ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Польцо. Церковь Михаила Архангела.


Польцо. Церковь Михаила Архангела
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Михаила Архангела
Год постройки:1910.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Владимирская область, Муромский район, с. Польцо

Координаты: 55.768268, 42.226706
Проезд:Из райцентра Муром 31 км по трассе Р76 на Гороховец до указателя "Музей Некрасова Н.А., 21", поворачиваем на восток, проезжаем д. Ожигово и 11 км до развилки, поворачиваем направо по указателю с нарисованным на нём молоковозом, 2 км до с. Польцо



Церковь Михаила Архангела, Вид с юго-востока<br>, Польцо, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Вид с юго-востока
Олег Щёлоков
22 июля 2006
Церковь Михаила Архангела, Южный фасад<br>, Польцо, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Южный фасад
Олег Щёлоков
22 июля 2006
Церковь Михаила Архангела, Фрагмент наличника окна. Северный фасад<br>, Польцо, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Фрагмент наличника окна. Северный фасад
Олег Щёлоков
22 июля 2006
Церковь Михаила Архангела, Фрагмент цоколей юго-западного угла церкви<br>, Польцо, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Фрагмент цоколей юго-западного угла церкви
Олег Щёлоков
22 июля 2006
Церковь Михаила Архангела, Апсида<br>, Польцо, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Апсида
Олег Щёлоков
22 июля 2006



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  25 сентября 2019

Освящение единоверческаго храма в селе Польцо, Гороховецкаго уезда

Деревня (с 29 дек. 1910 г. село) „Польцо", Гороховецкого уезда, расположенная на левом, низменном берегу реки Оки, состояла в приходе села „Упраздненной Перемиловой Пустыни", Муромского уезда, находящегося на правом берегу. Такое неудобное положение было причиной того, что жители Польца, не имея возможности бывать в своем приходском храме, особенно в весеннее время, когда все шестиверстное пространство между деревней и приходским храмом заливается водой, постепенно охладевали к своему храму и церковную молитву заменяли молитвенными собраниями в частных домах. Этим воспользовались старообрядцы, — и Польцо сделалось центром старообрядчества — „Спасовщины по малому началу". Покровители старообрядчества, — Лаптев и Новиков, — дали средства устроить здесь „моленную", при которой был поставлен и „наставник".

Епархиальный Миссионер, о. Александр Акципетров, много раз посещал деревню Польцо и вел здесь беседы с представителями старообрядчества, разъясняя пагубность пребывания в удалении от церкви православной. Посеянное семя взошло. Польчане в апреле месяце 1905 года, в количестве 800 душ обоего пола, подали прошение Владимирскому Епархиальному Начальству о принятии их в лоно Православной церкви на условиях единоверия. Более пяти лет они ждали исполнения своей просьбы. Сколько за это время пришлось им претерпеть нравственной, душевной муки от врагов православия, старавшихся всеми силами удержать их от соединения с церковью!..

«В январе 1910 года о. Епархиальным миссионером изысканы средства на постройку величественного деревянного храма с домами для причта в д. Польце, Гор. у. Эти средства даны известным благотворителем фабрикантом Смирновым, построившим в 1908 г. очень ценный храм с причтовыми домами в д. Таранове, того же уезда. Летом сего года храм в д. Польце будет готов к освящению. Дело об открытии в д. Польце самостоятельного единоверческого прихода представлено Епархиальною властью Св. Синоду. Жителям д. Баландина, Горох. уезд., разрешено в своей деревне построить православный храм; старообрядцам д. Зименок разрешено войти в состав единоверческого Тарановского прихода; причту с. Растригина, Гор. у., предложено в домах жителей дер. Новца совершать богослужение по единоверческому чину; жителям дер. Радилова, а равно и соседних с этой деревней селений разрешено обращаться за исполнением религиозных треб к единоверческому причту с. Ивонина, Суд. уезда» (В. Е. В. № 20-й. 1910 г.).

В июле месяце 1910 года последовал от Св. Синода указ — открыть самостоятельный приход в деревне Польце, при чем объявлено было, что причту нового прихода на содержание назначено жалованье от казны 525 руб. в год (священнику 393 р. 75 к. и псаломщику 131 р. 25 к.). К этому времени о. Акципетровым уже изысканы были средства на постройку храма: Московский фабрикант А.В. Смирнов дал около 17000 руб. и заводчик М.Ф. Яковлев — 3000 руб. Быстро закипела работа... К декабрю месяцу был выстроен величественный деревянный храм и дома для причта, приобретена необходимая утварь. Епархиальное Начальство избрало священника для нового прихода. Избранным оказался Е. Пайков, родом — крестьянин, 53 лет, бывший раньше поборником старообрядчества „бегунского толка“, потом принявший православие и 13 лет служивший помощником Владимирского Епархиального миссионера. Освящение новоустроенного храма в Польце, в этом глухом, сильно зараженном старообрядчеством, углу Владимирской Епархии, Высокопреосвященному Архиепископу Николаю благоугодно было поручить Преосвященному Евгению, Епископу Муромскому.

Освящение храма назначено было на 29-е декабря 1910 г. Преосвященный Епископ Евгений 28 числа утром в сопровождении миссионера о. Акципетрова, диакона Вознесенской гор. Мурома церкви И. Погостовского и иеродиакона Ефрема, отправился на лошадях из Мурома в Польцо. Путь лежал мимо села Борисова, Муромск. уез. Владыка заехал в это село, намереваясь обозреть храм его. Но так как при храме встретили Архипастыря в множестве собравшиеся прихожане храма, то Владыка прежде обозрения, в сослужении местного священника о. В. Владычина и сопутствующих ему лиц, совершил молебное пение Пресвятой Богородице, во имя которой построен храм. В конце молебна Владыка обратился к присутствовавшим с словом назидания. Обратив внимание на благолепие недавно устроенного храма, Владыка убеждал слушателей не менее заботиться и о благолепии души своей, храма Духа святого: не весте ли яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас, говорит св. Апостол Павел (1 Коринф. 3 гл. 16 ст.)... Любовь к Богу, любовь к ближнему, чистота сердца соделывают человека достойным быть храмом Духа Божия... Преподав затем каждому из собравшихся архипастырское благословение, осмотрев храм и посетив дом священника, Владыка отправился в село Благовещенское. Здесь, по установленной встрече, Владыка слушал всенощное бдение, совершенное о. Акципетровым, выходил на литию и величание и всех богомольцев, собравшихся в очень большом количестве, сам помазал свящ. елеем. По окончании службы обратился с речью к присутствовавшим, похваляя их усердие к молитве. Прошел затем в дом местного настоятеля, протоиерея И. Виноградова и остался здесь на ночлег.

Утром 29 числа, в 7 часов, Владыка отправился в д. Польцо. Побыв немного времени в доме о. Е. Пайкова, в 8 час. 15 м. Владыка прибыл в новоустроенный храм. Навстречу Архипастырю вышли собравшиеся к торжеству освящения храма — о. Благочинный Единоверческих церквей, протоиерей гор. Иваново-Вознесенска А. Богословский, о. А. Акципетров, местный священник о. Е. Пайков и священники единоверческих сел — Таранова о. Гневашев и Семеновки — о. Цветков. По облачении в святительские одежды, Владыка совершил освящение новоустроенного храма по древнему чину, руководствуясь Патриаршим потребником, при чем возложил на престол древний антиминс со св. мощами времен патриарха Иоасафа I (1637). По окончании освящения храма, Владыка говорил поучение о значении храма для христиан; затем совершил Божественную литургию с соблюдением всех особенностей, положенных в старопечатном, времен патриарха Иоасафа, „Служебнике или Чиновнике“.

Небывалое в округе Архиерейское служение привлекло такое множество богомольцев не только из ближних, но и из дальних приходов, что очень обширный храм не мог всех вместить. В числе богомольцев не мало было и зрителей старообрядцев, которые не обратили внимания на наказ своих „наставников", что они, „от сонмища ижденут всех, кто хотя бы любопытства ради пойдет смотреть освящение храма". Торжественное и истовое совершение богослужения, стройное пение двух хоров певцов — единоверцев произвели на всех собравшихся глубокое впечатление и вызвали у многих слезы умиления.

С необыкновенным вниманием выслушаны — прочтенные после за причастного стиха о. Цветковым по „прологу" поучение „о милостыне" и по окончании литургии речь Архипастыря, в которой он раскрыл значение доброго дела, совершенного для жителей Польца храмоздателем А.В. Смирновым, благословил представителя храмоздателя, бывшего на торжестве управляющего его фабрикой П.Л. Воробьева иконой св. Архистратига Божия Михаила, во имя коего посвящен храм, и просил передать св. икону в благословение А. В-чу. Затем Владыка долго-долго преподавал Архипастырское благословение собравшемуся на торжество народу.

Благословивши всех до единого, проследовал в дом о. Пайкова, где от храмоздателя была предложена трапеза. В четвертом часу Владыка вышел из дома и, напутствуемый сердечными пожеланиями благополучного долголетия и счастливого пути, отправился в гор. Муром, куда и прибыл около 8 часов вечера.

Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 8-й. 1911



Комментарии и обсуждение


Единоверческая. Построена на средства потомственного почетного гражданина А.В. Смирнова после 1898 г.
А у меня сохранилось евангелие из этой церкви, еще одно хранит мой брат. Все остальные сгорели при пожаре дома Егоровой Федоры Егоровны
3 марта 2013.