ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Владимир. Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

Сретенская церковь, Солдатская церковь


Владимир. Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Владимирской иконы Божией Матери, "Всех скорбящих Радость" иконы Божией Матери, Сретения Господня
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1807.
Адрес:
г. Владимир, ул. Ломоносова, 17а

Координаты: 56.12668, 40.37771
Проезд:Проезд маршрутным такси №5 до остановки ул. 9 Января (СИЗО)(Учреждение ИЗ 28/1) (Военный городок) либо на гортранспорте до остановки "Магазин Людмила" на проспекте Ленина, далее пешком в сторону ул. 9 Января - Ломоносова



Сортировка:

Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Елена Чернецова
2 января 2010
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Общий вид с юго-запада<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Общий вид с юго-запада
Олег Щёлоков
28 мая 2005
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
19 марта 2022
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Altaets
18 апреля 2021
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Altaets
18 апреля 2021
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, северо-восточный фасад<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
северо-восточный фасад
chirokov
8 июля 2013
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, юго-западный фасад<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
юго-западный фасад
chirokov
8 июля 2013
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Елена Чернецова
8 апреля 2013
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
27 января 2012
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
27 января 2012
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Общий вид с юго-востока<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Общий вид с юго-востока
Олег Щёлоков
28 мая 2005
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Андрей Агафонов
1 апреля 2000
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Андрей Агафонов
1 апреля 2000
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Алексей Кротов
8 февраля 2023
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Храмовая икона, фасадная роспись на апсиде<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Храмовая икона, фасадная роспись на апсиде
Олег Щёлоков
28 мая 2005
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Двухярусный барабан и глава основного объема<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Двухярусный барабан и глава основного объема
Олег Щёлоков
28 мая 2005
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Завершение колокольни<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Завершение колокольни
Олег Щёлоков
28 мая 2005
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Елена Чернецова
8 апреля 2013
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
27 января 2012
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
27 января 2012
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
27 января 2012
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
27 января 2012
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Деревянный, вновь пристроенный с северо-западной стороны тёплый флигель церкви.<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Деревянный, вновь пристроенный с северо-западной стороны тёплый флигель церкви.
Олег Щёлоков
28 мая 2005
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Табличка<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Табличка
Олег Щёлоков
28 мая 2005
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Храмовая икона на западном входе<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Храмовая икона на западном входе
Олег Щёлоков
28 мая 2005
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Андрей Агафонов
1 апреля 2000
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1990
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Технически сложный шпиль колокольни обшит медью со специальной выколоткой.<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Технически сложный шпиль колокольни обшит медью со специальной выколоткой.
Олег Щёлоков
28 мая 2005



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Владимир  19 июня 2011

Сретенская церковь в Солдатской слободе

В 1992 году, через 55 лет после закрытия, Русской Православной Церкви передан храм во Владимире, известный в истории как Сретенский в Солдатской слободе. Поставленный на нынешнем месте в 1785 году, он между тем имеет более длинную историю, насчитывающую ни много, ни мало… 8 веков!

Впервые Сретенская церковь построена на берегу Клязьмы по приказу великого князя Андрея Боголюбского. Повод для её возведения был выбран особый – в этом месте князь в сопровождении духовенства, при большом стечении местных жителей встречал перевозимую в Успенский собор из Боголюбова Владимирскую икону Божией Матери. В память встречи иконы – сретения – и был выстроен деревянный храм.

При постройке Сретенской церкви князем был установлен крестный ход 21 сентября (по старому стилю), который совершали священнослужители Успенского собора. Эта традиция продержалась недолго, и уже в 1177 году соборным причтом крестный ход был отменён.

Во время разорения Владимира в 1237 году «дикие орды монголов» сожгли среди прочих и Сретенскую церковь. С тех пор она долго не возобновлялась и лишь в 1656 году упоминается в архивах «прибылою вновь». Перестраиваемый и обновляемый, храм позднее встречается в документах второй половины XVII столетия. В это время он также был приписан к Успенскому собору, но уже в 1710 году в Сретенской церкви богослужения проводил свой священник.

А теперь на время оставим деревянный Сретенский храм на берегу Клязьмы и перенесёмся на «эту» (правую) сторону речки Лыбедь в Гатилову слободу, соседствовавшую со слободой Стрелецкой. Здесь с давних пор стоял Никольский храм, о котором принято думать, что во времена «литовского разорения» прекратил своё существование, хотя в 1628 году он ещё платил дань в патриаршую казну. Правда, уже в 1640 году храма не было, как не было и кладбища, «да на церковной же земле место пустое попово». К началу XVIII столетия, на месте Гатиловой и Стрелецкой слобод начала заселяться Солдатская слобода, а поскольку своей церкви здесь не было, жители слободы посещали близлежащие Петропавловский и Казанский храмы. Позднее Петропавловская церковь сгорела, а Казанская вместе с Ямской слободой была перенесена за город. Оставшиеся без храма жители Солдатской слободы, причисленные при учреждении губернии к владимирскому городскому мещанству и купечеству, в 1784 году просили епископа Владимирского и Муромского Виктора (Анисимова) о переносе к ним в слободу из города ветхой деревянной Христорождественской церкви. Преосвященный Виктор просьбу удовлетворил, но перенести повелел Сретенский храм с берега Клязьмы, который годом ранее имел в приходе всего три двора. К весне 1785 года храм разобрали и поставили в новом месте – Солдатской слободе.

В 1788 к храму прибавилась тёплая церковь в честь Сретения Господня с иконостасом из упразднённого мужского Покровского монастыря на Нерли.

В начале XIX века, когда в губернии вовсю велось каменное церковное строительство, Сретенский храм оставался единственным деревянным во Владимире. В начале 1805 года прихожане церкви во главе со старостой Захаром Гавриловым и священником Степаном Ивановым подали прошение в духовную консисторию о разрешении возведения каменного храма: «всепокорнейшее просим на построение оной каменной [церкви] по малости церковной суммы в сборе повелеть дать для сбору при указе книгу на 5 лет». Менее чем через полгода, 22 июня 1805 года, епископ Владимирский и Суздальский Ксенофонт (Троепольский) дал благословенную грамоту и разрешил сбор средств на постройку нового храма.

Пока возводился каменный храм, богослужения продолжали проходить в деревянном холодном храме. Правда, паперти его разобрали, как сломали и тёплую церковь. Полученное дерево употребили на обжиг кирпича. В 1807 году был освящён придельный храм в честь Сретения Господня, а в 1809 году освятили главный престол в честь Владимирской иконы Божией Матери. Тогда была выстроена и колокольня, увенчанная шпилем, но мелкое строительство продолжалось ещё какое-то время. Несмотря на то, что храм стал Владимирским (причём ещё до постройки каменного), его продолжали называть Сретенским в память о церкви, основанной князем Андреем Боголюбским.

Как отмечает опись, составленная в 1809 году, церковь не отличалась ни богатством, ни роскошью. Богослужебная утварь была большей частью медной, и особой ценностью отличался лишь запрестольный образ Богоматери, украшенный мелким жемчугом. В храмовой библиотеке среди богослужебных книг упоминается экземпляр «книжки о способе коим избавиться от оспиной заразы», надо полагать весьма популярное чтиво в те времена повальных эпидемий оспы, чумы и холеры.

Изначально тесовая крыша Сретенской церкви в 1829 году заменена железной, позолочена единственная глава над холодным храмом и маленькие главки над приделом и на конце шпиля колокольни. Приблизительно в те же годы прежний трёхъярусный «гладкий» иконостас служитель Спасо-Евфимиева монастыря Иван Сомов заменил новым резным. Иконостас тёплого храма был заменён в 1834 году. Стены придела в 1830-1832 гг. покрыли священные картины, а холодная церковь спустя десятилетие расписана ярославским мещанином Михаилом Швецовым. Всё это говорит об увеличении церковного капитала, который теперь тратился не только на ремонт храма, но и на более значительные изменения. Так, в 1866 году был выстроен северный придел, престол которого освящён в честь иконы Божией матери «Всех Скорбящих Радость», ещё больше тёплая церковь расширена в 1870-1780 гг., когда с запада была пристроена паперть. Тогда же все три иконостаса заменили новыми.

Интересна история колоколов Сретенской церкви. По описи 1809 года на храмовой звоннице числилось 4 колокола, из которых самый большой весил 26 пудов 2 фунта (424 кг). В 1816 году колокол заменили другим, весом в 51 пуд 27 фунтов (842 кг). Почти сразу же – в 1817 году – и этот колокол сняли, заменив его более тяжёлым, весившим 66 пудов 2 фунтов (1084 кг). И, наконец, в 1875 году был установлен 100-пудовый «голос», а прежний разбили. Этот колокол провисел на звоннице до известных событий, порождённых Октябрьским переворотом 1917 года.

В конце XIX века причт Сретенской церкви составляли священник и псаломщик. Кроме дохода от требоисправлений и процентов с причтового капитала, священнослужители получали арендную плату с церковных земель – практика довольно частая. В приходе числились жители Владимира и близлежащего сельца Тельмячеево – всего более 1200 душ, «все православные». О месте бывшего Сретенского храма у Клязьмы в те времена напоминала ветхая и всеми забытая часовня-столбик.

Первый удар по храму нанесён в апреле 1922 года, когда изъяли серебряную церковную утварь общим весом 26 килограммов. В ноябре 1923 года была зарегистрирована община при храме в составе 148 человек. Казалось, беда миновала: богослужения проходили регулярно, хоть и приходилось получать разрешение на их проведение.

7 марта 1930 года Сретенская церковь была «приговорена» к закрытию решением горсовета. Причина – обращение жителей Солдатской слободы и Красного городка с требованием передачи храма «под культурно-просветительное учреждение, какового указанные районы лишены». Прихожане встали на защиту своей церкви, написав жалобу во ВЦИК, и церковь оставили общине. Вторая попытка закрыть Сретенский храм также не увенчалась успехом. Доводы о «контрреволюционной поповщине, выколачивающей деньгу» и «богобоязненных старушках», «религиозном дурмане» и ненавистном колокольном звоне снова не возымели действия. Правда, церковь лишилась своих голосов, среди которых был и тот самый колокол в 100 пудов весом.

До самого последнего дня в храме продолжал служить Михаил Степанович Беляев, ставший настоятелем в далёком уже 1888 году. Отважный батюшка вместе с прихожанами всеми силами препятствовал его закрытию, продолжая проповедовать слово Божие среди повальных арестов и расстрелов. 29 апреля 1937 года НКВД направляет в горсовет циркуляр о закрытии Сретенской церкви…

Осквернённый храм побывал и мебельным складом, и деревообрабатывающим предприятием. Массивные стены, на «ветхость» которых ссылались товарищи при ликвидации церкви, выдержали все невзгоды и испытания советского гнёта. Церковь как и прежде сияет, лаская и радуя глаз, своим возвращением доказывая о неминуемой победе Света над Тьмой.


Андрей Ершов  11 марта 2013

15 февраля 1939 г. Владимирский горсовет закрывает очередную церковь - Сретенскую в бывшей Солдатской слободе, 9 мая Ивановский облисполком утвердил закрытие, передав здание храма горсовету для использования на хозяйственные нужды военведа. Верующие опротестовали закрытие, написав жалобу в Президиум Верховного Совета РСФСР. 4 августа последний затребовал у облисполкома материалы о закрытии; 10 августа дело было выслано. Началась переписка между инстанциями, но в ней отнюдь не шла речь о защите интересов верующих. 4 сентября Информационно-статистический отдел Президиума Верховного Совета РСФСР напомнил Ивановскому облисполкому, что «на основании постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 декабря 1938 г. здания закрытых церквей должны использоваться под культурные учреждения». 19 сентября он же спрашивал, почему церковь используется под хозяйственные цели. 10 октября облисполком ответил: «Передача Стретинской [так в тексте] церкви… для использования под хозяйственные цели произведена в силу крайне затруднительного положения со складским хозяйством у военведа… Передать молитвенное здание какой-либо другой организации под культурные цели не представляется возможным, т.к. церковь расположена в полосе отчуждения военведа… [Военвед] культурно-бытовыми учреждениями на сегодняшний день обеспечен». 16 января 1940 г. Верховный Совет РСФСР утвердил постановление Ивановского облисполкома от 9 мая 1939 г. о закрытии Сретенской церкви и передаче здания церкви Владимирскому горсовету. 20 января облисполком переслал постановление в горсовет для объявления его верующим.

Таким образом, к 1940 г. во Владимире осталась одна действующая церковь - Князь-Владимирская на городском кладбище (ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 3. Д. 1007. Л. 1-7).

Ершов А.Л. Закрытие храмов во Владимире в конце 1930-х годов // Старая столица: краеведческий альманах. Вып. 6 / Центральная городская библиотека г. Владимира, отдел краеведческих исследований. – Владимир, 2012, С. 51–53.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 января 2016

Церковь во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери находится в так наз. Солдатской слободе, прилегающей к г. Владимиру с западной стороны. Приход этой церкви обнимает слободы Солдатскую и Стрелецкую. Если первая принадлежит к сравнительно позднейшим поселениям, то Стрелецкая слобода при Владимире существовала издавна. Стрельцы в старину бывали не только в городах, но и при некоторых монастырях. Владимирские стрельцы жили исстари в особой слободе вместе с пушкарями. В Стрелецкой слободе в 1592 г. стрельцов было 100 человек, сотником был Василий Есипов. Вместо денежного жалования им даны были «лавочные и каменные места и сусленой и квасной промысел, а вместо хлебного жалования дана земля и сенные покосы».

После литовского разорения Стрелецкая и Пушкарская слободы значительно запустели. По писцовым Владимирским книгам 1639-40 гг. и по государевой грамоте по новому письму и мере и по стрелецкой сказке… значилось 30 человек стрельцов. При открытии Владимирской губернии по именному высочайшему повелению императрицы Екатерины II все жители Стрелецкой слободы по недальнему расстоянию от г. Владимира записаны во Владимирское купечество и мещанство.

В Стрелецкой слободе или точнее в Гатилове слободе на речке Лыбеди в старину была «церковь великого чудотворца Николы за земляною осыпью в Стрелецкой слободе…» В писцовых книгах г. Владимира 1639-40 гг. в Гатилове слободе значится «место церковное», что была церковь Николы чудотворца воинского с кладбищем, а запустела та церковь с литовского разорения, да на церковной же земле место пустое попово». В последствии в патриарших окладных книгах под 1656 г. стоит отметка: «церковь стоит пуста, попа и церковных причетников и приходских людей и церковные земли и никаких угодий нет, дани иметь не с чего и впредь той церкви в приходскую книгу не писать».

Около 150 лет в этой местности не было никакой церкви. Затем, когда Казанская церковь Ямской слободы была перенесена на ее нынешнее место, когда сгорела и Петропавловская церковь, ближайшая к Стрелецкой слободе, когда с другой стороны население Владимира стало возрастать, явилась настоятельная надобность в церкви для населения Стрелецкой и ближайших к ней слобод.

В 1784 г. переносится сюда церковь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, находившаяся на берегу реки Клязьмы, но поставлена эта церковь уже на новом месте в Солдатской слободе. Эта Сретенская церковь имеет также свою историю. В первый раз она была устроена вел. князем Андреем Боголюбским в 1164 г. по следующему поводу. Выстроив в своем стольном городе великолепный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, князь Андрей решил поставить в нем и ту чудотворную икону Богоматери, которую он привез с собою из Вышгорода и которая до сих пор оставалась в Боголюбове. Икона торжественно была привезена по реке Клязьме и во Владимире на берегу реки торжественно встречена князем, духовенством и народом. В память сей встречи князь Андрей и устроил на берегу Клязьмы церковь Сретенскую и учредил в нее крестный ход 21 сентября. В 1177 г. этот крестный ход был отменен.

Первоначально построенная церковь, вероятно, была деревянная. Во время татарского нашествия в 1237 г. она была очевидно разорена или может быть совсем даже уничтожена. До XVII ст. о ней нет никаких известий. В патриарших окладных книгах под 1656 г. значится прибылою вновь «церковь Пресвятой Богородицы Сретенской у реки Клязьмы»; это свидетельствует, что на месте древней церкви существовала уже новая. В Топографическом описании г. Владимира 1761 г. упоминается церковь Пресвятой Богородицы, деревянная, построена в 1674 г. Построение церкви в этом году подтверждается заметкою в документах патриаршего казенного приказа: «1670 г. июня 25 по челобитной Владимирскому богородицкому протопопу Андрею на церковное строение, что он строит на берегу церковь во имя Сретения Богородицы, денег ему 10 руб. дано».

Очевидно, существовавшая в 1656 г. церковь пришла в ветхость и протопоп Успенского собора, к которому должна быть приписана Сретенская церковь, заботился о ее устроении. В 1710 и 1715 гг., как значится в патриарших данных книгах, при этой церкви был священник, а также и в 1722 г. В 1746 г. церковь платила дани 42 коп. В 1784 г. Сретенская церковь перенесена была в Солдатскую слободу, а на ее месте теперь стоит небольшой столбик с крестом наверху.

В 1807 г. в Солдатской слободе вместо этой деревянной церкви устроена каменная и при ней таковая же колокольня, которая существует и до настоящего времени. Престолов в церкви три: в холодной – в честь Владимирской иконы Божией Матери, в теплой - в честь Сретения Господня и во имя Божией Матери «Всех скорбящих радости».

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1791 г., исповедные росписи с 1829 г. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Содержанием причта служат: доходы от служб и треб, проценты с капитала 3075 руб., пожертвованного разными лицами на вечное поминовение, и арендная плата с церковной земли. Земли при церкви: усадебной 2104 кв. саж. и сенокосной 1 дес. 2378 кв. саж. План на эту землю имеется. В приходе Сретенской церкви по клировым ведомостям числится 603 души муж. пола и 641 жен., в том числе 107 душ муж. пола и 106 жен. в сельце Тельмячееве, в 2 верстах от церкви; все православные.

В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г.



Комментарии и обсуждение


Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь использовалась под склад [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 252].

27 марта 2013, Андрей Ершов.