ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Павловский Посад. Церковь Воскресения Словущего.


Павловский Посад. Церковь Воскресения Словущего
Церковь. Действует.  
Престолы:Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова), Димитрия Солунского, Сергия Радонежского
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:1839. Дана датировка колокольни (сохр.) и трапезной (снесена в 1950-х). Тогда же снесён основной объём (1703-1710, перестр. 1875). Церковь заново обустроена в 1998 в колокольне и советской пристройке (1967).
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Россия, Московская область, г. Павловский Посад, ул. Мира, д. 1

Координаты: 55.78397, 38.6506



Сортировка:

Церковь Воскресения Словущего, , Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Hramsohran
15 августа 2021
Церковь Воскресения Словущего, , Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
12 августа 2017
Церковь Воскресения Словущего, , Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Flash rockin' man
12 августа 2020
Церковь Воскресения Словущего, , Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Алексей Кротов
23 марта 2015
Церковь Воскресения Словущего, , Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
8 августа 2013
Церковь Воскресения Словущего, , Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
15 сентября 2009
Церковь Воскресения Словущего, , Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
15 сентября 2009
Церковь Воскресения Словущего, 		      <br>, Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
15 сентября 2009
Церковь Воскресения Словущего, 		      <br>, Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
15 сентября 2009
Церковь Воскресения Словущего, , Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
3 февраля 2005
Церковь Воскресения Словущего, , Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Сергей Марцевич
14 января 2024
Церковь Воскресения Словущего, , Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
11 августа 2016
Церковь Воскресения Словущего,  Часы-куранты<br>, Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Часы-куранты
Лариса Седова
17 мая 2008
Церковь Воскресения Словущего, Колокольня после ремонта<br>, Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Колокольня после ремонта
Margarita
8 февраля 2008
Церковь Воскресения Словущего, , Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
oldboy
20 ноября 2013
Церковь Воскресения Словущего, Южные ворота храма<br>, Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Южные ворота храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Пётр Иевлев.
1 января 1900
Церковь Воскресения Словущего, Здание приходского училища<br>, Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Здание приходского училища
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Пётр Иевлев.
1 января 1900
Церковь Воскресения Словущего, Последние дни собора, снос<br>, Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Последние дни собора, снос
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Пётр Иевлев.
1 февраля 1957
Церковь Воскресения Словущего, Источник - Госкаталог, Оригинал - музей Щусева<br>, Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Источник - Госкаталог, Оригинал - музей Щусева
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
1 июля 1930
Церковь Воскресения Словущего, Приблизительная датировка: 1920-1930-е гг.<br>, Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Приблизительная датировка: 1920-1930-е гг.
Алексей Кротов
1 января 1920
Церковь Воскресения Словущего, , Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Пётр Иевлев.
1 января 1900
Церковь Воскресения Словущего, , Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Пётр Иевлев.
1 января 1900
Церковь Воскресения Словущего, , Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Пётр Иевлев.
1 января 1900
Церковь Воскресения Словущего, , Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Пётр Иевлев.
1 января 1900
Церковь Воскресения Словущего, Эту фотографию я сделал лично в 1966, когда мне было 13 лет и я только учился фотографировать.<br>, Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Эту фотографию я сделал лично в 1966, когда мне было 13 лет и я только учился фотографировать.
uuee
??
Церковь Воскресения Словущего, Фото с сайта http://all-photo.ru<br>, Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Фото с сайта http://all-photo.ru
Андрей Агафонов
??
Церковь Воскресения Словущего, Фотоснимок с дореволюционной почтовой фотокарточки нач. ХХ века.<br>, Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Фотоснимок с дореволюционной почтовой фотокарточки нач. ХХ века.
Алексей Кротов
??
Церковь Воскресения Словущего, Фотоснимок с дореволюционной почтовой фотокарточки нач. ХХ века.<br>, Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Фотоснимок с дореволюционной почтовой фотокарточки нач. ХХ века.
Алексей Кротов
??
Церковь Воскресения Словущего, Почтовая карточка нач. ХХ века.<br>, Павловский Посад, Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Московская область
Почтовая карточка нач. ХХ века.
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Урванова Наталья  28 июля 2003

В центре Павловского Посада, на берегу р. Вохны, одиноко стоит высокая колокольня. На её верхнем, четвёртом ярусе установлены часы с боем. Это всё, что осталось от трёхпрестольного, с приделами святого великомученика Дмитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского (в трапезной) Воскресенского собора. Впервые о Воскресенской церкви упоминается в 1665 году Каменный же храм был выстроен в 1703 году. В начале он был очень небольшой и невысокий, с острой четырехскатной крышей и одною малою главкою, с одноярусной невысокой колокольней. Наружный вид этого храма в первый раз изменился в 1838-1839 гг., при церковных старостах Аниките Петровиче Нырнове и Андрее Семеновиче Лабзине: была построена настоящая колокольня.

Второе изменение наружного вида храма последовало в 1850 году, когда он был возвышен накладкою стен и купола, на котором устроено 5 глав. Еще большая перемена в наружном и внутреннем виде храма произошла в 1860 году, когда при церковном старосте Василие Ивановиче Грязнове на месте малого прежнего Воскресенского алтаря построен настоящий обширный, а придельные алтари перенесены в одну линию с настоящим и расширен храм в южную и северную стороны по 15 аршин. Такое же изменение произошло и в 1875 г., когда при церковном старосте Якове Ивановиче Лабзине был устроен второй купол на трапезе с изменением типа ее крыши. Внутреннее благоустройство и украшение храма шло также последовательно, как и внешнее. Воскресенский храм по своему благоустройству и благолепию может считаться одним из лучших провинциальных храмов. В 1899 году начались работы по реставрации стенной живописи, которая заменялась дорогою художественною и исполнялась известным художником Я.Е. Епанешниковым.

Храм закрыли ещё в 1920-х гг. Последним настоятелем был о. Николай Русинов, В то время гонениям подвергалось не только само духовенство, но и члены семей священнослужителей. Сын о. Николая, Иван, отсидел 10 лет в Соловецком лагере. Сразу после закрытия храм начали разрушать. Из кирпича его ограды в 1926 г, построена баня, В 40-х гг. XX в. подгнили перекрытия и провалился купол, после чего были разобраны и стены. Рядом с колокольней - каменный столбик-часовенка, обозначающий место, где находился алтарь первой деревянной церкви, построенной ещё святым благоверным князем Дмитрием Донским. При храме на средства Кирилло-Мефодиевского общества содержалась церковно-приходская школа (с 1905 г. двухклассная смешанная), директором которой был протоиерей Павел Доброклонский. В ней преподавал псаломщик собора Тихон Михайлович Троицкий (автор книги о павловопосадских храмах). Когда церковно-приходская школа была преобразована в женскую прогимназию, Закон Божий в ней вёл о. Илья Попов. Церковными старостами были самые уважаемые в городе люди, творцы знаменитых павловских платков Василий Иванович Грязнов и Яков Иванович Лабзин.

12 мая 1918 г. в Павловском Посаде началось восстание против большевиков. Толпа окружила здание Совета, его охрана отстреливалась. Тревожно гудел соборный колокол. Здание Совета подожгли, все осаждённые погибли. В тот же день в Павловский Посад прибыли вооружённые отряды из Богородска, Орехово-Зуева, Дрезны. Начались аресты и расстрелы жителей. Первым пострадало духовенство Воскресенского храма.

В 1939 году Собор был закрыт и отдан под склады боеприпасов. Через некоторое большая часть Храма была разрушена взрывом. Все что осталось от трехпридельного храма с 12-ю куполами – это колокольня. Позже здание было отдано городскому краеведческому музею, который просуществовал до 2000 года. С августа 2002 года настоятелем храма является священник Кувшинников Александр Сергеевич. В храме действует воскресная школа и летняя детская площадка.

http://pposad.orthodoxy.ru/?page_id=311


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 апреля 2018

По писцовым книгам Московского уезда, в Вохонской волости, в 1577 – 78 гг. находилась вотчина Троицы-Сергиева монастыря «погост Дмитриевский на речке Вохне, а на погосте церковь Дмитрия Солунского, да теплая церковь св. Георгия муч. Христова». Под 1623 – 24 гг. написано: «церковь Дмитрия Солунского древянна клетцки, да теплая церковь, а в ней два престола: Страстотерпец Христов Георгий и чудотворца Сергия, а в них образы и книги, и свечи, и колокола той же Вохонской волости все мирское строение; на церковной земле во дворе поп Иван, во дворе поп Антон, во дворе дьячок Федька Карпов, во дворе пономарь Герасимко Ерофеев, во дворе просвирница Ирина, да на церковной земле 5 келий, в них живут нищие, питаются от церкви Божией; пашни церковной земли 13 чети в поле, сена по речке Вохонке 10 копен, лесу дровяного 6 десятин с полудесятиною.

На том погосте сельцо Павлово, а в нем крестьян и бобылей 26 дворов, да в сельце торжок, торгуют по воскресеньям, а в том торжку 30 лавок рубленных и 20 скамей, а в тех лавках торгуют той же Воховской волости крестьяне, а оброк с тех лавок платят в монастырскую казну на год по 2 руб. по 5 алтын с деньгою, и из монастыря же те лавочные и с того же торжку таможенные деньги с 1623 г. платят на Москве в государеву казну в Большом приходе на год по 30 рублев».

В 1646 г. «в селе Павлове церковь вмч. Димитрия, да вмч. Георгия, да Парасковеи, нарицаемой Пятницы, у церквей во дворе поп Иван, во дворе другой поп Иван же, во дворе дьячок Федка Остафьев, во дворе пономарь Данилка Тиханов, во дворе просвирница Ирина; на церковной земле 3 двора бобыльских, крестьянских и бобылей 44 двора»; в 1678 г. в селе числилось 63 двора крестьянских и 6 дворов бобыльских, в них 196 чел.

По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа за 1680 г. «в селе Павлове, что на речке Вохонке, на погосте церковь св. Димитрия Солунского деревянная, у церкви во дворе поп Патрикей Шитов, во дворе поп Яков Иванов, во дворе дьячок Алешка Ильин, во дворе пономарь Илюшка Иванов, во дворе просвирница; церковной пашни по 8 чети в поле, сена в полях, да на пустоши Зимнице и в отхожих лугах на 100 копен, да на лужке Барановском по реке Клязьме пашни паханные 2 чети». В книге под 1686 г. отмечено: «в селе Павлове церковь Воскресения, да в приделе св. Димитрия Солунского, дани 3 руб., 24 алтына, 2 деньги, заезда гривна».

12 июня 1703 г. выдан антиминс, по благословенной грамоте, в новопостроенную церковь во имя Воскресения Христова с приделы в село Павлово, той же церкви попу Игнатию Патрикееву. В 1704 г. в селе Павлове церковь Воскресения Христова каменная. 9 августа 1710 г., по благословенной грамоте, отпущен антиминс для освящения церкви во имя Воскресения Христова в Московский уезд, в село Павлово, под расписку попа той же церкви Игнатия.

При церкви Воскресения Христова были священники: Игнатий Патрикеев 1704 – 10 гг., Семен Игнатьев 1704 – 22 гг., Алексей 1704 г., Петр Яковлев 1700 – 15 гг.; диакон Григорий Игнатьев 1704 – 22 гг., дьячки: Степан Ильин 1704 – 09 гг., Иван Степанов 1715 – 22 гг., пономарь Нестор Андреев 1715 – 22 гг.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г.

Храм Воскресения Словущего (бывший Воскресенский собор) ведет свою историю от первого в окрестностях села Вохна (ныне Павловский Посад) деревянного храма, который был возведен над рекой Вохонкой святым благоверным князем Димитрием Донским во время его владения Вохонской волостью с 1340 по 1389 гг. и освящен во имя великомученика Димитрия Солунского.

В XV в. на этом же месте был построен еще один храм — во имя великомученика Георгия Победоносца с устроенным в XVII в. приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. В Смуту деревянные храмы уничтожались иноземцами, и в писцовых книгах за 1665 г. упоминается лишь о новой церкви в честь Воскресения Христова.

В 1703 г. началась постройка каменной Воскресенской церкви с приделами во имя великомученика Димитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского. В 1710 г. церковь освятили.

В 1784 г. в семье псаломщика Воскресенского храма Димитрия Егорова родился сын, впоследствии прославленный как святитель Иннокентий Пензенский.

В 1838—1939 гг. храм дополнили трапезной и колокольней. Впоследствии церковь расширили, и она вмещала до пяти тысяч человек. Начиная с петровских времен, штат храма был обеспечен во всех отношениях.

С 1860 по 1869 гг. старостой храма был один из основателей Павловской платочной мануфактуры Василий Иванович Грязнов, прославленный теперь как местночтимый святой Московской епархии праведный Василий Павлово-Посадский. Он же явился основателем Покровско-Васильевского монастыря. Его компаньон и родственник Иаков Иванович Лабзин перенял у него должность старосты Воскресенской церкви и также много потрудился для устроения и украшения храма.

За свое величие храм часто назывался в народе собором. Он славился своим хором и колокольным звоном. В 1887 г. при храме учредили Общество хоругвеносцев.

В 1891 г. на колокольне установили часы-куранты с немецким механизмом, игравшие несколько мелодий, в том числе и «Боже, царя храни». Куранты эти являются достопримечательностью Павловского Посада, и за их исправным ходом наблюдает мастер из династии часовщиков.

Многие из священников собора во время гонений приняли мученическую кончину. Одним из них был священномученик Алексий (Воробьев). Он служил в соборе с 1930 по 1935 гг. В 1936 г. храм передали обновленцам, а в 1939 г. закрыли. В 1944 г. попытки горожан получить разрешение на открытие храма, окончились неудачей. Огромное здание собора использовалось под склад зерна, радиодеталей завода «Экситон». Под предлогом ветхости здания Воскресенский собор снесли в 1950-х гг. Колокольня с курантами послужила пристанищем для местного краеведческого музея. Изображение колокольни стало использоваться как символ Павловского Посада.

В 1998 г. тщанием насельников Покровско-Васильевского мужского монастыря здание колокольни было возвращено Русской Православной Церкви. В храме совершались богослужения. В 2002 г. в храм Воскресения словущего (бывший Воскресенский собор) был назначен настоятель, и приход начал свою самостоятельную жизнь.

http://ppvoskress.cerkov.ru


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  17 февраля 2024

Одним из символов Павловского Посада является высокая колокольня Воскресенской церкви со старинными башенными часами. Основное здание пятиглавого храма с приделами Димитрия Солунского и Сергия Радонежского было разрушено до основания в 1950-е годы, поэтому сегодня церковная община собирается для служб в первом ярусе уцелевшей колокольни. В семье псаломщика Воскресенского храма родился святитель Иннокентий – епископ Пензенский и Саратовский, замечательный подвижник и богослов Русской церкви XIX века.

Писатель Е.Н. Поселянин (Погожев) издал в 1900 году книгу «Русские подвижники XIX века», состоящую из сорока пяти биографических очерков о выдающихся праведниках столетия. В ней ведется рассказ о мужчинах и женщинах, мирянах и священниках, высоких иерархах и простых монахах. Многие из списка позднее были официально канонизированы церковью, другие же – почитаются народно. Первые два очерка посвящены митрополиту Филарету (в миру – Василий Михайлович Дроздов) и святителю Иннокентию Пензенскому (в миру – Иларион Дмитриевич Смирнов). Поместив этих подвижников XIX века в самое начало книги, Поселянин не только выделил их значение, но и отметил духовное сходство. Оба святителя жили в одно время, были хорошо образованы, благочестивы и преданы православию. Они были знакомы между собой, а недоброжелатели даже называли их соперниками и конкурентами. Вот что писал О. Бодянский об этой параллели со святителем Филаретом в предисловии к изданию писем владыки Иннокентия княгине Софии Сергеевне Мещерской: «Замечательно, что Иларион по месту и времени своего образования и прохождению преподавания следовал непосредственно за своим знаменитым земляком по рождению Василием Михайловичем Дроздовым. Оба они были московские: один сын коломенского дьякона, другой сын дьячка села Павлова или Павловского Посада, славного своими фабриками, заводами и ярмарками на р. Клязьме и Вохонке, на железной Владимирской дороге, в 67 верстах от столицы».

Святитель Иннокентий родился 30 мая (по старому стилю) 1785 года у дьячка Воскресенской церкви Павловского Посада Дмитрия Егорова. Он прожил короткую, но удивительно плодотворную жизнь, скончался в сане епископа Пензенского и Саратовского в возрасте 35 лет. На Пензенской кафедре, с которой теперь навсегда связано его имя, он пробыл только три с небольшим месяца. Владыка Иннокентий впервые приехал в Пензу 21 июня 1819 года, а уже 10 октября скоропостижно умер, и был погребен в приделе местного собора. Причинами столь раннего ухода стало слабое от природы здоровье и конфликт с могущественным обер-прокурором Синода князем Александром Голицыным. Духовное образование будущий святитель получил в московской перервинской семинарии, где за кроткий нрав он получил прозвище Смирнов. Из Перервы семинарист перешел в Лавру. В 1809 году принял монашеский постриг и вскоре стал игуменом подмосковного Николо-Угрешского монастыря. Уже в 1812 году молодой игумен был вызван в Санкт-Петербург для работы инспектором в местную духовную академию. В последующие годы Иннокентий был возведен в сан архимандрита, стал профессором, а затем и доктором богословия, занял пост ректора петербургской семинарии, управлял Сергиевой пустынью и Новгородским Юрьевым монастырем… Параллельно с административными обязанностями ученый инок писал духовные книги. В частности, он составил «Начертание Церковной истории от Библейских времен до XVIII века», ставшее главным пособием для семинаристов по этому предмету в XIX столетии.

В числе его многочисленных дел было членство в комитете духовной цензуры. Несмотря на свой кроткий и тихий нрав, Иннокентий Смирнов запомнился как стойкий обличитель самого обер-прокурора Святейшего Синода Голицына. Он не побоялся критиковать модные мистические учения, которыми увлекались высокопоставленные в империи особы, включая даже императора Александра I. Поводом для гонений против Иннокентия стало одобрение и пропуск духовной цензурой в печать полемической книги Евстафия Станевича «Беседа на гробе младенца о бессмертии души». Автор книги наносил удар по тем, кто увлекался западными мистическими учениями, резко отвергал оккультные сочинения Карла Эккартсгаузена, теософа Иоганна Юнг-Штиллинга, мадам Гюйон и многих других.

Князь Голицын в ответ на одобрение Иннокентием книги против нездорового мистицизма добился у царя удаления ревностного священнослужителя. В письме княгине Софии Мещерской Иннокентий показывал бесстрашие в принципиальном для него вопросе: «Приятно слышать обвинения в том, в чем отнюдь не причастен…О! Решился бы терпеть с радостию не только урон чести, но и здоровья, и более, только Господь бы не остановил».

Здоровье архимандрита действительно было слабым. Тем не менее, обер-прокурор Голицын замыслил коварное назначение мятежного священнослужителя епископом в Среднюю Азию, на Оренбургскую кафедру. Под видом повышения это была, по сути, тяжелая ссылка. В последний момент, в виду болезни, место изгнания Иннокентия было заменено на Пензу. Прибыв в Пензу, владыка Иннокентий прожил только три месяца. Всего через шесть лет книга «Беседа на гробе младенца», ставшая камнем преткновения, уже после смерти владыки Иннокентия, была одобрена к печати правительством. Пострадавший за свою стойкость в вопросах веры уроженец подмосковного Павловского Посада был канонизирован в Русской православной церкви в 2000 году.

Павлово-Посадский храм Воскресения Словущего ведёт свою историю с конца 14 века. По преданию великим Московским князем Дмитрием Донским тогда была построена первая вохонская церковь в честь святого Димитрия Солунского. Храм был деревянным и стоял примерно там, где сейчас стоит памятный столб недалеко от колокольни. Этот столб поставлен заботой соборного псаломщика Тихона Михайловича Троицкого в начале прошлого века. До начала ХVIII века рядом с первой Дмитровской церковью появлялись другие церкви: святого Георгия Победоносца с приделом прп. Сергия Радонежского и мученицы Параскевы. Бывало, что деревянные церкви горели, но их отстраивали вновь. Так продолжалось до 1703 года, когда было начато строительство каменной церкви, с которой и начался Воскресенский собор.

Дело в том, что собор, каким мы его знаем по фотографиям ХIХ века, - это значительно расширенная и достроенная первая каменная церковь. Её четверик с закомарами (опоясывающий декор с полукруглыми элементами) хорошо просматривается и на поздних фотографиях. В 1710 году строительство церкви было завершено, и она была освящена в честь Воскресения Христова. Эпоха перестроек и дополнений здания церкви новыми объёмами и площадями началась примерно после Отечественной войны 1812 года. Важная веха: 1839-1940 гг. – строительство всем известной колокольни и трапезной (часть храма, соединяющая колокольню и основное здание).

В результате архитектурных преобразований некогда сельская церковь превратилась в большой просторный городской собор. К слову, собором наш храм прослыл в народе, а официально он назывался «Воскресенская церковь в Павловском посаде». Дело в том, что собор – это, как правило, место служения епископа (высший церковный сан), которого Павловский Посад никогда не имел. И тем не менее, наш собор отличался большим священническим штатом (до 5 мест), что выделяло его на общем фоне уездных приходов. Ведь очень долгое время в приход храма входили деревни, отошедшие позднее к церквям, построенным только в начале 20 века.

Вот приход Воскресенской церкви по метрическим книгам 1858 года: Павловский посад (бывш. с. Павлово), Слободы: Мелинская, Захаровская, Усовская, Дубровская. Деревни: Юдино, Евсеево, Трубицыно, Степурино, Грибово, Игнатово, Фомино, Сонино, Меря, Грибаново, Криулино, Субботино, Прокунино, Игнатьево, Фатеево, Быково, Дмитрово, Рахманово, Филимоново, Назарово, Афанасьево. Всего шесть с половиной тысяч душ. Прирост населения за период 19-нач. 20 века абсолютно нивелировал и перекрыл потерю в количестве прихожан из-за отделения некоторых деревень в новообразованные приходы (Казанский 1863, Никольский 1902, Рахмановский 1906, Манаевский 1906, Филимоновский 1914).

Огромный Воскресенский храм не вмещал всех своих прихожан, которых к 1919 году было больше 8 тысяч.
После революции храм Воскресения Словущего продолжал действовать до окончательного закрытия в 1939 году. Последние 3 года перед закрытием храм не принадлежал Русской Православной Церкви, так как советской властью был передан раскольникам-обновленцам. По этой причине практически весь приход перешёл в Вознесенский храм на Городке, сохранив верность Московскому патриарху.

В 1944 году верующими павлово-посадцами была сделана попытка получить разрешение на открытие собора, но дело не увенчалось успехом. После ВОВ огромное здание собора использовалось под склад зерна, позже – радиодеталей завода «Экситон». В конце 1950-х гг. произошло обрушение главного купола храма в результате нарушения цельности несущих конструкций внутри здания. Известно также о взрыве кислородных баллонов, складированных внутри здания, что тоже послужило к ещё большему его разрушению. В конце 1950-х гг. Воскресенский собор был снесён… Тогда же пропали все надгробия с окружавшего собор древнего кладбища. В начале 1970-х гг. уцелевшая колокольня с маленькой крестильней послужила пристанищем для местного краеведческого музея, где он располагался до 1998 года.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Родина святителя Иннокентия Пензенского в Подмосковье и сайта: Краткая история храма Воскресения Христова.. | Елена Кружкова | ВКонтакте (vk.com)


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  18 марта 2024

В 1703 г. началась постройка каменной Воскресенской церкви. В1710 г. церковь освятили. В 1838-1839 гг. храм дополнили трапезной и колокольней. В 1891 г. на колокольне на высоте более 50 метров были установлены часы-куранты со швейцарским механизмом, игравшие несколько мелодий, в том числе «Боже, Царя храни». В 1936 г. храм передали обновленцам, а в 1939 г. закрыли. Ампирная колокольня была сохранена благодаря башенным часам-курантам и размещению в ней с 1971 по 1997 гг. Павлово-Посадского краеведческого музея. В 1974 году она была признана памятником архитектуры федерального значения и принята на государственную охрану. Уникальная колокольня стала символом Павловского Посада, а её изображение до 2017 года использовалось на гербе города. В 1998 году Колокольня была возвращена Русской Православной Церкви.

С сайта: Храмы и святыни — ТИЦ (ppmvk.ru)



Комментарии и обсуждение


12 мая 1918 года не все осаждённые погибли. Удалось вырваться и спастись Абрамову Георгию. Спас его врач, который спрятал Георгия в тифозной палате.
17 мая 2012.