К юго-западу от Петербурга, на границе Лужского и Сланцевского районов в с. Пенино (в летописях XV в. - «Сумерский погост», учрежденный св. равноап. кн. Ольгой в 957 г.) сохранились руины церкви Рождества Пресвятой Богородицы, построенной в древнерусском стиле епархиальным арх. Н.Н. Никоновым (1893-1900). На пилонах церкви - фрески с изображением святых. Цветочный орнамент украшает стены и сохраняется в рисунке белых изразцов пола, что соответствует окружающей природе - белым лилиям в зеленой воде Пенинского озера, голубым колокольчикам и красной гвоздике холмов, ландышам и фиалкам лесов и перелесков. Здесь цветет орхидея (ночная фиалка), поют соловьи и молимся мы, потомки древнего народа. Рядом деревня Кошелевичи, - Нижние Кошелевичи и Горка, где в домах Федосеевых, Благородовых, Савиных останавливалось приезжее духовенство. Святой прав. Иоанн Кронштадтский (освящавший Александро-Невский придел и сам храм в Пенино и приезжавший сюда, по меньшей мере, дважды, в августе 1900 г. и августе 1901 г.) останавливался в доме Федосеевых. Белый дом на цоколе, с полуциркульными окнами, обработанный рустом, сохранился по сей день. Рядом - часовня, той же постройки. В доме была молельня о. Иоанна Кронштадтского - комната, обитая голубым шелком с белой кисеей. После революции в доме была открыта школа. Молодые учительницы в красных косынках, комсомолки атеистических убеждений, одна за другой пытались поселиться в молельне. Однако ночью им были видения. Являлись двое мужчин и сбрасывали их на пол. Это повторялось, и никто не захотел там жить.
В годы Великой Отечественной войны в церквах на территории, оккупированной немцами, совершались богослужения. У меня сохранился молитвенник, изданный «Управлением Православной миссии в освобожденных областях России» в 1942 г. Миссия предотвратила кровопролитие, но, отступая, немецкие войска сожгли д. Кошелевичи. Дом Федосеевых, который мы называем домом о. Иоанна Кронштадтского, немцы подожгли с 3-х сторон. Пламя погасло само собой. В этом единственном доме с обгоревшими ступеньками парадной лестницы, украшенной медными шарами, нашли приют погорельцы, вернувшись из леса, где прятались от немцев. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы, на который приходили или приезжали на шарабанах люди из соседних деревень, в доме накрывали столы. Св. Иоанн Кронштадтский предсказал судьбу наших церквей и белого дома: «Хороший дом ты построил, Иван Петрович, но жить тебе в нем не придется. Будет он переходить из рук в руки». Федосеевы владели мельницей. Их раскулачили и сослали в Сибирь. Уезжая, Прасковья Федоровна сказала нам: «Теперь очередь за вами». Мой дед, Михаил Иванович Свинтусов, брал подряды, в Петрограде, в Гельсингфорсе (Хельсинки) и на Карельском перешейке. Он был садовником. Поэтому у нас изъяли сначала столовое серебро, затем все, что оставалось, а когда ничего не осталось, прихватили валенки от постели тяжело больного туберкулезом деда. Священники жили у нас в деревнях. Один из таких домов в XIX веке купил мой прадед на Горке. В Пенино перевозили дома раскулаченных людей.
В 1946 г. в Буряжках построили дом для священника церкви Покрова Пресвятой Богородицы, позднее дом перевезли на Козью Гору. На Козьей Горе был монастырь Покрова Пресвятой Богородицы и храм, построенный по проекту арх. В.А. Косякова в стиле модерн. 11 лет назад в 1989-1990-х гг. были сняты цветные лампады, затем исчез изящный серебряный сервиз для причастия, после чего были похищены иконы. Иконостас пострадал несколько лет назад. Золотая утварь, по преданию, была спрятана на дне озера Самро. В монастыре несли послушание сестры мачехи моей матери из дома Сайкиных, что в д. Буряжье. Они любили принимать у себя школьников и угощать их яблочными пирогами. После революции над монашками надругались (в траве находили их платочки) и сослали в Сибирь. Моя тетя, Елена Михайловна Демидова (рожд. Свинтусова), отбывала срок вместе с ними в г. Омске. По окончании срока лжесвидетелям дали по пол буханки хлеба, чтобы подтвердили показания, будто «монахини ругали советскую власть», и срок продлили. В монастырь вернулись немногие. До сих пор рядом с церковью стоит домик Анны Яковлевны, умершей последней. Мы с сестрой ходим убирать их могилки. В Духов день, после войны, крестный ход из церкви Покрова Пресвятой Богородицы, на лодках направлялся через озеро Самро в с. Песье, в храм Вознесения Господня с изумительной иконописью и деревянной золоченой резьбой. Здесь совершалось богослужение, и крестный ход направлялся к святому источнику среди могучих елей - на водосвятие. Прекрасные духовные песнопения, голубое озеро, плеск воды, желтые кувшинки и обед. Угощали свежей рыбой в молоке, пирогами с зеленым луком и яйцом, с рыбой, с сагой и киселем. Праздник Воздвижения Креста Господня в д. Рожновье. Варили пиво для мужчин, женщинам подавали сласти. В последний путь обычно провожали всей деревней. Землю перед гробом устилали цветами, зимой - еловыми веточками. На перекрестке дорог лежал могильный камень, на который ставили гроб. Отовсюду приходили люди. Что символизировал камень на крестообразном перекрестке дорог? Прошли годы... В храме Покрова Пресвятой Богородицы совершаются службы. Летом в храм идут наши дети. Они принимают участие в богослужениях: держат чашу или несут хоругви, проходят под иконой и летят, как ласточки, с горы после богослужения.>
Санкт-Петербургская митрополия – официальный сайт. Санкт-Петербургская Епархия.
Удивительное место Если посмотреть на карту, то деревень, в названии которых есть слово «гора», только в нашем районе обнаружится немало. Козья гора в этом смысле как будто ничем не отличается от своих «тезок»: легко предположить, что существует некая возвышенность, которая и дала имя населенному пункту. Но на самом деле деревни в привычном понимании здесь нет, если не считать двух скромных дачных домиков, хозяева которых ненадолго приезжают летом. Зато чем знаменито это место, знает, наверное, каждый. Это великолепный храм Покрова Пресвятой Богородицы, действительно выстроенный на высоком холме и от этого словно взмывающий в небо. Почему он был поставлен именно в этом месте, в стороне от дороги и больших деревень? Местные жители вспоминают, что до революции здесь находился женский монастырь, который по традиции был как духовным, так и культурным центром. Здесь даже был приют для девочек, где их обучали грамоте и разнообразным рукоделиям.
Инициатива строительства нового храма принадлежала богатому крестьянину из Поречья, который пожелал направить на это собственные средства. Оказывается, в те годы самым трудным было получить разрешение церковных властей на строительство, и разрешения, действительно, долго не давали, ведь к тому времени по соседству действовали величественные храмы в Старополье и Пенино. В 1907 году было завершено строитель¬ство нового храма. Предание гласит, что он был освящен одним из самых почитаемых праведников, ныне причисленных к лику святых Иоанном Кронштадтским. Будто бы были сказаны им слова: «Стоять сему храму до второго пришествия». И за прошедшие с тех пор почти сто лет храм уцелел. В испытаниях, выпавших на долю большинства российских церквей, это можно считать счастливым исключением. После революции монастырь был закрыт, прекратились службы и в Покровском храме. Из рассказов местных жителей известно, что в деревянных домиках монастыря размещалась коммуна, работала почта, в часовне был открыт клуб. Молодежь из Поречья не ленилась приходить сюда на собрания и танцы. Но вот что удивительно - ни у кого не поднялась рука разрушить прекрасное церковное здание, даже стекла в окнах не были разбиты. Так храм простоял запертым много лет и только в 1942 году вновь был открыт. Эту дату уверенно назвала жительница деревни Усадище, что находится недалеко от Козьей Горы.
Зоя Ивановна, помощник церковного старосты, в ту пору была ребенком. Но она помнит, как приехал откуда-то из-под Ленинграда немолодой священник по имени отец Алексей. Многие жители пригородов были вынуждены спасаться бегством от боев и обстрелов Приехали откуда-то и четыре бывшие монашки и тоже остались жить при церкви Говорят, что они не то привезли с собой ключи, не то отыскали надежно спрятанные много лет назад. Служба в церкви возобновилась, и люди приходили сюда, чтобы помолиться за своих близ¬ких, найти облегчение в своих страданиях. Когда немцы поняли, что их отступление неминуемо, начали жечь и грабить уцелевшие деревни Такая же судьба постигла и монастырь в Козьей Горе, говорят, что одна из старинных каменных построек даже была взорвана Та же участь должна была постигнуть и Покровский храм. Но будто бы навстречу захватчикам с крестом в руках вышел отец Алексей в сопровождении своих близких, готовый погибнуть вместе с церковью. Такое проявление мужества остановило врагов, и они ушли, оставив церковь нетронутой. Так ли это было на самом деле, точно неизвестно, но храм уцелел, и в его истории появилась еще одна красивая легенда. С тех пор лишь 2-3 года в конце сороковых - начале пятидесятых годов храм не действовал, но уже более полувека службы исправно продолжаются, а церковь оставляет в душах верующих ощущение необычной благодати. 14 октября, в день большого церковного праздника Покрова Божьей Матери, - престольный праздник храма на Козьей Горе. Как по заказу, выдался солнечный тихий день, осень словно приберегла для него свои последние яркие краски На фоне пронзительной голубизны неба и золота опадающей листвы, храм выглядел особенно торжественно.
Сказать, что было здесь многолюдно, нельзя, но все же несколько десятков верующих по нынешним временам для этих мест уже много. А когда-то, по словам старожилов, людей собиралось на службу столько, что едва хватало места. И все же этот простор, не стесненный большим количеством людей, сейчас особенно дорог верующим. Праздничная служба совершалась по установленному канону. С чувством пел небольшой хор. «Хорошо-то здесь как, - сказала одна из женщин. - От души помолиться можно, на колени свободно встать». Пожилых женщин среди прихожан много. Для них возвращение к религиозным традициям совершается легче, тем более, что часто это напрямую связано со стремлением помочь близким. Как позаботиться о взрослых, давно ставших самостоятельными, детях? В делах, в городской суете им часто недосуг подумать о душе. Что ж, все придет в свое время, а пока хранят их от бед материнские молитвы... Впрочем, среди более молодых людей серьезное отношение к вере можно встретить всё чаще. Я подошла к женщине с девочкой, которые немного опоздали на праздничную службу. «Мы пешком шли из Рожновья, - сказала она. - Очень хотели побывать здесь в праздник. У нас нелегкая жизнь, но вера поддерживает и укрепляет». В этом храме часто отмечают торжественные события в своей жизни городские молодые пары: венчаются, крестят детей. «Здесь делается всё как-то по-особому душевно», - сказала другая моя собеседница, оказавшаяся жительницей С.-Петербурга. Поражает и внутреннее убранство церкви, где сохранились многие почитаемые иконы, предметы старинной утвари. Обращает на себя внимание икона Божьей Матери непривычно больших размеров - во всю стену. Как говорят, это копия одной из старинных икон - Старорусской. А возле нее можно увидеть и вовсе необычную икону - вышитую гладью. Изображает она святых Петра и Павла. Нити подходящих оттенков так искусно подобраны, что создается впечатление плавного перехода полутонов. Эта работа современная, выполнена она помощницей нынешнего настоятеля храма...
Долгий разговор состоялся у нас и с настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы - отцом Олегом. Он несколько лет был священником в Старополье, потом тяжелая болезнь надолго нарушила привычный образ жизни. Когда решался вопрос о дальнейшем служении в церкви, он сам выбрал храм и приход в Козьей Горе - по сердцу и по душе. Для начала пришлось много заниматься хозяйственными делами, оформлять приход юридически. Когда-то монастырю принадлежали большие земельные угодья в округе но о возвращении их речи нет. Сейчас храм располагает на правах аренды земельным участком в 85 соток под строениями и небольшим приусадебным хозяйством. В планах -значительное развитие и расширение деятельности прихода. Одно из планируемых мероприятий - строительство нового корпуса, где разместится канцелярия и гостиница для приезжих. Уже начата работа по сбору архивных и исторических данных о храме. Он заслуживает такого внимания, недаром его именуют жемчужиной нашего края. Конечно, затронули мы и тему сугубо материальную - о средствах необходимых для поддержания здания в порядке, сохранения благолепия и для дальнейшего развития: «Нам нужна конкретная помощь, - прямо сказал отец Олег - Мы благодарны людям за денежные пожертвования, но более результативным было бы выполнение каких-то определенных работ И помощи мы ждем не только от верующих В том чтобы сохранить церковь как исторический памятник - несомненную достопримечательность Сланцевского района, наверное заинтересован каждый человек, считающий себя патриотом родного края. Мимо этой красоты и неверующий не сможет пройти равнодушно».
С. Шишкина. Литература: Знамя труда, Сланцы. 22 октября 2004 года.
В.И. Будько Свято-Покровская женская община в селе Поречьею Материалы и документы. www.visz.nlr.ru В.И. Будько.