Храм в селе Николо-Урюпино (Никольское-Урюпино в прежние времена) был сооружён в середине ХVII века, а именно в 1664-1665 годах. До появления каменного пятиглавого храма на его месте уже стояла деревянная церковь святителя Николая Чудотворца. Строителем, ктитором и благоукрасителем нового храма стал боярин князь Никита (Ианикита) Иванович Одоевский, который, согласно уцелевшей белокаменной доске в притворе храма, соорудил его "по обещанию". Зодчим новой церкви стал выдающийся мастер, крепостной архитектор князей Черкасских, родственник Одоевских, Павел Сидорович Потехин. Волжанин, происходивший из семьи кузнеца, он после смерти отца оказался в строительной артели, которой покровительствовал лично русский герой князь Димитрий Пожарский. После кончины князя стоявшая на хорошем счету артель была приглашена Михаилом Яковлевичем Черкасским для возведения в селе Павловское-на-Оке нового собора Спаса Преображения. Потехин сначала выполнял самую простую работу, но после смерти Кирилла Иванова, который возглавлял строительство храма, получил право надзора над окончанием строительства. Так артель уже Павла Потехина к 1670-м включала в себя 93 мастера. Там были и каменщики, и плотники, и резчики по камню и дереву, и кузнецы, а также иконописцы и золотильщики.
Собранная команда профессионалов высочайшего класса, при этом верующих и богобоязненных людей, могла создавать храмы от фундамента до росписи. И очень красивые храмы. Неслучайно им были доверены многие будущие шедевры: однокупольный храм в честь Архангела Михаила в Архангельском, Казанская церковь в Марково, Святые ворота и надвратная церковь Михаила Архангела в Макарьеве-Желтоводском монастыре, перестройка обветшавшего деревянного храма Святой Троицы в Останкино. Подлинной жемчужиной, одной из первых в этом ожерелье, стала Никольская церковь в Николо-Урюпино. Описание поражает: пять верхов-глав, из которых одна большая - над главным четвериком, а четыре остальных - над отдельными приделами. Они соединены единым ансамблем украшений, нарядным декоративным убором, характерным для зодчества того времени.
Согласно переписи вотчины 1685-1686 гг.: "За боярином за князем Никитою Ивановичем Одоевским вотчина его Никольское Урюпине тож, по обе стороны речки Липишны, а на вотчинникове земле по левую сторону церковь Николая Чудотворца каменная с приделы, по правую сторону придел благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Федора, а по левую сторону великомученика Федора Тирона, вверху над папертью по правую сторону придел святых мучеников Фотия и Ианикиты, по левую сторону - преподобномученицы Евдокии". Придел Федора Тирона, как и центральный престол были перенесены в новый каменный храм из прежней деревянной церкви. Там он был устроен в честь небесного покровителя бывшего владельца усадьбы Фёдора Лихачёва (поместье было продано Поместным приказом князю Никите (Ианиките) Ивановичу Одоевскому в вотчину в 1635 году). Два верхних придела посвящены мученикам Фотию и Аниките, а также преподобномученице Евдокии, и связаны с семьёй самого легендарного князя Никиты Одоевского.
В конце 40-х гг. ХVII века он являлся выдающимся государственным деятелем, помощником и соратником государя Алексея Михайловича: руководил составлением Соборного уложения, участвовал в русско-польской войне, курировал внешнюю политику страны. Придел Фотия и Аникиты посвящён небесному покровителю князя, а второй - в честь святой Евдокии - небесной покровительнице Евдокии Фёдоровны Шереметевой, супруги Никиты Ивановича. Интересно посвящение нижнего правого придела, сыгравшего в своё время очень важную роль в возрождении храма. Он посвящён Михаилу Черниговскому и его верному соратнику боярину Феодору, которые приняли исповедническую смерть в стане монголо-татарского хана. По одной из версий, Михаил Черниговский - отдалённый предок Одоевских. Идея государственной службы, идея верности и внутреннего воспитания очень ярко прослеживается в истории Никольского храма. Этой идеей можно объяснить и появление придела святых Михаила и Феодора, и выстраивание личного служения Церкви и государству как самого князя Одоевского, так и его потомков, будущих владельцев усадьбы, священнослужителей.
В исторической перспективе видно особое внимание к храму со стороны русских государей. На освящении новопостроенной церкви, которое совершил в 1667 году архиепископ Смоленский и Дорогобужский Филарет, присутствовал лично царь Алексей Михайлович. Этому событию посвящена памятная плита, она чудом сохранилась в притворе храма. Следующим многолетним владельцем усадьбы Никольское-Урюпино стал представитель уже другой фамилии - после Одоевских усадьба перешла к Долгоруковой, а затем в 1774 году к князю Николаю Алексеевичу Голицыну. Это был продолжатель традиции той самой идеи великого служения, которую начал Никита Одоевский. Князь Голицын занимался исполнением дипломатических поручений государыни Екатерины II, был сенатором, тайным советником, кавалером орденов святой Анны и святого Александра Невского. Конечно, это служение коснулось и усадьбы Никольское-Урюпино.
На месте предыдущих жилых строений появился новый дворцово-парковый ансамбль. Его сердцевиной становится "Белый домик", который был построен в стиле классицизма около 1780 года неизвестным архитектором. Данный парковый павильон отличался искусной обработкой фасадов и редкой красотой интерьеров. А его центральный "Золотой зал" был щедро украшен лепниной и фресковой росписью по эскизам знаменитого французского художника Ф. Буше. Появляются в классических формах "Большой дом", разбивается парк с прудом, возводятся многочисленные служебные постройки. Некоторые изменения коснулись и Никольского храма. Во многом произошли они из-за печальных событий 1812 года. Эту местность "посетили" войска Наполеона, в храме, по некоторым данным, была даже конюшня, а деревня Митино, входившая в состав усадьбы, вообще была сожжена дотла. Началось возрождение храма.
В 1833 году, согласно Клировым ведомостям, в церкви уже упоминается новый придел - тёплый в честь Казанской иконы Божией Матери, устроенный вместо придела Фёдора Тирона. И особенно изменился храм внешне. В 1840 году на западном фасаде была возведена новая каменная колокольня. Её автором стал давний соратник Михаила Николаевича Голицына, замечательный педагог, основатель нового архитектурного стиля, оживившего послевоенную, послепожарную Москву - Михаил Дормедонтович Быковский. Он же принимал участие в работах по изменению главного иконостаса вместе с Е. Н. Страховым, крепостным художником Голицына. Середина ХIХ века - время настоящего расцвета усадьбы, который отразился и на Никольском храме. Внутри пространство освещали два паникадила (ХVII и 40-е гг. ХIХ в.), в храме были два чтимых образа - Спасителя и Смоленской Божией Матери, пожертвованные ещё государем Алексеем Михайловичем. В верхнем приделе хранилась копия с "Поклонения волхвов" итальянского мастера Карпаччо работы того же Егора Страхова. Неоднократно посещал в это время усадьбу государь Александр II с супругой Марией Александровной. Последний раз он побывал здесь в 1869 году. Часто гостили в Никольском-Урюпине сын Александра II, московский градоначальник великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной. Посещал усадьбу и внук Александра II - государь Николай II, как лично (о чём даже сделал запись в дневнике), так и вместе с семьёй. В тот же период священнослужителями храма становятся представители рода Фивейских. Его родоначальником был Павел Иоаннович Фивейский, сын пономаря Никольского храма Иоанна. Не только духовенство, но и хор, алтарники, пономари, звонари, помощники в храме были в основном местными жителями. Последним настоятелем был протодиакон Николай Цветков. После революции он был дважды арестован, второй арест в 1937 году привёл к смертному приговору. Священномученик Николай был расстрелян 28 сентября на Бутовском полигоне и захоронен в общей могиле.
С 1937 года начались запреты Крестных ходов, а затем в 1939 году церковь была закрыта. Её переоборудовали под зернохранилище, но ещё какое-то время иконы сохранялись, хотя и вместе с сеялками и веялками. Но однажды богоборцы добрались и до внутреннего убранства. Ключ был отобран у старосты, богоборцы начали ломать иконостас, снятые иконы демонстративно на подводе повезли через всё село на скотный двор, чтобы стелить полы. Но после настила произошёл пожар (по некоторым данным, от непогашенной папиросы), в результате которого сгорели телята и поросята. После этого, в церкви продолжали всё крушить и ломать: сняли те самые исторические паникадила, сдёрнули кресты (крест с центрального купола сдёрнуть так и не удалось), забирали с икон дорогие оклады, а сами иконы и богослужебные книги бросали в костёр. Часть образов было спасено прихожанами. Началась долгая эпоха разрухи. В храме был сельский совет, склад, мастерские. Однако, в 1970 - 1980-х годах церковь реставрировали, реставраторы восстановили изначальный вид кровли по исследованиям О. Горбачёвой. Малые главы приделов заново покрыли поливным лемехом. Да и сама деятельность мастерских внутри храма была постепенно прекращена.
В 1989 году, спустя 50 лет после закрытия Никольской церкви, местная православная общественность начала ходатайствовать о возвращении её верующим. Милостью Божией уже в 1990 году, 19 декабря, у стен храма состоялось первое богослужение, а в конце 1991 года, через год, престольный праздник верующие уже отмечали внутри храма - его совершил новоназначенный настоятель священник Владимир Елисеев. Так открылась новая глава Никольской летописи. Окна затянули плёнкой, свечи ставили в тазики с песком, аккуратно ходили по выбоинам и ямам, где ранее стояли многотонные станки. Несмотря на все трудности, службы проводились регулярно. Появился и свой прекрасный хор, зазвучали колокола, был полностью заменён цоколь здания, положены новые полы, во дворе вырыт артезианский колодец и положено начало красочному цветнику, начался капитальный ремонт в правом нижнем приделе святых Михаила и Феодора. Но вновь Николо-Урюпино потрясли испытания.
В 1996 году в храме произошёл пожар. Выгорела центральная часть. Многое удалось спасти, но реставрировать её пришлось фактически заново. И пока новый придел доделывали, служба велась в маленьком левом приделе преподобномученицы Евдокии на втором этаже. Верхние приделы малые, семейные. Алтарная часть находится фактически в отдельном своде, перед иконостасом могут разместиться буквально несколько человек. Остальные стоят как бы за стеной, в которой к алтарю ведёт небольшая арка. Горе объединило тогда людей. Но со временем происходили радостные события, такие, как открытие нижнего придела святых Михаила и Феодора, обновлённого, где было гораздо больше места. В 2005 году открылась и центральная часть с большим паникадилом, резным позолоченным иконостасом и расписными Царскими вратами. Через год в храме сменился настоятель, к престолу Никольского храма встал выпускник Коломенской духовной семинарии священник Владимир Крюков, который является настоятелем храма и по настоящее время. В 2011 году был установлен иконостас в приделе Казанской иконы Богородицы. Писали его те же иконописцы, что и в центральном приделе. Первое богослужение там состоялось 4 ноября 2010 года, в год 20-летия первой службы.
В 2015 году состоялось Великое освящение храма, которое совершил архиепископ Можайский Григорий.
Из журнала: "Православный Красногорск". Выпуск №8 (4), август 2019 г.