мёртвых, или Того света.
Оно может быть на Северном полюсе (Пуп Земли, Мировой Столп, Омфала). Может быть на Востоке. Может быть наверху (Рай на небе). Может быть на Острове.
Исторические и национальные варианты интересны, безусловно, но смысл всё тот же.

=======================================================

В случае с Бабой Ягой. Оппозиция Лес-Опушка.
Царство Мёртвых - Лес.
Царство Живых - Опушка.
Граница - Избушка на курьих ногах (это, кстати, не кур, а щур, те. предок).
Медиатор - Баба Яга.

В случае с православной церковью (зданием). Оппозиция Восток-Запад.
Благое Царство Мёртвых - Дальний Восток (иконостас, алтарь)
Неблагое Царство Мёртвых - Ближний Восток ( западная стена с картиной Страшного Суда).
Царство Живых - снаружи церкви.
Граница - Вход в храм, перед которым (при пересечении Границы) крестят лоб и снимают шапку.
Медиатор - священник.

======================
Так что вариант "Восток-Запад" это просто один из многих. Равноценный - или наиболее точный? кто знает...:)
Кто угодно вымрет первый, только не Меря.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение Сергей Заграевский »

Умберто Эко, "Маятник Фуко":
Проблема в том,
чтобы показать скрытые связи, к примеру между Каббалой и автомобильными
свечами.
Я просто высказал свою точку зрения, но для Бельбо это была неожиданная
удача. Он признался мне спустя несколько дней.
- Знаете, вы были полностью правы. Любая отправная точка может обрести
особую значимость, если на связана с другими, Эта связь изменяет всю
перспективу. Она заставляет поверить в то, что за каждым сказанным или
написанным словом, за каждым явлением в мире существует скрытый смысл, в
котором заключена Тайна. Критерий подхода к этому объяснению очень прост:
подозревать и еще раз подозревать. Можно найти скрытый смысл даже в знаке,
запрещающем движение по этой улице.
- Конечно. Морализм мысли катаров. Движение здесь запрещено потому, что
это предостерегает от уловок Демиурга. Двигаясь в этом направлении, не
удается отыскать Путь.
- Вчера вечером мне в руки попались правила для водителей категории В.
Возможно, причиной были сумерки, а может быть, ваш рассказ, но мне казалось,
что эти страницы хранят в себе Нечто Другое. А если автомобиль существует
лишь как метафора создания мира? Только не следует замыкаться на его внешнем
виде или ограничиваться представлением о панели приборов, нужно увидеть в
нем то, что задумал Создатель, то, что скрывается под. То, что под,
соответствует тому, что над. Древо сефирот.
- Я вас прошу не говорить...
- Это не я говорю, это оно говорит. И, прежде всего, карданный вал
является по сути Деревом, к тому же эти слова одинаково звучат в итальянском
языке. Итак, добавим мотор впереди, два передних колеса, сцепление, коробку
передач, два шарнира, дифференциал и два задних колеса. Итого, десять
наименований, как и десять сефирот.
- Только месторасположения у них разные.
- А кто сказал? Диоталлеви однажды говорил, что в некоторых версиях
Тиферэт считается не шестой, а восьмой сефирой, и Нецах и Год расположены
перед ней. Мое дерево - это древо Бельбот, иная традиция.
- Фиат.
- Давайте проследим за диалектикой Древа. На его верхушке расположен
Двигатель. Omnia Movens, который, можно сказать, является Источником
Созидания. От него энергия сообщается двум Величественным Колесам - Колесу
Разума и Колесу Мудрости.
- Да, если это переднеприводная машина... - Древо Бельбот прекрасно
тем, что допускает метафизические альтернативы. Возьмем картину духовного
космоса с передним приводом, когда расположенный впереди Мотор передает свою
волю непосредственно Величественным Колесам, в то время как в
материалистическом понимании существует образ деградировавшего космоса, в
котором Крайний Мотор передает Движение двум Последним Колесам: из глубины
космической эманации высвобождаются низкие вещества материи.
- А если у нас задние и мотор и привод?
- Это - сатанинский вариант. Соединение Величественного с Ничтожным.
Бог отождествляется с движением грубой, грязной материи. Бог предстает как
нереализуемое вечное стремление к Божественному. Это становится похожим на
Растрескивание Сосудов.
- А может, это скорее Поломка Глушителя?

- Именно так все происходит в Абортивном Космосе, где ядовитое дыхание
Архонтов распространяется в Космическом Эфире. Однако давайте не будем
отвлекаться. За Мотором и двумя Колесами следует Сцепление, сефира
Благодати, которая приводит в действие или же отключает поток Любви,
связывающий остальную часть Древа с Высшей Энергией. Это Диск, мандала,
ласкающая другую мандалу. А далее Ларчик Превратностей, или перемен, как
говорят позитивисты, который является источником Зла, поскольку дает
человечеству власть ускорять или замедлять непрерывный процесс эманации. Это
достаточно хорошо объясняет, почему автоматическая коробка передач стоит
дороже, в этом случае само Древо принимает решение, соответствующее принципу
Великого Равновесия. Затем следует Шарнир, который, обратите внимание, как
бы случайно носит имя великого мага эпохи Ренессанса - Кардана, и Коническая
Передача - тут надо отметить оппозицию по отношению к четырем Цилиндрам
мотора, - которая является Венцом (Кетер, Низшая Корона), сообщающим
движение земным колесам. И здесь становится очевидным предназначение сефиры
Разниц, или дифференциалов, которая с величественным чувством Прекрасного
распределяет космические силы между двумя Колесами, Славы и Победы, которые
в Неабортивном Космосе (передний привод) имитируют движение, передаваемое
Величественными Колесами.
- Вы предложили довольно-таки логичное объяснение. А сердце Мотора,
местопребывание Единого, Венец?
- Но ведь достаточно взглянуть на это глазами посвященного. Великий
Мотор оживает, когда происходит действие Всасывания и Выхлопа. В сложном
Божественном дыхании первоначально участвовали только две единиц,
именующиеся Цилиндрами (явный геометрический архетип), потом они подключили
третий и наконец во взаимной любви и согласии - четвертый цилиндр. В
процессе этого дыхания в Первом Цилиндре (первом не по иерархии, а случайно
оказавшимся таковым по месту своего расположения) Поршень, или Пистон
(этимологически от "Pistis Sophia"), совершает движение от Верхней Мертвой
Точки до Нижней Мертвой Точки, а в это время Цилиндр наполняется энергией.
Я, конечно, упрощаю, поскольку здесь надо было бы еще упомянуть об
ангельских иерархиях, то есть Распределительных Клапанх, которые, как
говорит мой учебник, "открывают и закрывают Просветы, соединяющие внутреннюю
часть Цилиндров с каналами, которые сосут смесь"... Сердце Мотора
взаимодействует с остальным Космосом только через посредство этого
механизма, и здесь, я полагаю, вырисовывается, но я не хотел бы, чтобы меня
считали еретиком, первичное ограничение Единого, который в определенном
смысле зависит в своей созидательной деятельности от Великих Эксцентриков.
Необходимо более внимательно прочесть Текст. Так или иначе, когда Цилиндр
наполняется Энергией, Поршень поднимается к Верхней Мертвой Точке и создает
Максимальную Степень Сжатия. Это tsimtsum. И здесь происходит Большой
Взрыв, Взрыв и Расширение. Проскакивает Искра, смесь вспыхивает и горит, и,
как сказано в инструкции, - это единственная Активная Фаза Цикла. И горе,
если в Горючую Смесь попадут инородные частицы, эти qelippot, капли
нечистой материи, такой как вода или кока-кола. Расширения не происходит или
же оно происходит слабыми толчками...
- Разве "Shell" не означает qelippot? Следует быть внимательнее.
Отныне лишь молоко Святой Девы...
- Еще посмотрим. Возможно, здесь имеет место сговор "Девяти Сестер",
этих низших принципов, желающих контролировать механизм Созидания... Во
всяком случае, вслед за Расширением наступает Божественное дыхание,
именуемое в древнейших рукописях Выхлопом. Поршень возвращается к Верхней
Мертвой Точке и выталкивает сгоревшую бесформенную материю. И только в том
случае, когда это очищение удается, наступает Новый Цикл. Это наводит на
мысль о неоплатоновском механизме Эксода и Парода, прекрасной диалектике
Пути, ведущего к Вершине, и Пути Вниз.
- Quantum mortalia pectora caecae noctis habent! И сыновья материи
никогда не отдавали себе в этом отчета!
- Вот почему все великие гностики учат нас, что стоит доверять
пневматике, а не гиликам.
- К завтрашнему дню я подготовлю мистическое толкование телефонного
справочника...
Аватара пользователя
uchazdneg
Модератор
Сообщения: 2864
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 00:38
Откуда: N-37-II
Контактная информация:

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение uchazdneg »

Парасковья Пятница писал(а):uchazdneg, попробуйте подняться на следующий, после количества вешек, уровень осознания ситуации.

Знание людей о мире состоит в следующем.
1.Мир разделён на две части.
- Тот свет - и Этот свет. Мир живых и Мир мёртвых.

2.Дальнейшее уточнённое понимание.
- Мир мёртвых сам состоит из двух частей: Благое царство и Неблагое царство.

3.Ещё уточнение.
- Между Миром живых и Миром мёртвых существует Граница

4."Граница не знает покоя":)
- Существуют способы преодолевать эту Границу в обе стороны и люди, способные это делать.
Например, Иисус Христос, Иванушка-дурачок, шаман.
Парасковья, дак на уровне восток там - запад, верх - низ, тотсвет - этот - все предельно ясно и не требует доказательств :) . Но как только начать пытаться пересчитать вешки вокруг Бабы-Яги - тут уж извольте одно из двух: либо бабку в Крым отправьте, либо ... крест снемити извенити.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение Сергей Попов »

Парасковья Пятница писал(а):Ваще-то вырисовывается интересная тема, включающая в себя данную.
Образ границы двух миров (ТС и ЭС) в высшей и низшей (сказках) мифологии - и в религии, конкретно, в монастырском (храмовом) строительстве.
Приглашаю всех желающих:)
Уважаемая Парасковья, попробую пофилософствовать, используя Вашу терминологию.

Если рассматривать мир, как оппозиции ТС и ЭС, МЖ и ММ, в общем, Свой – Чужой, то хотелось бы уточнить образ границы. По моему разумению, оппозиции не соединяются, между ними существует буферная зона (БЗ), которая принадлежит и тем и другим. Там тусуются разнообразные "медиаторы", в зависимости от ситуации и настроения они могут быть полезными и не очень, или просто откровенно вредными. То есть из МЖ в ММ и обратно никто не переходит, а вот на нейтральной территории БЗ общаются.

Оппозицию внутри Мира мёртвых, Благое царство и Неблагое царство разделяет Чистилище, кто там медиатор не ясно. Пространственно оно не локализовано и не выражено.

Оппозицию Родина – Чужбина разделяет Дикое Поле, по которому бродят калики перехожие, разномастные богатыри, говорящие зверушки и прочие персонажи. Простому селянину туда соваться противопоказано, можно и умом тронуться. Посему живём на Родине, через Дикое Поле по одному не ходим, только массово в составе ополчения. Отдельные личности типа Садко или Афанасия Никитина, по возвращению сами становятся медиаторами, особенно когда рассказывают истории (с картинками).

Оппозицию Деревня – Дебри разделяет Околица, там находится мельница и кузница. Мельник и Кузнец не совсем наши люди, часто участвуют в сомнительных контактах с ТС, в общем, типичные медиаторы, хотя чаще позитивные. Где-то здесь, за Околицей, базируется и Баба Яга, как представитель противной стороны. Бывает позитивна, но редко.
В ентой системе Монастырь можно рассматривать как интровертную Деревню, у которой нет Околицы, но есть Стена.

Оппозицию Деревня – Дом разделяет Двор, изолированный от пространства деревни. Медиаторы кот и собака, иногда домашняя скотина. Позитивны.

Оппозицию Деревня – Храм разделяет Погост, выделенная из общего пространства территория, на которой расположена церковь/часовня и иногда кладбище, медиатор – Священник, живёт внутри этой территории. Позитивен.

Такие, условно-пространственные БЗ, могут быть обозначены инженерно-архитектурными (защитными) сооружениями. Раньше использовались валы, засеки, частоколы, стены и рвы, а также различные строения типа острожков и застав. Сакральную защиту обеспечивали монастыри и скиты, товарно-денежную – таможни.
Теперь главенствуют административные методы: визовый режим, паспортный контроль, регистрация и прописка.

Через БЗ проходят Пути-Дороги разных видов. Это довольно любопытные образования, так как принадлежать только МЖ или только ММ, они не могут. Представители МЖ их маркируют, как Свои, разными крестами, камнями-следовиками, часовнями, источниками, святыми деревьями и рощами. Однако это не даёт полной защиты, поэтому провожая в дорогу, риски уменьшают различными ритуалами и заговорами. Хороший результат обеспечивает горсть родной земли и дубовый посох по руке. При коллективном перемещении с собой брали Гуляй-город.

Буферные зоны (БЗ) наиболее привлекательны для общения разных субъектов. Судя по количеству мест, посещённых участниками (медиаторами) данного проекта (Соборы.ру), Пути-Дороги продолжают оставаться любопытными территориями до сих пор.

Это глобальные буферные зоны, скорее всего можно выделить локальные БЗ в пределах отдельных сооружений, будь то Изба или Храм.

P.S. Понятно, что Деревня, Дом, Храм или Погост не обозначают конкретные населённые пункты, территории и сооружения.

Во как…. :D
uchazdneg писал(а):.... Но как только начать пытаться пересчитать вешки вокруг Бабы-Яги - тут уж извольте одно из двух: либо бабку в Крым отправьте, либо ... крест снемити извенити.
В принципе Баба Яга может оказаться приезжей...с юга :)
Понятное желание подтвердить абстрактные (философские) модели естественно-научными способами, чаще всего приводит к различного вида подтасовкам. Ориентацию церквей и её связь с посвящением и датой строительства уже разбирали.

Думаю СЗ не обидится за офтоп, хотя можно и новую тему создать.
Аватара пользователя
Александр Богданов
Модератор
Сообщения: 5848
Зарегистрирован: 20 фев 2007, 08:33
Откуда: Ивановская область, г.Кинешма

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение Александр Богданов »

Сергей Попов писал(а):В принципе Баба Яга может оказаться приезжей...с юга :)
Цыганка??? Интересная мысль!
С уважением, А. Богданов
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей Попов писал(а): Думаю СЗ не обидится за офтоп, хотя можно и новую тему создать.
Не обижусь, если побольше смайликов ставить будете при философствовании :D :) :lol: 8) :wink:
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение Сергей Попов »

Сергей Заграевский писал(а):
Сергей Попов писал(а): Думаю СЗ не обидится за офтоп, хотя можно и новую тему создать.
Не обижусь, если побольше смайликов ставить будете при философствовании :D :) :lol: 8) :wink:
Мне кажется, один смайлик в конце философствования, это солидно и можно сказать, академично. Ну, Вы меня понимаете... :D :) :lol:
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение Сергей Попов »

Для Сергея Заграевского.

В описании Нижнеуфтюжского Троицкого прихода нашёл такую запись:
Церквей, построенных для осадного времени, нет.

"Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год. Дополнения по благочинию 1-го округа."
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей Попов писал(а):Для Сергея Заграевского.

В описании Нижнеуфтюжского Троицкого прихода нашёл такую запись:
Церквей, построенных для осадного времени, нет.

"Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год. Дополнения по благочинию 1-го округа."
Замечательно!
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение Юрий Булкин »

По-тихоньку продолжаем. Для Сергея Заграевского.
Занимался планом Владычного монастыря. Вот что увидел. Перевод мой, быстрый,так что прошу извинить за возможные неправильности :D .

«...Но монастырь Владычный был не свидетелем только местных исторических событий, он оставил незабвенную память и о своем непосредственном участии и помощи в самых действиях воинских.
Огражденный стенами с амбразурами для орудий, монастырь имел вид крепости и военное время принимал вооруженное положение. Из монастырской описи 1649 г видно, что в монастыре сохранялись в то время - «пищаль медная, полуторная в стану и с колесы, данная царем Михаилом Феодоровичем, другая пищаль медная тюфяк с станом и с колесы, 20 пищалей ручных железных и 5 пудов слежавшагося пороху, 10 гривенок свинцу и 20 пулек железных.» В 1688 г по, указу В. государей Иоанна и Петра Алекс евичей и Софьи Алекс евны присланы были под Серпухов, опредленно не видно по какому случаю, 8 болыших пищалей прозванием Орел, Сокол, Змей, Юрьевский волк- и для подъема и провожания сих пищалей с Оки велено прислать игумену Владычняго монастыря 150 человек с канатами и веревками. В 1719 г. видно из описи сего года, еще оставались на башнях и на св. воротах по одной пищали, да в монастыре 5 пищалей и к ним 70 железных ядер, да 30 пищалей ручных и пороху 2 пуда. Для пороху собственно монастырскаго, в монастыре устроена была и особая палатка называвшаяся в описях пороховою. По описи 1727 г значатся 106 старинных фузей в ложах. Из указа Московской Консистории 1830 г. видно что до сего даже года хранились в монастыре 8 пушек, а в сем году они променены на чугунныя плиты для пола в соборе. По письменным и другим памятникам монастыря видно что и самые смиренные иноки его в смутныя для отечества времена вынося иногда монастырское имущество в городскую крепость ,в другое время собрав свои силы и мужество затворялись в монастырь, затворяли с собою и крестьян монастырских и отражали врагов, не столько конечно силою своею ,сколько предстательством Владычицы имущей державу непобедимую ...»
"Историческое описание Серпуховского Владычного общежительного девичьего монастыря" 1866 год. Автор: В. А. Рождественский,стр.8-9-10.
Посмотреть можно у нас, благодаря Александру Витальевичу Богданову:http://sobory.ru/article/index.html?object=00622
Юрий Булкин
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение Сергей Попов »

На тему Уржумской колокольни-каланчи.
Фотография http://sobory.ru/photo/?photo=122123 со смотровой площадкой на световом барабане храма. Судя по фотографиям была изначально. Двойное назначение?
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение Сергей Заграевский »

Неплохая коллекция храмов с двойным назначением собирается :)
Алексей Байрошевский
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 29 июн 2011, 21:10

Re: "Оборонные" храмы и монастыри

Сообщение Алексей Байрошевский »

Сергей Попов, на новом фото со ссылки видно только ограждение перильного типа.Разве где есть старые фотки? происхождение подобных перил может быть прозаичным - для ремонтных работ приглашают людей,они сооружают некие вспомогательные сооружения ( в силу своих профессиональных качеств).По неизвестным причинам мастера не снимают времянку и исчезают с объекта.Времянка воспринимается местными как архитектурный элемент и в дальнейшем поновляется и бережётся.
Однажды приезжаем в Тверь на ТЭЦ-4.На дымовой трубе н-80 старой постройки обнаруживаем странные уголки приваренные к бандажным кольцам верхних 20 метров трубы.Похоже на стержневое усиление , но явно не оно.Лет через пять узнал историю этого сооружения.Был довольно давно ремонт ( может 25-30 лет назад). И в бригаде не было опытного трубоклада,способного класть по вертикали. Проблему решили навариванием вертикальных уголков на бандажи.При разборке кладки эта безумная металлоконструкция возвышалась над трубой, а потом новую кладку вели в готовые обручи.Ещё у этой бригады два летальных случая случилось там.В общем, прошли года и на вид разгадать эту историю очень сложно, а всё весьма просто.
Ответить