Нештатный общежительский женский монастырь был основан в селе Сура в 1899 г., получив официальное утверждение в 1900 г. 14 июня 1899 г. Св.Иоанн Кронштадтский благословил место, избранное под будущую обитель. Вскоре здесь был построен деревянный храм в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и иноческие келии. Две монахини, начальница мать Варвара, инокиня Ангелина и 33 послушницы приняли духовное благословение Св. Иоанна Кронштадтского. 20 июня 1900 г., в очередной его приезд в Суру, состоялось торжественное освящение монастырского храма. В ноябре того же года указом Архангельской духовной консистории вместо Сурской женской общины был учрежден собственно Иоанно-Богословский женский монастырь.
История появления в отдаленных пинежских краях Сурского монастыря неразрывно связана с именем Иоанна Кронштадтского. И рассказом о том, с какой целью задумал он основать у себя на родине, в селе Суре, самый северный женский монастырь, начинается сохранившаяся в Архангельском областном архиве "Летопись Сурского Иоанно-Богословского женского монастыря": "досточтимый и дорогой Батюшка, отец Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев, заботясь о религиозном состоянии своих сородичей сурян, решил устроить в Суре обитель, которая своим ежедневным примером благочестия побуждала бы их молитве и труду. Устраивая Сурскую обитель, отец Протоиерей по его собственным словам имел целью просвещение Сурского народа, а также и то, чтобы обитель была для местного населения училищем благочестия посредством доброго примера трудолюбия и молитвы".
О том, как было положено основание монастыря в Суре, мы знаем из стихотворной летописи, составленной игуменией Новгородского Предтеченского Леушинского монастыря Таисией, которая упоминает, что помолясь "на поле близ родимого села" Св. Иоанн благословил место для его будущей постройки. В летописи монастырской указывается точная дата этого события - 14 июня 1899 г. После этого началось строительство деревянных зданий церкви в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, которое было завершено к лету 1900 года. Возведение монастыря проводилось на деньги, пожертвованные для этого Праведному Иоанну многочисленными благотворителями. Тогда же, в 1899 году, в Суре появились и первые послушницы будущей обители - женской общины, утверждение которой указом Императора, а также Святейшего Синода датируется 30 октября 1899 года.
Их было тогда около тридцати пяти. Две монахини - начальница мать Варвара и монахиня Ангелина, прошедшие иноческий искус в Леушинсном монастыре. Остальные - послушницы. Самым младшим - Марии Громовой и Агриппине Коляпиной было 13 лет. Самой старшей - Александре Степановской - 41 год. А в среднем возраст первых сурских послушниц составлял немногим старше двадцати лет. В основном они были крестьянского происхождения, по двое - из духовного и мещанского сословий, и лишь одна единственная Евдокия Толбузнна - из новгородских дворян. В основном первые насельницы Сурской общины были приезжими: семеро - из Новгородской губернии, пятеро - из Тверской... И лишь одна, дочь псаломщика Аполлинария Видякина, происходила из Шенкурского уезда Архангельской губернии. За исключением двоих, все первые насельницы Сурской общины были грамотными.
Подготовкой послушниц для Сурского монастыря руководил сам Иоанн Кронштадтский. И первые из них были приняты им самим и отданы под духовное руководство Леушинской игумений Таисии. В книге Н.И. Большакова об отце Иоанне Кронштадтском "Источник живой воды", впервые вышедшей в 1910 г. и переизданной в 1995 г., приводится несколько писем Праведного Иоанна к м. Таисии с просьбами принять в Леушинский монастырь для подготовки в Сурскую общину ту или иную девушку.
"Постройка монастыря, - сообщает "Летопись", - подвигалась очень быстро, так что к лету 1900 г. был окончен уже постройкою деревянный корпус с келиями для сестер и в связи с ним деревянная однопрестольная церковь во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова". Разумеется, в этом немалая заслуга принадлежала первым монахиням и послушницам Сурской общины. 20 июня 1900 года во время приезда отца Иоанна Кронштадтского на родину состоялось торжественное освящение монастырского храма. В ноябре того же года указом Архангельской Духовной Консистории вместо Сурской женской общины был учрежден Иоанно-Богословский монастырь.
Забота отца Иоанна о Сурском монастыре проявилась и в том, что он принимал деятельнейшее участие в разработке его Устава. При этом он обращал внимание не только на порядок совершения Богослужений, но прежде всего - на внутреннее состояние обители. В тетради " Устава" есть три его автографа, сделанные черными чернилами. Первый из них гласит: "все, здесь изложенное, должно быть безусловно исполняемо". Второй является его ответом на очень болезненный для юной обители вопрос - кому должны подчиняться сестры. Чтобы вразумить их, отец Иоанн собственноручно начертал на полях "Устава" запись о том, что " сестры должны беспрекословно повиноваться игумении", прибавив при этом, что не подчиняющиеся настоятельнице должны быть изгоняемы из монастыря, по слову Апостола Павла "измите злаго от вас самех". Последнюю запись Праведного Иоанна Кронштадтского можно найти на последней странице Устава. Она гласит: "Протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Сергиев, основатель общества. Июля 9-го 1899 г." Есть в "Летописи" и еще одна дата, относящаяся к разделу "Времена выдающихся бедствий": "20 декабря 1908 г. скончался Дорогой Батюшка, Всемирный великий молитвенник и чудный пастырь о. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев". В этих словах отразилась вся любовь сурских монахинь и послушниц к своему пастырю, вся глубина их скорби по нем.
Источник: сайт Донского монастыря