Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге – редкий образец русского классицизма. Он ведет свою историю с начала XVIII века, когда Петр I задумал заложить мужскую монастырскую обитель там, где Нева впадает в реку Монастырку. Такое расположение было выбрано неслучайно – по преданиям здесь князь Александр разгромил шведскую армию. Для Петра это место имело символическое значение, ведь Россия в те годы воевала со Швецией. Факт, что памятное сражение между новгородскими и шведскими войсками произошло в другом месте, выяснился намного позже. Исторические хроники свидетельствуют о том, что в 1710 г., побывав на месте впадения в Неву Черной речки – так в старину звалась нынешняя река Монастырка, – государь Петр I повелел строить там монастырь, посвященный святому благоверному князю Александру Невскому.
Работы над проектом архитектурного комплекса были осуществлены двумя годами позже итальянским архитектором швейцарского происхождения Доменико Трезини. Изначально планировалось, что комплекс монастырских построек, симметрично раскинувшийся на всем пространстве, отведенном ему на невском берегу, должен был стать еще одним оборонительным сооружением на юго-востоке молодой столицы, поэтому он строился по всем правила фортификации. Соединить монастырь с Петербургом планировалось проложенной сквозь лесную чащобу дорогой, именовавшейся на плане как «Невская першпектива» – будущая главная магистраль города Невский проспект. Архитектурным центром строящейся обители должен был стать храм, место для которого было указано на плане самим Трезини, и от которого он предполагал начать прокладку Невского проспекта.
Создание проекта храма поручили недавно приехавшему из Германии молодому, но успевшему завоевать известность архитектору Леонарду Теодору Швертфегеру, который специализировался на модном в ту эпоху немецком барокко. В 1719 г. начались предварительные работы, которые завершились к 1733 г. Храм представлял собой масштабное строение с двумя колокольными башнями, увенчанными шпилями. 29 мая 1723 г. царь-государь Пётр I повелел перенести мощи князя Александра из владимирского Рождественского монастыря в новую столицу, в память о чём в календарь Русской церкви был введён новый праздник Перенесения мощей благоверного князя Александра. 30 августа (12 сентября/н. ст.) 1724 г. св. мощи были встречены при устье реки Ижоры Императором Петром Первым и перенесены на особую галеру, на которой и были доставлены в Санкт-Петербург. Под колокольный звон и гром орудий при огромном стечении народа св. мощи были торжественно внесены в Александро-Невский монастырь, где и были поставлены первоначально в Благовещенской церкви, а затем (с 1790 г.) — в Свято-Троицком соборе.
В 1750 г. повелением Императрицы Елизаветы Петровны, из первого серебра, добытого на колыванских рудниках, над святыми мощами была устроена пышная рака, украшенная чеканными барельефами, представляющими важные подвиги из жизни святого князя и его праведную кончину.Гробницу осенял серебряный балдахин, на верху которого была положена подушка с царскими регалиями. Позади раки была установлена серебряная пирамида, на стенах которой были вырезаны посвящения св. князю Александру Невскому, составленные М. В. Ломоносовым. Основная часть строительных работ Троицкого монастырского храма пришлась на правление Елизаветы Петровны и на первую половину царствования Екатерины II.
Строительство здания собора, продолжавшееся в течение одиннадцати лет, было завершено к 1733 г., но вскоре выяснилось, что в его планировке были допущены серьезные ошибки. В частности, не был достаточным образом укреплен грунт, на котором возводился фундамент. В результате произошла неравномерная осадка отдельных частей собора, что стало причиной появления трещин на его сводах. Созданная в 1744 г. комиссия пришла к заключению о реальной опасности обрушения здания и невозможности его эксплуатации. Спустя время стало понятно, что в процессе планировки и закладке фундамента были сделаны критические просчеты – слабый грунт недостаточно укрепили. Из-за этого разные части храма оседали неравномерно, и на стенах стали появляться трещины.Полный демонтаж храма, начатый в 1753 г. и произведенный под руководством статского советника Ивана Яковлевича Росси, однофамильца знаменитого Карла Росси, занял два года.
После того как первый Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге был полностью разобран, он в течение шести лет оставался единственным незавершенным элементом всего возведенного к тому времени монастырского комплекса. Новый этап строительства храма относится к царствованию императрицы Екатерины II, повелением которой в 1763 г. был учрежден конкурс проектов собора. В нем приняли участие наиболее титулованные зодчие того времени, такие как Ю. М. Фельтен, А. Ф. Кокорин, Ф. Ф. Вист, С. А. Волков и ряд других. Ни одна из предъявленных работ не получила высочайшего одобрения, и проект строительства был заморожен еще на одиннадцать лет. Лишь в 1774 г., когда дальнейшие проволочки были невозможны – монастырь построен, а центрального храма нет, – Екатерина II распорядилась поручить проект его создания российскому зодчему Ивану Егоровичу Старову. Работы над технической документацией заняли два года, и в 1776-м, после высочайшего утверждения проекта, на его автора было возложено руководство строительством.
Процесс закладки храма сопровождался торжеством, которое лично посетила Государыня-императрица. Оно состоялось 10 сентября 1778 г. Сразу же по окончании торжеств, благословясь, приступили к работе. Уже через четыре года к небу поднялись две двухъярусные башни-колокольни. На одной из них, южной, тогда же были установлены куранты, а на другую, северную, поднят тринадцатитонный колокол, находившийся прежде в Иверском монастыре и отлитый в 1658 г. Через 10 лет работы по строительству здания и отделке фасадов были закончены, приступили к оформлению интерьеров, которое длилось два года, и к 1790 г. храм был достроен. Благодаря мастерству архитектора, классический вид собора органично сочетался с окружающими постройками в барочном стиле. К 1786 г. монтажные работы были в целом завершены, и через четыре года, потребовавшиеся на то, чтобы провести отделку внутренних помещений и дать время для осадки здания, совершили освящение собора.
30 августа 1790 г. состоялось освящение Соборной церкви в честь Святой Живоначальной Троицы в Санкт-Петербурге. Екатерина Великая почтила его своим присутствием. Императрица передала дар новому храму множество ценностей, среди которых были картины с церковными сюжетами известных художников из России и Европы, дорогие предметы для богослужений. Значимым событием стало перемещение в храм серебряной раки с мощами Александра Невского, которые до этого покоились в Благовещенской церкви.
Со времени своей постройки Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге относится к разряду так называемых капитульных, то есть орденских храмов. В данном случае речь идет об ордене святого Александра Невского. Первоначально посвященный ему предел помещался под южной башней, но в 1838 г. был упразднен. Как знак особого уважения ко всем удостоенным этой награды, для них в 1791 г. был открыт специальный зал в примыкавшем к собору Федоровском корпусе, а несколько позже над входом в храм появилось рельефное изображение ордена.
Троицкий собор Александро-Невского монастыря являлся также главным храмом ордена св. Александра Невского, учрежденного в 1724 г. по воле первого императора. Орден долго сохранял статус главной военной награды. Строительство здания в период между двумя победными русско-турецкими войнами и прямая связь с историей сражений Александра Невского обеспечили ему значение главного воинского храма страны, которое он удерживал вплоть до появления другого военного мемориала – Казанского собора. В 1797 г. по указу Павла I монастырь получил статус лавры со следующим штатом: наместник, благочинный, эконом, духовник, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24 монаха, 20 больничных. Благодаря покровительству монархов и членов их семей главный монастырь столицы был одним из богатейших в стране. Его капитал оценивался в 3 млн рублей, а земельные угодья составляли 13 090 десятин.
С началом большевистского правления Троицкий собор Александро-Невской лавры не избежал в 1922 г.процесса всеобщей экспроприации ценностей. Всё, что, по мнению новых властей, представляло ценность, было из него вынесено, а само здание через год передано обновленцам. В 1928 г. его передали тем, кто представлял противоположное направление духовенства – «непоминающим», которые противились сотрудничеству с властью. Эта группа священнослужителей отказалась идти на компромисс с советской властью и на своих богослужениях молитвенно поминать митрополита Сергия (Старгородского). Под их управлением собор пребывал до 1933 года, пока его не упразднили, как большинство церквей в стране.
16 августа 1933 г. решением Леноблисполкома собор был закрыт и передан Дому чудес и технических достижений Ленинграда. Упразднена была и Александро-Невская лавра. В течение следующих лет храм выполнял самые разные функции. В одной его части разместилось жилищно-коммунальное хозяйство Смольнинского района города, некоторые помещения были отданы под склад, а еще в нем расположилась экспозиция Музея городской скульптуры.
В 1948 г. православные верующие города при активном участии правящих Митрополитов Григория (Чукова) и Елевферия (Воронцова) ходатайствовали о передаче Троицкого храма бывш. Александро-Невской Лавры Русской Православной Церкви. Только в 1957 г. было принято решение возвратить эту церковь в лоно религиозной общины, но лишь на правах приходского храма и при условии, что община обязуется за свой счет произвести все необходимые работы по его ремонту и реставрации. Здание храма сильно пострадало от действий арендаторов и от обстрелов во время войны, поэтому в конце 1950-х гг. на средства Патриархии, Ленинградской и других епархий и пожертвования верующих был проведен ремонт собора. Реставрационные работы во храме велись в 1957 - 60-х гг. под руководством архитектора X. Д. Халтурина. Живопись восстанавливалась художником-реставратором Н. В. Перцевым. 4 декабря 1958 г. в Троицкий собор из Князь-Владимирского собора была возвращена чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница Невская».
12 сентября (30 августа) 1957 г. совершилось освящение главного алтаря митрополитом Ленинградским Елевферием (Воронцовым), с этого времени в соборе возобновилась приходская жизнь. Далее крупные реставрационные работы в соборе были проведены к 1000-летию крещения Руси в 1986-1988 гг. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра была возрождена как монастырь лишь в 1989 г. 3 июня 1989 года из Музея истории религии и атеизма в Свято-Троицкий собор были возвращены мощи святого Александра Невского. Окончательно все здания, входившие прежде в монастырский комплекс, были возвращены лавре в 2000 г.
В 1996 г. храм преобразовали из приходского в монастырский. В 2010-2012 гг. в подвале среднего нефа был обустроен крестильный храм с крестообразной купелью в честь Иоанна Предтечи.
Сегодня Санкт-Петербургская Александро-Невская лавра является одним из основных исторических памятников города, архитектурным центром которого по праву считается Свято-Троицкий собор. Это грандиозное однокупольное сооружение, которое украшают две монументальные башни-колокольни, признано одним из шедевров раннего классицизма. Свято-Троицкий собор — одна из старейших святынь северной столицы, и ныне поражает своим великолепием. Мощный купол собора и две колокольни, примыкающие к западному фасаду храма, доминирует над Лаврой. С западной стороны храма устроена паперть со множеством колонн. Здесь три двери. Над центральными дверями два Ангела держат золоченый щит, на котором изображен орденский знак св. князя Александра Невского.На стенах храма, над входными северными и южными дверями с внешней стороны выполнены лепные горельефы на Ветхозаветные сюжеты. Внутри его три мощных пилона, разделяющих все пространство и придающих ему крестообразную форму, поддерживают свод здания. Лоджия главного входа оформлена портиком из шести дорических колонн.
Монументальный собор увенчан массивным куполом, который покрыт позолоченными листами. Он опирается на высокий барабан, по окружности которого расположено шестнадцать игольчатых окон. Пустое пространство между ними украшено декоративными колоннами. Колокольни, установленные симметрично по обеим сторонам от входа, декорированы полуколоннами, карнизами и капителями. Храмовые фасады окрашены в классические желто-белые цвета и декорированы пилястрами в виде колонн. Храмовый свод держится на трех монументальных пилонах, которые делают помещение крестообразным и разделяют его на три нефа. Во внутреннем устройстве сочетаются крестово-купольная и базиликальная формы. Расцветка фасада – классическая, желто-белая. Стены украшены пилястрами и виде белых колонн. По просьбе Старова знаменитый скульптор Ф. Шубин создал панно-барельефы, изображающие библейские сцены. Панно были закреплены над южным и северным портиками здания.
Над главным входом расположено панно «Жертвоприношение Соломона». Массивные деревянные двери архитектор заключил в небольшой белоснежный портик, в верхней части которого находится скульптурная группа: два золотых ангела держат в руках орден св. Александра Невского. До наших дней сохранилась выполненная по эскизам Кваренги роспись купола и сводов. Над Южным и северным входом расположены барельефы с изображением сцен Ветхого и Нового Заветов, работы выдающегося русского скульптора Ф. Шубина. Особого внимания также заслуживает роспись царских врат, выполненная известными художниками И. А. Акимовым и Я. Меттенлейтером. Эти мастера живописным и скульптурным оформлением внутреннего помещения храма в полной мере продолжили художественную линию, начало которой положил И. Е. Старов.
Троицкий собор Александро-Невской лавры, несмотря на все потери, понесенные им за годы тотального богоборчества, остался высочайшим образцом русского классического искусства XVIII и XIX веков. Одним из главных украшений Троицкого собора является уникальный иконостас, материалом для которого стал белоснежный мрамор, привезенный из Италии. Его автором стал мастер-итальянец А. Пинкетти. Роспись храмовых стен, дошедшая до современности, была выполнена в 1862 г. художником П. Титовым. Также стены декорированы лепниной, над которой работали Д. Фонтана и Ф. Ламони. На стенах собора можно увидеть шедевры таких мастеров, как Менгс, ван Дейк и Рубенс. Алтарь Троицкого собора украшен изображением Богородицы авторства Р. Менгса.
Над местом, где во время богослужения полагалось находиться членам императорской фамилии, разместили портрет Екатерины II работы Д. Левицкого. Главной реликвией храма являются мощи святого благоверного князя Александра Невского. До 1922 г. они хранились в роскошной серебряной раке, изготовленной в период с 1750 до 1753 г. Ее пожертвовала собору в 1753 г. императрица Елизавета Петровна. Рака в стиле елизаветинского барокко выполнена из серебра, добытого с Колымацких рудников, а ее вес составляет 1,5 т. Рака имеет пирамидальную форму и состоит из нескольких ярусов. В центре второго яруса на барельефе изображен сам князь, который держит в руках знамя. Барельефы по бокам саркофага повествуют о наиболее значимых событиях в жизни святого.
В 1922 г. советские власти изъяли раку из собора, и с тех пор она находилась в Эрмитаже, а святые мощи в ковчеге храма. В мае 2023 г. министерство культуры РФ издало приказ о передаче монументального украшения гробницы святого Александра Невского из Эрмитажа во временное пользование на 49 лет Санкт-Петербургской епархии. Правее раки находится прекрасный образ Христа письма священномученика митрополита Серафима (Чичагова).
Есть в соборе замечательная чудотворная икона Пресвятой Богородицы, находящуюся левее алтаря, которая называется Невской Скоропослушницей. Она по праву считается особо почитаемым образом в лавре и является списком с афонской «Скоропослушницы», находящейся в монастыре Дохиар. Правда, здесь Богоматерь изображена без Младенца. Эта икона была написана на Афоне, а привезена в Россию в 1877 г. русскими иеромонахами Афанасием и Варсонофием. Собор Живоначальной Троицы обрёл её в 1958 г., когда икону вернули православным верующим.
С января 2023 г. в Свято-Троицком соборе проводится комплексная реставрация. Фасады и интерьеры храма архитекторы-реставраторы и художники приводят к первоначальному виду...
С сайтов: https://www.spbmuzei.ru/troiczkij-sobor-aleksandro-nevskoj-lavry и https://spb-eparh-vedomosti.ru/И. В. Попов. Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.
Комментарии и обсуждение