«И узнал я, что не всё вокруг торфоразработки, что есть за полотном железной дороги - бугор, а за бугром - деревня, а деревня та - Тальново, испокон она здесь, еще когда была барыня-«цыганка» и кругом лес лихой стоял. А дальше целый край идет деревень: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово - всё поглуше, от железной дороги подальше, к озерам. Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий», - писал в свое время об этих местах недавно ушедший из жизни А.И. Солженицын в рассказе «Матренин двор». Если бы он продолжил список деревень еще буквально парой названий, то, возможно, было бы упомянуто и село Нарма, находящееся в самом глухом углу Мещерского национального парка; если бы автора, конечно, не смутило происхождение названия - оно у села неславянское, финно-угорское. Это, впрочем, относится и ко многим другим названиям тех мест: реки Нуксор, Мокшур, Насмур, Чустур, Пынсур, Шершул. Река Нарма также протекает в тех краях, но по другую сторону границы Владимирской области - по территории Рязанской области, т.е. село Нарма не стоит на реке Нарме. Впрочем, не будет лишним заметить, что территория южной половины Мещерского национального парка издревле входила в состав Рязанской губернии. Лишь в 1926 г. во вновь образуемый Гусевский уезд Владимирской губернии из состава Рязанской были переданы Палищенская волость и 24 селения Тумской волости со стеклозаводом им. Рабочего А.А. Зудова. Даже говорят в тех местах по-другому, т.е. там нет владимирского неполного оканья - это уже зона акающих говоров.
Дорога до Нармы асфальтированная, неплохого качества. Но само село Нарма сейчас не существует. От села осталось несколько полуразобранных деревянных домов (может, даже правильнее будет сказать «срубов»), на одном из которых еще каким-то чудом держится вывеска, извещающая, что когда-то здесь был ФАП (фельдшерско-акушерский пункт), да церковь с кладбищем, поглощённым лесом. Церковь стоит на краю поляны, на опушке леса. По размеру храм очень большой, он ничуть не похож на привычные сельские церквушки - строился он с размахом. Любопытна одна плитка на полу в притворе с надписью «Общество Бергенгеймъ Харьковъ» - издалека возили материал. Когда-то здесь все было по-другому. Здесь проходила Старая рязанская дорога, здесь были стекольные заводы. Край процветал.
Все изменилось после Октябрьской революции. 30 октября 1929 г. был арестован священник Нармской церкви Иссононов Петр Васильевич, родившийся в 1868 г. в с. Дурное Рязанской области, и осужден на 3 года ссылки.
Храм был закрыт в 1935 г. за долги по оплате налогов. Известно, что 8 мая 1933 г. ВЦИК дал указание председателю Гусевского РИКа: «По препровождаемой жалобе церковного совета Крестовоздвиженской церкви с. Нармы, пересмотрите налогообложение церкви в порядке, установленном циркуляром НКФ № 68, и результаты объявите жалобщикам». Была просьба к ВЦИК о перерасчете от церковного совета и в 1934 г. А тем временем 22 марта 1934 г. на заседании президиума Гусевского РИКа слушали ходатайство РИКа о расторжении договора, т.к. долг церковной общины по оплате налогов за 1932, 1933 и 1934 гг. равнялся 5586 рублям (т.е. 1578, 401 и 2605 рублей за указанные выше годы соответственно); видимо, без пеней, т.к. по данным Нармского сельсовета сумма к оплате на январь 1934 г. превышала 7 тысяч (5 тысяч пеней и недоимок и более 2 тысяч за 1934). Прихожанами в 1934 г. было уплачено 2650 рублей, из которых только 500 рублей пошло на погашение основного долга, остальное - на пени и другие недоимки.
Согласно постановлению Президиума ВЦИК «О религиозных объединениях» от 1929 г., после расторжения договора с одной общиной верующих храм должен быть передан другой общине при условии, что последняя оплатит все накопленные долги и выполнит некоторые другие условия. Естественно, что в глухом селе на окраине области никакой другой общины, кроме имеющейся, не могло быть. Это означало, что речь шла не о расторжении договора, а о ликвидации церкви, по терминологии того времени, т.е. о прекращении использования церкви для религиозных нужд. Поэтому 9 апреля 1934 г. ВЦИК высылает в райисполком ответ, в котором напоминает порядок ликвидации церкви: требуется ходатайство населения о закрытии, план дальнейшего использования церкви, проект переустройства и смета с указанием, за чей счет производятся работы, информация о ближайшей церкви, кроме того справка о дате постройки ликвидируемой церкви либо ее фотография. 21 августа того же года Гусевский РИК высылает в облисполком данные о сумме долга и о ближайшей церкви - в с. Палищи, якобы на расстоянии 10 км (в действительности даже по прямой, т.е. через лес и болота, - 15, а по дороге - более 20 км). 14 сентября 1934 г. облисполком расторгает договор, что в данном случае означало ликвидацию церкви. 4 ноября верующие шлют ходатайство во ВЦИК, в котором напоминают про 2650 рублей, уплаченные в 1934 г., заявляют, что закрытие церкви «не ведет к полному уничтожению религиозных наших настроений» и будет только причиной увеличения расходов времени и денег при отправлении обрядов в другом приходе, и просят «сложить пени и недоимку». По всей видимости, копия ходатайства была направлена и в облисполком, т.к. 11 ноября, т.е. почти одновременно, последний направляет все материалы по церкви, включая свое постановление о расторжении договора, во ВЦИК. И 1 апреля 1935 г. тот запрашивает Гусевский РИК о сумме долга и судьбе церкви в случае, если не будет другой двадцатки. Согласно закону, постановления о ликвидации церквей выносились облисполкомами; в случае когда верующие опротестовывали закрытие, дело автоматически передавалось во ВЦИК. Т.к. с 25 января 1935 г. село Нарма стало входить во вновь образованный Курловский район, то отвечал РИК этого района, и отвечал он, что сумма долга на 1935 г. - 7477 рублей, а церковь предполагается переделать в ШКМ, ибо стоит она на границе Нармского и Вырытовского сельсоветов, в которых насчитывается 413 дворов с 2734 жителями. Любопытно, что ходатайства верующих так и не появилось; как было сказано выше, 22 марта 1934 г. ходатайствовал Гусевский РИК перед Президиумом Гусевского РИКа. В итоге 16 августа 1935 г. ВЦИК выносит заключение: т.к. есть утвержденный облисполкомом указ от 14 сентября 1934 г. о расторжении договора, т.к. сумма недоимки 7477 рублей, и в своей жалобе верующие недоимку признают, а от уплаты отказываются, прося сложить пеню, и т.к. есть действующая церковь на расстоянии 10 км, то договор расторгнуть и … передать церковь другой общине.
Дальнейшая судьба храма прослеживается недостаточно четко. В книге «Владимирское лихолетье: Православная церковь на Владимирщине в годы безбожной смуты» священник Аркадий Гоглов пишет, что в этом селе до 1958 г., до своей смерти, служил священником его дед Аркадий Павлович Владыкин, у церкви же, у алтаря и похороненный, перенесший в годы гонений на Церковь много испытаний, проведший 7 лет в сталинских лагерях и вернувшийся из них в 1947 г. В вышеуказанной книге подробно описана его жизнь. Соответственно, либо храм все-таки не был закрыт в 1935 г., либо его открыли вскоре после закрытия. Может, прихожане изыскали эту огромную сумму для уплаты недоимок. Не исключено, что сыграла свою роль формулировка ВЦИК о «расторжении договора», вместо «ликвидации церкви». Последнюю гипотезу в какой-то мере косвенно подтверждает то обстоятельство, что в своей книге А. Гоглов называет эту церковь Казанской, в то время как в документах 1933-1935 гг. она значится Крестовоздвиженской. За 10 лет до о. Аркадия (Владыкина) в селе «служил великий подвижник земли владимирской, исповедник, прозорливец и целитель Петр Великодворский (Чельцов), ныне прославленный в лике святых. Более 60 лет у престола Божия служил он Господу и претерпел за Него 15 лет заключения в лагерях и ссылках». Последний раз был арестован в возрасте 63 лет 18 июня 1949 г. и осужден на 10 лет лишения свободы.
Видимо, в 1966 г. церковь снова закрывают - как оказалось, навсегда. Во Владимирском областном архиве сохранились документы, отразившие некоторые подробности борьбы прихожан за храм. В марте 1967 г. было ходатайство прихожан в Гусь-Хрустальный райисполком об открытии церкви. Среди подписавшихся Терентьева, Строгина и другие - всего 11 человек. Представителями власти «при выезде на место было им дано подробное разъяснение, что исполком райсовета не может удовлетворить их просьбу, т.к. церковь закрыта по просьбе граждан в связи с утуханием прихода». Верующие не теряли надежду: в конце октября следует новое заявление, но и на этот раз безуспешное. Сохранился документ от 30 ноября 1967 г., поставивший точку в этой истории. Привожу его дословно, с сохранением авторского стиля. «Заместителю председателя Гусь-Хрустального райисполкома трудящихся т. Антипову Ивану Васильевичу. Нармский сельский Совет сообщает Вам, что полученная (получена. - А.Е.) жалоба по сообщению исполкома райсовета от гражданок, проживающих в Нармском с/совете на открытие или реставрации церкви, находящейся в с. Нарма. При опросе гражданок из 10 человек, которые были Вами упомянутые, подписали жалобу 5 человек, 2-е категорически отказались от подписи. Оставшиеся 3 человека неграмотные и по просьбе их посторонних лиц в росписи не было. Подписи подписаны в жалобе ранее состоявшими в двадцатке, в настоящее время пенсионеры колхоза по старости т. Фомичева С.И. ранее была старостой, Терентьева П.И., Заморова П.Д., Блаженнова и Климова членами двадцатки, которые пишут от безделья. Много им было разъяснено, что церковь в с. Нарма открываться не будет и реставрации никакой не будет. Церковь с. Нарма закрыта по решению областного Совета депутатов трудящихся. Председатель сельского Совета Куликов».
В 1990-е годы ходили слухи о возможности создания здесь скита, но этим планам не было суждено сбыться. Сейчас храм медленно, но неуклонно разрушается. Иконостаса в храме, естественно, нет. В некоторых местах пол провалился. Самым же большим несчастьем для храма является пришедшая в негодность кровля - дождевая вода делает своё дело, нанося, пожалуй, самый большой урон зданию.
19 марта 2009 г. в областной владимирской газете «Призыв» была опубликована статья о том, что Нарма, возможно, является местом захоронения Евпатия Коловрата, доблестного защитника Русской земли от орд Батыя. Будем надеяться, что эта гипотеза увеличит интерес к селу Нарма.
ГАРФ. Д. Р-5263. Оп. 1. Д. 692. Л. 207; Д. 712. Л. 1-23; ГАВО. Ф. Р-3789. Оп. 1. Д. 2949. Л. 196, 199, 218. Ершов А.Л. Судьба церкви в селе Нарма // Записки владимирских краеведов. - Владимир: Транзит-ИКС, 2010. - С. 91-96.