ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Большие Поля. Церковь Казанской иконы Божией Матери.


Большие Поля. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Казанской иконы Божией Матери
Год постройки:1898.
Адрес:
Ленинградская обл., Сланцевский р-н, с. Большие Поля

Координаты: 59.155537, 28.077208



Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Большие Поля, Сланцевский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
11 февраля 2017
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Большие Поля, Сланцевский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
11 февраля 2017
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Вид с юго-запада<br>, Большие Поля, Сланцевский район, Ленинградская область
Вид с юго-запада
Н. и Е. Андрущенко
17 сентября 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Обмерный чертёж Аплаксина А. П. начала XX в.  из фондов Музей при Российской академии художеств. (ГК № 41112448)<br>, Большие Поля, Сланцевский район, Ленинградская область
Обмерный чертёж Аплаксина А. П. начала XX в. из фондов Музей при Российской академии художеств. (ГК № 41112448)
Дмитрий Волохов
1 июня 1901



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  28 мая 2006
Первоначально была построена в несуществующем ныне селе Низы, в 1941 закрыта, в 1946 возвращена Церкви, в 1954 перенесена на нынешнее место и открыта.

Анонимный участник  27 апреля 2010

Никольский монастырь и храмы в Полях

Город Сланцы основан в 1930-м году на месте древнего Никольского погоста в местности Поля. От погоста ко временам атеизма сохранялись два храма и кладбище при них. Внехрамовое кладбище располагалось в четверть версты к западу от храмов, на перекрестье дорог. В левобережье реки Плюссы (встарь писали «Плюсы»), в Больших Полях, находилось Старое лютеранское кладбище в обрамлении древних курганов и жальников, где хоронили редких на севере Гдовщины иноверцев. К 1917 году уезд насчитывал уже 207 тысяч населения, из которых 45 тысяч составляли эстонцы. Пришлая из-за Наровы диаспора составляла значимую экономическую силу и стояла на пути капитализации в большей степени, чем русская крестьянская община. Эстонцы селились исключительно по хуторам, где в итоге более целесообразного разверстания земель обеспечивалась большая производительность труда, чем в деревенской общине. Миграция из-за Наровы инициировалась реформой 1861 года, когда прибалтийцам отменили ценз оседлости и появилась возможность избежать «баронского гнета» — немецкого и прочего дворянства, которого было в изобилии по всей Прибалтике. Никольский монастырь в Полях основан при Плюсских бродах и неудобьях. В пределах современного города Сланцы существуют труднопроходимые речные пороги, о чем свидетельствует факт местной топонимики — д. Подпорожек. Зажатые плитняковой тесниной воды Плюссы несутся с бешеной скоростью, не давая отчаянному гребцу справиться с напором. В районе мыса Зеленая Роща стремнина чуть ли не обнажает огромные камни, преодолевая исключительно опасные перекаты. На них находчивые местники соорудили каменный закол – брод для ловли лосося, угря и прочей рыбы, которую ловили встарь возами. При этом броде в камне вырублено место для указующего костра. Не случайно, по Плюссе в этих местах существовал бурлацкий промысел проводки судов. Он исчислялся меньшим числом проведенных судов, чем аналогичный промысел на реке Нарове. Это объясняется большей сложностью плюсского фарватера, фактически, отсутствием такового у указанной Рощи. Дата основания Никольского монастыря — 1424 год. Она удивительным образом совпадает с датой начала строительства Гдовской крепости. Об этом было известно из надписи на несохранившейся иконе Святой Троицы, что находилась в Дмитриевском соборе Гдова.

Из надписи явствовало, что «В 1424 году начата строиться крепость в городе Гдове и окончена 1 ноября. Укреплена в 1434 году валами. Оную строили 300 человек пскович, заплачено за работу им 300 рублей и над висячими воротами Псковскими поставлена была сия икона Святой Троицы, которая и принесена в 1540 году в Дмитриевский собор». Указанное совпадение дат может свидетельствовать о некой единовременной стратегическо-колонизационной акции Пскова на самом севере псковских земель. Псковская церковная власть утверждала в пограничье, в местной, отчасти финской среде, изрядный анклав Православия, что являлось обычной практикой тех времен. Аналогично поступал и Великий Новгород, приблизительно в это же время XV века. Им возведен силами монахов некоего Рождества Богородицы Лисицкого монастыря деревянный храм во то же Имя Рождества Богородицы в погосте Пенино. В погосте располагались военно-таможенные службы, сидел управитель места, подчинявшийся напрямую Москве, минуя сам Новгород. Таможенная ловкость местных властей вызывала неудовольствие шведов — когда те стали по реке Луге и реке Пяте. Утверждение монастыря в Полях собственно создало поля в буквальном понимании этого слова. – Лес нещадно вырубали для строительства Иван-Города, который был основан для нужд «наровского плавания» Иоанном III - Грозным. Современные историки зовут Грозным его внука — Иоанна IV, построившего в завоеванной Ливонии 80 православных храмов. Основание Иван-Города — 1492 год. Тогда и появились многочисленные деревни под названием Поля. Из них недавняя история сохраняла память о Полях Тепликовых, Ковригиных, Павловых и Полях при сельце Кроймость (вдоль реки Кушелки, правого притока Плюссы).

В местности Старополье (на восток от современного города Сланцы) были после известных конфискаций земель обеими царями Иванами размещены т.н. «поместчики-пятиобежники.» Они являлись новоявленными жителями Иван-Города, чаще военного звания (праобраз северо-западного казачества). Набирались эти поместчики из окрестного люда незнатного происхождения, ибо бояр псковоновгородских московские государи сводили (ссылали) в срединные уезды государства. Особо непокорные были уничтожены вместе с семьями и челядью. Из самого названия видно, что в Старополье с незапамятных времен активно рубили лес. И здесь образовались какие-то Поля (отсюда собирательное название местности «Старополье» уже в 1498 году; уже тогда «поля» существовали и были «старыми»). Никольский Польской монастырь — старейший к северу от Пскова. Ранее его основана лишь Спасо-Елеазаровская обитель (XIII век). Храмоздателем монастыря стал псковский посадник Николай Павлович, который, очевидно, курировал работы и в Гдовской крепости. Между тем, «Гдовский городок» упоминается псковскими летописями еще под 1323 годом. Академик А. Н. Кирпичников считает, что Гдов был основан и вовсе не позже 1300 года. На въезде же в город стоит стела с датой — 1431 год. Для несведующих в истории – полная неясность. — Предоставим досужим спорить о дате основания города. Нас даты могут интересовать только в плане их совпадения, а совпадают даты, касательно 1424 года. Первыми настоятелями монастыря были архимандрит Пахомий и игумен Иннокентий. Всего до времен упразднения монастыря в 1736 или 1737 году в Полях настоятельствовало 20 игумнов и 2 архимандрита. Часть из них покоится в нашей земле, оскверненной строениями по храмовым и кладбищенским местам. От такого расположения жилищ счастья не будет. — Так гласит народное поверье. До времен упразднения монастырь существовал 312 лет. В XVI веке близ монастыря существовала деревня Карпино, являвшаяся монастырской вотчиной. В Клировой ведомости 1866 года крестьяне Карповщины указаны еще «Его Величества Константина Николаевича».

Автор 1885 года вспоминает, что деды тогдашних жителей ходили обрабатывать «архиерейские полоски» — монастырскую, к тому времени Гдовского Никольского монастыря землю. Принадлежавшие Великим князьям указывались в XIX веке деревни Карповщина (при церкви), Свиридово (при церкви), Подкино и Вязовое. Примечательно, что вплоть до самой Революции крестьяне указанных деревень указывались в Клировых ведомостях «великокняжескими». — Такова была сила храмовой традиции. Деревни входившие в XVI веке в Никольский погост полностью или частично являлись принадлежностью различных храмов и монастырей. Пустошь Поткино (бывшая деревня Подкино) была совместным владением «Николского монастыря Полского, да Николского монастыря изо Гдова, да Офонасьевского девича монастыря, да Дмитрея Святого изо Гдова» — «значительное присутствие гдовского компонента». Деревня Карпино (старая деревня Карповщина, к югу от храмов) принадлежала ввиду исключительной близости монастыря только ему. Кроймость по реке Кушелке с некими Полями имела множество владельцев, в том числе представителя известной тогда династии Скудиных. Скудин Александр Семенович владел в Кроймости двенадцатью пустошами «да вопче» с церковными владельцами еще двенадцатью пустошами. Частью владельцами деревень были псковские церкви из т.н. Довмонтовой Стены. Эта Стена – своеобразная административно-храмовая структура при псковском Кремле, который называется «Кром». Церкви-владельцы с Крома: цц. Воскресения Христова, Святого Афанасия и Святого Егория. Гдовскими владельцами были: церковь Святого Дмитрия Солунского и Афанасьевский девичий монастырь. Само собой, тут же совладел и Никольский Польской монастырь. Пустоши вместо населенных дворов могли образоваться в результате боевых действий, повальной болезни или по другой причине. Впрочем, факты говорят о значительной освоенности места ко времени составления псковских писцовых книг времен Скудина. Скудины владели рыбными ловлями на Нарове, Кушельских озерках и, очевидно, на Плюссе. Во Гдове у них было жилое место и лабаз - склад и торговля в одном месте. Есть лабаз в смысле «солельня» (рыбы), а есть в смысле «мучная и крупяная лавка» (Даль). Наличие стольких церковных владельцев вокруг Польского монастыря говорит о значимости места для Пскова, Гдова и псковской церковной власти. Монастырь был форпостом Гдова, а тот в свою очередь был форпостом Пскова. Псков иногда именовали даже в официальных документах младшим братом Великого Новгорода. Налицо приграничная военно-церковная инфраструктура, включавшая в себя: Иван Город, Ям, Копорье, Поля, Пенино, Ложголово, Старополье и несколько т.н. «сиженей» — воинских поселений с какими-то храмовыми местами. В ряду Сиженей известны; Большое (современная деревня Нагинщина), Архангельское (современное село Сижно), Васильево (близ деревни Монастырек) и «Песье Офоносово Седенье» (село Песье на озере Самро). Новгородская военно-церковная инфраструктура (очень большая по составу храмовых земель) известна по новгородским писцовым книгам конца XV века в среднем Полужье. Здесь русскими создавался настоящий «Православный буфер перед лицом экспансивного папства». Антипапские настроения в средневековой Руси были чрезвычайно сильны. Об этом говорит часть житийной литературы и антирусские буллы самого Папы. Никольские предания доносят до нас глухие сведения о разорении Никольской обители «в Литву».

В ХIХ веке негатив о Литве и поляках был в ходу и составлял непременный фольклор места. Повсеместно тут помнили грабительский рейд авантюриста Лисовского, известного из литературных источников. Жаль, что братья-славяне и наши соседи забывают былую общность между народами и даже кровное родство (те же поляки и та же литва). - Всему виной различие веры и раздоры властителей. Народ всегда жил в мире и согласии. Сегодня жители Эстонии приезжают в Сланцевский район навестить родные могилы. Для приездов создаются специальные «временные коридоры» — на короткое время (время посещения погоста Ольгин Крест - около 4-х часов). По недостатку и отсутствию эстонских лютеранских храмов, эстонцы посещали православные храмы (в Скамье, Рудно, Ложголово). В местах компактного проживания эстонцев на православных кладбищах, даже при церквях, имелись эстонские участки (Гдов, Заянье, Большие Поля, Рудно, Ольгин Крест, Скамья). Отдельно стоящие эстонские кладбища известны в Дехино, Ложголово и в заброшенной деревне Волчий Остров (Гдовский район). Небольшой эстонский храм был в селе Заянье. Изредка между русскими и эстонцами случались смешанные браки, но они особо не приветствовались эстонцами. В пришлой диаспоре до поры жила неприязнь к русскому соседу. Причины межэтничной розни очень и очень древни. Их надо искать в истории отношений обоих стран. Политики России и Эстонии до сих пор создают между государствами более чем прохладный климат. Очень существенно, что в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Эстония воевала на стороне немцев. Эстонские же хуторяне и русские сельчане некогда помогали друг другу в труде, обменивались знаниями и навыками. После Революции межэтничная общность (во многом конструктивная) пропала. Для этого появились объективные причины идеологического порядка. После завоеваний Петра граница России «откатилась» далеко на запад. Началось значительное запустение Гдова и даже Пскова. Коснулось оно и монастыря в Полях. Монастырь был упразднен вместе с другими в Чудском обозерье. Монастырскую церковь обратили в приходскую, а иноки разошлись кто куда. Сегодня некоторые жители Сланцев указывают место монастырского пруда и каках-то пещер, якобы, вырытых монахами. Пруд и пещеры располагались за современным зданием общежития техникума. В связи со строительством его площадка была снивелирована, а пруд осушен. Есть еще люди 50-и лет, которым доводилось купаться в монастырском пруду и лазить в пещеры, которые были вырублены в плите. Очень возможно, что пещеры в какой-то части сохранились под грунтом. Со временем этот вопрос надо прояснить с помощью археологов.

О пребывании Петра в Никольщине упоминаний нет, но только он и его соратники не единожды проезжали Гдовской дорогой (впоследствии трактом). До Петра тут хаживал шведский король Густав Адольф (в 1614 году, для взятия Гдова), а после Петра – Екатерина – для дачи герба Гдову и далее — проездом в Белоруссию. Вот некоторые сведения о возможных проездах высокопоставленных вельмож через местность Поля. Около сотни лет после упразднения монастыря храм и место возле него беднели. Об этом живописует выскатский на протяжении тридцати лет церковный староста и старшина Ефим Андреев — примечательнейшая личность окрестных мест. Им написаны две книги по истории края. Книги включают важные сведения по Православию и впервые резюмируют сведения этническо-исторического порядка. О нем известно, что он был храмоздателем Выскатки, смолоду поновлял иконы, путешествовал в Святые места, имел общение с влиятельными особами (с некоторыми состоял в переписке), учредил и выстроил Выскатское училище (школу), при нем существовали церковная и большая личная библиотеки, Он был отмечен специальными наградами и благодарностями царских особ. Говорят, что Андреев публиковался в периодике своего времени. — Вот такой человек оставил бесценные труды- описания о Погосте в Полях, а так же о других Святынях и достопримечательностях северной Гдовщины. Е. Андреев отмечает, что погост Поля находился на пути из Нарвы к Новгороду, а впоследствии к Ямбургу. Вследствие близости границы погост неоднократно подвергался нападению неприятеля. Не случайно, писцовые книги описывают монастырские деревни как пустоши, т.е. из них народ ввиду опасности уходил. Так или иначе — впоследствии монастырь и деревни оживали — жители и насельники возвращались, или их место заступали другие. Дорога от монастыря к Нарове оканчивается в селе Скамья. В связи со Скамьей существует ряд легенд о сидении здесь княгини Ольги или Петра. Иные легенды рассказывают, что Петр со скамьи рассматривал неприятеля на ливонском берегу (такой он был большой). Касаясь топонима «Скамья», заметим, что в Сланцевском районе (и в соседнем Лужском) до сих пор изредка используются лодки, называемые «камейки». Это обыкновенные долбленки из одного или двух стволов дерева. Счаленные камьи служили некогда для переправ и артельного лова. Таковые помнят на небольшом озере Белом, что находится в приделах Гдовского района. Камьи из одного бревна имеют для остойчивости солидные дощатые «крылья», но и с ними лодки переворачиваются при перегрузе. Тут плыть надо осторожно. Такова иная версия объяснения названия Скамьи, не легендарная. Мы приводим ее в подтверждение того, что путь Скамья-Поля мог существовать издревле как стратегический и оканчивался стратегическими же бродами на Плюссе.

Тут можно вспомнить, что броды в Выбутах и Киеве давали такую выручку владельцам, что ее хватало для решения градостроительных задач. Именно с этой выручки княгиня Ольга финансировала строительство Пскова, а Кий Киева. Оба они были перевозчиками — в утерянном понимании этого слова. Скамья известна некогда старинной крепостцой, входившей тоже в инфраструктуру Иван Город-Ям-Гдов-Поля и т.д. Отсюда некогда начинался наровский Царев берег, который тянулся до Ольгина Креста и далее, очевидно, к Омуту. Государственных интересов в правобережье Наровы было достаточно. Поэтому, Поля напрямую связывались с истоком реки. Именно здесь существовали дорожные и речные волоки (известны деревни: Переволок, Дюк-Переволок и Немецкий Переволок; была и речка Дюк-Переволок). Здесь же деревня Втроя. Одно из значений «троячить» — возить на извозчичьей тройке или перевозить через водную преграду на маленькой лодчонке из трех досок - тройке. — Довольно рискованный промысел перевоза на озере, но пригодный на реке (здесь на реке Втрое). Река эта пересекается старыми дорогами в нескольких местах. Скамья известна судовым промыслом. К середине XIX века скамейцы держали практически все чудское судоходство - кампания «Громов, Абрамов и Ко». Так же было и встарь, ибо в Скамье и Сыренце (в т.н. Устье) оканчивалось плавание озерное и начиналось плавание речное. Для этого здесь существовала смена судов озерных на речные (последние с мелкой осадкой). Скамья давала лоцманов и матросов, воинов и отчаянных рыболовов. Эти все могли отмахнуться от непрошенных гостей. С веками в селе сформировалась своеобразная вольница, звавшаяся во времена Пушкина «Товарищество вольных хлебопашцев», при всем при том, что хлебопашцев насчитывались единицы. До строительства в Полях каменных храмов церковь была деревянная. Церковь, строенная по упразднении монастыря в 1736 или 1737 году, к 1799 году указана ветхою. Между тем, Ефим Андреев пишет, что: «в 18 столетии деревянная церковь Св. Николая в Польском погосте сгорела, и прихожане ее причислены к Сиженскому приходу». Создалось сложное положение для причта и верующих, возникли многие неудобства. Однако, это свидетельство не находит отклика в клировых ведомостях Никольской церкви и в епархиальных справочниках.

В архиве (ЦГИА СПб) есть данные о приписке прихода Польского погоста к Сиженскому погосту. Дело начато 22 октября 1800 года и окончено 26 февраля 1803 года. Оно свидетельствует о обращении благочинного священника Лавра Стефанова к митрополиту Амвросию по поводу ветхости Польского храма «которые делают неблагопристойность Святому месту». Отец Лавр пишет: «В ведомстве благочиния моего, в Польском погосте, во имя Святителя Николая Чудотворца, деревянного строения церковь подобно в ветхом весьма имеется положение, так, что необходимо предложить надобность другую вновь построить…». Через какое-то время на имя Амвросия из Духовной Консистории поступил доклад о приписке Польской церкви с приходом к церкви Сиженского погоста. При этом указуется: «В Польском погосте ревизских мужских душ 236 полагается по 4 души на двор, причитается 59 дворов, в т. ч. 84 души ведомства государственного и прочих крестьян помещичьих… Священника нет, а находившейся при той церкви священник Семен Алексеев в 1802 году переведен в Ольгин погост… Только при оной дьячок и пономарь и оба холостые… Наличную церковную сумму той ветхой церкви и имеющиеся там церковную утварь, ризницу и прочее имущество… благочинному отдать в упомянутую Сиженскую церковь под расписку священника и церковного старосты с подтверждением им, чтобы церковная сумма без согласия польских прихожан ни на что для церкви Сиженской употреблена в расходе не была. Дьячку и пономарю Польской церкви объявить, чтобы они приискивали для себя места» (26 января 1803 года). Приношение на имя митрополита от «приходских людей» Полей о строительстве «новой Николаевской каменной церкви» поступило 11 апреля 1804 года. На него было получено «одобрение», а 16 мая 1804 года за № 939 вышел указ СПб Духовной Консистории на разрешение строительства. По другим источникам 28 ноября 1800 года Консистория издала указ на имя благочинного Доможирского храма, священника Лавра Степанова, в котором писалось, что надо «прихожанам немедленно приступить к построению новой церкви». К 1804 году каменный храм был готов. Он был прост и невзыскательной архитектуры. Потолки возвели накатом. Спасенный от пожара иконостас водрузили опять (по Андрееву). Все говорит о небогатом строительстве, однако, в 1850 году к церкви пристраивается каменная колокольня, а место обводится каменной же оградой. Об иконостасе пишется, что он «возобновлен». Это значит, что иконостас, возможно, поновлен, возможно, сделан новый.

Освящение каменного храма состоялось 8 или 9 декабря 1805 года. Антиминс освящал епископ Венедикт (21.10.1834). Как реликвии в храме сохранялись древние, еще набойчатые, крашенинные ризы. Причт с 1876 года состоял из священника и псаломщика. Просфорня была упразднена по штату 1843 года. С 1799 года «никто не желал поступать сюда (в Поля) в священники». Почему — епархия не уточняет. В связи с этим, по построении в 1804 году каменного храма прихожане официально обязались платить причту 100 четвериков ржи и ячменя (т.н. «руга»). Статисты с мест писали, что положение священства польской церкви было бедственным. Прихожане мало посещали храм (едва 100-200 человек). Многие ходили в отход – для торговли и работы в Нарву. Не редкость, когда священник работал и кормился у крестьян. В 1822 году у священника было беспокойство, ибо не имелось хорошей рясы для явления к архиерею. Близкое личное знакомство с бытом прихожан, душевное сочуствие им привели к тому, что в год декабрьского выступления в С.-Петербурге (1825) в Никольском погосте, когда произошло выступление крестьян, оно было неблагоразумно поддержанно священником Иваном Тарасовым. Крестьяне под присягой, произведенной самим пастырем «поклялись крепко стоять за свою волю» и отказались работать на помещика. Присяга могла производиться в храме. Это имело серьезнейшие последствия. Смутьяны были наказаны. Многие сосланы в Сибирь. О Иване Тарасове известно, что «в 1826 году он был сослан в Сибирь». Е. Андреев пишет: «Священник умер в тюрьме». Лояльный властям священник соседнего Сиженского прихода, о. Федор Филимонов, «действовал среди помещичьих крестья как ангел-увещеватель, и за то награжден монаршею милостию» — орденом Владимира 4-й степени. Могила его, известного храмостроителя Сижно и усмирителя бунта, сохранилась доныне и чтится прихожанами. На ней стоит древний крест с Голгофой, именем Христа и датой преставления о. Федора – 1838 год. Годы служения о. Федора - 1795-1836 гг. – целых сорок лет в одном храме. Сей человек обладал даром успокаивать мятежные души. О часовнях в 1885 году писалось, что они есть в деревнях Вязовое, Гостицы и сельце Гавриловском (на мызе). Строились часовни около 1800 года. В 1844 году местный помещик Карл Мейер, владевший Гавриловским, Ковригиными, Тепликовыми и Павловыми Полями, а так же частью Карповщины, запретил крестьянам давать церковную ругу (натуральную оплату по уговору). Отчего это произошло сегодня сказать трудно. Возможно, очередной священник принял сторону угнетаемого крестьянства. Для производства оплаты потребовалось вмешательство Духовных властей и плата зерном в конце концов была произведена из личных магазинов (хранилищ) Мейера. Вдову ли, сестру Карла ещё долго помнили и звали «Мейерша».

О какой-то часовне, основанной некими отшельниками, упоминает Ефим Андреев. Он локализует её не совсем ясно: «Между Большими и Малыми Полями часовня во имя Покрова». Скорее всего часовня стояла у брода, сплавной запони или переправы, которые издавна существовали в этих местах. Многометровую широкую сцепку из бревен называли еще «кошель». Возможно, некие монахи поставили своего рода часовню-памятник в знак существования здесь монастыря. Праздник Покрова Божьей Матери являлся престольным днём деревень Большие и Малые Поля, Подкино, Уткино и Тухтово. Святому Николаю праздновали в деревнях при храме — в Свиридово и Карповщине (к северу и югу от погоста). В Вязовом в память неурожая 1800 года праздновали Успению Божией Матери. Праздник был осиян Крестным ходом. О иных ходах сегодня не известно. В Лучках праздновали Архистратигу Михаилу. Здесь проходила значимая дорога Гавриловское - Архангело-Михайловское Сижно. Она вела к храму Архистратига Михаила. Эта дорога кормила некоего Воронова Ф.Т. Он содержал на мизерную деревеньку аж две лавки. В советских источниках указывается, что на месте поселка Б. Лучки стояло едва 6 домов. Само название указывает все же на два поселения, судя по всему, небольших. Богомольцев было много. Ездили через Лучки не только в Сижно, но и далее - в Самро, Выскатку, Иван Ручей, Старополье и, основное, - в Доложск.

Из священников Полей память оставили и стали известны до времен атеизма: Симеон Алексеев — конец XVIII века, в 1802 году переведен в погост Ольгин Крест; Герасий Иванов — упомянут в 1806 году, уволен в 1822 году; Иван Тарасов — происходил из дьячков, в 1822 или 1826 году сослан в Сибирь; Иоанн кудрявцев — в 1836 г. перемещен в С. Петербург, в домовую церковь князя Васильчикова; Василий Кемецкий — лишен места в 1852 году; Александр Тихомиров — умер в 1857 году; Александр Петрович Редкинский — сын дьякона, закончил СПБ Духовную Семинарию, рукоположен к Польской церкви 29.04.1858 года; Алексей Николаевич Молчанов — сын пономаря, закончил СПБ Духовную Семинарию в 1871году, рукоположен к Польской церкви 20.07.1874 году, с 6.07.1882 года помощник благочинного на 1-е трехлетие; Николай Кононович Кузнецов — сын крестьянина Тверской губернии, образование домашнее, 27.06.1887 года принят в Духовное ведомство СПБ епархии, 08.07.1887 рукоположен во священники, перемещен к Польской церкви 09.07.1891 года, с 22.02.1912 года духовник 2-го благочинного округа. Именно при отце Николае была возведена последняя каменная церковь прихода. Добрая память о нем, сохраненная в рассказах старожилов, не безосновательна. Перечень заслуг этого человека огромен...

Финансирование пяти школ в 1913 году осуществлялось Выскатским волостным правлением. Большую сумму (100 руб.) получала Польская Николаевская ЦПШ, меньшую (20 руб.) школа в Вязовом. Почти аналогичное финансирование осуществлялось и в 1916 году, но из Гдовского уездного отделения. Общая сумма финансирования школ: 1913 г. – 235 руб., 1916 г. – 225 руб. Между тем, Выскатский волостной старшина, Ефим Андреев, в источнике 1885 г. указывает: «Грамотных (в приходе Поля) не более… 10 человек, да и те едва умеют подписать свое имя. Школа открыта в 1860 г. в доме священника (Александра Редкинского). Ныне собирают средства на постройку для школы особого дома». С приходом в Поля о. Николая (1891) дело значительно сдвинулось. В 1870-е гг. вцелом по Гдовскому уезду на 100 мужчин было 19 грамотных, а на 100 женщин… одна-две. Учились в те годы: один мальчик из 4-х и одна девочка из 25-ти. Кое-где девочек в школах вообще не было; кое-где не было самих школ. Статистика же по школьному обеспечению в Полях была удовлетворительная (1906): ЦПШ при церкви: 38 мальчиков, 26 девочек. Учительница – П. Н. Кузнецова, дочь священника. 2-я ЦПШ – д. Ковригины Поля (открыта в 1903); 20 мальчиков, 20 девочек. Школа грамоты – в д. Тухтово; 12 мальчиков, 12 девочек. Учительница – дочь Начальника Польского почтового отделения – Ольга Николаевна Кузьмина, окончившая курс в Доложском 2-х классном училище МНП. 2-я Школа грамоты – в д. Гостицы (вновь открыта в 1903 г.); 22 мальчика, 18 девочек. Учитель – крестьянин д. Б. Кондуши – Яков Стефанович Хозяинов, окончивший курс Скамейского 2-х классного училища. Итого обучалось единовременно 168 детей на 254 двора; на 1682 прихожанина около 10% жителей – большой процент даже по современным понятиям. Необходимость знаний для экономического успеха и общего развития явно осознавалась жителями прихода. Огромная роль здесь принадлежала о. Николаю. 06.04.1910 выдержал испытания и получил удостоверение на звание Учителя ЦПШ дьякон польской церкви Василий Борисович Пикулин (37 лет). Он происходил из крестьян СПБ губернии. Возможно, и он преподавал в одной из указанных школ. В 1913 году учительницей Никольской ЦПШ состояла Лебедева Вера Николаевна (21 января 1888 года рождения), сестра священника погоста Рудно — Лебедева Бориса Николаевича (20 января 1885 года рождения), который в свою очередь заведовал и законоучительствовал в Рудно, Дубке, Рыжиково и Рожках...

Дополнения Краткие историко-статистические сведения о церквах и приходах Гдовского уезда. Из записок крестьянина Ефима Андреева

Литература. Краткие историко-статистические сведения о церквах и приходах Гдовского уезда. Из записок крестьянина Ефима Андреева. // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. В.И. Будько Север Гдовщины. Псковское возрождение. 2005 


Анонимный участник  27 апреля 2010

Низовская церковь в Полях Сланцевская церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери находится в нескольких километрах к северу от деревни Большие Поля, по старому тракту Гдов-Нарва. Изначально она являлась приписной церковью-школой и располагалась в селе Низы. По планам строительства Прибалтийской ГЭС в г. Нарва село Низы и несколько деревень по Нарове и вверх от устья реки Плюссы должны были быть затоплены водами водохранилища. В этих условиях произвели выселение населения затопляемой зоны. Однако расчеты не во всем оказались верны. К примеру, - выселенная деревня Подкино не подверглась затоплению. Низы же, относившиеся к старинному погосту Черно (приходский храм во имя Святой Троицы), оказались под водой. В преддверии этого верующие и инициативные жители предприняли перенос дорогого им храма в безопасную местность близ Больших Полей. Это, впрочем, не избавило от посягательств в годы хрущевских гонений на церковь, когда храм едва удалось отстоять. Долгие-долгие годы атеисты из руководства города организовывали милицейско-общественные кордоны на дальних и ближних подступах к нему в дни проведения Крестных ходов, особенно на Пасху. Задача кордонов была отсечь притекавшую молодежь, которую усаживали в специальные машины и заворачивали в город. Само место поставления перенесенного храма находится в нескольких километрах от последней остановки пригородного автобуса. Не каждый верующий сумеет попасть на службу. Слишком далеко идти. Особенно тяжело больным и престарелым.

По сведениям епархии, Низовская церковь во имя Казанской Божией Матери была построена в 1898 году. До нее в тогдашней деревне в 1866 году отмечены две деревянные часовни – одна во имя Святых мучеников Флора и Лавра, вторая во имя Святого Архистратига Михаила. В это время в деревне насчитывалось 24 двора и 135 жителей. Находилась она в пятнадцати верстах от прихода, что создавало большие сложности с посещением служб. После отмены крепостного права в 1861 году повсеместно инициативный люд начал зарабатывать немалые деньги. Это дало возможность на изломе веков выстроить в северной Гдовщине до десятка новых храмов, в т.ч. большие храмы Пенино, Козьей Горы, Старополья, Рудно, Ольгина Креста, Скамьи, Зажупанья. Меньшие храмы возвели в Новоселье, Иван Ручье, Шавково. В ряду последних и был храм-школа Низов. Аналогичная храм-школа во имя Покрова в это же время выстроилась в старинном торговом селе Ложголово. Освящение низовской церкви при церковно-приходской школе было произведено благочинным Ямбургского Екатерининского собора священником Алексеем Васильевичем Братолюбовым (8.07.1899).

Всего на 10 населенных мест Черновского прихода в 1906 году существовало 6 школ. Низовская насчитывала 27 учащихся. По всем школам законоучительствовал священник Василий Соколов. Занятия начинались с 15 сентября. Василий Аристархович Соколов (20.02.1877 г. рождения) происходил из Пашского погоста, Новоладожского уезда. В 1900 г. окончил Санкт-Петербургскую Духовную семинарию. Определен на служение в Черно 14.10.1900 года. В 1902 году награжден набедренником, в 1906 – скуфьею, 06.05.1910 – камилавкою. Он служил до времен революций. Дальнейших сведений о нем, к сожалению, пока нет. В 1920 году по Тартусскому договору Низы и несколько иных деревень прихода перешли под юрисдикцию Эстонии (Усть-Черно, Марьинско, Жердянка и др.). Рассказывали, что в 1922 году храм-школа был перестроен. Эстонская власть в отличие от советской богослужению не препятствовала. Оно продолжалось по всем православным церквям правобережного Понаровья - в Низах, Ольгином Кресте, Скамье и Криушах. В левобережье служили в Нарве, Яме и Сыренце. Эстонские хуторяне за неимением лютеранских и прочих неправославных храмов иногда посещали православные. Для иноверческих захоронений создавались лютеранские участки на православных кладбищах Скамьи и Ольгина Креста. В Сланцах существовало старинное Лютеранское кладбище в деревне Большие Поля. Сходная ситуация должна была существовать при храме Криуш.

Рассказывали, что низовскую церковь любил посещать и совершать в ней богослужения архиепископ Нарвский и Изборский Евсевий, который наставлял прихожан словами: «Русский народ не пропадет и не погибнет, покуда он будет православным. Быть русским – значит быть православным».

Количество русского населения в Понаровье превышало 90%. Не секрет, что существовала известная «настороженность» эстонской власти по отношению к нему. Так сложилось исторически на протяжении столетий, что русские и эсты воевали. Дело усугублялось вмешательством иностранцев. Эти даже насадили эстам свою веру. Кое-кто из русскоговорящего населения Принаровья бежал в пределы СССР. Известны приходы целых делегаций на советские пограничные кордоны. – Люди подвергались известной пропаганде. Тем или иным путем к ним попадали советские газеты и издания прославлявшие новоявленную власть. Никакого негатива о советской жизни в них не было. Часть пограничников скептически смотрела на обращающихся. Некоторые пришедшие на кордоны (иногда колоннами и с флагами) просились в СССР, часть для воссоединения с родственниками, часть по идейным соображениям. Бывало и общение через Нарову (люди и родственники перекликались), но это было связано с большим риском. Перебежчиков (часто с семьями) отправляли на заставу и далее в комендатуру Сланцев. Арестованных мужчин привязывали к седлу конвоира. Близкие, большие и маленькие, шли сзади гуськом. Не редки были процессы о шпионаже. Простых беженцев выдавали за диверсантов и шпионов – в духе того времени. Суд, располагавшийся близ Никольского храма (в конце одной из Советских улиц, территория современного города Сланцы), выносил полагающиеся вердикты.

В связи со сложной приграничной обстановкой в правобережье Наровы существовал особый полувоенный режим власти. Военные стояли в Скамье, Печурках и других местах. Не все были довольны установившимися порядками. Многие потеряли лес, землю, недвижимость, вклады и дело в советском приграничье. По сведениям краеведа Н. Баклагина в июле 1941 года при обстреле беженцев пострадало село Низы и низовская церковь. Впоследствии тщанием верующих она была отремонтирована и спасена. Известно, что 17 июля 1941 г. люди, уходившие пешим ходом в эвакуацию на восток через Нарву вместе с отступавшими из-под Гдова группами красногвардейцев внезапно были застигнуты бомбежкой. В небе безраздельно господствовали тогда немецкие самолеты. Солдаты и беженцы, укрывшиеся в храме, не пострадали. Устоял храм и в период с 18 июля по 18 августа 1941 г., когда по Нарове, по устью Плюссы и по реке Пяте прошла линия советско-германского фронта, когда от разрывов тяжелых артиллерийских снарядов в Низах и окрестностях в домах вылетали стекла вместе с рамами. Известно, что с Православных праздников осени 1941 года сланцевчане и сельские жители округи, находившиеся в оккупации, начали большими и малыми группами ходить в Свято-Казанский храм Низов. Принимали их гостеприимные жители села. В тяжелейшую годину войны Низовская церковь фактически становилась и городским храмом Сланцев. Надо отметить, что посещение храма в оккупацию было затруднено наличием границы, охрану которой немцы вручили кордонам эстонской военно-националистической организации «Омакайсте». Эстонцы требовали предъявить «аусвайс» - пропуск. Зачастую вымогали натуроплату за проход: сало, сметану, яйца, масло. Помощь Псковской Православной миссии в открытии церквей, в налаживании церковно-приходской жизни в нашем крае явно была востребована нашими русскими людьми. Все деревни Низовского прихода и храм уцелели и в 1944 году, когда линия фронта с февраля – по сентябрь пролегла вновь по реке Нарове, когда здесь проходила ожесточенная Нарвская битва. Освобождение Низов произошло в 2 часа ночи 2.02.1944 года воинами 2-й Ударной Армии. Стремительный бросок войск спас от планов «Омакайсте» сжечь храм и село. Молодчиками этой полиции уничтожены храмы Скамьи, Ольгина Креста, Криуш и Рудно. Пострадали и другие погосты. Почему-то ни о какой компенсации за разрушения храмов противная сторона сегодня речи не ведет. Перенос церкви перед затоплением осуществляли в 1954 или 1955 году (рассказывают по-разному).

Священник Александр (Дубровский), проживавший в Низах после закрытия сиженского храма в 1951 году, руководил работами. Ему помогали верующие и доброхоты. Отец А. Дубровский в 1930-х годах служил священником в Петропавловской церкви села Сомино на востоке нашей области. Подвергся гонениям и репрессиям от безбожной власти - был арестован и заключен в тюрьму. В годы Великой Отечественной войны был из нее освобожден и добровольно ушел на фронт сражаться за Родину. Прошел дорогами Великой Отечественной до границ Германии, в составе войск I Белорусского фронта. Был ранен, по излечении в госпитале ему было предложено вернуться к пастырскому служению. В победном 1945 году по благословению митрополита Ленинградского и Новгородсого Григория II возглавил приход церкви Св. Михаила Архангела в селе Сижно нашего Сланцевского района. Приходилось жить с большой семьей прямо в сиженском храме (в комнате при входе). В дальнейшем проживал в городе Сланцы, на самом берегу Плюссы. Годы его жизни – 1893-1974. Похоронен с супругой на Большепольском кладбище. Дети его до сих пор проживают в Сланцах. Подвиг отца Александра не забыт сланцевчанами. Благодаря его усердию в Сланцах была возведена церковь. Ее явно не хватало верующим и страждущим. По вопросам прихода приходилось обращаться даже в Москву. По закрытии прихода в Сижно колокол оттуда перенесли в Польскую перенесенную церковь. Она, воистину, явилась символом воссоединения русского народа. Граница с Эстонией прошла по Нарове. В целом ее (введенную в одностороннем порядке российской стороной в годы Перестройки) следует признать неудовлетворительной. Эстонии отошли наровские острова и фарватер. В садоводческом товариществе «Здоровье» (стык Сланцевского и Гдовского района, берег Чудского озера) при отходе вод озера (в жаркие годы) пляж оказывается… в Эстонии. Именно по нему (или по акватории) идет граница, не по середине озера. Парадоксально, но даже в селенье Скамья, на дамбе, известны случаи снятия российских сетей эстонскими пограничными службами. Это правобережье.

После отца Александра в польском храме служил священник Игорь Тихомиров (с 1975 года). При нем была зарегистрирована новая церковная община в Сижно. Планировали восстановить к богослужению старинную Михайловскую церковь. Под этим предлогом заинтересованные пытались закрыть польской храм. Божьим промыслом это не удалось. Теперь близ города две действующих церкви. Недавно освятили место строительства городского храма во имя Святого Праведного Серафима Саровского. До благодатных времен его постройки верующие посещают часовню во имя его же, водительствуемые добрым пастырем о. Алексием (Гришановым). Дай Бог осуществить ему нелегкое строительство.

Литература. Баклагин Н. Русский православный Святой и Провидец. Гдовская заря. 23.11.1999. Баклагин Н. Наша Святыня. Знамя труда. 12.11.1992.

В.И. Будько Север Гдовщины. Псковское возрождение. 2005


Анонимный участник  10 февраля 2024

Церковь Казанской иконы Божией Матери была построена протоиереем Николаем Кузнецовым в деревне Низы в 1896 году. Рядом с храмом была возведена и церковно-приходская школа. В 1951 году, когда все храмы были закрыты, церковь Казанской иконы Божией Матери осталась единственной действующей церковью, где совершались Богослужения. В 1953 году, после затопления деревни Низы, по просьбе верующих, церковь была перенесена в деревню Большие Поля, где принимала прихожан до 2015 года. Затем храм пришлось закрыть из-за аварийного состояния. И вот, в 2019 году приход Казанской иконы Божией Матери совместно с верующими, кому не безразлична судьба храма, занялись восстановлением знакомой многим с детства церкви в Больших Полях.

Как проходят восстановительные работы, рассказал Благочинный Сланцевского района, Протоиерей Алексей Гришанов:

– Начиная с 2015 года, мы питали надежду, что отремонтируем храм. Но когда собрали первые деньги, приступили к ремонту и стали снимать обшивку, то увидели, что всё и внутри и снаружи находится в плачевном состоянии. Тогда было принято решение на месте старой церкви построить новый храм. Старый храм был разобран и на его месте залит новый фундамент, а затем поставлен новый деревянный сруб. Приходом был создан фонд и сейчас собираются средства для того, чтобы сделать крышу, которую необходимо поставить до наступления холодов. В таком виде храм будет стоять около года, чтобы сруб отстоялся. Затем будет выполнена внутренняя отделка и храм снова откроет свои двери для прихожан. Конечно, очень хочется по возможности сохранить церковь архитектурно в таком виде, в каком она была изначально. Но, к сожалению ни эскизных чертежей, ни точных данных, ни фотографий храма в первозданном его виде не сохранилось даже в архивах, поэтому все детали наружного оформления делаются по воспоминаниям прихожан. Именно поэтому и был выбран деревянный сруб. Внутреннюю, алтарную часть планируется также восстанавливать со слов верующих, которые посещали церковь ранее. Хотелось бы попросить помощи у жителей Сланцевского района в восстановлении церкви Казанской иконы Божией Матери – необходима как материальная, так и посильная физическая помощь. Все верующие могут обращаться в храм, всем найдётся работа по силам. Очень надеюсь, что общими усилиями церковь будет восстановлена и в ней, как и раньше будут проходить Богослужения.

Груничева В. В Больших Полях идёт восстановление храма // Знамя труда. 11.06.2020.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.