ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Санкт-Петербург. Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной.


Санкт-Петербург. Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной
Собор. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1776 и 1790.
Архитектор:И.Е. Старов
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
г. Санкт-Петербург, пл. Александра Невского, д. 1, Лавра

Координаты: 59.9212, 30.3888





Сортировка:

Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Вадим Павлов
22 ноября 2024
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Параглайдер
8 декабря 2020
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Altaets
8 октября 2020
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
МОРПЕХ879
4 мая 2019
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Турбаев РоманАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
6 января 2017
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 июня 2016
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 июня 2016
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Дмитрий ЛоптевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
8 января 2014
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Елена Бойкова
16 февраля 2012
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
12 января 2012
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
12 января 2012
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, вид с Никольского кладбища<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
вид с Никольского кладбища
Елена Бойкова
7 декабря 2011
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
9 августа 2010
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
etienneАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
15 июля 2009
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Вид с востока<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Вид с востока
Наталия
25 ноября 2008
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Вид с Никольского кладбища (с юго-востока)<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Вид с Никольского кладбища (с юго-востока)
Наталия
1 ноября 2008
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
17 января 2008
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Вид на собор с внутреннего двора<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Вид на собор с внутреннего двора
Наталия
24 сентября 2007
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Чупринин Михаил
29 октября 2005
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Троицкий собор<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Троицкий собор
Чупринин Михаил
22 октября 2005
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андрей Агафонов
1 апреля 1995
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Алексей Кротов
26 августа 2025
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Алексей Кротов
26 августа 2025
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Алексей Кротов
26 августа 2025
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
МОРПЕХ879
4 мая 2019
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
ТерентийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
23 апреля 2017
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, 6 декабря 2013 г. на внешней алтарной стене Троицкого собора была освящена восстановленная мозаичная икона Животворящей Троицы<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
6 декабря 2013 г. на внешней алтарной стене Троицкого собора была освящена восстановленная мозаичная икона Животворящей Троицы
Наталия
9 февраля 2015
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
6 июня 2012
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
6 июня 2012
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Grigoryeff
13 октября 2011
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Над сандриком окна екатериниский вензель "За труды и Отечество"<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Над сандриком окна екатериниский вензель "За труды и Отечество"
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
29 октября 2009
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
29 октября 2009
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Украшение на апсиде собора<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Украшение на апсиде собора
Наталия
25 ноября 2008
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Над главным входом собора барельеф И.Шубина "Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма" и скульптуурная группа ангелов с орденским знаком Святого Александра Невского<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Над главным входом собора барельеф И.Шубина "Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма" и скульптуурная группа ангелов с орденским знаком Святого Александра Невского
Наталия
25 ноября 2008
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Барельефы на стенах Троицкого собора - сцены из Ветхого и Нового завета выполнены скульптором И. Шубиным<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Барельефы на стенах Троицкого собора - сцены из Ветхого и Нового завета выполнены скульптором И. Шубиным
Наталия
21 октября 2008
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Купол собора.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Купол собора.
Наталия
24 сентября 2007
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Чупринин Михаил
29 августа 2006
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Чупринин Михаил
29 августа 2006
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Чупринин Михаил
29 августа 2006
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Западная часть<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Западная часть
Александр Разумов
2 октября 2003
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Троицкий собор<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Троицкий собор
Александр Разумов
2 октября 2003
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Восточный (алтарный) фасад и купол<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Восточный (алтарный) фасад и купол
Александр Разумов
2 октября 2003
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Восточная часть<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Восточная часть
Александр Разумов
2 октября 2003
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Троицкий собор. Западный портал<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Троицкий собор. Западный портал
Александр Разумов
2 октября 2003
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Матишо
15 ноября 2018
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Южный придел. Своды<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Южный придел. Своды
Виктор Мудров
20 ноября 2017
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Южный придел. Иконостас<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Южный придел. Иконостас
Виктор Мудров
20 ноября 2017
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Южный придел<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Южный придел
Виктор Мудров
20 ноября 2017
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 июня 2016
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 июня 2016
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 июня 2016
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 июня 2016
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
29 октября 2009
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Внутреннее убранство собора Святой Троицы Живоначальной.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Внутреннее убранство собора Святой Троицы Живоначальной.
Анатолий Вениаминов
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Параглайдер
8 декабря 2020
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Почтовая фотокарточка нач. ХХ века. 1900-1912 гг.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Почтовая фотокарточка нач. ХХ века. 1900-1912 гг.
Алексей Кротов
9 мая 2018
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Фото Троицкого собора в 1947 году. Фотограф: Шиманский Сергей Гаврилович.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото Троицкого собора в 1947 году. Фотограф: Шиманский Сергей Гаврилович.
Алексей Кротов
1947
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Иконостас. Фото нач. ХХ века. Альбом «Александро-Невская Лавра» http://andcvet.narod.ru/ANL/sam.html<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Иконостас. Фото нач. ХХ века. Альбом «Александро-Невская Лавра» http://andcvet.narod.ru/ANL/sam.html
Т.
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Рака с мощами бл. вел. кн. Александра Невского. Фото нач. ХХ века. Альбом «Александро-Невская Лавра» http://andcvet.narod.ru/ANL/sam.html<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Рака с мощами бл. вел. кн. Александра Невского. Фото нач. ХХ века. Альбом «Александро-Невская Лавра» http://andcvet.narod.ru/ANL/sam.html
Т.
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Рака с мощами бл. вел. кн. Ал. Невского. Фото нач. ХХ века. Альбом «Александро-Невская Лавра» http://andcvet.narod.ru/ANL/sam.html<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Рака с мощами бл. вел. кн. Ал. Невского. Фото нач. ХХ века. Альбом «Александро-Невская Лавра» http://andcvet.narod.ru/ANL/sam.html
Т.
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Сень над плащаницею. Фото нач. ХХ века. Альбом «Александро-Невская Лавра» http://andcvet.narod.ru/ANL/sam.html<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Сень над плащаницею. Фото нач. ХХ века. Альбом «Александро-Невская Лавра» http://andcvet.narod.ru/ANL/sam.html
Т.
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, фото с сайта http://www.etoretro.ru<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото с сайта http://www.etoretro.ru
Андрей Агафонов
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.
Андрей Агафонов
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной,  Фото с сайта pastvu.ru Фото 1906 г.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1906 г.
Жукова АннаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной,  Фото с сайта pastvu.ru Фото 1910-1915 гг.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1910-1915 гг.
Жукова АннаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Троицкая Александро-Невская лавра. Собор Троицы Живоначальной,  Фото с сайта pastvu.ru Фото 1916 г.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1916 г.
Жукова АннаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 15 июня 2014

Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры

Важнейшим событием в обители в последней трети XVIII века было сооружение главного храма. Разработка проекта была поручена в 1774 году архитектору И. Е. Старову. В феврале 1776 году Екатерина II утвердила проект. 30 августа 1778 года, в день перенесения мощей святого Александра Невского, митрополит Гавриил (Петров) в присутствии императрицы провел церемонию закладки храма.

Сооружение собора и его внешняя отделка были завершены к 1788 году, а роспись стен, сводов и купола закончена к августу 1790 году. Торжественное освящение собора во имя Святой и Живоначальной Троицы и перенесение в него мощей святого князя Александра Невского состоялось 30 августа 1790 года.

Собор отличается богатым внутренним убранством. Екатерина II подарила для храма драгоценные богослужебные предметы и ряд картин на церковные сюжеты, созданных крупными мастерами западноевропейского искусства и русскими художниками-академистами.

Весной 1922 года реквизировали большую часть церковных ценностей собора, рака святого Александра Невского была вскрыта, мощи изъяты, а серебряный саркофаг передан в Эрмитаж. 20 декабря 1933 года собор был закрыт, его помещения сдали в аренду различным организациям, живопись передали в Музейный фонд.

В 1956 году было принято постановление о возвращении Троицкого собора верующим. Здание храма сильно пострадало от действий арендаторов и от обстрелов во время войны, поэтому в 1957-1960 гг. на средства Патриархии, Ленинградской и других епархий и пожертвования верующих был проведен ремонт собора. 12 сентября (30 августа) 1957 года совершилось освящение главного алтаря, с этого времени в соборе возобновилась приходская жизнь.

3 июня 1989 года из Музея истории религии и атеизма в Свято-Троицкий собор были возвращены мощи святого Александра Невского. В настоящее время в соборе находятся многие почитаемые верующими святыни.

Перед главным собором монастыря находится "Коммунистическая площадка", в 2009 году переименованная в Казачье кладбище. Участники обороны Петрограда, жертвы кронштадтского мятежа, старые большевики, потомственные питерские рабочие, известные ученые и инженеры - таков состав этого своеобразного советского некрополя. Захоронения, прекращенные в конце 1930-х годов, были возобновлены в период Великой Отечественной войны, когда на Коммунистической площадке были погребены участники битвы за Ленинград. Всего здесь расположено около 340 могил.

http://lavra.spb.ru/about/hramy-i-pamjatniki.html


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 24 января 2019

Место для строительства Свято-Троицкого собора было выбрано архитектором Доменико Трезини ещё при составлении первоначального проекта Александро-Невской лавры. Строительство началось в 1719, при императоре Петре I. Однако строительство затянулось на многие годы. После прихода к власти императрицы Анны Иоанновны строительством монастыря заведовали Т. Швертфегер, подполковник Военной коллегии Аничков, М.Г. Земцов, П.М. Еропкин. К 1740-м годам особой комиссией недостроенное здание было признано непригодным для использования: своды и стены собора покрылись трещинами, и в 1753-1755 годах по повелению императрицы Елизаветы Петровны здание собора полностью разобрали до фундамента.

Императрица Екатерина II именным указом повелела построить второй храм. В 1774 году в результате двух конкурсов одобрение получил проект И.Е. Старова Здание собора возведено в 1776-1790 годах по его проекту и под наблюдением архиепископа (впоследствии митрополита) Гавриила (Петрова). В 1778 году, 30 августа, была совершена закладка собора.

Длина храма с папертью 35, ширина 20, ширина купола 8, высота храма с куполом 9 сажень (С.В. Булгаков "Русские монастыри в 1913 году"). Это здание в стиле раннего классицизма успешно гармонировало с барочным стилем фасадов монастырских корпусов более ранней постройки. Храм венчает мощный купол, который покрыли бронзовыми вызолоченными листами, с таким же вызолоченным крестом. Перед куполом возвышаются две четырехугольные, двухэтажные, 22-саженной высоты колокольни, украшенные карнизами, полуколоннами и капителями, под ними расположен монументальный шестиколонный портик.

Как отмечает С.В. Булгаков в книге "Русские монастыри в 1913 году", на северо-западной колокольне находился замечательный колокол, в 800 пудов, вылитый в 1658 году иждивением патриарха Никона и перевезенный в лавру из Иверского монастыря в 1724 году. На другой, юго-западной колокольне находятся боевые часы с 5 малыми колоколами, устроенные в 1793 году. "Большой купольный свод разделен на 16 разделений, вокруг овалы с головками, а между оными висячие гирлянды и пилястры с перевивками. В верхнем своде изображен Господь Саваоф, а на большом продольном своде и двух поперечных сделаны украшения из арабесков; в купольных лунетах написаны 4 Евангелиста "с их признаками". Над боковыми входными дверями написаны 2 образа: с правой стороны - святого благоверного князя Александра Невского с его воинством, а с левой - святых жен Мироносиц, приходящих ко гробу Иисуса Христа.

В 1806 году, по желанию императора Александра I и на сумму из Кабинета Его Величества, внутренность церкви украшена арабесковою живописью, стенные карнизы украшены 20 гипсовыми изображениями святых апостолов и других святых". С западной стороны устроена паперть с колоннадами и 3 входными дверями. С Духовским и Феодоровским корпусами собор связали две дугообразные галереи, прорезанные широкими арками проходов. Планировка храма сочетает базиликальную и центрально-купольную, в результате чего в плане храм имеет форму латинского (четырёхконечного) креста. Скульптурные украшения собора были созданы скульптором Ф.И. Шубиным. Главный неф декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Световой барабан купола имеет шестнадцать окон.

Иконостас по плану И.Е. Старова выполнен из белого итальянского мрамора в форме полукруглой ниши с царскими вратами в глубине. Их венчает символическое облако в сиянии лучей. Красный сибирский агат проложен вокруг местных образов и по сторонам северных и южных дверей алтаря. Бронзовая работа с позолотою украшает мраморные столбы иконостаса. Иконы Воскресшего Спасителя и Явления Богоматери 12 апостолов на третий день после Успения и Господа Саваофа (поверх иконостаса) написаны по одобренным рисункам художником Акимовым.

Собор был освящён 30 августа 1790 года, тогда же перенесены в него мощи св. кн. Александра Невского, кроме того в соборе захоронена частица мощей Св. Апостола Андрея Первозванного.

Как упоминает С.В. Булгаков, "Царские двери сделаны из старорусского дуба, и в них 6 круглых образов написаны на меди живописцем Мейтерлейтеном. Престол из того же старорусского дуба с 2 кипарисовыми досками. Против правого клироса у столба устроено царское место. В нише, за правым клиросом, в великолепной серебряной раке, устроенной усердием императрицы Елизаветы Петровны из первого серебра, добытого в Колыванских рудниках, почивают мощи святого князя Александра Невского. Святая рака украшена чеканным барельефами, представляющими важнейшие подвиги из жизни святого князя и его преставление. На верхней доске раки написан на полотне образ святого Александра Невского во весь рост. Серебряная крышка раки утверждена над нею в виде балдахина. На крышке - серебряная подушка, отливная, на которой утверждены княжеские регалии: корона, держава и меч" (Из книги С.В. Булгакова "Русские монастыри в 1913 году").

Собор расписан в 1806 году А. делла Джакомо по эскизам Дж. Кваренги, а в 1862 году заново П.С. Титовым по эскизам акад. Ф.Г. Солнцева. В соборе кроме икон разместили и живописные картины: образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса, картина "Спаситель Благословляющий" Антониса ван Дейка, "Воскресение Христово" Питера Пауля Рубенса.

Из былого великолепия теперь осталось очень мало. После революции все ценности и произведения искусства изъяли, многие из них были вывезены в музеи, но затерялись где-то в многочисленных хранилищах. Здание с 1923 по 1926 год передали обновленческой церкви.

16 августа 1933 года решением Леноблисполкома собор был закрыт и передан Дому чудес и технических достижений Ленинграда. В 1940-х годах часть здания собора занимало жилищное управление Смольнинского района и Музей городской скульптуры. В 1957 году храм, как приходской, был возвращен Православной церкви и после двухлетнего ремонта заново освящен митр. Ленинградским Елевферием (Воронцовым). С 1957 года в нем совершаются регулярные богослужения. Далее крупные реставрационные работы в соборе были проведены к 1000-летию крещения Руси в 1986-1988 годах. В 1991 году городские власти приняли решение о постепенном возвращении епархии всего комплекса лавры.

http://palmernw.ru/lavra/lavra_troickiy.html


Елена Григорьева
 

Проникновение в Россию западной двухбашенной типологии произошло через один ключевой памятник, ставший в ряд важнейших национальных святынь. Его идея принадлежала Петру Великому, а окончательная реализация – Екатерине II. Речь идет о Троицком соборе Александро-Невского монастыря (с 1797 г. – Лавры). В его облике двухбашенная композиция фактически обрела свою легитимность в православной церковной архитектуре. Определяющее значение этого памятника требует хотя бы небольшого экскурса в сложную историю его проектирования и строительства.

Собор главного столичного монастыря начали возводить в 1722 г. по проекту Т. Швертфегера. Он представлял собой купольную базилику с парными колокольнями на западном фасаде. Архитектура здания, подчеркнуто динамичная, выдержанная в пышных ордерных формах католического южно-немецкого барокко, свидетельствовала о смене ориентиров в петровской архитектуре.

Проект пришелся на период утверждения России империей и поиск новых государственных символов, устанавливающих связь с национальной историей и общеевропейской. Храм, в котором должна была находиться гробница Александра Невского, почитаемого князя-воина, архитектурно продолжал линию, восходившую к базиликам Рима, что в свете наименования новой российской столицы и фигуры ее главного небесного покровителя - св. Петра - кажется вполне закономерным.

Оформившиеся претензии России на преемственность Риму расширили ее культурно-исторический контекст, включив в него вполне конкретные ассоциации с христианскими святынями католического мира. Собор уверенно и отчетливо провозглашал вхождение двухколоколенной композиции в православное храмостроение, увязав конкретную архитектурную тему с культом почитаемого святого с памятью о ратной славе русских воинов. Его роль в качестве актуального иконографического образца была предрешена. Тем не менее, этот потенциал реализовался значительно позже, во второй половине XVIII в.

Первый лаврский собор постигла печальная участь. Уже в ходе строительства обнаружились серьезные конструктивные просчеты. В 1753 г. возведенный вчерне храм было указано разобрать, что спустя два года и произошло. Однако образ собора продолжал сохранять свою актуальность, и поначалу, вероятно, планировалось возвести здание заново в тех же формах. При всей чужеродности Троицкого собора общему характеру елизаветинского храмостроения (возродившему многие из допетровских традиций, например пятиглавие) властью осознавалось его мемориальное значение в качестве памятника, связанного с первым императором и победами русского оружия. Приговоренный к сносу храм продолжали изображать на гравюрах и иконах Александра Невского, чей культ «государя-воина» получил необычайно пышное оформление.

Важный имперский символизм памятника верно почувствовала Екатерина II, завершившая дело Петра Великого постройкой нового собора на прежнем месте. Утвержденный ею в 1776 г. проект И.Е. Старова реанимировал образ разобранного двухколоколенного храма, но уже в новой классицистической редакции. Императрица воспроизвела прежнюю базиликальную схему с двухколоколенной папертью, наполнив архитектурный образ новым содержанием в рамках т.н. «греческого проекта». Прямое следование петровским заветам соединилось с качественно новым звучанием темы Рима, стоявшего у истоков имперской идеи и европейского христианства.

Ассоциации с римским собором Св. Петра, опосредовано присутствовавшие и в первом швертфегеровском проекте, теперь усилились. Классицизм с его опорой на наследие античности и Ренессанса придал сходству большую конкретику – в общем купольном силуэте, в использовании ордера и оформлении интерьера. Это привело к заметному смещению акцентов в композиции здания - доминирование многоярусных барочных колоколен сменилось в замысле Старова главенством купола при относительно низких башнях. Намек на прославленный римский прототип очевиден, тем более что в претендующем на роль столицы просвещенной Европы Петербурге тема осеняющего град монументального купола до того не была представлена. Купольная базилика, вознесшаяся над Невским монастырем, организующая панораму комплекса с реки, вновь подчеркнула включенность России в ход европейской истории, в том числе и архитектурной. Город обретал знаковый символ, важный для имперской идеологии и утверждения классического архитектурного стиля.

Церемония закладки собора состоялась 30 августа 1778 г., в день празднования перенесения Петром Великим мощей Александра Невского. Кроме императрицы присутствовали великий князь Павел Петрович с супругой и многочисленная свита. Под руководством Старова изготовили деревянную модель, позволившую детально представить будущее здание. Сам собор вчерне выстроили к 1786 г. Освящение его состоялось 30 августа 1790 г. в присутствии Екатерины и всей императорской фамилии.

Лаврский собор являлся также главным храмом ордена св. Александра Невского, учрежденного в 1724 г. по воле первого императора. Орден долго сохранял статус главной военной награды. Строительство здания в период между двумя победными русско-турецкими войнами и прямая связь с историей сражений Александра Невского обеспечили ему значение главного воинского храма страны, которое он удерживал вплоть до появления другого военного мемориала – Казанского собора.

От внутренней содержательной стороны внимание современников неминуемо обратилось к внешним признакам возводимого Екатериной II храма. Его роль в качестве иконографического образца, слабо проявившаяся в судьбе предшественника, на сей раз получила новое мощное подтверждение. К тому же в сознании дворянства конца XVIII века, усвоившего многое из европейских культурных традиций и новшеств, образ двухбашенного храма не был столь откровенно чужим (и чуждым), как в восприятии людей петровской эпохи. Потому композиция Троицкого собора не столько прямолинейно копировалась (слишком специфическим были масштаб и назначение постройки), сколько открыла возможность для дальнейшей интерпретации его архитектурной темы, высочайше дозволенной и всячески одобряемой. Двухбашенность для многих стала желанной принадлежностью церковного здания, соответствовавшей исходящей от двора моде. Не исключено, что она действительно ассоциировалась у современников с триумфом в первой русско-турецкой войне, как считают некоторые исследователи. Мотив парных колоколен включался в различные композиционные схемы в соответствии с запросами и возможностями заказчиков, а также назначением и масштабом самих построек.

А.В. Чекмарев «Двухколоколенные храмы в усадьбах графа П.А. Румянцева-Задунайского». Статья опубликована в сборнике «Русская усадьба» № 12. - М., 2006 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов 7 сентября 2025

Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге – редкий образец русского классицизма. Он ведет свою историю с начала XVIII века, когда Петр I задумал заложить мужскую монастырскую обитель там, где Нева впадает в реку Монастырку. Такое расположение было выбрано неслучайно – по преданиям здесь князь Александр разгромил шведскую армию. Для Петра это место имело символическое значение, ведь Россия в те годы воевала со Швецией. Факт, что памятное сражение между новгородскими и шведскими войсками произошло в другом месте, выяснился намного позже. Исторические хроники свидетельствуют о том, что в 1710 г., побывав на месте впадения в Неву Черной речки – так в старину звалась нынешняя река Монастырка, – государь Петр I повелел строить там монастырь, посвященный святому благоверному князю Александру Невскому.

Работы над проектом архитектурного комплекса были осуществлены двумя годами позже итальянским архитектором швейцарского происхождения Доменико Трезини. Изначально планировалось, что комплекс монастырских построек, симметрично раскинувшийся на всем пространстве, отведенном ему на невском берегу, должен был стать еще одним оборонительным сооружением на юго-востоке молодой столицы, поэтому он строился по всем правила фортификации. Соединить монастырь с Петербургом планировалось проложенной сквозь лесную чащобу дорогой, именовавшейся на плане как «Невская першпектива» – будущая главная магистраль города Невский проспект. Архитектурным центром строящейся обители должен был стать храм, место для которого было указано на плане самим Трезини, и от которого он предполагал начать прокладку Невского проспекта.

Создание проекта храма поручили недавно приехавшему из Германии молодому, но успевшему завоевать известность архитектору Леонарду Теодору Швертфегеру, который специализировался на модном в ту эпоху немецком барокко. В 1719 г. начались предварительные работы, которые завершились к 1733 г. Храм представлял собой масштабное строение с двумя колокольными башнями, увенчанными шпилями. 29 мая 1723 г. царь-государь Пётр I повелел перенести мощи князя Александра из владимирского Рождественского монастыря в новую столицу, в память о чём в календарь Русской церкви был введён новый праздник Перенесения мощей благоверного князя Александра. 30 августа (12 сентября/н. ст.) 1724 г. св. мощи были встречены при устье реки Ижоры Императором Петром Первым и перенесены на особую галеру, на которой и были доставлены в Санкт-Петербург. Под колокольный звон и гром орудий при огромном стечении народа св. мощи были торжественно внесены в Александро-Невский монастырь, где и были поставлены первоначально в Благовещенской церкви, а затем (с 1790 г.) — в Свято-Троицком соборе.

В 1750 г. повелением Императрицы Елизаветы Петровны, из первого серебра, добытого на колыванских рудниках, над святыми мощами была устроена пышная рака, украшенная чеканными барельефами, представляющими важные подвиги из жизни святого князя и его праведную кончину.Гробницу осенял серебряный балдахин, на верху которого была положена подушка с царскими регалиями. Позади раки была установлена серебряная пирамида, на стенах которой были вырезаны посвящения св. князю Александру Невскому, составленные М. В. Ломоносовым. Основная часть строительных работ Троицкого монастырского храма пришлась на правление Елизаветы Петровны и на первую половину царствования Екатерины II.

Строительство здания собора, продолжавшееся в течение одиннадцати лет, было завершено к 1733 г., но вскоре выяснилось, что в его планировке были допущены серьезные ошибки. В частности, не был достаточным образом укреплен грунт, на котором возводился фундамент. В результате произошла неравномерная осадка отдельных частей собора, что стало причиной появления трещин на его сводах. Созданная в 1744 г. комиссия пришла к заключению о реальной опасности обрушения здания и невозможности его эксплуатации. Спустя время стало понятно, что в процессе планировки и закладке фундамента были сделаны критические просчеты – слабый грунт недостаточно укрепили. Из-за этого разные части храма оседали неравномерно, и на стенах стали появляться трещины.Полный демонтаж храма, начатый в 1753 г. и произведенный под руководством статского советника Ивана Яковлевича Росси, однофамильца знаменитого Карла Росси, занял два года.

После того как первый Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге был полностью разобран, он в течение шести лет оставался единственным незавершенным элементом всего возведенного к тому времени монастырского комплекса. Новый этап строительства храма относится к царствованию императрицы Екатерины II, повелением которой в 1763 г. был учрежден конкурс проектов собора. В нем приняли участие наиболее титулованные зодчие того времени, такие как Ю. М. Фельтен, А. Ф. Кокорин, Ф. Ф. Вист, С. А. Волков и ряд других. Ни одна из предъявленных работ не получила высочайшего одобрения, и проект строительства был заморожен еще на одиннадцать лет. Лишь в 1774 г., когда дальнейшие проволочки были невозможны – монастырь построен, а центрального храма нет, – Екатерина II распорядилась поручить проект его создания российскому зодчему Ивану Егоровичу Старову. Работы над технической документацией заняли два года, и в 1776-м, после высочайшего утверждения проекта, на его автора было возложено руководство строительством.

Процесс закладки храма сопровождался торжеством, которое лично посетила Государыня-императрица. Оно состоялось 10 сентября 1778 г. Сразу же по окончании торжеств, благословясь, приступили к работе. Уже через четыре года к небу поднялись две двухъярусные башни-колокольни. На одной из них, южной, тогда же были установлены куранты, а на другую, северную, поднят тринадцатитонный колокол, находившийся прежде в Иверском монастыре и отлитый в 1658 г. Через 10 лет работы по строительству здания и отделке фасадов были закончены, приступили к оформлению интерьеров, которое длилось два года, и к 1790 г. храм был достроен. Благодаря мастерству архитектора, классический вид собора органично сочетался с окружающими постройками в барочном стиле. К 1786 г.  монтажные работы были в целом завершены, и через четыре года, потребовавшиеся на то, чтобы провести отделку внутренних помещений и дать время для осадки здания, совершили освящение собора.

30 августа 1790 г. состоялось освящение Соборной церкви в честь Святой Живоначальной Троицы в Санкт-Петербурге. Екатерина Великая почтила его своим присутствием. Императрица передала дар новому храму множество ценностей, среди которых были картины с церковными сюжетами известных художников из России и Европы, дорогие предметы для богослужений. Значимым событием стало перемещение в храм серебряной раки с мощами Александра Невского, которые до этого покоились в Благовещенской церкви.

Со времени своей постройки Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге относится к разряду так называемых капитульных, то есть орденских храмов. В данном случае речь идет об ордене святого Александра Невского. Первоначально посвященный ему предел помещался под южной башней, но в 1838 г. был упразднен. Как знак особого уважения ко всем удостоенным этой награды, для них в 1791 г. был открыт специальный зал в примыкавшем к собору Федоровском корпусе, а несколько позже над входом в храм появилось рельефное изображение ордена.

Троицкий собор Александро-Невского монастыря являлся также главным храмом ордена св. Александра Невского, учрежденного в 1724 г. по воле первого императора. Орден долго сохранял статус главной военной награды. Строительство здания в период между двумя победными русско-турецкими войнами и прямая связь с историей сражений Александра Невского обеспечили ему значение главного воинского храма страны, которое он удерживал вплоть до появления другого военного мемориала – Казанского собора. В 1797 г. по указу Павла I монастырь получил статус лавры со следующим штатом: наместник, благочинный, эконом, духовник, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24 монаха, 20 больничных. Благодаря покровительству монархов и членов их семей главный монастырь столицы был одним из богатейших в стране. Его капитал оценивался в 3 млн рублей, а земельные угодья составляли 13 090 десятин.

С началом большевистского правления Троицкий собор Александро-Невской лавры не избежал в 1922 г.процесса всеобщей экспроприации ценностей. Всё, что, по мнению новых властей, представляло ценность, было из него вынесено, а само здание через год передано обновленцам. В 1928 г. его передали тем, кто представлял противоположное направление духовенства – «непоминающим», которые противились сотрудничеству с властью. Эта группа священнослужителей отказалась идти на компромисс с советской властью и на своих богослужениях молитвенно поминать митрополита Сергия (Старгородского). Под их управлением собор пребывал до 1933 года, пока его не упразднили, как большинство церквей в стране.

16 августа 1933 г. решением Леноблисполкома собор был закрыт и передан Дому чудес и технических достижений Ленинграда. Упразднена была и Александро-Невская лавра. В течение следующих лет храм выполнял самые разные функции. В одной его части разместилось жилищно-коммунальное хозяйство Смольнинского района города, некоторые помещения были отданы под склад, а еще в нем расположилась экспозиция Музея городской скульптуры.

В 1948 г. православные верующие города при активном участии правящих Митрополитов Григория (Чукова) и Елевферия (Воронцова) ходатайствовали о передаче Троицкого храма бывш. Александро-Невской Лавры Русской Православной Церкви. Только в 1957 г. было принято решение возвратить эту церковь в лоно религиозной общины, но лишь на правах приходского храма и при условии, что община обязуется за свой счет произвести все необходимые работы по его ремонту и реставрации. Здание храма сильно пострадало от действий арендаторов и от обстрелов во время войны, поэтому в конце 1950-х гг. на средства Патриархии, Ленинградской и других епархий и пожертвования верующих был проведен ремонт собора. Реставрационные работы во храме велись в 1957 - 60-х гг. под руководством архитектора X. Д. Халтурина. Живопись восстанавливалась художником-реставратором Н. В. Перцевым. 4 декабря 1958 г. в Троицкий собор из Князь-Владимирского собора была возвращена чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница Невская».

12 сентября (30 августа) 1957 г. совершилось освящение главного алтаря митрополитом Ленинградским Елевферием (Воронцовым), с этого времени в соборе возобновилась приходская жизнь. Далее крупные реставрационные работы в соборе были проведены к 1000-летию крещения Руси в 1986-1988 гг. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра была возрождена как монастырь лишь в 1989 г. 3 июня 1989 года из Музея истории религии и атеизма в Свято-Троицкий собор были возвращены мощи святого Александра Невского. Окончательно все здания, входившие прежде в монастырский комплекс, были возвращены лавре в 2000 г.

В 1996 г. храм преобразовали из приходского в монастырский. В 2010-2012 гг. в подвале среднего нефа был обустроен крестильный храм с крестообразной купелью в честь Иоанна Предтечи. 

Сегодня Санкт-Петербургская Александро-Невская лавра является одним из основных исторических памятников города, архитектурным центром которого по праву считается Свято-Троицкий собор. Это грандиозное однокупольное сооружение, которое украшают две монументальные башни-колокольни, признано одним из шедевров раннего классицизма. Свято-Троицкий собор — одна из старейших святынь северной столицы, и ныне поражает своим великолепием. Мощный купол собора и две колокольни, примыкающие к западному фасаду храма, доминирует над Лаврой. С западной стороны храма устроена паперть со множеством колонн. Здесь три двери. Над центральными дверями два Ангела держат золоченый щит, на котором изображен орденский знак св. князя Александра Невского.На стенах храма, над входными северными и южными дверями с внешней стороны выполнены лепные горельефы на Ветхозаветные сюжеты. Внутри его три мощных пилона, разделяющих все пространство и придающих ему крестообразную форму, поддерживают свод здания. Лоджия главного входа оформлена портиком из шести дорических колонн.

Монументальный собор увенчан массивным куполом, который покрыт позолоченными листами. Он опирается на высокий барабан, по окружности которого расположено шестнадцать игольчатых окон. Пустое пространство между ними украшено декоративными колоннами. Колокольни, установленные симметрично по обеим сторонам от входа, декорированы полуколоннами, карнизами и капителями. Храмовые фасады окрашены в классические желто-белые цвета и декорированы пилястрами в виде колонн. Храмовый свод держится на трех монументальных пилонах, которые делают помещение крестообразным и разделяют его на три нефа. Во внутреннем устройстве сочетаются крестово-купольная и базиликальная формы. Расцветка фасада – классическая, желто-белая. Стены украшены пилястрами и виде белых колонн. По просьбе Старова знаменитый скульптор Ф. Шубин создал панно-барельефы, изображающие библейские сцены. Панно были закреплены над южным и северным портиками здания.

Над главным входом расположено панно «Жертвоприношение Соломона». Массивные деревянные двери архитектор заключил в небольшой белоснежный портик, в верхней части которого находится скульптурная группа: два золотых ангела держат в руках орден св. Александра Невского. До наших дней сохранилась выполненная по эскизам Кваренги роспись купола и сводов. Над Южным и северным входом расположены барельефы с изображением сцен Ветхого и Нового Заветов, работы выдающегося русского скульптора Ф. Шубина. Особого внимания также заслуживает роспись царских врат, выполненная известными художниками И. А. Акимовым и Я. Меттенлейтером. Эти мастера живописным и скульптурным оформлением внутреннего помещения храма в полной мере продолжили художественную линию, начало которой положил И. Е. Старов.

Троицкий собор Александро-Невской лавры, несмотря на все потери, понесенные им за годы тотального богоборчества, остался высочайшим образцом русского классического искусства XVIII и XIX веков. Одним из главных украшений Троицкого собора является уникальный иконостас, материалом для которого стал белоснежный мрамор, привезенный из Италии. Его автором стал мастер-итальянец А. Пинкетти. Роспись храмовых стен, дошедшая до современности, была выполнена в 1862 г. художником П. Титовым. Также стены декорированы лепниной, над которой работали Д. Фонтана и Ф. Ламони. На стенах собора можно увидеть шедевры таких мастеров, как Менгс, ван Дейк и Рубенс. Алтарь Троицкого собора украшен изображением Богородицы авторства Р. Менгса.

Над местом, где во время богослужения полагалось находиться членам императорской фамилии, разместили портрет Екатерины II работы Д. Левицкого. Главной реликвией храма являются мощи святого благоверного князя Александра Невского. До 1922 г. они хранились в роскошной серебряной раке, изготовленной в период с 1750 до 1753 г. Ее пожертвовала собору в 1753 г. императрица Елизавета Петровна. Рака в стиле елизаветинского барокко выполнена из серебра, добытого с Колымацких рудников, а ее вес составляет 1,5 т. Рака имеет пирамидальную форму и состоит из нескольких ярусов. В центре второго яруса на барельефе изображен сам князь, который держит в руках знамя. Барельефы по бокам саркофага повествуют о наиболее значимых событиях в жизни святого.

В 1922 г. советские власти изъяли раку из собора, и с тех пор она находилась в Эрмитаже, а святые мощи в ковчеге храма. В мае 2023 г. министерство культуры РФ издало приказ о передаче монументального украшения гробницы святого Александра Невского из Эрмитажа во временное пользование на 49 лет Санкт-Петербургской епархии. Правее раки находится прекрасный образ Христа письма священномученика митрополита Серафима (Чичагова).

Есть в соборе замечательная чудотворная икона Пресвятой Богородицы, находящуюся левее алтаря, которая называется Невской Скоропослушницей. Она по праву считается особо почитаемым образом в лавре и является списком с афонской «Скоропослушницы», находящейся в монастыре Дохиар. Правда, здесь Богоматерь изображена без Младенца. Эта икона была написана на Афоне, а привезена в Россию в 1877 г. русскими иеромонахами Афанасием и Варсонофием. Собор Живоначальной Троицы обрёл её в 1958 г., когда икону вернули православным верующим.

С января 2023 г. в Свято-Троицком соборе проводится комплексная реставрация. Фасады и интерьеры храма архитекторы-реставраторы и художники приводят к первоначальному виду...

С сайтов: https://www.spbmuzei.ru/troiczkij-sobor-aleksandro-nevskoj-lavry и https://spb-eparh-vedomosti.ru/И. В. Попов. Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.