Церковь в Перхушково на Можайском шоссе была построена в 1763 г. на средства владельцев села дворян Яковлевых. Покровский храм дважды становился свидетелем войны: пережил разорение французами при нашествии Наполеона, а в 1941 г. недалеко от Перхушково находился штаб Западного фронта генерала армии Г.К. Жукова. В церкви уцелели многие старинные иконы. Есть в храме и одна необычная икона современного письма, на которой изображен святой Стилиан Пафлагонянин – защитник детей.
Самый известный представитель дворянского рода Яковлевых вошел в историю под другой фамилией – это Александр Иванович Герцен. Родной дядя писателя Александр Алексеевич Яковлев владел подмосковным селом Перхушково, а на его дочери Наталье – то есть на двоюродной сестре – Герцен женился в 1838 г.
Александр Алексеевич Яковлев в царствование Александра Iзанимал должность обер-прокурора Святейшего Синода, хотя особенной религиозностью не отличался. Обер-прокурором мог стать человек и не слишком набожный, а на практике часто вовсе был далек от Церкви. Например, о другом обер-прокуроре Александре Ивановиче Голицыне известно, что лишь вступив в должность тот начал знакомиться с вопросами веры и церковного устройства, которым до этого был чужд «как воспитанник безбожного вольтерьянского века». По мере общения с духовенством Голицын узнавал Священное писание, святоотеческое предание. В душе его произошла «разительная перемена», правда, из вольнодумца он стал не православным верующим, а мистиком. Он не признавал «внешнюю» церковь, хотя по должности занимался ее внутренними вопросами. Может сложиться впечатление, что в синодальный период Церковь оказалась в плену не просто у мирских гражданских чиновников, а у людей чуждых ей по мировоззрению, однако это не совсем так. Обер-прокурор при Синоде не был диктатором, которого Церковь безоговорочно слушалась. Часто архиереям удавалось поставить этого чиновника под свой контроль.
Многое зависело от личных контактов царя с влиятельными членами Синода. Такая ситуация, например, сложилась в царствование императора Павла I, когда влиятельный архиепископ, а затем митрополит Санкт-Петербургский Амвросий Подобедов добился того, что Синод сам выбрал удобного обер-прокурора. В то же время история А.А. Яковлева – это яркий пример того, как архиереи в синодальный период могли низложить неугодного Церкви гражданского чиновника. Правление Яковлева длилось недолго – с января по октябрь 1803 г. О своей недолгой службе на посту «ока государева и стряпчего о делах государственных в Синоде», о личной борьбе с высокопоставленными архиереями А.А. Яковлев оставил записки, которые назвал «исповедью честного человека, пострадавшего за верность к своему государю». Яковлев писал, что вступив в должность, он обнаружил в церковных делах «великие запущения, требующие скорейшего восстановления порядка и правосудия».
Первым же распоряжением на новом посту обер-прокурор настроил архиереев против себя: Яковлев решил навести порядок в финансах Синодальной типографии. Митрополит Амвросий Подобедов, по словам Яковлева, пригласил его на беседу, где убеждал чиновника быть с архиереями заодно, обещал выпросить в случае повиновения у царя чин, ленту, столовые деньги, деревню и прочие блага. Архиереи якобы говорили обер-прокурору: «Будьте с нами как предместник ваш… не подражайте Чебышеву и князю Хованскому; первого мы проклинаем, а второго угнали мы в Симбирск и едва не в Сибирь. За указ о типографии мы теперь вас простим, если вы вперед обещаете ни о чем государю не докладывать, не спросясь нас». Яковлев отверг предложение архиереев и продолжил свою независимую линию на посту. В этом противостоянии гражданской и духовной власти сильнее оказался Синод во главе с митрополитом Амвросием Подобедовым.
Царь встал на сторону духовенства, а строптивый обер-прокурор через девять месяцев после назначения был отправлен в отставку. В отместку за поражение в записках Яковлев называл своих врагов безнравственными и порочными священнослужителями. В его список кроме митрополита Амвросия попали также архиепископ Павел Ярославский и Ростовский, архиепископ Ириней Псковский, архиепископ Ахтальский Варлаам, обер-священник армии и флота Павел Озерецковский, придворный духовник Исидор Петров. О себе же Яковлев писал как о жертве интриг: «Я с моей правотой оставался один, беспомощен… Я – христианин и на Бога твердо надеюсь; но претерпение мое выше сил человеческих!» В то же время, многие исследователи синодальной эпохи называли сведения из записок Яковлева предвзятыми, а его знаменитый племянник вольнодумец А.И. Герцен в сочинении «Былое и думы» оставил малопривлекательный портрет родственника и бывшего обер-прокурора: «Это было одно из тех оригинально-уродливых существ, которые только возможны в оригинально-уродливой русской жизни…он проводил время в разврате и праздной пустоте до самой смерти».
Среди множества старинных ликов Покровского храма в Перхушково, уцелевших еще с дореволюционных времен, обращает внимание один небольшой современный образ греческого письма. На нем изображен старец в монашеской одежде, который держит на руках спеленатого младенца. Мы привыкли, что в православной иконографии в образе младенца почти всегда предстает Иисус Христос на руках Богородицы. Существует также редкая, но устоявшаяся иконография старца Симеона Богоприимца с маленьким Иисусом на руках, основанная на евангельском повествовании о Сретении Господнем. Этот образ не следует путать с похожей иконой преподобного Стилиана Пафлагонянина.
В Греции и на Кипре преподобный инок Стилиан почитается как защитник детей, покровитель многодетных семей и помощник бесплодным родителям – вот почему он держит в руках младенца. В России этот святой долгое время был неизвестен, и только в XIX в. в южных губерниях стали появляться русские иконы святого «Устилиана Чадозаступника» с младенцем на руках. В житии святого мы читаем о человеке, который раздал все имущество бедным и удалился из мира, ведя жизнь отшельника. Стилиан жил в простоте и нищете, и святая жизнь инока привлекала к его хижине страждущих и больных. Первым чудом, которое совершил Стилиан, стало исцеление младенца. После этого чуда к пещере святого стали стекаться страдающие разными недугами люди, но особое попечение Стилиан продолжал оказывать детям. Этот святой до сих пор остается малоизвестным в России. Одну из редких его икон можно увидеть в Покровской церкви подмосковного Перхушково.
В 1868 г. здание церкви соединили с колокольней, которую позже перестроили и увеличили. В плане церковь представляет собой равноконечный крест. В 1876 г. стены расписали маслом. В 1930-х гг. власти попытались закрыть храм ,но получилось это лишь к началу войны, однако чаяниями прихожан все церковное имущество сохранилось до наших дней. Постройка яркого-голубого цвета в стиле позднего барокко издалека привлекает взгляды людей. Храм, представляющий собой классический образец усадебный церкви, имеет статус памятника архитектуры федерального значения. Вот что написано в Паспорте памятника истории и культуры, составленного в 1986 г.
Кирпичная, оштукатуренная и окрашенная в бледно-розовый цвет с белеными деталями церковь Покрова расположена рядом с усадебным домом, к востоку от него, на западной окраине села Перхушкова, около шоссе, к которому она обращена северным фасадом. Храм господствует над местностью, прекрасно обозревается при подъезде к нему по шоссе, из окрестных полей и с отдаленных москворецких высот. Со стороны шоссе церковная территория обнесена новой оградой на каменных столбах. Перед алтарем сохранились надгробия старого кладбища, относящиеся в основном ко второй половине ХIХ в., но уцелели и барочные белокаменные саркофаги времени строительства храма. Разновременный памятник обладает единством стилистики. Первоначальный объем возведен в формах плоскостного барокко, а поздние трапезная и колокольня подражают ему. О неоднородности здания свидетельствует лишь грубоватые формы колокольни и псевдорусские элементы ее декора.
Объемно-плановая структура центричной первоначальной части памятника оригинальна. Крестообразный в плане объем с более короткими боковыми ветвями креста на уровне нижнего яруса достроен до прямоугольника. Возвышающиеся над нижним объемом ветви креста завершены фронтонами, обуславливающими двускатную форму кровель. Прямоугольный объем включает в себя алтарную часть. Над крестообразным объемом возвышается массивный четверик, покрытый фигурной кровлей со скошенными углами. Четверик увенчан легким глухим барабаном, углы которого также скошены. Барабан несет луковичную главу на граненой шее. Восьмиконечный крест установлен на цепях. Прямоугольный объем продолжен поздней пристройкой на запад. К пристройке по продольной оси примыкает трехъярусная колокольня, состоящая из двух четвериков и граненого яруса звона, завершенного кокошниками. Колокольня увенчана граненым барабаном с луковичной главой. Над открытой папертью и северным крыльцом устроены металлические навесы с ажурными подзорами. К колокольне с юга примыкает лестничная пристройка.
Декорация фасадов выполнена из кирпича с использованием белого камня и лепнины. Прямоугольный объем, как в первоначальной, так и в новой своей части, обработан спаренными или строенными пилястрами, крепующими карниз. Центральные участки трех фасадов, соответствующие ветвям креста, выдвинуты креповками. Высокие арочные проемы боковых входов обрамлены плоскими наличниками с фигурными белокаменными замковыми камнями. Ниже пят арок проходят тяги. Нижние окна обрамлены характерными дли сер. ХVIII в., «ушастыми» наличниками с высоко поднятыми сандриками и фигурными фартуками. «Замки» и профилированные подоконники выполнены из белого камня.
Первоначальный цоколь скрыт под землёй, поздний представляет собой белокаменный выступ. Антаблемент прямоугольного объёма состоит аз профилированной кирпичной тяги, фриза, заполненного креповками с редко расставленными каннелюрами, и сложного карниза с венчающим белокаменным профилем. Раскрепованные углы ветвей креста и четверика обработаны широкими парными пилястрами. Окна второго света (на алтарной стене — киот) обрамлены наличниками, похожими на нижние. Во фронтонах помещены барочные лепные картуши с изображением «всевидящего ока». Большие арочные окна четверика обрамлены «ушастыми» наличниками. Белокаменный мелко профилированный карниз четверика сильно раскрепощен. Венчающие части главного храма имеют наиболее богатую пластическую разработку. Арочные ниши барабана обрамлены наличниками, подножие и грани скошенных углов обработаны филёнками и белокаменными волютами. Шея под главкой также украшена валютами. Декоративные формы колокольни более просты. Ярусы обработаны широкими пилястрами, крепующими карнизы несложной профилировки. Пилястры основания колокольни каннелированы.
В плане так же, как и в объемной композиции, отражена крестообразная структура церкви, вписанная в прямоугольник. В пространственном отношении доминирует центральный четверик, соединённый с ветвями креста арками. Четверик перекрыт высоко поднятия сомкнутым сводом, ветви креста — крутыми коробовыми. Угловые компартименты прямоугольного объёма, где расположены алтари приделов, имеют полулотковые своды с распалубками над нишами-экседрами, устроенными в восточных стенах всех пяти алтарей. Три восточных алтарных помещения соединены между собой. Боковые стены западной ветви креста прорезаны арками. В западной стене первоначального объема выбраны проёмы, соединяющие его с поздней трапезной (боковые арочные, центральное — с плоской перемычкой). В трапезной плоское деревянное перекрытие. В основании колокольни устроено круглое в плане помещение, перекрытое купольным сводом. На «звон» ведет винтовая деревянная лестница, находящаяся в южной пристройке к колокольне.
Интерьер храма сохранил элементы первоначальной отделки в стиле барокко. Пилоны четверика обработаны спаренными пилястрами, а стены в верхней его части — филенками, в которых расположены живописные композиции. Своды украшены лепными лентами, над проемами, арками и кое-где на стенах помещены лепные картуши. Сохранились многообломные гипсовые карнизы. Масляная живопись второй половины XIX в., характерная для академизма, сохранилась непоновлённой только в верхней части четверика, где она имеет ярусное расположение, и на его своде. Живопись середины ХХ в. в остальных частях храма мало-художественна. На лотках свода развёрнута композиция «Новозаветная Троица». Нижний живописный пояс четверика посвящён земной жизни Христа, в среднем помещены изображения святых, а в верхнем – композиция цикла «Явления Христа по воскрешении». Роспись остальных частей храма представляет собой копии с картин русских художников, в том числе «Видение отроку Варфоломею», «Сретение иконы Донской Богоматери», сцены из жизни Николая Чудотворца. Пышные иконостасы церкви характерны для эклектики второй половины ХIХ в. Сооружения в псевдорусском стиле, завершённые кокошниками, изобилуют золочёной резьбой, помещённой на сером фоне. Потемневшие иконы в духе академизма помещены в рамы разнообразной формы. В церкви плиточный двухцветный пол с несложным рисунком центрального ковра. Церковная утварь характерна для второй половины ХIХ в.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы представляет образец барочного усадебного храма середины ХVIII в., обладающего оригинальной объемно-плановой структурой. Пример стилизации пристроек 2-й половины ХIХ в. под барокко. Памятник прекрасно сохранил внутреннее убранство 2-й половины ХIХ в. Церковь гармонично вписана в пейзаж и является основной вертикалью близлежащей местности.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Храм в Перхушково и чадозаступник Стилиан и сайта: Церковь Покрова, 1763 г., усадьба Герцена - Культурные объекты Московской области (mosculture.ru)