ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Выдропужск. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.

Смоленская церковь


Выдропужск. Церковь Смоленской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Смоленской иконы Божией Матери, Покрова Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи , Николая Чудотворца, Успения Пресвятой Богородицы, Георгия Победоносца
Год постройки:Между 1769 и 1784. Колокольня - 1793.
Архитектор:С.И. Чевакинский
Адрес:
171170, Тверская обл., Спировский район, Выдропужск

Координаты: 57.3609, 34.8386
Проезд:Автобусом Тверь - Удомля до Выдропужска



Сортировка:

Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Выдропужск, Спировский район, Тверская область
Hramsohran
3 октября 2021
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Выдропужск, Спировский район, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 ноября 2020
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Выдропужск, Спировский район, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 ноября 2020
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Выдропужск, Спировский район, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 ноября 2020
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Выдропужск, Спировский район, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 ноября 2020
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Выдропужск, Спировский район, Тверская область
hekkate
20 апреля 2015
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Выдропужск, Спировский район, Тверская область
hekkate
20 апреля 2015
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Выдропужск, Спировский район, Тверская область
hekkate
20 апреля 2015
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Выдропужск, Спировский район, Тверская область
hekkate
20 апреля 2015
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Выдропужск, Спировский район, Тверская область
Илья Смирнов
26 мая 2009
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Выдропужск, Спировский район, Тверская область
Илья Смирнов
26 мая 2009
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Выдропужск, Спировский район, Тверская область
Илья Смирнов
26 мая 2009
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Выдропужск, Спировский район, Тверская область
МОРПЕХ879
23 августа 2006
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Выдропужск, Спировский район, Тверская область
МОРПЕХ879
23 августа 2006
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Выдропужск, Спировский район, Тверская область
МОРПЕХ879
23 августа 2006
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, вид с колокольни<br>, Выдропужск, Спировский район, Тверская область
вид с колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 ноября 2020
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, вид с колокольни<br>, Выдропужск, Спировский район, Тверская область
вид с колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 ноября 2020
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Выдропужск, Спировский район, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 ноября 2020
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Выдропужск, Спировский район, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 ноября 2020
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Выдропужск, Спировский район, Тверская область
hekkate
20 апреля 2015
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Выдропужск, Спировский район, Тверская область
Алексей Кротов
4 января 2010
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Выдропужск, Спировский район, Тверская область
Илья Смирнов
26 мая 2009
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, подкупольное пространство основного объёма<br>, Выдропужск, Спировский район, Тверская область
подкупольное пространство основного объёма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 ноября 2020
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, потолочная роспись основного объёма<br>, Выдропужск, Спировский район, Тверская область
потолочная роспись основного объёма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 ноября 2020
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, потолочная роспись основного объёма<br>, Выдропужск, Спировский район, Тверская область
потолочная роспись основного объёма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 ноября 2020
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, потолочная роспись основного объёма<br>, Выдропужск, Спировский район, Тверская область
потолочная роспись основного объёма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 ноября 2020
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, интерьер (общий вид)<br>, Выдропужск, Спировский район, Тверская область
интерьер (общий вид)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 ноября 2020
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, интерьер (общий вид)<br>, Выдропужск, Спировский район, Тверская область
интерьер (общий вид)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 ноября 2020
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, 1994<br>, Выдропужск, Спировский район, Тверская область
1994
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 января 1994
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, 1994<br>, Выдропужск, Спировский район, Тверская область
1994
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 января 1994
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Выдропужск, Спировский район, Тверская область
hekkate
20 апреля 2015
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Фото колокольни Смоленской церкви из фондов Спировского краеведческого музея.<br>, Выдропужск, Спировский район, Тверская область
Фото колокольни Смоленской церкви из фондов Спировского краеведческого музея.
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 июня 2009

Одной из главных достопримечательностей села Выдропужск является церковь Богоматери Одигитрии (церковь иконы Смоленской Божией Матери). Расположен храм в южной части села у могил предков, на высоком берегу р. Тверцы и обращен к ней южным фасадом. Церковь Богоматери Одигитрии сооружена в несколько этапов во второй половине XVIII в. - первой трети XIX в.: 1769-1784; 1793; 1836-1839. В 1756 г. прихожанами было получено разрешение на постройку взамен сгоревшей Смоленской церкви нового храма, который и был заложен в 1769 г. Однако из-за нехватки материала работы приостановили, а возобновлены они были строительной артелью известно­го петербургского архитектора Саввы Ивановича Чевакинского только в 1775 г. С 1774 г. Савва Иванович по собственной инициативе и по приглашению жителей с. Выдропужск завершил строительство храма. В окончательном варианте церковь имела 3 придела: Одигитрии Смоленской (главный); Покрова Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи (боковые). Освящение храма состоялось в 1784 г. В 1793 г. рядом с храмом на средства прихожан была заложена кирпичная колокольня (до этого колокола висели на деревянной звоннице). Прихожане «выдропусского яму» писали в Прошении о строительстве колокольни, что «колокола висят на столбах, отчего и звон бывает по причине низости не ясен». По их просьбе старая деревянная Георгиевская церковь была разобрана на дрова и употреблена для обжига кирпича, изготовлявшегося на месте. Престол Георгия Победоносца в 1823 г. перенесли на второй ярус колокольни. В 1836-1839 гг. к храму была пристроена двухпридельная трапезная.

Церковь Богоматери Одигитрии относится к «редким многопрестольным храмам». Кирпичное оштукатуренное здание церкви имеет симметричную относительно продольной оси композицию, состоящую из храма, трапезной и колокольни, обладающих стилистически единообразной ампирной обработкой фасадов. Стены снаружи выкрашены охрой, детали декора побелены. Храм выстроен на белокаменном цоколе. На трапезной и колокольне цоколь гранитный. Сам храм в плане квадратный, четырехстопный, центрического типа. Его двухцветная крестообразная центральная часть, завершенная световым восьмериком, значительно превышает по высоте одноцветные угловые пристройки. В интерьере храма сохраняется яркая, полихромная клеевая живопись, выполненная в академической манере с использованием гризайльной орнаментики. Среди изображений: Ветхозаветная Троица, четыре Ветхозаветных пророка, Саваоф, парные фигуры евангелистов, сцены исцеления из христологического цикла и др. В храме частично сохранились остатки чугунного пола, положенного в 1811 г. Смоленская церковь XVIII в славилась на всю округу своей утварью и непреходящими для верующих людей ценностями. В частности, здесь было много икон начала XVIII в. и хранилось Евангелие 1634 г. — вклад первого царя династии Романовых — Михаила Федоровича. У кладбища в 1843 г. была построена сторожка и ограда в духе позднего классицизма. Здесь же находилась небольшая часовня, но в 1901 г. крестьяне села Выдропужск обращаются с прошением «перенести часовню из ограды приходского храма к шоссейной дороге».

В XV-XVI вв. главной святыней с.Выдропужск была икона Выдропусской Одигитрии (Путеводительницы) Смоленской. Проявление ее чудотворных свойств начинают связывать с пожаром древней деревянной церкви св. мч. Георгия, после которого она сохранилась «совершенно целой и невредимой, только задняя доска несколько пообгорела». Большую известность во всех Русских землях икона получила после появления «Повести о чудотворном образе пресвятые Богородица иже в Новгородской области в веси нарицаемой Выдропусском, в храме святаго великаго мученика Христова Георгия». Как следует из текста «Повести...», ее автором является Георгий Иванович Токмаков — воевода, наместник Псковский, происходивший из князей Звенигородских. События, описываемые в «Повести...», относятся к походу Ивана III на Новгород в 1471 г. Автор указывает, что писал эту повесть со слов жителя Выдропусска — Федора Корчемника. В ней также упоминается митрополит Филипп Колычев, из чего исследователи заключают, что «Повесть...» была написана после 1566 г. Сюжет произведения связан с похищением иконы из храма одним из воинов великого князя и ее чудесным возвращением в храм. Один из ратников, боярский сын, забрал с собой Выдропусскую «Одигитрию» и перенес в свою Муромскую вотчину и поставил в местном храме. Но в субботу недели святых Жен Мироносец попросил он священника петь молебен перед новой иконой Пресвятой Богородицы, сказав: «Отпой молебен пленнице». И тут налетел вихрь, поднял икону; она вознеслась над церковью и исчезла. «В тот же день и час, в первом часу дня, когда взошло солнце, и утро было светлым и чистым, некто селянин Фрол, вышел сеять лен. Внезапно раздался около него шум, как будто пронеслось бурное дыхание. И вновь наступило безветрие». Когда же местный пономарь вошел в церковь, он увидел, что похищенная икона лежала в алтаре, а рядом другая икона — Богородицы «Умиление», которой прежде не было. Весть о чудесном возвращении иконы разнеслась по окрестностям. В церковь устремились люди, чтобы поклониться чудотворной иконе. Ратник, укравший икону, раскаялся и вернулся в Выдропужск, чтобы просить прощения у местных жителей, тогда они поведали ему все обстоятельства невероятного возвращения святого образа. Раз в году икона переносилась с крестным ходом в г. Торжок: «... образ Божьей Матери Одигитрии Выдропусской ... 18 числа июня каждый год носим был в город Торжок с крестным ходом и обратно через несколько дней был относим. В бытность сего чудотворного образа в Торжке в Преображенском соборе отправлялась непрестанная в честь его служба, и самый образ был носим по домам усердствующими гражданами».

В 1630 г. в Москве был сделан точный список с иконы и крестные ходы в Торжок прекратились. Одновременно в Торжке в Спасо-Преображенском соборе был сооружен придел в честь Богоматери Одигитрии Муромской. Возможно, это обстоятельство и послужило поводом к версии о том, что икона осталась в Торжке: «со временем этот чудотворный образ по какому-то случаю остался навсегда в городе Торжке». Однако, во всех описаниях достопримечательностей Торжка икона именуется Муромскою. В своем описании Новоторжских храмов Тверской архиепископ Димитрий (Самбикин) предположил, что «Икона названа Муромскою ...потому что была взята в плен в г.Муром, откуда чудесным образом была возвращена в Выдропуск». В «Повести...» же указывается, что икона Божьей Матери Одигитрии Выдропусской возвратилась в храм «вместе с другой иконой — Умиление Божьей Матери (Муромской)». Таким образом, вероятно, речь идет о разных иконах. 

С сайта: www.spirovo.ru


Марина Зуйкова  22 июля 2017

В XVIII веке в Выдропужске существовали две деревянные церкви: в честь Богоматери Одигитрии и Георгия Победоносца. До наших дней сохранилась каменная церковь Богоматери Одигитрии, возведённая в 1784 году тщанием С.И. Чевакинского, русского архитектора, уроженца с. Вёшки (бывший Новоторжский уезд). Закрыта церковь в 1931 г. Вновь открыта в 1995 г. Сегодня неустанными трудами настоятеля церкви о. Георгия (Беляев Георгий Иванович), прихожан и всех тех, кому дорого возрождение национальной культуры, храм восстанавливается. В селе бьют два святых источника, благодаря которым многие больные получают душевное и телесное исцеление. Один обустроен в честь Покрова Богородицы у трассы Москва - Санкт-Петербург, другой, с купелью, - в честь Георгия Победоносца на берегу Тверцы. 

М.И. Москвина, директор Спировского краеведческого музея. По материалам: От Валдая до Селигера. Справочно-краеведческое издание. - Вышний Волочёк: Ирида-прос, 2001. и официального сайта Тверской епархии


Марина Зуйкова  1 февраля 2018

Архитектор С.И. Чевакинский «Сочинил на церковь нашу план». К 300-летию со дня рождения С.И. Чевакинского и 225 летию Смоленского храма с. Выдропужск.

История Выдропужского храма Смоленской иконы Божией Матери связана со многими выдающимися людьми нашего края, среди них знаменитый архитектор эпохи императрицы Елизаветы Петровны Савва Иванович Чевакинский, учёный Пётр Алексеевич Лавровский и мало кому сейчас известный дьякон Выдропужской церкви Лев Исаев, автор «Сборника слов дьякона Льва Исаева из Выдропужска, 1811 г.». Но в год 300 летия со дня рождения Саввы Ивановича Чевакинского и 225 летия Выдропужской церкви конечно же стоит полистать страницы архивных документов, связанных с историей строительства Смоленского храма и именем великого зодчего.

Древний центр села Выдропужска располагался на высоком, открытом со всех сторон месте – холме над родником св. вмч. Георгия. Родник этот получил название от некогда бывшей здесь церкви святого Георгия Победоносца. С этим местом в истории села связано явление Выдропусского списка со Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. Появление в XV в. в селе своей чтимой святыни во многом обусловило теперь и наименование главного престола во всех последующих храмах села Выдропужска. Кроме того, выгодное торговое положение села открывало перспективы строительства здесь каменной церкви. Что и случилось в середине XVIII столетия.

«Дело по прошению Выдропужских священников о построении в том селе прихожанином брегадиром (здесь и далее орфография источников – Д.И.) Саввой Чевакинским церкви», датированное 1773 г., повествует нам о сложной истории строительства этого храма. Предыстория этого строительства хорошо описана в прошении от 30 мая 1773 г. в Новгородскую духовную консисторию, к которой относился в то время Выдропужск, священника Никифора Афанасьева: «В Бежецкой пятины, Тверской половины селе Выдропуске имелась церковь настоящая во имя Пресвятыя Богородицы Одигитрии Смоленския с приделом Рождества святаго Иоанна Предтечи да святаго Николая Чудотворца, которая в прошлыя давния годы сгорела. А потому в прошлом 1711 г. для тоя сгоревшия церкви построена деревянная во имя святаго страстотерпца Георгия церковь, и из – за давняго строения обветшала. Чего ради прошлаго 1756 г. в апреле месяце того села Выдропуска прихожанин архитектор, что ныне … брегадир Сава Иванов сын Чевакинский с прочими того села прихожаны в поданной … челобитной просили, что вместо тоя прежде сгоревшия ветхия церкви посторить вновь на прежнем погорелом месте церковь в показанныя приделы именования…».

В том же 1756 г., как пишет далее о. Никифор, было получено от Святейшего Синода благословение, но из-за разных причин строительство церкви затянулось, и к 1769 г. Савва Чевакинский «учинил самое малое построение тоя церкви». То есть фактически за 13 лет строительство с мёртвой точки не сдвинулось.

Далее священник пишет от имени «приходских людей» об их желании построить «своим коштом настоящую церковь по положенному плану деревянную во имя Смоленския Пресвятыя Богородицы с приделы св. Иоанна Предтечи и великомученика Георгия». Но есть единственное препятствие – Савва Чевакинский не разрешает строительства новой церкви. У священника была своя правда, как и любой рачительный хозяин он желал своему приходу только блага. И видно кончилось терпение у о. Никифора при виде того, как медленно продвигается строительство каменной церкви. А как следует из другого прошения, уже от имени прихожан, те поддержали идею своего священника, они же в своём прошении пишут и о выданной в 1766 г. сборной книге «для сбору пожертвований в разныя города и уезды».

И, как выяснилось, Савва Чевакинский, руководивший строительством, о количестве собранных средств никому не отчитывается. В том же прошении содержится просьба указать С.И. Чевакинскому, чтобы тот дал отчёт о деньгах, и если он не будет строить церковь, то чтобы деньги вернул в приходскую казну и не чинил препятствий к строительству новой деревянной церкви. Под прошением стоит единственная подпись города Валдая дьячка Архипа Филиппова. Видимо, не сумели Чевакинский и о. Никифор договориться мирно, вот и пошло в Новгород прошение от обиженного священника. Не поленился о. Никифор съездить и в Валдайское духовное управление, где дьячок Архип Филиппов и написал второе прошение от имени прихожан, т.е. совершил по сегодняшним меркам должностное преступление – подделал документы. Но даже в таком виде документы возымели действие. И 8 июня 1773 г. из Новгорода последовал Указ Ея Императорского Величества об учинении расследования, сколько денег собрано и где они находятся.

Вышневолоцкое духовное правление, которое и получило указ в начале июня месяца, 3 июля 1773 г. отрапортовало о том, что Савве Чевакинскому «пристойным образом» дано знать «ежели намерен каменную <церковь> строить, то непродолжительно (читай – в скором времени – Д.И.) построй, а ежели строить каменной не намерен, то показанным прихожанам … деревянную церковь построить не препятствуй». В ответ на это от Саввы Ивановича последовал полный отчёт по собранным в период с 1766 по 1773 г. деньгам, к которому было приложено прошение, датированное 21 июня 1773 г. Удивительно насколько последовательным и беспристрастным был ответ архитектора: «Того села Выдропуска прихожанин брегадир Сава Иванов сын Чевакинский сим известием показал, что в прошлом 769 г. в означенном селе Выдропуске начатне вновь строить каменную церковь во имя Пресвятыя Богородицы Одигитрии Смоленския с приделами … Учини рвы и фундамент каменный в тех рвах выбучен, а на оную церковь для строения приуготовлено разных материалов: кирпича полтораста тысяч, извести триста пятьдесят четвертей, кирпича и извести следует быть построенной до полу церкви». Тут же содержится отчёт и о деньгах: собрано 70 руб. 77 копеек и «деньги потрачены на вышеописанные церковные … разные материалы, как о том выше показано».

Вместе с тем документом последовал ещё один рапорт от 22 июня 1773 г. о том, что «пристойным образом» у Чевакинского о продолжении строительства церкви спрошено, и храм строить он будет. С этим же документом 22 июня последовало ещё одно прошение Выдропужских ямщиков, по видимому, написанное после того, как Савва Иванович сообщил им о поддельных от их имени прошениях священника Афанасьева: «Мы вышеупоминавшиеся Выдропуского яма выборные со всеми ямщиками подтверждаем, что упомянутому священнику Никифору Афанасьеву общего приговора и прозьб о построении нашим коштом деревянной церкви не давали и прошения во оную духовную консисторию … не посылали».

После получения этого прошения в духовном управлении были допрошены «того села священник Терентий Спиридонов, диакон Пётр Петров, дьячок Никита Карпов, пономарь Михаил Парамонов», и выяснилось, что они «во означенную консисторию как письменнаго, так и словеснаго приговору никогда не давали». Тут-то и выяснилось, что священник Афанасьев поступил самовольно, и 15 июля 1773 г. указом Ея Императорского Величества на допрос был вызван уже о. Никифор. «Масла в огонь» подлило и «Доношение» С.И. Чевакинского. «Я тем попом Афанасьевым оклеветан и обесчещен понапрасну, - писал Савва Иванович, - … того ради Духовную консисторию вынужденным себя нахожу покорнейше просить, что бы повелено было то следствие рассмотреть, за ложный ево Афанасьева донос и утруждение своей команды поступить с ним по законам, а за бесчестие почести моея не оставить без должного удовольствия». Это доношение в дополнение ко всему показывает участие в строительстве храма архитектурной «команды» Саввы Ивановича.

Разбирательство, связанное с поступком о. Никифора, затянулось на долгие два года, хотя наказания он так и не избежал, но делу строительства церкви это нисколько не повредило. В июне 1775 г. в Вышневолоцкое духовное правление последовал указ Ея Императорского Величества, в котором тому правлению предписывалось «справится показанная в с. Выдропужске церковь когда строится началась и сколько ныне оной построено». На что 5 августа 1775 г. «означенного села Выдропужска священноцерковнослужители показали, что в оном их селе Выдропужске каменная церковь прошлого 1769 г. августа с 8 дня строить начата, но … в том годе означенной церкви фундамент утверждён, а прочее строение до сего 1775 г. не построено было, за не уготовлением к тому строению подлежащих материалов, в с минувшаго мая месяца сего года построено с фундамента вверх восемь аршин с четырьмя столбами и в середине двумя простенками».

Однако в апреле 1780 г. в прошении на выдачу новой сборной книги священник Пётр Петров, диакон Михаил Парамонов, дьячок Никита Карпов, пономарь Варфоломей Терентьев писали «В нашем селе Выдропуске строится каменная церковь, каковая уже в совершенство приходит». 4 мая 1780 г. Тверской епископ Арсения благословил «дать книгу для записи доброхотных дателей на построение оной церкви».

А сентябре 1784 г. духовенство прихода уже на имя Иоасафа Епископа Тверского писало в новом прошении «С благословения Святейшего Правительствующего Синода в прошлом 1756 г. … в показанном селе Выдропужске построить вместо сгоревшей на предь стоящем месте во имя Одигитрии Пресвятыя Богородицы Смоленской с приделами Рождества святаго Иоанна Предтечи, святаго Николая Чудотворца <церковь> … нами в тоже наименование … уже построена, настоящий храм во имя Одигитрии Пресвятыя Богородицы святыми иконами убран…», и просило разрешить освятить церковь священнику Петру Алексееву. На что последовал указ, в котором о. Петру дозволялось освятить храм 18 сентября 1784 г. И хотя Савва Иванович не дожил до освящения Смоленского храма – он умер в 1779 г., современники по праву оценили детище выдающегося архитектора: «Оная церковь трёхпрестольная, строена по плану лучшею нынешнего века архитектурою».

Своим внутренним убранством храм затмевал внешнюю пышность архитектуры Чевакинского. Храм украшал «иконостас столярной работы дорическаго ордена с колоннами, убран резьбою, на полименте вызолочен золотом первого номера, двойник на корпусах покрыт серью венецианской зелёного цвета. Образа работаны под греческую работу, а именно: в Царских вратах – Болаговещения Пресвятыя Богородицы и четырёх Евангелистов; на северных дверех Мелхиседек царь, на южных дверех – пророк Аарон. В нижнем ряду местныя четыре образа: в правой стороне 1) Господа Всерержителя, 2) Арсения Епископа Тверскаго, святого благовернаго Великаго князя Михаила Тверскаго, святого великомученика Георгия. С левой стороны: 1) Пресвятыя Богородицы Смоленския, 2) Преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских, Нила Столобенского. Над оными местными образами праздников двунадесятых шесть: Рождество Пресвятыя Богородицы, вход во храм Пресвятыя Богородицы, Рождество Христово, Боговяление, Преображение Господне. Над Царскими вратами образ Тайныя вечери.  На втором ряду в средине Восстание от гроба Господа нашего Иисуса Христа. По правую и левую сторону того, образа святых апостолов двунадесятых. В третьем ряду в средине Господа Саваофа, по правую и левую сторону образа святых пророков. Вверху иконостаса Распятие Господне с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом, резные, на полимент вызолочены».

«В кумполе» - т.е. в куполе был устроен большой образ Господа Саваофа, а тумбы внизу иконостаса были украшены изображениями сцен Ветхого Завета. Их было четыре: «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака; Иаков видит лествицу утвержденную до Небеси; Моисей видит купину горящую и несгораему; как Моисей вывел из Египта израильтян».

Убранство алтаря было не менее торжественным: «Над престолом балдахин резной на осми столбах резных же позлащённых на полимент, а на блафоне (т.е. потолке – Д.И.) написан Ангел держащий в руке потир с надписью: «Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя Новаго Завета». На горнем месте в резной позлащённой раме образ Господа Вседержителя, сидящего на престоле, живописной работы».

Боковых придельных иконостасов в храме ещё не было установлено, поэтому их описание не приводится, да и освящение боковых приделов состоялось позднее, чем освящение главного Смоленского престола храма. В том же сентябре месяце в Консисторию на имя Иосафа епископа Тверского и Кашинского поступило прошение от «Вышневолоцкого уезда села Выдропуска священно-церковнослужителей ниже подписавшихся с приходскими людьми». Прошение коротко осветило предысторию строительства храма, упомянуло о сгоревшей Смоленской и существующей Георгиевской церквях, оно же подтвердило роль Саввы Ивановича Чевакинского не только в строительстве нового храма, но и его авторство в проекте Выдропужской церкви. Это же прошение указало и некоторые подробности проекта Чевакинского, которые не были исполнены в новой Смоленской церкви. Это касается четвёртого придела на хорах летней церкви. Немногим позднее эту мысль Чевакинского всё же претворят в жизнь, но уже на колокольне Смоленской церкви, где будет создан шестой – последний придел величественного Выдропужского храма.

«Посему в нашем приходе находившийся в прошлом годе умерший помещик обер – интендант Сава (так в источнике – Д.И.) Чевакинский человек архитектуре обучавшийся сочинил на церковь нашу план, - писали в своём прошении священнослужители, - в котором назначил первым трём престолам быть в обыкновенном порядке, а четвёртому в трапезном месте на хорах, чем не только отнял с западной стороны в церковь свет, но и приближена опасность, которые знаки небольшою трещиною уже показываться начали; потому наипаче что арки каменной кладкой должны утверждать хоры или целый придел – будучи освящён святый престол, кажется не содержат в себе крепости, которой бы могла равна быть приготовляемой тяжести. Ныне же, пока ещё оные хоры только вчерне постланы, начали уже несколько причинять повреждения, то чего можно ожидать по совершении, через которое столько же ещё присоединится тяжести. А паче пока устроен будет придел, соберётся множество народа, о чем мы обще разсуждаем, кроме вышепомянутого Чевакинского сына Александра Савина, защищавшего отцовский прожект, предположили оные хоры отменить, и на то просим Вашего Архипастырского благорассмотрения и повеления. Сентября дня 1784 г.». Под документом стоят подписи священника Терентия Трифонова, диакона Михаила Парамонова, псаломщиков и прихожан.

Консистория вняла прошению причта и прихожан, о чём свидетельствует резолюция правящего архиерея, наложенная на документ 18 сентября 1784 г.: «Исполнить по сему». И того же «сентября 18 дня» был заготовлен Указ Ея Императорского Величнства, в котором так же говорилось о разрешении «в новопостроенной каменной церкви сделать хоры за теснотой», и велено было всё «исполнить по сему».

Но на этом история строительства Смоленской церкви не закончилась. 24 февраля 1792 г. от благочинного священника Иоанна Иоаннова, священника Варфоломея Иеремиева, диакона Михаила Парамонова, дьячков Никиты Карпова и Ивана Михайлова, а так же пономаря Никиты Никитина поступило прошение на имя Епископа Тверского и Кашинского Тихона: «Хотя в нашем селе имеется новопостроенная и освящённая каменная церковь…, но при оной каменной церкви колокольни ещё нет, а колокола висят на столбах, почему и звон бывает по причине низости не ясен, а как мы все нижеподписавшиеся всеохотно желаем сделать колокольню каменную, как для прочности и ясного по причине высоты звону, так и для укршения святой церкви … просим … дозволить нам приступить к сооружению каменной колокльни и что, внашем селе имеется старая ветхая деревянная церковь , из которой иконостас выломан и св. Антиминс с престола в Консисторию отправлен, благословить разломать и употребить оную на обжиг кирпича для сооружения колокольни». Разрешение на это последовало незамедлительно.

Но в феврале 1793 г. уже на имя Епископа Иринея духовенство прихода писало: «Мы, нижеподписавшиеся крайнюю претерпевает нужду в зимнее время не имея тёплой церкви, то есть сообща заблагорассудили … таковую тёплую церковь во имя вмч. и Победоносца Георгия соорудить внутри зачинаемой нашей каменной колокольни». В ответ на это 21 февраля последовал несколько витееватый ответ Епископа «Во удовольствие просителей соорудить тёплую церковь именем Господним благословляю».

В приложенной к делу справке благочинного за 1791 г. вместо значившегося во всех документах придела свт. Николая в Смоленской церкви впервые записан придел Покрова Пресвятой Богородицы, упомянута также и «ветхая и неслужащая» Георгиевская церковь. Всего в приходе значилось 94 двора и в них «мужеска пола» 791 душа прихожан.

Дальнейшие изменения по церкви можно проследить по сохранившейся описи дел. В 1808 г. было начато дело о разрешении выстелить в летней церкви полов чугунными плитами, по этому случаю в 1811 г. приделы Смоленской церкви были заново освящены, в следующем 1812 г. храм был покрыт железом, в 1825 г. переливается разбитый колокол, в 1828 г. железный крест, венчавший церковь был вызолочен, в 1831 г. новым железом перекрывается купол на церкви, а через три года в церкви вызолочен иконостас, а в следующем году было начато дело об устроении нового иконостаса.

Следующая группа дел повествует о строительстве зимней двухпридельной церкви. В их названиях фигурирует имя ямщика Миляева. 1836 г. – начато дело о дозволении построить каменный придел, 1837 г. – о дозволении ямщику Миляеву строить под колокольней церковь, за 1838 и 1839 гг. значатся два дела об освящении приделов, а за 1839 г. – о дозволении устроить престолы на другом месте и о дозволении ямщику Миляеву на свой кошт устроить два престола. Видимо, речь идёт об устройстве престолов зимней церкви в честь Святилеля Николая (правый) и Успения Пресвятой Богородицы (левый). Но установить этого точно невозможно, дела в архиве не сохранились. Окончательно свой современный вид храм приобрёл лишь в 1846 г., когда храм был заново оштукатурен и окрашен, незадолго до этого в 1843 г. была устроена каменная ограда вокруг церкви, в это же время близ храма появилась и каменная сторожка.

В архиве хранилось и несколько дел, касающихся родовых захоронений дворян Чевакинских, первое из которых «О придании земли тела умершего в Санкт-Петербурге г. Чевакинского» датировано 1807 г., другое, датированное 1813 г., озаглавлено «О предании госпожи Чевакинской тела в паперти», третье дело «О дозволении похоронить тело помещицы Чевакинской под полом в церкви» за 1842 г. в архиве не сохранилось. Впервые в описи упоминается фамильный склеп Чевакинских в 1850 г. в связи с делом «О дозволении тело умершего г. Чевакинского погрести в фамильном склепе», о том же повествовало дело за 1851 г. «О дозволении погрести тело Чевакинского по смерти его в церкви». А завершает список дело о дозволении сделать вход в фамильный склеп Чевакинских снаружи церкви» за 1854 г.

В настоящее время фамильный склеп Чевакинских находится в плачевном состоянии, он почти до самого верха засыпан мусором и землёй. И в год 300-летия великого зодчего, последним пристанищем которого стал Смоленский храм, невозможно не восстановить могилу архитектора. Восстановить и впервые за долгие десятилетия забвения отслужить над его могилой панихиду, панихиду над могилой того, кто «сочинил на церковь нашу план», кто прославил Вышневолоцкую землю, Спировский край на века и в памяти потомков.

Денис Ивлев, с. Выдропужск – г. Тверь - г. В.Волочёк. Статья опубликована в газете "Верхневолжье Православное". 2010 г. http://matveevo.prihod.ru/khramy_vyshnevolockogo_uezda/view/id/12839


Марина Зуйкова  1 февраля 2018

17 октября в селе Выдропужск после Божественной литургии начались работы по восстановлению склепа архитектора XVIII в. Саввы Ивановича Чевакинского. Долгое время место упокоения великого зодчего – строителя Никольского Морского собора в Санкт-Петербурге, храма Воскресения Христова под шпилем адмиралтейства и павильона Mon biju в Царском Селе, оставалось неизвестным. По документам XVIII-XIX вв., хранящимся в Тверском Государственном архиве, удалось узнать о родовом склепе дворян Чевакинских «в паперти» Смоленской церкви села Выдропужск, устроенной по проекту и на деньги Саввы Ивановича незадолго до его кончины. А в церковных книгах работники Тверского архива Галина Дмитриева и Надежда Овчинникова обнаружили запись о смерти 28 декабря 1779 г. «господина помещика сельца Вёшки обер-интенданта Саввы Иванова Чевакинского».

В 40-е гг. XX в. захоронения дворян Чевакинских были разграблены, а останки вынуты из гробов и разбросаны по склепу. В течение почти шестидесяти лет склеп забрасывался мусором с кладбища, пока настоятель Смоленской церкви о. Георгий не закрыл вход в него тяжёлой плитой. Но вот по благословению о. Георгия добровольцы из Вышнего Волочка Роман Уткин, Вадим Петров, Александр Градов и автор этих строк, ребята из военно-патриотического клуба п. Спирово Михаил Белоусов, Кирилл Филиппов, Александр Бобырь, Сергей Соколов и Илья Гуров, а также прихожане выдропужской церкви Михаил Чинаев и Александр Назаров и директор Спировского музея Николай Шубин взялись за расчистку склепа Чевакинских.

В ходе работ выяснилось, что захоронения дворян производились прямо на пол склепа в наглухо запаянных медными листами гробах, помещённых в деревянные, обитые чеканкой саркофаги. Три из имеющихся семи захоронений были разрушены полностью вандалами ещё в 1940-х гг., а остальные четыре были лишь скрыты, по-видимому, с целью поиска «золота». Найденные три костяка из разрушенных захоронений будут перезахоронены в этом же склепе в новых гробах. Остальные же четыре захоронения было решено не расчищать, т.к. останки хоть и осквернены, но находятся на своих местах. В планах, после перезахоронения останков, вход в склеп будет заложен кирпичной стеной, как это и было до закрытия выдропужского храма, а на стене над входом в него будет помещена табличка с именами здесь погребённых дворян Чевакинских. Итогом расчистки склепа стало не только восстановление должного отношения к останкам строителей храма, но и большой научный материал, позволивший выяснить многие вопросы, касающиеся истории Выдропужской церкви.

Денис Ивлев, с. Выдропужск – Вышний Волочёк, http://www.tversvod.ru/event35/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  11 августа 2021

Закрытие Смоленского храма в селе Выдропужске пришлось на 1938-39 гг. Часть икон, как свидетельствовали местные старожилы, были вывезены в Вышний Волочёк, часть была унесена местными жителями (остов иконостаса забрали в 1947 году в тот же Вышний Волочёк, где к тому времени пребывали многие иконы из Смоленской церкви села Выдропужск). В тот день, когда богоборцы выносили из храма иконы и церковную утварь, к церкви подошла пожилая жительница, прихожанка Смоленского храма, Параскева Небеснова. По рассказам односельчанки Галины Ивановны Шматовой, "Параскева, глядя на это безобразие, решила попросить у одного из рабочего, сказав: "Дайте мне икону Смоленскую". А он и говорит ей: "Иди бабка, покажи, что за икона". А когда нашли, она сказала: "Вот эта, сынок, эта". Икона была простая, на дереве, а остальные горели "золотом". Тогда он ей говорит: "Уж нашла какую выбрать, какую то страшную". Но она ему ответила: "Не надо ни золотой, ни какой, отдайте мне лишь эту". Так и отдал ей на память этот образ. И стали старые в дом сестёр Небесновых ходить, по праздникам молиться".

Окончательно церковь в селе Выдропужске была разграблена в первые годы Великой Отечественной войны. В 1941 году храм был передан организованному в 30-х годах в Выдропужске колхозу. Сохранились данные из протокола №34 заседания РИКА от 23.06.1941 г.:"... предложить РАЙФО здание закрытой Выдропужской церкви передать во временное арендное пользование колхозу "Новая жизнь" для использования под зернохранилище". А вот строки из протокола №37 от 8.09.1942 г.: "Поручить председателю Выдропужского сельского совета т. Середову: 1) Передать во временное пользование помещение бывшей церкви отдельному лагерному пункту №118 УНКВД по Калининской области под общежитие; 2) Рамы и доски икон передать райпромкомбинату на поделку мебели". Отдельный лагерный пункт №118 УНКВД по Калининской области был предназначен для содержания политзаключённых и тех, кто провинился перед законом. Документальных свидетельств о том, что происходило за стенами храма не обнаружено, но сохранились воспоминания, свидетельствующие об этом времени. Галина Ивановна Шматова вспоминала: "Тюрьма была в церкви. В 1941 году приехали какие-то, облазили всё. Внизу то были склепы, захоронены помещики, кто строил. Мама их называла "господа Чевакины". Всё там растрепали. Заключённые строили аэродром. В летней церкви мастерская была. Шили туфли из тряпок. Заключённые в церкви жили, зимняя церковь была разделена на две половины, мужчины и женщины. Народу держали человек сто. Возле церкви была натянута колючая проволока и часовой стоял. Недалеко стояла зенитка. В Выдропужске семьи заключённых жили, эвакуированных много было. Жили даже в банях. В эти тяжёлые годы люди выжили не только благодаря природной выносливости русского народа, но и в первую очередь благодаря вере".

Из рассказов старожилов мы знаем, что люди продолжали приходить к Выдропужской иконе в дом сестёр Небесновых и в эти годы. После смерти последней из сестёр Небесновых хозяйкой дома стала женщина по имени Анна Захаровна Большакова. Она купила у последней хозяйки дом с условием, что покупательница даст той спокойно умереть в родных стенах. А перед смертью она завещала свято хранить Выдропусскую икону. В 1948 году в доме Анны Захаровны поселилась молодая учительница Валентина Ильинична Максимова. Здание школы было расположено вблизи храма. Двухэтажное деревянное здание было перевезено из одной из усадеб Торжокского района в 1922 году. Молодая учительница, в то время относившаяся скептически к церкви и к религии вообще, была удивлена, что "когда люди проходили мимо этого дома - они крестились, знали, что здесь икона и крестились, а некоторые заходили, кланялись этой иконе, клали деньги, а некоторые приносили лампадного масла. Так происходило почитание святыни". В школьной библиотеке села Выдропужска в то время хранилась книга И. Ф. Токмакова "Историко-статистическое описание села Выдропужска", где были описаны чудеса Выдропусской иконы. "А местные жители говорили, что с этой иконой, когда она вернулась из Мурома, ходили с крестным ходом в Торжок. В Торжке в храме ставили её, она там какое-то время была, а потом её возвращали в Выдропужск. Это было каждый год, летом...".

Ещё в годы войны в Спировском районе было открыто два сельских прихода - в селе Матвеево и в селе Тарасово. Священнослужители стали совершать требы по деревням, часто нарушая данные им властью предписания. В селе Выдропужске, а также в Ободове и других деревнях богослужения и требы долгое время совершал бывший священник села Прутня соседнего Торжокского района Вениамин Васильевич Сиротинский. Но "такое" долго продолжаться не могло. 18 августа 1949 года на имя Уполномоченного по делам РПЦ В. Хевронова от священника Торжокского прихода Образцова (даже такие случаи имели место быть) поступил донос. Реакция местной власти на действие священника Вениамина Сиротинского неизвестна, но известно, что богослужения в Выдропужске продолжали безнаказанно совершаться вплоть до 1951 года.

Учительница школы Валентина Максимова вспоминала, как на праздник Троицы летом 1951 года "местные жители пригласили священника. Съехалось много людей из Машкова, из Скоморохова, из соседних деревень. Было очень много народу. И была большая литургия... к обеду литургия кончилась и местные жители попросили покрестить детей, и он конечно согласился. Из Спирова крестила своих детей Бабанова Нина Ильинична, а Бабанов работал в райисполкоме. И об этом донесли и к нам приехала милиция... стали спрашивать хозяйку дома, где хранилась икона, о чём спрашивали неизвестно. У неё сын учился в институте, и она испугалась, что сына исключат из института. И поэтому она пошла к Юрзовым и попросила их у ней забрать икону к ним домой. Вот так эта икона и попала к Юрзовым". Случилось это в 1951 году. Семья Степана Юрзова недавно поселилась в Выдропужске. Именно с ней будет связана вся последующая история Выдропужского прихода и чудотворной Смоленской Выдропусской иконы Божией Матери.

Исследователь древнерусской живописи Валерий Николаевич Сергеев вместе с помошниками по экспедиции, супругами Татьяной и Валерием Авиловыми и священником батюшкой Алексием Злобиным, в 1971 году побывали в доме у Юрзовых. По словам Валерия Сергеева, образ хранился в потайной комнате-прирубе за шкафом и ковриком. После того, как икону вынесли в огороженным забором маленький дворик, было сделано четыре фотоснимка с этого лика. По возвращении из экспедиции в Москву, оказалось, что при проявлении плёнки четыре этих кадра оказались засвеченными, без всякого изображения, а предыдущие и последующие вполне ясные. Выдропусская икона пребывала в доме семьи Юрзовых вплоть до начала 1990-х годов. С открытием Смоленского прихода в 1989 году икона не сразу была передана последней её хранительницей Антониной Степановной Юрзовой в храм. И всё же образ вскоре обрёл подобающее ему место в восстановленной церкви. Внучка Степана Юрзова так же сыграла большую роль в открытии Выдропужского храма. Она была членом инициативной группы верующих, собиравших подписи за открытие Смоленской церкви в селе Выдропужске. Таким образом семья Юрзовых не только сохранила для нас этот святой образ, но и помогла в возрождении сельского храма.

С сайта: of.putnik.ru/viewtopik.pnp/Форум путника/Туристко-краеведческий форум Вышневолоцкого уезда и окрестностей/Спировский район/Денис Ивлев/По следам Выдропусской иконы



Комментарии и обсуждение


Церковь построена в 1760 г., в 1931 г. закрыта. Вновь открыта в 1995 г. В ней находится местночтимая святыня - икона Божией Матери «Выдропужская».

Престолов шесть: в холодной: средний Смоленской Божией Матери, правый Покрова Пресвятой Богородицы, левый Рождества Иоанна Предтечи; в теплой: правый Святителя Николая, левый Успения Божией Матери; 6-ой престол Великомученика Георгия устроен в колокольне.

Источник: сайт Тверской епархии

23 августа 2012, Т..