«…Еще более четкий композиционный замысел ощущается в интерьере другого памятника начала XVII в. - Богоявленской церкви в селе Челмужи, где увеличение культовой значимости помещений при движении с запада на восток дважды подчеркнуто нарастанием их высоты и освещенности. Сени высотой всего 235 см освещены одним трехкосящатым окном, просторная трапезная высотой 278 см освещена уже двумя парами окон и, наконец, двухсветное помещение собственно церкви высотой 415 см освещено одним окном с севера и тремя - с юга и кажется особенно высоким и светлым.
Композиционным центром интерьера является тябловый иконостас, у которого сохранились основания трех верхних ярусов - горизонтальные тябла, расписанные стилизованным растительным орнаментом (белым по охристому фону). Вывезенные экспедициями Карельского музея изобразительных искусств иконы XVI-XVIII веков помогают мысленно воссоздать праздничность первоначального облика главного помещения церкви. Здесь уже налицо новая трактовка интерьера - постепенность увеличения высоты помещений, соразмерных человеку, вместо характерного для XV-XVI столетий контраста между низкими сенями и раскрытым на всю высоту шатра пространством собственно церкви.
Богоявленская церковь построена в 1605 г. В плане она представляет собой вытянутый прямоугольник, разделенный двумя бревенчатыми стенами на сени, трапезную и собственно церковь с алтарем. Подобно Никольской церкви, собственно церковь И алтарь здесь также отделены друг от друга только иконостасом. Общим для обеих церквей является несоответствие между плановым и объемным решением - шатровый столп длиннее главного помещения - собственно церкви. Но на этом сходство кончается: если в Никольской церкви столп расположен над главным помещением и частью алтаря, то в Богоявленской церкви он смещен к западу, возвышаясь над собственно церковью и частью трапезной; если в первом случае восьмерик вырастает прямо из двускатной крыши церкви, то во втором он уже имеет основание в виде четверика.
Прямоскатная крыша алтаря Богоявленской церкви переходит в живописную бочку, покрытую уложенными внахлест тесинами с контурной городковой резьбой. В конек бочки врезана изящная лемеховая главка. Западная часть трапезной и сени перекрыты безгвоздевой крышей. Над сенями возвышается шатровая колокольня типа «восьмерик на четверике». Несущие шатер 8 столбов звонницы двойные. С запада к сеням примыкает крыльцо с резными столбиками, поддерживающими двускатную крышу. Нижняя часть здания, включая четверик храмового столпа, обшита. Резные концы желобов-водостоков, отводящих воду из чердачной части здания, резные столбики крыльца и звонницы, причелины, кисти, лемех главок придают сооружению праздничную нарядность.
Очень живописен и характерен двухшатровый силуэт храма. И вместе с тем Богоявленская церковь выглядит несколько неуравновешенной и разномасштабной из-за несоответствия лаконичного по своим формам, рубленного «в обло» храмового столпа и размельченной колокольни с легкой звонницей и рубленным «в лапу» восьмериком. Это несоответствие не случайно: судя по характеру рубки стен и другим архитектурно-конструктивным деталям, колокольня поставлена над сенями позднее - вероятно, одновременно с надстройкой трапезной (верхние венцы последней более новые, а в пятом сверху видны гнезда для куриц), расширением окон (рядом с существующими проемами, которые по характеру сопряжения косяков можно отнести ко второй половине ХVІІІ века, сохранились следы заплечиков старых окон) и устройством престола Петра и Павла в юго-восточном углу трапезной. (Отсюда и второе название церкви - Петропавловская).
В делах Повенецкого Петропавловского собора сохранилась любопытная, на первый взгляд противоречивая, запись о церкви Челмужского погоста, «построенной тщанием прихожан» в 1778 г. Церковь не могла быть построена в это время, что, помимо упомянутых выше документов, подтверждается письмом причта и старосты Богоявленской церкви, где указано, что в 1880 г. «церковь от давности времени пришла в крайнюю ветхость, капитальная поправка ее невозможна». Естественно, что за одно столетие здание не могло настолько обветшать, и, следовательно, в 1778 г. был просто освященновый престол и проведена реконструкция церкви - надстройка колокольни и расширение окон.
Многие конструкции Богоявленской церкви выполнены заново при последних ремонтно-реставрационных работах: бутовые фундаменты подведены в 1913 г. архит. Д. В. Милеевым, восьмерик и стропильный шатер возведены в 50-х годах по проекту архит. Б. В. Гнедовского. При этом, судя по довоенным фотографиям и обмерам Д. В. Милеева, был занижен по высоте и выполнен без повалов восьмерик храмового столпа…»
Деревянное зодчество Карелии - Орфинский В.П.