Храм Святого Духа в Талашкине (в деревне Флёнове, которая входила до 1917 года в имение Талашкино) - церковь в неорусском стиле, построенная в начале XX века в имении княгини Марии Клавдиевны Тенишевой под Смоленском.
Здание храма - крещатый четверик с единственной апсидой (по обеим сторонам к ней примыкают полуапсиды, по высоте и размеру они меньше апсиды), его завершает маковичная глава над ступенчатой горкой из килевидных кокошников. С трёх сторон четверика расположена закрытая галерея. По оси каждого фасада её разрезает крыльцо большей высоты с гранитной лестницей перед ним. На северной и южной стене прорезаны большие арочные окна. Внутреннее пространство храма покрывает купол на парусах. В галерее коробовые своды, которые держатся на подпружных арках. В северо-восточном углу галереи находится лестница в форме сводчатого подклета.
Архитектор и историк архитектуры И.Д. Белогорцев относил замысел храма к 1896 году и считал, что Тенишева использовала опыт Абрамцево, где была построена церковь по проекту Виктора Васнецова в стиле псковско-новгородского зодчества. Белогорцев считал, что княгиня основывалась в своём замысле на фотографиях русских храмов, которые сделал и издал основатель российской архитектурной фотографии И. Ф. Барщевский. В 1898 году в сопровождении Барщевского она предприняла для непосредственного знакомства с архитектурой Древней Руси археолого-этнографическое путешествие по России. По мнению Белогорцева, именно тогда Тенишева впервые для себя отметила единство архитектурных форм с русским природным ландшафтом.
В церковном отношении деревня Флёново, которая входила в состав имения Талашкино, относилась к Знаменскому приходу, но располагалась на расстоянии пяти вёрст от него. Талашкино же, хотя и располагалось в непосредственном соседстве с ним, входило в Бобырёвский приход, но находилось от церкви на таком же расстоянии. Ученики тенишевской школы в любую погоду по воскресеньям и по праздникам ходили петь в Знаменскую церковь, что было достаточно неудобно. М.К. Тенишева писала: «Моя школа во Флёнове взяла столько моих сил, симпатий и преданности, и мне захотелось увенчать своё создание храмом Божиим».
Князь В.Н. Тенишев, супруг Марии Тенишевой, выступил против строительства церкви. Тенишева обратилась за поддержкой к смоленскому губернатору Василию Сосновскому, который был другом князя. Только после этого В.Н. Тенишев ассигновал деньги на постройку храма. Тенишева писала: «Мы долго искали место для церкви. Ездили и ходили вокруг Флёнова, обсуждали этот вопрос со всех сторон и наконец нашли. Это было восхитительное место, лучше которого вряд ли возможно найти для церкви. Оно точно для того и было предназначено. Здесь, рядом со школой, на высокой красивой горе, поросшей соснами, елями и липами, с необозримым кругозором, положено было основание храму во имя Святого Духа».
М.К. Тенишева упоминала о собственных размышлениях по поводу внешнего вида будущего храма: «Когда я искала форму, создавая мой храм, я уже многое обдумала и глубоко прониклась русской стариной. Мне хотелось создать храм не из драгоценных материалов, а исключительно из местного камня, дерева, местными силами. Из моего путешествия по России мне стало вполне ясно, что храмы на нашем севере создались согласно с условиями и требованиями климата. Все наши крупные праздники бывают зимой, или ранней весной, или осенью. Для крестных ходов в эти торжественные дни наши храмы в древности строились с крытой папертью вокруг церкви». (М.К. Тенишева, «Впечатления моей жизни»)
Всего было создано около 15 различных проектов церкви. В проектировании храма пробовали свои силы Илья Репин, В.М. Васнецов, Константин Коровин, предложивший четыре варианта (а также Барщевский). Их проекты не сохранились. Сохранившиеся эскизы представляют различные варианты облика храма. Белогорцев утверждал, что Тенишева проводила целый конкурс на лучший проект и в качестве образца начертила для него карандашный набросок будущего храма. Конкурс упоминала в своей статье и С.Н. Михайлова, при этом она писала, что сама Тенишева представила на него собственный проект.
Княгиня обратилась первоначально к историку искусств и археологу Адриану Прахову. Он по её просьбе в 1899 году поселился в Талашкино и создал модель храма, которая представляла огромный собор с пятью куполами, похожий на Владимирский собор в Киеве. Тенишева отвергла этот проект.
Самым скромным был проект, разработанный Барщевским и основанный на приёмах псковско-новгородской архитектуры. Храм, тяжёлый по формам, в то же время, благодаря крупным кокошникам, плавно вздымался вверх. Тенишева передала проект Барщевского для дальнейшей разработки академику архитектуры Владимиру Суслову.
Ещё одним проектировщиком выступил исследователь русского деревянного зодчества В.В. Суслов (его эскизы, выполненные тушью и акварелью на бумаге: СОМ 436, СОМ 11662/ 9, 14, 15, 16, 17, находятся в Смоленском музее-заповеднике, они поступили из Тенишевского собрания в 1919 году). Его модель семиглавого собора, по утверждению самой Тенишевой и мнению Кочановой, была отвергнута княгиней. Белогорцев, однако, утверждал, что именно эскизный проект В.В. Суслова на основе набросков Тенишевой и Барщевского в конце 1898 года был представлен на утверждение губернскому архитектору. После одобрения этого эскизного проекта Суслов создал технический проект, который летом 1902 года был утверждён губернским инженером и губернским архитектором. С этого времени, по мнению Белогорцева, именно на основе проекта Суслова началось строительство храма. По мнению Белогорцева, Суслов выполнял обязанности главного архитектора, во время его отсутствия эти обязанности исполняли Сергей Малютин и Барщевский. Суслову приписали авторство осуществлённого проекта храма и авторы монографии о его творчестве, изданной в 1976 году, дочь архитектора Анна Суслова и академик архитектуры Татьяна Славина.
Летом 1899 года Михаилом Врубелем, во время двухнедельного пребывания в Талашкине, были выполнены эскизы храма (проект включал собор, колокольню и трапезную), которые также не устроили Тенишеву (в графическом собрании Смоленского музея-заповедника находятся два его эскиза СОМ 432, 433, они представляют северный и западный фасады здания, выполнены акварелью и коричневой тушью на бумаге, наклеенной на картон, были переданы в музей А. П. Мишоновым 5 ноября 1929 года). Этот проект Белогорцев считал наиболее интересным. Роскошный орнамент, вытянутые арки-кокошники с треугольными завершениями, высокие крылечки и множество мелких художественных деталей придавали ему дворцовую помпезность. Проект Врубеля в советские времена экспонировался в смоленском областном музее имени Крупской.
Проект Николая Рериха - пятиглавое здание с шатровой двухъярусной колокольней и крыльцом, богато декорированными узкими арочными окнами, которые заключены в арку. В книге поступлений графической коллекции Смоленского музея-заповедника в ноябре 1929 года была сделана запись о его эскизах храма: «Северный и западный фасады. Эскизы церкви в русском стиле XVII века».
В графической коллекции Смоленского музея-заповедника хранятся также три эскиза храма Святого Духа во Флёнове, выполненные тушью и акварелью на бумаге, датированные 1897 годом (СОМ 11662 / 8, 10, 11). Автор их - неизвестный зарубежный художник. Лариса Журавлёва предполагала, что это могла быть сама Тенишева.
Работа С. Малютина над проектом
В 1899 году М.А. Врубель написал С.В. Малютину по просьбе княгини Тенишевой: «Многоуважаемый Сергей Васильевич, когда я прочел Ваше письмо, она (М.К.) очень пожалела, что лишилась возможности познакомиться с Вами и лично побеседовать о том, что она поручила мне изложить в этом письме. Она просит сделать ей эскиз в красках церкви небольшой, но отвечающий следующему заданию: 1) тёплая паперть, 2) склепной этаж, 3) обходные галерейки или сенцы для крестных ходов, когда время года не позволит их делать снаружи. Стиль ярославский. Затем полный простор декоративной фантазии… Не откажите ответить поскорее, берете ли Вы этот заказ, а также его стоимость. Жму вашу руку. М. Врубель». (Михаил Врубель, Письмо С.В. Малютину)
Раньше архитектурой Малютин не занимался. Весной 1900 года художник вместе со своей семьей приехал в Талашкино из Москвы (Алина Абрамова утверждала в своей книге о его творчестве, что художник привёз с собой в Талашкино несколько эскизов будущего храма. Здесь он прожил три года и три месяца. В графической коллекции Смоленского музея-заповедника хранится около 1200 декоративных эскизов С.В. Малютина. В 1901 году С.В. Малютин предложил конструкцию крестово-купольного храма, завершённого луковичной главой над ступенчатой горкой из килевидных кокошников. Храм был богато декорирован керамическими орнаментированными плитами с растительными мотивами, икона «Спас Нерукотворный» находилась на западном фасаде над входом. Малютин предложил богато украсить церковь снаружи росписью, далёкой от культовой тематики. Среди её мотивов - полевые цветы и сказочные коньки. Церковь в его эскизах, по мнению Журавлёвой, походила на узорный пряник.
В собрании Смоленского музея-заповедника хранятся шесть графических проектов церкви Св. Духа, выполненных С.В. Малютиным на картоне акварелью, с использованием белил, алюминиевой и бронзовой красок: СОМ 7512-7517. На эскизах изображены три восточных фасада, два западных и один северный. Сохранившиеся эскизы церкви, принадлежащие Сергею Малютину, позволяют современным специалистам музея утверждать, что церковь строилась именно по его проекту.
Хотя храм сооружался по рисункам Малютина и под его непосредственным наблюдением, его создание долгое время приписывалось различным авторам. В своей книге о храме в Талашкино М.К. Тенишева даже приписывала себе проект строительства. Ей приписывал авторство и А. Зелинский. Эту же точку зрения поддержала искусствовед Н.В. Тютюгина, назвав Тенишеву главным архитектором храма. Искусствовед Алина Абрамова отвергала авторство Барщевского, Тенишевой и Суслова и считала единственным архитектором Сергея Малютина. Исследовательница творчества Малютина Галина Голынец не называет храм среди построек, созданных Малютиным в Талашкино. Л.С. Журавлёва считала, что проект церкви был результатом совместного творчества Малютина, Тенишевой и Барщевского. Л.Г. Михайлова предполагала, что княгиня действительно принимала участие в строительстве храма но только в связи со смертью супруга, когда появилась необходимость, чтобы в церкви была создана усыпальница. Осенью 1903 года Сергей Малютин уехал в Москву, где устроился на постоянную работу в качестве преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Тенишева потребовала от Малютина, чтобы он подписал расписку, которая юридически закрепила разрыв творческих отношений между ними, а по мнению Алины Абрамовой, и в глазах княгини стала отказом Малютина от авторских прав на проект храма Святого Духа.
Создание модели храма
Эскизы С.В. Малютина отвечали общему замыслу Тенишевой, которая с помощью И.Ф. Барщевского приступила к созданию макета церкви, используя элементы из предыдущих проектов, преимущественно (как предполагают искусствоведы) из проекта С.В. Малютина. Тенишева писала в своих воспоминаниях «Впечатления моей жизни»: «Под мою диктовку, шаг за шагом, по кусочкам мы клеили, ломали, снова клеили, лепили, добиваясь той формы, которая удовлетворила бы меня. Было сделано две модели. Первую я по окончании совсем забраковала, вторая же все более и более подходила к моему внутреннему чувству, отвечала ему и, наконец, поправленная и дополненная, вылилась в форму, встречавшую одобрение даже у самых равнодушных людей…».
Княгиня забраковала модель с колокольней, находившейся, вопреки канону, с восточной стороны. Макеты, созданные княгиней, не сохранились. В 2011 году в музей поступила фотография модели храма, на которой написано карандашом по-немецки: «…in Phlonowo (Talasckino)», а выше — русская надпись карандашом: «Макет церкви Св. Духа во Флёнове». Хранитель коллекции ДПИ А.Л. Карнаухова обнаружила деталь модели храма — маковку, выточенную из дерева. Стало возможным установление размера модели храма. Высота деревянной маковки — 26,5 см, а так как на фотографии она укладывается 3,3 раза в высоту модели до её купола, то высота картонной модели вместе с маковкой была определена в 113,95 см. В декабре 2011 года Джеско Озер передал в Смоленский музей-заповедник альбом «Храм Святого Духа в Талашкине», изданный Русским историко-генеалогическим обществом в 1938 году в Париже. В нём присутствуют три фотографии модели храма Святого Духа во Флёнове с западной, юго-восточной и восточной сторон, выполненной М.К. Тенишевой с помощью И.Ф. Барщевского.
Строительство храма
Церковь была заложена 7 сентября 1900 года во имя Преображения Господня. Храм сооружался с 1900 до 1905 года (Журавлёва относила к 1900 году его закладку, а к 1902 году - утверждение смоленским губернатором и начало строительных работ). Строительство храма шло медленно, местный смоленский архитектор, которому была поручена техническая сторона строительства, оказался человеком равнодушным и непорядочным, из-за этого стены пошли трещинами уже в процессе строительства, даже в 1908 году, после их укрепления, находясь в храме, княгиня «страшно боялась» - «Своды могли рухнуть и убить всех нас. Я всё время дрожала и вздохнула спокойно только когда всё кончилось и все оттуда вышли», сама Тенишева больше внимания обращала на сооружение зданий, имевших общественное значение: больницы, рисовальной школы и музея в Смоленске. Только в годы мировой войны строительство храма-мавзолея было вчерне завершено, в цокольном этаже здания была оборудована усыпальница, где установили гроб умершего перед войной супруга княгини.
Художественные особенности постройки
Несмотря на малые размеры, церковь кажется монументальной. Этот эффект достигается за счёт отсутствия дробности и членения форм. В постройке использована предельно простая конструкция — куб церкви опоясан галереей, храм бесстолпный. Он был построен из кирпича местного производства, который был произведён в Талашкино специально для строительства церкви. Маломерный кирпич, использованный для него, относится к типу плинфы. Такой кирпич, похожий на пластины, широко применялся в каменном храмовом строительстве XI-XIII веков на Руси. На этом же заводе производились для храма декоративная майолика и изразцы, осуществлялась шлифовка гранитных пилонов, привезённых из Поречья (в настоящее время это город Демидов). Для многоступенной кровли была изготовлена терракотовая черепица.
Малютин основное внимание уделил декоративным элементам постройки. Небольшая главка возвышается над четырёхскатной кровлей. Завершается главка шпилем, а не крестом, что является редкостью для церковного строительства. Переход от стен к главке осуществляется благодаря трём ярусам кокошников. В виде кокошника оформлен также главный вход. В храме нет религиозности в понимании официальных церковных властей и следования канону. По мнению Михайловой, храм представляет собой народное прочтение христианства и даёт художественный образ народной веры.
Название церкви - храм Святого Духа и предназначение (усыпальница), по мнению Михайловой, заметно повлияли на создание художественного образа. Храм воспринимается как образ «просветленной радости», которая «нисходит на людей». Кокошники в этом случае воспринимаются как «ступени в небо и на землю». Сам же храм - как «связь Бога и людей». В это же время в постройке присутствует народная сказочность. Прямых аналогий в русском зодчестве у храма нет. Михайлова видела в ней отголоски русской деревянной северной архитектуры. Она также находила в храме классические формы усыпальниц-пирамид и мавзолеев.
Роспись и мозаика храма
В 1908 году Тенишева предложила Рериху заняться оформлением церкви Святого Духа, так как проекты росписей С.В. Малютина не были осуществлены. Тенишева в своих воспоминаниях рассказывала: «Я только забросила слово, а он откликнулся. Слово это - храм. Только с ним, если Господь приведет, доделаю его. Он человек, живущий духом, Господней искры избранник, через него скажется Божья правда. Храм достроится во имя Духа Святого. Дух Святой - сила Божественной духовной радости, тайною мощью связующая и всеобъемлющая бытие. Какая задача для художника! Какое большое поле для воображения! Сколько можно приложить к Духову храму творчества! Мы поняли друг друга, Николай Константинович влюбился в мою идею, Духа Святого уразумел. Аминь. Всю дорогу от Москвы до Талашкина мы горячо беседовали, уносясь планами и мыслью в беспредельное. Святые минуты, благодатные». (Мария Тенишева. «Воспоминания».)
К началу работы в Талашкино Рерих уже имел опыт создания циклов церковных росписей. В 1904 году художник получил заказ от члена Государственного Совета И.Г. Каменского на иконостас для фамильной усыпальницы в Успенском женском монастыре в Перми. В 1906 году он создал эскизы для церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Пархомовке (имение Голубевых под Киевом) и для храма в Шлиссельбурге, а также для часовни во Пскове. Л.С. Лившиц просил художника создать эскизы для моленной на своей вилле в Ницце.
Первоначально Тенишева заказала Рериху расписать лишь алтарь храма. Тенишева и Рерих пытались возродить древнюю традицию, по которой алтарь был почти целиком виден верующим. Появление высокого иконостаса относится лишь к XVI веку. Рерих и Тенишева выбрали промежуточный вариант, при котором иконостас преграждает вход в алтарь, но не скрывает его полностью. Рерих успел исполнить роспись алтаря и одной из арок входа: в алтарной части Богоматерь благословляла реку у своих ног, по которой плывут корабли (полное и окончательное название алтарной композиции — «Царица Небесная на берегу Жизни», это - не традиционный религиозный сюжет, а философское произведение, выраженное языком изобразительного искусства, при этом его нельзя, по мнению Ларисы Журавлёвой, считать коллажом из различных религий). Вокруг Царицы Небесной города, охраняемые ангелами, святые. Выше - шествие пророков, поклоняющихся кресту.
В мае 1909 года Тенишева писала художнику, что с нетерпением ожидает эскизы к росписям (к настоящему времени сохранились четыре из них). В 1910 году Рерих непосредственно приступил к росписи, сделал необходимые обмеры и сделал контуры, написал несколько живописных этюдов в Смоленске. Летом 1912 года он работал над росписью. Ему помогали художник Павел Наумов и ученики Школы поощрения художеств Елена Земляницына, Александра Щекатихина-Потоцкая, Чернов и Дмитриев. Живописный слой при создании изображения наносился на холст, наклеенный на штукатурку. Журавлёва считала, что Рерих в своей работе пытался воплотить синтез «не только лучших достижений древнерусского зодчества, но и декоративное узорочье индийских храмов Аджанты и Лхасы», в лице Тенишевой он нашел союзника в такой трактовке.
Мозаика Рериха над входом и живопись по холсту на стенах были им созданы в приёмах русской живописи XII-XIII веков. По технике мозаичная работа Рериха является одной из ценных работ русского прикладного искусства дооктябрьского периода. Рерих работал над выполнением росписи с 1908 по 1914 годы. Эскизы для мозаики он сделал в 1910 году (один из них хранится в Смоленском музее-заповеднике, исполнен темперой на бумаге, поступил из Тенишевского собрания, СОМ 2305) и вскоре подписал договор на исполнение мозаик в мастерской В.А. Фролова в Санкт-Петербурге.
Сохранилась только смальтовая мозаика Н. Рериха «Спас Нерукотворный» над входом в храм. Спас Нерукотворный «наблюдает» за входящими в храм, напоминая им о необходимости очиститься, обратить помыслы к возвышенному. Кандидат искусствоведения и доктор педагогических наук А.Д. Алёхин отмечал, что Рерих сумел вписать каждую линию мозаики в общий строй композиции и «сгармонировать её с масштабами и архитектурными особенностями постройки, с окружающим пейзажем. Колористический строй этого торжественно-монументального произведения прекрасно согласуется с красками природы». Кроме росписи алтаря предполагалось, что Рерих выполнит композиции «Князья», «Трон невидимого бога», «Отроки», «Никола», «Слушай веление Бога».
К 1974 году сохранилось не более одной четвёртой части росписи художником интерьера храма. Утрачена была часть росписей, где находился лик Царицы Небесной - центральной фигуры композиции росписей. Причина - разрушение штукатурного слоя вместе с живописью. Уже в период окончания росписей в 1914 году были обнаружены недоработки в процессе строительства храма. Комиссия во главе с архитектором Б. К. Рерихом составила заключение и рекомендации. Но в связи с Первой мировой войной недоработки не удалось устранить. В 1970-е годы была сделана попытка реставрации сохранившихся фрагментов росписей, но она не была завершена, со временем росписи осыпались. В 2012 году началась реставрация храма. В 2018 году была отреставрирована мозаика входа и стены храма. Предполагается в будущем осуществить восстановление росписей Н.К. Рериха.
Доктор искусствоведения Е.И. Полякова находила в росписях Рериха для церкви в Талашкине отзвуки фресок ярославской иконописной школы. Рерих был в восхищении её произведениями: «Какие чудеснейшие краски вас окружают! Как смело сочетались лазоревые воздушнейшие тона с красивою охрою! Как легка изумрудно-серая зелень и как у места на ней красноватые и коричневатые одежды! По тепловатому светлому фону летят грозные архангелы с густыми желтыми сияниями, и белые их хитоны чуть холоднее фона. Нигде не беспокоит глаз золото, венчики светятся одною охрою». При этом Полякова отмечала, что Рерих не копировал работы ярославских мастеров, а только вдохновлялся ими. Ему удалось создать «единую роспись храма, где все композиции дополняют друг друга, выдержаны в единой тональности, в едином ритме».
Полякова отмечала различия в различных фресковых циклах Рериха одного и того же времени: в моленной Лившицев золотистые фигуры «благих посетивших» и архангелы на вишнёвом «фоне», а в «Пархомовке» - светлые силуэты святых. Чистыми золотыми, карминными, белыми, бирюзовыми красками расписана была церковь в Талашкино.
Храм Святого Духа и официальная церковь
Н.В. Тютюгина относит появление мысли посвятить храм именно Святому Духу к 1908 году и связывает её со смертью супруга Тенишевой. Особенностью храма является то, что он посвящён не Сошествию Святого Духа, а самому Святому Духу. У исследователей есть основания утверждать, что он стал первым в России, имеющим подобное посвящение.
Доктор искусствоведения профессор Евгений Маточкин увидел в росписи Рериха соединение народных представлений с православными и католическими. Так изображение Богородицы он сближал с образом «Мадонны во славе» неизвестного итальянского художника из Марради конца XV века, а престол, на котором она восседает имеет аналог в мозаике 1297 года из флорентийской церкви Сан Миньято аль Монте, орнамент в форме извивающихся побегов, характерный для европейского искусства XV века, художник использовал в изображении облачения воинов, он поместил изображение Царицы Небесной между двух окон, что характерно для картин Леонардо да Винчи. На покрове Богородицы Маточкин отмечал изображение художником языческих элементов. По его мнению, Николай Рерих соединил образ Богородицы с идеей Святого Духа, которому посвящён сам храм.
Отступление от православного канона при создании росписи послужило, по мнению Михайловой, причиной отказа церкви от освящения храма. А.Д. Алёхин также утверждал, что Рерих в росписях Талашкино не следовал канонам православной церкви, а стремился проникнуться духом древнерусского религиозного искусства и выразить собственное отношение к религии. По его мнению, у художника в этих работах Боги и святые - не создатели Вселенной, а производные от неё, но они «сумели подняться над себе подобными, в своей высшей мудрости познав высшую красоту и высшую правду». В доказательство Алёхин упоминал, что «Царицу Небесную» в алтаре храма Святого Духа Рерих называл иногда «Матерью Мира».
Журавлёва (как и кандидат искусствоведения Е.С. Кулакова), также, отталкиваясь от воспоминаний Рериха, утверждала, что центральным образом в росписи стала Матерь Мира. Действительно, Рерих писал: «…центральное место в нём должно было занимать изображение Матери Мира». Матерь Мира - образ, который восходит к восточной иконографии: на ней восточный головной убор, а руки сложены перед грудью в традиционном для Индии жесте «намасте». Лариса Журавлёва отмечала, что первоначально пропись лица Богородицы представляла собой маску «Будда|Будды», то есть была мужским лицом, только в окончательной версии художник приблизил черты лица иконописному образцу. Река у ног изображена в ландшафте, который не характерен для среднерусской природы. Орнаменты и постройки, изображённые в росписи, также имеют восточное происхождение. Рерих написал литературное изложение своего замысла. В соответствии с ним, путники погибают из-за того, что не могут различить, где добро, а где зло. Помочь им может, по словам художника, не Христос, а Царица Небесная, или, как он её называл, Матерь Мира (родительница и символ всего живого и земного). Максимилиан Волошин писал о композиции, что «хотя все элементы в ней, по-видимому, византийские, она носит чисто буддийский, тибетский характер».
В интерпретации Кочановой, Царица Небесная у Рериха - проявление Святого Духа, которое верующие называли «Нечаянная Радость» и «Всех Скорбящих Радость». Человеческую массу вокруг центрального персонажа художник окружил строениями, сочетая рисунок зданий в разрезе и объёме. Люди изображены без смирения и страха. Художник на одеянии Матери Мира дал изображения деревьев, птиц, создавая орнамент. Цветовое решение - от накала жёлто-красно-карминных тонов до белого и золотого. Благодаря цвету архитектурное пространство церкви расширялось. Изображение носило плоскостный характер, было нанесено крупными пятнами с прорисовкой контуров, складок и деталей. Журавлёва называла его гобеленом. Современник Рериха, искусствовед Сергей Эрнст, оставил описание «Царицы Небесной»: «Её колористический порядок таков: в центре - белое, золотое, зелёное, жёлтое с переходами в красное и бирюзовое, выше - жёлто-красно-карминное, та же гамма продолжается и ближе к склонам, в архитектуре преобладает бархатно-чёрное, на котором выделяются фигуры святых - белое, зелёное и коричневое. При росписи для богатства и ясности тона пришлось вследствие размеров храма употреблять сильные краски - чистую сиену, краплак, ультрамарин, чистый кадмий, чистую киноварь». Журавлёва настаивала на отрицательной реакции духовенства на размещение композиции с Царицей Небесной в алтаре храма.
Тютюгина считает это представление ошибочным. По её мнению, М.К. Тенишева оценивала его исключительно как православный. Предварительные эскизы росписи храма Рерих обсуждал с представителями Смоленской епархии, они были официально утверждены. Тютюгина настаивает, что храм Святого Духа не был освящён только из-за начала Первой мировой войны, которая помешала завершить росписи, а затем и Октябрьской революции, после которой княгине пришлось эмигрировать в Париж. Эту точку зрения разделяла и Кочанова. Сам Рерих вспоминал, что были возражения со стороны церковного начальства, но ссылка на каноничность Киевской «Нерушимой Стены» и соотнесение её с росписями храма в Талашкине «прекратило ненужные словопрения».
Полякова утверждала, что если от канонов древней живописи отходили Васнецов и Врубель, то к канонам византийской живописи возвращался Рерих. Рерих изобразил в алтарной композиции строгую Царицу Небесную в традициях именно византийской иконографии. По мнению Поляковой, в отличие от церковных росписей Врубеля, церковь одобряла фрески Рериха.
С началом Первой мировой войны работы над храмом пришлось остановить. Одновременно были обнаружены инженерные недоработки в процессе строительства храма. В 1919 году Тенишева покинула Россию. В советское время церковь использовалась под зернохранилище, а в 1950-е годы - под склад минеральных удобрений. В 1938 году Париже вышла посмертным изданием небольшая книга княгини Тенишевой «Храм Святого Духа в Талашкине», в которой даже утверждалось, что храм уже не существует. Совет Министров РСФСР в 1948 году объявил храм в Талашкине памятником русской архитектуры, имеющим всероссийское значение и подлежащим государственной охране и восстановлению. Документы о постановке на охрану: Постановление Совета Министров РСФСР «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» № 1327 от 30.08.1960.
В 1970-е годы в храме была предпринята неудачная реставрация, которая так и не была завершена. В апреле 2016 года после обращения губернатора Смоленской области к вице-премьеру Ольге Голодец, посетившей Талашкино, Министерство культуры Российской Федерации выделило на реставрацию храма более 40 миллионов рублей. Спустя год более 6 миллионов было направлено на обновление мозаики. В храме Святого Духа была воссоздана кирпичная кладка, отмостка, обновлены подвальные помещения, которые занимают около 60 % площади здания. Реставраторы сохранили оставшиеся росписи и намерены восстановить их по фотографиям, сделанным Тенишевым и Рерихом, а также по подлинникам эскизов, выполненных художником, которые находятся в Библиотеке Конгресса США. В храме планируется открыть экспозицию, рассказывающую об истории его возведения.
В советское время Храм Святого Духа с мозаикой над входом был запечатлён на двух цветных маркированных карточках, выпущенных Министерством связи СССР 27 июля 1976 года и 17 февраля 1977 года.
Документы: Врубель М.А. Письмо С.В. Малютину. Переписка. Воспоминания о художнике. - Л.-М.: Искусство, 1963; Тенишева М.К. Впечатления моей жизни (фрагменты, посвящённые храму Святого Духа), Талашкино. Сборник документов. Составитель, автор вступительной статьи, примечаний Л.С. Журавлёва. - Смоленск.: Посох, 1995; Тенишева М.К. Воспоминания. Рерих в России. - М.: Международный Центр Рерихов, 1998; Тенишева М.К. Храм Святого Духа в Талашкине. - Париж: Русское историко-генеалогическое общество во Франции, 1938.
Научная и научно-популярная литература: Абрамова А.В. Архитектурные работы в Талашкине и Смоленске. Жизнь художника Сергея Малютина. - М: Изобразительное искусство, 1978; Алёхин А.Д. Николай Константинович Рерих. - М: Знание, 1974; - (Новое в науке, жизни, технике); Белогорцев И.Д. Архитектурные сооружения Талашкино. Талашкино. - Смоленск: Смоленское областное государственное издательство, 1950; Голынец Г.В. Сергей Васильевич Малютин. - Л: Художник РСФСР, 1974; Журавлёва Л.С. Талашкино. Очерк-путеводитель. - М: Изобразительное искуссто, 1989; Журавлёва Л.С. Церковь во Флёнове. Талашкино. Сборник документов (Составитель, автор вступительной статьи, примечаний искусствовед Л.С. Журавлева). Смоленск: Посол, 1995; Забочень М.С., Бабинцев С. Произведения Н. К. Рериха на открытках, Советский коллекционер : Журнал. - 1982. - № 20; Кочанова В.И. Храм Св. Духа во Флёнове. Страницы истории (по материалам графической коллекции Смоленского музея-заповедника). Музейный вестник : Журнал. - 2012, № 6; Крылов П.И. Семья Рерихов: взгляд филателиста (По материалам из собрания Музея-института семьи Рерихов и частных коллекций). Рериховское наследие : Сборник трудов Международной научно-практической конференции. - 2008. - № 6. 150 лет школе выдающегося петербургского педагога-просветителя К.И. Мая. Проблемы сохранения культурного наследия в чрезвычайных ситуациях.