Село Дмитровское на Ильинском шоссе в Красногорском районе получило свое название по церкви великомученика Димитрия Солунского. Каменный храм появился здесь в 1689 году, когда село входило в число домовых патриарших вотчин. Храмоздателем стал патриарх Иоаким. В 2014 году приход получил патриарший статус, а, кроме того, стал подворьем Высоко-Петровского монастыря в Москве. Святыней храма является икона великомученика Димитрия Солунского, называемая «Чудо о царе Калояне».
Зеленый штандарт с буквами «ПК», который развевается у входа на территорию храма в селе Дмитровское, принадлежит нынешнему патриарху Кириллу. Флаг свидетельствует об особом церковном статусе прихода, который подчиняется напрямую патриарху, минуя церковное начальство благочиния и епархии. Такое положение прихода исторически обосновано, ведь считается, что каменную церковь возвел предпоследний московский патриарх Иоаким, занимавший эту должность в досинодальный период российской Церкви.
Патриарх Иоаким был уроженцем подмосковной земли, он родился в 1620 году в знатной семье можайских землевладельцев Савеловых. К слову, в Лужецком Ферапонтовом монастыре в Можайске в нижнем ярусе шатровой колокольни находится фамильный склеп-усыпальница этого рода. Отец будущего патриарха Петр Иванович Савелов был царским кречетником. Среди родственников строителя Дмитровской церкви было много мастеров соколиной охоты, которые, подобно его отцу, служили при государевом дворе сокольниками. Жизнь юного Ивана – так звали Иоакима в миру – по началу двигалась по проторенной отцом и дядями колее, и ничто не предвещало выбора им церковного служения. После достижения четырнадцати лет Иван Савелов, по-видимому, занимался семейным делом – государевой охотой. Он женился, и в браке родилось четверо детей. Позже Иван поступил на военную службу, участвовал в походах во время войны с Речью Посполитой в 1654-55 годах.
Поворот в судьбе будущего патриарха произошел после неожиданной смерти супруги и детей во время эпидемии чумы. Иван Савелов постригся в монашество с новым именем Иоаким в Межигорском Преображенском монастыре под Киевом. Инок Иоаким мечтал остаться в этой обители до конца жизни и быть погребенным в ограде пустыни, но вопреки желанию он неоднократно переводился из монастыря в монастырь на разные должности и, наконец, стал архимандритом Чудова монастыря в Москве. Архимандрит Иоаким стал близок царю Алексею Михайловичу. Иерарх играл важную роль в проведении Московского собора 1666-1667 годов, поддерживал церковные нововведения и одобрял преследования старообрядцев.
В политических смутах конца XVII столетия Иоаким всегда становился на сторону царевича Петра, которого крестил во младенчестве, но в идеологическом плане патриарх осуждал западные заимствования. Иоаким оставил письменное завещание, в котором сетовал, как вольно в России чувствуют себя «еретики» и убеждал правителей не разрешать строить храмы иноверцев и перенимать их обычаи. Вот что писал патриарх незадолго до кончины: «но и паки воспоминаю еже бы иноверцам еретикам костелов римских, кирак немецких и татаром мечетей в своем царстве и обладание всеконечно не давать строить нигде, и новых латинских иностранных обычаев и в платий перемен по иноземски не вводить». Этот характерный для своего времени текст в то же время показывает, что Московское царство конца XVII века было достаточно веротерпимой страной. Иоаким приводил в пример «еретические» немецкие земли, где нет ни одной православной церкви, и требовал таких же мер для немцев и латинян в России.
Село Дмитровское и до постройки каменного храма Иоакимом было связано с русскими патриархами. В 1630-е годы царь Михаил Федорович пожаловал его своему отцу патриарху Филарету. Останавливался в Дмитровском по дороге из Москвы в Саввино-Сторожевский монастырь и патриарх Никон. Есть легенда, что шатровая колокольня Дмитровского храма возведена над основанием, где когда-то располагалась келья Никона.
Дмитровский храм никогда не закрывался с момента освящения в 1689 году. Не прекратились богослужения и в советские времена, благодаря чему в храме уцелело много старинных икон. Главный храмовый образ – это икона великомученика Димитрия Солунского. Лик стоит в большом киоте с правой стороны главного придела, а рядом на аналое лежит современная копия. Иконография святого Димитрия здесь несколько необычна: великомученик, которого ангел венчает короной, скачет верхом на коне и поражает копьем другого всадника, а две девушки с образом в руках встречают святого у стен городской крепости. Эта икона называется «Чудо Димитрия Солунского о царе Калояне».
Во второй половине XIII века дьякон церкви в Фессалониках собрал сказания о посмертных явлениях и чудесах покровителя города святого Димитрия. В одном из этих текстов рассказывается о болгарском царе Иване Калояне, который в начале XIII столетия сильно теснил Византию, за что получил прозвище «губитель византийцев». В 1207 году Калоян осадил греческий город Фессалоники, но неожиданно умер. После смерти предводителя болгарские войска сняли осаду и ушли, а пораженные и обрадованные известием жители Салоник связали избавление с заступничеством великомученика. Таким образом, на иконе мы видим посмертно явившегося Калояну святого Димитрия, который поражает врага копьем у стен Фессалоник. Две девушки также упоминаются в сказании. Они попали в плен к болгарам, но после того, как вышили лик святого Димитрия, чудесным образом возвратились домой.
Во время Отечественной войны 1812 года село Дмитровское наполовину сгорело от войск Наполеона. Церковь тогда не пострадала, но в начале XIX века положение храма было настолько тяжелым, что стоял вопрос о его закрытии.
В 1836-1841 гг. были проведены значительные ремонтные работы старостой храма Николаем Егоровичем Зельиным — московским купцом I гильдии. В этот период была построена трехъярусная колокольня со стороны западного крыльца древнего храма.
В 1870 году была построена кирпичная ограда, разрушенная в 30-е годы XX века. В 1912 сделан мозаичный пол. В последующие годы лихолетья храм не получал подлежащего ухода и сильно обветшал.
После событий 1917 года храм закрыт не был. Во время Великой Отечественной войны в храме около двух лет не совершались Богослужения за неимением священников, но церковь неизменно оставалась доступна верующим. Таким образом даже во время труднейшего для Церкви советского периода храм был открыт. В это время он был очагом духовной жизни во всей округе, лишенной пастырского окормления и церковного богослужения.
Осенью 2019 года церковь Димитрия Солунского отметила 330-летие с момента освящения храма Дмитрия Солунского в Дмитровском. Памятник зодчества с его сложнейшей декорацией из кирпича, почти сплошь покрывающей стены здания, барабан главы и шатер колокольни, чрезвычайно характерен для узорчатого стиля. Разнообразны по формам оконные наличники, из них особенно любопытен рисунок наличника с «рогами» на южной стене. Нарядности внешнего облика храма способствует его двухцветная окраска. Завершающие фасады декоративные кокошники и широкая лента карниза с побеленными деталями кирпичного узорочья смотрятся на красном фоне стен как наброшенная на здание кружевная накидка. Позднейшая трехъярусная в стиле классицизма колокольня скрывает портал входа в невысокую сводчатую трапезную. В глубине ее через арочный проем поблескивает позолотой многоярусный иконостас, заключающий ряд икон мастеров XVIII и XIX веков.
Еще одна особенность – келья или, как ее называют служители церкви, или «тайная комната». Она расположена между приделом и колокольней, а попасть в нее можно по каменной лестнице, вырубленной в стене храма. Предание гласит, что в этой келье проводил время опальный патриарх Никон. Однако, по словам помощника настоятеля храма по социальной работе Елены Сариевой, это просто легенда. Патриарх бывал в Дмитровском, но только во времена, когда храм Дмитрия Солунского был деревянным. В 1666 году суд поместного собора Русской церкви лишил Никона патриаршества и священства, после чего его сослали в Ферапонтов Белозерский монастырь, расположенный в Вологодской области. Бывший патриарх скончался в 1681 году – за несколько лет до строительства каменного храма с кельей. «Зачем строилась келья – трудно сказать. Учитывая, что Свято-Димитриевский храм находится на середине пути от Москвы до Звенигорода, вероятно, здесь останавливались члены царской семьи. Возможно, патриарх Иоаким, который любил этот храм. Он его освящал и часто здесь бывал», – говорит Елена Сариева.
И рассказывает: по меркам XVII века эта небольшая комната была сродни современному пятизвездочному отелю. Прежде всего благодаря отоплению – невероятная роскошь по тем временам! Печь, над которой устроено ложе, до сих пор находится в рабочем состоянии. Однако сейчас келью не отапливают, чтобы не закоптить стены. Сейчас храм Дмитрия Солунского в селе Дмитровском является местом паломничества для многих верующих, любителей истории, туристов. Сюда, как и много лет назад, заходят те, кто путешествует из Москвы в Звенигород.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Димитровское подворье на Истре и сайта: Храм Дмитрия Солунского в Красногорске: цари?паломники и «тайная комната» - Туризм - РИАМО в Красногорске (krasnogorskriamo.ru)