Каноны православной архитектуры (строительство и т.п.)
Каноны православной архитектуры (строительство и т.п.)
Каноны православной архитектуры (строительство и т.п.)
Где почерпнуть такие знания (ссылки в интернете)?
"Часовня, склеп, погребальные сооружения, молитвенник,
храм, колокольня и т.п."
Где почерпнуть такие знания (ссылки в интернете)?
"Часовня, склеп, погребальные сооружения, молитвенник,
храм, колокольня и т.п."
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Вы обратились не по адресу.
Попробуйте спросить на форуме сайта "Архитектура России"
http://archi.ru/
Попробуйте спросить на форуме сайта "Архитектура России"
http://archi.ru/
- Павел @sobory.ru
- Модератор
- Сообщения: 4793
- Зарегистрирован: 04 апр 2004, 22:00
- Контактная информация:
Почему же "не по адресу"?Elena писал(а):Вы обратились не по адресу.
Попробуйте спросить на форуме сайта "Архитектура России"
http://archi.ru/
На форуме очень мало вопросов остается без ответа. Подождите немного и здесь ответят.
Павел - www.sobory.ru
-
- Сообщения: 26
- Зарегистрирован: 12 фев 2005, 12:07
- Откуда: Гатчина / Ижевск
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
я как то сразу представляю такой вопрос "где почерпнуть каноны сопротивления материалов" ?
где где, надо пройти курс обучения, порешать задачки и крепко запомнить формулы типа "момент сопротивления бревна пи дэ куб на 32"
или еще краше, "на каком форуме могут обучить вождению автомобиля?"
надо реально сесть в автомобиль, завести двигатель, выключить сцепление и включить первую передачу и т.п.
врядли есть такие форумы
а каноны останутся канонами
если нужен проект склепа, то разумно нанять архитектора
если грузоперевозки - водителя с автомобилем
где где, надо пройти курс обучения, порешать задачки и крепко запомнить формулы типа "момент сопротивления бревна пи дэ куб на 32"
или еще краше, "на каком форуме могут обучить вождению автомобиля?"
надо реально сесть в автомобиль, завести двигатель, выключить сцепление и включить первую передачу и т.п.
врядли есть такие форумы
а каноны останутся канонами
если нужен проект склепа, то разумно нанять архитектора
если грузоперевозки - водителя с автомобилем
Вот кое-что, например:
1) Устройство православного храма
2) ИЗУЧЕНИЕ “НОВОЙ СИСТЕМЫ” ПОДЗЕМНОГО НЕКРОПОЛЯ ПАНТИКАПЕЯ (тут о склепах хорошо написано)
1) Устройство православного храма
2) ИЗУЧЕНИЕ “НОВОЙ СИСТЕМЫ” ПОДЗЕМНОГО НЕКРОПОЛЯ ПАНТИКАПЕЯ (тут о склепах хорошо написано)
С уважением,
Ярослав
Ярослав
Любопытный, очень большой и очень серъёзный документ:
http://www.kaska.ru/arhgost/gost/35/20.htm
Большая часть информации вполне релевантна. Можно узнать, например, что "Часовни делятся на водосвятные, погребальные, мемориальные и богослужебные".
Павлу:
Только что пришло в голову, что в светлом будущем можно было бы сделать бы на сайте пару-тройку страниц с систематизированным и иллюстрированным описанием внешнего и внутреннего устройства православного храма, описанием архитектурных особенностей, терминов, и т.д.
http://www.kaska.ru/arhgost/gost/35/20.htm
Большая часть информации вполне релевантна. Можно узнать, например, что "Часовни делятся на водосвятные, погребальные, мемориальные и богослужебные".
Павлу:
Только что пришло в голову, что в светлом будущем можно было бы сделать бы на сайте пару-тройку страниц с систематизированным и иллюстрированным описанием внешнего и внутреннего устройства православного храма, описанием архитектурных особенностей, терминов, и т.д.
-
- Сообщения: 163
- Зарегистрирован: 13 июл 2004, 18:25
- Откуда: Зябликово
Вот ещё:
ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА - Архиепископ СЕРГИЙ (Голубцов)
http://hram.voskres.ru/arh-sergii-golubtsov.html
ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА - Архиепископ СЕРГИЙ (Голубцов)
http://hram.voskres.ru/arh-sergii-golubtsov.html
Если есть возможность найдите где-нибудь книгу "История русской архитектуры" под общей редакцией Ю.С.Ушакова и Т.А.Славиной.
Санкт-Петербург Стройиздат СПб 1994г.
В ней есть все от деревянной архитектуры древних славян Х в. и до архитектуры начала ХХ в. с планами и названиями многих церквей и строений.
Санкт-Петербург Стройиздат СПб 1994г.
В ней есть все от деревянной архитектуры древних славян Х в. и до архитектуры начала ХХ в. с планами и названиями многих церквей и строений.
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Недавно в библиотеку "РусАрх" попала несколько сумбурная, но весьма информативная статья по данной теме:
http://www.rusarch.ru/jurasova1.htm
На самом деле, конечно, не все так просто, и бывает трудно понять, что в том или ином случае идет впереди - символика или эстетика, эстетика или традиция, традиция или конструкция, конструкция или символика. Расстановка приоритетов - в данном случае дело личного мировоззрения каждого из нас. Но если apriori считать, что впереди символика, то эта статья очень полезна.
http://www.rusarch.ru/jurasova1.htm
На самом деле, конечно, не все так просто, и бывает трудно понять, что в том или ином случае идет впереди - символика или эстетика, эстетика или традиция, традиция или конструкция, конструкция или символика. Расстановка приоритетов - в данном случае дело личного мировоззрения каждого из нас. Но если apriori считать, что впереди символика, то эта статья очень полезна.
Символика или домыслы о ней - это одно,а каноны - другое. Канонов нет, вернее под это определение могут подойти с натяжкой очень простые вещи- должен быть престол, алтарь, который, как и своды с куполом, символически ближе к небу, чем наос. Еще три входа. Канон тесно связан с каноном освящения храма - все что в нем есть, должно быть в налиции. Остальное определяется здравым смыслом, традицией, вкусом. Как же мы любим, чтобы были связаны руки!
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Уважаемый ЗСВЗСВ писал(а):Недавно в библиотеку "РусАрх" попала несколько сумбурная, но весьма информативная статья по данной теме:
http://www.rusarch.ru/jurasova1.htm
Часто встречаюсь с небольшим промежуточным объемом между основным четвериком и апсидой. Для себя я его определил интуитивно как ризница, место хранения облачений и богослужебных предметов. Как правило он состоит из южной и северной комнаток. Иногда они имеют отдельный выход или собственное окно на фасаде, иногда глухие.
Не могли бы Вы проконсультировать, существует ли точное наименование этого объема?
Например Троицкая церковь в Александровском р-не Вл. обл.
- общий вид http://www.sobory.ru/photo/index.html?photo=20438
- фрагмент на фасаде этой "вставки" между объемами , в данном случае она имеет собственное окно
http://www.sobory.ru/photo/index.html?photo=23032
- южная комнатка типа карман с "сейфом" http://www.sobory.ru/photo/index.html?photo=23026
- серверная комнатка, в данном случае окно заложено и она тёмная
http://www.sobory.ru/photo/index.html?photo=23027
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Попутно выявилась проблема на http://www.rusarch.ru/
авторы вроде как есть, а контактов с ними никаких, изначально не предусмотрено никакой обратной связи, а страница "об авторе" в пожизненной "разработке".
авторы вроде как есть, а контактов с ними никаких, изначально не предусмотрено никакой обратной связи, а страница "об авторе" в пожизненной "разработке".
-
- Сообщения: 1069
- Зарегистрирован: 27 ноя 2005, 18:57
- Откуда: Москва
Южная и северная "комнатка" - соответственно дьяконник (ризница) и жертвенник (протезис):Олег Щелоков писал(а):Часто встречаюсь с небольшим промежуточным объемом между основным четвериком и апсидой. Для себя я его определил интуитивно как ризница, место хранения облачений и богослужебных предметов. Как правило он состоит из южной и северной комнаток. Иногда они имеют отдельный выход или собственное окно на фасаде, иногда глухие.
http://www.patriarchia.ru/db/text/140981.html
http://www.patriarchia.ru/db/text/140983.html
Хотелось бы заметить, что речь идет только о внутренних помещениях храма, а как они архитектурно выделены - в промежуточном объеме, в дополнительных абсидах или вообще никак не выражены на внешней стороне храма - это другой вопрос.
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Хорошо бы взглянуть на план храма. Правильно ли я понимаю, что из четверика прямой проход в центральную апсиду, а из него уже налево и направо - входы в помещения? Тогда их можно просто называть палатками. Или если двери напрямую из четверика, тогда эти помещения - нечто среднее между палатками и боковыми апсидами (данный храм, конечно, одноапсидный, но возможны варианты).
По поводу назначения этих помещений я полностью согласен с Игорем Деминым, иначе быть не может. Отмечу лишь, что ризница и дьяконник - формально почти одно и то же, а фактически, если мы говорим о дьяконнике, то обычно имеем в виду помещение справа от алтаря, а ризница может быть и на хорах. В больших храмах часто есть и то, и другое.
А по поводу РусАрха - какие конкретно авторы "вечно в разработке"? Может, найду про них какую-нибудь информацию... Контакты кое-где есть, но мало, к сожалению.
По поводу назначения этих помещений я полностью согласен с Игорем Деминым, иначе быть не может. Отмечу лишь, что ризница и дьяконник - формально почти одно и то же, а фактически, если мы говорим о дьяконнике, то обычно имеем в виду помещение справа от алтаря, а ризница может быть и на хорах. В больших храмах часто есть и то, и другое.
А по поводу РусАрха - какие конкретно авторы "вечно в разработке"? Может, найду про них какую-нибудь информацию... Контакты кое-где есть, но мало, к сожалению.
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
конкретно Юрасова "в разработке"
ну да Бог с ней, Саратов где-то там далеко, мы здесь и так благодаря Игорю Демину практически уже разобрались.
Чтобы уж устаканить с этим промежуточным объемом, ситуация один в один воспроизодится на другом храме, Троицкой церкви в Санниково, Ковровский район Вл. обл.
На фасаде мы имеем между основным объемом и апсидой опять же "вставку", которую я не знаю как точно назвать
http://www.sobory.ru/photo/index.html?photo=23172
в данном случае это в интерьере ризница, диаконник, который имеет собственную дверь наружу.
А вот на противоположной северной стороне жертвенник, теперь я уяснил что это, место для приготовления хлеба и вина в богослужебных целях, вид в интерьере
http://www.sobory.ru/photo/index.html?photo=23151
Опять же похоже он с дверным проёмом, хотя не факт, что настоящим. Возмножно его разделали в период советского хозяйствования.
Таким образом остаётся чисто архитектурный вопрос, как называть попроще и естественнее этот евхаристический промежуток в строительных конструкциях церкви. Это необходимо для точной аннотации фотографий.
ну да Бог с ней, Саратов где-то там далеко, мы здесь и так благодаря Игорю Демину практически уже разобрались.
Чтобы уж устаканить с этим промежуточным объемом, ситуация один в один воспроизодится на другом храме, Троицкой церкви в Санниково, Ковровский район Вл. обл.
На фасаде мы имеем между основным объемом и апсидой опять же "вставку", которую я не знаю как точно назвать
http://www.sobory.ru/photo/index.html?photo=23172
в данном случае это в интерьере ризница, диаконник, который имеет собственную дверь наружу.
А вот на противоположной северной стороне жертвенник, теперь я уяснил что это, место для приготовления хлеба и вина в богослужебных целях, вид в интерьере
http://www.sobory.ru/photo/index.html?photo=23151
Опять же похоже он с дверным проёмом, хотя не факт, что настоящим. Возмножно его разделали в период советского хозяйствования.
Таким образом остаётся чисто архитектурный вопрос, как называть попроще и естественнее этот евхаристический промежуток в строительных конструкциях церкви. Это необходимо для точной аннотации фотографий.
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Могу только повториться, что все зависит от плана. В зависимости от того, с какой стороны вход из интерьера, это либо две палатки по бокам от апсиды, либо трехчастная апсида (а то и трехапсидный храм, если бы восточные углы были хоть чуть-чуть скруглены). Думаю, что более вероятен первый вариант (есть прямые аналоги, например, Вознесенская ц-вь в селе Спирово М.О., 1825 год).
Специальных архитектурных терминов для этих помещений не припомню - они характерны для 19 века, и, видимо, историки архитектуры их никак не успели назвать. Хотите - сами придумайте для них название, раз уж Вы обратили на них внимание. А пока для описания фото, думаю, вполне сойдет "наружный вход в северо-восточную палатку", можно с уточнением про дьяконник и жертвенник.
Специальных архитектурных терминов для этих помещений не припомню - они характерны для 19 века, и, видимо, историки архитектуры их никак не успели назвать. Хотите - сами придумайте для них название, раз уж Вы обратили на них внимание. А пока для описания фото, думаю, вполне сойдет "наружный вход в северо-восточную палатку", можно с уточнением про дьяконник и жертвенник.
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Да, скорее всего именно так. Скоротечные, по меркам архитектурных периодов, моды проходят, не оставляя названий.ЗСВ писал(а):Специальных архитектурных терминов для этих помещений не припомню - они характерны для 19 века, и, видимо, историки архитектуры их никак не успели назвать. Хотите - сами придумайте для них название, раз уж Вы обратили
Ладно бы классицизм XIXв.
В храмах, построенных в стиле барокко, никакие ухищрения придумать названия объемам уже не помогают.
Например, в Покровской церкви с. Клины, ныне Кольчугинский р-н Вл. обл., выстроенной по "столичным модам" владельцами имения Апраскиными.
Северная галерея вовне круглого основного объема http://www.sobory.ru/photo/index.html?photo=11110 смыкается аккурат с апсидой, которая, в свою очередь, почему-то в плане совершенно квадратная.
Таким образом, с южной стороны алтарной части диаконник/ризница образуют весьма уютное потайное помещение, http://www.sobory.ru/photo/index.html?photo=11105 сладострастно возжеланное кладокопателями, т.к. оно "придавлено" южным приделом. Как следствие, с фасада церкви вообще невозможно догадаться о его существовании.
А с севера, в помещении алтарной части, вместо "жертвенника" коридор "в никуда".
http://www.sobory.ru/photo/index.html?photo=11106
Хорошо знакомые нам "печуры" - то есть ниши в северных стенах апсид, здесь состоят из одной ниши в направлении, перпендикулярном привычному.
Назвать всё это чем-либо я настолько затруднился, что см. подпись к фотоснимку №11106 по ссылке А наша тема плавно начинает сливаться с разделом "О трудностях фотографирования церквей".
Сфотографировал, а что сфотографировал, ни сам автор, ни зритель, никто не знает
-
- Сообщения: 1069
- Зарегистрирован: 27 ноя 2005, 18:57
- Откуда: Москва
Так почему же никуда? Ведь это и есть жертвенник. Жертвенник, вообще, не должен быть обязательно отделен от алтарной части какой-либо стеной или преградой; наоборот, он должен быть с ней соединен. А наличие или отсутствие стены - это уж на усмотрение устроителей.Олег Щелоков писал(а):А с севера, в помещении алтарной части, вместо "жертвенника" коридор "в никуда".
http://www.sobory.ru/photo/index.html?photo=11106
Приведу по этому поводу цитату из той же энциклопедии, что и раньше - мне кажется она достаточно толковой:
Источник тут: http://www.patriarchia.ru/db/text/35126.htmlЧасто в православных храмах (особенно небольших или построенных после XVI в.) алтарное пространство объединено с пространствами жертвенника и диаконника; в этом случае стол для совершения проскомидии (греч. prothesis, рус. жертвенник) находится в алтаре, у северной стены. В алтаре имеются также необходимые в богослужебной практике приспособления (стенные шкафчики-«печуры», умывальник и т. п.).
Ну и печуры могут быть в какую угодно сторону (думаю, кроме восточной). Да что уж говорить: барокко, да и классицизм, относились к архитектурным церковным традициям настолько свободно, что удивляться расположению печур и форме алтарной части, как мне кажется, излишне.