Тайны старой церкви
Опубликовано: «Калужские Губернские Ведомости» (приложение к газете «Весть») №1 (7835)
Мы живём в посёлке Муратовский щебзавод. В двух километрах от него, возле деревни Большая Каменка, находится полуразрушенная церковь. Наши родители рассказывали, что она построена давно, но они не помнят, чтобы она работала. Сейчас, изучив эту тему, я сама могу рассказать о церкви. Занимавшийся изучением истории церквей Калужской области краевед Виталий Легостаев, как выяснилось, отслеживает лишь с XVIII века. да и вообще, сведений об истории этой церкви в краеведческой литературе содержится мало. Пришлось обратиться к данным библиотек, архива, воспоминаниям местных жителей.
В книге «Калужский уезд во времена Михаила Фёдоровича» 1894 года сказано, что «в 1628-1629 годах на Каменке, на правом притоке Яченки, её верхнем течении был погост с церковью Вознесения Господня, в 14 верстах от города Калуги (ныне село Каменка (Вознесенское)». Далее говорится о том, «что церковь была сожжена в войну» и не возобновлена к 1630 году. Вероятно, речь идет о восстании Ивана Болотникова.
В 1746 году деревянная «церковь Вознесения Господня уже была построена и находилась в вотчине Ивана Семёнова сына Корсакова». А еще три года спустя был издан указ Калужского духовного правления о строении новой церкви «по прошению капитана Александра да Андрея Васильевых детей Римских- Корсаковых (в Подгорном стане) в селе Вознесенском вместо ветхой церкви».
Тут нужно сделать несколько пояснений. Итак, Каменка стала называться Вознесенским (по имени храма). А здешними землями владеет семейство помещиков Римских-Корсаковых, дворянский род которых известен с XIV века.
Из книги «Описание и алфавит к Калужскому атласу» за 1782 год узнаем, что село стало называться Лазоревское. Почему так, выяснить не удалось.
Как выглядели церковь и строения рядом с ней? Опять обращаемся к архивным документам. В «Клировых ведомостях о церквях Калужского уезда и стоящих при них приходах и причтах» читаем, что в 1867, 1890, 1900 годах церковь была деревянная, крыша окована железом, здание крепкое. На церковной земле находились два деревянных дома: один для священника, другой для псаломщика, а также домик сторожа. В 1905 году «церковь деревянная была холодная, ветхая, ограды нет. Время освящения престола в честь Вознесения Господня не известно».
В 1916 году записано, что «в 1912 году на средства прихожан и иноприходных благотворителей построено здание каменное с таковою же колокольнею в одной связи, крепка, крыта железом. Имеет 3 придела: главный престол в честь Вознесения Господня, боковые – в честь Казанской иконы Божией Матери и великомученика Георгия Победоносца. Среднее количество церковных земель 2209 квадратных сажень». Рядом - «старая деревянная церковь на каменном фундаменте, ветхая, крыта железом. Службы в ней не ведутся. Деревянная церковная сторожка на каменном фундаменте, покрыта железом».
Таким образом, история церкви Вознесения Господня начинается ещё задолго до 1630 года.
Церковь была закрыта в 1929 году.
Во время войны 1941-1945 гг. почти все купола обрушились от бомбёжек. На стенах не сохранилось росписей, нет пола, окон, решёток. Те, кто помнит церковь неразрушенной, свидетельствуют, что ещё во время войны на стенах были красивые и яркие росписи, на полу лежала жёлтая плитка с синим орнаментом. В конце прошлого века «черные копатели» в поисках драгоценностей исковыряли стены, перекопали пол, и сейчас он весь в ямах, в стенах – углубления.
С церковью связано много таинственных историй. Существует легенда, что после революции священнослужители спрятали в стенах и подвалах церкви много утвари из драгоценных металлов. Но тем, кому удавалось отыскать иконы и другие церковные предметы, по рассказам местных жителей, это не приносило счастья. Старожилы рассказывают, что однажды в самый высокий крест на колокольне ударила молния, местный житель подобрал его и поставил на могилу своей жене. Через несколько дней он сам умер.
Алёна Рыбалченко, ученица 8-го класса средней школы № 41 г. Калуги.
Источник: http://www.vest-news.ru/article.php?id=21501