Тульский храм Благовещения Пресвятой Богородицы - поистине драгоценный самоцвет в оправе каменной городской архитектуры. Он является самым древним православным храмом Тулы, сохранившимся по сей день. Церковь расположена в самом центре старинного города, но в окружении современной архитектуры её не так-то легко разглядеть. Когда-то её главки и купола были видны издалека, равно как и слышен далеко разносившийся по округе колокольный звон. Благовещенский храм был устойчивым географическим ориентиром в Туле, благо место его постройки выбрали удачно. Рядом оказались торговые ряды, где всегда оживлённо и людно, а поблизости располагался Тульский кремль, сердце старинного города оружейников. Первое упоминание Благовещенской церкви в официальных документах, дошедших до нашего времени, датируется 1625 годом. В тогдашней писцовой книге она фигурирует как деревянное строение с приделом, освящённым во имя святого Василия Блаженного. Спустя 62 года в документальных источниках упоминается ещё один престол - в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, причём ряд краеведов полагает, что на тот момент он уже мог оставаться единственным на весь храм. Писцовые книги ХVII столетия весьма скудно описывают состояние Благовещенского храма и жизнь его прихода. Известно, что большую его часть составляли посадские люди, а также "казённые кузнецы", которых немало было в граде оружейных дел мастеров. Жили в приходе и так называемые богадельные нищие.
Вплоть до 1692 года Благовещенская церковь оставалась деревянной, после чего было решено возводить каменное здание. На сегодня в точности неизвестно, что явилось тому причиной. Скорее всего, очередной пожар, уничтоживший, либо сильно повредивший в самом начале 1690-х годов прежнее здание храма. Так или иначе, но в 1692-м каменный Благовещенский храм уже существовал. С небольшими переделками и незначительными изменениями его первоначальный облик сохранился до сегодняшнего дня - именно таким это здание и строилось, тем оно сегодня и ценно с исторической и архитектурной точки зрения. В новом здании церкви был оборудован боковой придел, во имя святителя Леонтия Ростовского его освятили в том же 1692 году, а в честь Иверской иконы Божией Матери, особо почитаемой туляками, он был освящён намного позже. Интересным историческим свидетельством своей эпохи является примыкающая к трапезной Благовещенского храма высокая колокольня. Она шатрового типа, что в период строительства всего церковного комплекса было большой редкостью. Дело в том, что Патрирх Никон, занимавший с 1652 года патриарший престол, активно боролся с тем, что он называл "обмирщением" русского церковного зодчества. И шатры в архитектуре были предметом особого запрета: в каждой выданной Патриархом храмозданной грамоте непременно предписывалось "храмы возводить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить".
Тем не менее, строители Благовещенской церкви сумели обойти этот запрет, поскольку официально он касался лишь устройства и форм завершения основных церковных объёмов, не касаясь звонниц. Поэтому колокольня этой тульской церкви имеет шатёр на вполне разрешительных основаниях. История сохранила для потомков имя инициатора возведения Благовещенского храма в камне и его главного мецената. Это священник, прежде служивший в старой, деревянной церкви Благовещения, известный в мире русского православия как старец Феодосий. Его мирское имя - Феофилакт Фёдоров, и происходил он из торговой семьи уважаемого в Туле купеческого рода. Его отец Феодосий Кириллович в молодости содержал лавку "в калашном ряду, против кружечного двора", однако позднее отошёл от мирских дел, приняв монашество и схиму. Его примеру последовал и сын, имевшей жену и сыновей, но избравший духовную жизненную стезю. На сегодняшний день в точности неизвестно, в какой временной период Феофилакт Феодосиевич служил священником в Благовещенском храме Тулы, однако в 1666 году он уже был иеромонахом Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в городе Воскресенске (ныне Истра). А четверть века спустя, уже известный в православных кругах как старец Феодосий, бывший тульский священник Благовещенского храма, стал игуменом Троицкого монастыря в астраханском кремле. Феодосий часто вспоминал родной город. Покинув Тулу, он желал всем сердцем оставить здесь о себе хорошую память. Здесь были его корни, к тому же оставались родные братья: Афанасий был иеромонахом, а иеродиакон Мефодий также служил в Благовещенской церкви. Вместе с Мефодием Феодосий решил собрать деньги на постройку каменного здания храма Благовещения пресвятой Богородицы.
Согласно исторической справке о храме, памятнике истории и архитектуры, опубликованной в 1999 году в "Вестнике Тульской Православной классической гимназии" №2 священнослужителем Евгением Лапенковым, "постройка каменного храма была осуществлена на "келейные деньги" старца Феодосия (в миру Феофилакта Фёдорова, бывшего священника в то время ещё деревянной церкви Благовещения) и на оброчные доходы с земли в Туле". В данном случае "келейные" означают личные средства старца Феодосия. Вместе с доходами от церковных земель они составили необходимый капитал для постройки нового здания храма. Информация об этом содержится на каменной плите, вытесанной из белого известняка, сохранившейся до наших дней в притворе Благовещенской церкви. Сведения на ней вырезаны славянской вязью, текст датируется ХVII веком. Впервые он был опубликован "Тульскими епархиальными ведомостями" в 1862 году, а спустя 16 лет плита была очищена от нескольких слоёв цемента, извести и краски, после чего клирик Тульской епархии, протоиерей Ростислав Лозинский провёл научное исследование и полностью расшифровал текст. Придел храма, освящённый во имя Леонтия Ростовского, поначалу располагался внутри основного объёма здания, покуда в 1760 году не был перенесён в правую область трапезной, предварительно расширенную для этого. Тридцать лет спустя тесовую кровлю храма заменили железной, а также растесали окна храмового алтаря. В 1804 году расширили и другие оконные проёмы, вследствие чего внешний облик Благовещенской церкви слегка изменился.
Середина ХIХ столетия в жизни Благовещенской церкви была ознаменована обустройством правого храмового придела (1858), который заменил волею прихожан прежний Леонтиевский придел. Для этого к южному фасаду трапезной добавили пристрой ассиметричной формы. Новый придел был освящён в честь Иверской иконы Божией Матери, которая пребывала в храме. Придел же Леонтия Ростовского перенесли на левую сторону трапезной. Таким образом прихожане Благовещенской церкви решили воздать должное светлому Иверскому образу, который, по их мнению, спас и храм, и всю Тулу от губительного пожара 1850 года. По некоторым другим данным, этот пожар мог произойти десятью годами ранее. Согласно церковному преданию, огонь разгорелся поблизости от храма Благовещения. При этом поднялся сильный ветер, пламя могло перекинуться на церковное здание, а затем и на другие городские постройки. Чтобы утихомирить огненную стихию, из церкви вынесли Иверский образ, после чего ветер стих, и пожар удалось потушить. В городе сразу заговорили о чудотворной иконе, и местные купцы не преминули обновить для неё богатый оклад.
Во второй половине ХIХ столетия приход церкви Благовещения Пресвятой Богородицы увеличился, превысив численностью 600 человек. В связи с этим в храме активизировалось социальное служение: в 1892 году здесь открылась церковноприходская школа, увеличился приток обездоленных людей в богадельню при храме, о деятельности которой документальные источники свидетельствовали ещё в 1785 году. Однако уже с началом нового ХХ столетия ситуация стала меняться. Число прихожан и вообще верующих как в Туле, так и по всей России постепенно уменьшалось, поскольку революционные идеи атеизма и богоборчества стали занимать умы и настроения всё новых и новых людей, прежде всего выходцев из рядов городского пролетариата. После революции в храме ещё довольно долго продолжались богослужения. Только в 1932 году двери его были закрыты для прихожан, и власти стали срочно подыскивать зданию новых хозяев. Пора безвременья для Благовещенской церкви растянулась до 1990-х годов. В её здании долгое время размещался склад товаров Росглавбакалеи, а поблизости с храмом, буквально под его стенами, была построена автостанция. При этом ни новые хозяева здания, ни его соседи и не думали хоть как-то заботиться о сохранности исторического памятника, уникального для тульской городской архитектуры. Более того, поскольку складские помещения в окнах не нуждались, оконные проёмы заложили кирпичом, полностью нарушив циркулирование воздуха внутри храма. Вследствие этого в здании шёл интенсивный процесс гниения товаров, в особенности зерновых, стала проявляться и накапливаться сырость, медленно разрушавшая как фасады, так и внутреннее убранство, в особенности уникальные настенные росписи. Фрески стали блёкнуть, штукатурка крошиться и рассыпаться, а деревянные конструкции начали попросту гнить. Ещё больший ущерб был нанесён церковной колокольне. В её фундаменте и на фасадах стали появляться и расти трещины, так что очень скоро можно было наблюдать очевидный крен здания. Положение ухудшало и присутствие рядом автостанции. Когда же здание храма окончательно сочли негодным для хранения в нём товаров, его законсервировали, попросту заколотив двери, благо окон в храме уже давно не было.
Фактически здание Божиего дома было брошено и обречено на медленное умирание. Как часто бывало в России, имя этого тульского храма носила улица, на которой он стоял - Благовещенская. С приходом советской власти её переименовали в Советский переулок - Советская улица в Туле к тому времени уже была, - но историческая справедливость впоследствии восторжествует, и в 1995-м она вернёт своё дореволюционное название, и по сей день пребывая Благовещенской. Конечно, ни историки с краеведами, ни городская общественность во главе с прихожанами не оставляли попыток спасти здание храма. Совместными усилиями удалось добиться того, что в 1960 году бывшая церковь Благовещенская, согласно постановлению Совета Министров РСФСР, была взята под охрану государством как памятник истории и древней архитектуры. После этого храм начали постепенно приводить в порядок, как того требовал его теперешний статус, однако процесс был вялотекущим. Первая за все годы советской власти реставрация была организована только в начале 1970-х годов. Её проводили тульские и московские специалисты, рабочие треста "Росреставрация". Их работа затронула лишь ряд архитектурных деталей храма и его подклетную чать. Здание по-прежнему продолжало постепенно разрушаться.
Подлинное возрождение храма началось с 1990 года, когда Тульский облисполком постановил возвратить его верующим и после необходимого ремонта возобновить проведение богослужений. Тогда же был зарегистрирован и приход. Однако перспектива возобновления богослужений в старинном храме поначалу представлялась весьма отдалённой. Его здание по-прежнему находилось в аварийном состоянии, и после обследования экспертными комиссиями был вынесен категорический вердикт: эксплуатацию запретить, службы не проводить. На тот момент через церковные своды уже пролегла рассекающая их глубокая трещина, так что из дугообразных перекрытий уже начали один за другим выпадать кирпичи. Впереди отчётливо замаячил угрожающий исход - окончательное закрытие. Положение было столь серьёзно, что даже приходское собрание сочло восстановление его здания невозможным, "ввиду огромного объёма строительных и ремонтно-реставрационных работ, а также учитывая заключение экспертных комиссий о непригодности храма к эксплуатации". Поэтому собрание прихожан направило митрополиту Тульскому и Белёвскому Серапиону, а также в Тульский горсовет просьбу закрыть Благовещенскую церковь, а взамен передать её общине городской храм Апостолов Петра и Павла. Тем не менее, среди верующих Тулы нашлось немало людей, вознамерившихся спасать древнюю церковь. Они объединились вокруг протоиерея Льва Махно, настоятеля тульского храма Двенадцати Апостолов, который летом 1990 года был назначен и главным радетелем о Благовещенской церкви. Вместе они приложили максимум усилий для того, чтобы восстановить церковное здание. Участники тех событий вспоминали: только одного мусора из храма и прилегающей к нему территории было вывезено около сотни тракторных прицепов. Затем настала очередь электричества и отопительной системы, оперативно проведённых и установленных в здании. Проход был перекрыт надёжной чугунной оградой. Все работы осуществлялись на добровольные пожертвования туляков. Ещё осенью 1990-го для реставрации церковных куполов были установлены строительные леса. На следующий год в храм по приглашению настоятеля о. Льва Махно прибыли московские специалисты. Кровля храма была полностью заменена, а купола покрыли специальной красной медью, ярко блестевшей при солнечном свете. Внутри храма строители отремонтировали своды и потолки, заделали многочисленные трещины, предотвратив опасность разрушения здания. Также пришлось проводить в здании целый комплекс дренажных работ, в частности осушать глубокие подвалы храма. Там, в подалтарной области была обустроена ризница, а под основным объёмом храма в течение всего ремонта работала столярная мастерская, обеспечивая строителей и реставраторов всеми необходимыми деревянными конструкциями.
Весна 1991 года для Благовещенской церкви была ознаменована возвращением её звонов. Усилиями многочисленных друзей и радетелей о храме были найдены и возвращены оригинальные колокола, отлитые в ХVIII-ХIХ веках. Они были сняты с его звонницы ещё в годы советской власти. В марте, в день праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, прихожане собрались вокруг родного храма, чтобы воочию увидеть водружение на Благовещенскую колокольню её семи "звонов". Самый большой из них весит 22 пуда, как по старинке принято измерять тяжесть звонов, а наименьший - один пуд. Наиболее древний благовещенский колокол датируется 1771 годом, а возраст самого "молодого" - на столетие меньше. Через год, 7 апреля 1992 года, в престольный праздник, прихожане церкви отметили трёхвековой юбилей постройки каменного храма. К этой знаменательной дате было приурочено и торжественное освящение главного престола храма. Три года спустя Благовещенская церковь обрела ещё один престол, освящённый во имя иконы Божией Матери "Утоли моя печали". Летом 2009 года свой нынешний вид обрели и купола. Их заново отреставрировали - главный купол основного объёма здания был покрыт традиционным для русских храмов сусальным золотом, а малые главки стали синего цвета, который символизирует в православной традиции Богородицу. На колокольне Благовещенской церкви установлены новые часы. Их монтажом занимались специалисты филиала Российской академии наук из подмосковной Черноголовки. Часы стали заменой прежнему настенному хронометру дореволюционных времён, утраченному в годы советской власти. На четвёртом веку своей славной и многотрудной истории храм Благовещения Пресвятой Богородицы остаётся одной из главных исторических и архитектурных достопримечательностей Тулы, без которой трудно представить сегодняшний город русских оружейников.
Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №390, ООО "Де Агостини", 2020