Село Толмачи ныне Лихославльского района, от Твери 62 версты, от Бежецка 88 верст, от Лихославля 45 километров. Две церкви: каменная Богоявленская построена в 1830 году с тремя престолами: Богоявления Господня, Рождества Пресвятой Богородицы, святителя Николая; вторая Казанская кладбищенская церковь деревянная построена в 1789 году. В приходе 24 деревни, 600 дворов, 2292 мужчины и 2405 женщин, все карелы.
Построены 12 часовен: Павлово - Святой Троицы построена в 1861 году, Митецкое - Святой Троицы построена в 1846 году, Колмодворки - святого пророка Ильи построена в 1891 году, Васильково - священномученика Власия построена в 1857 году, Лисицыно - великомученика Георгия, Воробьево - великомученицы Параскевы построена в 1876 году, Березовка - Тихвинской Божьей Матери построена в 1861 году, в поле деревни Березовка - Смоленской Божьей Матери построена в 1899 году, Денежное - святых и чудотворцев Космы и Дамиана построена в 1894 году, Сосновка - Преображения Господня и святителя Николая построена в 1882 году, Горка - святителя Николая, в поле деревни Березовка на пустоши Варница - Скорбящей Божьей Матери построена в 1862 году.
Первая деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы была построена карелами после их переселения в середине ХVII века. В середине ХVIII века она сгорела. На ее месте была построена новая деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Ее освятили 7 декабря 1782 года строитель иеромонах Николаевский Теребенской пустыни Иероним и священник церкви села Толмачи Федор Михайлов. В 1789 году в селе Толмачи была освящена вторая деревянная Казанская церковь, которая в 1832 году перенесена на кладбище в связи с окончанием строительства каменного храма.
Сооружение каменной Богоявленской церкви началось в 1820 году. В 1830 году освящены два придела: Рождества Богородицы и Николая святителя, сам храм освящен в1841 году. Настенная живопись выполнена вновь в 1878 году, сохранился до настоящего времени иконостас первоначального происхождения, он частично разрушен. Церковь расположена в центре села на возвышенности. Памятник служит довольно редким примером церкви, не претерпевшей со времени своего построения никаких переделок, перестроек снаружи. Церковь не действует, утрачены глава колокольни, значительная часть настенной живописи, не сохранена церковная утварь, нет перекрытии на втором и третьем ярусах колокольни. Общественностью села предпринимаются попытки реставрации церкви, начали проводить службу.
В 1901 году служили: священник Николай Павлович Соловьев, 28 лет, священник с 1896 года. В 1915 году на его месте служил священник Александр Томилов, 43 года. Священник Николай Александрович Кустов, 29 лет, на службе с 1894 года, священником с 1897 года, продолжал службу в 1915 году. Дьякон Николай Михайлович Введенский, 33 года, в должности с 1887 года, в 1915 году продолжал служить. Псаломщик Николай Александрович Толмачевский, 32 года, в должности с 1888 года, в 1915 году служил псаломщик-дьяконом в этой церкви. Исполнял дела псаломщика Константин Николаевич Успенский 19 лет, в должности с 1899 года, в 1915 году служил псаломщиком-дьяконом. Церковный староста крестьянин Федор Егорович Буткарев, в должности третье трехлетие. Последним священником в селе был Федот (Феодорит) Григорьевич Григорьев, 1868 года рождения, уроженец деревни Задниково Толмачевской волости. Арестован за антисоветскую агитацию 11 сентября 1937 года, расстрелян 13 ноября того же года. Полностью реабилитирован 4 апреля 1989 года.
По материалам: Головкин А.Н. Карелы: от язычества к православию. - Тверь: Издательство Студия-С, 2003.