ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Николо-Урюпино. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Николо-Урюпино. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Михаила и Феодора Черниговских, Казанской иконы Божией Матери, Евдокии Илиопольской, Фотия и Аникиты
Архитектурный стиль:Узорочье
Год постройки:1667.
Архитектор:П. Потехин (?)
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская область, Красногорский район, Николо-Урюпино

Координаты: 55.79717, 37.2023
Проезд:От ст. «Тушино» авт. 541 до конца.





Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца, Вид с севера<br>, Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 августа 2019
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
oldboy
7 сентября 2014
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
10 марта 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Гордиенко Анатолий
12 октября 2011
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
3 мая 2008
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Юрий Моченов
26 мая 2022
Церковь Николая Чудотворца, дом причта<br>, Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
дом причта
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
14 сентября 2021
Церковь Николая Чудотворца, Вид с северо-востока<br>, Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 августа 2019
Церковь Николая Чудотворца, Вид с запада<br>, Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 августа 2019
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
8 февраля 2017
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
oldboy
7 сентября 2014
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
4 апреля 2011
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
4 апреля 2011
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
3 мая 2008
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
3 мая 2008
Церковь Николая Чудотворца, вход в храм
(цифровая фотография, проведена цветокоррекция)<br>, Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
вход в храм (цифровая фотография, проведена цветокоррекция)
Миxaил_Hикyлин
25 августа 2007
Церковь Николая Чудотворца, Вид с севера<br>, Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Вид с севера
Александр Викторович Шипилин
7 марта 2004
Церковь Николая Чудотворца, Вид церкви с юго-запада<br>, Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Вид церкви с юго-запада
Александр Викторович Шипилин
7 марта 2004
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1987
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Юрий Моченов
26 мая 2022
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
20 февраля 2020
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
2 февраля 2020
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
2 февраля 2020
Церковь Николая Чудотворца, Завершения<br>, Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Завершения
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 августа 2019
Церковь Николая Чудотворца, Звонница<br>, Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Звонница
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 августа 2019
Церковь Николая Чудотворца, Апсиды<br>, Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Апсиды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 августа 2019
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
5 августа 2014
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
5 августа 2014
Церковь Николая Чудотворца, интерьер левого придела<br>, Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
интерьер левого придела
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
14 сентября 2021
Церковь Николая Чудотворца, интерьер основного объёма<br>, Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
интерьер основного объёма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
14 сентября 2021
Церковь Николая Чудотворца, свод основного объёма<br>, Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
свод основного объёма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
14 сентября 2021
Церковь Николая Чудотворца, Главный портал основного объёма. Вид с галереи<br>, Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Главный портал основного объёма. Вид с галереи
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
17 октября 2020
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
2 февраля 2020
Церковь Николая Чудотворца, , Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Юрий Моченов
26 мая 2022
Церковь Николая Чудотворца, Наружная роспись: Ангел-хранитель<br>, Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Наружная роспись: Ангел-хранитель
Георгий Николаевич
2 февраля 2020
Церковь Николая Чудотворца, Наружная роспись: Архангел Михаил<br>, Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Наружная роспись: Архангел Михаил
Георгий Николаевич
2 февраля 2020
Церковь Николая Чудотворца, Вид на храм. 1936 г.<br>, Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Вид на храм. 1936 г.
Алексей Кротов
1 июля 1936
Церковь Николая Чудотворца, 1840-е годы.<br>, Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
1840-е годы.
Алексей Кротов
1 июля 1840
Церковь Николая Чудотворца, [Кавелин Лев Александрович] Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении с 5-ю литографическими изображениями замечательнейших церквей. Архимандрита Леонида. Москва. В Синодальной Типографии. 1878<br>, Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
[Кавелин Лев Александрович] Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении с 5-ю литографическими изображениями замечательнейших церквей. Архимандрита Леонида. Москва. В Синодальной Типографии. 1878
Лобготт Пипзам
??
Церковь Николая Чудотворца, Фото Торопов С. А. 1920-е гг. ГМА им. Щусева<br>, Николо-Урюпино, Красногорский городской округ, Московская область
Фото Торопов С. А. 1920-е гг. ГМА им. Щусева
Дмитрий Дроздецкий
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 июня 2004

Николо-Урюпино, Никольская церковь. Построена в 1667 (колокольня - 1840). Усадебная близ имения кн. Одоевских. В 1991 возвращена Церкви. Действует, отреставрирована.


Кирпичная церковь построена в 1664-1665гг. крепостным зодчим Одоевских Павлом Потехиным. По композиции и конструкции напоминает другие церкви того же времени в других усадьбах Одоевских. Здание состоит из двустолпного одноглавого четверика и четырех приделов о углам, повторяющих форму храма. Западные приделы расположены над галереями и имеют поэтому пониженное внутреннее пространство. Между ними первоначально помещалась настенная звонница, замененная в 1840г. малоинтересной колокольней, сооруженной по проекту архитектора М.Д.Быковского. Фасады церкви украшены муравлеными изразцами, дополняющими архитектурное убранство из лекального кирпича. Храм и приделы завершались тремя ярусами кокошников, закрытыми в XVIII-XIXвв. четырехскатной кровлей и вновь восстановленными при недавней реставрации. Главы первоначально покрывала поливная черепица. На главах приделов черепичное покрытие восстановлено при реставрации. При недавней реставрации восстановлено также позакомарное покрытые основного объема и приделов.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 февраля 2018

Село Урюпино некогда было приселком дворцового села Павшина Московского уезда, Горетова стана; потом оно находилось во владении дьяка Богдана Кашкина.

В 1621 г. пожаловано в поместье боярину князю Ивану Никитичу Одоевскому; в 1623 г. в селе Урюпине находились двор помещиков с деловыми людьми, 3 двора крестьянских. В 1635 г. это поместье продано поместным приказом князю Никите Ивановичу Одоевскому в вотчину.

Около 1638 г. в селе Урюпине построена вновь деревянная церковь во имя Николая Чудотворца с приделом св. Федора Тирона. Время построения существовавшего ранее храма в селе Урюпине точно определить невозможно, потому что документов Патриаршего казенного приказа за 1636-38 гг. не сохранилось.

Первое сведение о существовании в селе Николаевской церкви находим в приходной книге Патриаршего казенного приказа за 1639 г. под Загородскою десятиною: «церковь Николы Чудотворца, да в приделе Федора Тирона, в поместье стольника князя Никиты Ивановича Одоевского, в селе Урюпине, Никольское тож; дани 15 алтын, 5 денег, заезда 3 алтына, 2 деньги». В той форме Николаевская церковь писалась в тех же приходных книгах под Загородскою десятиною до 1740 г.

В переписной книге Московского уезда Горетова стана 1646 г. значится: «За боярином за князем Никитою Ивановичем Одоевским в вотчине село Урюпино, а в нем церковь Николы Чудотворца древяна; у церкви во дворе поп Василий, во дворе дьячок Пятунка Фролов, во дворе просвирница Дарьица, двор боярский, в нем живут кабальные люди; сельцо Минино, в нем двор боярский, и деревня Новая, Суханова тож; всего в селе, сельце и деревне 19 дворов крестьянских, в них 64 человека, 7 дворов бобыльских и 8 дворов людских задворных, в них всего 45 человек». В переписных книгах 1678 г. написано: «в селе Никольском, Урюпино тож, церковь Николая Чудотворца каменная, с приделами; во дворе поп Андрей Кондратьев, у него два сына: пономарь Тимошка да Тишка, во дворе поп Никифор Семенов, во дворе дьячок Тимошка Никифоров, да в селе двор боярский (князя Н.И. Одоевского), в нем 6 человек…».

В писцовых книгах Московского уезда 1685 -86 гг. написано: «за боярином за князем Никитою Ивановичем Одоевским вотчина село Никольское, Урюпино тож, а в нем на вотчинниковой земле, по левую сторону церковь Николая Чудотворца каменная с приделами: по правую сторону – придел благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Федора, по левую – вмч. Федора Тирона, вверху над папертью по правую сторону придел св. муч. Фотия и Ианикиты, по левую – преп. муч. Евдокии, а в церкви и церквах образы и сосуды, и церковные книги, и ризы, и колокола и всякое церковное строение вотчинниково; в селе же на вотчинниковой земле во дворе вдовый поп Андрей Кондратьев, у него сын Алешка вдовый в пономарях, во дворе поп Кирилл Феофилактов, во дворе диакон Тимофей Никифоров, дьячок Дмитрейка Дмитриев… пашни паханые отмерено вновь в селе Урюпине к церкви 15 четвертей в поле, сена 15 копен».

После князя Н.И. Одоевского вотчина его досталась внуку князю Ю.Ю. Одоевскому. В селе Никольском-Урюпине в 1704 г. находились: «двор вотчинников и 7 дворов людских, плотниковых, кузнецов и конюхов, людей в них 21 чел., да в селе и дер. Мининой 46 дворов крестьянских, людей в них 174 человек».

В 1721 г. князь Ю.Ю. Одоевский село Урюпино с деревней заложил князю Сергею Григ. Голицыну, у которого это имение было отписано на великого государя к дворцовым волостям, и в том же году пожаловано Александру Кайсарову, у последнего оно находилось во владении до 1748 г. В этом же году село Урюпино, по именному указу, пожаловано жене князя С.Г. Долгорукова, вдове княгине Марфе Петровне, которая все свое имение, находившееся в разных уездах, в 1756 г. отдала своим детям князьям Николаю, Василию, Петру и Григорию Долгоруковым. Дети Долгоруковы между собою имение разделили, и село Никольское-Урюпино досталось князю Василию Долгорукову; в 1774 г. продано князю Н.А. Голицыну.

При Николаевской церкви находились священники: Кирилл Феофилактов и Дмитрий Дмитриев, диакон Петр Анисимов, дьячки Максим Иванов, Неофид Дмитриев и пономари Федор Тимофеев и Федор Кириллов.

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  19 сентября 2018

Никольский храм в подмосковном селе Николо-Урюпино - жемчужина русской храмовой архитектуры ХVII века, свидетель посещения его царственными особами. Творение гениального крепостного зодчего бояр Одоевских-Черкасских Павла Сидоровича Потехина, сумевшего соединить ремесло и полёт творческой фантазии, Никольский храм явил миру не просто дом Божий, а будто соединил в одно целое земное и небесное. Символично, что вход в храм украшают два больших изображения ангелов, восстановленных во время реставрации, - сурового Архистратига Михаила с мечом и исполненного любви Ангела-хранителя.

Белокаменная доска с древним витиеватым славянским текстом в притворе Никольской церкви (слева от входа) сообщает о том, что храм возведён в 1665-1667 годах "боярином князя Ианикитой Ивановичем Одоевским", построившего церковь "по обещанию". Но история Никольского храма куда более древняя, так как ещё в начале ХVII века на этом месте находилась деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца. Также закладная доска в притворе сообщает, что каменный Никольский храм освящён в 1667 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа архиепископом Смоленским и Дорогобужским преосвященным Филаретом. По утверждению епископа Православной Церкви в Америке, Сан-Францисского и Западно-Американского Василия Родзянко, прямого потомка последних владельцев усадьбы Никольское-Урюпино Голицыных, существуют свидетельства о том, что царь Алексей Михайлович Романов присутствовал на освящении Никольского храма. Он подарил церкви Смоленскую икону Божией Матери и икону Спаса Нерукотворного, а также сделал богатый вклад в виде богослужебной книги "Трефолой" (Праздничная Минея). Книга была в золотом окладе метровой высоты и хранилась у одной из прихожанок. Позже в результате пожара она сгорела. Царь неоднократно заезжал в Никольское, обязательно посещал службы в храме, и поэтому имение ещё с ХVII века стали называть "Царским".

Краеведы условно делят историю Никольского храма на несколько периодов: эпоха Одоевских, эпоха Голицыных, эпоха закрытия храма и его возрождение. Эпоха Одоевских начинается, пожалуй, с самого известного представителя этой родовитой фамилии - Никиты (Ианикиты) Ивановича Одоевского. В конце 1640-х годов он был близок к царю Алексею Михайловичу Романову, состоял с ним в переписке, участвовал в Русско-польской войне и составлении Соборного уложения, внёс большой вклад в проведение внешней политики России. Согласно архивным источникам, Урюпино по речке Липишне до Одоевского было присёлком дворцового села Павшина Московского уезда Горетова стана. В 1635 году поместье было продано Поместным приказом князю Никите Ивановичу Одоевскому, построившему усадебный комплекс, состоявший из боярских палат со службами. В 1664 году Одоевский начинает строительство каменной пятиглавой церкви. Храм возводился в непростое для русского православия время - по согласованию с царём Патриарх Никон начал реформу церкви. В рамках её он, кроме исправления церковных книг и изменения обрядов, запретил возводить храмы с шатровыми покрытиями, благословив в качестве образца традиционное пятиглавие, а также требовал исключить светское "обмирщение" из украшения храмов. Только близость к царю Алексею Михайловичу дало возможность боярину Одоевскому возвести Никольский храм без оглядки на никоновские каноны.

Храм получился редкой красоты, и строгая религиозная символика в его облике растворилась в жизнеутверждающем искусстве русского узорочья. В храме было пять приделов. Престол, освящённый во имя Феодора Тирона, был перенесён в заново отстроенную каменную церковь из прежней деревянной, где он был устроен в честь небесного покровителя бывшего владельца усадьбы Феодора Лихачева. Что касается придела во имя святого благоверного князя Михаила Черниговского, то можно предположить, что он был устроен потому, что Михаил Черниговский, героически погибший вместе с боярином Федором в ставке татарского хана в 1246 году, являлся дальним предком Одоевских. Придел Святых Фотия и Ианикиты (Аникиты) появился благодаря небесному покровителю Аникиты Ивановича Одоевского (святые Фотий и Аникита пострадали при императоре Диоклетиане в 305 году). Придел во имя преподномученицы Евдокии появился потому, что жену Никиты Ивановича, урождённую Шереметеву, звали Евдокия Федоровна. Одоевские владели Никольским-Урюпиным до 1721 года. Далее имение, подчиняясь причудливым зигзагам истории, неоднократно переходило из одних рук в другие. В 1774 году имение выкупил Н. А. Голицын, во владении потомков которого оно оставалось вплоть до революции 1917 года. В эпоху князей Голицыных начал создаваться уникальный архитектурный облик усадьбы. Первый владелец князь Николай Алексеевич на месте старых барских хором, подражая европейской моде, создаёт великолепный дворцово-парковый ансамбль. В 1812 году даже французкие солдаты пощадили имение, так напоминавшее им родную Францию, при этом они разграбили и сожгли всё в округе. Немало изменений произошло в эпоху Голицыных и в Никольском храме, особенно в первой половине ХIХ века. Вместо престола Великомученика Феодора Тирона был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1840 году наследники екатерининского вельможи возвели новую колокольню по проекту известнейшего русского архитектора М. Д. Быковского. Произошли изменения и в интерьерах, выполненные крепостным художником Е. Н. Страховым, обучавшимся живописи во Франции на деньги помещика. В Никольском-Урюпине он занимался не только проектированием звонницы Никольского храма, но и переделкой интерьеров, обновлением Казанского придела и главного иконостаса. Последняя архивная запись о Никольской церкви перед революцией относится к 1910 году, когда была произведена страховая оценка церкви и общее описание архитектурных деталей, размеры трёх иконостасов. Кроме царя Алексея Михайловича, присутсвовавшего на освящении Никольского храма и бывавшего здесь на службах, посещали его и другие царские особы: император Александр II с супругой Марией Александровной (последний раз в 1869 году). Неоднократно гостил в усадьбе Голицыных и сын Александра II, генерал-губернатор Москвы Сергей Александрович Романов с супругой Елизаветой Фёдоровной (старшей сестрой жены Николая II), причисленной в ХХ веке к лику святых. Николай II оставил дневниковые записи, датированные 1916 годом о том, что, навестив в Ильинском Елизавету Фёдоровну, он ездил верхом в Никольское-Урюпино. После революции и изгнания из имения потомков князей Голицыных, проживавших там до 1918 года, службы в Никольском храме совершались до 1939 года.

Никольский храм ещё 22 года после революции жил мирной приходской жизнью, но не давал покоя местным активистам и сельским властям. По воспоминаниям николо-урюпинских старожилов, активисты сельсовета и комсомольцы собрались большой толпой у храма, но врата его были закрыты. Местый житель Иван Страмнов силой отобрал ключи от церкви у старосты Василия Ёлкина, отпер врата и впустил толпу вовнутрь. На помощь пришедшим громить храм подоспели работники НКВД. Вместе они ломали иконостас, пожарными крюками сдирали паникадило, срывали со стен иконы. Затем иконы погрузили на подводу и демонстративно повезли через всё село на скотный двор и там из них соорудили настил. Ночью сторож Белов, будучи в нетрезвом состоянии, обронил окурок в копну сена, и случился сильный пожар. Скотный двор сгорел дотла вместе со всей живностью - телятами и поросятами. Кара Господня за святотатство не заставила себя долго ждать. В 1939 году в нижних приделах церкви устроили зернохранилище. В верхних расположились правление колхоза "Путь Ленина" и сельский совет села Николо-Урюпино, деревень Поздняково и Бузланово. Позже в церкви разместился цех Красногорского механического завода, были установлены штамповочные станки. В Черниговском приделе оборудовали гальваническое производство. Правление колхоза и сельсовет сменили контора и бухгалтерия цеха. В конце 1980-х годов в здание въехал художественный кооператив "Практика".

В начале 1970-х годов Никольский храм по требованию историков и архитекторов был включён в программу государственных реставрационных работ как памятник истории. Специалисты треста "Мособлстройреставрация" по проекту архитектора О. С. Горбачёвой укрепили стены, восстановили первоначальный вид кровли с кокошниками, на главах приделов обновили покрытие в технике "глазированного лемеха". Это спасло Никольскую церковь от дальнейших серьёзных разрушений. Первое богослужение в храме состоялось 19 декабря 1990 года, у стен церкви, второе - в 1991 году, на Антипасху, за временным алтарём. Службы совершал благочинный о. Алесандр Линда. В конце 1991 года храм, наконец, по документам вернули в лоно Русской Православной Церкви, и в престольный праздник 19 декабря состоялось первое богослужение внутри храма, которое совершил назначенный священник Владимир Елисеев.

По словам очевидца, храм после возвращения верующим представлял ужасное зрелище. Полов и дверей не было, электричество не подведено, голые стены зияли сбитой штукатуркой, крыша протекала. Службы проводились при свечах и керосиновой лампе. Тазы с песком заменяли подсвечники, солдатская тумбочка использовалась вместо престола, занавески со сцены бывшего клуба служили алтарными вратами, оконные проёмы были затянуты плёнкой. Тем не менее, никто из прихожан не роптал, и службы проводились регулярно. В 1994 году на средства благотворителей на звоннице установили восемь колоколов. Постепенно заменили цоколь здания, уложили новые полы из керамического гранита, провели освещение. В 2005-м восстановили самый большой из пяти приделов храма - Никольский и открыли после реставрации главный алтарь в честь Николая Чудотворца. Засияли всеми красками новый иконостас и царские врата. Появилось огромное, в четыре яруса, большое паникадило и ещё три маленьких, одно из которых выполнено в виде лампадок. Вокруг храма возвели кирпичную ограду, которая гармонично вписалась в архитектуру храма. Настоящим шедевром возрождённого Никольского храма стал созданный в 2013-2015 годах по инициативе прихожан и по благословению о. Владимира уникальный эмалевый иконостас в приделе Черниговских чудотворцев. Его выполнили в технике горячей перегородчатой эмали супруги - художники Татьяна Киселёва и Сергей Лошаков, члены Союза художников России. Сергей разработал дизайн-проект, Татьяна изготовила иконы и все остальные элементы. Иконы святых Черниговского иконостаса выполнены на золочёном фоне перегородчатой цветной эмалью с росписью, что ассоциируется с золотофонными византийскими эмалями, так популярными в годы правления царя Алексея Михайловича. 29 ноября 2015 года после завершения реставрационных и строительных работ (по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия) архиепископ Можайский Григорий возглавил чин великого освящения Никольской церкви и Божественную литургию в новоосвящённом храме.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №310, 2018 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  19 сентября 2018

Никольская церковь в целом соответствует архитектурной композиции типичного храма допетровской эпохи, но в то же время имеет и свои оригинальные особенности. Храм Святителя Николая с окружающими его приделами композиционно выдержан в стиле господствующего в ХVII веке "огненного узорочья с горкой кокошников", но каждый из её приделов выделен в отдельный объём. Компактная центральная часть в форме куба окружена четырьмя приделами по углам, повторяющими в миниатюре облик главного храма. Приделы как будто подпирают центральный барабан, увенчанный золочёной главкой. Северо-восточный Казанский придел предназначался для богатых и знатных прихожан. Поэтому его стены и своды были украшены профилированными филёнками, пилястрами с капителями. Юго-восточный придел во имя мученика Михаила Черниговского тоже расположен в первом ярусе церкви и имеет двухсветный четверик. Невозможно отвести глаз от остроконечных кокошников в завершении центральной части и приделов, выполненных в форме "волн", набегающих друг на друга. Такое завершение храма в архитектуре называется "огненное". Четыре волны килевидных кокошников, имитирующих пламя горящей свечи, завершают основной объём и приделы. Кокошники придают храму чрезвычайно нарядный вид. Внешнее оформление храма не назовёшь богатым, но при всей своей скромности оно нарядно и торжественно. Наличники окон, резные карнизы и колонки на барабанах - словно затейливые кружева мастеров русского узорочья аккуратно вплетены в облик здания. Центральная глава на световом барабане изысканно декорирована муровляными изразцами (муравлёные изразцы - это изразцы, одноцветные или многоцветные, покрытые прозрачной глазурью) и резными колонками между узкими окнами. Четверики тоже украшены кокошниками, в которые органично вписались поливные карнизы. Окна расписаны, обрамлены квадратными наличниками, на них сохранились подлинные решётки ХVII века.

Колокольня звонницы ХIХ века была построена по проекту архитектора М. Д. Быковского. Молчавшая полвека после закрытия храма, она вновь обрела "голос": на неё подняли девять колоколов. Шлемовидные главы основного объёма и приделов образуют традиционное пятиглавие. Центральный барабан, глава которого покрыта золотом, имеет стрельчатые окна с полукруглыми завершениями, украшенные по бокам фигурными резными полуколонками и рядами муравленых разноцветных изразцов. Главы приделов заново покрыты в технике "глазурованного лемеха", их барабаны имеют более скромное декоративное оформление в виде аркатурных поясов. Надвратная икона Святителя Николая Чудотворца выполнена в технике эмали. Она гармонично сочетается с украшающими храм изразцами.

Аккуратный белоснежный Никольский храм среди зелени деревьев на берегу реки Липишны стал как бы завершающим маяком на картине мастера, пейзаж на которой слился в одно целое с окружающей природой. Появляется ощущение, что храм вообще построен не людьми, а спущен с небес. И стоит как подарок Бога, являя всем нам красоту и вечный покой горнего мира. Пройдя через кованые врата храма, мы оказываемся в просторном притворе, на стенах которого установлены уникальные закладные каменные доски - слева ХVII века и справа - ХIХ века. Слева от закладной доски 1665 года - распятие с предстоящими и поминальный канон. Здесь обращает на себя внимание икона "Не рыдай Мене, Мати" художников Т. Киселёвой и С. Лошакова, выполненная в уникальной технике горячей перегородчатой эмали. Перед входом в Никольский придел взгляд задерживается на иконах Божией Матери "Владимирская" и Спасителя, датированные концом ХIХ века. Миновав скульптурную арку, мы оказываемся перед главным иконостасом, современным, пятиярусным, выполненным муромскими мастерами в традициях русского высокого иконостаса ХVII века. Северный придел Казанской Божией Матери имеет современный двухъярусный иконостас, также выполненный муромскими мастерами. Праздничный ряд представлен уникальными для иконостасов небольшими иконами с изображениями "жития" Казанской иконы Божией Матери". В южном приделе - Черниговских чудотворцев - иконостас одноярусный, иконы которого выполнены в технике горячей перегородчатой эмали. Аналои во всех приделах расписаны художниками Т. Киселёвой и С. Лошаковым. Также Татьяной Киселёвой был изготовлен храмовый эмалевый образ Николая Чудотворца в напольном киоте и был подарен храму и установлен 22 мая 2017 года в 350-летнюю годовщину освящения Никольской церкви.

В Никольской церкви находятся мощи многих святых, некоторые из них имеются только в этом храме: Иоанна Крестителя, свт. Николая Мирликийского и св. целителя Пантелеймона, прп. Амвросия Оптинского, свт. Луки Крымского, свт. Спиридона Тримифунтского и свт. Тихона Задонского, св. блгв. князя Даниила Московского, св. мч. Димитрия Солунского, св. прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы, св. ап. ев. Матфея и св. прп. Александры Дивеевской.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №310, 2018 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  19 сентября 2018

На высоком живописном берегу Москвы-реки, в усадьбе Архангельское, возвышается храм Архангела Михаила. Возведён в 1660-1667 годах (на месте деревянной церкви ХVI века) тем же крепостным зодчим князя Одоевского П. Потехиным, который строил Никольский храм в селе Никольское-Урюпино. По этой причине оба храма, отличаясь размерами, по форме и архитектурным деталям, похожи друг на друга как две капли воды. Храм Михаила Архангела имеет, тем не менее, одну особенность: приделы расположены в нём по диагонали от основного объёма. Луковицы главного барабана и две луковицы приделов - Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи - покрыты, как и в Николо-Урюпине, глазурованным лемехом. Внутреннее убранство строгое и без излишеств: низкие с каменными связями своды, побелённые стены и кирпичные, уложенные "в ёлочку", полы.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск № 310, 2018 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  29 декабря 2020

Храм в селе Николо-Урюпино (Никольское-Урюпино в прежние времена) был сооружён в середине ХVII века, а именно в 1664-1665 годах. До появления каменного пятиглавого храма на его месте уже стояла деревянная церковь святителя Николая Чудотворца. Строителем, ктитором и благоукрасителем нового храма стал боярин князь Никита (Ианикита) Иванович Одоевский, который, согласно уцелевшей белокаменной доске в притворе храма, соорудил его "по обещанию". Зодчим новой церкви стал выдающийся мастер, крепостной архитектор князей Черкасских, родственник Одоевских, Павел Сидорович Потехин. Волжанин, происходивший из семьи кузнеца, он после смерти отца оказался в строительной артели, которой покровительствовал лично русский герой князь Димитрий Пожарский. После кончины князя стоявшая на хорошем счету артель была приглашена Михаилом Яковлевичем Черкасским для возведения в селе Павловское-на-Оке нового собора Спаса Преображения. Потехин сначала выполнял самую простую работу, но после смерти Кирилла Иванова, который возглавлял строительство храма, получил право надзора над окончанием строительства. Так артель уже Павла Потехина к 1670-м включала в себя 93 мастера. Там были и каменщики, и плотники, и резчики по камню и дереву, и кузнецы, а также иконописцы и золотильщики.

Собранная команда профессионалов высочайшего класса, при этом верующих и богобоязненных людей, могла создавать храмы от фундамента до росписи. И очень красивые храмы. Неслучайно им были доверены многие будущие шедевры: однокупольный храм в честь Архангела Михаила в Архангельском, Казанская церковь в Марково, Святые ворота и надвратная церковь Михаила Архангела в Макарьеве-Желтоводском монастыре, перестройка обветшавшего деревянного храма Святой Троицы в Останкино. Подлинной жемчужиной, одной из первых в этом ожерелье, стала Никольская церковь в Николо-Урюпино. Описание поражает: пять верхов-глав, из которых одна большая - над главным четвериком, а четыре остальных - над отдельными приделами. Они соединены единым ансамблем украшений, нарядным декоративным убором, характерным для зодчества того времени.

Согласно переписи вотчины 1685-1686 гг.: "За боярином за князем Никитою Ивановичем Одоевским вотчина его Никольское Урюпине тож, по обе стороны речки Липишны, а на вотчинникове земле по левую сторону церковь Николая Чудотворца каменная с приделы, по правую сторону придел благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Федора, а по левую сторону великомученика Федора Тирона, вверху над папертью по правую сторону придел святых мучеников Фотия и Ианикиты, по левую сторону - преподобномученицы Евдокии". Придел Федора Тирона, как и центральный престол были перенесены в новый каменный храм из прежней деревянной церкви. Там он был устроен в честь небесного покровителя бывшего владельца усадьбы Фёдора Лихачёва (поместье было продано Поместным приказом князю Никите (Ианиките) Ивановичу Одоевскому в вотчину в 1635 году). Два верхних придела посвящены мученикам Фотию и Аниките, а также преподобномученице Евдокии, и связаны с семьёй самого легендарного князя Никиты Одоевского.

В конце 40-х гг. ХVII века он являлся выдающимся государственным деятелем, помощником и соратником государя Алексея Михайловича: руководил составлением Соборного уложения, участвовал в русско-польской войне, курировал внешнюю политику страны. Придел Фотия и Аникиты посвящён небесному покровителю князя, а второй - в честь святой Евдокии - небесной покровительнице Евдокии Фёдоровны Шереметевой, супруги Никиты Ивановича. Интересно посвящение нижнего правого придела, сыгравшего в своё время очень важную роль в возрождении храма. Он посвящён Михаилу Черниговскому и его верному соратнику боярину Феодору, которые приняли исповедническую смерть в стане монголо-татарского хана. По одной из версий, Михаил Черниговский - отдалённый предок Одоевских. Идея государственной службы, идея верности и внутреннего воспитания очень ярко прослеживается в истории Никольского храма. Этой идеей можно объяснить и появление придела святых Михаила и Феодора, и выстраивание личного служения Церкви и государству как самого князя Одоевского, так и его потомков, будущих владельцев усадьбы, священнослужителей.

В исторической перспективе видно особое внимание к храму со стороны русских государей. На освящении новопостроенной церкви, которое совершил в 1667 году архиепископ Смоленский и Дорогобужский Филарет, присутствовал лично царь Алексей Михайлович. Этому событию посвящена памятная плита, она чудом сохранилась в притворе храма. Следующим многолетним владельцем усадьбы Никольское-Урюпино стал представитель уже другой фамилии - после Одоевских усадьба перешла к Долгоруковой, а затем в 1774 году к князю Николаю Алексеевичу Голицыну. Это был продолжатель традиции той самой идеи великого служения, которую начал Никита Одоевский. Князь Голицын занимался исполнением дипломатических поручений государыни Екатерины II, был сенатором, тайным советником, кавалером орденов святой Анны и святого Александра Невского. Конечно, это служение коснулось и усадьбы Никольское-Урюпино.

На месте предыдущих жилых строений появился новый дворцово-парковый ансамбль. Его сердцевиной становится "Белый домик", который был построен в стиле классицизма около 1780 года неизвестным архитектором. Данный парковый павильон отличался искусной обработкой фасадов и редкой красотой интерьеров. А его центральный "Золотой зал" был щедро украшен лепниной и фресковой росписью по эскизам знаменитого французского художника Ф. Буше. Появляются в классических формах "Большой дом", разбивается парк с прудом, возводятся многочисленные служебные постройки. Некоторые изменения коснулись и Никольского храма. Во многом произошли они из-за печальных событий 1812 года. Эту местность "посетили" войска Наполеона, в храме, по некоторым данным, была даже конюшня, а деревня Митино, входившая в состав усадьбы, вообще была сожжена дотла. Началось возрождение храма.

В 1833 году, согласно Клировым ведомостям, в церкви уже упоминается новый придел - тёплый в честь Казанской иконы Божией Матери, устроенный вместо придела Фёдора Тирона. И особенно изменился храм внешне. В 1840 году на западном фасаде была возведена новая каменная колокольня. Её автором стал давний соратник Михаила Николаевича Голицына, замечательный педагог, основатель нового архитектурного стиля, оживившего послевоенную, послепожарную Москву - Михаил Дормедонтович Быковский. Он же принимал участие в работах по изменению главного иконостаса вместе с Е. Н. Страховым, крепостным художником Голицына. Середина ХIХ века - время настоящего расцвета усадьбы, который отразился и на Никольском храме. Внутри пространство освещали два паникадила (ХVII и 40-е гг. ХIХ в.), в храме были два чтимых образа - Спасителя и Смоленской Божией Матери, пожертвованные ещё государем Алексеем Михайловичем. В верхнем приделе хранилась копия с "Поклонения волхвов" итальянского мастера Карпаччо работы того же Егора Страхова. Неоднократно посещал в это время усадьбу государь Александр II с супругой Марией Александровной. Последний раз он побывал здесь в 1869 году. Часто гостили в Никольском-Урюпине сын Александра II, московский градоначальник великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной. Посещал усадьбу и внук Александра II - государь Николай II, как лично (о чём даже сделал запись в дневнике), так и вместе с семьёй. В тот же период священнослужителями храма становятся представители рода Фивейских. Его родоначальником был Павел Иоаннович Фивейский, сын пономаря Никольского храма Иоанна. Не только духовенство, но и хор, алтарники, пономари, звонари, помощники в храме были в основном местными жителями. Последним настоятелем был протодиакон Николай Цветков. После революции он был дважды арестован, второй арест в 1937 году привёл к смертному приговору. Священномученик Николай был расстрелян 28 сентября на Бутовском полигоне и захоронен в общей могиле.

С 1937 года начались запреты Крестных ходов, а затем в 1939 году церковь была закрыта. Её переоборудовали под зернохранилище, но ещё какое-то время иконы сохранялись, хотя и вместе с сеялками и веялками. Но однажды богоборцы добрались и до внутреннего убранства. Ключ был отобран у старосты, богоборцы начали ломать иконостас, снятые иконы демонстративно на подводе повезли через всё село на скотный двор, чтобы стелить полы. Но после настила произошёл пожар (по некоторым данным, от непогашенной папиросы), в результате которого сгорели телята и поросята. После этого, в церкви продолжали всё крушить и ломать: сняли те самые исторические паникадила, сдёрнули кресты (крест с центрального купола сдёрнуть так и не удалось), забирали с икон дорогие оклады, а сами иконы и богослужебные книги бросали в костёр. Часть образов было спасено прихожанами. Началась долгая эпоха разрухи. В храме был сельский совет, склад, мастерские. Однако, в 1970 - 1980-х годах церковь реставрировали, реставраторы восстановили изначальный вид кровли по исследованиям О. Горбачёвой. Малые главы приделов заново покрыли поливным лемехом. Да и сама деятельность мастерских внутри храма была постепенно прекращена.

В 1989 году, спустя 50 лет после закрытия Никольской церкви, местная православная общественность начала ходатайствовать о возвращении её верующим. Милостью Божией уже в 1990 году, 19 декабря, у стен храма состоялось первое богослужение, а в конце 1991 года, через год, престольный праздник верующие уже отмечали внутри храма - его совершил новоназначенный настоятель священник Владимир Елисеев. Так открылась новая глава Никольской летописи. Окна затянули плёнкой, свечи ставили в тазики с песком, аккуратно ходили по выбоинам и ямам, где ранее стояли многотонные станки. Несмотря на все трудности, службы проводились регулярно. Появился и свой прекрасный хор, зазвучали колокола, был полностью заменён цоколь здания, положены новые полы, во дворе вырыт артезианский колодец и положено начало красочному цветнику, начался капитальный ремонт в правом нижнем приделе святых Михаила и Феодора. Но вновь Николо-Урюпино потрясли испытания.

В 1996 году в храме произошёл пожар. Выгорела центральная часть. Многое удалось спасти, но реставрировать её пришлось фактически заново. И пока новый придел доделывали, служба велась в маленьком левом приделе преподобномученицы Евдокии на втором этаже. Верхние приделы малые, семейные. Алтарная часть находится фактически в отдельном своде, перед иконостасом могут разместиться буквально несколько человек. Остальные стоят как бы за стеной, в которой к алтарю ведёт небольшая арка. Горе объединило тогда людей. Но со временем происходили радостные события, такие, как открытие нижнего придела святых Михаила и Феодора, обновлённого, где было гораздо больше места. В 2005 году открылась и центральная часть с большим паникадилом, резным позолоченным иконостасом и расписными Царскими вратами. Через год в храме сменился настоятель, к престолу Никольского храма встал выпускник Коломенской духовной семинарии священник Владимир Крюков, который является настоятелем храма и по настоящее время. В 2011 году был установлен иконостас в приделе Казанской иконы Богородицы. Писали его те же иконописцы, что и в центральном приделе. Первое богослужение там состоялось 4 ноября 2010 года, в год 20-летия первой службы.

В 2015 году состоялось Великое освящение храма, которое совершил архиепископ Можайский Григорий.

Из журнала: "Православный Красногорск". Выпуск №8 (4), август 2019 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.