Неканоническая архитектура православных храмов
-
- Сообщения: 2038
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Неправославная архитектура
Недоброжелатели Православия все просветительские темы на этом сайте стараются запачкать своими ложными измышлениями и свести "на нет". Не просвещать верующих в символике храмов, а затемнять их сознание - в этом их цель. Как лакмусовая бумажка - если тема серьезная, то прессинг увеличивается.
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Re: Неправославная архитектура
Мне тожеСергей Коваленко писал(а):В сущности, Вы Людмила искушаете посоучаствовать в хулении освященных храмов.
...
Мне бред активно не нравится.
особенно про Людмилу Клешнину.
Вообще говоря низкий уровень проектирования, строительства и эксплуатации не нов и ничем не удивителен. ХУлить будем, но не святыни, а рукоблудов, которые к ним приложились. Освященные храмы падали, их перестраивали, перекрашивали, переделывали.
Всё это не следствие самого по себе освящения, или Православной Веры как таковой. Каков народец по жизни? Заказчики слабенькие бывают, архитекторы сплошь и рядом недоделанные. После 80 лет советской антихристовой власти ныне, ко всему прочему, и неверующие. Архитектор профессионал-атеист, звучит как патологоанатом на дежурстве в роддоме. Тоже врач, да не тот. Ему людей, которые только ещё хотят появиться на свет уже не жалко.
Или вот ещё про стройматериалы и подрядчиков на ночь глядя
И ещё, знаменитая фраза: "а что вы хотели за эти деньги", где только не вылезет. Опять же житейская логика - хоть какой-нибудь храм лучше, чем вообще никакого.
Причины уже прозвучали, и, возможно, далеко не все. Кому то они не нравятся, особенно если примерить на себя или признаться в чем-то, например недостаточности таланта или ещё чего. Я думаю это проще оставить вне рамок публичных слушаний, и тем более не культивировать необъятное поле немощей попреками оппонентов.
Так что сама по себе тема нормальная, рабочая, к сожалению неизбывная, но интересная.
Последний раз редактировалось Олег Щёлоков 22 янв 2010, 02:13, всего редактировалось 1 раз.
- Василий Шелёмин
- Модератор
- Сообщения: 4629
- Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
ВСЕМ
Есть неожиданное предложение - вернуться к теме. Личные отношения просьба выяснять в личке.
Есть неожиданное предложение - вернуться к теме. Личные отношения просьба выяснять в личке.
- Сергей Коваленко
- Сообщения: 233
- Зарегистрирован: 06 окт 2008, 19:39
- Откуда: Киев - Запорожье - Нижний Архыз
- Контактная информация:
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Так вот, по теме.
Да, Олег, все так.
Но вот название темы!
Как минимум три человека высказались за изменение названия темы.
Уважаемые Людмила, Олег, если Вы готовы что-либо утверждать ответственно, то ответьте:
НУЖНО ЛИ ПОНИМАТЬ НАЗВАНИЕ ДАННОЙ ТЕМЫ «НЕПРАВОСЛАВНАЯ АРХИТЕКТУРА»
В СЛЕДУЮЩЕМ СМЫСЛЕ:
«НЕПРАВОСЛАВНАЯ АРХИТЕКТУРА В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»,
«НЕПРАВОСЛАВНАЯ АРХИТЕКТУРА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ»
Олег Щёлоков писал(а): … Вообще говоря низкий уровень проектирования, строительства и эксплуатации не нов и ничем не удивителен. ХУлить будем, но не святыни, а рукоблудов, которые к ним приложились. Освященные храмы падали, их перестраивали, перекрашивали, переделывали.
Всё это не следствие самого по себе освящения, или Православной Веры как таковой. Каков народец по жизни? Заказчики слабенькие бывают, архитекторы сплошь и рядом недоделанные. После 80 лет советской антихристовой власти ныне, ко всему прочему, и неверующие. Архитектор профессионал-атеист, звучит как патологоанатом на дежурстве в роддоме. Тоже врач, да не тот. Ему людей, которые только ещё хотят появиться на свет уже не жалко.
Или вот ещё про стройматериалы и подрядчиков на ночь глядя
И ещё, знаменитая фраза: "а что вы хотели за эти деньги", где только не вылезет. Опять же житейская логика - хоть какой-нибудь храм лучше, чем вообще никакого. …
…Так что сама по себе тема нормальная, рабочая, к сожалению неизбывная, но интересная.
Да, Олег, все так.
Но вот название темы!
Как минимум три человека высказались за изменение названия темы.
Уважаемые Людмила, Олег, если Вы готовы что-либо утверждать ответственно, то ответьте:
НУЖНО ЛИ ПОНИМАТЬ НАЗВАНИЕ ДАННОЙ ТЕМЫ «НЕПРАВОСЛАВНАЯ АРХИТЕКТУРА»
В СЛЕДУЮЩЕМ СМЫСЛЕ:
«НЕПРАВОСЛАВНАЯ АРХИТЕКТУРА В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»,
«НЕПРАВОСЛАВНАЯ АРХИТЕКТУРА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ»
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Название поменялось, настрой получше.
Кстати недавно в три часа ночи я с удовольствием посмотрел телеканал "Усадьба", в котором транслировалось, как наш уважаемый Сергей Вольфгангович принимал на своей даче телевизионщиков. Хорошая получилась телепередача, теплая
Кстати недавно в три часа ночи я с удовольствием посмотрел телеканал "Усадьба", в котором транслировалось, как наш уважаемый Сергей Вольфгангович принимал на своей даче телевизионщиков. Хорошая получилась телепередача, теплая
- Сергей Коваленко
- Сообщения: 233
- Зарегистрирован: 06 окт 2008, 19:39
- Откуда: Киев - Запорожье - Нижний Архыз
- Контактная информация:
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Спасибо, думаю, так хорошо.
-
- Сообщения: 2038
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Еще в середине прошлого века очень уважаемый в московской среде искусствовед Н.М. Тарабукин (1889-1956) писал :
«Идея Церкви как невесты Христовой незыблема и непреходяща. «Камень веры» – Евангелие – един и изменению не подлежит. Бытие Церкви – сверхвременно. Следовательно, и искусство, выражающее идею Церкви, неизбежно консервативно по своим формам. Все, что ... противоречит этой ...идее, есть результат внедрения в духовное и сверхвременное бытие Церкви светских элементов, есть искажение чистого лика Церкви, то есть ересь. И все, нарушающие церковную каноничность, ...- все они являются еретиками, которым единственным оправданием служит их собственное невежество в данных вопросах.» ( «Смысл иконы», М., 1999, с. 108).
«Идея Церкви как невесты Христовой незыблема и непреходяща. «Камень веры» – Евангелие – един и изменению не подлежит. Бытие Церкви – сверхвременно. Следовательно, и искусство, выражающее идею Церкви, неизбежно консервативно по своим формам. Все, что ... противоречит этой ...идее, есть результат внедрения в духовное и сверхвременное бытие Церкви светских элементов, есть искажение чистого лика Церкви, то есть ересь. И все, нарушающие церковную каноничность, ...- все они являются еретиками, которым единственным оправданием служит их собственное невежество в данных вопросах.» ( «Смысл иконы», М., 1999, с. 108).
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
и снова "о птичках"
похоже на фото http://sobory.ru/photo/index.html?photo=18283 нет никаких перспективных искажений, "дело было не в бобине", следовательно всё оно в Калужской области селе Спасском так и есть на самом деле
похоже на фото http://sobory.ru/photo/index.html?photo=18283 нет никаких перспективных искажений, "дело было не в бобине", следовательно всё оно в Калужской области селе Спасском так и есть на самом деле
-
- Сообщения: 2038
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Олег, конечно, этот храм построен своими силами, но вполне канонично.
Здесь все сделано как надо : подчеркнуто главенство главного объема, который достаточно освещен, в нем много окон - по 2 на северном и южном фасадах, еще и сбоку, и в барабане главы. Соотношение колокольни и основного объема сделано с пониманием иерархичности идеи храма. Несимметричность получилась ради второго выхода, так что и о пожарных нормах думали. Несовершенность пропорций можно простить, ведь строители храма старались традицию не нарушать.
Если хочется красоты, то без профессионалов не обойтись.
Здесь все сделано как надо : подчеркнуто главенство главного объема, который достаточно освещен, в нем много окон - по 2 на северном и южном фасадах, еще и сбоку, и в барабане главы. Соотношение колокольни и основного объема сделано с пониманием иерархичности идеи храма. Несимметричность получилась ради второго выхода, так что и о пожарных нормах думали. Несовершенность пропорций можно простить, ведь строители храма старались традицию не нарушать.
Если хочется красоты, то без профессионалов не обойтись.
- Сергей Коваленко
- Сообщения: 233
- Зарегистрирован: 06 окт 2008, 19:39
- Откуда: Киев - Запорожье - Нижний Архыз
- Контактная информация:
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Людмила, Вы привели цитаты из статьи Н.М. Тарабукина и ссылаетесь на эти цитаты.
Скажите пожалуйста, а в целом с мыслям, изложенными в этой статье Вы согласны?
Далее - о храме http://sobory.ru/photo/index.html?photo=18283
1.
2.
3.
5.
6.
Или Вы увидели другую несимметричность? Если да, то, пожалуйста, откройте глаза тем, кто этого не увидел.
7.
Или Вы считаете, что иерархичность идеи храма в принципе противоречит «совершенности» пропорций?
Скажите пожалуйста, а в целом с мыслям, изложенными в этой статье Вы согласны?
Далее - о храме http://sobory.ru/photo/index.html?photo=18283
1.
… т.е. без апсид – это по Вашему «канонично»?Людмила Клешнина писал(а):Олег, конечно, этот храм построен своими силами, но вполне канонично.
2.
Нужно ли понимать, что храмы надо строить без использования измерительных приспособлений, на недостаточно прочном фундаменте и без соответствующей гидроизоляции?Людмила Клешнина писал(а): Здесь все сделано как надо... .
3.
Людмила, научите, пожалуйста, как можно оценить освещенность внутри главного объема, ничего не зная о свойствах внутренних поверхностей, которые рассеивают световые поля, сформированные окнами?Людмила Клешнина писал(а): … подчеркнуто главенство главного объема, который достаточно освещен… .
5.
Вы считаете, что размещение глав практически на одной высоте – есть правильное понимание «иерархичности идеи храма» ?!!Людмила Клешнина писал(а): …Соотношение колокольни и основного объема сделано с пониманием иерархичности идеи храма. …
6.
Вы считаете, что ужасный крен «вертикальных» осей выполнен специально?!! «Ради второго выхода?!!Людмила Клешнина писал(а): Несимметричность получилась ради второго выхода, так что и о пожарных нормах думали.
Или Вы увидели другую несимметричность? Если да, то, пожалуйста, откройте глаза тем, кто этого не увидел.
7.
Так уточните, понимали и строили, строили и понимали, а сделали, но не смогли?Людмила Клешнина писал(а): …Соотношение колокольни и основного объема сделано с пониманием иерархичности идеи храма…. …Несовершенность пропорций можно простить… .
Или Вы считаете, что иерархичность идеи храма в принципе противоречит «совершенности» пропорций?
-
- Сообщения: 2038
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.
- Сергей Коваленко
- Сообщения: 233
- Зарегистрирован: 06 окт 2008, 19:39
- Откуда: Киев - Запорожье - Нижний Архыз
- Контактная информация:
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Да какое же тут зло?
Тут об архитектуре православного храма.
Вы написали. Я прошу разъяснить Вами написанное.
Для простоты и ясности, Пожалуйста, если Вас не затруднит, по пунктам.
Ведь Вы сами писали о просветительской значимости форума. В этом я с Вами согласен.
Так вот и просветите, пожалуйста.
Тут об архитектуре православного храма.
Вы написали. Я прошу разъяснить Вами написанное.
Для простоты и ясности, Пожалуйста, если Вас не затруднит, по пунктам.
Ведь Вы сами писали о просветительской значимости форума. В этом я с Вами согласен.
Так вот и просветите, пожалуйста.
-
- Сообщения: 49
- Зарегистрирован: 06 дек 2008, 10:34
- Откуда: г. Москва
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Сергей, простите если что, но здесь не судебное заседание.Сергей Коваленко писал(а): Для простоты и ясности, Пожалуйста, если Вас не затруднит, по пунктам.
Так вот и просветите, пожалуйста.
Получается "Огласите весь список, пожалуйста!" Классика, одним словом.
Дискуссия уже явно пошла по кругу, только вот в тупик никак не зайдёт.
Предлагаю всем сделать паузу
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
А как хорошо начиналось
Кстати, форум "Неправославная архитектура" я бы сохранил в его прямом значении, интересно было бы поговорить о современной архитектуре других конфессий. Без обвинений в ереси
Давайте продолжать обсуждать АРХИТЕКТУРУ, а не авторов постов и проектов. Субъективность восприятия конечно останется, но это гораздо интереснее, чем взаимные обвинения.Людмила Клешнина писал(а):http://sobory.ru/photo/index.html?photo=16941
Прямоугольный схематизм, сухость форм, прямые заимствования идей промышленных сооружений ...
Кстати, форум "Неправославная архитектура" я бы сохранил в его прямом значении, интересно было бы поговорить о современной архитектуре других конфессий. Без обвинений в ереси
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Эта тема, как я понял, изначально создавалась только для обсуждения храмов, относящихся к православной конфессии, но построенным не по канонам. Однако ее название вводило некоторых людей (в частности меня) в заблуждение. Я думаю для обсуждения архитектуры других конфессий нужно создать соответствующую тему.Кстати, форум "Неправославная архитектура" я бы сохранил в его прямом значении, интересно было бы поговорить о современной архитектуре других конфессий. Без обвинений в ереси
- Василий Шелёмин
- Модератор
- Сообщения: 4629
- Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Сергей Попов, Жабрак
Присоединяюсь к вашим предложениям.
Тема разделена на две, см. Неправославная архитектура viewtopic.php?f=5&t=24170
Присоединяюсь к вашим предложениям.
Тема разделена на две, см. Неправославная архитектура viewtopic.php?f=5&t=24170
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Название темы, всё-таки вводит в заблуждение. Я бы назвал её "Нетрадиционная архитектура православных храмов". Канон это правила возведённые православной церковью в закон, который обязателен к выполнению. Неканоническая церковь не может быть освящена. В церковной архитектуре канона нет, мы это уже обсуждали на форуме viewtopic.php?f=5&t=12140 , есть несколько ограничений, например, точная копия кремлёвского Успенского собора никогда не будет освящена, если над ней вместо креста поставят звезду и наоборот, вагон увенчанный крестом может служить церковью. Правильно говорить о канонической традиции, которая медленно, но постоянно меняется. Эти изменения происходят, так как всегда строились и строятся нетрадиционные по архитектуре храмы, но они не отвергаются православной церковью. Такие нетрадиционные храмы могут быть удачными или неудачными по архитектуре. Пример удачной, но нетрадиционной православной архитектуры, на мой взгляд, известная церковь "Кулич и Пасха" http://sobory.ru/photo/index.html?photo=11461Жабрак писал(а):Эта тема, как я понял, изначально создавалась только для обсуждения храмов, относящихся к православной конфессии, но построенным не по канонам. Однако ее название вводило некоторых людей (в частности меня) в заблуждение...
-
- Сообщения: 2038
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
и т.д.Сергей Попов писал(а):... В церковной архитектуре канона нет ...
Как автор темы категорически возражаю против такой ее трактовки.
Много говорили, и ничего не осознали. Канон - не жесткий закон (как в Ветхом Завете), а норма, самодисциплина (как вера по Новому Завету).
Приведенный Вами пример - плохая архитектура. Если Вы, Сергей, не согласны со мной, подробно объясните, пожалуста, как эти формы выражают православное вероучение.
Те, кто освящает неканоническую архитектуру, берет на себя всю ответственность за такие действия. Здесь же обсуждается ответственность архитектора, и тех из заказчиков, кто глубоко мыслит, им дается возможность приобрести новые знания. Как эти знания будут использованы в дальнейшем - воля каждого из нас.
- Сергей Коваленко
- Сообщения: 233
- Зарегистрирован: 06 окт 2008, 19:39
- Откуда: Киев - Запорожье - Нижний Архыз
- Контактная информация:
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Да, Сергей, здесь я Вас полностью поддерживаю, такое изменение темы было бы еще лучше.Сергей Попов писал(а):Название темы, всё-таки вводит в заблуждение. Я бы назвал её "Нетрадиционная архитектура православных храмов". Канон это правила возведённые православной церковью в закон, который обязателен к выполнению. ... ... нетрадиционные храмы могут быть удачными или неудачными по архитектуре.
Но такое название темы оставляет меньше поводов для «ругани», не всех это устраивает. Жаль.
Людмила, но Вначале Вы подробно объясните, пожалуста, как минимум:Людмила Клешнина писал(а):и т.д.Сергей Попов писал(а):... В церковной архитектуре канона нет ...
Как автор темы категорически возражаю против такой ее трактовки.
Много говорили, и ничего не осознали. Канон - не жесткий закон (как в Ветхом Завете), а норма, самодисциплина (как вера по Новому Завету).
Приведенный Вами пример - плохая архитектура. Если Вы, Сергей, не согласны со мной, подробно объясните, пожалуста,как эти формы выражают православное вероучение.
1.
… т.е. без апсид – это по Вашему «канонично»?Людмила Клешнина писал(а):Олег, конечно, этот храм построен своими силами, но вполне канонично.
5.
Вы считаете, что размещение глав практически на одной высоте – есть правильное понимание «иерархичности идеи храма» ?!!Людмила Клешнина писал(а): …Соотношение колокольни и основного объема сделано с пониманием иерархичности идеи храма. …
Я пытаюсь получить от Вас именно ТО, чего Вы сами теперь настоятельно требуете от Сергея Попова.
__________________________________________
Уважаемые коллеги по форуму, логика - не атрибут судебного заседания, но инструмент мышления. Позвольте мне не отказываться от этого инструмента.
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Сергею Коваленко
Сергей, полагаю Вы не дождётесь от Людмилы никаких ответов, ни по минимуму, ни уж тем более по максимуму. Я тоже задал вопрос г. Мещанинову и он тут же исчез ... Тут у некоторых какие-то стариковские привычки: когда вопрос не устраивает, надо сделать вид, что не слышишь. Или молитву прислать в качестве ответа... И, уж кто назначил тут Людмилу по канонам "главной", я не пойму...
Сергей, полагаю Вы не дождётесь от Людмилы никаких ответов, ни по минимуму, ни уж тем более по максимуму. Я тоже задал вопрос г. Мещанинову и он тут же исчез ... Тут у некоторых какие-то стариковские привычки: когда вопрос не устраивает, надо сделать вид, что не слышишь. Или молитву прислать в качестве ответа... И, уж кто назначил тут Людмилу по канонам "главной", я не пойму...
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Если такое название темы даёт человек далёкий от архитектуры, я считаю, что это обычная оговорка от незнания, так же, как в просторечии, называют главку церкви - куполом. Своим названием темы, Вы вводите людей в заблуждение, лукаво намекая, что есть одобренная церковью каноническая архитектура, а есть и неканоническая, неправильная. При этом за Канон Вы выдаёте свои личные вкусовые пристрастия, но прикрываете их авторитетом православной церкви. Как профессиональный архитектор, к тому же декларирующий просветительские цели, Вы не просто должны, Вы обязаны знать, что во всех решениях Русской Православной церкви однозначно сказано "канона в архитектуре нет". Церковный канон не бывает жёстким или не жёстким, он абсолютен и обязателен к выполнению, как бы Вам это не нравилось. Ваша трактовка Канона не имеет отношения к православию и является Вашим личным мнением. И не надо осуждать православных иерархов, освящающих храмы, которые лично Вам не нравятся.Людмила Клешнина писал(а): Как автор темы категорически возражаю против такой ее трактовки.
Те, кто освящает неканоническую архитектуру, берет на себя всю ответственность за такие действия.
-
- Сообщения: 2038
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
1) Свод правил по проектированию и строительству СП 31-103-99 "Здания, сооружения и комплексы православных храмов" - издание официальное, по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
2) Пособие по проектированию и строительству (к СП 31-103-99) МДС 31-9.2003 "Православные храмы", издано Архитектурно-художественным центром Московской патриархии АХЦ "АРХХРАМ".
Цитата из аннотации : "В 2000 г. введен в действие свод правил СП 31-103-99, в котором в силу особенностей нормативного документа приведены только основные рекомендации и расчетные данные. В целях более полного раскрытия темы Архитектурно-художественным центром "Арххрам" разработано Пособие в трех томах "Православные храмы". .........Представленный материал дает дополнительные знания профессиональным архитекторам и строителям, студентам архитектурно-строительных институтов и факультетов, может быть использован для знакомства церковных деятелей, являющихся закзчиками храмов, с основами храмостроительства, в том числе для специального курса в духовных учебных заведениях."
В разработке авторских тем на этом форуме пользуюсь материалами именно из этих изданий.
На каком основании Вы не признаете их каноническими для православного храмостроительства ?
Почему как гражданин России не считаете их обязательными для выполнения своих профессиональных обязанностей ?
Указанные выше официальные документы непосредственно вписываются в систему нормативных актов России. Как известно, система нормативных документов в строительстве организована так, что СниПы и СП приравниваются к законам, а для их расширенного толкования выпускаются Рекомендации для проектирования.
Такая система нормативов существует с середины 20 века, действует и сейчас. Мне странно слышать от Вас как архитектора такие заявления.
2) Пособие по проектированию и строительству (к СП 31-103-99) МДС 31-9.2003 "Православные храмы", издано Архитектурно-художественным центром Московской патриархии АХЦ "АРХХРАМ".
Цитата из аннотации : "В 2000 г. введен в действие свод правил СП 31-103-99, в котором в силу особенностей нормативного документа приведены только основные рекомендации и расчетные данные. В целях более полного раскрытия темы Архитектурно-художественным центром "Арххрам" разработано Пособие в трех томах "Православные храмы". .........Представленный материал дает дополнительные знания профессиональным архитекторам и строителям, студентам архитектурно-строительных институтов и факультетов, может быть использован для знакомства церковных деятелей, являющихся закзчиками храмов, с основами храмостроительства, в том числе для специального курса в духовных учебных заведениях."
В разработке авторских тем на этом форуме пользуюсь материалами именно из этих изданий.
На каком основании Вы не признаете их каноническими для православного храмостроительства ?
Почему как гражданин России не считаете их обязательными для выполнения своих профессиональных обязанностей ?
Указанные выше официальные документы непосредственно вписываются в систему нормативных актов России. Как известно, система нормативных документов в строительстве организована так, что СниПы и СП приравниваются к законам, а для их расширенного толкования выпускаются Рекомендации для проектирования.
Такая система нормативов существует с середины 20 века, действует и сейчас. Мне странно слышать от Вас как архитектора такие заявления.
-
- Сообщения: 2038
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Пожалуйста, просветите нас, темных, конкретной информацией - копией текстов этих решений.Сергей Попов писал(а):..... во всех решениях Русской Православной церкви однозначно сказано "канона в архитектуре нет".
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Цитирую приведённую Вами литературу "ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ И КОМПЛЕКСЫ"Людмила Клешнина писал(а):1) Свод правил по проектированию и строительству СП 31-103-99 "Здания, сооружения и комплексы православных храмов" - издание официальное, по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
2) Пособие по проектированию и строительству (к СП 31-103-99) МДС 31-9.2003 "Православные храмы", издано Архитектурно-художественным центром Московской патриархии АХЦ "АРХХРАМ".
На каком основании Вы не признаете их каноническими для православного храмостроительства ?...
Как известно, система нормативных документов в строительстве организована так, что СниПы и СП приравниваются к законам...
Пособие по проектированию и строительству (к СП 31-103-99) МДС 31-9.2003
Если Вы считаете что СП 31-103-99 "Здания, сооружения и комплексы православных храмов" являются Каноном, то Вы ошибаетесь."Основой православного исповедания христианства является строгое соблюдение церковных канонов, основанных на Священном Писании и святоотеческом Предании. В принципе то же самое относится и к области храмостроительной практики Православной Церкви. Однако здесь больший акцент делается на Предании, "канонической традиции". Канона в прямом смысле как свода твердо установленных правил в храмостроительстве никогда не было и не существует. …. Церковно-каноническая традиция дает современному проектировщику широчайший выбор архитектурно-композиционных решений. Можно выделить лишь ограниченное количество достаточно строго соблюдаемых правил, отражающих смысл православного вероучения, в том числе следующие:
ориентация здания храма по оси восток-запад алтарем на восток. Это требование объясняется тем, что Второе Пришествие Христа ожидается с востока и Сам Христос именуется в Писании "Востоком Свыше", "Солнцем Правды";
венчание храма Крестом как символом спасения, Крестной Жертвы Христа;
отделение алтаря от части храма, где стоят молящиеся. Так как алтарь храма представляет собой образ Рая, Небесного Царства, где пребывает Бог, а другая часть храма, где стоят молящиеся, символически изображает землю, то обе части храма разделяются иконостасом, на котором находятся изображения святых, молящихся Богу о нашем спасении и возвращении Рая;
приподнятость здания храма над поверхностью земли и алтаря с солеей над поверхностью собственно храма, отражающая ступени духовного восхождения от земного к небесному.
Примеры храмов, соответствующих церковно-каноническим требованиям
1 - Великая Успенская Печерская церковь в Киево-Печерском монастыре (XI в.);
2 - Успенский собор на Городке в Звенигороде (XV в.);
3 - церковь Трифона в Москве (XV в.);
4 - церковь Петра Митрополита Высокопетровского монастыря в Москве (XVII в.);
5 - церковь Спаса в Уборах под Москвой (XVII в.);
6 - церковь Косьмы и Дамиана в Москве (XVIII в.)"
Последний раз редактировалось Сергей Попов 30 янв 2010, 04:20, всего редактировалось 1 раз.
- Василий Шелёмин
- Модератор
- Сообщения: 4629
- Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Re: Неканоническая архитектура православных храмов
Ух! Стало быть, многочисленные пещерные храмы, существующие от начала христианства, нарушают "ограниченное количество достаточно строго соблюдаемых правил"? Когда же и кем эти правила были установлены?