ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Валмиера. Церковь Сергия Радонежского.

Valmieras Sirdsskaidrā Radonežas Sergija pareizticīgo baznīca


Валмиера. Церковь Сергия Радонежского
Церковь. Действует.  
Престолы:Сергия Радонежского
Год постройки:Между 1877 и 1879.
Архитектор:Я.Ф. Бауманис
Адрес:
Латвия, Валмиерский край, г. Валмиера, ул. Ригас 22
Rīgas iela 22, Valmiera, Valmieras pilsēta, Valmieras novads, Latvija

Координаты: 57.538067, 25.416134
Проезд:Автобусом или пригородным поездом из Риги до Валмиеры 100 км.



Сортировка:

Церковь Сергия Радонежского, Вид с улицы<br>, Валмиера, Валмиерский край, Латвия
Вид с улицы
Евгений Кириллов
18 сентября 2021
Церковь Сергия Радонежского, , Валмиера, Валмиерский край, Латвия
Илья Лепетян
19 апреля 2015
Церковь Сергия Радонежского, Валмиерская преподобного Сергия Радонежского церковь		      <br>, Валмиера, Валмиерский край, Латвия
Валмиерская преподобного Сергия Радонежского церковь
Александр Вишнёв
26 марта 2006
Церковь Сергия Радонежского, 	      <br>, Валмиера, Валмиерский край, Латвия

Александр Вишнёв
22 февраля 2006
Церковь Сергия Радонежского, 	      <br>, Валмиера, Валмиерский край, Латвия

Александр Вишнёв
19 февраля 2006
Церковь Сергия Радонежского, Дата строительства церкви.	<br>, Валмиера, Валмиерский край, Латвия
Дата строительства церкви.
Владимир Ткаченков
8 июня 2016
Церковь Сергия Радонежского, , Валмиера, Валмиерский край, Латвия
Илья Лепетян
19 апреля 2015
Церковь Сергия Радонежского, Набор колоколов<br>, Валмиера, Валмиерский край, Латвия
Набор колоколов
Евгений Кириллов
18 сентября 2021
Церковь Сергия Радонежского, Часовня-усыпальница за храмом<br>, Валмиера, Валмиерский край, Латвия
Часовня-усыпальница за храмом
Евгений Кириллов
18 сентября 2021
Церковь Сергия Радонежского, Часовня Менгденов.	<br>, Валмиера, Валмиерский край, Латвия
Часовня Менгденов.
Владимир Ткаченков
8 июня 2016
Церковь Сергия Радонежского, Вид на православный храм, часовню и новопостроенный церковный дом с главной улицы Ригас.		      <br>, Валмиера, Валмиерский край, Латвия
Вид на православный храм, часовню и новопостроенный церковный дом с главной улицы Ригас.
Александр Вишнёв
26 марта 2006
Церковь Сергия Радонежского, Вход в часовню Менгденов.		      <br>, Валмиера, Валмиерский край, Латвия
Вход в часовню Менгденов.
Александр Вишнёв
26 марта 2006
Церковь Сергия Радонежского, Фото с сайта http://www.zudusilatvija.lv/objects/object/16213/<br>, Валмиера, Валмиерский край, Латвия
Фото с сайта http://www.zudusilatvija.lv/objects/object/16213/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
1 января 1930
Церковь Сергия Радонежского, Фото с сайта http://www.zudusilatvija.lv/objects/object/16225/<br>, Валмиера, Валмиерский край, Латвия
Фото с сайта http://www.zudusilatvija.lv/objects/object/16225/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
1 января 1930



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Вишнёв  19 августа 2007

Вольмарский приход прп. Сергия Радонежского. Приход открыт на основании Указа Св.Синода № 17860 от 21.12.1845 г. «...Разрешить учреждение в г.Вольмаре временного храма для православных жителей Вольмарского, Аппендорфского, Смилтенского и Трикатенского кирхшпилей... По избранию удобного дома для помещения сего храма и по заключению с владельцем того дома надлежащего условия о годовой плате ему донести Синоду, для отправления же в том храме богослужений и треб по приходу, командировать в Вольмар священника Тимофея Златинского, приготовленному к латышскому богослужению, и двух причетников, достаточно знающих латышский язык и чин богослужения на нём...». Т. Златинский приехал в Вольмар 11 января 1846 г. Местные купцы, братья Галкины и Лакалов, нашли помещение под временную православную церковь в доме Бабилева, где 20.01.1846 г. состоялось первое богослужение. 11 марта был получен из Хоз. Управления Св. Синода иконостас, 17 апреля отец Тимофей получил из Риги Указ Преосвященного епископа Филарета о том, чтобы православный приход хранил своим представительством преподобный Сергий Радонежский. 10 августа Вольмарские купцы уговорили Ф.Шульца продать под строительство православного храма в Вольмаре часть своей земли. Составили купчую, утвердили её в городском магистрате: «Лета тысяча восемьсот сорок шестого августа 10 дня Коллежский регистратор Фридрих Шульц продал в казну для построения Православной церкви огород свой за № 6 и 7 Близь города Вольмара у Рижской почтовой дороги... длинною 42 и шириною 22 сажени... а взял он у казны за тот свой огород 550 рублей серебром...».

14 августа 1846 г., после предварительного освящения места и первого камня, заложили фундамент первой в городе православной церкви. Подрядчиком строительства был местный мещанин Теодор Мейер. Деревянную, типовую для Лифляндской губернии церковь, построили быстро, задерживало строительство церковно-причтового дома. Весной 1847 года строительство завершили. Летом произвели внутренние и наружные отделочные работы, установили новый, полученный из Риги, иконостас и 25 сентября 1847 года церковь освятили во имя того же преподобного Сергия Радонежского. Освящение совершал Преосвященнейший Филарет, викарный епископ Лифляндской губернии. К 1871 году деревянная церковь представляла для жителей Вольмара убогое строение с колокольнею и одним куполом над серединою церкви: «Здание храма пришло в ветхость: нижние два венца частями сгнили, колокольня вся расселась и раздалась т.к. покрыта была только тёсом; течи повсюду, папковая кровля в клочках, потолок в одну доску, крыльца с колоннами могут обрушиться... клеевая краска внутренних стен осыпается, двери и окна требуют переделки...», писал настоятель Вольмарского прихода в акте от 2 августа 1871г. Иоанн Доронин, зав. отдела МВД, Ф.М. Голоушеву, отвечающему за строительство православных храмов. Наспех построенные деревянные храмы с 1845 по 1850 годы требовалось капитально ремонтировать или строить новые каменные здания церквей (а их, как известно, построили 26). В 1874 г. правительство выделило на строительство церквей в Прибалтийских губерниях кредит, ежегодно по 150 тысяч рублей в течении 6 лет. Строительство нового каменного храма в г.Вольмаре, по составленному списку очерёдности, попало в первоочередные. В 1875 г. генерал-губернатор Лифляндии П.Р. Багратион утвердил проекты и сметы на строительство новых храмов, представленные ему губернским архитектором Ю.А. Гагеном. Типовые проекты на строительство православных храмов подготовил латышский архитектор Янис Бауманис (Иван Бауман). Это первый латышский архитектор с академическим образованием, по проектам которого в Лифляндии построены 17 православных церквей, в т.ч. в Валмиере, Сканькалнсе, Алое, Ледурге, Нитауре, Косе, Мали и др.

На состоявшемся в Риге 6 и 7 февраля 1875г. конкурсе право на строительство Вольмарского каменного храма выиграл строитель, крестьянин Цесисского уезда Янис Менгель. Всего по смете отпускалось на строительство Вольмарского каменного храма 13130 рублей. Строительство началось в феврале 1877 года. Главным руководителем работ был архитектор Я. Бауманис; главным строителем - Я. Менгель; проверяющие - Лифляндский архитектор Ю. Гаген; Вольмарский благочинный священник Мартин Миккельсон; мл. священник Василий Шалфеев; диакон Константин Фёдоров; псаломщики - Александр Вейхновский, Леонтий Аболтинь и Мартин Споня; церковный староста - Пётр Черневский. 7 декабря 1878 года Вольмарская новая каменная церковь в связи с такою же колокольнею и кирпичными сводами, с одним главным и 4 боковыми куполами принята от строителя в Духовное Ведомство. На рапорте благочинного о готовности храма к освящению, рукою владыки Филарета написано: «24 апреля 1879г. Поручается благочинному Миккельсону совершить освящение новосооружённого храма и об освящении донести мне». 16 мая 1879 года новый каменный храм в Вольмаре освятили во имя преподобного Сергия Радонежского. На освящении были приглашены священники: Иоанн Доронин, И. Крауклис, Пицером. Вольмарские прихожане в лице церковного старосты П. Черневского, обиженные отсутствием при освящении самого владыки, отправили из Вольмара в его адрес телеграмму с сожалением об отсутствии Его Высокопреосвященства. 23 апреля 1902 г. правительство передало в вечное пользование Вольмарскому приходу и училищу при нём, казённую муйжу Пальмгоф (сегодня это Бриежи муйжа) с землёю...

В 1942 году на церковной земле, возле храма, находились: деревянный причтовый дом, построенный в 1847 году; 1 этажный жил. дом с 10 комнатами; 2-х этажный деревянный жилой дом на 10 комнат, сдаваемый в аренду разным лицам; одноэтажный деревянный дом - бывшая приходская школа; сарай для дров; домик для сторожа. В сентябре 1944 года при освобождении г. Валмиеры от немецко-фашистских войск все деревянные дома возле храма сгорели. Православный храм, всё церковное имущество, причтовая и церковная земля были в 1944 г. национализированы. Только в 1949 году представитель Валмиерского райисполкома передал «беcплатно» церковному совету, по описи, церковную утварь и принадлежности, но вся причтовая и церковная земля осталась в ведении райисполкома.

С распадом Советского Союза и образованием Латвийской Республики правительством дан был срок в 2 года для представления документов на право владения землёю. Проделав огромную работу по сбору всех архивных документов на право собственности церковной землёй, Юрий Михайлович Семенюк предоставил все документы в спец.комиссию. В 1993 году бывшая церковная земельная собственность была возвращена Валмиерскому православному приходу. Земля сдавалась в аренду, а весной 2006 года прихожане сами стали обрабатывать часть земли. Посадили плодовые деревья, картофель и другие овощи. С осени 1944 года причт Валмиерского храма вынужден был проживать в нанимаемых в городе квартирах. Заботами настоятеля Валмиерского прихода протоиерея Михаила Васильевича Четверова, церковного совета и старосты М.Ф. Герасимовой 27.11.1987 г. Валмиерский приход выкупил недостроенный жилой дом в городе, для проживания в нём настоятеля. 18 января 2005 года на церковной земле возле храма был заложен новый кирпичный 2-х этажный церковный дом. Стараниями настоятеля храма протоиерея Владимира Федотова, церковного совета и строительного прораба Карла Саара, дом к новому 2007 году был возведён.

Источники: Латвийский ГИА, фонд 7376 оп.1, дела 1-10; фонд 4754, оп.2, дела с 46-230; фонд 10, оп.4, дело 877; фонд 10, оп.2, дело 4618; 4542;4475; 4474; и др.


Людмила Клешнина
 
Людмила КлешнинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 ноября 2007
Вольмарский приход.
«Можно предполагать, что первые семена православия занесены в нынешний Волмарский приход в глубокой древности, гораздо ранее водворения в этом краю Немцев. Жители древней Толовы, Трикатии и Идумеи были с незапямятных времен данниками Русских. Псковские князья, являясь сюда взимать дань, приводили с собою священников, которые и крестили язычников-латышей, изъявлявших желание быть христианами. Так известно, что трикатенский старшина Таливальд и три его сына были православные. Мало того, известно, что Латыши других местностей (имерские Латыши) бросали жребий, принять ли крещение от латинцев, или от Русских с прочими Латышами из Толовы. На основании этого свидетельства (Генриха Латышского) можно полагать, что не одни вышеуказанные князьки, но и другие Латыши Толовы и, вероятно соседних округов, Трикатии и Идумеи, были православные еще до 1207 года. Наконец, двукратное княжение в этой местности русского православного князя Владимира дает основание полагать, что были здесь и церкви. Городище Метимне в Идумее, известное под именем ныне Папендорф (попов двор) по всей вероятности было местом церкви, при которой находились и жилища православного духовенства. Без сомнения была в то время церковь и в Вольмаре, как резиденции князя Владимира. Вытеснение русскаго влияния из Ливонии Немцами, введение ими сначала католичества, а потом лютеранства было гибелью для православия в здешней местности. Царь Иоанн Васильевич IV Грозный во время своих походов в Лифляндию приступил к насаждению вновь православия в завоеванных им местностях. Во всех занятых Русскими городах были по повелению царя Иоанна Грозного устроены православные церкви с надлежащими причтами. Можно полагать, что церковь была устроена и в Вольмаре, где сам царь некоторое время проживал. Во время владычества Шведов над Ливониею православие в районе Вольмарского прихода сново было уничтожено.

С покорением Вольмара императором Петром I в него начинают снова проникать и православные русские. Но еще прошло много времени, пока был устроен здесь православный храм и учрежден отдельный причт. Для совершения богослужения и треб изредка приезжали в Вольмар полковые священники и тем утоляли духовную жажду православных жителей Вольмара и его окрестностей. Из документов, хранящихся в архиве местной городской думы, можно усмотреть, что еще в 1825 г. православные вольмарцы ходатайствовали о постройке в Вольмаре церкви, на что они жертвовали из своих средств на первый раз 1100 руб., но ходатайство их осталось без удовлетворения, и церковь была построена в 1828 г. не в Вольмаре, а в стороне от него и от большой дороги, в г. Лемзале. С этого времени лемзальские священники начали въезжать в Вольмар для исполнения православным вольмарцам духовных треб. Наконец, в 1845 г. вследствие ходатайства преосвященнаго Филарета, епископа Рижского, по указу Святейшаго Синода от 14/21 декабря т. г. открыт в г. Вольмаре самостоятельный приход с назначением особаго причта.

К осени 1845 г. церковь была благополучно окончена и 25 сентября этого года освящена преосвященным Филаретом, епископом рижским и митавским, во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Недолго просуществовал первый Вольмарский храм : чрез 30 лет он признан был ветхим и подлежащим капитальному ремонту. На месте прежней церкви в 1877 – 1878 г. выстроен новый каменный храм на средства, отпущенные Министерством Внутренних Дел (16 000 руб.) и 18 мая 1879 г. освящен во имя святаго прежняго храма.»

Текст - цитата из :
«Выборка из сведений, доставленных Императорскому Московскому археологическому обществу православным духовенством по распоряжению рижскаго архиепископа Арсения.» М. 1896, стр. 37, 38. (орфография современная)

Примечание. Даты освящения вольмарских храмов, приведенные в этом тексте, не совпадают с данными клировых ведомостей по Вольмарскому приходу.


Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.