«… Посредине Воспушки стоит разорённый храм, единственный в районе храм в стиле барокко. О его былом величии напоминают сохранившиеся элементы декора, сам он, несмотря на лихолетье, доказывает человеку, что в жизни есть нечто большее, чем просто стены, история, традиции. Отрадно, что возрождение храма началось. Но наша память должна сохранить его историю, имена строителей, всё, что с ним некогда было связано»… Эти строки были написаны автором около двух лет назад. Храм посвящён Иерусалимской иконе...
На территории Петушинского района есть храм, построенный в честь Иерусалимского образа Божией Матери. Он расположен в деревне Воспушка (…) и сейчас нуждается в серьезной реставрации». В конце 19 в. во многих номерах ВЕВ печатались строки старинного документа. «Переславль-Залесская десятина жилых данных церквей 7136(1628) - 1746 гг. Письма и дозора Посника Творогова 128 г. (Так озаглавляется Переславль-Залесская десятина в первой приходной окладной книге патриаршего казённого приказа). Церковь Рождество Христово в селе Рождественном, дани 8 денег, десятильничих полторы деньги, заезда полторы деньги, по наказу гривна. Марта в 22 день на нынешний 136 год те деньги взяты. 137 г. в государеве дворцовом селе. 162 г. положено дани рубль, 27 алт., 5 ден., заезда гривна. 200 г. Александрова десятина. §7». Прим. 136 г.- это 1628 год. Упоминаются также приходы Оргуново, Новый Спас.
«По наказам 1680 и 1684 гг. писцам велено было отмежёвывать ко всем церквям от 30 до 50 десятин во всех трёх полях(или 20- 10 четей пашни в поле) и сенокосных лугов мерой по копне на 10 четей.(четь-полдесятины. – Прим. авт.) По такому наделу священник делался хозяином мелким, обрабатывал сам землю, от мужика не отличался(…) Государство следило за тем, чтобы церкви имели указанную пропорцию земли – по указам Синода 1805-1806 гг. это были 33 десятины». До образования Синода в 1721 г. действовал Патриарший Казённый приказ (Большакова Н. В. История села Аргуново и Никольской церкви, Москва, 2003 г. С. 175). Виды пошлин с церквей в 17-18 вв.: дань, десятильничьи, заезда, по наказу. «До 1692/1693 гг. во времена патриаршества Переславль-Залесский уезд вместе с Александровским уездом составляли одну Переславскую десятину. В данном случае десятина – это понятие церковного управления, церковный округ, включающий определённое количество церквей и монастырей; такое деление имеет значение для сбора податей с церкви. Место, куда привозили подати церковные старосты, а также где держали тех, кто не платил, называлось десятильничим двором». «Александровская десятина образовалась в 1692/1693 гг. с центром Александровской слободе, куда вошли церкви Борисоглебского стана Переславль-Залесского уезда». Церкви в допетровской Руси: «древяна вверх» (шатровая) и «древяна клетцки» - рубленая изба клети «с двускатной крышей и одной главкой». Было «строение мирское» и «строение вотчинниково».
«В 1913 г. в Покровском уезде значились следующие сёла (приходы), принадлежащие в старину к Переславль-Залесскому уезду: Алексино, Андреевское, Аргуново, Архангелькое на Утроке, Богородское, Борисоглебское, Вастильевское, Воинова Гора, Воскресенское, Головино, Данутино, Елец, Житенино (Жегулино), Заболотье, Заречье, Ивановское-Прозоровское, Ильинское, Козлятьево, Коробовщино, Кумашь, Ново-Сергиевское, Ново-Спасское, Овчинино, Паньково, Смольнево, Филипповское, Флорищи и др. с относящимися к ним деревнями». К сожалению, информации о Воспушке нет. В книге протоиерея О. Пэнэжко «Город Покров. Храмы Петушинского и Собинского районов Владимирской области», 2005 г. приведены собранные им сведения о храме. «Село получило название по речке Воспушке, на которой оно стоит. С середины 18 в. здесь стояла деревянная церковь, построенная местной помещицей Короваевой. В 1771 г. церковь сгорела, и владелец села Андрей Дмитриевич Сабуров построил каменный храм с главным престолом, освящённым во имя Иерусалимской иконы Божией Матери и с приделом (во втором этаже) святителя Николая Мирликийского. А. Д. Сабуров похоронен у западных дверей трапезной части. В 1842 г. пристроен южный придел прп. Иоанна Многострадального. Особенно чтились прихожанами храмовая икона Иерусалимской Божией Матери и резное изображение распятия. С 1884 г. в селе была церковно-приходская школа. В конце 19 - начале 20 вв. усадьбой владел Николай Агискритович Балин, известный благотворительной деятельностью, более 30 л. он был директором-распорядителем «Товарищества мануфактуры А. Я. Балина»...
До революции 1917 г. церковь выполняла функции ЗАГСа повсеместно. В любом приходе велись Метрические книги. Они состояли из 3-х частей: часть 1. О раждающихся; часть 2. О бракосочетающихся; часть 3. Об умерших. Во Владимирском архиве сохранились книги прихода в селе Воспушка за 1801, 1804-1815, 1832-1838, 1848, 1857 гг. С 1828 по 1833 гг. священником прихода Иерусалимской иконы Божией Матери был отец Пётр Ефимов, дьяконом – Ефим Фёдоров. С 1833 по 1838 гг. в книгах стоят подписи отца Иоанна Давыдовского (иногда написано Давидовского) и дьякона Ефима Фёдорова. Записи велись постоянно. В конце года подсчитывалось число родившихся, венчавшихся, умерших по приходу в целом, с указанием по сословиям. Метрические книги с. Воспушка 1801 г. Запись о браке в начале 19 в. была совсем простой. «20 января. Вотчины графа Салтыкова д. Кобяков крестьянин Степан повторным браком понел (через «ять») девку той же вотчины д. Санина Федосью Петрову». Женихи назывались «крестьянин» и «отрок». Нет записей о том, кто совершал требы. 1802 г. «16 февраля. Отрок вотчины гр. Николая Ивновича Салтыкова деревни Норкина Иван Григорьев понел девку той же вотчины и деревни Марью Степановну», «ноября 1. вотчины гр. Николая Ивновича Салтыкова деревни Норкина отрок Самуил Иванов понел девку той же вотчины д. Ивачев Аксинью Иванову». Запись о смерти. «17 октября умер крестьянин Григорий Никифоров 95 л.». В 1804-1806 гг. священником прихода, согласно книгам, был Василий Петров, дьяконом – Пётр Ефимов, пономарём – Николай Иванов. О. Пётр скончался 25 октября 1806 г. В метрической книге написано: «Означенного приходу священник Василий Петров по исповеди и святых Таин причастия скончался и погребён при церкви по церковному чиноположению октября 27 числа священником села Кароваева (как в тексте) Николаем Егоровым, диаконом того села Воспушки Петром Ефимовым, дьячком Григорием Ивановым и пономарём Николаем Ивановым». Священнику было 60 л., умер от «горячки». До этого он служил, 16 сентября отпевал, а 12 и 16 октября крестил детей. До Рождества 1807 г. священник с. Короваева совершал требы, а с 1807 г. настоятелем становится о. Пётр Ефимов. Мы привыкли, что срок траура по близкому человеку 40 дней. Раньше он мог быть до году. Но уже в январе 1807 г. дочь о. Василия выходит замуж. «1807 г. Январь. Владимирской семинарии ученик бывшего Риторического класса Василий Соколов с девкой после умершего священника с. Воспушки Василия Петрова по добровольному их согласию и поучению о них из церкви указнаго обыска, который вписан (неразб.), оба 1 браком; сие таинство совершено было по церковному чиноположению в церкви; при венчании сего брака были поежане: той же Губернии и Епархии Юрьевской округи с. Луженскаго дьячок Николай Андреев. Таинство брака совершал священник с. Воспушки Пётр Ефимов с причётчиками своими». С 1807 по 1833 гг. священником прихода Иерусалимской иконы Божией Матери был отец Пётр Ефимов, дьяконом – Ефим Фёдоров. С 1833 по 1853 гг. служил о. Иоанн Сергеевич Давидовский. «Ревизские сказки 6 ревизии Священноцерковнослужителей г. Покрова Владимирской губернии 1811г». С. Воспушка. 1. Диакон Иван Егоров в 1797 г. за старостию от должности уволен и находится заштатным. 46/62 г. 2. Священник Василий Петров 48/ в 1806 г. ум. 3. Дьячок Григорий Иванов 18/34. 4. У него сын Иван 5. Панамарь Николай Иванов 32/48. 6. У него: 6/ с 1806 г. отослан в военную службу. 7. Василий. 5/ с 1806 г. отослан в военную службу. После 5 ревизии на убылые места поступили: 8. Священник Пётр Ефимов в (неразб.) г. произведён Суздальской семинарии из студентов философии в оное село во диакона, а в 1806 г. во оное село во священника, по 5 ревизии писан Покровской округи с. Никольского 35 л. 9. У него сын Иван 3 г. 10. Диакон Василий Васильев, в оное звание в 1807 г. произведён Владимирской семинарии из учеников Риторики, по 5 ревизии писан Покровской округи в с. Дубках при отце священнике Василье Маркове. 25 л.». Женщин в ревизии нет...
В «Ведомости о церкви Иерусалимской Божией Матери, что Покровского уезда в селе Воспушке, за 1853 г.» содержатся ценные сведения о храме. «1. Построена в 1772 г. тщанием помещика лейб-гвардии Андрея Дмитриевича Сабурова. 2. Зданием каменная с таковою же колокольнею, крепка. 3. Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Иерусалимской Богородицы; в приделе тёплом во имя Иоанна Многострадального; над трапезою тёплою во втором ярусе во имя Святителя и Чудотворца Николая. 4. Утварию достаточна. 5. Причта положено по штату: священник, диакон и дьячок. 6. Земли при сей церкви усадебной сколько десятин не известно; пашенной и сенокосной 33 десятины, плана и книги на оную землю не имеется; оною землёю сами священноцерковнослужители не владеют; а получают за оною от помещика генерал-адьютанта Сергея Павловича Шипова в год сто рублей серебром. 7. Домы у священноцерковнослужителей собственные деревянные на церковной земле. 8. Постоянного оклада не получается и имеют священноцерковнослужители собственные деревянные на церковной земле. 9. Зданий, принадлежащих к оной церкви, не имеется. 10. Расстоянием сия церковь от консистории в 65-ти от местного благочинного в 15-ти верстах. 11. Ближайшие к ней церкви: село Короваево в 9-ти, село Зиновьево в 8-ми, село Спасское в 10-ти верстах. 12 и 13. Приписной и домовой церкви не имеется. 14. Опись церковному имуществу есть, сделана в 1815 г. скреплена Владимирской Духовной Консистории присутствующим ключарём Иоанном Доброхотовым и утверждена печатью Консистории. 15. Приходнорасходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью консистории даны в 1839 году генваря 20 дня, ведутся исправно и хранятся в целости. 16. Копии с метрических книг с 1804 г. хранятся в целости. 17. Копии с Исповедных росписей с 1829 г. хранятся в целости. 18. В обыскной книге, выданной за шнуром и печатью Консистории, скреплённой членом Консистории иереем Алексеем Левитским, писанных 28, неписанных 74 остаётся. 19. Кладбище в особо отведённом месте находится. О причте означенной церкви. Священник Иоанн Сергеев Давыдовский дьячковский сын, по окончании курса во Владимирской семинарии был уволен с Аттестатом первого разряда с званием студента, 1834 г. марта 10 дня. Его Высокопреосвященством Парфением Архиепископом Владимирским и Суздальским и Кавалером посвящён во Священника на настоящее место, грамоту имеет. 45 лет. Жена его Ольга Петровна 45 лет. Диакон Иван Иванов Взоров священнический сын. По исключении из Высшего Отделения Владимирской Семинарии посвящён в 1822 г. мая 14 дня. Его Высокопреосвященством Парфением Епископом Владимирским и Суздальским Ковровской округи с. Усолья, Грамоту имеет. 1835 г. марта 8 дня переведён на настоящее место, Указ перехожий имеет.1845 г. августа 16 дня определён при означенной церкви ризничим.54 г. Служит хорошо. В семействе у него жена Екатерина Филипповна, 51 г. Дети: Иван Взоров, кончивший курс учения Владимирской Семинарии 2-го разряда в 1852 г. Того же года августа 6 дня посвящён в стихарь. 26 л. Занимается сочинением проповедей и сказыванием их в приходской церкви. Сын Ивана Ивановича Иван Взоров в 1913 г. обучался во Вл. Духовной семинарии, был участником выставки. Александр Взоров, обучается в среднем отделении Владимирской Семинарии на содержании отца. 18 лет. Пётр Взоров, обучается в высшем отделении Владимирского Духовного Уездного училища на содержании отца, 14 л. Ольга. 10 л.
В исповедных росписях 1850 г.: «Священник Иоанн Давыдовский, 42 г., Жена Ольга Петровна, 42 г. Диакон Иван Иванов, 51 г. Жена Катерина Филипповна, 40. Дети: Иван 22, Александр 14, Пётр 11, Ольга 7. В приходе с. Воспушка, сельцо Рождество, деревни Стенино, Становцово, Санино, Кобяки, Норкино. Сведения о моих родных, проживавших в д. Норкино: «Ефим Яковлев, 41. Василий Яковлев, 32. У Ефима жена Прасковья Васильевна, 40. Их дети: Арсений 21, Мавра 15, Матрона 12, Иван 10, Акулина 6, Яков 4. У Архиповых: Симеон 35, Яков 20. У Симеона жена Матрона Кузьминична, 42 (2 жена). Дети: Николай 12, Егор 9 (от 1 жены); Матрона 4, Мавра 3, Евдокия 6 мес. У Якова жена Агафья Васильевна 24 г. В приходе с .Воспушка крестьян 1613, 746 мужчин, 864 женщины, раскольников нет.
Метрические книги с. Воспушка 1857 год. В церкви служил священник Василий Сперанский... В 1850-е гг. браки чаще всего заключались в своей деревне, а также Воспушка-Жары, Кобяки-Евдокимцево, Рождество-Становцево, Рождество-Ючмер, Кобяки-Летово, Норкино-Грибово. В 1857 г. в приходе с. Воспушка родилось 43 мальчика и 36 девочек, незаконнорожденных 3 мальчика и 6 девочек. Заключено 26 браков, присутствуют браки повторные, в них вступали вдовы, вдовцы, отставной солдат... «В 1873 г. вышло новое расписание приходов и причтов Владимирской епархии, высочайше утверждённое 7 апреля 1873 г. По всем уездам Владимирской епархии были даны следующие сведения: названия приходов, церквей главных и приписных, приходских селений, число душ мужского пола в каждом селении, обще число душ мужского пола в целом приходе; состав причта, назначенный по штату и оставшийся вне штата, доходы причта.
В 1873 г. в Воспушковском приходе трудились «1 настоятель, 2 псаломщика»(«Расписание городских и сельских приходов, церквей, причтов Владимирской епархии». «В новом расписании (1873 г.) говорилось об обязанностях настоятеля, возрасте. Например, в сан священника не могли попасть лица моложе 30 лет, а из лиц, вдовых после первого брака или не бывших в браке из желающих остаться в безбрачном состоянии, возводить в сан священника и диакона лиц не моложе 40 лет. Перемещение священников возможно только по их собственному прошению. Церковно-административную единицу составлял целый приход. Приход делится между священниками равномерно, раз навсегда или каждогодно или каким другим способом. Внутреннее распределение деревень между церквями и населения между священниками могло изменяться по требованию обстоятельств. Текущими доходами и расходами заведуют помощники настоятеля с церковными старостами (…) Ответственность за неправильное ведение метрических книг и других церковных документов лежала на всём причте». В апреле 1878 г. «утверждён в должности церковного старосты: С. Воспушки крестьянин д. Сонина «О переименовании существующих в сёлах: Воспушке, Овчинине и др. базаров в ярмарки». Причт и староста Иерусалимской церкви с Воспушки и прихожане сёл Овчинина, Воскресенского, Панькова, Знаменского и погоста Андреевского (…) ходатайствуют о переименовании в ярмарки базаров, существующих: в с. Воспушке в 10 пятницу по Пасхе и 1 октября». Просьбу удовлетворили.
Первоначально церковь была несколько меньше. 16 июля 1900 г. по инициативе помещика и мецената Н. А. Балина был заложен новый придел во имя святителя Николая Чудотворца (см. «Владимирские Епархиальные Ведомости №3 1901 г.). Спустя год с небольшим престол был освящён. Об этом событии можно прочитать в статье «Торжество освящения нового придела при храме в селе Воспушках, Покровского уезда». Автор публикации – некто К. «23 сентября 1901 г. в селе Воспушках, Покровского уезда, происходило большое торжество – освящение нового придела при местном храме. История этого храма вкратце такова. До 1759 г. Воспушки, с соседними деревнями, принадлежали к приходу села Короваева, и некоторые из селений отстояли от храма более 10 вёрст. Ввиду этого помещица села Короваево П. В. Кузьмина в 1759 г. выстроила в селе Воспушках деревянный храм, который в 1771 г. сгорел, а в 1775 г. был построен помещиком Сабуровым уже каменный храм, к которому в 1841 г. на церковные средства и добровольные пожертвования пристроен был ещё придел. Но с течением времени, когда количество жителей в приходе значительно увеличилось, храм этот стал очень тесен и не мог уже вмещать всех молящихся. Давно уже причт и прихожане мечтали о расширении его, но не находили на это средств, но вот несколько лет тому назад Воспушенское имение было приобретено известным благотворителем Николаем Агискритовичем Балиным, который сразу же обратил внимание на крайнюю тесноту и неудобство храма и поставил себе целию расширить и украсить его. Он решил пристроить новый боковой придел, вместительностью на 600 человек, и расширил прежний придел, сравняв его по величине и форме с новым. Храм, таким образом, должен был значительно увеличиться и принять вполне симметричный вид. 16 июля 1900 г., с дозволения духовного начальства, была произведена закладка нового придела во имя святителя Николая Чудотворца (см. описание во ВЕВ №3, 1901 г.). Нынешним летом кладка этого придела была окончена, и 23 сентября происходило торжественное его освящение. Благодаря чудесной погоде и праздничному дню, в храме собралась со всей округи масса молящихся, но несмотря на это тесноты совершенно не замечалось: настолько просторен стал храм, благодаря сделанной пристройке.
Чин освящения совершал нарочно прибывший для этого из Владимира по поручению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Сергия протоиерей о. В. В. Косаткин, в сослужении с местным благочинным о. А. Аедоницким и ещё 5 местными священниками при пении архиерейского хора певчих под управлением регента г. Ставровского и местного хора, содержащегося на средства Н. А. Балина. В произнесённой по окончании освящения речи протоиерей о. В. В. Косаткин подробно и обстоятельно выяснил значение храма как при жизни человека, так и после его смерти, и значение подвига, совершённого устроителем храма. Засим последовала литургия, во время которой местный приходской священник о. А. Руфицкий в своём слове разъяснил присутствовавшим последовательно все акты только что совершённого чина освящения. По окончании богослужения всё духовенство и много приглашённых лиц отправились в дом Н. А. Балина, где был сервирован роскошный обеденный стол, за которым было произнесено несколько тостов и речей. Первый тост был провозглашён за здоровье Государя Императора и Государыни Императрицы, второй – за Высокопреосвященнейшего Архиепископа Сергия, третий и последующие за Н. А. Балина, его супругу и семью. В застольных речах выяснилась и характеризовалась непрерывная благотворительная деятельность Н. А. по украшению храмов, по постройке школ и библиотек, по устройству приютов и пр. Одним из доверенных лиц, г. Яковлевым, была высказана в самых тёплых словах глубокая признательность Н. А. от лица всех его служащих. Радушный хозяин ответил тостами за всех присутствовавших. Вообще обед прошёл очень оживлённо. Вечером всё имение Н. А. было красиво иллюминировано, и в заключение всего на пруде против его дома был сожжён блестящий фейерверк».
В газете «Владимирские епархиальные ведомости» (№9 1 мая 1900 г.) в разделе «Правительственные известия» говорится о награждённых орденом Св. Анны III степени, награда была вручена и «попечителю ЦПШ с. Воспушки, Покровского уезда, потомственному почётному гражданину Николаю Балину за учреждение в 1889 г. Воспушкинской ЦПШ и содержание её с того времени, с употреблением на это из собственных средств 6 640 р». Указ Св. Сигода от 31 октября 1899 г. за №1828 благословение без грамот: «почётному гражданину Н. А. Балину за пожертвование в церковь с. Воспушки, П. у., сосудов с полными приборами в 180 р.; старосте церкви с. Воспушки крестьянину сельца Рождества Василию Смирнову за пожертвование 500 р. на нужды церкви с. Воспушки». По просьбе Палестинского общества введено собеседование о Св. земле и о Палестинском обществе. В с. Воспушке это ввёл св. А. Руфицкий. Раз в полгода составлялись «Отчёты благочинных о состоянии церквей, причтов, кладбищ». Там есть информация и об обучении детей. «Отчёт о состоянии церквей и причтов 3-го округа Покровского уезда, за 1 полугодие 1906 г.
В ведомстве за 1 полугодие сего 1906 г. состояли следующие приходы: Кароваевский (как в тексте. – прим. авт.), Спас-Железный посох, Святковский, Алексинский, Омофоровский, Матренино-Андреевский, Воспушинский, Покрово-Вольгинский, Зиновьевский, Ельцинский, Дубковский, Беречинский и другие. Указом из Консистории от 18 января за № 1076 причт церкви с. Архангела из 3-го Покровского благочиннического округа перечислен в 1 благочиннический округ Владимирского уезда. Во всех оставшихся 17 (приходах) приходских церквей каменных 23, деревянных нет. Все они по внешнему и внутреннему благолепию более или менее исправны, церковной утварью, ризницею и богослужебными книгами снабжены в достаточном количестве, капиталы и процентные бумаги находятся в целости и хранятся в отделении Государственного Банка. Поступащие в церковный доход денежные суммы записываются в приходно-расходные книги своевременно. Библиотеки при церквах имеются и по возможности пополняются новыми книгами (...) Качеством и количеством книг отличаются перед другими библиотеками Кароваевская, Матренинская и Беречинская (...) Церковно-приходских попечительств в ведомстве нет. Богадельни имеются в селе Матренине и Омофорове, в 1-ой – 2 женщины, в последней – 4 старухи. Сторожки при церкви имеются и при них находящиеся сторожа, по отзывам священников и церковных старост, люди благонадёжные.
В церкви с. Воспушки в ночь на 24 апреля 1906 г. была произведена, через взлом алтарной решётки, кража денег до 150 р. из церковного свечного ящика, похитители доселе не обнаружены(…) села Кароваева (как в тексте) протоиерей Александр Аедоницкий – должность Благочинного; (…) священник с. Алексина Василий Преображенский – член благочиннического совета и священник с. Воспушки Александр Руфицкий – уполномоченный на съезды Епархиальный и Окружной». 12 февраля 1913 г. съезд отцов уполномоченных Владимирского духовно-училищного округа рассматривал прошение псаломщика с. Воспушки Василия Успенского об оказании пособия из епархиальных средств на содержание сына – ученика Владимирского духовного училища. Пособие оказано «из сумм, отпускаемых округом на вспомоществование беднейшим ученикам училища». Церковь до разорения осталась на полотне художника из соседней д. Санино. Храм был побелённым, кровля выкрашена в зелёный цвет, сияли золотом кресты.
Ещё в начале 1930-х гг. шла служба. А затем церковь вместе со страной взошла на свою Голгофу… Молча, онемевшая враз, без колоколов… «Первым сел 3 февраля 1930 г. священник Александр Михайлович Руфицкий, 1874 г.р., приговорённый по либеральности эпохи «всего к 3-м годам концлагеря». Для пожилых людей лагеря чаще всего кончались смертью (…) Сёстры Руфицкие (или сестра) продолжали учительствовать в Воспушинской школе». В 1937 г. 4 священника были репрессированы. «6 июня 1937 г. арестовали священника Владимира Петровича Рассудовского, 1877 г.р., приговорённого уже к 10 годам исправительно-трудовых лагерей». «30 августа 1937 г. был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» священник с. Воспушка Борис Сергеевич Недумов (1891-1937). Он родился в Москве, в семье священнослужителя, окончил духовную семинарию. Ко времени ареста «не имел определённого мест жительства». Расстрелян 13 октября 1937 г. 27 октября того же года посадили другого воспушинского батюшку – Ивана Петровича Ситнова, 1881 г.р. Он потянул тоже на 10 л». 4 декабря 1937г. арестован «Осия (Малиновский Михаил Васильевич), иеромонах. Родился в 1883 г. в Санкт-Петербурге. Из рабочих, образование начальное. 1914-1918 Валаамский монастырь, монах. 1918-1921 гг. тыловое ополчение г. Москвы. 1919-1930 иеродиакон подворья Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в Москве. Арестован 08/07/1930 за «антисоветскую агитацию» по с.58-10 УК РСФСР. Освобожден. Вновь арестован 07/10/1930 с обвинением "ведение среди церковников а/с работы и распространение слухов о предстоящем свержении советской власти, входил в состав нелегального монастыря". Приговор 10 лет ИТЛ с конфискацией имущества. Виновным себя не признал. Отправлен в Бутырскую тюрьму, затем переведен в Соловецкий лагерь особого назначения. Освобожден досрочно(?). Служение: Владимирская о., Петушинский р., д. Воспушка, иеромонах. Арестован 04/12/1937, осужден тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. по обвинению в контрреволюционной агитации. Приговор - высшая мера наказания – расстрел. Кончина 1937г. Московская о., пос. Бутово, "Бутовский полигон". Реабилитирован 07/04/1989 Прокуратурой Владимирской обл., 11/02/1993 Генеральной прокуратурой РФ»...
Историю создания церкви я не знаю, но, по рассказам моей бабушки Федосии и других старожилов, была она построена на деньги владельца имения. Имение было богатым. Его окружал роскошный рукотворный парк, а на реке были насыпаны два острова, на одном из которых располагались беседка и перекидной мостик через реку к имению. После революции 1917 г. в усадьбе была размещена коммуна, состоящая из людей пришлых. В течение последующих пятнадцати лет они растаскивали и разрушали усадьбу. А к началу коллективизации почти все уехали неизвестно куда. Окончательно же здания усадьбы и церкви были разрушены в 30-е гг., с созданием МТС. В церкви оборудовали ремонтную мастерскую, в алтарной части установили электродвижок, а ворота разрушили, чтобы было удобнее загонять трактора в храм. В тот день, когда ломали и снимали колокола, возле церкви собралось много народу. Пришли даже из других деревень, хотя никакого объявления заранее не было. Конечно, в основном в толпе стояли дети и старики, взрослые были заняты на работе в колхозе. К этому времени священника – отца Рассудовского – с семьёй и старосты Ивана Петровича Балашова уже не было в деревне. В одну из ночей их увезли в район органы НКВД. У старосты остались в деревне жена и двое детей, «без средств к существованию», как принято сейчас говорить. Позднее её взяли на работу санитаркой в бывшую земскую больницу здесь же, в Воспушке. На это судное жалование она и поднимала детей. Колокола сбрасывали поочерёдно, сначала те, что поменьше. Большие же предварительно разбивали. Руководил всей этой работой наш деревенский потомственный молотобоец- кузнец, в ту пору ещё совсем молодой парень. Некоторое время спустя из церкви стали выбрасывать и растаскивать книги и церковную утварь. Иконостас разрушили, когда сооружали МТС. Это были мои односельчане, парни 18-19 лет. Они строили новую жизнь и не ведали, что творили. Ну, а довершили разрушение представители следующих поколений, уничтожив кладбище, расположенное около церкви. На его месте были построены детский сад и несколько жилых домов»...
Два раза в части храма, оборудованном под котельную, начинался пожар. С 1996 г. в алтаре – котельная на газе. Здание усадебного дома дошло до нас с большими изменениями. Окна второго этажа были частично заложены кирпичом, фасады и четыре коринфские колонны обложены голубой и белой с рисунком плиткой… Белым остался портик, на котором частично сохранился вензель. В здании размещаются администрация, другие учреждения. Если выйти из дома и повернуть направо, то пойдёшь по дорожке, ведущей к прудам. Сохранилась аллея, частично – деревья вокруг прудов, рукотворный остров… Только после 2000 г. заговорили о передаче здания епархии. В мае 2003 г. в Воспушке официально зарегистрирован приход, в следующем году ему безвозмездно переданы в пользование здания храма и часовни. Храм на тот момент находился в аварийном состоянии: открытые оконные проёмы, отсутствие кровли, пола, разрушение кладки, не говоря о декоре и внутреннем убранстве… Старостой избрана Н. Абрамова. Были проведены несколько субботников, люди с риском для здоровья работали, вдыхая пары. Трудились и местные жители, и даже петушинцы. Сейчас началось восстановление храма. Покрыта часть кровли нержавеющим железом, строятся леса, из здания вынесен весь мусор. Решается вопрос о выводе котельной. Недавно в церковь вернулся один из прежних колоколов. Он не был самым крупным, поэтому при сбрасывании его не разбили. Сначала он использовался в качестве пожарного, а затем бережно хранился в семье Киселёвых. Теперь он вернулся в церковь, стал своеобразным мостиком.
«В с. Воспушка, где расположено созданное в январе этого года (2005 г.- прим. авт.) самостоятельное предприятие фермера Джона по заготовке кормов - ООО "Источник", - стоит полуразрушенная церковь. Кописки решил взяться за ее восстановление: - Собрали местный приход и предложили: вы начните с расчистки территории с граблями и лопатами. А у людей сразу вопросы: нужны деньги на это, на то. Так действует старый менталитет. Раньше была советская власть, теперь вместо нее я. Но все благие дела начинаются не с инвестора, а с инициативы». В субботу перед крестопоклонной неделей в 2008 году Воспушку посетил Архиепископ Евлогий, в храме, одетом в леса, прошло богослужение. Были также протоиерей Сергий Берёзкин и о. Владимир Кузин. На кровлю храма подняты кресты. Работы ещё предстоят большие, необходимо достроить завершение колокольни, отреставрировать храм внутри. В настоящее время храм приписной к храму Жён-Мироносиц в д. Крутово. Скоро зазвучат под древними сводами песнопения, отстроится храм, единственный в районе в стиле барокко, а его разорение будет фактом истории, трагическим, одним из многих… А Воспушка, как и раньше, станет называться селом, а не деревней.
Текст издания С. Н. Рябова "Воспушинское барокко. Из истории Иерусалимского храма. Д. Норкино" 2008 г. Моим родителям Галине Ивановне и Николаю Дмитриевичу посвящаю, автор.