Олег Щёлоков писал(а):Похоже усыпальницы объекты вовсе не культовые, в том и состоит аргумент...
По-моему, вопрос нужно слегка расширить. А часовня вообще – культовый объект, или наподобие колокольни? Часовня вообще - объект Каталога? Освящаются или не освящаются ведь не только церкви и часовни. Например, освящаются корабли, когда сходят со стапелей. Самоубийц не хоронят в освященной земле, а за оградой. Что, вообще, означает «освященная земля»? А если при расширении погоста ограду переносят, то освящают ли дополнительно нарезанную землю? И эксгумируют ли самоубийц для перенесения за новую ограду, дабы не лежали в освященной земле?
Вопросы по существу – к специалистам (например, к Людмиле Клешниной): существует ли в Православной церкви отдельный чин освящения часовни? Предполагает ли такой чин при освящении часовни обязательное посвящение ее какому-либо святому или празднику? Если не предполагает, то часовня может быть освящена, оставаясь безымянной, или, в терминах Каталога, неизвестной. И тогда она имеет право быть объектом, оставаясь «неизвестной». А если не была освящена, но имеет «народное» название, скажем, часовня Кирика и Иулиты по иконе, которая в ней поставлена, тогда что? И как, вообще, узнать, была ли освящена та или иная часовня? А неизвестных часовен в каталоге немало. Есть еще категории придорожных и надкладезных часовен. Пример безымянных надкладезных часовен:
http://sobory.ru/article/index.html?object=06569 (является объектом Каталога),там же
http://sobory.ru/photo/?photo=17540 (не является отдельным объектом), вот еще часовня там же и тоже без внятного посвящения:
http://sobory.ru/article/index.html?object=03958. А вот еще одна надкладезная часовня там же и тоже с крайне невнятным названием/посвящением:
http://sobory.ru/article/index.html?object=00090 (Пятницкий колодец – с большой вероятностью, по названию церкви Параскевы Пятницы на Подоле (
http://sobory.ru/article/index.html?object=06578 ); Сергиевский колодец – по названию Троице-Сергиевой лавры) - а кому служить-то, по словам Олега Олеговича?
Что до часовен-успальниц, то даже если их название фигурирует – пусть не в списке посвящений Каталога, но хотя бы в святцах, – то, само по себе, это ничего не меняет. Например, упомянутая Павлом часовня-усыпальница Саввы Освященного (
http://sobory.ru/article/index.html?object=08641). Да, первые семьсот лет мощи преподобного лежали в ней, или в ее предшественнице, или примерно на этом месте. Но освящена ли она? Посвящена ли она св. Савве? Должна ли она быть отдельным объектом? И чем, в конце концов, она отличается от приведенной Олегом Олеговичем в качестве примера часовни-усыпальницы купеческого рода Морозовых на Преображенском кладбище (
http://sobory.ru/article/index.html?object=05199) и всех часовен из списка, приведенного Павлом?
В общем, по-моему, требуется разобраться, поставить точки над i и принять волевое решение...
С уважением, Серж