«…Кафоликон - базилика, расположенная в северной части монастыря. Она ориентирована строго на восток, находится под небольшим углом к стенам. От древнейшего храма, стоявшего в долине у Неопалимой Купины и описанного путешественниками IV в., не осталось ничего. Нет оснований приписывать строительство храма равноапостольной Елене. Также нет оснований приписывать ей строительство носящей ее имя башни. Преподобный Иулиан (Савва) Осроенский, посетивший Синай при императоре Юлиане (361-363), о башне не упоминает. Египетский отшельник Аммоний (между 373 и 381) первый писал, что в ней обитатели монастыря прятались от разбойников. Александрийский патриарх Евтихий (933-940) отмечал наличие башни IV в. внутри монастыря. Ее можно отождествить с сохранившейся в перестройках башней, стоящей против юго-западного угла базилики. Она сложена из необработанных гранитных блоков и напоминает постройки близлежащего епископского центра Фарана IV-V вв.; таким образом, архитектурные данные подтверждают ее возведение до эпохи Юстиниана.
Существующий ныне кафоликон посвящен Преображению Господню (о чем свидетельствует мозаика в его апсиде), однако Прокопий Кесарийский и другие источники, в том числе Commemoratorium de Casis Dei (около 808), содержат сведения о его посвящении Пресвятой Богородице. Cогласно храмозданным надписям, сохранившимся на трех досках обшивки поперечных балок перекрытий, кафоликон был построен императором Юстинианом после смерти в 548 г. императрицы Феодоры; строителем главного нефа был Стефан из Айлы.
Здание (20´ 34 м) построено из гранитных блоков. Это трехнефная базилика с апсидой, разделенная на нефы рядами по 6 колонн; у западной стены каждый ряд дополнен полуколонной. На колонны опираются арки, над каждой расположено окно. Боковые нефы освещены одним рядом окон. Кровля деревянная, стропила в наст. время закрыты навесным потолком XVIII в. Фасады зоны клеристория главного нефа завершены треугольными фронтонами. Апсида внутри полуциркульная, снаружи граненная. Главный, западный вход (между современным нартексом и наосом) смещен к югу из-за перепада высот перед ним.
Еще до завершения строительства базилика была увеличена за счет боковых помещений, двух башен по сторонам западного фасада (они остались неоконченными, над северной в 1871 была надстроена трехярусная колокольня) и двух пастофориев по сторонам апсиды. Пастофории сильно выступали за линию восточной стены апсиды; их соединили толстой стеной, в кладку которой оказался включенным весь внешний объем апсиды. Упомянутая стена и боковые стены пастофориев, таким образом, образовали место поклонения Неопалимой Купине. В целом план базилики связан с палестинскими традициями, за исключением двухбашенного фасада (как в базилике великомученика Димитрия Солунского в Фессалонике) и расположения мартирия Неопалимой Купины под открытым небом.
К юстиниановскому же времени относится мозаика в апсиде работы константинопольских мастеров. Основная композиция в конхе «Преображение Господне» заключена в пояс с оглавными изображениями святых в медальонах: в верхней части - апостолов, в нижней - ветхозаветных пророков; в стыках этой рамы, в верхней части, - крест, справа - синайский игумен Лонгин, слева - диакон Иоанн. Над конхой - фигуры двух летящих ангелов, выше - две композиции с пророком Моисеем: «Пророк Моисей перед Неопалимой Купиной» (слева), «Пророк Моисей принимает завет» (справа).
Впоследствии архитектура базилики претерпела ряд несущественных изменений. В XI в. был пристроен нартекс, не доходящий до линии южной стены базилики из-за необходимости оставить пространство между храмом и так называемой башней Елены. Главный вход в него был устроен с запада, примерно по оси базилики; другой вход, с севера, имел раньше портик. После пристройки нартекса были сделаны проходы из него в каждый из нефов. Видимо, до 614 г., но по крайней мере не позже 1217 г. соединением восточных стен пастофориев был образован придел Неопалимой Купины с небольшой полуциркульной апсидой. Над местом, где росла Купина, был сооружен престол. Купина пустила за пределы апсиды побег, от которого в настоящее время вырос куст. Пастофории были перекрыты куполами. В боковых помещениях, первоначальное назначение которых неизвестно (для размещения паломников?), были устроены приделы, причем некоторые помещения были разделены перегородками.
В настоящее время в северной пастофории находится придел апостола Иакова, брата Господня (сохранились росписи алтаря, вторая половина XV в.), в южном - Синайских и Раифских мучеников. В северной башне находится придел святой Марины, в следующем помещении, разделенном надвое, - приделы равноапостольных Константина и Елены и священомученика Антипы, епископа Пергамского. В помещении, примыкающем к северному пастофорию, располагается сакристия, в примыкающем к южному - ризница. Далее, в перегороженном помещении за южным нефом, разместились приделы праведных Иоакима и Анны и преподобнаго Симеона Столпника, в южной башне - бессребреников Космы и Дамиана.
От первоначального убранства сохранились кипарисовые двери между нартексом и наосом, украшенные 28 панелями с резными изображениями растений и животных. Первоначальный престол, опирающийся на пять мраморных колонок, вставлен в деревянное обрамление XVII в. Две плиты от первоначальной алтарной преграды (с изображением креста и газелей) включены в структуру надгробия великомученицы Екатерины XVIII в. в апсиде. Колонны сделаны из гранита, «толстые и грубые», их разнообразные капители «убогого местного изготовления». Базилика с ее убранством представляет собой пример характерного для ранневизантийской провинциальной архитектуры соединения «незамысловатого местного плана и зачастую жалкой строительной техники с великолепной декорацией, импортированной из мозаичных и скульптурных мастерских Константинополя или иных, но непосредственно связанных с ним».
Из поздних элементов декорации следует упомянуть дверь фатимидского времени (конец X - начало XII в.) с резными панелями, главный иконостас критской работы (1612), изразцы придела Неопалимой Купины в турецком стиле, изготовленные в XVII в. в Дамаске, пол в технике opus sectile (1715, мастер Насралла из Дамаска), древний синтрон, перестроенный в конце XVIII в…»
По материалам сайта «Православная энциклопедия»