Спасо-Преображенский Геннадиев мужской монастырь расположен в с. Слобода Любимского р-на Ярославской области. Основан преподобным Геннадием Костромским и Любимоградским Чудотворцем, учеником преподобного Корнилия Комельского, по желанию Великого Князя Василия Иоанновича в 1529 году. Преподобный Геннадий (в миру Григорий) родился в городе Могилеве в богатой семье. Рано проявившаяся в нем любовь к храму, частое посещение монастырей вызывали недовольство его родителей. Однако Григорий твердо решил посвятить себя Богу и, переодевшись в бедную одежду, тайно покинул родительский дом и направился в Москву. Посетив московские святыни, он, однако, не нашел себе здесь прибежища по духу и отправился в Новгородскую землю. Судьбу будущего подвижника решила встреча с преподобным Александром Свирским. По его благословению Григорий направился в Вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому, принял от него пострижение с именем Геннадий и стал его близким учеником.
Преподобный Корнилий вместе с Геннадием в 1505 году ушли за 90 верст в Костромские леса к Сурбскому озеру. В этом месте в то время жили бортники (пчеловоды), которые с радостью встретили преподобных и помогли построить келью. Преподобные Корнилий и Геннадий выкопали четыре пруда и колодец. Два из них и колодец существуют по сей день. По просьбе князя Василия Иоанновича преподобный Корнилий вернулся в свой монастырь в Вологодские пределы, а преподобный Геннадий остался в новооснованной обители. Он трудился и во всех делах «являл братиям образ смирения и терпения, носил на себе вериги и кресты железныя, и тяжкия цепи». Был удостоен от Господа даром прозрения и чудотворения. Преставился преподобный Геннадий в 1565 году 23 января (5 февраля по н. с.). Но построенная в глухом месте обитель не долго оставалась в неизвестности. Ее возвышение связано с тем значением, которое имело имя преподобного Геннадия в истории всего Российского государства. Во время одной из поездок в Москву, он предсказал юной Анастасии Романовне, что она будет царицей. Предсказание сбылось. Анастасия стала женой царя Иоанна Васильевича Грозного. Преподобный был восприемником их детей, в монастыре получал духовное воспитание юный царь Феодор. Эпизод этого брака был безусловно важен для легитимности Романовых, основанной на родстве с царицей. Стараясь обрести «собственные» святыни, новая царская династия Романовых чтила преподобного Геннадия и его монастырь еще более, чем это делала до них династия Рюриковичей.
Первым благотворителем обители был Царь Иоанн Васильевич Грозный. В 1550 году, еще при жизни преподобного Геннадия, он пожертвовал монастырю деревни Павловку, Картополово, Радильцево, Настасьино со всем тем, что к тем деревням исстари принадлежало. Кроме этого несколькими грамотами оградил безопасность обители от разных судейских притязаний. Дарственные и несудные грамоты давали обители цари Феодор Иоаннович, Василий Иоаннович Шуйский, Михаил Феодорович. Нет сомнения, что кроме царей были и другие вкладчики и благотворители святой обители; по ревизии 1764 года за монастырем было несколько сел: Павловка, Обнорское, Буяново, Никольское, Сухоруково и Фоминское с 39-ю деревнями и в них 1376 душ крестьян. По заказу царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича в монастыре был выстроен в 1644–1647 гг. каменный Преображенский собор, где под спудом хранятся мощи преподобного Геннадия. Собор является уникальным памятником архитектуры, он принадлежит к ранним примерам двустолпной конструкции. В 1751 году был построен храм в честь преподобного Алексия, человека Божия. В 1715 году выстроена колокольня. Звон производился в 9 колоколов, из которых большой был весом 5 тонн, второй по величине (полиелейный) весил 1800 кг. Внутри монастыря находился деревянный настоятельский дом и двухэтажный каменный дом для братии монастыря. Монастырь был обнесен каменной оградой с 6-ю башнями. Высота ограды 3,6 м, ширина 70 см, окружность 777 м.
Преображенский собор взрывали в 1961 году, однако стены и шеи глав уцелели. Алтарь собора снесли тракторами в 1988 году. Ныне состояние собора аварийное: обрушены некоторые участки сводов и северо-западный барабан, утрачены росписи, иконостас, оконные и дверные заполнения. Алексиевский храм использовали под колхозную контору, а первый этаж под склад ядохимикатов. С одной стороны Алексиевского храма была сделана силосная яма. Ныне состояние храма аварийное. Колокольню взрывали, в результате чего она получила крен, колокола уничтожены. Ограда разобрана, последние башни закончили разбирать в 1988 году. Корпуса для жилья братии и все остальные постройки разрушены совершенно. Сейчас над колодцем, выкопанным еще преподобным Геннадием, воздвигнут небольшой деревянный храм, в котором совершается богослужение. Рядом с храмом построена небольшая сторожка, рассчитанная на одного человека, в которой сейчас живут два монаха. Монастырь по границе бывшей стены обнесен временным деревянным забором.
В с. Слобода монастырю принадлежит дом, в котором живет часть братии, располагается комната для приема паломников и трапезная. Остальная братия вынуждена временно жить в домах, любезно предоставляемых местными жителями, так как разместить всех желающих подвизаться в этом святом месте монастырь не в состоянии. Для основания обители было выбрано место пустое и безлюдное, да и сейчас сюда добраться непросто. Автобус ходит только раз в неделю, по средам. В этот единственный день, когда до монастыря могут добраться люди из близлежащих городов и селений, в храме монастыря по окончании Божественной литургии служится молебен с акафистом преподобному Геннадию перед его чудотворным образом. Эта икона во время разграбления монастыря была тайно укрыта местными жителями и с началом возрождения монашеской жизни вернулась в родную обитель.
Газета «Возглас» №10 (май) 2009г. http://www.vozglas.ru/objects/journals_dir_0/journals_file_689.pdf