Надо же, как гугловцы быстро работают! Владимира не было еще месяц назад.
А когда уважаемая Людмила будет работать над своим научным трудом, попрошу ее учесть и то, что отражавшаяся в летописях и пр. документах дата закладки могла существенно отличаться от даты разметки фундаментов (когда определялась ориентация алтарей). Об этом я в свое время писал здесь:
http://www.zagraevsky.com/nikon.htm
Для удобства приведу нужную цитату:
"...Нам придется достаточно подробно исследовать термин «заложить» (или «обложить» – в контексте древнерусской архитектуры эти слова являются полными синонимами33). Сразу оговорим, что под заложением храма (города и пр.) мы будем понимать торжественное богослужение «на основание» (нет никакого сомнения, что именно так интерпретировали заложение храмов монахи – авторы «Краткого летописца Троице-Сергиева монастыря), а не закладку фундаментов, относящуюся исключительно к техническому процессу строительства (ниже мы покажем, что эти действия далеко не идентичны и не одновременны).
В принципе, определенная традиция заложения храмов, городов и прочих построек на «нулевом цикле» существует (в этом, и только в этом, случае заложение храма и закладка фундаментов – действия практически одновременные).
Во-первых, таков современный «Чин на основание церкви»: «…Основание же церкви приготовляется следующим образом: если церковь каменная, то выкапываются рвы, приготовляются камни и известь, и на одном четырехугольном камне изображается или высекается крест. Под крестом приготовляется место для вложения святых мощей и полагается следующее написание… Основание храма может быть совершено и без положения мощей святого и закладной надписи, но наличие четырехугольного камня обязательно. Кроме этого, приготовляется большой деревянный крест и выкапывается яма на месте будущего престола, куда он будет водружен...»34.
Во-вторых, и в древности торжественное богослужение «на основание храма» совершалось преимущественно над фундаментными рвами или при выведении фундаментов на уровень почвы, как в московском Успенском соборе 1475–1479 годов.
И все же из этих общих правил всегда было множество исключений.
Прежде всего заметим, что многократно бывали случаи, когда между заложением и началом строительства проходило много лет (к примеру, каменные стены Новгорода были заложены в 1302 году35, а строительство – с повторным заложением – началось только в 1131 году36).
По всей видимости, еще более частым (скорее даже массовым) исключением было проведение богослужения «на основание церкви» в то время, когда здание уже было частично построено.
Так, новгородская церковь Благовещения в Аркажах была заложена 21 мая и окончена 25 августа, церковь Благовещения на Мячине заложили 21 мая и окончили 25 августа 1179 года, московская церковь Николы Гостунского была заложена 21 июня и строилась 9 недель, церковь Спаса в Старой Руссе заложили 21 мая и окончили 31 июля. Столь короткие сроки строительства больших каменных церквей можно объяснить лишь тем, что «закладывались» уже частично построенные храмы.
Заложение храмов производилось чаще всего в мае–июне37, при том, что строительство вряд ли начиналось позднее марта–апреля (чтобы успеть его закончить до осени). И такой сдвиг дат заложения вполне оправдан: на раскисшей весенней почве не всегда было возможно проведение торжественного богослужения, когда епископы и священники, облеченные в парадные одежды, должны были в сопровождении всего клира проследовать крестным ходом по стройплощадке.
Есть и еще одно соображение: заложение каменных храмов обычно производили архиереи – весьма занятые люди, и их участие в богослужении могло откладываться на несколько недель, а то и месяцев. Участие в заложении храма царя, князей и бояр также могло вести к многократному переносу церемонии. При этом строители, связанные подрядным договором, должны были вести работы независимо от даты богослужения «на основание церкви».
Несомненно, заложение часто старались приурочить к дням празднования святых, которым посвящались храмы. Но в этих случаях временной разрыв между фактическим началом строительства и богослужением «на основание церкви» мог оказываться еще бо’льшим38.
Но все сказанное по поводу заложения уже частично построенных храмов не относится к сообщению под 1623 годом о Никоновской церкви. Это летописное сообщение говорит о еще одном массовом исключении из общих правил заложения: совершении торжественного богослужения «на основание церкви» при частичной перестройке или даже капитальном ремонте здания.
Приведем лишь некоторые примеры.
1. Новгородская церковь Бориса и Глеба, построенная в 1167–1173 годах, была вновь заложена в 1302 году, а старая церковь «порушилась»39. При этом полная перестройка церкви (на старой основе) имела место только в 1411 году40. Вероятно, к 1300 году церковь «порушилась» не полностью, и сообщение о ее заложении относилось к перестройке верха или капитальному ремонту.
2. Согласно летописи, 18 июля 1416 года «создана бысть церковь камена на великого князя дворе Благовещение»41. На самом деле Благовещенский собор Московского кремля в этом году был лишь расширен и превращен в трехапсидный42. В 1484 году Иван III этот собор «заложил, разрушив первое основание»43. Но подклетный ярус храма сохранился до наших дней.
3. Всеволод Большое Гнездо в 1194 году «заложи град Переяславль… Того же лета и срублен бысть»44. Ясно, что речь шла лишь об обновлении деревянных стен на старых валах Юрия Долгорукого в Переславле-Залесском.
4. В 1514 году «князь великий… повеле заложити и делати церкви каменыа и кирпичныа на Москве»45. Среди церквей, которые Василий III повелел заложить и построить, была и церковь Рождества Богородицы в Московском кремле, построенная в 1393 году. И, несмотря на заложение в 1514 году новой церкви, до наших дней сохранилась нижняя часть храма XIV века, сохранившаяся до сводов хор.
5. В 1595 году, согласно вделанной в стену закладной плите, «свершил храм великого святого мученика Никиту московский жилец гостинные сотни торговый человек Савва Омельянов сын Вагин»46. Существует и летописное сообщение о том, что в этом году церковь Никиты мученика за Яузой была «поставлена» по челобитью Дмитрия Годунова47. При этом от более ранней постройки (вероятно, первой половины XVI века) сохранились подклет и нижняя часть стен48.
6. Под 1345 годом в летописи имеется сообщение о заложении новгородским архиепископом Василием «святой Пятницы, что порушилась в великий пожар»49. Тем не менее, церковь Параскевы Пятницы, построенная в 1207 году, сохранилась до наших дней практически полностью, т.е. в летописи 1345 года шла речь лишь о капитальном ремонте храма.
7. На камне и штукатурке средней апсиды Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском процарапана надпись о том, что в 1442 году «основан бе Пересла… храм»50. Ясно, что в 1442 году мог иметь место лишь ремонт, но никак не полная перестройка сохранившегося храма XII века.
Итак, существует множество примеров летописных сообщений о заложении храмов, относящихся к их частичной перестройке или капитальному ремонту51."
Конец цитаты. Все это несколько усложняет задачу, стоящую перед Людмилой, но я уверен, что она справится.