Космодамиановскую церковь построили на тогдашней Богоявленской улице, в непосредственной близости от кузнечной слободы. Это была достаточно далёкая окраина Калуги. Здесь с давних пор (документально - как минимум с первой половины ХVII века) находился деревянный храм Николая Чудотворца с приделом во имя святых Космы и Дамиана, получившим такое посвящение по находившейся в нём чудотворной иконе. Святые братья-бессребренники и врачеватели почитались, среди прочего, как покровители кузнечного дела, поэтому в этих местах были особенно любимы. Старая деревянная церковь ветшала, и, когда началось переустройство города в соответствии с новым генеральным планом, её решили разобрать, а оба престола перенести в строящийся поблизости новый храм в качестве приделов. Здесь мы подходим к одному из самых парадоксальных фактов, связанных с церковью Космы и Дамиана: дело в том, что это название никогда не являлось официальным. Новый каменный храм, который и сейчас доминирует над всей окрестной территорией, а в ХVIII веке казался ещё более огромным, освятили во имя Спаса Нерукотворного Образа. Однако популярность чудотворной иконы святых бессребреников была настолько велика, что в народе церковь быстро стала называться Космодамиановской, и постепенно это наименование вытеснило официальное.
Многие храмы в России изначально строились деревянными, а потом перестраивали в камне (порою и не раз) - таким образом, возраст храма как святого места часто на столетия превышает непосредственный возраст ныне стоящего здания. О Космодамиановской церкви формально так сказать нельзя, её возвели в конце ХVIII века "с нуля". Но если взглянуть с другой стороны, получается, что новый Спасский храм явился как бы продолжением старого Никольского в качестве места хранения широко почитаемой чудотворной иконы святых братьев, и его история, таким образом, началась задолго до строительства. После получения статуса губернского города в Калуге велись масштабные работы по перепланировке. Прокладывались новые улицы, строились новые здания, облику нового губернского центра старались добавить торжественности и значительности. К 1794 году этот процесс добрался до окраинной Богоявленской улицы, где на новом месте возвели каменный храм, призванный заменить старую Никольскую церковь. Сложно сказать, почему этот, в общем-то, рядовой приходской храм получил великолепное и изысканное архитектурное решение. Дело не только в том, что это первое и последнее здание в стиле "европейского" барокко в Калуге, но и в том, что по своим размерам и совершенству форм этот храм похож на главный собор губернского города, а вовсе не на слободскую церковь, расположенную вдали от его центра.
Доподлинно не известно, кто был архитектором храма. Однако большинстыо специалистов сходятся на том, что столь яркий образец барокко мог соотворить только кто-то из учеников знаменитого Ф. Б. Растрелли. Хотя в облике Космодамиановской церкви меньше тонких деталей и украшений, чем в таких знаменитых произведениях итальянца, как Смольный собор или Андреевская церковь в Киеве, общий почерк и выверенные пропорции позволяют отнести автора строения именно к его школе, а сам храм - к лучшим образцам елизаветинского барокко в России. Удивление вызывает также тот факт, что храм в таком стиле был построен в последнее десятилетие ХVIII века. Расцвет елизаветинского барокко пришёлся на середину столетия (время правления императрицы Елизаветы Петровны, почему стиль и назван её именем), а во второй его половине по всей стране балом правил классицизм, милый сердцу Екатерины II. Указанное "запаздывание" позволяет предположить, что проект появился гораздо раньше собственно строительства, но по каким-то причинам - скорее всего, из-за нехватки средств - долго ждал своей реализации. Как бы то ни было, Космодамиановский храм стал одним из последних произведений в недолгой, но яркой истории елизаветинского барокко в России. Строительство церкви обошлось в колоссальную по тем временам сумму в 70 тысяч рублей серебром, однако деньги эти тратились с умом - храм получился действительно на загляденье.
Надо сказать, что в ХVIII веке в Калуге вообще велось активное храмовое строительство. Памятники начала столетия относятся ещё к старинному посадскому стилю, в последующие же десятилетия "лица" церквей приобетают всё более отчётливые черты барокко, окончательным торжеством которого можно назвать храм Космы и Дамиана. Многие калужские церкви ХVIII века пережили советские годы, ныне восстановлены и возвращены верующим. Тем не менее, осмелимся заявить, Космодамиановская церковь даже в "недореставрированном" состоянии превосходит всех своих "собратьев" по красоте. В 1794 году по проекту учеников Растрелли был построен основной объём храма - самая старая часть здания. Даже сейчас она кажется необыкновенно высокой, хотя её высота и несколько сглаживается как бы распластанной по земле трапезной. Но в момент строительства, когда трапезной ещё не существовало, а застройка города была максимум двухэтажной, узкий и высокий храм-"башня" казался современникам настоящим небоскрёбом. В его акцентированной устремлённости ввысь явно прослеживается европейское влияние, в России так почти не строили - даже когда отечественные зодчие во многом усвоили принципы европейской архитектуры. Трапезную пристроили к западному входу в церковь лишь в 1824 году, в совершенно иную эпоху. Мастера, возводившие трапезную, не имели ни какого отношения к архитектуре самого храма; во всяком случае трапезная выполнена в довольно простом варианте типичного стиля своего времени. Она представляет собой приземистое двухсветное здание с узкими треугольными фронтонами и сплошными пилястрами. Второй ряд окон значительно ниже первого. Кровля ныне утеряла свои первоначальные формы в процессе срочного, но не очень аккуратного ремонта; впрочем, не будь он выполнен, вся трапезная оказалась бы под угрозой полного разрушения, потому что крыши к концу ХХ века у неё практически не осталось. К сожалению, дальше этого спешного ремонта дело пока не идёт, и трапезная до сих пор не пригодна для использования. Между тем, до революции она являлась неотъемлемой частью церкви и составляла значительную часть её внутреннего пространства. Здесь были освящены два придела: во имя святых Космы и Дамиана Римских справа и во имя святителя Николая Чудотворца слева. Именно здесь хранилась почитаемая икона Космы и Дамиана. Кстати, главный престол храма, освящённый во имя Спаса Нерукотворного Образа, был холодным (протопить пространство такой высоты в ХIХ веке не представлялось возможным), поэтому в зимнее время все службы совершались только в приделе тёплой трапезной.
Общий облик храма определяет средний ярус, потому что именно он сильнее всего подчёркивает его главную особенность - необычный лепестковый план. Смелые угловые закругления удачно сочетаются с парами колонн, как бы продолжающими портиками над входом. Барочная церковь строилась в эпоху восторжествовавшего классицизма, и это не могло не отразиться на её облике. Самые яркие элементы этого стиля - аккуратные портики с двумя парами колонн и фронтонами, обрамляющие северный и южный входы. Особенную нарядность храму сообщают верхние ярусы барабанов. Они кажутся гораздо более декоративными по сравнению с другими элементами фасада, но на самом деле такой эффект создаётся лишь несколькими изысканными изгибами. В этой лаконичной точности отчётливо проявляется мастерство архитектора.
Устремлённый ввысь храм во имя свв. Космы и Дамиана по формальным признакам можно назвать пятикупольным, но его архитектурное решение настолько оригинально, что на самом деле не вписывается в это определение. Скорее это не пятикупольный, а пятибашенный храм, поскольку его малые главы покоятся не на традиционных, "растущих" из крыши, барабанах, а на высоких двухъярусных башнях, которые в свою очередь, стоят на полукруглых выступах на углах храма. Благодаря такому "лепестковому" основанию создаётся впечатление, что храм состоит из четырёх близко расположенных массивных, но изящных башен, соединённых между собой простенками. В нём есть что-то от сказочного замка, но в то же время сужающиеся кверху башни с золотыми крестами напоминают свечи в подсвечнике перед иконой. Во всём облике церкви подчёркнуто движение вверх. Четыре боковые башни не только отличаются большой высотой, но и расположены очень близко к центральной башне, что добавляет вертикальной динамики. Крыша храма - сильно покатая. Характерных для барокко украшений на фасаде немного, выступающие фигурные элементы присутствуют только в верхних ярусах башен, придавая всему храму изысканный "столичный" вид. В облике церкви, возведённой в эпоху расцвета классицизма, есть элементы и этого стиля. Боковые входы обрамлены двойными колоннами с тосканскими капителями, на которые опираются простые треугольные фронтоны. Над ними расположены ещё две пары колонн, подпирающие карниз под крышей здания. Алтарная апсида с пологой конической крышей сильно выступает за пределы основного объёма, но благодаря одинаковой высоте и симметричному расположению с трапезной не нарушает "вертикального" эффекта храма. Боковые входы и алтарная апсида храма украшены мозайками с изображениями святых. Самая большая из них находится по центру апсиды на месте прямоугольного окна, и изображает святого Георгия, поражающего змея. Апсида, как и два нижних яруса основного объёма, украшена пилястрами и мозаичными изображениями Спаса, Богородицы и Иоанна Предтечи; аналогичные изображения Николая Чудотворца и Космы и Дамиана расположены над входами.
Четырёхъярусная колокольня в духе классицизма при своей немалой высоте отличается лёгкостью и гармоничными пропорциями уменьшающихся объёмов. Три яруса в плане представляют собой четырёхугольники, верхний круглый ярус увенчан высоким шпилем с крестом. Храм и колокольня соединены двухэтажной трапезной и более поздней папертью. История не пощадила внутреннего убранства церкви. После закрытия храма в 1930-х годах от него не осталось и следа. Всё, что видит современный посетитель, заходя в церковь, - плоды трудов настоятеля и прихожан, появившиеся в последние полтора десятилетия. Нельзя не отметить, что работы выполнены замечательно - внутри храма по-настоящему светло и красиво. Особенное внимание обращает на себя новый иконостас. Его авторы отлично справились с трудной задачей "вписывания" иконостаса в необычный план храма, на всех четырёх углах которого расположены полукруглые башни. Иконостас как бы опоясывает весь храм - его конструкция не обрывается на краях восточной стены, а как бы совершает полный круг. Конечно, на других стенах в его нишах расположены уже отдельные иконы, но ощущение, что иконостас тебя окружает со всех сторон, остаётся. Кстати, "граница" между иконостасом и обычными иконами обозначена очень остроумно и деликатно: весь он состоит не из писаных, а из мозаичных икон, как бы перекликающихся с мозайками на внешних стенах храма. Высота храма вместе с крестами - более 30 метров, колокольни - более 35 метров. Длина фасада трапезной составляет чуть болше 20 метров, площадь помещения - почти 300 квадратных метров, однако площадь ныне действующей части церкви значительно меньше.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №38, 2013 г.