ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Угодичи. Церковь Богоявления Господня.

Колокольня Богоявленской церкви


Угодичи. Церковь Богоявления Господня
Церковь. Не действует.  
Престолы:Богоявления Господня, Трёх Святителей, Иоанна Предтечи , Кирика и Иулитты, Петра и Павла
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1620 и 1627. Колокольня окончена в 1793.
Адрес:
Ярославская обл., Ростовский район, с. Угодичи

Координаты: 57.160321, 39.500758



Сохранившаяся колокольня - прямой отклик на колокольню церкви иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (1783-1791) на Большой Ордынке в Москве, которая уверенно включается в круг построек В.И. Баженова.

Подробнее см.: Чекмарёв А.В. Цилиндрическая колокольня Баженова и ее место в русской архитектуре // Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 26 (42). СПб. - Издательский дом "Коло", 2020. С. 70 - 101



Сортировка:

Церковь Богоявления Господня, , Угодичи, Ростовский район, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
12 сентября 2020
Церковь Богоявления Господня, , Угодичи, Ростовский район, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
12 сентября 2020
Церковь Богоявления Господня, ...<br>, Угодичи, Ростовский район, Ярославская область
...
Сергей Зорин
14 октября 2018
Церковь Богоявления Господня, , Угодичи, Ростовский район, Ярославская область
Илья Смирнов
9 октября 2005
Церковь Богоявления Господня, , Угодичи, Ростовский район, Ярославская область
Илья Смирнов
9 октября 2005
Церковь Богоявления Господня, , Угодичи, Ростовский район, Ярославская область
Илья Смирнов
9 октября 2005
Церковь Богоявления Господня, , Угодичи, Ростовский район, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
12 сентября 2020
Церковь Богоявления Господня, , Угодичи, Ростовский район, Ярославская область
Илья Смирнов
9 октября 2005
Церковь Богоявления Господня, , Угодичи, Ростовский район, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
12 сентября 2020
Церковь Богоявления Господня, , Угодичи, Ростовский район, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
12 сентября 2020
Церковь Богоявления Господня, , Угодичи, Ростовский район, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
12 сентября 2020
Церковь Богоявления Господня, , Угодичи, Ростовский район, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
12 сентября 2020
Церковь Богоявления Господня, , Угодичи, Ростовский район, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
12 сентября 2020
Церковь Богоявления Господня, , Угодичи, Ростовский район, Ярославская область
Илья Смирнов
9 октября 2005
Церковь Богоявления Господня, Фотоснимок с дореволюционной тиражной карточки.<br>, Угодичи, Ростовский район, Ярославская область
Фотоснимок с дореволюционной тиражной карточки.
Алексей Кротов
1 июля 1910



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Угодичи. Церковь Богоявления Господня

Церковь Богояления Господня. Пятипрестольная кирпичная церковь. Основной объём выстроен в 1620-1627, трапезная и колокольня поздние. В холодной части главный Богоявленский престол и приделы св. Иоанна Предотечи (правый) и свв. мчч. Кирика и Иулитты (левый). В тёплой части - правый Трёхсвятительский и левый Петропавловский приделы. Закрыта в кон. 1920-х - нач. 1930-х, сохранилась лишь колокольня.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 июля 2014

Село Угодичи лежит близ озера Неро на расстоянии от него не более версты, на его живописном берегу. Местоположение села довольно живописное: с одной стороны открывается превосходный вид на огромное Ростовское озеро и красивый город, а с другой - на многочисленные прибрежные селения, расположенные по вершине и скатам возвышенности, составляющей восточную окраину озера.

Середину села занимает торговая площадь, на которой помещается древняя Богоявленская церковь, а самая площадь обставлена каменными домами.

Лучшее украшение Угодич составляет Богоявленский храм. Согласно преданию, этот храм был построен первоначально деревянным, по благословению св. Исаии, на том самом месте, где препод. Авраамий, возвращаясь из Владимира, водрузил свой посох и предсказал о построении Богоявленской церкви.

Настоящая каменная 5-главая, с шатровою колокольнею, церковь была построена в промежуток времени между 1620 - 1627 гг. на иждивение владельца с. Угодич Томилы Луговского, присланным им из Москвы мастером Вторушкою Васильевым, а его правнук Илья Луговской, с благословения Ростовского митрополита Ионы, в 1670 г. распространил церковь, пристроив к ней три придела: Казанской Богородицы, Иоанна Предтечи и св. муч. Кирика и Иулитты. Затем в 1678 г. новая владелица Угодич И. М. Мусина – Пушкина устроила при церкви каменную трапезу с двумя престолами: во имя ап. Петра и Павла и во имя Трех Святителей. Ею была впервые построена шатровая колокольня.

Последние угодичские помещики княгиня Ек. Ал. Голицына и Ф. А. Карр также участвовали в распространении Богоявленского храма и, кроме того, соорудили вновь и существующую ныне шатровую колокольню. Наконец, с 1851 по 1857 гг. церковь была снова перестроена на сумму прихожан и старанием церковного старосты Артынова, причем придел Казанской Богородицы был упразднен, а внутренность храма украшена новою отличною живописью, арабесками, лепной работою, мраморными столпами и т. п., хотя через эту перестройку древний вид церкви сильно изменился и утратил свою прежнюю архитектуру.

Из икон, находящихся в Богоявленской церкви, заслуживают внимания:

- икона Богоявления, стоящая в холодной церкви,

- точный список с иконы Владимирской Богородицы, находящейся в Ростовском соборе, откуда и была прислана св. Исаием в новосозданную Угодичскую Богоявленскую церковь,

- икона Нерукотворного Спаса, написанная повелением Иоанна Грозного и им дарованная Угодичам в его бытность в этом селе,

- икона Молченской Богородицы, стоящая в трапезной;

- образ Тихвинской Богородицы, вымененной княгинею Еленой Всеволодовною, супругою Калиты, в память свирепствовавшей моровой язвы,

- икона Сошествия в ад, известная более под именем Воскресения,

- образ Рождества Пресвятой Богородицы; по преданию, эта икона - вклад дочери Димитрия Донского Софьи Дмитриевны,

- икона Иверской Богородицы, это дар Ирины Михайловны Мусиной-Пушкиной,

- икона «Всех скорбящих радости» Пресвятой Богородицы,

- икона Ахтырской Пресвятой Богородицы, которой, по преданию, императрица Анна Иоанновна благословила свою фрейлину Е. А. Карр при выходе последней замуж за князя П. М. Голицына,

- древний восьмиконечный крест превосходной греческой работы, привезенный из Греции.

При церкви находится с шатровым верхом колокольня, а на ней висят следующие колокола:

- Царский, весом в 3 пуда, подаренный Иоанном Грозным; на нем находится надпись: «Божею милостию сей колокол слит при царе Иване Васильевиче всея Руси в великом Нове-городе лета 7060 (1552) октября в 5 день»,

- Никоновский в 155 пудов, пожертвованный в 1699 г. угодичским крестьянином Никоновым,

- Мусин – Пушкинский, известный под именем Бамба (набатный); был отбит жертвователем в Гурьевом городке, где он служил вечевым колоколом,

- Каррский, литый в Казани Ф. А. Карром; он имел превосходный звон, но в 1840 г. дал трещину, вследствие чего в 1876 г. вновь перелит с прибавкою веса, который доходит теперь до 385 пуд. 15 фун.

А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  1 июля 2018

На центральной площади села Угодичи, за памятником землякам, погибшим в Великую Отечественную войну, стоит печальный останец - ободраный, без кровли, столп трёхъярусной колокольни. А когда-то здесь была прекрасная церковь - статная, пятиглавая, плюс четыре шатровых верха по углам и часовня в ограде.

Роскошный Богоявленский храм перекликался с Никольской церковью. Это сооружение было первенцем каменного строительства в Угодичах. Основной объём поставили в 1620-1627 годах, то есть в то время, когда ярославская архитектурная школа, оправившись после потрясения Смуты, нащупывала новый стиль. Шатрики приделов, трапезная и колокольня появились позднее. Автор книги "Ростовский уезд Ярославской губернии" краевед А. Титов, оставил любопытное описание церкви: "Согласно преданию, этот храм был построен первоначально деревянным, по благословению святого Исаии, епископа Ростовского и Суздальского, на том самом месте, где преподобный Авраамий, возвращаясь из Владимира, водрузил свой посох и предсказал о построении Богоявленской церкви..."

Судя по изысканиям Титова, церковь перестраивалась и расширялась неоднократно. "Наконец, с 1851 по 1857 г. церковь была снова перестроена на сумму прихожан и старанием церковного старосты Артынова... а внутренность храма украшена новою отличною живописью, арабесками, лепной работою, мраморными столпами и т.п., хотя через эту перестройку древний вид церкви сильно изменился и утратил свою прежнюю архитектуру".

Несмотря на утрату Богоявленской церковью первоначального облика, А. Титов считал её "лучшим украшением Угодич". В ней хранились чтимые иконы: храмовая - Богоявления Господня, список с образа Божией Матери Владимирской из Успенского собора Ростова, Спас Нерукотворный, подаренный, по преданию, самим Иваном Грозным. Ещё одна дарованная (по крайней мере, по легенде) правящей фамилией икона - Рождество Пресвятой Богородицы, которую вроде бы передала в Богоявленскую церковь княжна Софья, дочь Дмитрия Донского. Ещё одной святыней был "древний восьмиконечный крест превосходной греческой работы, привезённый из Греции".

Церковь закрыли в начале тридцатых годов ХХ века. Через некоторое время её снесли. Уцелела лишь колокольня...

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №151, 2015 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 апреля 2024

«…Никольская улица подводит нас к центру Угодич, где на самой высокой точке села, на насыпном холме стоит трехьярусная круглая в плане колокольня церкви Богоявления. Церковь была построена в 1620 г. В первой половине ХVI века село Угодичи принадлежало жене князя Василия Львовича Глинского княгине Анне, приходившейся бабкой Иану Грозному. В апреле 1558 г. она получила на Угодичи царскую грамоту. Первый царь земли русской жаловал угожан своими царскими милостями и всякий раз, посещал это село, когда был на богомолье в Ростове. После Казанского похода приезжал сюда в 1533 г. в сопровождении архиепископа Никандра, Григория Малюты Скуратова. В свою поездку царь принес в дар Богоявленской церкви Нерукотворной образ Спасителя, писанный по мере и подобию бывшего под Казанью «большого стяга», а для Колокольни при церкви большой Колокол (около 3 пудов весом) со своим именем.

В ХVII веке, когда село принадлежало И. А. Мусину Пушкину, царь Петр Алексеевич выразил свое вникание - пожаловал ему при грамоте икону Владимирской Божьей Матери из своей собственной походной церкви. Перед смертью Мусин-Пушкин завешал эту икону Богоявленской церкви.

В ходе работы над материалами о Богоявленской церкви скрылись еще новые страницы из истории этого храма (см. Географическо-статистический словарь Российской империи, стр. 302 и Настольная дорожная Книга для русских людей, стр. 284-286) хотелось бы отметить, что сведения повторяются о том, что в церкви хранятся иконы, дарованные Иваном Грозным и Петром Великим. пояс святого Димитрия Ростовского.

Сейчас в селе осталась только колокольня. Описание: колокольня при памятнике 1620 г. была построена в конце ХVIII - начале ХIХ в. Каждый из ее ярусов, уменьшающихся по мере роста колокольни в высоту имеет прочные пролеты. В декоративном решении использованы 3 архитектурных ордера. Первый слегка расширяющейся к низу ярус с люкарнами над арками обходят дорические полуколонны, а завершен он широким триглифометопным фризом. Во втором ярусе между арочными пролетами помещены более стройные полуколонны конического ордера. И, наконец, третий ярус, где раньше висели колокола, ради которых и строилось это монументальное сооружение, украшен пилястрами торжественного коринфского ордера. К сожалению, это все, что осталось от замечательного памятника архитектуры».

По материалам очерка Полины Ерохиной «Архитектурные памятники с. Шестакова и с. Угодичи», в книге «Летопись Ярославских сел и деревень», составитель А.Н. Грешневиков, стр. 106.

https://lubim-muzey.ru/index.php/biblioteka/biblioteka-muzeya/440-letopis-yaroslavskikh-sjol-i-dereven?ysclid=lv14k4sb98258397822



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.