Одним из символов Павловского Посада является высокая колокольня Воскресенской церкви со старинными башенными часами. Основное здание пятиглавого храма с приделами Димитрия Солунского и Сергия Радонежского было разрушено до основания в 1950-е годы, поэтому сегодня церковная община собирается для служб в первом ярусе уцелевшей колокольни. В семье псаломщика Воскресенского храма родился святитель Иннокентий – епископ Пензенский и Саратовский, замечательный подвижник и богослов Русской церкви XIX века.
Писатель Е.Н. Поселянин (Погожев) издал в 1900 году книгу «Русские подвижники XIX века», состоящую из сорока пяти биографических очерков о выдающихся праведниках столетия. В ней ведется рассказ о мужчинах и женщинах, мирянах и священниках, высоких иерархах и простых монахах. Многие из списка позднее были официально канонизированы церковью, другие же – почитаются народно. Первые два очерка посвящены митрополиту Филарету (в миру – Василий Михайлович Дроздов) и святителю Иннокентию Пензенскому (в миру – Иларион Дмитриевич Смирнов). Поместив этих подвижников XIX века в самое начало книги, Поселянин не только выделил их значение, но и отметил духовное сходство. Оба святителя жили в одно время, были хорошо образованы, благочестивы и преданы православию. Они были знакомы между собой, а недоброжелатели даже называли их соперниками и конкурентами. Вот что писал О. Бодянский об этой параллели со святителем Филаретом в предисловии к изданию писем владыки Иннокентия княгине Софии Сергеевне Мещерской: «Замечательно, что Иларион по месту и времени своего образования и прохождению преподавания следовал непосредственно за своим знаменитым земляком по рождению Василием Михайловичем Дроздовым. Оба они были московские: один сын коломенского дьякона, другой сын дьячка села Павлова или Павловского Посада, славного своими фабриками, заводами и ярмарками на р. Клязьме и Вохонке, на железной Владимирской дороге, в 67 верстах от столицы».
Святитель Иннокентий родился 30 мая (по старому стилю) 1785 года у дьячка Воскресенской церкви Павловского Посада Дмитрия Егорова. Он прожил короткую, но удивительно плодотворную жизнь, скончался в сане епископа Пензенского и Саратовского в возрасте 35 лет. На Пензенской кафедре, с которой теперь навсегда связано его имя, он пробыл только три с небольшим месяца. Владыка Иннокентий впервые приехал в Пензу 21 июня 1819 года, а уже 10 октября скоропостижно умер, и был погребен в приделе местного собора. Причинами столь раннего ухода стало слабое от природы здоровье и конфликт с могущественным обер-прокурором Синода князем Александром Голицыным. Духовное образование будущий святитель получил в московской перервинской семинарии, где за кроткий нрав он получил прозвище Смирнов. Из Перервы семинарист перешел в Лавру. В 1809 году принял монашеский постриг и вскоре стал игуменом подмосковного Николо-Угрешского монастыря. Уже в 1812 году молодой игумен был вызван в Санкт-Петербург для работы инспектором в местную духовную академию. В последующие годы Иннокентий был возведен в сан архимандрита, стал профессором, а затем и доктором богословия, занял пост ректора петербургской семинарии, управлял Сергиевой пустынью и Новгородским Юрьевым монастырем… Параллельно с административными обязанностями ученый инок писал духовные книги. В частности, он составил «Начертание Церковной истории от Библейских времен до XVIII века», ставшее главным пособием для семинаристов по этому предмету в XIX столетии.
В числе его многочисленных дел было членство в комитете духовной цензуры. Несмотря на свой кроткий и тихий нрав, Иннокентий Смирнов запомнился как стойкий обличитель самого обер-прокурора Святейшего Синода Голицына. Он не побоялся критиковать модные мистические учения, которыми увлекались высокопоставленные в империи особы, включая даже императора Александра I. Поводом для гонений против Иннокентия стало одобрение и пропуск духовной цензурой в печать полемической книги Евстафия Станевича «Беседа на гробе младенца о бессмертии души». Автор книги наносил удар по тем, кто увлекался западными мистическими учениями, резко отвергал оккультные сочинения Карла Эккартсгаузена, теософа Иоганна Юнг-Штиллинга, мадам Гюйон и многих других.
Князь Голицын в ответ на одобрение Иннокентием книги против нездорового мистицизма добился у царя удаления ревностного священнослужителя. В письме княгине Софии Мещерской Иннокентий показывал бесстрашие в принципиальном для него вопросе: «Приятно слышать обвинения в том, в чем отнюдь не причастен…О! Решился бы терпеть с радостию не только урон чести, но и здоровья, и более, только Господь бы не остановил».
Здоровье архимандрита действительно было слабым. Тем не менее, обер-прокурор Голицын замыслил коварное назначение мятежного священнослужителя епископом в Среднюю Азию, на Оренбургскую кафедру. Под видом повышения это была, по сути, тяжелая ссылка. В последний момент, в виду болезни, место изгнания Иннокентия было заменено на Пензу. Прибыв в Пензу, владыка Иннокентий прожил только три месяца. Всего через шесть лет книга «Беседа на гробе младенца», ставшая камнем преткновения, уже после смерти владыки Иннокентия, была одобрена к печати правительством. Пострадавший за свою стойкость в вопросах веры уроженец подмосковного Павловского Посада был канонизирован в Русской православной церкви в 2000 году.
Павлово-Посадский храм Воскресения Словущего ведёт свою историю с конца 14 века. По преданию великим Московским князем Дмитрием Донским тогда была построена первая вохонская церковь в честь святого Димитрия Солунского. Храм был деревянным и стоял примерно там, где сейчас стоит памятный столб недалеко от колокольни. Этот столб поставлен заботой соборного псаломщика Тихона Михайловича Троицкого в начале прошлого века. До начала ХVIII века рядом с первой Дмитровской церковью появлялись другие церкви: святого Георгия Победоносца с приделом прп. Сергия Радонежского и мученицы Параскевы. Бывало, что деревянные церкви горели, но их отстраивали вновь. Так продолжалось до 1703 года, когда было начато строительство каменной церкви, с которой и начался Воскресенский собор.
Дело в том, что собор, каким мы его знаем по фотографиям ХIХ века, - это значительно расширенная и достроенная первая каменная церковь. Её четверик с закомарами (опоясывающий декор с полукруглыми элементами) хорошо просматривается и на поздних фотографиях. В 1710 году строительство церкви было завершено, и она была освящена в честь Воскресения Христова. Эпоха перестроек и дополнений здания церкви новыми объёмами и площадями началась примерно после Отечественной войны 1812 года. Важная веха: 1839-1940 гг. – строительство всем известной колокольни и трапезной (часть храма, соединяющая колокольню и основное здание).
В результате архитектурных преобразований некогда сельская церковь превратилась в большой просторный городской собор. К слову, собором наш храм прослыл в народе, а официально он назывался «Воскресенская церковь в Павловском посаде». Дело в том, что собор – это, как правило, место служения епископа (высший церковный сан), которого Павловский Посад никогда не имел. И тем не менее, наш собор отличался большим священническим штатом (до 5 мест), что выделяло его на общем фоне уездных приходов. Ведь очень долгое время в приход храма входили деревни, отошедшие позднее к церквям, построенным только в начале 20 века.
Вот приход Воскресенской церкви по метрическим книгам 1858 года: Павловский посад (бывш. с. Павлово), Слободы: Мелинская, Захаровская, Усовская, Дубровская. Деревни: Юдино, Евсеево, Трубицыно, Степурино, Грибово, Игнатово, Фомино, Сонино, Меря, Грибаново, Криулино, Субботино, Прокунино, Игнатьево, Фатеево, Быково, Дмитрово, Рахманово, Филимоново, Назарово, Афанасьево. Всего шесть с половиной тысяч душ. Прирост населения за период 19-нач. 20 века абсолютно нивелировал и перекрыл потерю в количестве прихожан из-за отделения некоторых деревень в новообразованные приходы (Казанский 1863, Никольский 1902, Рахмановский 1906, Манаевский 1906, Филимоновский 1914).
Огромный Воскресенский храм не вмещал всех своих прихожан, которых к 1919 году было больше 8 тысяч.
После революции храм Воскресения Словущего продолжал действовать до окончательного закрытия в 1939 году. Последние 3 года перед закрытием храм не принадлежал Русской Православной Церкви, так как советской властью был передан раскольникам-обновленцам. По этой причине практически весь приход перешёл в Вознесенский храм на Городке, сохранив верность Московскому патриарху.
В 1944 году верующими павлово-посадцами была сделана попытка получить разрешение на открытие собора, но дело не увенчалось успехом. После ВОВ огромное здание собора использовалось под склад зерна, позже – радиодеталей завода «Экситон». В конце 1950-х гг. произошло обрушение главного купола храма в результате нарушения цельности несущих конструкций внутри здания. Известно также о взрыве кислородных баллонов, складированных внутри здания, что тоже послужило к ещё большему его разрушению. В конце 1950-х гг. Воскресенский собор был снесён… Тогда же пропали все надгробия с окружавшего собор древнего кладбища. В начале 1970-х гг. уцелевшая колокольня с маленькой крестильней послужила пристанищем для местного краеведческого музея, где он располагался до 1998 года.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Родина святителя Иннокентия Пензенского в Подмосковье и сайта: Краткая история храма Воскресения Христова.. | Елена Кружкова | ВКонтакте (vk.com)