С 1795 г. епископ Феофил воздвигал среди монастыря два храма Казанский и Предтеченский и колокольню с главными вратами. Преимущественно озабочивал его храм Казанский, построенный на месте обветшалого деревянного, по любимому Феофилом образцу собора Саровского. Материалы на этот храм преосвященный приготовлял с особой заботливостью и назначил его для соборного служения в торжественные дни. За городом издавна стояла бесприходная Успенская каменная церковь. Феофил в 1791 г. испросил у святейшего Синода дозволения разобрать ее и годный материал употребить вместе с новым на постройку Казанской церкви. Старого материала было слишком мало для возведения различных каменных зданий при архиерейском доме. Феофилу нужно было собирать пожертвования, и он занимался этим делом с неутомимой ревностью, а при недостатке благотворительных пособий, отдавал иногда на постройки последние монастырские деньги.
Заботливостью епископа Ионы в начале XIX века в Казанской церкви устроена в Москве высокого достоинства серебряно-позлащенная риза на местную икону Спасителя; для Казанской колокольни вылиты были два больших колокола, один в 1000, другой в 500 пудов.
В 1847 г. попечением епископа Николая перелит главный колокол Казанской колокольни, с прибавкою нового материала. Колокол этот весом более 1000 пудов, переливка его и подъем обязаны благотворительным пожертвованиям тамбовских прихожан., на церкви Казанской позолочены главы.
В настоящее время в Казанском монастыре два храма: летний, Казанский, с приделом во имя св. Николая и Предтеченский, зимний, с отоплением, с приделом св. Тихона Задонского и при архиерейских покоях «Крестовая» церковь во имя Всех святых.
А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. стр. 798.
Комментарии и обсуждение
При сравнении Успенского собора Саровской пустыни и Казанского собора в Тамбове бросается в глаза, насколько последний совершеннее в художественном отношении. Пятиглавие собора пустыни получилось таким тяжелым, непропорциональным четверику, что основной объем храма кажется раздавленным, просевшим. Создатели Казанского собора в Тамбове нашли совершенно иное соотношение верха и низа, отчего храм предсталяется необыкновенно лёгким, парящим, устремленных ввысь. Язык не поворачивается назвать его памятником "провинциального барокко".