ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Гжель. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.


Гжель. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца
Год постройки:1859.
Архитектор:К.В. Гриневский
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская область, Раменский район, с. Гжель, ул. Центральная, д. 154-а

Координаты: 55.609231, 38.396841
Проезд:с Казанского вокзала электропоездом до остановки «55 км», далее пешком, на а/м по Егорьевскому шоссе до с. Гжель



Сортировка:

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Гжель, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Алексей Кротов
17 марта 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Гжель, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Алексей Кротов
17 марта 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Гжель, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Илья Смирнов
12 сентября 2015
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Гжель, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Илья Смирнов
12 сентября 2015
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Гжель, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Илья Смирнов
12 сентября 2015
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Гжель, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Илья Смирнов
12 сентября 2015
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Гжель, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Hramsohran
29 июля 2015
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Гжель, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Алексей Кротов
22 января 2013
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Гжель, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Алексей Кротов
22 января 2013
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Гжель, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Юрий Моченов
12 сентября 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Гжель, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Алексей Кротов
17 марта 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Гжель, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
11 июля 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Гжель, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Юрий Моченов
12 сентября 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Звонница<br>, Гжель, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Звонница
Юрий Моченов
12 сентября 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Гжель, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
11 июля 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Гжель, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
11 июля 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Гжель, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
11 июля 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Гжель, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Вадим Павлов
17 апреля 2004
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фотоснимок Успенской церкви с дореволюционной карточки<br>, Гжель, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
Фотоснимок Успенской церкви с дореволюционной карточки
Алексей Кротов
1 июля 1900
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Гжель, Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Московская область
evg.izmailov
27 января 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Вадим Павлов
 
Вадим Павлов  7 ноября 2004

Построен на месте каменного храма 1701 года, который в свою очередь на месте деревянной церкви XVII века. С первой половины XIX века был центром благочиния. В 1889 году церковь Успения Богородицы перестраивается: видоизменяется колокольня и пристраиваются две каменные часовни. Храм имеет три придела: центральный - во имя Успения Богородицы, северный - в честь святителя Николая Мирликийского, южный - во имя Казанской иконы Божией Матери. Храм был закрыт в 1938, сильно пострадал. Было полностью уничтожено внутреннее убранство храма, разобраны колокольня и купол, уничтожены церковная ограда и погост. Богослужения возобновились в храме в феврале 1998 года. В настоящее время ведутся восстановительные работы.

Первое упоминание об Успенской церкви в селе Гжель относится к первой половине XVII века. По писцовым книгам 1631-1633 гг. к Успенской церкви значится пустошь, «…а владеет ныне тою всею пустошью успенский поп Василий». В то время в селе существовала еще одна церковь - церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского. По дозорным книгам Казенного приказа 1680 года «в селе Гжели, на речке Гжелке, церковь Успения Пресвятой Богородицы деревянная, у церкви…дьячок Петрушка Иванов и попы Кирилл и Фаддей».

В 1701 году на месте деревянной церкви строится каменная, для которой 11 сентября того же года священнику Карпу Кириллову был выдан антиминс. В 1736 году храм постигло бедствие. «Июня во 2 день… в селе Гжели Божиим изволением ночною порою церковь Божия погорела во имя Успения Пресвятыя Богородицы». Но в 1737 году выходит Указ Синодального Казенного Приказа (после резолюции Преосвященного Вениамина, епископа Коломенского и Каширского) о необходимости восстановления пострадавшего от пожара храма. Ровно через сто лет Ведомость «О церкви Успения Божия Матере, состоящей Бронницкаго уезда в селе Гжели за 1837 год» так скажет о церкви: «Зданием каменная, с таковою же колокольнею, крепка. Утварию достаточна».

С первой половины XIX века Успенская церковь с. Гжель была центром небольшого благочиния (благочиние - административно-территориальная единица). В ведении благочинного (он же являлся настоятелем Успенской церкви) находилось несколько церквей. Ведомость Успенской церкви за 1845 год называет семь таких церквей: Богородице-Рождественская церковь у речки Захаровки, Дмитриевская в селе Малахово, Казанская в селе Марково, Николаевская у Нерской речки, Николаевская на Боршевке, Троицкая в селе Фаустово, Христо-Рождественская в селе Михалево. Эта же Ведомость говорит и о причте Успенской церкви. Так мы узнаем, что настоятелем на тот год был священник Михаил Федорович Лебедев, 53 лет. Первоначально он служил в селе Федоскино Московского уезда, а в 1831 году был переведен в с. Гжель. Он же занимал должность законоучителя в Гжельском удельном училище. Диакон Александр Иванович Державин, 26 лет, служивший в Гжели с 1843 года, был сыном «Московской Ивановой колокольни звонаря». Кроме них в Успенской церкви служили священник Иван Васильевич Смирнов (46 лет), дьячки Максим Андреевич Спасский (41 года) и Павел Леонтьевич Ласкин (34 лет), пономари Александр Иванович Птицын (51 года) и Валериан Андреевич Боголепов (36 лет).

Ныне существующая церковь построена в 1859 году по проекту архитектора Казимира Викентьевича Гриневского. Казимир Гриневский (1825-1885) окончил с золотой медалью Высшее Строительное училище в Санкт-Петербурге. Работал архитектором в Орле. После ухода за штат (с 1865 по 1885 гг.) работал над проектами ряда храмов и гражданских построек. Известны некоторые постройки архитектора и в городе Москве. В 1889 году церковь Успения Богородицы перестраивается: видоизменяется колокольня и пристраиваются две каменные часовни. Храм имеет три придела: центральный - во имя Успения Богородицы, северный - в честь святителя Николая Мирликийского, южный - во имя Казанской иконы Божией Матери. К началу XX века в границах прихода было пять часовен: две в д.Кошерово, а три другие в д.Григорово, д.Минино и д.Фенино.

]В 1899 году приходским священником Николаем Павловичем Сперанским при помощи крестьян деревни строится церковно-приходская школа. Отец Николай Сперанский был заметным благотворителем в свое время. Особенно это касается его деятельности в сфере образования. Он с самого начала своего священнического служения с 1853 по 1863 гг. (т.е. на протяжении десяти лет) безвозмездно преподавал для детей в созданном им училище, а в1884 году он был награжден орденом Св. Анны III степени за семилетнее содержание на собственные средства училища для мальчиков и девочек на 25 человек. Кроме этого, отец Николай с 1867 по 1879 гг. был законоучителем в Гжельском народном училище. До закрытия храма в 1938 году он считался одним из самых красивейших в уезде. Благодаря его многочисленному клиру и красоте, храм называли «Успенским собором»…

За годы советской власти храм очень сильно пострадал. Было полностью уничтожено внутреннее убранство храма; в 40-е года были разобраны колокольня и купол храма; уничтожены церковная ограда и погост (кладбище, окружавшее храм). После закрытия храм использовался под склады, а в 50-е годы помещение занял Филиал Люберецкого Учебно-производственного предприятия ВОС. В 1980-е годы храм переходит к НПО «Синь Росси», которое использует его как цех по производству нетканых материалов.

В 1994 году поднимается вопрос о передаче здания Успенской церкви села Гжель верующим. В 1997 году по благословению Высокопреосвященнешего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского создается община Успенской церкви села Гжель, а богослужения возобновились в храме в феврале 1998 года. В настоящее время в храме ведутся восстановительные работы.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 апреля 2018

Существовавшая ранее церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Гжель.

В селе Гжели, находившемся Московского уезда, в дворцовой Гжельской волости, в начале XVII ст. были две церкви деревянные, построенные исстари, во имя Успения Пресвятой Богородицы и Димитрия Солунского; последняя стояла «пуста и обвалилась».

О церкви Успения Пресвятой Богородицы известно по книгам Патриаршего казенного приказа с 1628 г., в которых писалось: «церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Гжели, дани 26 алтын, кормовая гривна»; за 1635 г. – «дани 31 алтын 2 деньги, заезда гривна». По писцовым книгам 1631 – 33 гг. к Успенской церкви значится «пустошь, что была деревня, Клементьева, а в ней пашни церковной 2 чети с третником, сена 10 копен… а владеет тою пустошью Успенский поп Василий». В 1646 г. при Успенской церкви были: «во дворе поп Василий, во дворе дьячок Ермолко Ефремов, во дворе пономарь Ивашко Ефремов, во дворе просвирница; в селе Гжель числилось 40 дворов крестьянских, да на церковной земле 2 двора бобыльских».

По дозорным книгам казенного приказа под 1680 г. «в селе Гжели, на речке Гжелке, церковь Успения Пресвятой Богородицы деревянная, у церкви во дворе поп Фаддей Прокофьев, во дворе дьячок Петрушка Иванов, и попы Кирилл и Фаддей сказали: построена де та церковь исстари, и данью обложена, и церковная пашня и сенные покосы есть…».

11 сентября 1701 г. выдан антиминс, по благословенной грамоте, в Московский уезд, в село Гжель в новопостроенную церковь придел Николая Чудотворца, той же церкви попу Карпу Кириллову. Под 1710 – 17 гг. в селе Гжель церковь каменная во имя Успения Пресвятой Богородицы построенная, нужно полагать, в 1701 г.

В Синодальном казенном приказе производилось дело об исправлении в селе Гжели каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. Дело началось по прошению священника оной церкви Михаила Федотова да церковного старосты Гавриила Тимофеева с приходскими людьми. В своем прошении, поданном в казенный приказ 1 декабря 1736 г., они писали: «в 1736 г. 2 июня в Московском уезде, в дворцовой Вашего Императорского Величества Гжельской волости, в селе Гжели Божьим изволением, ночною порою церковь Божия во имя Успения Пресвятой Богородицы погорела и в приделе Николая чудотворца и из церкви святые иконы и всякую утварь убирали, в тех же церквах престолы и жертвенники сломали и оттого божественная служба имеется в остановке, и чтоб указом повелено было оные престолы собрать и, поновя, освятить имеющимися антиминсами»…

По этому делу последовала резолюция преосвящ. Вениамина, епископа Коломенского и Каширского: «дать о посвящении указ 1736 года декабря 3 дня». 25 января 1737 г. из Синодального казенного приказа выдан указ Успенскому попу Михаилу Федотову, велено «в показанной Успенской церкви и в приделах престолы построить в вышину 1 арш. 4 верш., в длину 1 арш. 8 верш., в ширину 1 арш. 4 верш. и, построя, те престолы освятить ему, попу Михаилу, на имеющихся антиминсах, буде не ветхи и новопечатные».

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  17 марта 2021

Рабочая группа Архитектурной комиссии Градостроительного совета Московской области согласовала проект реконструкции Успенского храма села Гжель, 1859 года постройки. Зданию вернут утраченную колокольню, верхние ярусы которой были разобраны в советское время. По проекту над оставшимся нижним ярусом колокольни будут восстановлены два яруса, один из которых, ярус звона. Таким образом, высота храма составит 44,5 м, общая площадь здания порядка 1500 квадратных метров. Средняя вместимость Успенской церкви - 160 молящихся.

С сайта: podmoskovye.bezformata.com/В селе Гжель восстановят храм Успения Пресвятой Богородицы


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  28 ноября 2023

Построена на месте другого каменного храма начала XVIII века. Обновление храма стало возможно благодаря деятельности священника Николая Сперанского, служившего в гжельской церкви во второй половине XIX столетия. К сожалению, былое великолепие Успенского храма и его колокольни утрачено в советские годы. В отличие от соседних храмов в селах Речицы и Игнатьево, где службы не прекращались, храм в Гжели был сильно перестроен и долгие годы не действовал.

В начале XVII века в дворцовом селе Гжель имелись две деревянные церкви: Успения Божией Матери и великомученика Димитрия Солунского. Димитриевская церковь стояла «пуста и обвалилась», и в дальнейшем не восстанавливалась, а деревянная Успенская церковь просуществовала до начала XVIII столетия. В 1701 году в селе Гжель была построена каменная церковь Успения Божией Матери с приделом святителя Николая Чудотворца. Это была одна из первых по времени каменных церквей восточной части Подмосковья, называемой Вохонской десятиной.

За первые полвека своего существования приходилось трижды заново освящать престолы этого храма из-за частых пожаров. Первый пожар в Успенской церкви случился ночью 2 июня 1736 года. Сгорела крыша каменного храма, своды который были деревянными. Иконы, утварь и антиминсы тогда удалось спасти, однако престолы и жертвенники в главном храме и приделе пришлось разобрать и заменить новыми. В новом пожаре 1751 года погибло все внутреннее убранство Успенской церкви. Уцелели только каменные стены. После восстановления храма, духовным начальством был выдан новый антиминс, и в 1752 году Успенская церковь была освящена заново. Уже спустя два года в селе Гжель случился еще один пожар. От удара молнии загорелись дома священнослужителей и соседние с ними дворы. Успенская церковь на это раз не пострадала, но из-за боязни распространения пожара, священнослужители спешно разобрали и вынесли престол из придельной Никольской церкви. После возвращения престола на прежнее место вновь потребовалось его освящение.

Сохранились сведения о двух существовавших в старину приходских традициях села Гжель. В первой половине XIX столетия в Успенской церкви особо почитался великомученик Никита. Причем во время молебна этому святому прихожане накладывали не себя вериги. Гжельский священник Платон Николаев в 1832 году разъяснял духовному начальству, что этот своеобразный обычай возлагать вериги и петь молебен мученику Никите существовал в Успенской церкви задолго до его прихода на священническое место. Вторая местная традиция – это крестный ход, который совершался на пасхальной неделе из Георгиевского храма села Игнатьево в Успенский храм села Гжель. Прихожане игнатьевской церкви брали святые образы из своего храма и несли в Гжель, а потом возвращались обратно. На пути этого торжественного шествия лежало село Речицы, где во второй половине XIX столетия был построен еще один храм – Вознесения Господня. Между приходом в Игнатьево и новым приходом в Речицах некоторое время существовало соперничество, поэтому иногда этот крестных ход в Гжель проводили намеренно в обход Речиц соседними деревнями. Судьбы трех соседних приходов в Гжели, Речицах и Игнатьево были тесно переплетены.

Проект храма в селе Гжель, который мы видим в настоящее время, был заказан русскому архитектору Казимиру Викентьевичу Гриневскому (1825-1885). В 1899 году было завершено строительство колокольни и теплого придела апостолов Петра и Павла при церкви в Речицах. Торжество освящения обновленного храма началось всенощным бдением, которое совершалось в соседней церкви Успения Божией Матери в селе Гжель. Утром праздничную литургию и чин освящения возглавил настоятель гжельского храма отец Николай Сперанский. Протоиерей Николай Павлович Сперанский сыграл важную роль в истории Успенского прихода. Он был настоятелем гжельской церкви почти тридцать лет с 1877 года и до самой кончины в 1901 году. Отец Николай был лично известен знаменитому святителю Филарету Московскому, который в 1859 году наградил священника набедренником. Много сил о. Николай прилагал к делам народного просвещения. На свои средства он открыл школу в деревне Фениной, которая относилась к приходу Успенской церкви. За свои труды на педагогическом поприще Сперанский был награжден орденом св. Анны второй степени.

Больше всего о. Николай Сперанский заботился о благолепии приходской Успенской церкви. Из-за угрозы обрушения свода в 1870 году центральная часть храма была закрыта для богослужений. Службы совершались в то время в двух приделах Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери, устроенных еще в 1860-е годы. Однако в 1882 году в стенах церкви образовались огромные трещины, и здание пришлось почти полностью разобрать. Отец Николай Сперанский начал грандиозную стройку, фактически возведение новой церкви с нуля. Средств для этого не хватало, однако священник смог привлечь более двадцати тысяч рублей пожертвований, в том числе за пределами собственного прихода. Отец Николай лично руководил строительством, находил мастеров и наблюдал за ходом работ.

Была также возведена величественная колокольня с двумя боковыми часами и курантами. Внутри церковь была полностью обновлена: появилась настенная живопись, устроены новые иконостасы, приобретена добротная утварь и облачения. Помощником священнику в этих делах стал церковный староста Федор Лукич Гусев. Во время торжественного освящения обновленного Успенского храма прихожане преподнесли отцу Николаю Сперанскому награду – золотой крест с украшениями. Священник принял этот дар со смирением: «Не то, чтобы принимая от вас драгоценный крест, я принимал его как заслуженное воздаяние за какие-либо мои труды и заслуги; нет, вся моя служба, все мои труды, какие доселе были, суть не более как посильное исполнение мною прямых обязанностей, следовательно, и не составляют особенной моей заслуги».

Любимый прихожанами пастырь скончался на 71 году жизни. Он был отпет в Успенской церкви 16 июля 1901 года. Несмотря на дождливый день и размытую дорогу, на похороны о. Николая Сперанского съехались священнослужители и богомольцы из разных сел Бронницкого и Богородского уездов: Маркова, Ашиткова, Алешина и, конечно, из Речиц и Игнатьева. Предшественником протоиерея Николая Сперанского в должности настоятеля гжельской церкви был отец Виталий Степанович Лебедев. Он служил в Успенской церкви тринадцать лет с 1851 по 1863 год. Отец Виталий начал свое служение в непростом подмосковном регионе, который называли одним из центров старообрядческого раскола. Здесь находили приют «лжеиереи» разных поповских согласий, а до четверти крестьянского населения причисляло себя к староверам. Просвещение и проповедь среди старообрядцев стала главным призванием о. Виталия.

В 1860 году священник Виталий Лебедев открыл в селе Гжель бесплатное женское училище, где сам преподавал на протяжении трех лет до перевода в Москву. В Московских церковных ведомостях по случаю юбилея батюшки писали: «Его простые, но исходящие прямо из души, поучения привлекали в оный храм (Успения в Гжели) по воскресным и праздничным дням множество молящихся не только из среды его прихожан, но и из других соседних приходов». Митрополит Филарет, учитывая опыт успешной проповеди отца Виталия в старообрядческой среде, переместил его в 1863 году из Гжели в «главное гнездо поповщинского раскола» – на Рогожское кладбище в Москве. Более тридцати лет деятельность бывшего гжельского священника была связана с обращением старообрядцев в единоверие. Только за первые четыре года службы в Никольской единоверческой церкви на Рогожке, Виталий Лебедев привлек в свой приход более пятисот бывших раскольников.

В советское время Успенская церковь в Гжели была закрыта. До закрытия храма в 1938 году она считалась одной из самых красивых в уезде. Благодаря её многочисленному клиру и красоте, гжельскую церковь называли «Успенским собором». За годы советской власти храм очень сильно пострадал и обезображен. Было полностью уничтожено внутреннее убранство храма; в 40-е года были разобраны колокольня и купол храма; уничтожены церковная ограда и погост (кладбище, окружавшее храм). После закрытия храм использовался под склады, а в 1950-е годы помещение занял Филиал Люберецкого Учебно-производственного предприятия Всесоюзного Общества слепых. В 1980-е годы храм переходит к НПО «Синь России», которое использует его как цех по производству нетканых материалов. Архитектор С. Б. Мержанов писал в статье «Неизвестная Гжель» в 1991 году: «Необходимо упомянуть и перестроенную, обезображенную церковь Успения в селе Гжель, также возведенную во второй половине XIX века. В ее формах еще живы традиции сравнительно недавнего для того времени классицизма с его пилястрами, сандриками, профилированными карнизами».

В 1994 году поднимается вопрос о передаче здания Успенской церкви села Гжель верующим. В 1997 году по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского создается община Успенской церкви села Гжель, а богослужения возобновились в храме с февраля 1998 года. По сей день в храме Успения Пресвятой Богородицы идет реконструкция. В декабре 2002 года восстанавливается центральный купол храма. В 2006 году восстановлены разрушенные фасадные и цокольные части здания храма. Ведутся работы по восстановлению колокольни, готовится ее проект, проведен технический анализ и получено заключение о состоянии фундаментов. Под зданием храма найдено подвальное помещение (здесь были установлены печи для отопления), заваленное бытовым и строительным мусором. Это помещение и проход освобождены и восстановлены разрушенные своды и стены. Со стороны алтаря к храму примыкало здание складских помещений, для освобождения храмовых стен, проведен его демонтаж.

Ведутся работы по внутреннему благоустройству, заменены окна, восстановлен пол храма, осуществлён монтаж фарфорового иконостаса и другие работы для возвращения былого благолепия. Стоит подчеркнуть, что в 2006 году в храме был установлен фарфоровый иконостас, созданный по образцу одного из двух сохранившихся фарфоровых иконостасов, изготовленных еще до революции на заводе М. С. Кузнецова. Автором этого фарфорового иконостаса и ещё двух придельных, является уральский мастер, архитектор Максим Валерьевич Винницкий. Летом 2004 года на источнике, освященном в честь иконы Федоровской Божией Матери неподалеку от храма, обустроен колодец, построена купальня и установлен поклонный крест.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Успенская церковь в селе Гжель и с сайта: https://gzhelhram.cerkov.ru/О храме/



Комментарии и обсуждение


В 70-х годах XIX начале XX столетия здесь служил священник Александр Дмитриевич Орлов, будучи одновременно действительным членов российского географического общества.

С уважением А.Орлов (правнук А.Д.Орлова) (p0078_oa@minfin.ru)

13 января 2011.

Согласно книге об этой церкви (ссылка на сайт) она была построена в 1882-1885 гг. и лишь колокольня относилась к 1859 г.

15 апреля 2013, Игорь Шундалов.