Ильинская церковь, в некотором смысле, - ровесница Козлова, появившегося в 1635-1638 годах на правом берегу реки Лесной Воронеж как один из укреплённых пунктов южной засечной черты. Одновременно с сооружением острога, согласно царскому указу, в Козлове возводится монастырь: "Во 144 (1636) году, как ставили город Козлов Ясельничей и воевода Иван Васильевич Биркин да Михайло Иванов Спешнев, и им воеводе и Михаилу, по указу блаженныя памяти великого Государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всея России, и по грамоте из Новгородского приказу, велено построить в том городе Козлове царское богомолие, девичь монастырь пророка Божия Ильи". Новый "девичь монастырь" призван был дать приют осиротевшим женам, сестрам и дочерям тех, кто "служил по Козлову в полковой службе". Для сестёр выстроили храм (а иконы прислал сам царь Михаил Федорович - "Нерукотворенного Спаса, пророка Илии, Михаила Малеина, писаны на празелени"), поставили кельи, одели их денежной и хлебной ругой. Однако со временем положение монастыря расстроилось. Число насельниц увеличивалось. И, как обычно у нас, помогло лишь обращение в высшие инстанции - в данном случае, к царям и великим государям Иоанну и Петру Алексеевичам. Инокини писали, что они, "игуменья с сестрами, многие осиротели, и многие из них вдовы и девки, пострижены и живут в том монастыре в тесноте по чужим кельям, потому что келий поставить негде, а в монастыре их человек до ста и больше, многие хотят постричься, а за утеснением, что келий поставить негде и прокормиться нечем, не постригаются".
Великие государи вняли сиротской мольбе, прибавили хлебного жалованья и велели козловскому воеводе Афанасию Соймонову отдать черницам две пустопорожние стрелецкие усадьбы под расширение обители. Но оскуднения это не остановило. Скоро, к тому же, наступил ХVIII век, когда и всем монастырям пришлось несладко... Решила дело небезизвестная екатерининская реформа: "Когда предписано было в 1764 году, по рассмотрении епархиальных архиреев, оставить в 28 губернских и провинциальных городах по одному третьеклассному женскому монастырю, избрав лучшие по строению, Ильинский монастырь в городе Козлове, не отличавшийся хорошею наружностью зданий, был упразднён. Церковь его, с учреждением при ней причта из священника и двух причетников, была переименована в приходскую. Прихожанами к ней были причислены от смежных церквей до 70 дворов, движимое и недвижимое имущество, какое только принадлежало монастырю, было отдано во владение Тамбовскому Вознесенскому женскому монастырю, в который были переведены и игуменья, и все монашествующие сестры", - писали "Тамбовские епархиальные ведомости" в 1878 году.
Надо отметить, что к моменту "перепрофилирования" монастырской церкви в приходскую она была уже каменной. В том самом 1764 году, когда храм стал приходским, он серьёзно пострадал при пожаре - а вернее, как следует из документов, - при целом ряде пожаров, изнурявших Козлов в июле того года, когда лето выдалось необычайно жарким. Священник Алексей Максимов уведомлял консисторию, что "святые образа, ризница и протчая церковная утварь вынесена была в другое безопасное место в которое время как с святых престолов так и с жертвенников святые одеяния были сняты, престольные же столбцы из разных случаев повреждены и крыша вся обгорела". Богослужения совершать, таким образом, не представлялось возможным. Потребовался ремонт, после которого церковь вновь освятили. Но ремонт, по всей видимости, не смог решить всех проблем. Здание ветшало, и в 1781 году жители Козлова решили строить новый храм. Ктитором новой церкви выступил козловский купец "Иван Григорьев сын Воронов", к моменту закладки здания числившийся во второй гильдии. Проект заказали в Петербурге, Но вот кому? Тут начинается путаница. Согласно распространённой в Козлове легенде, новый Ильинский храм строился по проекту Франческо Бартоломео Растрелли. Это, конечно, сущий вздор (хотя бы потому, что Растелли умер за десять лет до составления оного проекта), но вздор, оказавшийся спасительным для церкви в 1930-е годы, когда её собирались ломать. Тогда этой городской легендой сумели усмирить прыткость властей. Не обошлось без привлечения И. Э. Грабаря. Однако совершенно очевидно, что Грабарь в данном случае лукавил, самым простительным и даже единственно возможным образом: коли для спасения оригинального храма требовалось назвать его растреллиевским, значит так тому и быть. В качестве второго претендента на роль строителя Ильинского храма называют Томмазо Адамини (1764-1828). Но в 1781 году архитектор был ещё слишком юн и, кроме всего прочего, находился вне пределов России. Так что следует признать, что имя автора Ильинской церкви, составляет очевидную загадку...
Строился храм около двадцати лет. Освящение его главного престола состоялось только в 1801 году. Спустя семь лет после освящения верхнего храма Ильинской церкви (загадочным образом в процессе строительства обратившегося из Богородице-Рождественского в Преображенский) в ней освятили придел во имя великомученицы Параскевы. Впоследствии в храме всё-таки появился и Богородице-Рождественский придел - непонятно, когда именно, но к середине ХIХ века он точно существовал. Приходская жизнь в ХIХ - нач. ХХ вв. протекала довольно спокойно... Дважды в истории Ильинского храма случались серьёзные пожары в 1848 и 1865 годах. На возобновление храма после последнего пожара потребовалось десять лет, причём нашли необходимым прибегнуть к сбору пожертвований, для чего, согласно прошению попечителя церкви купца Софронова, рядом с храмом поставили "столбик с кружкою для вклада доброхотных подаяний". Считаясь (и будучи) одним из самых красивых и богатых в Козлове (Мичуринске), Ильинский храм составлял гордость города. Однако соседствовали с ним не самые приглядные городские "учреждения" - такие, как толкучий рынок. В 1897 году "Тамбовские губернские ведомости" писали следующее: "В Козлове толкучий рынок находится на Ильинской площади, около храма св. Ильи, что весьма неудобно, особенно Великим постом. Нецензурная брань всегда раздается в толкучем рынке, а богомолец, идя в храм, принужден ее выслушивать; идя из храма - тоже. Церковная ограда снаружи служит вешалкой для товаров, а изнутри... клозетом... Следовало бы озаботиться переведением толкучего рынка в другое, более подходящее для этого место (хотя бы на базарную площадь, которая всегда пустует)..." Как уже было сказано, что этот великолепный храм был построен на средства купца Ивана Воронова, а впоследствии ремонтировался и украшался попечением козловского купечества. И до сих пор, глядя на городскую застройку (увы, пребывающую не в лучшем виде), окружающую площадь, да и близлежащие улочки, можно представить себе, сколь многочисленно было в Козлове это сословие.
После революции храм довольно долго оставался действующим, хотя, разумеется, общине уже не принадлежал, а лишь "сдавался в пользование". В 1925 году его поставили на учёт как архитектурный памятник, а в 1930 году здесь по неизвестной причине произошёл пожар, повредивший иконостас. Церковь была застрахована надлежащим образом, однако денег община так и не увидела. В данном случае Козловский горсовет получил по страховке 922 рубля за пожар в храме и употребил их "на культурные нужды". В 1938 году Ильинку всё-таки закрыли, причём в протоколе заседания Мичуринского горсовета цинично подчёркивалось, что храмовое здание всё равно уже "с согласия группы верующих не используется для религиозных надобностей", "служителей культа" нет, а трудящиеся Мичуринска нуждаются в клубе, общежитии и спортзале. Спустя несколько лет помещение "явочным порядком" заняла Мичуринская автоколонна под гараж и мастерские. В 1946 году мичуринцы обратились к уполномоченному Совета по делам РПЦ по Тамбовской области с заявлением: "Существующая единственная в г. Мичуринске кладбищенская церковь по своим размерам далеко не удовлетворяет потребности верующих города и окрестных сёл на многие километры по радиусу. В праздничные дни храм переполняется настолько, что масса верующих вынуждается стоять вне храма, часто под дождём, а зимой на морозе. Внутри же от духоты многие нередко теряют сознание. На основании изложенного мы, нижеподписавшиеся, просим зарегистрировать нас как вторую по г. Мичуринску добровольную религиозную общину, предоставив в наше пользование для удовлетворения религиозных потребностей здание бывшей Ильинской г. Мичуринска церкви..." Естественно, ремонт верующие обязались "производить на свой счёт".
А ремонта предстояло много. Вот только некоторые сведения из отчёта архитектурной комиссии, обследовавшей памятник в августе 1946 года: "Состояние конструкций: не удовлетворительно. Внутренняя кирпичная стена, отделяющая алтарь, имеет трещины, разрушена на 15%... железо с крыши на 25% снято... полы и половые балки на 20% разобраны... облицовки нет... живописи не сохранилось... иконостаса нет". Зато охранная доска "с маркой Главнауки" на здании имелась. В 1947 году был подписан акт "передачи верующим здания Ильинской церкви". Однако в 1964 году, "рассмотрев письма и просьбы трудящихся", горисполком постановил закрыть храм. Свежеотремонтированное здание поступило в распоряжение музея, а верующим вновь предложили "использовать для молитвенных нужд" один лишь кладбищенский храм. В здание Ильинской церкви въехал Мичуринский краеведческий музей.
Решение о передаче верующим Ильинской церкви было принято в ноябре 1991 года. Храм возрождался постепенно. Первое богослужение здесь стало возможно совершить лишь спустя несколько месяцев, в конце марта. Первую литургию в Ильинской церкви служил митрополит Питирим (Нечаев). Поначалу "обжили" нижний храм. Здесь служил всенощную и Патриарх Алексий II, посетивший Мичуринск в августе 1993 года. Освящение верхнего, Преображенского храма состоялось в 1994 году. Первая литургия здесь пришлась на Лазареву субботу. В 1996 году, в Духов день, колокольня Ильинского храма обрела голос - пять колоколов отлили для неё в Воронеже. И в том же году началось строительство водосвятной часовни.
В 2016 году Ильинский храм отметил своё 235-летие. Ныне храм полностью восстановлен и, как прежде, живёт той жизнью, к которой его предназначили создатели.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №113, 2014 г.