ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Николо-Погост. Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Владимирской иконы Божией Матери.


Николо-Погост. Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Владимирской иконы Божией Матери
Храмовый комплекс. Действует.  
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Россия, Нижегородская область, Городецкий район, с. Николо-Погост

Координаты: 56.530817, 43.626335
Проезд:По шоссе (Нижний Новгород) - Кантаурово - Городец, на 30 км от Кантаурово левый поворот на Аксентис, далее по главной дороге около 11 км.





Сортировка:

Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Владимирской иконы Божией Матери, Вид с Волги<br>, Николо-Погост, Городецкий район, Нижегородская область
Вид с Волги
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 сентября 2015
Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Владимирской иконы Божией Матери, вид с правого берега Волги<br>, Николо-Погост, Городецкий район, Нижегородская область
вид с правого берега Волги
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
2 ноября 2013
Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Владимирской иконы Божией Матери, Звонница<br>, Николо-Погост, Городецкий район, Нижегородская область
Звонница
А.Токарев
24 мая 2017
Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Владимирской иконы Божией Матери, , Николо-Погост, Городецкий район, Нижегородская область
А.Токарев
24 мая 2017
Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Владимирской иконы Божией Матери, , Николо-Погост, Городецкий район, Нижегородская область
А.Токарев
24 мая 2017
Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Владимирской иконы Божией Матери, Колокольня<br>, Николо-Погост, Городецкий район, Нижегородская область
Колокольня
А.Токарев
24 мая 2017
Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Владимирской иконы Божией Матери, Колокольня<br>, Николо-Погост, Городецкий район, Нижегородская область
Колокольня
А.Токарев
24 мая 2017
Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Владимирской иконы Божией Матери, , Николо-Погост, Городецкий район, Нижегородская область
Кирилл Рыбаков
0 месяца 2000
Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Владимирской иконы Божией Матери, Колокольня<br>, Николо-Погост, Городецкий район, Нижегородская область
Колокольня
А.Токарев
24 мая 2017
Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Владимирской иконы Божией Матери, Колокольня<br>, Николо-Погост, Городецкий район, Нижегородская область
Колокольня
А.Токарев
24 мая 2017
Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Владимирской иконы Божией Матери, Элементы церковной ограды, ворота<br>, Николо-Погост, Городецкий район, Нижегородская область
Элементы церковной ограды, ворота
А.Токарев
24 мая 2017
Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Владимирской иконы Божией Матери, Элементы церковной ограды<br>, Николо-Погост, Городецкий район, Нижегородская область
Элементы церковной ограды
А.Токарев
24 мая 2017
Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Владимирской иконы Божией Матери, Элементы церковной ограды<br>, Николо-Погост, Городецкий район, Нижегородская область
Элементы церковной ограды
А.Токарев
24 мая 2017
Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Владимирской иконы Божией Матери, Ворота возле старой базарной площади села Николо-Погост		      <br>, Николо-Погост, Городецкий район, Нижегородская область
Ворота возле старой базарной площади села Николо-Погост
Татьяна Зарубо
28 декабря 2008
Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Владимирской иконы Божией Матери, Церковная ограда<br>, Николо-Погост, Городецкий район, Нижегородская область
Церковная ограда
А.Токарев
8 апреля 2018
Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Владимирской иконы Божией Матери, , Николо-Погост, Городецкий район, Нижегородская область
А.Токарев
8 апреля 2018
Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Владимирской иконы Божией Матери, обустроенный родник под горой храмового комплекса<br>, Николо-Погост, Городецкий район, Нижегородская область
обустроенный родник под горой храмового комплекса
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей и Татьяна Павловы
27 августа 2016
Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Владимирской иконы Божией Матери, Кованный элемент украшения западных ворот<br>, Николо-Погост, Городецкий район, Нижегородская область
Кованный элемент украшения западных ворот
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей и Татьяна Павловы
30 апреля 2011
Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Владимирской иконы Божией Матери, упавшая колонна ограждения<br>, Николо-Погост, Городецкий район, Нижегородская область
упавшая колонна ограждения
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей и Татьяна Павловы
30 апреля 2011
Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Владимирской иконы Божией Матери, Левая створка церковных ворот с надписью "1865 Года. Милосердiя двери отверьзи намъ" <br>, Николо-Погост, Городецкий район, Нижегородская область
Левая створка церковных ворот с надписью "1865 Года. Милосердiя двери отверьзи намъ"
Татьяна Зарубо
28 декабря 2008



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Татьяна Зарубо
 
Татьяна Зарубо  15 ноября 2009

С набережной в Балахне хорошо заметен ансамбль храмов села Николо-Погост, расположенного на левом берегу Волги над пойменной террасой за полосой заливных лугов. Центр ансамбля - высокая колокольня, рядом Преображенская церковь (1760) и церковь Владимирской Богоматери (1788). Обе церкви архаичны для своего времени: ярусную Преображенскую по стилю скорее всего можно отнести к началу XVII века, а наличники церкви Владимирской Богоматери - к барокко середины XVII столетия. Церкви и колокольня обнесены узорной железной решёткой на каменных столбах с воротами, выводящими на старую базарную площадь села. Здесь среди деревянной застройки можно встретить яркие образцы народной архитектуры с затейливой резьбой.

По материалам путеводителя Е.Стрелкова


Марина Зуйкова  9 сентября 2019

Николо-Погост явля­ется одним из древних поселений в Городецком Заволжье, вставший над местом слия­ния лесной тихоструйной речки Узолы с вели­кой Волгой, прямо напротив Балахны. Был он сельским административно-духовным центром обширного Заузолья (так этот край мог назы­ваться только относительно Городца в пору его расцвета в XII-XIV вв.). Само название села, единственно сохранившего в Заволжье звание «погоста», появившееся еще в IX веке в Киевской Руси, свидетельствует об этом же.

Древнейшим документом о Николо-Погосте пока остается опись Алексея Дедринского «сотоварыщи» (1534 г.), зафиксировавшая принадлежащие клиру его церкви пустоши (некогда за­брошенной, поросшей лесом и вновь разрабо­танной пашни) «Дворище». Эта пустошь в XVII веке уже будет называться деревней Поповкой. В Писцовой книге Заузолья 1591 года сооб­щалось, что «на погосте церковь Николы чудо­творца древена, клетцки, а в ней образы, и кни­ги, и ризы, и колокола, строение мирское», то есть приобретенное самими заволжскими крес­тьянами.

Древние деревянные храмы к середине XVIII века обветшали, и богатый сельский приход ре­шил выстроить новые здания уже кирпичными. Весной 1752 года балахнинец Михайло Инозем­цев подрядился погостцам приближавшимся ле­том «обжечь своими дровами на церковное строение болшаго кирпичу 6000». Подряд был выполнен, и после ледостава на исходе того же года заузольцы перевезли кирпич санными обо­зами за Волгу.

Храмы стали возводить на прежнем месте, в центре села, куда сходились дороги из деревень округи: из Суздалевой и Буйной, Бурыковой и Коленной, Старцевой и Чистомежской, из Щекиных Гор и Спасского Сельца. Первоначально разобрали деревянный шат­ровый храм Преображения. Поскольку шатро­вые храмы были запрещены патриархом Нико­ном еще за сто лет до этого, на его месте стали строить столь же высотную (около 35 м) ярусную церковь, сохранив доминирующую ее роль в застройке села. Ярусный тип храма был известен в Нижего­родском крае с первой половины XVII века, но особое распространение получил в XVIII столе­тии. Архитектурно-художественный образ Пре­ображенской церкви Николо-Погоста строился на стремительном взлете двух уменьшающихся по высоте восьмериков и барабана с главкой. Чтоб подчеркнуть устремленность ввысь, безве­стный зодчий каждый объем здания завершил многопрофильным фризом, как бы отсекая один ярус от другого, чтоб еще более стройным казался возвышавшийся над ним. Интерьер бесстолпного храма прямо-таки заливался потоками верхнего света из много­численных окон, убранных в многопрофиль­ные килевидные наличники. Они свидетельст­вовали о живости традиций предшествующего столетия.

Строительство ярусной Преображенской церкви продолжалось семь лет (с 1753 по 1760 г.), после чего те же мастера приступили к кладке кирпичного теплого Владимирского хра­ма. По своему архитектурно-художественному решению он был близок к рубленым клетским церквам. Его строили семь лет (с 1761 по 17б8 г.). За это время в художественной жизни Рос­сии произошли существенные перемены: гос­подствовавший долгие годы стиль барокко уми­рал, на смену ему шел классицизм с новыми представлениями о ценностях, с особым языком и средствами выразительности.

Городецкие каменщики-мастера, неизменно участвовавшие во многих значительных сто­личных строительствах, преобразуя новые художественные приемы на основе устойчивых местных традиций, придали архитектуре Вла­димирского храма явные черты своеобразия и неповторимости. Именно так могут быть оцене­ны «барочные», рельефно выступающие на гла­ди стен наличники окон и «классические» пиля­стры, разбивающие протяженный фасад здания на отдельные ячейки. Широко расставленные небольшие лукович­ные главки на глухих барабанах не мешают вос­принимать здание целостно. При этом они под­черкивают его вспомогательную роль в общем ансамбле с рядом стоящими высотными ярусной церковью и колокольней. Сорокапятиметровая колокольня, некогда завершенная стройным шпилем, господствовала над береговым обрывом. Она была видима с Волги с самых дальних подступов и отмечала вкупе с причудливым многоглавием центр одного из сел Нижегородского Поволжья.

Село Николо-Погост издревле славилось своим колокольным звоном. Колокольня была построена в 1790-1793 гг. На ней между двумя храмами (Владимирской иконы Божией Матери и Преображения Господня) имелось пять колоколов, самый крупный из которых весил 700 пудов (11,5 т). Сохранились сведения о другом колоколе весом в 560 пудов (9 т), который отливали в 1868 г. в овраге возле деревни Бурково. По воспоминаниям местных жителей, голос большого колокола церкви во имя Владимирской иконы Божьей Матери «был такой, что в Нижнем было слышно, когда звонили».

В 1930-е гг. кто-то донёс властям, что в колоколе есть серебро. И его судьба была предрешена. Колокол был настолько тяжёл, что когда его сбросили с высоты, он наполовину ушел в землю. Церковный староста и несколько набожных прихожан долго не позволяли совершить акт вандализма. Но их арестовали и вместе с другими мучениками жители Николо-Погоста безвестно сгинули в НКВД. Всего же в 1937 году только священников в округе было расстреляно десять человек, практически за одну неделю. И сегодня перед храмовым комплексом Николо-Погоста установлен памятный крест в память о жертвах репрессий 1930-х гг. В июле 1937 года все колокола, кроме одного, были сняты и увезены на переплавку. В 1937-1941 гг. после закрытия церквей в Николо-Погосте прихожане собирались на праздники в сторожке под колокольней.

До 1967 года сторожка использовалась как жилье, в настоящее время она пустует. К 1960-му году памятник уже находился в плохом состоянии, что зафиксировано при составлении первичной учетной документации в 1963 г. (отмечалось, в частности, что шпиль накренился и грозит обрушением). С 1991 года, после возвращения Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви, колокольня используется по первоначальному назначению.

Колокольня является главной высотной доминантой храмового ансамбля села Николо-Погост, расположенного у кромки высокой надпойменной террасы над Волгой. Колокольня представляет собой отдельно стоящее сооружение, квадратное в плане (12,8x12,8 м). Стены и внутренние поверхности арок выложены из большемерного красного керамического кирпича на известковом растворе; карнизы выполнены из цементных плит.

Архитектура колокольни выдержана в духе развитого классицизма. Объем сооружения состоит из трех поставленных друг на друга четвериков. В каждом из ярусов колокольни имеются крупные сквозные проемы с полуциркульными завершениями, перекрытые цилиндрическими сводами, которые опираются на четыре мощных угловых пилона. Сооружение, увенчанное круглой в плане грибовидной главой на квадратном основании, завершалось высоким шпилем на цилиндрическом барабане. С восточной стороны к колокольне примыкала деревянная конюшня и погреб (разобраны в начале 1990-х гг.).

В настоящее время здание колокольни находится в аварийном состоянии. Разрушены отдельные крупные фрагменты кирпичной кладки стен. На восточной стене и нижних поверхностях арок имеются трещины. Лицевая поверхность кладки во многих местах повреждена. Штукатурный слой почти полностью сколот. В большинстве утрачены декоративные детали (базы и капители колонн и пилястр, горизонтальные пояса). Цементные карнизы с модильонами расколоты и частично обрушились; защищавшие их железные фартуки-отливы сорваны. На карнизах появилась трава и березовая поросль. Шпиль, обрушившийся в начале 1990-х гг., снят. Разрушена верхняя часть кирпичного барабана в основании шпиля. Открытые деревянные лестницы, ведущие на второй и третий ярусы, утрачены (металлическая лестница в уровне второго яруса смонтирована в 1990-х гг.).

http://www.gorodets-52.ru/index.php/dejstvujushhie-hramy/24/24


Вячеслав Маслов
 
Вячеслав Маслов  21 января 2021

На живописных улицах села, еще недавно бывшего как бы заповедником народного зодчества, сейчас почти не видно резьбы на домах. Но сохранился здесь чрезвычайно интересный ансамбль, начало которому положила Спасопреображенская церковь (1760). Она имеет вид высокой, динамично растущей вверх ярусной башни из двух восьмериков на кубическом основании. Переходы между верхними ярусами выполнены в форме сводов, вся башня завершена куполом. Декоративная обработка окон, порта-лов и карнизов имеет архаичный характер, корнями уходящий в прошлое XVII столетия.

Церковь Владимирской богоматери (1788) построена для службы в зимнее время рядом со Спасской и несколько позже ее. Барочные формы ее оконных наличников, получили весьма своеобразную, провинциального характера трактовку. Колокольня, построенная еще позже в духе развитого классицизма, со своим высоким шпилем играет роль основной доминанты, объединяющей весь ансамбль. Окруженный зеленью ансамбль одной стороной обращен к центру села, другой выходит на край пойменной террасы, откуда открывается прекрасный вид на заливные пойменные луга Волги. Площадка, окружающая церкви, обнесена кованой металлической оградой. Особенно хороши кружевные орнаменты ворот, где среди спиралей и других узоров была выкована дата их изготовления — «1865 г.».

К числу памятников Николо-Погоста относится и построенная в 1814 г. кладбищенская церковь. Она завершена сферическим куполом и имеет облик, характерный для своего времени.

Из книги «Памятники истории и культуры Горьковской области». - Горький. Волго-Вятское книжное издательство, 1981 г., стр. 181



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.