Была построена в XVIII столетии в имении, где родился, жил и скончался знаменитый русский просветитель и книгоиздатель Николай Иванович Новиков. Автор первого проекта московского Храма Христа Спасителя архитектор А.Л. Витберг так оценивал значение Н.И. Новикова в русской истории: «Новиков, положивший основание новой эре цивилизации России, начавший истинный ход литературы, деятель неутомимый, муж гениальный… всю жизнь воздвигал в ней храм иной, колоссальный и великий!»
«Помимо общего и всем понятного стремления вырваться весеннею порой из города на широкий простор полей, с их нежною ярко-зеленою озимью, с неумолкаемой, журчащей песнью жаворонка, влекло и живое желание самому взглянуть на то место, где родился, жил и умер человек, далеко выдвинувшийся из ряда обыкновенных людей, – словом, хотелось совершить своего рода паломничество». Такими словами описывал посещение бывшей подмосковной вотчины Николая Ивановича Новикова библиограф и краевед Алексей Ярцев в 1894 году.
Поездку в Авдотьино можно назвать паломничеством еще и потому, что сегодня главный памятник просветителю – это церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Село Авдотьино-Тихвинское бывшего Бронницкого уезда принадлежало роду Новиковых на протяжении нескольких столетий, оно было главной вотчиной среди фамильных имений в других российских губерниях. Первая Тихвинская церковь в Авдотьино была деревянной, а в 1749-1753 годы владелец села статский советник Иван Васильевич Новиков – отец просветителя – возвел нынешний белокаменный храм. Колокольня была построена в 1789 году уже при сыне храмоздателя Николае Ивановиче Новикове. Изящная трехъярусная колокольня украшена карнизами, фронтонами и колоннами. На фасаде колокольни до революции было изображено «Явление Божией Матери пономарю Георгию». Этот сюжет связан с двумя чудотворными иконами Пресвятой Богородицы – Тихвинской и Беседной. В трапезной части церковь имеет приделы во имя Василия Парийского и Алексия Московского. Эти святые были небесными покровителями членов семьи вотчинника – брата и деда Н.И. Новикова.
В Алексеевском приделе за правым клиросом до революции находилась местная святыня – точный список Тихвинской иконы Божией Матери, явленной в Новгородской губернии (ныне городе Тихвине Ленинградской области). Эта икона, по преданию, была перенесена в Авдотьино из другого родового имения, куда, в свою очередь, ее привез далекий предок Новикова из Греции. Авдотьинский образ в старину почитался жителями округи: в день празднования Тихвинской иконы 26 июня (по старому стилю) устраивались многолюдные крестные ходы, больные получали исцеление от недугов. До революции в Тихвинской церкви хранились еще два старинных образа Божией Матери: Владимирский и Беседный. Список Владимирской Богородицы, которому насчитывалось 400 лет, находился в приделе святителя Алексия Московского. Образ Беседной или «Николобеседской» Божией Матери стоял в местном ряду главного иконостаса слева от царских врат. Авдотьинский список Беседной Богоматери создал по заказу Новикова художник Дмитрий Иванович Антонелли – автор икон Благовещенской церкви Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
В сказаниях о Тихвинской иконе Божией Матери есть сюжет о том, как в 1383 году Пресвятая Богородица явилась пономарю Георгию в Тихвине на месте строительства храма в честь Ее чудотворной иконы. Божия Матерь предстала сидящей на сосновой колоде в сиянии небесного света. Вместе с Пресвятой Девой пономарю явился также святитель Николай Чудотворец в епископском облачении. Божия Матерь милостиво беседовала с церковнослужителем Георгием, поэтому и ее образ получил название Беседного.
В конце XIX столетия еще сохранялись остатки росписей храма, сделанные под руководством Н.И. Новикова: фигуры апостолов у свода и Семь небес с образом Бога Отца в куполе. Этот храм, как писал А. Ярцев, «является главным хранилищем в Авдотьине памяти о своем устроителе и благотворителе: здесь покоится его прах, здесь – дары, принесенные им церкви, здесь его мысль и настроение выражены в «семи небесах», – слишком много всего, чтобы вспомнить о великом человеке и поклониться его могиле». Екатерина II еще в молодости отметила талант Новикова, назначив секретарем при составлении свода законов – «Нового Уложения». Выйдя в отставку после роспуска комиссии, Николай Иванович занялся издательской и просветительской работой, которая в итоге рассорила его с царицей. В 1769 году он стал выпускать сатирический журнал «Трутень», эпиграфом к которому стали строки поэта Сумарокова «Они работают, а вы их хлеб ядите». Главной задачей издания стало обличение пороков помещиков, указание на бедственное положение крепостных крестьян. На страницах «Трутня» Новиков заочно вступил в полемику с Екатериной II, из-за чего был вынужден закрыть журнал.
В дальнейшем Новиков продолжал выпускать журналы сходной направленности: «Пустомеля», «Живописец». В 1780-е годы Николай Иванович арендовал типографию при Московском университете, и стал выпускать огромное количество книг и журналов. Его частная типография, по словам Витберга, вскоре превзошла все подобные государственные учреждения. Новиков создал целую систему сбыта литературы через книжные лавки, повсеместно пропагандируя просвещение. Им также было организовано многотомное издание «Древней российской вивлиофики» – сборника древнерусских исторических источников.
Жителям подмосковного села Авдотьино едва ли было известно о просветительских трудах своего помещика, но для них имя барина Николая Ивановича Новикова оставалось священным и спустя много лет после его смерти. Особенно памятным для крестьян был голодный 1787 год. Два года подряд урожаи хлеба в центральной России и в южных губерниях были скудны, а сильные морозы уничтожили ржаные посевы. В тот год пищей для многих стали листья, сено и мох. Новиков вместе с богатым юношей Григорием Максимовичем Походяшиным предприняли невиданное по тем временам благотворительное дело: на собственные средства скупали хлеб и раздавали его бесплатно авдотьинским крестьянам. Еще одно благодеяние оставило память о добром помещике Новикове в Авдотьино. Николай Иванович задумал выстроить в своем селе уникальные для того времени «каменные избы». В «крестьянских палатах» размещалось по четыре квартиры с отдельными входами для разных семей. Эти необычные дома сохранились в Авдотьино до сих пор, в то время как господский дом оказался утрачен еще в XIX веке.
Благотворительная и просветительская деятельность Новикова вызывала подозрения и зависть. Неприязнь к просветителю испытывала сама императрица Екатерина II. В 1791 году Типографическая компания Новикова в Москве была закрыта, а уже через год отряд гусар прибыл в подмосковное имение Авдотьино для обыска и ареста хозяина. По приговору, утвержденному Екатериной II, Новиков должен был провести в Шлиссельбургской тюрьме 15 лет как опасный государственный преступник, сектант и создатель тайного общества, члены которого якобы вошли в сговор с представителями враждебных России немецких герцогств. В тюрьме несчастному Новикову было разрешено иметь только одну книгу – Библию. К счастью для Н.И. Новикова, императрица скончалась через четыре года после приговора, а пришедший к власти в 1796 году Павел I приказал немедленно освободить знаменитого узника. Последние двадцать с лишним лет бывший просветитель провел вдали от общественной жизни в крайней бедности в родовом имении Авдотьино. Его уединение разделили дети и близкий друг, единомышленник Семен Иванович Гамалея. С.Е Усова в биографическом очерке о Н.И. Новикове так характеризовала ближайшего друга просветителя: «Гамалея отличался глубоко-религиозным направлением ума, высокой честностью и необыкновенной добротою. Он принадлежал к числу тех людей, о которых говорят, что они не от мира сего». Поваленное надгробие С.И. Гамалея было обнаружено в 1968 году студентами исторического факультета МГУ. Во время консервационных работ надгробный камень поставили на предполагаемом месте захоронения сподвижника Новикова слева от входа в Тихвинскую церковь.
Обвинения в сектантстве Новикова имели под собой основания. В 1775 году просветитель и книгоиздатель попал в общество масонов, а затем стал последователем мистического направления мартинистов. Вот как сам Новиков описывал это: «Находясь на распутье между вольтерьянством и религией, я не имел точки опоры, или краеугольного камня, на котором мог бы основать душевное спокойствие, а потому неожиданно попал в общество». Связь с тайными обществами порождали самые нелепые слухи о Новикове. Говорили, что помещик якобы брал из Тихвинской церкви священный потир и использовал для масонских ритуалов в домашней моленной. Изумленные заботой барина во время упоминавшегося голода 1787 года, крестьяне придумали собственное объяснение его щедрости: при помощи тайных знаний Новиков якобы добывал серебро из редьки, а золото – из моркови. Для полноты противоречивого образа мистика и просветителя стоит привести слова знаменитого православного иерарха Платона (Левшина), которому было поручено в 1786 году испытать Н.И. Новикова на предмет его приверженности Православной церкви. После экзамена в донесении императрице архиепископ Платон писал: «Как перед престолом Божьим, так и перед престолом твоим, всемилостивейшая государыня императрица, я одолжаюсь по совести и сану моему донести тебе, что молю всещедрого Бога, чтобы не только в словесной пастве, Богом и тобою, всемилостивейшая государыня, мне вверенной, но и во всем мире были христиане такие, как Новиков».
В Авдотьино на краю большого поля стоит колокольня, высоко поднимающаяся над купами деревьев. Ее совершенные пропорции и удачное расположение свидетельствуют о верном глазе и безупречном вкусе безымянного архитектора. Безымянного ли? Некоторые искусствоведы (И.Э. Грабарь) высказывают предположение, что в строительстве колокольни активное участие принимал В.И. Баженов, с судьбой которого удивительно и во многом трагично переплелась и судьба владельца Авдотьино.
В документе XVIII века «Опись селу Тихвинскому, Авдотьино тоже, декабря 17 дня 1792 года» о церкви сказано: «Церковь каменная во имя Тихвинской Богоматери с двумя приделами: 1. Алексея митрополита, 2. Василия Парийского, приходская». Безусловно, Тихвинская церковь является главным мемориальным и архитектурным памятником села. Разрешение на ее строительство, или как тогда называли «храмозданная», было выдано отцу просветителя статскому советнику в отставке Ивану Васильевичу Новикову в 1749 году. Новую каменную церковь построили на месте старой деревянной. Летом 1753 года было совершено освящение северного Васильевского придела. В 1776 году церковь была освящена во имя иконы Тихвинской Божьей Матери, а в 1789 году освятили второй — Алексеевский придел. Такое растянутое во времени строительство не могло не отразиться на оформлении церковного ансамбля, в который кроме церкви входят трапезная и колокольня, соединенные по оси восток — запад. Связавшая храм и колокольню двусветная четырехстолпная трапезная лишена какого-либо декора и является наименее выразительной частью сооружения.
Церковь представляет традиционный для елизаветинского времени храм типа «восьмерик на четверике». Декоративные элементы как бы нарастают кверху. Четверик не имеет украшений, а у восьмерика углы обработаны спаренными пилястрами. Большие окна украшены филенчатыми барочными наличниками. Купол церкви завершен барабаном, увенчанным миниатюрной изящной главкой. Композиция типична для барочной архитектуры середины XVIII века. В 1789 году у западной стены трапезной была возведена колокольня.
За время, прошедшее между строительством храма и колокольни, на рубеже 60-70-х годов XVIII века вкусы в архитектуре изменились, все более тяготея к строгому классицизму. Эта тенденция нашла отражение и в декоре авдотьинской колокольни, где можно обнаружить элементы как барочного, так и классицистического стилей. Не вызывает сомнения, что она, как и все сооружения Авдотьино, строилась под личным наблюдением Н.И. Новикова, а может быть, и с его участием. Колокольня трехъярусная, первый ярус, с открытыми с трех сторон арками, служит папертью, второй имеет окна-люкарны, третий предназначен для звона. Декор колокольни, как и храма, расположен по принципу нарастания от низа к верху и отличается по сравнению с самой церковью большей насыщенностью. На фасаде второго этажа видны остатки росписей и надпись, прочитать которую теперь невозможно. Некоторые исследователи считают, что делалась эта роспись по эскизам Н.И. Новикова. Четырехгранный купол увенчан затейливой маленькой главкой, перекликающейся с завершением храма. Весь церковный ансамбль прекрасно вписывается в пейзаж, а колокольня является доминантой окружающей местности и относится к оригинальным архитектурным памятникам Подмосковья.
Весь ансамбль сложен из белого известкового камня. Сто лет назад на колокольне висел колокол весом 52 пуда, который из уважения к почтенному возрасту называли «дедушкой». На колоколе была надпись: «Отлит по усердию Николая Ивановича Новикова». Хранились в церкви и другие дары Новикова, всего по описи XVIII века стоимостью на 12 тысяч рублей. Среди них (по свидетельству Ярцева) было Евангелие в серебряном золоченом переплете, «осыпанном драгоценными камнями разных цветов — фиолетовым, палевым, голубым» и «серебряные вызолоченные крест на финифти и потир». В первом ряду четырехъярусного иконостаса находились местные святыни: икона Тихвинской Божей Матери, по одной из версий, привезенная из Греции кем-то из предков Новикова, служившим воеводою, насчитывавшая более 200 лет, и другая, еще более древняя, икона Владимирской Божьей Матери.
Тихвинская церковь когда-то особо почиталась жителями не только Авдотьина, но и близлежащих деревень. О ее значении говорит и тот факт, что вторым названием Авдотьино было Тихвинское — по имени церкви. Именно это слово употреблял в письмах Новиков. 2 августа 1818 года в Тихвинской церкви был похоронен Николай Иванович Новиков. Уже в 1894 году, в год посещения Авдотьино Ярцевым, место его захоронения ничем не было отмечено, но тогда же настоятель храма М.С. Смирнов говорил А. Ярцеву, что при перестилке каменных плит видел склеп, в котором похоронен Новиков. Ярцев на плане церкви отметил место захоронения. Согласно его данным, оно расположено на правой стороне, рядом с алтарем. О том же, по-видимому, повторяя Лонгинова и Ярцева, писал и другой биограф Новикова В.А. Боголюбов, уточняя, что могила Новикова находится «близ клироса против местной иконы Спасителя». В 1857 году в правую стену церкви близ могилы была вделана медная доска со следующей надписью: «Здесь покоится тело раба Божия Николая Ивановича Новикова. Родился 1744 года, скончался 31 июля 1818 года 74 лет от рождения». Сейчас внутренность церкви абсолютно пуста.
На кладбище Тихвинской церкви и сейчас кое-где еще можно видеть остатки старинных надгробий из белого известняка, но прочитать надписи на них не представляется возможным. Только одно надгробие сохранилось до наших дней — Семена Ивановича Гамалеи, ближайшего друга и единомышленника Новикова. Памятник стоит в полутора метрах от середины северной стены трапезной Тихвинской церкви. Он был найден лежащим на земле и поставлен на предполагаемом месте захоронения С.И. Гамалеи в 1968 году студентами исторического факультета МГУ, проводившими реставрационные работы. Памятник сделан из черного полированного гранита, завершение, оформленное в виде креста, утеряно. На фронтальной плоскости надпись: «Здесь покоится тело надворного советника Семена Ивановича Гамалеи. Родился 31 июня 1743 года. Скончался 10 мая 1822 года». С другой стороны надпись: «Подвигом добрым подвизахся, течения скончах, веру соблюдох». Относительно даты установки памятника существуют две версии. Одни исследователи (М.Ю. Барановская) считают, что поставлен он в 1823 году на средства профессора медицины М.Я. Мудрова, неоднократно бывавшего в Авдотьине у Новикова в последний период его жизни. Другие (М. Лонгинов) утверждают, что поставлен он в 1857 году по распоряжению сенатора Нечаева — председателя Комитета для разбора и призрения просящих милостыню.
До революции село именовалось «Авдотьино, Тихвинское тож». Находилось в границах Бронницкого уезда Московской губернии. Приход состоял из села Авдотьино, сельца Ивановское и деревни Каменка. В 1899 году приходских дворов было 125, где проживало 386 лиц мужского пола и 466 - женского. До 1865 года при храме существовала дьяконская вакансия, но по причине бедности прихода она была отменена. С 1888 года причт церкви состоял из священника и псаломщика. Содержание причта, по клировым ведомостям за 1870 год было недостаточным. В основном причт жил, обрабатывая земельный надел, который составлял 33 десятины. Еще 53 десятины были пожертвованы помещиком села Введенское Николаем Федоровичем Белым на вечное поминовение боярина Николая и Марии. С 1862 года земля была сдана в аренду, которая приносила причту 65 рублей серебром в год. Также в 1870-х годах причту выплачивались проценты с вкладов: 250 и 300 рублей, на помин души боярина Геннадия, Марфы и других. Кроме того, на сберкнижки были положены 310 рублей на помин души воина Иакова, дьякона Стефана и чтеца Василия. В 1874 году при церкви была возведена церковно-приходская школа - деревянная, на каменном фундаменте, в 1883-м она была переведена в земское ведомство.
Приход просуществовал до 1935 году, после чего усилиями местного председателя колхоза храм был закрыт, и использовался как место хранения зерна. Возрождение церковной жизни началось только в 1992 году, а регулярные богослужения стали проводиться с 1993 года. Первым настоятелем после возрождения был протоиерей Виктор Сидорин. В настоящее время церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Авдотьино восстановлена. С 2011 года храм принадлежит Малинскому благочинию.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Храм в Авдотьино-Тихвинском на родине "ревнителя просвещения"и из книги Натальи Леонидовны Антоновой. "Авдотьино: [Усадьба рус. просветителя и писателя Н. И. Новикова]" изд.- Москва "Московский рабочий", 1991.