Кресты - история, символика и пр.. (+)
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Насчет "типовых" крестов из нашего региона хотелось бы дать некоторые комментарии.
Подлинники крестов особенно ценных памятников архитектуры все обмеряны и задокументированы.
Дальнейшая судьба обмеров такова: лежат себе спокойно, но при желании любой крест ничего не стоит клонировать. В смысле умелому проектировщику ничего не стоит выудить из архива готовый чертеж, скопировать на сканере и запустить его в качестве проекта. Естественно по цене нового
Придраться невозможно, ведь оригинал освящен и является де факто каноническим эталоном.
Хорошо это или плохо боюсь не нам судить. Но мне лично иногда кажется нелепым видеть клон креста Дмитриевского собора XII века в.. рабочем посёлке Балакирево http://sobory.ru/photo/index.html?photo=28993
=======
Другой момент, сегодня артели старателей куют главы и кресты в массовом порядке, понятно, что им некогда и незачем разнообразить свой ассортимент. Блестит, и хорошо, клиент доволен.
Об этом уже там-сям на форуме мелькало viewtopic.php?p=32483#p32483 .
Подлинники крестов особенно ценных памятников архитектуры все обмеряны и задокументированы.
Дальнейшая судьба обмеров такова: лежат себе спокойно, но при желании любой крест ничего не стоит клонировать. В смысле умелому проектировщику ничего не стоит выудить из архива готовый чертеж, скопировать на сканере и запустить его в качестве проекта. Естественно по цене нового
Придраться невозможно, ведь оригинал освящен и является де факто каноническим эталоном.
Хорошо это или плохо боюсь не нам судить. Но мне лично иногда кажется нелепым видеть клон креста Дмитриевского собора XII века в.. рабочем посёлке Балакирево http://sobory.ru/photo/index.html?photo=28993
=======
Другой момент, сегодня артели старателей куют главы и кресты в массовом порядке, понятно, что им некогда и незачем разнообразить свой ассортимент. Блестит, и хорошо, клиент доволен.
Об этом уже там-сям на форуме мелькало viewtopic.php?p=32483#p32483 .
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Треугольник, обрамляющий глаз, "Всевидящее Око", в христианстве толкуется как символ Троицы. Этот символ популярен в западном христианстве, у католиков, лютеран и т.д. В России появился в 18 веке вместе с другой масонской символикой ("Лучезарная Дельта"). Был особенно популярен в период царствования Александра II. Часто помещался на медалях. В архитектуре известен на фронтоне Казанского собора в Санкт-Петербурге, на пьедестале Александровской колонны, в Георгиевском зале кремля и т.д.Олег Щёлоков писал(а):...почему мастерами "единоверцами" было принято именно такое решение?
Почему такое решение было принято мастерами "единоверцами"? Возможно из-за, в общем-то, неканоничности такого образа в Православии. К тому же единоверие поддерживал император Павел I, который был великим магистром Мальтийского ордена и в начале правления благоволил масонам.
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Я имею в виду Русь, где детей грамоте учили по Псалтыри и рассказывали былины о Волхве Всеславьевиче и Садко, Владимире Красное Солнышко и Микуле Селяниновиче, сказки о Кощее и Змее Горыныче, молодильных яблоках и живой воде, где в 11 веке было написано "Слово о Законе и Благодати" и "Слово о полку Игореве", где в княжеских светлицах вышивальщицы создавали произведения лицевого церковного шитья и где княгини носили диадемы и колты с русалиями, семарглами и грифонами, а крестьянки вышивали на своих одеждах обереги и носили кичи и кокошники, где хвалятся пуговицами "с птицами клевучими и зверями рыкучими", где была построена Покровская церковь на Нерли и где на рельефах белокаменных храмов целый мир языческих образов: берегини и кентавры-китоврасы, сирины и грифоны, на фресках киевской Софии изображения грифонов и скоморохов, а врата суздальского собора стерегут грифоны с семарглами, где писали иконы тысячи иконописцев (не только подвижник св.Андрей Рублев) и где украшали солярной символикой прялки и посуду, дома и оружие, где повседневную жизнь устраивали по "Домострою", а избы и хоромы украшали коньком-Хорсом и на "полотенцах" изображали коловорот-солнце, которое сначала восходит, потом в зените, а потом заходит, пятницу посвящали Мокоши, а первый день "неделе-Леле" и поэтому детей своих лелеяли... Все эти поколения людей знатных и простых жили с молитвенным правилом, пели в церковных хорах, водили хороводы на Купалу, плели венки на Русалии, на Святки наряжались в звериные шкуры, а на Масленицу ели блины и жгли Кострому, обычно наизусть знали церковные службы, былины и древние предания о первых князьях, заговоры и привороты, ритуальные песни и волшебные сказки, поклонялись Святым рощам, камням и родникам. Именно они и создали русское церковное зодчество и деревянные церкви, в которых стоят столбы-Берегини, наполнили храмы предметами церковного искусства и сохранили древнюю культуру своих пращуров. Кресты, которые Вы нам представляете (спасибо !) - тоже их руки ковали. Чтобы создать произведение церковного искусства, художник должен быть воцерковленным, иметь любовь к родичам, родной природе и своей Родине (от бога Рода).Людмила Клешнина писал(а):Я имею в виду Русь, где детей грамоте учили по Псалтыри, где в 11 веке было написано "Слово о Законе и Благодати", где в княжеских светлицах вышивальщицы создавали произведения лицевого церковного шитья, где была построена Покровская церковь на Нерли, где писали иконы тысячи иконописцев (не только подвижник св.Андрей Рублев), где повседневную жизнь устраивали по "Домострою" ... Все эти поколения людей знатных и простых жили с молитвенным правилом, пели в церковных хорах, обычно наизусть знали церковные службы. Именно они и создали русское церковное зодчество и наполнили храмы предметами церковного искусства. Кресты, которые Вы нам представляете (спасибо !) - тоже их руки ковали. Чтобы создать произведение церковного искусства, художник должен быть воцерковленным.
Скифы (язычники) тоже владели замечательным мастерством. Но какое отношение язычники могли иметь к христианским крестам ? Никакого !
Скифы (язычники) тоже владели замечательным мастерством. Но какое отношение язычники могли иметь к христианским крестам ? Никакого ! Да, скифы здесь не при чём.
Вот такое описание Руси мне понятно, заметьте, я не одного Вашего слова не выкинул, а Вы не только выкидываете из нашей истории и культуры то, что лично Вам не нравится, но и навязываете своё мнение, как единственно возможное.
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Вот ещё один редко встречающийся тип надглавного креста. В средокрестии восьмиконечного креста солнце, на фоне которого помещено классическое распятие
Такой тип креста связан скорее всего с тем, что в храме Иоанна Златоуста находится Животворящий Крест Господень.-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
"Редковстречающийся" понятие относительное, вполне возможно вообще нигде не встречающийся. Довольно часто крест становится самостоятельным произведением искусства, помимо своих "прямых обязанностей" и функционального назначения, в него вложен талант конкретного мастера в совершенно индивидуально сложившихся обстоятельствах.
Честно говоря, я за такие кресты. У каждого храма должен быть свой, родной. Прямое тупое копирование очень важного в жизни Церкви символического изделия оборачивается признаком духовной немощи, недалёкости, примитивности исполнителей, и увы, заказчиков.
Честно говоря, я за такие кресты. У каждого храма должен быть свой, родной. Прямое тупое копирование очень важного в жизни Церкви символического изделия оборачивается признаком духовной немощи, недалёкости, примитивности исполнителей, и увы, заказчиков.
-
- Сообщения: 2042
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Олег, золотые слова !
Все типовое (в том изначальном смысле унифицированности, который был изобретением Де Корбюзье) есть символ тупового копирования и примитивности. Такие символы с христианским искусством несовместимы.
Что касается обязательной воцерковленности для работы в каноне, с чем нельзя не согласиться, то это вовсе не мои измышления, хорошо об этом пишет Л.А.Успенский в книге "Богословие иконы Православной Церкви" М.1989, стр. 428. Этот текст уже неоднократно цитировался и на этом форуме. Странно, что Вы на это так эмоционально реагируете. Вообще-то, это известная истина. В чем фанатизм таких напоминаний, непонятно. Лично мое воцерковление произошло 17 лет назад, вряд ли меня можно занести в разряд неофитов
А чем объясняется Ваше навязчивое стремление смешать в одну кучу сакральные ценности и мирскую суету, вопреки известным фактам ?
Кстати, народное искусство очень люблю. Преклоняюсь перед народным гением, создавшим русскую избу. Восхищаюсь народными вышивками. Но для храма никогда не стану вышивать орнаменты, предназначенные для рушников или народной одежды. Прислушайтесь : церковное пение ничем не похоже на мотивы частушек.
Все типовое (в том изначальном смысле унифицированности, который был изобретением Де Корбюзье) есть символ тупового копирования и примитивности. Такие символы с христианским искусством несовместимы.
Что касается обязательной воцерковленности для работы в каноне, с чем нельзя не согласиться, то это вовсе не мои измышления, хорошо об этом пишет Л.А.Успенский в книге "Богословие иконы Православной Церкви" М.1989, стр. 428. Этот текст уже неоднократно цитировался и на этом форуме. Странно, что Вы на это так эмоционально реагируете. Вообще-то, это известная истина. В чем фанатизм таких напоминаний, непонятно. Лично мое воцерковление произошло 17 лет назад, вряд ли меня можно занести в разряд неофитов
А чем объясняется Ваше навязчивое стремление смешать в одну кучу сакральные ценности и мирскую суету, вопреки известным фактам ?
Кстати, народное искусство очень люблю. Преклоняюсь перед народным гением, создавшим русскую избу. Восхищаюсь народными вышивками. Но для храма никогда не стану вышивать орнаменты, предназначенные для рушников или народной одежды. Прислушайтесь : церковное пение ничем не похоже на мотивы частушек.
-
- Сообщения: 2042
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Сергей Попов писал(а): Почему такое решение было принято мастерами "единоверцами"? Возможно из-за, в общем-то, неканоничности такого образа в Православии. К тому же единоверие поддерживал император Павел I, который был великим магистром Мальтийского ордена и в начале правления благоволил масонам.
В чем же здесь неканоничность ? Сергей, у Вас неверные представления о единоверии. Обычно именно единоверческие храмы отличаются особенной правильностью плана и объемной композиции, как образцы каноничности. В них богослужения происходили по старому обряду, интерьер традиционен. В данном случае крест очень аскетичен, как принято у старообрядцев, это единственное украшение. Никаких узоров на храмовых крестах у староверов не приемлют. Это изображение можно назвать "компромисом".
Единоверие с масонством ничего общего не имеет.
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Искусство в принципе не приемлет повторов, оно всегда уникально, тут я согласен с Людмилой в неприятии термина "типовое". Мне поэтому и показалось весьма опасной, тенденция переноса коммерческих приёмов, в область индивидуального, в область "духа". Здесь важны не понятия "ликвидности", нормы прибыли и т. п.Олег Щёлоков писал(а):"Редковстречающийся" понятие относительное, вполне возможно вообще нигде не встречающийся.
С одной стороны не может не радовать массовое восстановление разрушенных храмов, но способы этого восстановления на основе применения упрощённых строительных технологий, стандартизированных барабанов, куполов, главок и крестов вызывает, лично у меня, раздражение. Возникает ощущение, что важен "вал", количество, а не штучность и уникальность.
Людмила, что касается обязательной воцерковленности для работы, то мне кажется, что это требование является свободным выбором мастера, так как существует понятие освящения. Если Церковь освятила работу, то уже не важно, был ли мастер воцерковлен или нет. Я имею в виду бытовое понимание воцерковленности, как посещения служб и соблюдения обрядов Православия.Людмила Клешнина писал(а):Что касается обязательной воцерковленности для работы в каноне, с чем нельзя не согласиться, то это вовсе не мои измышления, ..... Вообще-то, это известная истина....
А чем объясняется Ваше навязчивое стремление смешать в одну кучу сакральные ценности и мирскую суету, вопреки известным фактам ?
На этом форуме, как я понимаю, мы обсуждаем Православное искусство как феномен Русской культуры, а не как продукт ортодоксальной веры. Поэтому одностороннее, клерикальное, отношение к русскому искусству считаю не объективным, искажающим сложный процесс возникновения и развития нашей культуры, а это вовсе не "стремление смешать в одну кучу сакральные ценности и мирскую суету, вопреки известным фактам". Кстати каким?
Последний раз редактировалось Сергей Попов 12 мар 2010, 03:38, всего редактировалось 3 раза.
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Людмила, чтобы не поднимать снова тему "каноничности", предлагаю в отношении этого конкретного креста термин "нетипичность". Такой символ популярен в католичестве, а не у православных. Он действительно распространился в России одновременно с масонством. Как я понимаю, единоверцы, это православные верующие (староверы), которые получили возможность сохранить древние "до Никоновские" обряды и книги, в обмен на подчинение РПЦ, произошло это в 1800 году. То, что они имеют отношение к масонам я не говорил. Масоны использовали такой знак, но в данном случае это говорит только о разнообразии применения одинаковых знаков с разным символическим смыслом.Людмила Клешнина писал(а):В чем же здесь неканоничность ? Сергей, у Вас неверные представления о единоверии. Обычно именно единоверческие храмы отличаются особенной правильностью плана и объемной композиции, как образцы каноничности. В них богослужения происходили по старому обряду, интерьер традиционен. В данном случае крест очень аскетичен, как принято у старообрядцев, это единственное украшение. Никаких узоров на храмовых крестах у староверов не приемлют. Это изображение можно назвать "компромисом".
Единоверие с масонством ничего общего не имеет.
Мы не располагаем информацией о строителях и архитекторе храма, не знаем как относились к масонству заказчики церкви, предположение о связи этого конкретного креста с масонской символикой возможно, но недоказуемо. Использование масонских символов, сходных с христианскими, в православной архитектуре имело место.
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Кресты с символикой "Солнце Правды"http://sobory.ru/article/index.html?object=05505
2. Печоры, Успенский Псково-Печерский монастырь, крест над входом на звонницу. Любопытно, что в данном случае креста как такового нет, над главкой солнце с титлом внутри. http://sobory.ru/article/index.html?object=01980
3. Оптина Пустынь, церковь Всех Святых http://sobory.ru/article/index.html?object=09829
1. остров Столобный (озеро Селигер), Нило-Столобенская пустынь, собор Богоявления Господня 2. Печоры, Успенский Псково-Печерский монастырь, крест над входом на звонницу. Любопытно, что в данном случае креста как такового нет, над главкой солнце с титлом внутри. http://sobory.ru/article/index.html?object=01980
3. Оптина Пустынь, церковь Всех Святых http://sobory.ru/article/index.html?object=09829
-
- Сообщения: 2042
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Понятие воцерковленности относится к области духа, без посещения богослужений и Причащения воцерковление не состоится. "Бытовое понимание" было в 1917 году и последующие 70 лет.Сергей Попов писал(а):... Я имею в виду бытовое понимание воцерковленности, как посещения служб и соблюдения обрядов Православия.
...На этом форуме, как я понимаю, мы обсуждаем Православное искусство как феномен Русской культуры, а не как продукт ортодоксальной веры. Поэтому одностороннее, клерикальное, отношение к русскому искусству считаю не объективным, искажающим сложный процесс возникновения и развития нашей культуры, а это вовсе не "стремление смешать в одну кучу сакральные ценности и мирскую суету, вопреки известным фактам". Кстати каким?
Православное искусство есть продукт Православной веры, а не язычества. Что значит "клерикальное отношение" ? Это термин из лексикона большевизма.
Известные факты принципиально разной культуры светской и церковной - вся история христианского искусства.
Наконец-то прозвучали и обдуманные термины : типичный , а не типовой.
Интересный вариант креста с Солнцем Правды.
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Всем доброго времени суток.
Прежде, чем что то написать в этой теме, внимательно прочел всю ветку. Как оказалось, есть что и мне добавить к сказанному.
Как мне кажется, для продуктивности дискуссии, надо разграничить такие понятия, как образ, символ и знак.
Образ наиболее определен в сознании человека по своей содержательности, а на противоположном конце этой "градации" - знак. Знак сам по себе очень сложно прочитать, если он находится вне контекста. Проиллюстрировать это можно просто: образ - икона Христа, символ - изображение агнца (с крещатым нимбом, к примеру) также определяем, как изображение Христа, но уже символическое. А вот кто рискнет сказать, что начертание двух букв "альфы" и "омеги" обязательно обозначают Христа? Для знака всегда важен контекст.
Зачем я об это пишу? Уверен, что при формировании того, или иного художественного решения храма, его декора, и пр., и пр., двусмысленности тех или иных знаков, или не осознавались, или игнорировались, исходя из контекста.
Да есть еще дохристианские изображения креста в круге, но в православной традиции вот тот круг, который здесь идентифицировали, как солнце, вряд ли осознавался оберегом, или солярным знаком, а изображал терновый венец. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть иконописные символические композиции в иконостасах - "Голгофа" (15-16 века).
То же и с "якорными" крестами. С одной стороны они возникли раньше, чем на иконы начали привешивать цаты (уродующие иконы), и раньше чем христианский мир столкнулся с исламским миром. Но и трактовать соединение креста и полумесяца, как знаки Солнца и Луны ,а затем переосмысливать их как таинственно-символическое изображение Христа и Богородицы - могут только современные искусствоведы со своим синкретическим мышлением.
"Якорная" форма креста вернее всего происходит от древнехристианской символики Церкви в гонениях. Якорь - символ веры, корабль - Церковь, процветший крест - Древо жизни, райское древо.
Языческие мотивы в декоре конечно могли присутствовать и присутствуют, но они могут носить именно декоративный, второстепенный характер.
Я с трудом могу себе представить, что бы батюшка, однозначно участвовавший в создании храма, мог благословить открытое водружение языческих символов и знаков на куполе храма. (Хотя в каждом домике есть свои комики).
Много "интересного" я узнал и о воцерковленности иконописцев, и утверждении каноничности иконы через ее освящение.
Простите, но все не совсем так. Все сложнее, без прямолинейных ответов.
Людмила, первыми иконописцами в любой из помесных церквей становились язычники, не всегда еще ставшие христианами. И что же, неужели искусство древней Церкви менее духовно, менее важно для формирования православной культуры. Или может Господь не дАровал Своей Благодати этим творениям рук человеческих? ДАровал!!!
Да и что такое воцерковление - ещ надо пояснить. Одного хождения в церковь к обедне мало.
Прежде, чем что то написать в этой теме, внимательно прочел всю ветку. Как оказалось, есть что и мне добавить к сказанному.
Как мне кажется, для продуктивности дискуссии, надо разграничить такие понятия, как образ, символ и знак.
Образ наиболее определен в сознании человека по своей содержательности, а на противоположном конце этой "градации" - знак. Знак сам по себе очень сложно прочитать, если он находится вне контекста. Проиллюстрировать это можно просто: образ - икона Христа, символ - изображение агнца (с крещатым нимбом, к примеру) также определяем, как изображение Христа, но уже символическое. А вот кто рискнет сказать, что начертание двух букв "альфы" и "омеги" обязательно обозначают Христа? Для знака всегда важен контекст.
Зачем я об это пишу? Уверен, что при формировании того, или иного художественного решения храма, его декора, и пр., и пр., двусмысленности тех или иных знаков, или не осознавались, или игнорировались, исходя из контекста.
Да есть еще дохристианские изображения креста в круге, но в православной традиции вот тот круг, который здесь идентифицировали, как солнце, вряд ли осознавался оберегом, или солярным знаком, а изображал терновый венец. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть иконописные символические композиции в иконостасах - "Голгофа" (15-16 века).
То же и с "якорными" крестами. С одной стороны они возникли раньше, чем на иконы начали привешивать цаты (уродующие иконы), и раньше чем христианский мир столкнулся с исламским миром. Но и трактовать соединение креста и полумесяца, как знаки Солнца и Луны ,а затем переосмысливать их как таинственно-символическое изображение Христа и Богородицы - могут только современные искусствоведы со своим синкретическим мышлением.
"Якорная" форма креста вернее всего происходит от древнехристианской символики Церкви в гонениях. Якорь - символ веры, корабль - Церковь, процветший крест - Древо жизни, райское древо.
Языческие мотивы в декоре конечно могли присутствовать и присутствуют, но они могут носить именно декоративный, второстепенный характер.
Я с трудом могу себе представить, что бы батюшка, однозначно участвовавший в создании храма, мог благословить открытое водружение языческих символов и знаков на куполе храма. (Хотя в каждом домике есть свои комики).
Много "интересного" я узнал и о воцерковленности иконописцев, и утверждении каноничности иконы через ее освящение.
Простите, но все не совсем так. Все сложнее, без прямолинейных ответов.
Книга Успенского, не весь свет в окошке. Для православного, воцерковленного иконописца правильнее цитировать прп. Иоанна Дамаскина, или прп. Феодора Студита.Людмила Клешнина писал(а):Что касается обязательной воцерковленности для работы в каноне, с чем нельзя не согласиться, то это вовсе не мои измышления, хорошо об этом пишет Л.А.Успенский в книге "Богословие иконы Православной Церкви" М.1989, стр. 428. Этот текст уже неоднократно цитировался и на этом форуме. Странно, что Вы на это так эмоционально реагируете. Вообще-то, это известная истина. В чем фанатизм таких напоминаний, непонятно. Лично мое воцерковление произошло 17 лет назад, вряд ли меня можно занести в разряд неофитов
Людмила, первыми иконописцами в любой из помесных церквей становились язычники, не всегда еще ставшие христианами. И что же, неужели искусство древней Церкви менее духовно, менее важно для формирования православной культуры. Или может Господь не дАровал Своей Благодати этим творениям рук человеческих? ДАровал!!!
Да и что такое воцерковление - ещ надо пояснить. Одного хождения в церковь к обедне мало.
А если батюшка, освятивший икону невежда, то тогда как? Чин освящение икон достаточно поздний и русский, но пришедший к нам от католиков. Греки иконы не освящают. Отсюда понятно, почему важно, чтобы иконописец был укоренен в православной традиции.Сергей Попов писал(а):Людмила, что касается обязательной воцерковленности для работы, то мне кажется, что это требование является свободным выбором мастера, так как существует понятие освящения. Если Церковь освятила работу, то уже не важно, был ли мастер воцерковлен или нет.
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Ну вот, наконец-то появились представители канонической (надеюсь) церкви
В русский перевод "Слова " Григория Богослова, книжник вставил упоминание о Роде и рожаницах, вилах и Перуне, Хорсе и Мокоши, значит их почитание носило не единичный характер.
В XII веке другим русским книжником написано "Слово истолковано мудростью от святых апостол и пророк, и отець о твари, и о днии рекомом неделе, яко не подобает крестьяном кланятися неделе, ни целовати её - зане тварь есть". Автор упрекает современников в предпочтении языческих игрищ и нежелании посещать церковь.
"... Мнози ся ленять и зле живуть (ленясь слушать чтение божественных книг), яко же имян не ведати чтомых книг - то же и срамеются тем и не содрогнуться, но слабе живуть и не слушая божественных словес. Но аще плясци или гудци (танцоры и музыканты) или ин хто игрець позоветь на игрище или на какое зборище идольское - то вси тамо текут, радуяся...и весь день тот предстоят позорьствующе тамо ... (когда же нас приглашают в церковь) мы позеваю(ще) и чешемся и протягаемся, дремлем и речем: "Дождь" или: "Студено" или леностно ино ... А на позорищех (языческих представлениях) ни крову сущю, ни затишью, но многажды дождю и ветром дышащю или въялици (метель) - то все приемлем радуяся, позоры дея на пагубу душам. А в церкви покрову сущю и заветрию дивну - и не хотять прити на поученье, леняться ... Да не вем, како ны буде милость обрести от бога не послушаеще святых писаний!" Гальковский H. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, в двух томах. Москва, 1913 г.
В 1501 г. митрополит Симон писал в Пермь: "А кумиром бы есте не служили, ни треб их не принимали ... и всех богу ненавидимых тризнищ не творите идолом ..."
Современник Ивана Грозного, митрополит Макарий, писал в Водскую пятину: "Молятся по скверным своим мольбищам древесом и каменью... Жертву и питья жрут и пиют мерзким бесом ... и мертвых своих они кладут в селех по курганом и по коломищем ..., а к церквам на погосты тех своих умерших они не возят схраняти".
На Стоглавом Соборе в 1551 году говорилось о запрещении языческих обрядов: "всем православным христианам на таковая еллинская бесования не ходити ни во градех, ни по селам".
Ещё в 17 веке переписываются церковные поучения против язычества.
В свете вышесказанного, мне кажется неправильным не учитывать влияние язычества на формирование художественного языка нового христианского искусства на Руси.
Русские люди не противопоставляли христианство язычеству, они считали себя христианами, но при этом справляли старые праздники и чтили своих старых богов. Церковь обличала и увещевала народ, но тот, даже забыв, что означают те или иные языческие обряды, по традиции проводил время "по-язычески". Система двоеверия существовала очень долго, в некоторой форме она существует и сейчас.
Однако в данной теме я бы воздержался от обсуждения Православия и язычества. Тема символики Православного креста достаточно интересна сама по себе, чтобы отвлекаться от неё на другие, пусть и важные, темы.
Этого никто и не утверждает. Речь о том, что новая символика старых знаков могла восприниматься не только как христианская, но и как языческая, особенно в X-XIII веках. Язычники совсем недавно стали христианами, в основном, не по своей воле. Утверждать, что они сразу забыли свою старую веру, значит идеализировать и упрощать сложный процесс становления Православия на Руси.иерей Андрей писал(а):Я с трудом могу себе представить, что бы батюшка, однозначно участвовавший в создании храма, мог благословить открытое водружение языческих символов и знаков на куполе храма.
К сожалению, мы не можем сейчас достоверно сказать, как воспринимали современники языческие символы присутствующие в христианском искусстве, особенно в X-XIII веке. Язычество не исчезло одновременно с крещением Руси.иерей Андрей писал(а):Уверен, что при формировании того, или иного художественного решения храма, его декора, и пр., и пр., двусмысленности тех или иных знаков, или не осознавались, или игнорировались, исходя из контекста.....Языческие мотивы в декоре конечно могли присутствовать и присутствуют, но они могут носить именно декоративный, второстепенный характер.
В русский перевод "Слова " Григория Богослова, книжник вставил упоминание о Роде и рожаницах, вилах и Перуне, Хорсе и Мокоши, значит их почитание носило не единичный характер.
В XII веке другим русским книжником написано "Слово истолковано мудростью от святых апостол и пророк, и отець о твари, и о днии рекомом неделе, яко не подобает крестьяном кланятися неделе, ни целовати её - зане тварь есть". Автор упрекает современников в предпочтении языческих игрищ и нежелании посещать церковь.
"... Мнози ся ленять и зле живуть (ленясь слушать чтение божественных книг), яко же имян не ведати чтомых книг - то же и срамеются тем и не содрогнуться, но слабе живуть и не слушая божественных словес. Но аще плясци или гудци (танцоры и музыканты) или ин хто игрець позоветь на игрище или на какое зборище идольское - то вси тамо текут, радуяся...и весь день тот предстоят позорьствующе тамо ... (когда же нас приглашают в церковь) мы позеваю(ще) и чешемся и протягаемся, дремлем и речем: "Дождь" или: "Студено" или леностно ино ... А на позорищех (языческих представлениях) ни крову сущю, ни затишью, но многажды дождю и ветром дышащю или въялици (метель) - то все приемлем радуяся, позоры дея на пагубу душам. А в церкви покрову сущю и заветрию дивну - и не хотять прити на поученье, леняться ... Да не вем, како ны буде милость обрести от бога не послушаеще святых писаний!" Гальковский H. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, в двух томах. Москва, 1913 г.
В 1501 г. митрополит Симон писал в Пермь: "А кумиром бы есте не служили, ни треб их не принимали ... и всех богу ненавидимых тризнищ не творите идолом ..."
Современник Ивана Грозного, митрополит Макарий, писал в Водскую пятину: "Молятся по скверным своим мольбищам древесом и каменью... Жертву и питья жрут и пиют мерзким бесом ... и мертвых своих они кладут в селех по курганом и по коломищем ..., а к церквам на погосты тех своих умерших они не возят схраняти".
На Стоглавом Соборе в 1551 году говорилось о запрещении языческих обрядов: "всем православным христианам на таковая еллинская бесования не ходити ни во градех, ни по селам".
Ещё в 17 веке переписываются церковные поучения против язычества.
В свете вышесказанного, мне кажется неправильным не учитывать влияние язычества на формирование художественного языка нового христианского искусства на Руси.
Русские люди не противопоставляли христианство язычеству, они считали себя христианами, но при этом справляли старые праздники и чтили своих старых богов. Церковь обличала и увещевала народ, но тот, даже забыв, что означают те или иные языческие обряды, по традиции проводил время "по-язычески". Система двоеверия существовала очень долго, в некоторой форме она существует и сейчас.
Да никак, невежество это беда. Но батюшка же не от своего лица освящает работу (не обязательно икону), а от имени Церкви. Или не так?иерей Андрей писал(а):А если батюшка, освятивший икону невежда, то тогда как?
Однако в данной теме я бы воздержался от обсуждения Православия и язычества. Тема символики Православного креста достаточно интересна сама по себе, чтобы отвлекаться от неё на другие, пусть и важные, темы.
Последний раз редактировалось Сергей Попов 13 мар 2010, 17:31, всего редактировалось 1 раз.
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Вы передёргиваете, я не утверждаю что Православное искусство есть продукт язычества. Православное искусство не существует отдельно, само по себе, оно часть Русской культуры.Людмила Клешнина писал(а):Православное искусство есть продукт Православной веры, а не язычества.
Термин "типовой" я применил к совершенно конкретным крестам, Вы на эту тему отделались общими словами .Людмила Клешнина писал(а):Наконец-то прозвучали и обдуманные термины : типичный , а не типовой.
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Нательные кресты, конечно не надглавные и не поклонные, но по своему не менее интересные.
Вот несколько нательных крестов из Якутии. Эти странные кресты не знаю откуда, похоже на Мордовию Фотографии Российского Этнографического музея с http://www.ethnomuseum.ru/section660/1403.htm
Вот несколько нательных крестов из Якутии. Эти странные кресты не знаю откуда, похоже на Мордовию Фотографии Российского Этнографического музея с http://www.ethnomuseum.ru/section660/1403.htm
Последний раз редактировалось Сергей Попов 13 мар 2010, 20:01, всего редактировалось 2 раза.
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Вдогонку ещё три русских нательных креста XI-XIII веков
Фотографии с http://www.icon-art.info/topic.php?lng=ru&top_id=417
В средокрестии левого креста странный орнамент зернью, нет предположений что это?Фотографии с http://www.icon-art.info/topic.php?lng=ru&top_id=417
- иерей Андрей
- Сообщения: 34
- Зарегистрирован: 13 мар 2010, 02:05
- Откуда: Днепропетровск
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Настоятель храма Воскресения Христова, с. Александровка, Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви, той, которая автономная, находящаяся в единстве с РПЦ.Сергей Попов писал(а):Ну вот, наконец-то появились представители канонической (надеюсь) церкви
Сергий, какие-то абстрактные люди у Вас получаются.Сергей Попов писал(а):Современник Ивана Грозного, митрополит Макарий, писал в Водскую пятину: "Молятся по скверным своим мольбищам древесом и каменью... Жертву и питья жрут и пиют мерзким бесом ... и мертвых своих они кладут в селех по курганом и по коломищем ..., а к церквам на погосты тех своих умерших они не возят схраняти". (...)
Русские люди не противопоставляли христианство язычеству, они считали себя христианами, но при этом справляли старые праздники и чтили своих старых богов. Церковь обличала и увещевала народ, но тот, даже забыв, что означают те или иные языческие обряды, по традиции проводил время "по-язычески". Система двоеверия существовала очень долго, в некоторой форме она существует и сейчас.
Неужели как раз те, кто не хоронили по христиански своих умерших, создавали и замечательные руские цервки?
На периферии культурной традиции бесспорно проникновение чуждой культуры имеет место быть. Но "двоеверие" не породило синтеза культуры и художественного языка. "Двоеверие" - это противостояние традиций. По крайней мере со стороны Церкви (и ее сознательных членов) бескомпромиссное.
Не так. Но это разговор для отдельной темы.Сергей Попов писал(а):Но батюшка же не от своего лица освящает работу (не обязательно икону), а от имени Церкви. Или не так?
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
А в 20-е годы кто эти храмы рушил и священников истязал? Какие-то абстрактные люди, не русские, они что, ни разу в церковь не ходили?иерей Андрей писал(а):Сергий, какие-то абстрактные люди у Вас получаются.
Неужели как раз те, кто не хоронили по христиански своих умерших, создавали и замечательные руские цервки?
Я не склонен противопоставлять людей, живущих в одной стране, по каким бы то ни было критериям, тем более, конфессиональным. Но в данной теме, мне кажется, это обсуждать не стоит.
Ну, по поводу "чуждой культуры" будем считать, что Вы погорячились.иерей Андрей писал(а):На периферии культурной традиции бесспорно проникновение чуждой культуры имеет место быть. Но "двоеверие" не породило синтеза культуры и художественного языка.
И насчёт отсутствия синтеза художественного языка отнюдь не бесспорное утверждение, Вы разве разницы между греческим и русским Православным искусством не видите?
- иерей Андрей
- Сообщения: 34
- Зарегистрирован: 13 мар 2010, 02:05
- Откуда: Днепропетровск
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Нет , не горячий, температура нормальная.
Мы говорим о двоеверии, так? Скажите, какие культурные традиции породили синкретические верования. Нам известно художественное наследие гностиков? Или где то есть замечательные образцы творчества последователей Агни-йоги?
Синтез искусстве имеет смысл и жизнеспособность, если внешние влияния "переплавились", а не просто приставлены. Как то так.
Мы говорим о двоеверии, так? Скажите, какие культурные традиции породили синкретические верования. Нам известно художественное наследие гностиков? Или где то есть замечательные образцы творчества последователей Агни-йоги?
Синтез искусстве имеет смысл и жизнеспособность, если внешние влияния "переплавились", а не просто приставлены. Как то так.
Дык я и не противопоставляю. Те, кто в храм ходили, а потом священников стреляли, вряд ли для куполов кресты ковали. А если и так, то и сегодня есть шабашники, размалевывающие церковные стены. Неужели они произведения церковного искусства создают?Сергей Попов писал(а):А в 20-е годы кто эти храмы рушил и священников истязал? Какие-то абстрактные люди, не русские, они что, не разу в церковь не ходили?
Я не склонен противопоставлять людей, живущих в одной стране, по каким бы то ни было критериям, тем более, конфессиональным. Но в данной теме, мне кажется, это обсуждать не стоит.
Я даже разницу между украинским и русским церковным искусством различаю. Но опять же влияния на культурную традицию остаются влияниями. Христос остается Христом, а Велес - Велесом.Сергей Попов писал(а):Вы разве разницы между греческим и русским Православным искусством не видите?
Последний раз редактировалось иерей Андрей 14 мар 2010, 21:26, всего редактировалось 1 раз.
- иерей Андрей
- Сообщения: 34
- Зарегистрирован: 13 мар 2010, 02:05
- Откуда: Днепропетровск
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
http://ipodiakon.mrezha.ru/view_post.php?id=24
Вот как кажется, еще интересные размышления о возможных прочтениях разных форм креста.
Вот как кажется, еще интересные размышления о возможных прочтениях разных форм креста.
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Причём здесь гностики и, не к ночи будут помянуты, последователи Агни-йоги? Мы вроде о Руси X-XIII веков говорили?иерей Андрей писал(а):Скажите, какие культурные традиции породили синкретические верования. Нам известно художественное наследие гностиков? Или где то есть замечательные образцы творчества последователей Агни-йоги?
Может не ковали, а может ковали, разве это что-то меняет, или Вам приятнее так думать?иерей Андрей писал(а): Те, кто в храм ходили, а потом священников стреляли, вряд ли для куполов кресты ковали.
Да, только плохого уровня.иерей Андрей писал(а):...и сегодня есть шабашники, размалевывающие церковные стены. Неужели они произведения церковного искусства создают?
Это, к бабке не ходить! Я разве, обратное утверждаю? А что, влияние местной культурной традиции на привнесённую, её как-то унижает?иерей Андрей писал(а):Но опять же влияния на культурную традицию остаются влияниями. Христос остается Христом, а Велес - Велесом
- иерей Андрей
- Сообщения: 34
- Зарегистрирован: 13 мар 2010, 02:05
- Откуда: Днепропетровск
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
А чем мы отличаемся от руских, живших в 10-13 веках? Также, как и они мы (простите), точнее я есть продукт времен соцреалистической культуры, принявший сознательно Христа, уверовавший, в 21 год принявший Крещение и вот 19 лет пытающийся писать иконы.Сергей Попов писал(а):Причём здесь гностики и, не к ночи будут помянуты, последователи Агни-йоги? Мы вроде о Руси X-XIII веков говорили?
Ощущается ли в моих работах влияние соцреалистической художественной школы? Да.
Есть ли в современной иконе присутствие элементов, чуждых христианской традиции? Да.
Являются ли эти влияния определяющими? Нет.
Что местное, а что привнесенное? Подобная формулировка чем то напоминает некий этнофилитизм.Сергей Попов писал(а): А что, влияние местной культурной традиции на привнесённую, её как-то унижает?
Знаете, люди во что верят, то для них становится реальностью.
Если верить, что земли Руси населяли арии, которых заставили принять жидовскую мифологию, то во всех орнаментах можно разглядеть манифесты древлеславянского язычества.
Если верить, что настоящая духовная жизнь началась только с приходом греческих священников на наши земли, то сельский кузнец с момента его крещения становится для нас чуть ли не Симеоном Новым Богословом.
Но скорее правда посредине. Люди принявшие Евангелие, начинают славить Христа и, хотя еще и пользуются знакомым им старым художественным языком, но в символы уже начинают вкладывать иной смысл. И крест перестает быть знаком огня.
Ну уж нет. Если кто поет мимо нот, то музики не будет. Ни хорошей, ни плохой.Сергей Попов писал(а):Да, только плохого уровняиерей Андрей писал(а):...и сегодня есть шабашники, размалевывающие церковные стены. Неужели они произведения церковного искусства создают?
И. Е. Репин был великолепным портретистом и живописцем, но посредственным композитором (я о картинах, не о музыке). А Суриков - отлично компоновал, но живопись у него коричневая. А то, что делает Никас Сафронов, по моему мнению, к искусству отношения не имеет. Так что шабашник и есть шабашник.
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
И новый смысл начинают вкладывать и со старым ещё не простились. В чём здесь проблема? Разве невозможно предположить, что в кресте на церкви "Спаса на Ильине" люди видели не только Голгофский крест?иерей Андрей писал(а): ... Люди принявшие Евангелие, начинают славить Христа и, хотя еще и пользуются знакомым им старым художественным языком, но в символы уже начинают вкладывать иной смысл....
Почему на нём изображён полумесяц, хотя на других крестах его нет?
Что изображают две розетки около него?
Связан ли такой рисунок креста с посвящением церкви?
Есть ли связь между формой креста и его расположением на фасаде храма?
Почему никаких крестов нет на восточном (алтарном) фасаде этой церкви?
Насколько часто встречается изображение Голгофского креста с полумесяцем вообще и на фасадах церквей в частности?
В какое время возникло такое изображение, когда его перестали использовать и почему?
С какой целью именно Голгофские кресты помещали на фасадах этой и других церквей?
Это общерусская традиция или только новгородская (северо-русская)?
Есть ли аналоги таких крестов в Византийской архитектуре?
Вы, как и Людмила, можете дать однозначный ответ?
Меня не надо убеждать в православности Руси, я это знаю, только не считаю, что всё так просто и однозначно. Странно, что слово "язычество" столько эмоций вызывает, вроде не XIII век.
Церковь Спаса на Ильине http://sobory.ru/article/index.html?object=00321
-
- Сообщения: 2042
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Сергей, Ваша жесткая постановка вопроса не соответствует духу Православия. Это вопрос от ума, а не от сердца. Мне понятна Ваша настойчивость найти ответ, который необходим в профессиональной деятельности, иначе нельзя грамотно работать в церковном искусстве. На западе, где царствовал схоластический подход мышления, действительно, все было расписано и разложено "по полочкам" в трактатах, описывавших каждую архитектурную форму, которыми и пользовались зодчие. Да, так легче работать. На Руси никогда ничего подобного не было. Это сегодня, в меру нашего обмирщения, был создан впервые такой документ - МДС 31-9.2003. А раньше работали только "как сердце скажет". А чтобы научиться слышать свое сердце - надо быть воцерковленным.Сергей Попов писал(а): Вы, как и Людмила, можете дать однозначный ответ?
Любой символ многозначен - потому и нет однозначного ответа.
-
- Сообщения: 2042
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Кресты - история, символика и пр.. (+)
Акцент в вопросе неправильный. Не разницу надо искать, а преемственность, например, в архитектуре : базилика - купольная базилика - крестово-купольный храм - древнерусский храм. Интересно видеть, как во времени происходило осмысление идеи храма. В этом божественная красота и соборность христианского разума. Сегодня важно не исказить найденное человечеством архитектурное выражение идеи храма, а кому принадлежало конкретное архитектурное достижение - на втором месте. Даже и повторяя греческий образец, мышление зодчего объективно выражает ментальность своей культуры.Сергей Попов писал(а):... Вы разве разницы между греческим и русским Православным искусством не видите?