ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Перхушково. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь


Перхушково. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Александра Невского
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1756 и 1763.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Московская область, Одинцовский район, с.Перхушково

Координаты: 55.65563, 37.1352
Проезд:с Белорусского вокзала до ст. Здравница - 33км, пешком - 1,5км. 1,5км от ст. Здравница



Сортировка:

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Перхушково, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
15 октября 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Перхушково, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Алексей Кротов
19 апреля 2019
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Перхушково, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
МОРПЕХ879
10 марта 2012
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Перхушково, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
МОРПЕХ879
10 марта 2012
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Перхушково, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Илья Смирнов
6 апреля 2008
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Перхушково, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
МОРПЕХ879
11 марта 2007
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Перхушково, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1999
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Перхушково, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1999
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Перхушково, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1987
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Перхушково, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Алексей Кротов
29 января 2012
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Перхушково, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Алексей Кротов
29 января 2012
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Перхушково, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1987
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Александр Невский, мозаичный образ на фасаде<br>, Перхушково, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Александр Невский, мозаичный образ на фасаде
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
15 октября 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Святитель Спиридон, мозаичный образ на фасаде<br>, Перхушково, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Святитель Спиридон, мозаичный образ на фасаде
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
15 октября 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Святитель Николай, мозаичный образ на фасаде<br>, Перхушково, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Святитель Николай, мозаичный образ на фасаде
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
15 октября 2022



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построенная в 1756 г. имела в плане форму креста, но в 1863-1868 гг. обросла приделами и приняла прямоугольную форму. Появились престолы : Казанской иконы Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и святого благоверного князя Александра Невского. Колокольня надстроена в 1879 г. архитектором И.С. Семёновым.

Богатое внутренне убранство сохранилось почти полностью, так как храм в советское время не закрывался. Церковь содержится в образцовом порядке и действует.


Игорь Демин  29 августа 2006

Статья о храме опубликована в Московских епархиальных новостях, № 3 2004 г. (см. http://vedomosti.meparh.ru/2004_3/5.htm).

Согласно статье, церковь выстроена в 1756-1763 годах. Приделы первоначально имели другое посвящение: Спаса Нерукотворного, Николая Чудотворца и Димитрия Ростовского, и были переименованы в XIX веке, что осталось неизменным до настоящего времени.

В советское время храм ненадолго закрывался, но сохранил убранство.


Церковь построена в 1756-1763 годах как усадебная генерала-майора М.Я. Яковлева. Возобновлялась в 1822-1823 А.А. Яковлевым. Следующее обновление - 1833-1868 при бывшем крепостном Яковлевых - Жилкине. Существующий тогда придел - свт. Димитрия Ростовского переосвящен во имя блгв. кн. Александра Невского. Существующие приделы - Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Александра Невского. Храм ненадолго закрывался и вновь открыт в 1948. В 1880 по проекту архитектора И.С.Семенова изменен верх колокольни.

Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 октября 2014

Усадьба Яковлевых «Перхушково» Усадьба Яковлевых «Перхушково» – объект культурного наследия федерального значения – датируется второй половиной XVIII в., первой четвертью XIX в., 1863 – 1868 годами. От усадебного комплекса сохранились: 1. Главный дом – 2-ая пол. XVIII в., 1-ая четв. XIX в., федерального значения; 2. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы – 1763 г., 1863-1868 гг., федерального значения. Главный усадебный дом сохранил от первоначального строительного периода (2-ая половина XVIII в.) лишь аркаду в центре нижнего этажа дворового фасада. Второй этаж, деревянный, относится ко времени перестройки дома в первой четверти XIX в. При последних владельцах, в начале ХХ в., дом снова подвергался перестройке. В современном виде здание характерно для ампирной архитектуры. Нижний этаж отделан ленточным рустом, частично сохранились характерные для эпохи классицизма оконные наличники. Поздняя обивка верхнего этажа нарушает стилистику здания. Подъезд к дому располагался с южной стороны, где находился парадный вход. Надо отметить, что дом является одним из старейших в Подмосковье усадебных зданий. В настоящее время территория дома обнесена бетонной оградой с трех сторон, а со стороны шоссе – металлической решеткой. Здание хорошо обозревается с Можайского шоссе и с западной стороны. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в «Перхушково» первоначально была возведена в 1763 г. в стиле барокко. В 1812 г. она существенно пострадала и была возобновлена в 1822 – 1823 гг. В 1863 г. сломали старую и сделали новую колокольню, объединив ее с храмом обширной трапезной. Позднее колокольню надстроили дополнительным ярусом. Сам храм в XIX веке также перестраивался.

Церковь расположена рядом с усадебным домом к востоку от него на западной окраине с. Перхушково, около шоссе, к которому она обращена северным фасадом. Разновременный памятник обладает единством стилистики. Первоначальный объем возведен в формах плоскостного барокко, а поздняя трапезная и колокольня подражают ему. Здание храма – центрического ярусного типа – изначально имело кресчатый план. Пространство между ветвями креста застроены лишь в XIX в. Двусветные ветви креста перекрыты коробовыми сводами, четверик – над средокрестием – сомкнутым сводом, на который поставлен глухой трибун с главкой. Кирпичный оштукатуренный храм декорирован белеными деталями. В развитом декоративном убранстве фасадов преобладают рустованные спаренные лопатки и барочные обрамления проемов. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы – это образец барочного усадебного храма середины XVIII в., обладающего оригинальной объемно-планировочной структурой. К тому же она являет собой пример стилизации пристроек второй половины XIX века под барокко. Территория обнесена новой оградой на каменных столбах. Перед алтарем сохранились старинные надгробия и саркофаги. Церковь гармонично вписана в пейзаж и является основной вертикалью местности. По шоссе из окрестных полей обозреваются три подъезда к памятнику. Хозяйственные постройки усадьбы не сохранились. «Перхушково» – это усадебный ансамбль 2-й половины XVIII – XIX вв., включающий памятники архитектуры эпохи барокко и классицизма, а также имеющий мемориальное значение, связанное с именем А.И. Герцена. В настоящее время по главному усадебному дому проводятся реставрационно-восстановительные работы. Церковь отреставрирована, ее территория благоустроена, открыт приход. Небольшая сохранившаяся часть усадебного парка требует исследования и проведения реставрационно-восстановительных работ. Проект зон охраны усадьбы разработан ПСО МОСР в 1985 г.

http://сп-жаворонковское.рф/nasledie/


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 октября 2014

Село Перхушково возникло в середине XV века «по обе стороны речки Медведки и при пруде», у Большой Смоленской дороги. Название села произошло от имени воеводы Григория Перхушкова, который в середине XV века получил здесь земли. В конце XVI века село принадлежало боярину Нагому, дяде жены Ивана Грозного. В 1601 году Семен Нагой отдал четверть своих владений Лужецкому монастырю. На этой земле и была построена деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая. В писцовых книгах 1627г. говорится: «В селе на монастырской земле – церковь Покров Пресвятыя Богородицы да предел Николы Чудотворца древена, клецки: а в церкви образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинника и приходных людей…» Село в то время было небольшим — «16 дворов, в них 27 человек». В 1637г. монастырская часть села была выкуплена Василием Ивановичем Нагим, и еще около века Перхушково находилось во владении потомков рода Нагих. В этот период село приобрело особое значение благодаря установлению почтовой связи со Смоленском. Здесь находилась первая по выезде из Москвы почтовая станция, где останавливались многие известные люди России, ехавшие из Москвы на Запад. В Перхушково в разное время бывали: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, С.Т.Аксаков, М.С.Щепкин, М.П.Погодин, А.И.Герцен, Л.Н.Толстой, С.В.Ковалевская, К.С.Станиславский и другие. Последним владельцем села из потомков рода Нагих был А.А.Черкасский. В 1743г. он обратился к духовным властям за разрешением построить вместо обветшавшего храма новый деревянный, с приделом святителя Николая. По Указу Императрицы Елизаветы Петровны и определению Московской духовной консистории в сентябре 1746г. протопоп кремлевского Успенского собора Феодор Мартемьянов освятил новую церковь. Строительство каменной церкви в селе Перхушково связано с именем следующего владельца усадьбы — полковника М.А.Яковлева. В 1758г. он подал прошение в Московскую духовную консисторию с просьбой разрешить постройку каменного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая. Но в процессе строительства стало ясно, что новые размеры храма позволяют устроить в нем уже три придела. Поэтому в 1763г. он пишет новое прошение, в котором докладывает о завершении строительства каменного храма и просит освятить приделы в честь Спаса Нерукотворного, святителя Николая Чудотворца и святителя Димитрия Ростовского. В начале XIX века село Перхушково по-прежнему находилось во владении семьи Яковлевых. Расположенное на старой Смоленской дороге, оно оказалось в эпицентре боевых действий войны 1812 года. Наполеон со своей свитой останавливался в помещичьем доме: он упоминает о Перхушкове в одном из своих писем к принцу Невшательскому. Название села попало в бюллетени французской армии, виды храма и окрестных строений были запечатлены французскими художниками и граверами.

Упоминания о Перхушково содержатся и в художественных произведениях: Пьер Безухов, герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир», останавливается в селе Перхушково по пути в Можайск, перед Бородинским сражением. Церковь во время нашествия была осквернена и разграблена, иконы, ценная утварь и ризничные вещи из серебра похищены, позолоченные резные иконостасы повреждены. Внутри храма французы устроили конюшню. Еще долгое время пол в церкви и алтарях носил следы подков французских лошадей. В селе и окрестностях бесчинствовали мародеры, крестьяне уходили в леса. По преданию, храм стал местом встречи партизанских отрядов. В сентябре 1812г. у села Перхушково было разбито четыре французских кавалерийских полка и отряд из 800 солдат пехоты с обозами, а также захвачены в плен 1800 человек. После изгнания французских захватчиков церковь была вновь отремонтирована и освящена. Храм перестраивался в 1863–1868 годах: именно тогда он утратил первоначальную форму равноконечного креста и стал прямоугольным. Основное здание соединили с колокольней «для распространения теплой церкви». В 1876г. центральный объем расписали живописным письмом. Еще через три года, по проекту московского архитектора И.С.Семенова, была надстроена колокольня. Звон состоял из семи колоколов. В августе 1886г., в память освобождения крестьян от крепостной зависимости Александром II, в левом крыле главного алтаря был освящен придел св. благоверного князя Александра Невского. По описанию 1887г. престолы в храме посвящались: Покрову Пресвятой Богородицы, Александру Невскому, Казанской иконе Божией Матери и святителю Николаю, что осталось неизменным до настоящего времени. В 1884г. в селе Перхушково была открыта земская больница. В 1891г. при больнице построена деревянная часовня по проекту архитектора Ф.О.Богдановича. Священники Покровского храма окормляли Перхушковский приют для хронических больных и детские ясли. До 1917г. Перхушково было центром одноименной волости Звенигородского уезда Московской губернии. Здесь находилось волостное правление, сельское училище, земская больница, казенные винная и пивная лавки, трактир. Перепись 1926г. зафиксировала в селе 166 хозяйств и 894 жителя. В Перхушково действовала школа первой ступени, изба-читальня, больница, кредитное общество, сельсовет. Храм оставался открытым.

В мае 1930г. местные власти попытались закрыть храм. Общине верующих была объявлена огромная сумма страхового взноса, возникшая вследствие неправильной страховой оценки церковного здания. Верующие опротестовали сумму взноса во ВЦИК и смогли доказать свою правоту. Храм закрыли лишь в начале 1941 года, но не успели разорить. В октябре 1941 года рядом с Перхушково располагался штаб Западного фронта во главе с Г.К.Жуковым. В 1944г. в Совет по делам Русской Православной Церкви поступило ходатайство от православной общины села Перхушкова и окрестных деревень об открытии храма. Это обращение было поддержано Председателем ВЦИК М.И.Калининым, после чего в Покровской церкви возобновились регулярные богослужения. Всего в 1946г. в Звенигородском районе действовало четыре православных церкви и служило 6 священников. В январе 1965г. Звенигородский район был переименован в Одинцовский, с центром в городе Одинцово. В 1993г. было образовано самостоятельное Одинцовское благочиние, центром которого стала церковь Гребневской иконы Божией Матери в г.Одинцово. В настоящее время при храме действует детская и взрослая воскресные школы, дети принимают постоянное участие в богослужении в составе детского хора. В 2004г. в новом здании Перхушковской больницы был создан домовый больничный храм в честь целителей бессребреников Косьмы и Дамиана Римских. Первая служба совершилась 14 июля 2004 года, на престольный праздник маленького храма. С тех пор и по настоящее время службы в больничном храме проходят еженедельно.

http://pokrov1763.ru/?page_id=7


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  21 марта 2024

Церковь в Перхушково на Можайском шоссе была построена в 1763 г. на средства владельцев села дворян Яковлевых. Покровский храм дважды становился свидетелем войны: пережил разорение французами при нашествии Наполеона, а в 1941 г. недалеко от Перхушково находился штаб Западного фронта генерала армии Г.К. Жукова. В церкви уцелели многие старинные иконы. Есть в храме и одна необычная икона современного письма, на которой изображен святой Стилиан Пафлагонянин – защитник детей.

Самый известный представитель дворянского рода Яковлевых вошел в историю под другой фамилией – это Александр Иванович Герцен. Родной дядя писателя Александр Алексеевич Яковлев владел подмосковным селом Перхушково, а на его дочери Наталье – то есть на двоюродной сестре – Герцен женился в 1838 г.

Александр Алексеевич Яковлев в царствование Александра Iзанимал должность обер-прокурора Святейшего Синода, хотя особенной религиозностью не отличался. Обер-прокурором мог стать человек и не слишком набожный, а на практике часто вовсе был далек от Церкви. Например, о другом обер-прокуроре Александре Ивановиче Голицыне известно, что лишь вступив в должность тот начал знакомиться с вопросами веры и церковного устройства, которым до этого был чужд «как воспитанник безбожного вольтерьянского века». По мере общения с духовенством Голицын узнавал Священное писание, святоотеческое предание. В душе его произошла «разительная перемена», правда, из вольнодумца он стал не православным верующим, а мистиком. Он не признавал «внешнюю» церковь, хотя по должности занимался ее внутренними вопросами. Может сложиться впечатление, что в синодальный период Церковь оказалась в плену не просто у мирских гражданских чиновников, а у людей чуждых ей по мировоззрению, однако это не совсем так. Обер-прокурор при Синоде не был диктатором, которого Церковь безоговорочно слушалась. Часто архиереям удавалось поставить этого чиновника под свой контроль.

Многое зависело от личных контактов царя с влиятельными членами Синода. Такая ситуация, например, сложилась в царствование императора Павла I, когда влиятельный архиепископ, а затем митрополит Санкт-Петербургский Амвросий Подобедов добился того, что Синод сам выбрал удобного обер-прокурора. В то же время история А.А. Яковлева – это яркий пример того, как архиереи в синодальный период могли низложить неугодного Церкви гражданского чиновника. Правление Яковлева длилось недолго – с января по октябрь 1803 г. О своей недолгой службе на посту «ока государева и стряпчего о делах государственных в Синоде», о личной борьбе с высокопоставленными архиереями А.А. Яковлев оставил записки, которые назвал «исповедью честного человека, пострадавшего за верность к своему государю». Яковлев писал, что вступив в должность, он обнаружил в церковных делах «великие запущения, требующие скорейшего восстановления порядка и правосудия».

Первым же распоряжением на новом посту обер-прокурор настроил архиереев против себя: Яковлев решил навести порядок в финансах Синодальной типографии. Митрополит Амвросий Подобедов, по словам Яковлева, пригласил его на беседу, где убеждал чиновника быть с архиереями заодно, обещал выпросить в случае повиновения у царя чин, ленту, столовые деньги, деревню и прочие блага. Архиереи якобы говорили обер-прокурору: «Будьте с нами как предместник ваш… не подражайте Чебышеву и князю Хованскому; первого мы проклинаем, а второго угнали мы в Симбирск и едва не в Сибирь. За указ о типографии мы теперь вас простим, если вы вперед обещаете ни о чем государю не докладывать, не спросясь нас». Яковлев отверг предложение архиереев и продолжил свою независимую линию на посту. В этом противостоянии гражданской и духовной власти сильнее оказался Синод во главе с митрополитом Амвросием Подобедовым.

Царь встал на сторону духовенства, а строптивый обер-прокурор через девять месяцев после назначения был отправлен в отставку. В отместку за поражение в записках Яковлев называл своих врагов безнравственными и порочными священнослужителями. В его список кроме митрополита Амвросия попали также архиепископ Павел Ярославский и Ростовский, архиепископ Ириней Псковский, архиепископ Ахтальский Варлаам, обер-священник армии и флота Павел Озерецковский, придворный духовник Исидор Петров. О себе же Яковлев писал как о жертве интриг: «Я с моей правотой оставался один, беспомощен… Я – христианин и на Бога твердо надеюсь; но претерпение мое выше сил человеческих!» В то же время, многие исследователи синодальной эпохи называли сведения из записок Яковлева предвзятыми, а его знаменитый племянник вольнодумец А.И. Герцен в сочинении «Былое и думы» оставил малопривлекательный портрет родственника и бывшего обер-прокурора: «Это было одно из тех оригинально-уродливых существ, которые только возможны в оригинально-уродливой русской жизни…он проводил время в разврате и праздной пустоте до самой смерти».

Среди множества старинных ликов Покровского храма в Перхушково, уцелевших еще с дореволюционных времен, обращает внимание один небольшой современный образ греческого письма. На нем изображен старец в монашеской одежде, который держит на руках спеленатого младенца. Мы привыкли, что в православной иконографии в образе младенца почти всегда предстает Иисус Христос на руках Богородицы. Существует также редкая, но устоявшаяся иконография старца Симеона Богоприимца с маленьким Иисусом на руках, основанная на евангельском повествовании о Сретении Господнем. Этот образ не следует путать с похожей иконой преподобного Стилиана Пафлагонянина.

В Греции и на Кипре преподобный инок Стилиан почитается как защитник детей, покровитель многодетных семей и помощник бесплодным родителям – вот почему он держит в руках младенца. В России этот святой долгое время был неизвестен, и только в XIX в. в южных губерниях стали появляться русские иконы святого «Устилиана Чадозаступника» с младенцем на руках. В житии святого мы читаем о человеке, который раздал все имущество бедным и удалился из мира, ведя жизнь отшельника. Стилиан жил в простоте и нищете, и святая жизнь инока привлекала к его хижине страждущих и больных. Первым чудом, которое совершил Стилиан, стало исцеление младенца. После этого чуда к пещере святого стали стекаться страдающие разными недугами люди, но особое попечение Стилиан продолжал оказывать детям. Этот святой до сих пор остается малоизвестным в России. Одну из редких его икон можно увидеть в Покровской церкви подмосковного Перхушково.

В 1868 г. здание церкви соединили с колокольней, которую позже перестроили и увеличили. В плане церковь представляет собой равноконечный крест. В 1876 г. стены расписали маслом. В 1930-х гг. власти попытались закрыть храм ,но получилось это лишь к началу войны, однако чаяниями прихожан все церковное имущество сохранилось до наших дней. Постройка яркого-голубого цвета в стиле позднего барокко издалека привлекает взгляды людей. Храм, представляющий собой классический образец усадебный церкви, имеет статус памятника архитектуры федерального значения. Вот что написано в Паспорте памятника истории и культуры, составленного в 1986 г.

Кирпичная, оштукатуренная и окрашенная в бледно-розовый цвет с белеными деталями церковь Покрова расположена рядом с усадебным домом, к востоку от него, на западной окраине се­ла Перхушкова, около шоссе, к которому она обращена северным фасадом. Храм господствует над местностью, прекрасно обозре­вается при подъезде к нему по шоссе, из окрестных полей и с от­даленных москворецких высот. Со стороны шоссе церковная территория обнесена новой оградой на каменных столбах. Перед алтарем сохранились надгробия старого кладбища, относящиеся в основном ко второй половине ХIХ в., но уцелели и барочные белокаменные саркофаги времени строительства храма. Разновременный памятник обладает единством стилистики. Первоначальный объем возведен в формах плоскостного барокко, а поздние трапезная и колокольня подражают ему. О неоднородно­сти здания свидетельствует лишь грубоватые формы колокольни и псевдорусские элементы ее декора.

Объемно-плановая структура центричной первоначальной части памятника оригинальна. Крестообразный в плане объем с более короткими боковыми ветвями креста на уровне нижнего яруса достроен до прямоугольника. Возвышающиеся над нижним объемом ветви креста завершены фронтонами, обуславливающими двускатную форму кровель. Прямоугольный объем включает в себя алтарную часть. Над крестообразным объемом возвышается массивный четверик, покрытый фигурной кровлей со скошенными углами. Четверик увен­чан легким глухим барабаном, углы которого также скошены. Бара­бан несет луковичную главу на граненой шее. Восьмиконечный крест установлен на цепях. Прямоугольный объем продолжен поздней пристройкой на запад. К пристройке по продольной оси примыкает трехъярусная колокольня, состоящая из двух четвериков и гра­неного яруса звона, завершенного кокошниками. Колокольня увенчана граненым барабаном с луковичной главой. Над открытой па­пертью и северным крыльцом устроены металлические навесы с ажур­ными подзорами. К колокольне с юга примыкает лестничная пристройка.

Декорация фасадов выполнена из кирпича с использованием белого камня и лепнины. Прямоугольный объем, как в первона­чальной, так и в новой своей части, обработан спаренными или строенными пилястрами, крепующими карниз. Центральные участки трех фасадов, соответствующие ветвям креста, выдвинуты креповками. Высокие арочные проемы боковых входов обрамлены плоскими наличниками с фигурными белокаменными замковыми камнями. Ниже пят арок проходят тяги. Нижние окна обрамлены характерными дли сер. ХVIII в., «ушастыми» наличниками с высоко поднятыми сандриками и фигурными фартуками. «Замки» и профилированные подоконники выполнены из белого камня.

Первоначальный цоколь скрыт под землёй, поздний представляет собой белокаменный выступ. Антаблемент прямо­угольного объёма состоит аз профилированной кирпичной тяги, фриза, заполненного креповками с редко расставленными каннелюрами, и сложного карниза с венчающим белокаменным профилем. Раскрепованные углы ветвей креста и четверика обработаны широкими парными пилястрами. Окна второго света (на алтарной стене — киот) обрамлены наличниками, похожими на нижние. Во фронтонах помещены барочные лепные картуши с изобра­жением «всевидящего ока». Большие арочные окна четверика обрамлены «ушастыми» наличниками. Белокаменный мелко профилированный карниз четверика сильно раскрепощен. Венчающие части главного храма имеют наиболее богатую пластическую разработку. Арочные ниши барабана обрамлены наличниками, подножие и грани скошенных углов обработаны филёнками и белокаменными волютами. Шея под главкой также украшена валютами. Декоративные формы колокольни более просты. Ярусы обработаны широкими пилястрами, крепующими карнизы несложной профилировки. Пилястры основания колокольни каннелированы.

В плане так же, как и в объемной композиции, отражена крестообразная структура церкви, вписанная в прямоугольник. В пространственном отношении доминирует центральный четверик, соединённый с ветвями креста арками. Четверик перекрыт высоко поднятия сомкнутым сводом, ветви креста — крутыми коробовыми. Угловые компартименты прямоугольного объёма, где расположены алтари приделов, имеют полулотковые своды с распалубками над нишами-экседрами, устроенными в восточных стенах всех пяти алтарей. Три восточных алтарных помещения соединены между собой. Боковые стены западной ветви креста прорезаны арками. В западной стене первоначального объема вы­браны проёмы, соединяющие его с поздней трапезной (боковые арочные, центральное — с плоской перемычкой). В трапезной плоское деревянное перекрытие. В основании колокольни устроено круглое в плане помещение, перекрытое купольным сводом. На «звон» ведет винтовая деревянная лестница, находящаяся в южной пристройке к колокольне.

Интерьер храма сохранил элементы первоначальной отделки в стиле барокко. Пилоны четверика обработаны спаренными пилястрами, а стены в верхней его части — филенками, в которых расположены живописные композиции. Своды украшены лепными лентами, над проемами, арками и кое-где на стенах помещены лепные картуши. Сохранились многообломные гипсовые карнизы. Масляная живопись второй половины XIX в., характерная для академизма, сохранилась непоновлённой только в верхней части четверика, где она имеет ярусное расположение, и на его своде. Живопись середины ХХ в. в остальных частях храма мало-художественна. На лотках свода развёрнута композиция «Новозаветная Троица». Нижний живописный пояс четверика посвящён земной жизни Христа, в среднем помещены изображения святых, а в верхнем – композиция цикла «Явления Христа по воскрешении». Роспись остальных частей храма представляет собой копии с картин русских художников, в том числе «Видение отроку Варфоломею», «Сретение иконы Донской Богоматери», сцены из жизни Николая Чудотворца. Пышные иконостасы церкви характерны для эклектики второй половины ХIХ в. Сооружения в псевдорусском стиле, завершённые кокошниками, изобилуют золочёной резьбой, помещённой на сером фоне. Потемневшие иконы в духе академизма помещены в рамы разнообразной формы. В церкви плиточный двухцветный пол с несложным рисунком центрального ковра. Церковная утварь характерна для второй половины ХIХ в.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы представляет образец барочного усадебного храма середины ХVIII в., обладающего оригинальной объемно-плановой структурой. Пример стилизации при­строек 2-й половины ХIХ в. под барокко. Памятник прекрасно сохранил внутреннее убранство 2-й половины ХIХ в. Церковь гармонично вписана в пейзаж и является основной вертикалью близлежащей местности.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Храм в Перхушково и чадозаступник Стилиан и сайта: Церковь Покрова, 1763 г., усадьба Герцена - Культурные объекты Московской области (mosculture.ru)



Комментарии и обсуждение


15 июня 2014 года, в воскресенье, в храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Перхушково произошло чрезвычайное происшествие. Во время грозы (после Литургии, около 12 часов) в барабан главки храма ударила шаровая молния. Произошло частичное разрушение барабана. Оперативно прибывшие на место реставраторы и сотрудники МЧС сделали заключение о том, что существует серьезная угроза обрушения креста и его основания в условиях ухудшающейся погоды (гроза, дождь, порывистый ветер).

С целью устранения опасности для жизни людей и предотвращения дальнейшего разрушения храма было принято решение о срочном демонтаже всего навершия храма, включая сохранившуюся часть барабана, маковку и крест. Это было осуществлено с помощью крана с 60-метровой стрелой.

По всей видимости, данное событие ускорит начало реставрационных работ в храме, которые первоначально были запланированы на 2015 год (после завершения строительства воскресной школы).

http://pokrov1763.ru/?p=696

19 октября 2014, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Качалин.