ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Красноармейское. Храмовый комплекс. Церкви Михаила Архангела и Троицы Живоначальной.

Архангельский погост


Красноармейское. Храмовый комплекс. Церкви Михаила Архангела и Троицы Живоначальной
Храмовый комплекс. Действует.  
Год постройки:приблизительно 1780 - 1800.
Адрес:
Россия, Ивановская область, Шуйский район, село Красноармейское

Координаты: 56.750723, 41.439131





Храмовый комплекс. Церкви Михаила Архангела и Троицы Живоначальной, , Красноармейское, Шуйский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
1 сентября 2012
Храмовый комплекс. Церкви Михаила Архангела и Троицы Живоначальной, , Красноармейское, Шуйский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
14 октября 2009
Храмовый комплекс. Церкви Михаила Архангела и Троицы Живоначальной, Колокольня церкви Михаила Архангела (1784г.)<br>, Красноармейское, Шуйский район, Ивановская область
Колокольня церкви Михаила Архангела (1784г.)
Черниховский Дмитрий
27 июля 2006



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 апреля 2007

Красноармейское (погост Архангельский, или Михаило-Архангельский) храмовый комплекс: церкви Михаила Архангела и Троицы Живоначальной, кон. 18 - нач. 19 в. Расположен на высоком берегу р. Теза в окружении старых лип и вязов. Село первоначально называлось Архангельским, или Михаило-Архангельским погостом - по находившемуся здесь с 1629 г. храму Михаила Архангела. В нач. 18 в. рядом с ним выстроили деревянную церковь Троицы. В кон. 18 в. оба храма были заменены новыми, кирпичными: в 1780-84 гг. сооружена невысокая зимняя церковь Михаила Архангела, в 1797-1800 гг. - летняя церковь Троицы. Тогда же образовавшийся комплекс окружили оградой (не сохр.).

Храмы поставлены параллельно, "уступом" по отношению друг к другу - Троицкая ближе к берегу, Архангельская - северо-западнее, ближе к селу. К северу от них, вдоль единственной сельской улицы, вытянулись в один порядок избы. Доминирующая роль в композиции принадлежит крупной Троицкой церкви, но при въезде в село она в значительной степени уравновешивается в силуэте комплекса шатровой колокольней церкви Михаила Архангела. Церковь Михаила Архангела - своеобразный памятник, формы декора которого восходят к зодчеству 17 в., а композиция - к клетским деревянным храмам. В нач. 20 в. были расширены оконные проемы, устроен притвор у колокольни, а стены внутри оштукатурены. Над невысокими объемами собственно церкви доминирует четырехъярусная шатровая колокольня с восьмигранным столпом на четверике. Слегка выделенный по размерам основной объем покрыт двускатной кровлей с главкой на глухом граненом двухъярусном барабане. У крупного алтаря едва намечена двухчастность восточной стороны с лопаткой в центре между дугами. Окна на боковых фасадах четверика и трапезной расположены по двум осям и обрамлены характерными для нарышкинского барокко наличниками с разорванными заостренными фронтонами. Убранство дополняют лопатки и ширинки на углах объемов, пояски поребрика, отмечающие цоколь и карниз, а также фронтоны в завершении четверика колокольни. Килевидные завершения арок звона врезаны в основание граненого шатра с двумя рядами слухов. Основной четверик и трапезная перекрыты одинаковыми коробовыми сводами с разделяющей их подпружной аркой и лотком у западной стены, а глубокий алтарь - коробовым сводом, переходящим в конху. Нижний ярус колокольни перекрыт сомкнутым сводом с распалубками над окнами. В трапезной и четверике сохранились круглые печи. На северо-западном углу трапезной расположен вход на внутристенную лестницу колокольни. Церковь Троицы принадлежит к типу крупных пятиглавых храмов с сильно пониженными и уменьшенными апсидой и трапезной. К западному фасаду примыкает притвор нач. 20 в.

Архитектура, сохраняющая объемно-композиционную схему 17 в., использует декоративные формы барокко. Высокий двусветный четверик с граненой апсидой и широко расставленными главами-маковками на барабанах имеет традиционную трехосевую структуру боковых фасадов. Стены завершает широкий наборный карниз и своеобразный двухчастный аттиковый ярус: пояс декоративных кокошников, а выше, отделенный полочкой, - пояс квадратных ширинок. Ярусы света разделены профилированным карнизом; как и венчающий, он раскрепован над спаренными пилястрами, поставленными с выпуском углов на флангах. Наличники окон с лучковыми перемычками имеют барочные ушки и фартуки и завершены филенками с дугообразными сандриками. Грани барабанов (центральный - световой) обработаны нишками. Четверик перекрыт восьмилотковым сводом (диагональные лотки очень узкие) с кольцом светового барабана и голосниками в лотках. Трапезная имеет полулотковый свод с распалубками над окнами, а апсида - цилиндрический свод, переходящий в трехлотковую конху. Особую стройность интерьеру четверика придают глубокие вертикальные ниши, объединяющие проемы первого и второго света. Низкий притвор входа перекрыт коробовым сводом. Первоначальная клеевая роспись 1-й трети 19 в., выполненная в стиле классицизма, сохранилась на западной стене четверика: гризайльные карнизы и две фигуры спящих ангелов, фланкировавшие композицию "Сошествие Св. Духа" в верхнем ярусе. Масляная роспись нач. 20 в. является провинциальной интерпретацией стиля васнецовских росписей во Владимирском соборе в Киеве. Исполнена без соблюдения иконографии и расположения старой живописи, за исключением повторенной центральной композиции на западной стене. Сюжетные сцены немногочисленны, преобладают одиночные изображения. Колорит построен на локальных холодных тонах, среди которых выделяются интенсивный голубой и серый. На восточном лотке свода написана "Новозаветная Троица", на западном - Богоматерь, на боковых - парные фигуры евангелистов. В простенках южной и северной стен в два яруса изображены архангелы и Иоанн Предтеча. На западной стене по сторонам первоначальной композиции "Сошествие Св. Духа", написаны "Преображение" и "Успение". Внизу арку в трапезную фланкируют фигуры князей Владимира и Александра Невского. На своде трапезной помещена композиция "Ветхозаветная Троица", а на западной стене - "Воздвижение креста" и "Николай Чудотворец".

Выпись.., 1876, с. 2; Топография и статистика.., 1879, № 20; Березин, Добронравов, 1898, с. 45-48; ГАИО. Ф. 31. Оп. 2. Д. 60. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». с. 605-607


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 февраля 2016

Архангельский погост (Красноармейское) находится в 11 верстах от уездного города Шуя и в 110 верстах от Владимира. Церковь в погосте в старинные времена существовала в честь Архангела Михаила, чем объясняется и самое название погоста. Архангельская церковь существовала уже в XVI ст. и упоминается в писцовых книгах 1629 г., составленных Афанасием Вековым: «в Шуйском уезде Борисоглебской волости погост Архангельский на реке Тезе, а на погосте церковь Собор Архангела Михаила да придел Николая Чудотворца деревянная… да на колокольнице три колокола да клепало, а в церкви образы и все в ней церковное строение мирское…»

Из истории церкви XVIII ст. известно, что кроме Архангельской церкви в погосте существовала другая деревянная церковь с одним престолом в честь Святой Живоначальной Троицы. К концу XVIII ст. обе церкви-  Архангельская и Троицкая сильно обветшали и прихожане вместо них соорудили каменные церкви, которые существуют до настоящего времени. Колокольня и ограда при церкви каменные. Холодная церковь построена в 1797 г., пятиглавая. Престол в ней один – в честь Святой Живоначальной Троицы. Теплая церковь построена в 1784 г., престолов в ней два: в честь Архангела Михаила и в приделе – во имя св. и чудотв. Николая. Церковь именуется Троицкой. Церкви принадлежит деревянная, на каменном фундаменте сторожка, крытая железом, устроенная в 1889 г.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1801 г., исповедные росписи с 1829 г. Причта при церкви положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получает 1131 руб. в год. Дома причт имеет собственные, на церковной земле. Приход состоит из погоста в 17 дворов и 16 деревень. Дворов в приходе 252, душ муж. пола 844 и жен. 930 душ. С 1882 г. в погосте существует земская народная школа.

В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.