Одна из наиболее выразительных, по пропорциям и деталям, церквей Бабынинского района в своей архитектуре соединяет черты двух строительных периодов: храм типа восьмерик на четверике первоначально, в серед. 18 в., был выстроен в формах провинциального барокко с отдельными «нарышкинскими» мотивами (распространенными в это время в округе); в 1-й трети 19 в. здание было переделано в формах классицизма. В интерьерах сохранились остатки росписей 19 – нач. 20 в. Расположена в равнинной местности, около старого тракта, на левом северном берегу речки Локня (Локна, правом притоке Выссы). Доминирует в окружающем пейзаже.
Позднесредневековое селище в 100 м к северу от села датируется археологами 16–17 вв. Поселение на этом месте, возникшее на развилке двух дорог – на Козельск и на Перемышль, видимо было сравнительно крупным торговым центром. В 18 в. Пятницкое-Салтыково стало вотчиной Салтыковых, перенесших сюда свою усадьбу из соседнего села Спас. Каменная церковь Спаса Нерукотворного, с южным приделом Параскевы Пятницы в трапезной, с колокольней, была построена в 1750 г. бригадиром Александром Васильевичем Салтыковым, вероятно, на старом церковном месте взамен деревянной. По предположению В.Г. Пуцко, простой четырехъярусный «традиционного типа иконостас» «столярной гладкой работы с цыровкою, выкрашен разными красками, и местами позлащен», существовавший в храме в 1799 г., мог быть перенесён из прежней церкви. В 1-й трети 19 в. храм был перестроен по тогдашней архитектурной моде в формах классицизма: четверик получил четырехколонные портики, переложенные фасады восьмерика – пилястровые портики и фронтоны; возможно в это же время был устроен новый иконостас в формах классицизма – пятиярусный с пилястрами, с позолоченными деталями (не сохр.); в середине – 3-й четверти 19 в. (до 1887 г.) интерьер храма был расписан.
В середине 19 в. здешняя усадьба (от которой ничего не сохранилось) принадлежала А. Д. Шевичу; после него вплоть до 1917 г. – дворянам Поповым, последней помещицей была А. Д. Попова. В начале 20 в. в селе действовала земская школа. В 1917 г. церковь была закрыта; в советское время были разрушены верхние ярусы колокольни, у основного объема – портики, у трапезной – коробовый с распалубками над окнами свод; утрачены интерьеры. С момента первого обследования в 1970 г. к нач. 21 в. сооружение сильно обветшало.
Основная часть стен церкви сложена из большемерного кирпича; достройки 1-й пол. 19 в. – из характерного для этого времени мелкого кирпича, многочисленные декоративные элементы 1-й пол. 19 в. – карнизы, абаки капителей, мутулы – белокаменные. На фасадах остатки тонкой штукатурки.
В композиции доминирует необычно стройный основной объем храма, состоящий из нижнего близкого к кубическому четверика и установленного на него высокого восьмерика, завершенного купольной кровлей. На вершине свода – цилиндрический трибун, несущий шаровидную главку. С востока к четверику примыкает пониженный более узкий алтарь, состоящий из прямоугольной западной части и небольшого полуциркульного восточного выступа. С запада от четверика – чуть более узкая протяженная трапезная, торцовая стена которой включает массивные восточные пилоны квадратного нижнего яруса колокольни.
Боковые фасады четверика, в три оси проемов, отмечены тосканскими пилястрами, отвечавшими утраченным колоннам портиков (от них сохранились металлические выпуски). Портики имели треугольные фронтоны, подобные тем, что уцелели на восточном и западном фасадах четверика, при чем в последних хорошо сохранились декоративные элементы 1-й трети 19 в.: полуциркульные ниши в тимпанах, белокаменные карнизы с массивными профилированными мутулами. Первоначально, в серед. 18 в., все грани четверика также завершались треугольными фронтонами, но более высокими и крутыми: линии их примыкания видны на стенах восьмерика. В старых фронтонах северного и южного фасадов, освобожденных от поздних достроек, открылись декоративные элементы 1750 г. – восьмигранные ложные окна в рамах.
На каждом из боковых фасадов четверика между пилястр расположены старые проемы с лучковыми перемычками – высокие нижние (из них средний – входной) и близкие к квадратным – второго света. Боковые верхние окна – ложные, первоначально имели раскраску под переплет с застеклением. Все нижние проемы имеют над перемычками высокие неглубокие арочные ниши, устроенные при переделке фасадов 19 в. Аналогично декорированы остальные окна здания на фасадах восьмерика, алтаря и трапезной.
Восьмерик, фасады которого, судя по мелкому кирпичу, были целиком выложены заново в 1-й трети 19 в., в каждой грани имеет по одному окну (из них большинство ложные, кроме смотрящих на север, юг и запад). Ребра восьмерика подчеркнуты огибающими пилястрами; грани, ориентированные по сторонам света, украшены парами пилястр по бокам окон и завершены треугольными фронтонами (в наст. время почти полностью утраченными), наложенными на высокий аттик.
На фасадах алтаря на северной и южной гранях – по одному окну, в полукруглом выступе из трех окон два боковых – ложные; окна помещены в вертикальные ниши, доходящие до цоколя. Арочные перемычки ниш выделены белокаменными замковыми камнями. Прямоугольная часть алтаря с востока завершена возвышающимся над кровлей его восточного выступа треугольным фронтоном с лежачей арочной нишей.
Протяженные боковые фасады трапезной имеют по три первоначальных окна. Средняя часть каждого фасада отмечена декорацией, характерной для нач. 19 в.: среднее окно заключено в арочную нишу, фланкированную парами коротких пилястр, над которыми помещены круглые медальоны.
Храм завершается сомкнутым восьмилотковым сводом. Переход от четверика к восьмерику осуществляется посредством двухступенчатых конических тромпов. В восточной стене четверика три проема, ведущие в алтарь, из которых средний – крупный с арочной перемычкой, а боковые – вдвое меньшие, с лучковыми перемычками. Широкая западная часть алтаря перекрыта коробовым сводом, а восточная часть – граненой конхой. В западной стене четверика – крупный арочный проем, ведущий в трапезную.
В интерьере в центральном объеме храма фрагментарно сохранилась лепная штукатурная классицистическая архитектурная декорация, созданная, возможно, в конце XVIII в. или в начале XIX в. Она интересна своей связью с росписями, выполненными в середине – второй половине XIX в. Штукатурный декор, который встречается и в других храмах области, здесь не только дополняет архитектурные формы, но служит рамами для композиций и отдельных фигур.
Хотя в настоящее время трудно точно судить о первоначальной покраске архитектурной декорации, по сохранившемуся цвету можно предположить, что в начале 20 в. выступающие части – пилястры, карнизы, грани тромпов, обрамления окон и картушей и т.д. – были побелены. Росписи отделены от пилястр и карнизов лиловым цветом фона и заключены в широкие живописные голубые рамы с изображенными профилями. Живопись сильно потерта, возможно, открыт цвет основы (левкаса), который сливается с цветом рамы; общий колорит росписи серебристо-голубой.
В восьмерике в глухих гранях на уровне окон размещены большие лепные картуши сложной формы и ниже – восьмигранники, обрамлявшие почти не уцелевшие живописные вставки. В картушах помещены фигуры неизвестных святых; в восьмиугольных рамах – изображения Праздников. В тромпах – геометрические орнаменты, возможно выполненные в начале 20 в., что позволяет предположить, что в это время живопись была поновлена.
Южная и северная стены четверика расчленены стройными пилястрами тосканского ордера, несущими профилированный карниз, отделяющий четверик от восьмерика, который, в свою очередь, отделен более тонким карнизом от свода. Угловые (юго-западные и северо-западные) пилястры сдвоены, однако на западной стене ряд пилястр не продолжен, а оставлена плоскость для размещения живописных композиций. Интересно, что композиции помещены без соблюдения симметрии по отношению к арочному проему, над которым они написаны, но сильно сдвинуты к южной стене. В центре изображены полуфигуры двух ангелов, поддерживающих Нерукотворный образ, а по бокам размещены две большие композиции – «Благословение детей» и «Нагорная проповедь». Нижние части росписей сильно утрачены. Центр правой композиции занимает фигура проповедующего Христа с воздетой правой рукой. Христос одет в голубой гиматий и розовый хитон. Он обращен вправо к группе детей. В левой части композиции едва читаются еще три взрослые фигуры, возможно, принадлежащие кому-то из учеников Христа. Левая композиция равна по размерам правой, на ней Христос изображен со склоненной головой в сторону женщины, подносящей младенца, протягивающего Спасителю руку. Женская фигура возглавляет группу мужских фигур, стоящих за ней под сенью деревьев.
Росписи алтаря отличаются по манере письма от живописи в основном объеме храма. Яркие цвета, уверенный рисунок, объемные характеристики, возможно, свидетельствуют в пользу того, что они исполнены в конце 19 – начале 20 вв. По небольшим остаткам живописи есть возможность частично ее реконструировать. На полукружии алтарной апсиды сохранились фрагменты композиции, представляющей Христа в синем гиматии, восседающего на белом, украшенном резьбой, престоле, и склоненных к нему святых, стоящих в два ряда. От лика Христа сохранился лишь небольшой фрагмент, который, однако, дает представление о высококлассной академической живописи: тонкий рисунок, свежий колорит, мастерская светотеневая моделировка. Изображение Христа на престоле в алтаре ведет свое происхождение от иконографии Спасителя как Великого Архиерея, восседающего на Горнем месте. На внутренней, западной стене алтарной преграды по сторонам царских врат в полукруглых рамах были написаны в рост святители в богослужебных облачениях: с северной стороны – Василий Великий, если судить по форме темной длинной бороды, с южной – Иоанн Златоуст, от образа которого сохранилась часть подписи. Еще один неизвестный святитель изображен на северо-восточном выступе алтарной стены. Фигуры святителей, сослужащих Христу, дополняют традиционное для росписей в алтаре литургическое значение.
В трапезной в основании пят распалубок – лепные импосты, над которыми уцелели фрагменты росписи – полуфигуры святых в круглых медальонах.
Рошефор Н. И. де. Опись церковных памятников Калужской губернии. // Записки отделения русской и славянской археологии Р.А.О., Т. III. СПб., 1882. С. 329 (№ 22, Перемышльский уезд); Археологическая карта России: Калужская область. / Сост. Ю.А. Краснов. М., 1992. С. 32; Земля Калужская — земля святая. Сост. М. Н. Алексахина, Н. В. Богатырева. М., 2003. С. 157; Пуцко В. Г. Иконостас русского сельского храма на рубеже XVIII – XIX вв. // Русское церковное искусство Нового времени. - М., 2004. С. 82; Чижков А. Б., Зорин А. А. Калужские усадьбы. М., 2007. С. 17; Павлова А. Л. Монументальная живопись конца XVIII – начала ХХ в. в Калужской области (по материалам экспедиций 2004 – 2007 гг). // Памятники русской архитектуры и монументального искусства XII – начала ХХ вв. Отв. ред. Е. Г. Щёболева. Москва, 2010 г. С. 549-550. ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2205; Оп. 3. Д. 14. Л. 7-8; ИИМК РАН. Ф. Р. – III. Д. 2064. Текст: Шорбан Е. А., Павлова А. Л.