ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Белое. Церковь Николая Чудотворца.


Белое. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Илии Пророка, Иоанна Предтечи
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:1838.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Тверская область, Кимрский район, с. Белое

Координаты: 56.932079, 37.492593



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца, , Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Сергей Меркулов
26 сентября 2022
Церковь Николая Чудотворца, , Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Сергей Меркулов
26 сентября 2022
Церковь Николая Чудотворца, , Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
2 октября 2014
Церковь Николая Чудотворца, , Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Дмитрий Васильков
3 августа 2005
Церковь Николая Чудотворца, , Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Дмитрий Васильков
3 августа 2005
Церковь Николая Чудотворца, Вид с северо-запада<br>, Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
15 февраля 2020
Церковь Николая Чудотворца, , Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
МОРПЕХ879
12 ноября 2018
Церковь Николая Чудотворца, , Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
МОРПЕХ879
12 ноября 2018
Церковь Николая Чудотворца, , Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
МОРПЕХ879
12 ноября 2018
Церковь Николая Чудотворца, , Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
МОРПЕХ879
17 октября 2018
Церковь Николая Чудотворца, , Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Алексей Кротов
10 августа 2015
Церковь Николая Чудотворца, , Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Алексей Кротов
10 августа 2015
Церковь Николая Чудотворца, , Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
hramsvn.ru
8 ноября 2014
Церковь Николая Чудотворца, , Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
hramsvn.ru
8 ноября 2014
Церковь Николая Чудотворца, , Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Андрей Агафонов
1 октября 2011
Церковь Николая Чудотворца, , Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Андрей Агафонов
1 октября 2011
Церковь Николая Чудотворца, , Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Анатолий Фока
15 августа 2008
Церковь Николая Чудотворца, , Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Михалыч
1 июля 2004
Церковь Николая Чудотворца, 1994<br>, Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
1994
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 января 1994
Церковь Николая Чудотворца, , Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1992
Церковь Николая Чудотворца, , Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1992
Церковь Николая Чудотворца, , Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1992
Церковь Николая Чудотворца, Интерьер<br>, Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Интерьер
Михалыч
6 июня 2004
Церковь Николая Чудотворца, Фрагмент росписи барабана<br>, Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Фрагмент росписи барабана
Михалыч
6 июня 2004
Церковь Николая Чудотворца, , Белое, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
МОРПЕХ879
17 октября 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 марта 2015

Храмы в селе Белом существовали издавна. Когда появился первый из них, нам неведомо, однако из исторических документов известно, что в 1596 г. здесь была построена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. С течением времени церковь ветшала, становилась тесной из-за возрастающего числа прихожан. Назревала необходимость в постройке нового, более просторного храма.

В 1819 г. тверскому архиерею Филарету было направлено прошение прихожан о постройке на их средства нового каменного Никольского храма с двумя приделами: Усекновения Главы Иоанна Предтечи и св. пророка Илии. Тверской владыка санкционировал строительство, приказав выдать храмоздательную грамоту. Главным благотворителем и строителем храма стал местный помещик, генерал-майор Иван Яковлевич Шатилов.

В 1823 году строительство храма началось, однако после закладки фундамента и возведения части стен было приостановлено из-за недостатка денежных средств. После того, как последние были изысканы, а также налажен выпуск кирпича из глины, найденной в окрестностях села Белого в 1829 году, строительство возобновилось. 29 сентября 1838 года Никольский храм с двумя приделами и колокольней был освящен, протоиереем кашинского собора, магистром Стефаном Колеровым.

По первоначальному проекту между храмом и колокольней должна была быть построена колоннада. Но в процессе строительства проект был изменен. Колокольня расположилась отдельно от храма. Спустя некоторое время строится трапезная, соединившая холодный храм с колокольней. В теплой (отапливаемой) трапезной появился придел во имя Святителя Николая Чудотворца. Придельный храм был освящен 29 октября 1850 года. Так случилось, что из четырех престолов два были посвящены Николаю Чудотворцу, что встречалось довольно редко. Многие церковные реликвии, ценности, иконы из старой деревянной церкви были перенесены в новый храм. Прежняя же церковь была разобрана.

При храме имелось приходское кладбище с оградой, где находили свой вечный покой бывшие прихожане: крестьяне, священно-церковнослужители и их семьи, помещики. Здесь же находилась и церковная сторожка. По соседству с храмом стояли дома причта. Во второй половине 19 века здесь возникла церковно-приходская школа, которой заведовали, одновременно преподавая Закон Божий, местные священники.

Храм представлял собой двусветный четверик, увенчанный световым барабаном, перекрытым куполом. Барабан упирался на подпружные арки, переброшенные между пилонами, и сферические паруса. Северный и южный фасады имели портики с колоннами тосканского ордера и столбами квадратного сечения. Кроме этого, все фасады здания украшали пилястры. Венчающий храм карниз - белокаменный, с мутулами. Оконные проемы имели лучковые перемычки. Трапезная (с приделом Николая Чудотворца) бесстолпная, прямоугольная, с плоским перекрытием. Колокольня - трехъярусная с полуярусом ­ увенчана высоким шпилем с крестом. Нижний ярус в плане прямоугольный, полуярус как бы служит основанием для второго яруса; второй ярус - восьмиугольный, осевые грани прорезаны арочными проемами звона; третий ярус обрамлен волютами, расширяющимися книзу. С колокольни звонили 5 колоколов.

По данным 1900 г., к храму были приписаны жители села Белого и деревень: Головино, Маркуши, Ивановское, Малое и Большое Курапово, М. и Б. Кишкинихи, Кадниково, Папулово, Новое Село, Овсянниково, Щелково, а также хутора Петрокова ­ в количестве 741 мужчины и 830 женщин.

В 1815 году священником здесь был Андрей Иванов 39 лет, диаконом - Петр Семенов 34 лет, дьячком - Иван Васильев 19 лет, пономарем - Петр Яковлев 60 лет. Документы донесли до нашего времени и такой прискорбный факт. После кончины в 1868 г. настоятеля храма священника Илии Лебедева, на его место из Зубцовского уезда был переведен Алексий Чередеев. Во время пути к новому месту назначения отец Алексий тяжело заболел. Спустя 4 дня после прибытия в Белое священник скончался, даже не побывав в храме. После этого настоятелем храма становится Алексий Воздвиженский. После его смерти место священника занимает Иоанн Драницын, затем Феодор Голубев. С 1891 г. настоятелем храма становится священник Михаил Плетнев. Нелишне будет отметить, что диаконом в храме служил отец настоятеля, Григорий Плетнев.

В 1930 г. имя священника Михаила Плетнева из архивных документов исчезает. Был ли он выслан из села Белого властями или ушел со своего поста по возрасту, автору этих строк установить не удалось. Но среди репрессированных органами ОГПУ его имя не значится. Последним настоятелем храма стал священник Владимир Троицкий. В 1937 году он был осужден «тройкой» УНКВД на 10 лет ИТЛ. После отбытия наказания отец Владимир служил в Кашине, Калязине, Кимрах (в Преображенском соборе). После осуждения властями Владимира Троицкого храм в селе Белом был закрыт и передан местному колхозу.

Миновали десятилетия забвения, и жизнь в храме стала понемногу налаживаться. В нем начали проводиться восстановительные работы, с 1999 года совершаются молебны, акафисты, крестные ходы. В 2004 году церковь была приписана к храму Иерусалимской иконы Божией Матери в поселке Белый Городок. 19 декабря 2007 г. в отреставрированном придельном храме в честь Николая Чудотворца благочинным церквей Кимрского округа протоиереем Евгением Морковиным в сослужении протоиерея Александра Крюкова была совершена Божественная литургия. Осенью 2008 года по соседству с храмом появилась часовня в честь св. Николая Чудотворца.

В Кашинской Писцовой книге 136-137 г.г., в Белгородском стану, на л. 1478, за № 728, о с. Белом сказано: «За Осипом Дмитреевым сыном Есипова в поместье два жеребья села Белова на реке на Волге а в селе на опчей земле с Федором Корсаковым церковь во имя Николы Чюдотворца древяна клецки а в церкве образы и книги и всякое церковное строение помещиково. А на церковной земле во дворе поп Офонасей, место пономарское, да в сележ двор помещиков, двор прикащиков Богдашка Гурьев да крестьян. Во дворе Гришка Ермонов у него зять Климко Иванов. Пашни паханые тридцать четей да перелогом и лесом поросло сорок четей сосминою вполе а вдву потомуж сена по реке по Волге и межь поль сто сорок копен лесу дровяново вопче с Федором Корсаковым в длину на версту а поперег на полверсты...»

В клировой ведомости 1796 г. относительно села Белаго содержатся следующие сведения: «Церковь Никольская, деревянная, построена в 1596 г. священник Диомид Иванов, 41 г., из богословии, посвящен в 1777 г. Церковной земли 36 десятин; 10 деревень; 115 дворов; душ муж. п. 401, жен. п. 427; раскольников обоего пола 16». В исповедной росписи 1741 г. значится: «Священник Игнатий Козмин, 75 л.; в приходе 49 дворов, об. пола 448 душ. В 1761 г. свящ. Иван Иванов, 48 л. (он же и в 1766 г.); в приходе 93 дв., 640 душ об. пола».

Церковь Никольская, построена в 1838 году, каменная престолов четыре: в холодной Святителя Николая, Усекновения Головы Иоанна Предтечи и Пророка Илии, в теплой Святителя Николая. В 1901 году служили: Священник Михаил Григорьевич Плетнев 32-х лет, студент семинарии, священником с 1891 года, в 1895 году награжден набедренником. Псаломщик Иван Михайлович Соколов 64-х лет, в должности с 1854 года. Прихожан в сельце Софронцове, в селе Белом, в деревнях Головине, Маркуше, Ивановском, Хуторе Петрокове, Малой Курапове, Большом Курапове, Большой Кишкинихе, Малой Кишкинихе, Кадникове, Папулове, Новом Селе, Овсяникове, Щолкове - 240 дворов (741 мужчина, 830 женщин), сверх сего раскольников 49 мужчин и 43 женщины.

По материалам изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908. и Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901.

http://hram-tver.ru/kimryrn/beloekimry.html


Сергей Сол  29 марта 2015

Храмы в селе Белом бывшего Калязинского уезда Тверской губернии существовали издавна. Когда появился первый из них, нам неведомо, однако из исторических документов известно, что в 1596 году здесь была построена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. С течение времени церковь ветшала, становилась тесной из-за возрастающего числа прихожан. Назревала необходимость в постройке нового, более просторного храма. В 1819 году тверскому архиерею Филарету (1819-1826) (Василий Михайлович Дроздов (1783-1867) было направлено прошение прихожан о постройке на их средства нового каменного Никольского храма с двумя приделами: Усекновения Главы Иоанна Предтечи и св. пророка Илии. Тверской владыка строительство разрешил, приказав выдать храмоздательную грамоту.

Главным благотворителем и строителем храма стал местный помещик, генерал-майор Иван Яковлевич Шатилов (1774-1844). И.Я. Шатилов участник русско-польской войны, войн против Турции и Франции. В Русско-турецкою войну 1808-1811 гг. при штурме крепости Базарджик он первым взошёл на неприятельское укрепление, взяв в плен коменданта крепости Сераскир-пашу. В Бородинском сражении покрыл себя неувядаемой славой, во время боя был тяжело ранен и унесён с поля боя на руках воинов своего полка. В 1844 году И.Я. Шатилов был похоронен в склепе у храма с. Белого. В 1960-е после попытки разграбить могилу, останки генерала были перенесены на кладбище посёлка Белый Городок.

В 1823 году строительство Никольского храма началось, однако после закладки фундамента и возведения части стен было приостановлено из-за недостатка денег. После того как последние были изысканы, а также налажен выпуск кирпича из глины, найденной в окрестностях села Белого в 1829 году, строительство возобновилось. 29 сентября 1838 года Никольский храм с двумя приделами и колокольней был освящён протоиереем кашинского собора, магистром Стефаном Колеровым. По первоначальному проекту между храмом и колокольней должна была быть построена коллонада. Но в процессе строительства проект был изменён. Колокольня расположилась отдельно от храма.

Спустя некоторое время строится трапезная, соединившая холодный храм с колокольней. В тёплой (отапливаемой) трапезной появился придел во имя Святителя Николая. Придельный храм был освящён 29 октября 1850 года. Так случилось, что из четырёх престолов два были посвящены Николаю Чудотворцу, что встречалось довольно редко. Многие церковные реликви, ценности, иконы из старой деревянной церкви были перенесены в новый храм. Прежняя же церковь была разобрана. Во второй половине 19 века рядом с церковью открыли церковно-приходскую школу.

Храм представлял собой двусветный четверик, увенчаный световым барабаном, перекорытым куполом. Барабан упирался на подпружные арки, переброшенные между пилонами, и сферические паруса. Северный и южный фасады имели портики с колоннами тосканского ордена и столбами квадратного сечения. Кроме этого все фасады здания украшали пилястры. Венчающий храм карниз - белокаменный с мутулами. Оконные проёмы имели лучковые перемычки. Трапезная (с приделом Николая Чудотворца) бесстолпная, прямоугольная, с плоским перекрытием. Колокольня - трёхъярусная с полуярусом - увенчана высоким шпилем с крестом. Нижний ярус в плане прямоугольный, полуярус служит как бы основанием для второго яруса; второй ярус восьмиугольный, осевые грани прорезаны арочными проёмами звона; третий ярус обрамлён волютами, расширяющимися книзу.

По данным 1900 года, к храму были приписаны жители села Белого и деревень: Головино, Маркуши, Ивановское, Малое и Большое Курапово, Малые и Большие Кишкинихи, Кадниково, Папулово, Новое село, Овсянниково, Щёлково, а также хутора Петрокова. В 1937 году храм закрыт, помещение передано местному колхозу.

В 1990-е в храм начала возвращаться церковная жизнь. В 2004 году церковь приписана к храму Иерусалимской иконы Божией Матери в посёлке Белый Городок.

Источник: Коркунов В.И. "Страницы истории Кимрского края". 2010


Вадим кр
 
Вадим кр  9 декабря 2016

Церковь Николая Чудотворца в Белом основана в 1812 году, а последнее каменное здание в стиле позднего классицизма возведено в 1838 году на средства отставного генерал-майора И.Я. Шатилова на территории его усадьбы. Объемно-пространственная композиция включает в себя высокий четверик, завершенный шлемовидным куполом на мощном цилиндрическом световом барабане с двенадцатью оконными проемами. С запада к нему примыкает трапезная и ярусная колокольня с высоким шпилем. При храме действовала церковно-приходская школа. Николая Мирликийского церковь с Предтеченским, Ильинским и Никольским приделами закрыта богоборцами в 1930-х годах. Верующим возвращена в 2004 году и с этого момента ведутся реставрационные и восстановительные работы.

В настоящее время Свято-Никольская церковь действует и приписана к церкви в Белом Городке.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 июля 2025

Храм в селе Белом бывшего Калязинского уезда Тверской губернии (ныне Кимрский район) и его прихожанин, генерал-майор И. Я. Шатилов, неразрывно связаны общей историей. Представим вниманию читателей краткое повествование о них, которое, к сожалению, из-за недостатка найденных источников будет далеко не полным. Это особенно относится к персоне И. Я. Шатилова.

Храмы в селе Белом существовали издавна. Когда появился первый из них, нам неведомо, однако из исторических документов известно, что в 1596 г. здесь была построена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. С течением времени церковь ветшала, становилась тесной из-за возрастающего числа прихожан. Назревала необходимость в постройке нового, более просторного храма.

В 1819 г. тверскому архиерею Филарету было направлено прошение прихожан о постройке на их средства нового каменного Никольского храма с двумя приделами: Усекновения Главы Иоанна Предтечи и св. пророка Илии. Тверской владыка санкционировал строительство, приказав выдать храмоздательную грамоту. Главным благотворителем и строителем храма стал местный помещик, генерал-майор Иван Яковлевич Шатилов.

В 1823 году строительство храма началось, однако после закладки фундамента и возведения части стен было приостановлено из-за недостатка денежных средств. После того, как последние были изысканы, а также налажен выпуск кирпича из глины, обнаруженной в окрестностях села Белого в 1829 году, строительство возобновилось.

29 сентября 1838 года Никольский храм с двумя приделами и колокольней был освящен протоиереем кашинского Воскресенского собора Стефаном Колеровым. Главный престол освящен во имя святителя Николая Чудотворца, престолы придельных храмов (приделов) — в честь Иоанна Предтечи и пророка Илии.

По первоначальному проекту между храмом и колокольней должна была быть построена колоннада. Но в процессе строительства проект был изменен. Колокольня возводится отдельно от храма. Спустя некоторое время строится трапезная, соединившая холодный храм с колокольней. В теплой (отапливаемой) трапезной появился придел во имя Святителя Николая Чудотворца. Придельный храм был освящен 29 октября 1850 года. Так случилось, что из четырех престолов два были посвящены Николаю Чудотворцу, что встречалось довольно редко. Многие церковные реликвии, ценности, иконы из старой деревянной церкви были перенесены в новый храм. Прежняя же церковь была разобрана.

При храме, как это было принято в прошлом, имелось приходское кладбище, обнесенное оградой, где находили свой вечный покой бывшие прихожане: крестьяне, священно- и церковнослужители и их семьи, помещики. Здесь же находилась и церковная сторожка. По соседству с храмом стояли дома причта.

Во второй половине 19 века здесь появилась церковно-приходская школа, которой заведовали, одновременно преподавая Закон Божий, местные священники. Эта школа, относящаяся к духовному ведомству, давала детям начальное образование. В конце 19 века в ней учился прихожанин храма, житель деревни Маркуши Макар Андреевич Рыбаков (1891-1970), будущий писатель. В одном из своих романов автобиографического характера, «Пробуждение», автор в негативной, сатирической форме представил образ законоучителя, священника Никольского храма Михаила Плетнева. Это не совсем соответствовало истине и было, скорее, пронизано духом тогдашнего времени. Нет сомнения в том, что если бы автор писал свою книгу в наше время, то образ отца Михаила предстал бы перед читателем в ином, более объективном и благожелательном свете. В память о писателе-земляке одна из улиц г. Кимры названа его именем. По-видимому, в этой же церковноприходской школе учился еще один выходец из деревни Маркуши, будущий писатель В. А. Никифоров-Волгин (1901-1941).

Храм представлял собой двусветный четверик, увенчанный световым барабаном, перекрытым куполом. Барабан упирался на подпружные арки, переброшенные между пилонами, и сферические паруса. Северный и южный фасады имели портики с колоннами тосканского ордера и столбами квадратного сечения. Кроме этого, все фасады здания украшали пилястры. Венчающий храм карниз — белокаменный, с мутулами. Оконные проемы имели лучковые перемычки. Трапезная (с приделом Николая Чудотворца) бесстолпная, прямоугольная, с плоским перекрытием. Колокольня — трехъярусная с полуярусом — увенчана высоким шпилем с крестом. Нижний ярус в плане прямоугольный, полуярус как бы служит основанием для второго яруса; второй ярус — восьмиугольный, осевые грани прорезаны арочными проемами звона; третий ярус обрамлен волютами, расширяющимися книзу. С колокольни звонили 5 колоколов.

В храме служили многие священно- и церковнослужители. Укажем лишь некоторых из них.

В 1820 году священником здесь был Андрей Иванов, диаконом — Петр Семенов, дьячком — Иван Васильев, пономарем — Петр Яковлев. В 1836-1868 гг. священником в храме служит Илия Лебедев. Документы донесли до нашего времени следующий прискорбный факт. После кончины настоятеля храма Илии Лебедева на его место из Зубцовского уезда был переведен священник Алексий Чередеев. Во время пути к новому месту назначения отец Алексий тяжело заболел. Спустя 4 дня после прибытия в Белое он скончался, даже не побывав в храме. После этого настоятелем храма становится Алексий Воздвиженский. После его смерти в 1882 г. место священника занимает Иоанн Драницын, затем Феодор Голубев. С 1891 г. настоятелем храма становится священник Михаил Плетнев. Нелишне будет отметить, что здесь же в свое время служили пономарем и диаконом дед и отец настоятеля. В 1897 г. была ликвидирована должность штатного диакона.

В 1900 г. в храме служат иерей Михаил Плетнев (32 лет) и псаломщик Иван Соколов (64 лет). Прихожанами были жители села Белое и деревень: Головино, Маркуши, Ивановское, Малое Курапово, Большое Курапово, Большая Кишкиниха, Малая Кишкиниха, Кадниково, Папулово, Новоое Село, Овсянниково, Шелково, сельца Софронцево., хутора Петроково. Всего 741 прихожанин мужского пола и 830 женского. Кроме них раскольников (старообрядцев) 92 человека.

16 ноября 1905 г. псаломщиком Никольского храма становится Александр Смирнов. Александр Васильевич родился в селе Пневе Весьегонского уезда Тверской губернии (ныне Сандовский район). Супругу его звали Марией Павловной. В семье родилось 11 детей. Семья жила в доме у храма.

После Октябрьской революции 1917 г. новая власть начала борьбу с религией. Большие тяготы выпали и на долю причта Никольского храма. Местные власти стали притеснять служителей церкви и прихожан. Настоятель храма Михаил Плетнев и псаломщик Александр Смирнов были лишены избирательных прав, обложены повышенным налогом, их понуждали оставить службу. Михаил Плетнев в начале 1930 г. был выселен из данной местности, о дальнейшей его судьбе автору этих строк ничего неизвестно; псаломщик Александр Смирнов в 1927-28 гг. в целях самосохранения вынужден был скрываться от властей. Забегая вперед скажем, что Александр Смирнов умер в 1952 г. в пос. Приволжский, Мария Павловна ушла из жизни в 1961 г. в пос. Белый Городок.

После Михаила Плетнева настоятелем храма становится священник Иоанн Благовещенский, прибывший сюда из закрытого властями соседнего Казанского храма в с. Малышкове. Вместе с ним прибыли из Малышкова и две бывшие насельницы закрытых Влахернского и Троицкого Ильинского женских монастырей Софья Кузнецова и Прасковья Белогорлова. Отец Иоанн служил в храме около года и был осужден властями. Последним настоятелем храма стал священник Владимир Троицкий (1889-1976), прослуживший в нем несколько лет. В 1937 году он был осужден «тройкой» УНКВД по Калининской области на 10 лет ИТЛ. После отбытия наказания отец Владимир служил в Кашине, Калязине, Кимрах (в Преображенском соборе).

После ареста Владимира Троицкого храм в селе Белом был закрыт и передан местному колхозу; в нем были оборудованы сушилка, льномялка; затем храм становится бесхозным. Миновали десятилетия забвения, и храму было суждено второе рождение. Начались восстановительные работы; с 1999 года совершаются молебны, акафисты, крестные ходы. В 2004 году церковь была приписана к храму Иерусалимской иконы Божией Матери, что в поселке Белый Городок, настоятелем которого является протоиерей Александр Крюков...

19 декабря 2007 г. в отреставрированном придельном храме в честь Николая Чудотворца благочинным церквей Кимрского округа протоиереем Евгением Морковиным в сослужении протоиерея Александра Крюкова была совершена первая за многие десятилетия Божественная литургия. После этого здесь регулярно, каждую пятницу и субботу, не считая больших религиозных и престольных праздников, совершаются богослужения. Большую помощь в восстановлении храма в течение нескольких лет оказывал житель Москвы, генерал-майор Вячеслав Дуванидис.

24 апреля 2009 г. благочинным Кимрского округа протоиереем Евгением Морковиным в сослужении кимрского духовенства в присутствии большого числа верующих была освящена надкладезная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», построенная на средства семей Пергат и Шнайдруков.

В сентябре 2010 г. здесь же была освящена часовня в честь св. блг. князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев, покровителей христианского брака. Часовня построена на средства благотворителей Владимира Кривошеева и Александра Чекаева. В ней разместилась и иконная лавка. Там же находится икона блг. Петра и Февронии. В 2014 г. здесь же появилась и купальня с мужским и женским отделениями. Рядом построен колодец, расположенный на месте прежнего, более древнего, остатки которого были обнаружены во время земляных работ.

Купальня возведена на средства мецената Андрея Шнайдрука. У входа в храм появилась памятная плита с именами бывших священно- и церковнослужителей. Окружающая территория обнесена металлической оградой с каменными столбами и воротами. Реставрация храма осуществляется как снаружи, так и внутри. Покрыт купол, отремонтирована кровля, водружены кресты, завершено благоустройство территории и прилегающего старого кладбища. 

За последние годы здесь возник по сути дела целый храмовый комплекс. Ярко, незабываемо прошли праздники, посвященные 170 и 175-летию храма в 2008 и 2013 гг. соответственно. Стало традицией ежегодно, 8 июля, отмечать праздник святых благоверных — князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев, который стал ныне государственным праздником — Днем семьи, любви и верности. Это далеко не случайно: ведь именно в селе Белом находится часовня благоверных Петра и Февронии, покровителей христианского брака.

8 июля 2014 г. сюда, в Никольский храм, для поклонения была привезена икона Св. Петра и Февронии из столичного храма Христа Спасителя. Прибыла колонна мотоциклистов из клуба байкеров «Ночные волки» из Москвы и других городов, представители фонда св. Архистратига Михаила, фонда «Православный Крым». После завершения божественной литургии благочинный Кимрского округа Евгений Морковин поздравил всех верующих с праздником. Десятки верующих приложились к святыне, запечатлев в своей памяти образы благоверных супругов. Вокруг храма был совершен крестный ход.

Вторую, светскую часть праздника подготовил районный отдел культуры. На площадке перед храмом выступили коллективы художественной самодеятельности и отдельные солисты, в репертуаре которых преобладали православные мотивы. Были оглашены поздравления, вручены подарки, грамоты, цветы. Неподалеку от храма, на лугу, развернулось представление сборной России по джигитовке, наездников на конях. Под пение церковным хором славословия образам Муромских чудотворцев верующие проводили икону в Севастополь. Отъезжающих гостей сопровождала колонна байкеров.

В сентябре 2014 года, по ходатайству протоиерея Александра Крюкова, из Богородицерождественского храма села Поречье Калязинского района протоиереем Александром Мискиным в Никольский храм были переданы частицы Муромских чудотворцев. Мощи были помещены в икону Святых Петра и Февронии, установленную в часовне для поклонения.

У настоятеля храма протоиерея Александра Крюкова много добровольных помощников. Более 15 лет помогает в восстановлении храма Виктор Костин; 10 лет трудится здесь за свечным ящиком, а также на других работах Любовь Симакина. Много сил и времени отдают храму Екатерина Воропаева, супруги Виктор и Татьяна Емельяновы. Все они работают на добровольных началах. В богослужебные дни — пятницу и субботу, а также в дни праздников службы в храме совершает протоиерей Александр Крюков с алтарником Александром Уваровым, а нередко и со священнослужителями Кимрского благочиния. В иконной лавке работает казначей Людмила Панина, она же по пятницам выступает и в качестве певчей. Регентом церковного хора является Вера Чихалина, певчими Елена Семенова и Светлана Белова

Во второй половине 2014 г. с храма были сняты строительные леса и он предстал во всей своей обновленной красе. Начинается окончательная отделка и украшение внутри основного храма. 

По материалам издания Коркунов В. И. Храмы Кимрского района / В. И. Коркунов. Краеведческие очерки. — Кимры: «Литературная гостиная», 2015.

Белое - Николая Чудотворца церковь


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 июля 2025

Село Белое, от Твери 120 вер., от Калязина 45 вер., благочиния 7 вер.; почтовый адрес: с. Кимры.

Церковь Никольская, построена в 1838 г., каменная, престолов четыре: в холодной Святителя Николая, Усекновения Главы Иоанна Предтечи и Преподобнаго Илии, въ теплой Святителя Николая.

Церковный капитал: билетами 100 руб., наличными 60 руб. 39 коп. Церковный внутренний 25-процентный сбор 45 руб. Церковные здания: дом для церковно-приходской школы и сторожка, амбар и сарай, - деревянные. Церковной земли: 36 дес. Церковные документы: опись с 1847 г., плана на землю нет.

Причта по штату положено священник и псаломщик, - на лицо: священник Михаил Григ. Плетнев 32 лет, студент семинарии, священник с 1891 г., состоит законоучителем церковно-приходской школы, награжден в 1895 г. набедренником; псаломщик Иван Мих. Соколов 64 лет, из высшаго отделения духовнаго училища, в должности с 1854 г. Содержание причта: жалование 144 руб., процент с капитала в 540 руб. и годовой доход 317 руб.

Прихожане: военных 136 м. 154 ж., дворян в сельце Софронцове (7 вер.) 1 дв. 1 м. 3 ж., крестьян в с. Белом 14 дв. 39 м. 41 ж., в деревнях: Головине (2 вер.) 32 дв. 78 м. 88 ж., Маркуше (3 вер.) 13 дв. 36 м. 43 ж., Ивановском (4 вер.) 4 дв. 9 м. 9 ж., Хуторе Петрокове (7 вер.) 4 дв. 6 м., 8 ж., Малой Курапове (7 вер.) 8 дв. 22 м. 22 ж., Большом Курапове (7 вер.) 12 дв. 34 м. 34 ж., Большой Кишкинихе (7 вер.) 12 дв. 36 м. 29 ж., Малой Кишкинихе (7 вер.) 5 дв. 14 м. 16 ж., Кадникове (3 вер.) 37 дв. 106 м. 118 ж., Папулове (3½ вер.) 20 дв. 42 м. 45 ж., Новом селе (4 вер.) 55 дв. 128 м. 142 ж., Овсяникове (5 вер.) 20 дв. 48 м. 68 ж., Щолкове (7 вер.) 4 дв. 6 м. 16 ж.; итого: 240 дв. 741 м. 830 ж.; сверх сего раскольников 49 м. 43 ж.

Источник: Тверской епархиальный статистический сборник Составитель И. Добровольский, Тверь, 1901 год, Калязин и Калязинский уезд, стр. 309

Калязин и Калязинский уезд - Архивы Тверской области



Комментарии и обсуждение


Церковь села Белого с высоким куполом и стройной классической колокольней была построена в 1838 году. Тогда здесь была усадьба отставного генерала И.Я.Шатилова, раненого в Бородинском бою. Сейчас от нее осталась только церковь - очень монументальная и торжественная, в тяжеловатых и точных формах поздней классики.
21 декабря 2005, Ната.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.