Церковь Николая Чудотворца в селе Ново-Загарье под Павловским Посадом выглядит необычно: два разных по форме и архитектурному стилю храма объединены в одном здании. Придел в честь Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1715 году Алексеем Александровичем Курбатовым, а большая трапезная с приделами святителя Николая Чудотворца и великомученицы Параскевы с колокольней были возведены почти двести лет спустя на средства купцов Русаковых. На месте бывшей деревянной Никольской церкви с западной стороны от каменного храма стоит часовня с образом Николая Чудотворца.
В Исторических материалах братьев Холмогоровых о подмосковных церквях и селах указано, что в начале XVII века на погосте у речки Осиновки в Загарской волости стояла старинная деревянная церковь во имя святителя Николая. В 1710 году на Никольском погосте значилось уже две церкви: старая Николая Чудотворца и новая великомученицы Параскевы Пятницы. В том же году Загарская волость по указу царя Петра I была пожалована прибыльщику Алексею Александровичу Курбатову. В 1715 году вместо Пятницкой церкви был освящен новый каменный храм Успения Божией Матери. Братья Холмогоровы цитировали запись из бумаг Синодального казенного приказа: «по челобитью Алексея Александровича Курбатова велено в Московском уезде в Загарской волости в вотчине его в селе Никольском новопостроенную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы освятить».
Храм в Ново-Загарье неоднократно перестраивали, но «курбатовская» часть церкви сохранилась в прежнем виде. Она сильно отличается по архитектуре от более поздней западной части храма, возведенной в псевдорусском стиле. Стоит сказать несколько слов о храмоздателе А. А. Курбатове. С началом Северной войны казна столкнулась с небывалыми расходами. Петр I нуждался в новых идеях оздоровления хозяйственной жизни государства, и призвал для этого, по слову Ключевского, на помощь «русский ум». Откликнулось два десятка прибыльщиков, доносителей и «вымышленников», как правило, незнатного происхождения или вовсе из крепостных крестьян. Они предлагали царю проекты пополнения казны, а иногда делились мыслями и по общим вопросам устройства государства. К примеру, один из таких доносителей крестьянин Иван Посошков составил целый трактат, написанный углем, о своем видении решения проблем государства. Царь поощрял подобных «вымышленников» даже за самые фантастические проекты. Отдельной разновидностью таких людей были прибыльщики, изобретавшие новые источники дохода казны.
Первым петровским прибыльщиком был слуга графа Б.П. Шереметева Алексей Александрович Курбатов. В 1697-1698 годах Курбатов путешествовал со своим господином Шереметевым в качестве дворецкого по Европе: был в Австрии, Польше, Италии, на Мальте. Он приметил недавно изобретенный на Западе способ косвенного налога – гербовую бумагу. В 1699 году А. А. Курбатов представил царю проект введения «орленой» бумаги как средства пополнения казны. Петр принял проект, а смекалистого прибыльщика Курбатова наградил должностью дьяка Оружейной палаты. Впоследствии Курбатов стал обер-инспектором Ратуши (фактически министром торговли и финансов), а после упразднения этого департамента, в 1711 году стал вице-губернатором Архангельска. Уже в 1714 году Курбатов был отстранен от должности по обвинению в присвоении казенных денег. Выходит, будучи под следствием, царский прибыльщик строил Успенскую церковь в Загарье. Любопытны взгляды храмоздателя на церковные и религиозные вопросы. Н. П. Павлов-Сильванский писал, что А.А. Курбатов был противником старо-церковной партии и, возможно, даже стал инициатором уничтожения патриаршества. Сообщая в 1704 году Петру I о смерти патриарха Адриана, Курбатов посоветовал царю «с избранием патриарха повременить».
В начале 1700-х годов церковные взгляды Курбатова во многом совпадали с убеждениями царя и архиепископа Феофана Прокоповича. Он не сочувствовал монашеству, принижал значение внешних форм христианского благочестия. Храмоздатель церкви в Ново-Загарье сам был противником обычая строить церкви ради спасения души и не видел в этом большой заслуги. Курбатов считал, что «Божественное Писание похваляет лиц, имеющих попечение о больных и нищих, больше, нежели строящих церкви Божии», а для спасения души советовал лучше строить «каменные госпитали». В. О. Ключевский писал также, что А. А. Курбатов, путешествуя со своим господином Б. П. Шереметевым по Италии, в 1698 году обратился с письмом к папе Римскому и просил снабдить его книгами духовного содержания якобы для проповеди католичества в домах московской знати. В 1906-1911 году к Успенской церкви были пристроены новая трапезная и колокольня взамен обветшавших строений 1840-х годов.
При реконструкции храма основная часть 1715 года была сохранена. Ктитор храма, местный купец Тимофей Тимофеевич Русаков передал большие средства на обновление здания. Более десятка захоронений семьи Русаковых, включая могилу Тимофея Тимофеевича, находятся возле Никольского храма. Множество старинных надгробий сохранилось на этом некрополе в достаточно хорошем состоянии. Это редкий пример трепетного отношения к старым могилам для сельского подмосковного кладбища. На сохранность могил повлиял, конечно, и тот факт, что храм в советские годы закрывался всего на пять лет с 1938 по 1943 годы. В книге краеведа Н. В. Фоломеевой «Земля Павлово-Посадская» рассказывается о роде промышленников Русаковых. В 1812 году в Загарской волости возник металлический промысел. Его основателем стал выходец из деревни Крупино крестьянин Кондратий Семенович Русаков. Работая в Москве в начале Отечественной войны 1812 года, он приметил возросший спрос на медные пуговицы и эфесы. Русаков вернулся в деревню Крупино и открыл там собственную кузницу-мастерскую по производству пуговиц. После окончания войны медник Русаков перешел с солдатских пуговиц на подсвечники, кадильницы, литые иконы, латунные детали самоваров... В 1833 году Русаковы занялись и текстильным производством: ими была открыта шелкокрутильная и ткацкие фабрики. Несколько поколений семьи Русаковых жертвовали средства на местную школу и Никольский храм, за что получили право быть погребенными на почетном месте у церкви в Ново-Загарье.
Как уже было сказано, в 1715 году храм во имя Успения Пресвятой Богородицы был освящен. В 1840 году было решено произвести строительство по увеличению объемов трапезной каменной церкви Успенья Пресвятой Богородицы. В 1844 году по проекту замечательного архитектора Императорского Воспитательного дома Афанасия Григорьева были закончены работы по возведению двух теплых приделов трапезной: во имя Николая Чудотворца и великомученицы Параскевы — Пятницы. При церкви была построена и двухъярусная каменная колокольня. Огромная работа была завершена, благодаря стараниям священников Николая Руднева, Матфея Косьмина-Александрова и материальной помощи Ф. В. Самарина. Храм, который построен был по воле Курбатова А. А., разобран не был, он существует до сих пор, как главный придел во имя Успенья Пресвятой Богородицы. Он органично «вписался» в обновленный храм. А в 1850 г. была разобрана первая деревянная церковь Загарья во имя Николая Чудотворца. На месте её Святого Престола тогда же поставили каменный столп с крестом наверху и иконой Николая Чудотворца. Этот столп стоит и поныне с западной стороны от храма. В 1906 году было начато строительство новой трапезной Свято Никольской церкви, т.к. прежняя, сооруженная в 1844 году, пришла в ветхое состояние. Новая трапезная строилась по проекту архитектора В. П. Десятова в псевдорусском стиле. Закончилось строительство её в 1911 году. Красный кирпич был использован и для сооружения трапезной, и для кладки как бы скафандра вокруг старой колокольни. Колокольня стала 3-х ярусной.
Щедрые пожертвования на строительство делал купец Русаков Тимофей Тимофеевич. Были пожертвования и от других состоятельных лиц. «Трапеза с двумя приделами получилась огромных размеров в два света. Главный вход в храм был украшен ажурным каменным крыльцом. Над крыльцом возвышается массивная сень, своды которой опираются на две колонны изящной кирпичной кладки». В настоящее время церковь имеет тот вид, который приобрела в 1911 году. Бездействовал храм в течение 5 лет: с 1938 года по 1943-й. Духовенство подвергли репрессиям. Протоиерей Алексей Измаилович Цветков, который юношей приступил к службе в Никольской церкви и прослужил в ней 43 года, умер в лагере в возрасте 66 лет. Он хорошо знал свой приход, знал обо всех бедах и радостях своих прихожан, старался помочь им, поддержать. С теплотой о нем вспоминают многие, прихожане его уважали. «На северной стороне улицы села (напротив больницы) стояли дома священно- и церковнослужителей. В двухэтажном доме жил священник А. И. Цветков, в угловом доме — дьякон Троицкий (слева от дома Цветкова). В третьем доме от угла жил дьячок Груздев, за ним — дом просвирницы, следующий — дом священника Былова» — это осталось в памяти сестер Нартовых. За этими домами — лес, он справа от шоссе, если ехать от д. Данилово в Ново-Загарье. Его до сих пор зовут «поповским».
На колокольне насчитывалось восемь колоколов. Самый большой колокол весом в 315 пудов 28 фунтов был отлит в Ярославле на средства почетного гражданина купца Порфирия Оловянишникова в 1873 г. Имя этого Ярославского 1-й гильдии купца можно было прочесть в «Списке похвальных наград по Всероссийской Мануфактурной Выставке 1870 года в Санкт-Петербурге» среди награжденных бронзовыми медалями. Он был отмечен «за высокого достоинства белила». Бывший настоятель храма, покойный протоиерей Михаил Сырчин рассказывал, что прихожане ему поведали, что огромный колокол доставили до ближайшей станции на платформе по железной дороге, а до храма, впрягшись в огромные сани, специально для этого сооруженные, передавая от деревни к деревне, как в эстафете, этот святой дар везли крестьяне. При советской власти колокола были уничтожены. Теперь усилиями прихожан вновь возрождается церковный колокольный звон, утраченный в годы советской власти. В день празднования Петра и Павла в 2007 году были торжественно освящены новые колокола для церковной звонницы, которая вновь обрела свой голос после многолетнего молчания.
К лику святых на Архиерейском Соборе 2000 года был причислен настоятель храма протоиерей Александр Воздвиженский, который был расстрелян за веру 13 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. В день его памяти прихожане собираются на Божественную Литургию и молебен. В храме находится его икона, написанная на пожертвования усердных прихожан. К священномученику Александру обращаются как к покровителю прихода. Приход объединяет собою двенадцать деревень южной окраины Павлово-Посадского района. Сегодня храм для окружающих его деревень является духовным и просветительским центром, объединяющим местное православное население.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/ Истории святынь Подмосковья / Антон Саков. Никольская церковь в Ново-Загарье и сайта: https://ppposad.ru./Храмы благочиния/nikolskij-hram-selo-novo-zagare/