«…Во второй половине XVII века известный церковный реформатор патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов. Шатровая форма отныне признавалась неправославной. Дело, по-видимому, было в экономике: на шатер требовалось больше строительного материала, чем на барабаны пятиглавия. Этот запрет ограничил возможности вологодских зодчих: рельеф Вологды плоский, и панораму города очень оживляли вертикали шатровых храмов. Но для колоколен шатровый верх разрешался. Поэтому всю фантазию вологжане направили на разработку архитектуры колоколен. Меняя соотношения основания, столпа и шатра, число ярусов, различным образом располагая окна-слухи, зодчие создали ряд удачных и не повторяющих друг друга построек. Лучшей считается колокольня Владимирской церкви.
До конца Х?II века здесь располагался ансамбль из трех деревянных церковных зданий. В 1689 году по завещанию вологодского торгового гостя Г.М. Фетиева было завершено строительство теплой каменной церкви и колокольни. Фетиев был самой заметной фигурой вологодского купечества своего времени. Он вел торговлю с Китаем, Индией и Персией, не говоря о Западной Европе, был знаком с московской боярской верхушкой - Голицыными, Милославскими. По вологодским владениям Гаврилы Мартыновича ходили олени и павлины.
В своем завещании он отказал приходу 2000 рублей и оговорил архитектурные требования: «Да у Владимирской же Богородицы построить церковь каменная теплая о двух шатрах, а в ней учинить два престола... у той же церкви сделать колокольня особая против образца соборной колокольни».
Патриарха, в отличие от Ивана Грозного во время возведения Софии, в Вологде в то время не было, поэтому запрет на шатровое завершение был нарушен. По прямоугольному, а не квадратному в плане объему этой теплой Владимирской (Гавриилоархангельской) церкви мы можем предположить, что первоначально завершалась она действительно двумя шатрами.
С появлением в 1764 году холодной церкви образовался Владимирский ансамбль в симпатичном березовом окружении, отражавшийся в глади пруда. На архитектуре холодной церкви, мы останавливаться не будем, а обратим внимание на последние слова завещания купца. Благодаря Фетиеву мы можем видеть, какой была когда-то главная колокольня города - Софийская, взятая за образец для Владимирской. Четырехгранное основание колокольни декорировано лопатками и ширинками, прорезано двумя арками, проходной и проездной, давно заложенными. Восьмигранный ярус с лопатками по углам завершается арками звона и высоким шатром. В размерах основных частей колокольни заложены пропорции «золотого сечения». Шатер прорезан окнами-слухами, расположенными в шахматном порядке в четыре ряда. Расстояния между рядами с высотой уменьшаются, что зрительно увеличивает высоту и стройность шатра. Это хорошо заметно, если выбрать такую точку зрения, когда виден только шатер: вся колокольня представляется более высокой.
Слухи служили не только для красоты: как дека у рояля, они играли роль резонаторов, улучшающих звучание колоколов. Их здесь было четырнадцать…»
По книге Сазонова А.И. «Вологда. Каменная летопись», Издательство: Вологда «Древности Севера», 2011 г., стр. 70-75.