Одноглавая церковь в стиле ампир с трапезной и колокольней, увенчанной небольшим куполом со шпилем и крестом, построена по проекту архитектора Ф.М. Шестакова.
Вохна, затем Вохонская волость, в центре которой находился будущий Павловский Посад, известна со времён Ивана Калиты. В 1571 году царь Иоанн IV Грозный "выменял" ряд селений у Троице-Сергиева монастыря в обмен на свою дворцовую волость Вохна. К 1594 году, по первой сохранившейся писцовой книге тех мест, на погосте "Уполозы на р. Клязьме" этой волости упоминается "церковь Пречистые Богородицы, древяна, клетцки, а в церкве образы и книги и всякое церковное строение мирское" - т. е. собранное и созданное местными сельскими "мирами", ещё до передачи волости в обитель преподобного Сергия. В той же книге впервые упомянута и ближайшая к погосту "дер. Савурово ...на Клязьме", которая со временем слилась с погостом и стала селом Сауровым.
К началу ХIХ в. стоявшая здесь деревянная церковь, построенная на месте первой в 1704 году, сильно обветшала. В 1830 году по благословению митрополита Филарета (Дроздова) на средства помещика Рюмина и усердием прихожан была построена новая каменная церковь с каменной колокольней. В это время приход считался многолюдным, поскольку к храму были приписаны жители многих деревень. В 1881 году на приходе "проживало 2000 душ". В прилежащих к храму сёлах и деревнях в третьей четверти ХIХ столетия стали появляться фабрики: бумаготкацкая, шёлковая и полушёлковая.
В 1890-х годах местный уроженец Иван Петрович Абрамов, хозяин платочной фабрики в Корнево, заново отделал Богородицерождественский храм. В церкви было освящено четыре престола: Рождества Пресвятой Богородицы, пророка Илии, святителя Николая, апостолов Петра и Павла. Петропавловский, крестильный, храм пристроен в 1902 году, между трапезной и колокольней с южной стороны церкви Рождества Богородицы. В храме несколько иконописных изображений пророка Илии, отдельных и в составе других образов, а также цикл росписей, посвящённых этому святому. Иконостас центрального придела архитектурно разбит на три яруса с помощью ордерных элементов, при этом он имеет пять смысловых рядов. Иконостас выдержан в стиле ампир, поставлен в 1830-х гг. Врата его богато украшены резьбой; в центре врат - утопающая в завитках аканта круглая икона Благовещения, а по краям - прямоугольные образа евангелистов.
Местные образа Спаса Вседержителя и Успения Пресвятой Богородицы - самые ранние иконы храма (ХVII в). Образ "Успения Богоматери" представляет развёрнутую иконографию: в верхней части иконы изображены апостолы, которые были перенесены по повелению Божиему "на облацех", чтобы почтить Пресвятую Деву ("облачное Успение"). Икона Богоматери "Всех скорбящих Радость" в местном ряду иконостаса сауровского храма - образец позднего, но весьма торжественного иконографического извода конца ХIХ века: Богоматерь изображена в центре со скипетром в руках, внизу живописная группа людей с ангелами, один из которых церемониальным жестом указывает на Богородицу, другой указывает "скорбящих" тканью. Вверху, за антаблементом, располагаются иконы пророков и праотцев на больших прямоугольных досках, а также семь круглых икон с сюжетами Страстного цикла, объединённые полукруглым образом Распятия. А весь этот цикл, да и весь иконостас в целом венчает икона Воскресения.
Теперь рассмотрим южный и северный иконостасы. Предполагают, что северный и южный иконостасы установлены после 1870 года. Придельные трёхъярусные алтарные преграды декорированы в духе эклектики, с элементами псевдорусского стиля. Иконостасы приделов, их конструкции и убранство схожи. Над Царскими вратами - сени в виде своеобразного балдахина с кистями. Диаконские двери расположены не зеркально, т. к. дверца южного иконостаса находится на "завороте" иконостаса - сбоку. Ряды имеют килевидные завершения, напоминающие кокошники; в каждом из ярусов - лепные головки ангелов. Верхний ярус украшен свисающими характерными для стиля ампир изысканными гирляндами. Царские врата Никольского и Ильинского приделов благодаря их художественному решению являются украшением этих иконостасов: Богоматерь с Архангелом Гавриилом на вратах в композиции Благовещения расположены в киотцах, напоминающих кокошники, которые установлены на резных столбиках. Местная икона Спаса Смоленского с припадающими Сергием и Варлаамом точно представляет данную иконографию, восходящую к истории чуда 1521 года при нашествии Махмет-Гирея. Справа в иконостасе почитаемая икона свт. Николая в сплошном серебряном окладе с шестью клеймами жития, расположенными вверху и внизу иконы: четыре из них посвящены житию святого (Рождество, "чудо в купели", "поставление во епископа" и Успение) и два - наиболее известным чудесам святителя. Оформление клейм арочками делает икону торжественной и выразительной, что вторит подобному убранству Царских врат придела и иконостаса в целом. Иконные чины иконостасов венчаются образом Страшного Суда в северном приделе и Знамением - в южном. Иконы овальной формы, укреплённые над Деисусом, смягчают абрис иконостаса; интересен выбор этих образов для придела святителя Николая: апостолы Симон Зилот и Иуда, брат Господень.
С самого начала Богородицерождественский храм строился от некоторого избытка, и в конце ХIХ века, согласно клировой ведомости 1887 года, церковь села Саурово была "церковной утварью достаточна". В советское время храм не закрывался, и в нём сберегались многие иконы, в том числе и из других храмов. Интерес представляет двусторонняя икона "Воскресение Христово. Рождество Богоматери" в большом киоте перед солеёй. Образ Рождества Богородицы - в одном из распространённых изводов для конца ХIХ - нач. ХХ столетия, характерном как для икон, так и для настенных росписей. Эти изображения восходят к образу Богоматери "Исааковская", на которых аналогичное расположение персонажей: праведный Иоаким молится, воздев очи горе, святая Анна привстала на ложе, на переднем плане изображена повитуха. Из других почитаемых икон этого придела - Иверская икона Божией Матери начала ХХ столетия. Интересна икона "Целование Иуды". Списки образа "Целование Иуды" находятся в ЦАКе и Николо-Берлюковской пустыни: икона вписана в круг на всех списках. Особенность образа в храме села Саурово - её большой размер и четыре клейма с изображением сюжетов Страстей Господних, расположенных вверху и внизу иконы. В храме сохранилась икона, представляющая несомненный исторический интерес: огромная икона "Страшный суд" (конец ХVII - нач. ХVIII вв.), располагается в тёплом притворе церкви.
Некоторые иконы размещены в ризнице храма. Большая часть из них выносится на аналой для поклонения в соответствующие праздники; здесь есть полное собрание икон Двунадесятых праздников конца ХIХ - нач. ХХ столетия. Роспись храма осуществлена в 1890-х годах, в тот период, когда И. П. Абрамов "возобновил" церковь. Некоторые композиции были переписаны заново, видимо, в начале ХХ столетия, и в последние несколько десятков лет поновлялись. В куполе большое изображение "Сопрестолие"; вокруг него - летящие ангелы со свитками, а в барабане между окон располагаются более традиционные фронтальные фигуры архангелов. В числе самых выразительных и крупных сюжетов, которые находятся в трапезной храма на южной и северной стенах, - изображение пророка Илии перед горящим жертвенником и "многолюдная" композиция "Святитель Николай на суде Ария".
Храм в селе Саурово обладает богатым иконным собранием ХVII-ХХ вв. С ХIХ века в нём сохранились иконостасы без существенных поновлений их живописи. Очевидно, что некоторые иконные комплексы - например, в заворотах иконостаса - и расположение образов по стенам храма оставались без особых изменений в течение полутора веков. В ризнице в особом порядке хранятся небольшие иконы, которые выносятся для богослужений в соответствующие дни. В алтаре устроено особое хранилище для больших образов, которые в течение более чем столетия жертвовались в церковь. В целом интерьер храма помогает составить полное впечатление об убранстве подобных церквей в первой половине ХIХ века и его бытовании в последующее столетие.
Из журнала: "Московские Епархиальные Ведомости". №2/2021/ Курбатова Ж. А. Иконописное и живописное убранство Богородицерождественского храма в селе Саурово