Кресты - история, символика и пр.. (+)
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Re: Церковь в д. Золотая грива.
А я в местных кругах, обсуждавших крест Дмитриевского собора, слышал, что повернутый полумесяц внизу это символ победы над иноверцами, коих вроде татаро-монгольского ига имелось в избытке.
Про колыбель, фактически проткнутую насквозь, это что-то новое.
И насчет наклонной перекладины - опять же местная трактовка - это стекающая кровь Христова.
Про колыбель, фактически проткнутую насквозь, это что-то новое.
И насчет наклонной перекладины - опять же местная трактовка - это стекающая кровь Христова.
- Юрий Булкин
- Модератор
- Сообщения: 2177
- Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
- Откуда: Московская область
Re: Церковь в д. Золотая грива.
Эти версии действительно существуют.... что повернутый полумесяц внизу это символ победы над иноверцами...
Про колыбель...
Юрий Булкин
- Василий Шелёмин
- Модератор
- Сообщения: 4629
- Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Re: Церковь в д. Золотая грива.
Юрий Булкин
Версии или суеверсии?:-) Я их тоже слышал, как правило в диалогах между турыстами и священниками или монахами: - А правда, что иноверцы, колыбель...? - Нет, неправда, - и дальше следовал текст, примерно совпадающий с трактовкой уважаемой Людмилы. Я, безусловно, разделяю в данном случае её мнение, но было бы здорово получить ссылку на источник - кто-то же это придумал и, видимо, понимал, что подразумевает под этим. А то в любой компании обязательно находятся толкователи именно этого символа:-).
Версии или суеверсии?:-) Я их тоже слышал, как правило в диалогах между турыстами и священниками или монахами: - А правда, что иноверцы, колыбель...? - Нет, неправда, - и дальше следовал текст, примерно совпадающий с трактовкой уважаемой Людмилы. Я, безусловно, разделяю в данном случае её мнение, но было бы здорово получить ссылку на источник - кто-то же это придумал и, видимо, понимал, что подразумевает под этим. А то в любой компании обязательно находятся толкователи именно этого символа:-).
- Юрий Булкин
- Модератор
- Сообщения: 2177
- Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
- Откуда: Московская область
Re: Церковь в д. Золотая грива.
Есть такая книжечка,тоненькая,синенькая,на среднего уровня бумаге:"История развития формы креста",1997г.,издательство "Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня", автор КПВ. Кто такой КПВ и что из себя представляет это самое братство -я уж не стал копать глубоко, тем более в начале века интернета у простых любителей не было, чтобы прогуглить. Ну и лежит она мирно где-то на даче под слоем пыли. А сейчас в век Гугла можно посмотреть, что издательство вообщем немалое. Это я к обоснованности этого самого братсва. И в интернете сейчас выложен материал этой брошюры.
Я уж цитировать не буду,даю ссылкуhttp://www.xpampx.ru/content/krest_naku ... umesyatsem,кому надо, пусть посмотрят.
И ещё одна ссылка http://www.isaac.spb.ru/cathedra/num3/chernysheva. Внизу есть опись литературы, кому будет интересно. Это, что касается купели.
По полумесяцу. Эта версия происходит от того, что Русь была под гнётом татаро-монгол.Да и Византия, второй Рим,пала под натисков турок. Здесь бы Заграевского поспрашивать - он заниматся историей домонгольского периода.
Наверно это к церкви в д.Золотая Грива мало отношения имеет. Но на моей памяти кресты в каталоге ещё не обсуждались.Или я ошибаюсь? Если так, то поправьте.
Вот такие версии.
Я уж цитировать не буду,даю ссылкуhttp://www.xpampx.ru/content/krest_naku ... umesyatsem,кому надо, пусть посмотрят.
И ещё одна ссылка http://www.isaac.spb.ru/cathedra/num3/chernysheva. Внизу есть опись литературы, кому будет интересно. Это, что касается купели.
По полумесяцу. Эта версия происходит от того, что Русь была под гнётом татаро-монгол.Да и Византия, второй Рим,пала под натисков турок. Здесь бы Заграевского поспрашивать - он заниматся историей домонгольского периода.
Наверно это к церкви в д.Золотая Грива мало отношения имеет. Но на моей памяти кресты в каталоге ещё не обсуждались.Или я ошибаюсь? Если так, то поправьте.
Вот такие версии.
Юрий Булкин
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Церковь в д. Золотая грива.
Вот еще одна ссылка : http://www.pravmir.ru/article_1321.html
Цата - царский символ. Приведенная мною версия выглядит самой убедительной по логике иерархического строения мироздания, символом которого является храм в целом. Завершение храма - кульминация всей симфонии церковного искуства, здесь место именно Творцу вселенной, ее Царю, и Господь Вседержитель есть Царь царствующих. А все другие смыслы, высказанные как версии, все-таки, по значимости стоят ниже, они должны изображаться где-то на более нижних уровнях храма.
Цата - царский символ. Приведенная мною версия выглядит самой убедительной по логике иерархического строения мироздания, символом которого является храм в целом. Завершение храма - кульминация всей симфонии церковного искуства, здесь место именно Творцу вселенной, ее Царю, и Господь Вседержитель есть Царь царствующих. А все другие смыслы, высказанные как версии, все-таки, по значимости стоят ниже, они должны изображаться где-то на более нижних уровнях храма.
- Василий Шелёмин
- Модератор
- Сообщения: 4629
- Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Кресты - история, символика и пр.. (+)
Поводом к открытию этой темы послужила реплика ув. Людмилы Клешниной и последовавшее затем обсуждение.
Часть ответов перенесена из темы viewtopic.php?f=10&t=24163"...Нижняя перекладина (цата) бывает либо прямоугольной остроконечной, либо в виде полумесяца – символизирующая колыбель Христа."
Откуда такое ? Вообще-то, нижней перекладиной креста называют наклонную дощечку, бывшую под ногами Христа. Наличием этой перекладины отличается крест неравноконечный православный от католического. А цата есть символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника.
Чем ближе к верху храма, тем формы несут более возвышенный и торжественный смысл.
- Василий Шелёмин
- Модератор
- Сообщения: 4629
- Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Людмила, Юрий, спасибо за ссылки. К сожалению, это тоже набор современных версий, правда, со ссылкой на "святоотеческую мудрость" (неконкретно). Я-то имел в виду вот что: очевидно, что крест, как орудие казни, не имел никаких полумесяцев. Стало быть, кто-то в какой-то момент ввел этот символ и вряд ли при этом у него в голове была такая же каша, как у нас сейчас:-) - тут и монголо-татары, и колыбель, и челн в бурном море... Наверное, всё же первоначально это была более-менее определенная идея, которая позже обросла толкованиями. Вот первоисточник этот и хотелось бы узнать (но, судя по ссылкам это вряд ли удастся)... Или хотя бы понять, когда появились варианты с колыбелью и т.п. (про монголо-татар - ясно, что бред, ибо на домонгольских храмах это тоже есть).
Всё же версия Людмилы кажется мне очень убедительной.
Всё же версия Людмилы кажется мне очень убедительной.
- Юрий Булкин
- Модератор
- Сообщения: 2177
- Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
- Откуда: Московская область
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Бред это или не бред, не знаю. Монголо-татары приняли ислам в конце XIII века.Это они приняли, а вот распространяться ислам стал намного раньше, чем официальное принятие.Версию эту обсуждают.Василий Шелёмин писал(а):про монголо-татар - ясно, что бред
Но вот версия происхождения символа от Византии выглядит более, чем заманчиво.
Вот что пишет в своём труде Юрасова Ирина Витальевна : " СИМВОЛИКА АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА" :
Это здесь: http://www.sgu.ru/node/34348Цаты (пекторали) носили скифские цари, а также встречается как символ великокняжеской власти (у князя Киевского Ярослава Изяславича (1172г.) на миниатюре царственного летописца XVI века. В изображении императорского дворца в Константинополе, то есть цата – царский символ («полумесяц» - древний государственный знак Византии, который был взят как официальная эмблема Османской империи после взятия турками Константинополя в 1453 г
Юрий Булкин
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Есть хорошая книга Анашкевич М.А. "Русский крест. Символика православного надглавного креста", с уникальными фотографиями Энвера Шейдаева.
Любопытно, что цата присутствует только на металлических надглавных крестах, её нет на нательных, поклонных, кладбищенских, напрестольных крестах. Нет цаты и на крестах деревянных храмов. Скорее всего, цата связана с символикой именно каменных храмов, а её декоративные качества оказались привлекательны для русских кузнецов. В деревянных крестах глухая форма "рогатой" цаты не интересна, а на Руси мастер всегда работал по принципу "как мера и красота укажут". Кстати, крест с полумесяцем часто называют Богородичным.
Любопытно, что цата присутствует только на металлических надглавных крестах, её нет на нательных, поклонных, кладбищенских, напрестольных крестах. Нет цаты и на крестах деревянных храмов. Скорее всего, цата связана с символикой именно каменных храмов, а её декоративные качества оказались привлекательны для русских кузнецов. В деревянных крестах глухая форма "рогатой" цаты не интересна, а на Руси мастер всегда работал по принципу "как мера и красота укажут". Кстати, крест с полумесяцем часто называют Богородичным.
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Вполне естественно, т.к. этот элемент был бы достаточно травмоопасным и неухватистым.Сергей Попов писал(а): её нет на нательных, поклонных, кладбищенских, напрестольных крестах
Кроме того я придерживаюсь чисто практического мнения, что в домонгольскую эпоху раннего средневековья на крестах вообще не было никаких полумесяцев, так как кресты делали из дерева. Да и про цаты сомнение берет. Попробуйте вытесать из доски открытый всем дождям и ветрам эдакий полумесяц.. Неудобно и некрасиво в изготовлении, и совершенно недолговечно в эксплуатации. Это чисто кузнечная деталь.
Кто-то возразит - мол а что, кузнецов не было?
Кузнецов-то полно, но к куда, извините, воткнуть такую тяжеленную железяку, если внизу опять же всё хилое и деревянное? Некуда!
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
В пользу мною приведенной версии говорит и эта ссылка : http://goldrussia.antikwariat.ru/goldrussia15.php
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Ну и чем же именно привлекательны ? - Не декоративными качествами, конечно, а красотой богословской идеи. Ведь как увлекательно идею царского достоинства выразить средствами кузнечного ремесла ... К тому же и в земной реальности этот знак был всегда выполнен из металла. Поэтому изображать его в дереве было бы нелепо. С каменными храмами цата связана вторично, только постольку, что на них устанавливали металлические кресты. Древние кузнецы-то первыми и придали декоративные свойства этой детали креста, которая потом уже "стала привлекательной" для современных фирм.Сергей Попов писал(а):
Любопытно, что цата присутствует только на металлических надглавных крестах, её нет на нательных, поклонных, кладбищенских, напрестольных крестах. Нет цаты и на крестах деревянных храмов. Скорее всего, цата связана с символикой именно каменных храмов, а её декоративные качества оказались привлекательны для русских кузнецов.
Нательные, поклонные, кладбищенские, напрестольные кресты имеют другое предназначение и значение в жизни христианина, более интимное, не сравнимое по иерархии символического смысла с верхом храма, где и помещается цата.
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Да просто некрасиво ставить металлический крест на деревянный храм, даже если он ажурный и легкий. И деревянные конструкции в храмах - не "хилые", но такое решение крайне не органично по материалу, на что в древности обращали большое внимание. Это в наши дни "винегрет" с финской металлической кровлей и блескучими гранеными главками на деревянном храме в почете.Олег Щёлоков писал(а):... куда, извините, воткнуть такую тяжеленную железяку, если внизу опять же всё хилое и деревянное? Некуда!
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Логика, извините, железная. Виноградная лоза вроде не металлическая, а на крестах кованных частенько встречается, да и символ древа жизни к металлу имеет мало отношения.Людмила Клешнина писал(а): К тому же и в земной реальности этот знак был всегда выполнен из металла. Поэтому изображать его в дереве было бы нелепо.
Всё у Вас Людмила всегда однозначно и просто. Только Ваша версия правильная и поэтому единственная. Это я про цату. Хотя люди называли её, по простоте своей, полумесяцем. И связывали её уж скорее с русской гривной, чем с византийской пекторалью. А гривна к XII веку стала исключительно женским украшением. И луна-полумесяц символ Богородицы. И крест на "полулунном" основании называли Богородичным. И этот же символ в Апокалипсисе "жена облечённая в солнце; под ногами её луна, и на голове её венец из двенадцати звезд …"
Есть и другие символы полумесяца, один из основных, это "корабль церковный ведомый Кормщиком – Христом". И ещё "Якорь надежды". А символ "Царя царствующих", скорее корона, которой многие кресты увенчаны.
Кстати, почему Вы решили, что древнерусская цата и византийская пектораль, это одно и то же? Символом царской власти цата никогда не являлась.
По др.-русск. цѧта "мелкая монета" (Остром.), "украшение" (Ипатьевск. летоп. и др.),… Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера.
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
[quote="Сергей Попов"] луна-полумесяц символ Богородицы. И крест на "полулунном" основании называли Богородичным. И этот же символ в Апокалипсисе "жена облечённая в солнце; под ногами её луна, и на голове её венец из двенадцати звезд …"
Есть и другие символы полумесяца, один из основных, это "корабль церковный ведомый Кормщиком – Христом". И ещё "Якорь надежды". А символ "Царя царствующих", скорее корона, которой многие кресты увенчаны.
Полумесяц-это символ магометанства, поверженного Христианством. Все вышеназванные версии-из области поэзии.
Есть и другие символы полумесяца, один из основных, это "корабль церковный ведомый Кормщиком – Христом". И ещё "Якорь надежды". А символ "Царя царствующих", скорее корона, которой многие кресты увенчаны.
Полумесяц-это символ магометанства, поверженного Христианством. Все вышеназванные версии-из области поэзии.
- Василий Шелёмин
- Модератор
- Сообщения: 4629
- Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Игорь Львов
Делая столь категоричное заявление, хорошо бы подкрепить его ссылкой на авторитетный документ. Или предварить словами: "По моему мнению...". Ну, своих мнений здесь уже немало, а как с документом?
Делая столь категоричное заявление, хорошо бы подкрепить его ссылкой на авторитетный документ. Или предварить словами: "По моему мнению...". Ну, своих мнений здесь уже немало, а как с документом?
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Тогда звезда только символ коммунизма, а свастика только символ фашизма, и никакой поэзииИгорь Львов писал(а):Полумесяц-это символ магометанства, поверженного Христианством. Все вышеназванные версии-из области поэзии.
Кстати, сочетание звезды и полумесяца ставшее символом ислама, некогда было эмблемой сасанидского Ирана, исповедовавшего зороастризм.
Вообще-то, документ предоставить трудно. Солярно - лунная символика, к коей относится и крест и полумесяц, настолько древняя, что говорить о её принадлежности только христианству не приходится. Христианство использовало древние символы, но замещало "языческие" смыслы на новые, христианские. Полностью заменить "языческие" символы невозможно, поэтому, например на Кенозере, трактовка многих символов далека от православия до сих пор, не говоря уж о Поволжье, Мордовии и т. д. Скорее всего крест на "полулунном" основании является древнейшей формой, возникшей ещё в Византии и полученной нами при крещении Руси. Сочетание креста и полумесяца можно символически трактовать и в языческой и христианской системах. В одном случае, это сочетание предстает как солярно-лунарная символика, в другом символизирует соединение Христа и Богородицы. Но это только одно из возможных объяснений.Василий Шелёмин писал(а):....а как с документом?
Так что Василий, приходится ссылаться на свои и чужие субъективные мнения, документа нема
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Вот еще один документ - изобразительный : икона Христа Вседержителя с цатой.
Думаю, что выбор был сделан в пользу знака царственного достоинства, так как храм завершается всегда символом Главы Вселенской Церкви, Царем царей.
Почему такие кресты на каменных храмах ? Да потому, что каменное храмостроительство было княжеским, так сказать элитарным, - тем более там был уместен знак царствующих. Скромный сельский деревянный храм народного зодчества и не претендовал на такой престиж.
Множество трактовок этой формы совершенно закономерно, так как символ всегда многозначен. Однозначна аллегория или эмблема. Но в данном случае вопрос-то в том, какая из версий была воплощена в конструкции креста ?Думаю, что выбор был сделан в пользу знака царственного достоинства, так как храм завершается всегда символом Главы Вселенской Церкви, Царем царей.
Почему такие кресты на каменных храмах ? Да потому, что каменное храмостроительство было княжеским, так сказать элитарным, - тем более там был уместен знак царствующих. Скромный сельский деревянный храм народного зодчества и не претендовал на такой престиж.
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Без поэзии не бывает церковного искусства вообще.Игорь Львов писал(а):... Все вышеназванные версии-из области поэзии.
Вот маленький поэтический шедевр из Канона Андрея Критского, прочитанного в храмах на этой неделе :
"Нераздельное существом, неслитное лицы, богословлю Тя, творческое едино Божество, яко единоцарственное и сопрестольное : вопию Ти песнь великую, в вышних трегубо песнословимую".
Выделены мною два слова, имеющие прямое отношение к данной теме. Этот канон знали наизусть все христиане, странно было бы забыть о таком очевидном смысле при строительстве храма ...
Последний раз редактировалось Людмила Клешнина 20 фев 2010, 23:58, всего редактировалось 1 раз.
- Василий Шелёмин
- Модератор
- Сообщения: 4629
- Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Всё же, по моему мнению, форма креста в раннем христианстве должна была быть более-менее простой, без "архитектурных излишеств", ибо в виде орудия казни символизировала искупительную жертву. Т.е. крест с косой нижней перекладиной, да, но без звезд, полумесяцев и т.п.. Понять бы, когда и где появился (перекочевал из язычества) полумесяц. "Древнейшая форма, возникшая ещё в Византии" - возможно, хотя Византия, конечно, не "древнейшая", а всего лишь раннее средневековье:-). Кстати, почему у католиков эта форма (с полумесяцем) не прижилась совершенно? Хотя, казалось бы, вот у кого был повод после изгнания арабов с Сицилии и из Испании:-).Сергей Попов писал(а):Вообще-то, документ предоставить трудно. Солярно - лунная символика, к коей относится и крест и полумесяц, настолько древняя, что говорить о её принадлежности только христианству не приходится. Христианство использовало древние символы, но замещало "языческие" смыслы на новые, христианские. Полностью заменить "языческие" символы невозможно, поэтому, например на Кенозере, трактовка многих символов далека от православия до сих пор, не говоря уж о Поволжье, Мордовии и т. д. Скорее всего крест на "полулунном" основании является древнейшей формой, возникшей ещё в Византии и полученной нами при крещении Руси. Сочетание креста и полумесяца можно символически трактовать и в языческой и христианской системах. В одном случае, это сочетание предстает как солярно-лунарная символика, в другом символизирует соединение Христа и Богородицы. Но это только одно из возможных объяснений.
Так что Василий, приходится ссылаться на свои и чужие субъективные мнения, документа нема
В общем, ерунду спрашиваю, но следить за обсуждением интересно:-).
- Юрий Булкин
- Модератор
- Сообщения: 2177
- Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
- Откуда: Московская область
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Нет,не ерунду. Вот я сейчас возможно ерунду добавлю.Василий Шелёмин писал(а):В общем, ерунду спрашиваю, но следить за обсуждением интересно:-).
Версии такие: возможно полумесяц является чисто механическим инструментом(продолжая мысль Олега про практичность),скажем для равновесия или чтобы придать жёсткость вертикальной оси? И ещё вот такое - возможно для кардинального отличия от креста католического.
Юрий Булкин
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
вот ведь, все как один священнослужители подвизаются в разделе "Помощь", а здесь, как назло, ни одного
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Юрий, православный крест отличается от католического наличием дощечки, бывшей под ногами Христа, - это шестиконечный крест. А цата обычно бывает под равноконечным (четырехконечным) крестом. Равноконечный крест принимают как католики, так и православные.
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Вот древний армянский хачкар, на котором можно увидеть, по-моему, достоверно точное изображение цаты. К монголо-татарскому игу никакого отношения это изображение иметь не может.
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Приведенное изображение больше похоже на т.н. процветший крест и, по-моему никакого отношения к цате не имеет...Людмила Клешнина писал(а):Вот древний армянский хачкар, на котором можно увидеть, по-моему, достоверно точное изображение цаты. К монголо-татарскому игу никакого отношения это изображение иметь не может.