ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Шестаково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Рождественская церковь


Шестаково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.
Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Петра и Павла, Преображения Господня, Иосифа Волоцкого
Архитектурный стиль: Классицизм
Год постройки: Между 1801 и 1819. Колокольня - кон. 1820-х, верх колокольни 1887, трапезная 1861-1862.
Архитектор: Д.Ф. Борисов (колокольня), В.О. Грудзин (трапезная)
Епархия: Московская епархия (областная)
Адрес:
Россия, Московская область, Волоколамский городской округ, с. Шестаково

Координаты: 56.1615, 36.258
Проезд: 1. а/с Волоколамск, авт. 31, 62, 307 (Шанино) до Шестакова (32 км). 2. а/с Тушинская, авт. 307 на Шанино до Шестакова. 3. а/с Клин, авт. 25 до Шестакова.
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 



Сортировка:

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с юго-запада с рыночной площади, Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Вид с юго-запада с рыночной площади
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
14 августа 2021
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Hramsohran
20 марта 2021
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
9 февраля 2016
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
23 февраля 2006
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Фёдор Телин
18 сентября 2024
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с юго-востока, Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Вид с юго-востока
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
14 августа 2021
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид сбоку., Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Вид сбоку.
Фёдор Телин
19 августа 2016
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Hramsohran
8 февраля 2014
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
29 января 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
29 января 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
29 января 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
13 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
13 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1988
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, фото 1988 г, Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
фото 1988 г
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 января 1988
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Фёдор Телин
27 мая 2025
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Фёдор Телин
27 мая 2025
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Фёдор Телин
27 мая 2025
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Фёдор Телин
18 сентября 2024
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Фёдор Телин
18 сентября 2024
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Фёдор Телин
18 сентября 2024
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Фёдор Телин
18 сентября 2024
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Фёдор Телин
18 сентября 2024
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Фёдор Телин
18 сентября 2024
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Фёдор Телин
18 сентября 2024
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Юлия Василевская
22 октября 2018
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Юлия Василевская
22 октября 2018
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
8 февраля 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Hramsohran
8 февраля 2014
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Hramsohran
8 февраля 2014
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Hramsohran
8 февраля 2014
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
29 января 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
13 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
13 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
13 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
13 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
13 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
13 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
13 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Hramsohran
12 января 2023
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de, Шестаково, Волоколамский городской округ, Московская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1941



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Гусаров 18 июля 2007

Кирпичная, оштукатуренная, центрическая приходская церковь, поздней трапезной объединенная с колокольней. Построена на средства прихожан в стиле классицизма в 1801-1819г.г., колокольня конец 1820-х (проект Д. Ф. Борисова), трапезная 1861-1862г.г., верх колокольни конец 1880-х годов.

Основной объем церкви - большой приземистый четырехстолпный храм, над средокрестием которого поставлен стройный световой барабан, прорезанный двумя рядами окон и украшенный колоннами. Барабан перекрыт куполом, на котором стоит главка. Квадратный план здания усложнен апсидальными выступами по центру фасадов, на боковых фасадах скрытыми четырехколонными портиками. Поздняя трапезная, в декоре которой повторен декор старой церкви, связывает церковь с многоярусной колокольней. Колокольня составлена из четырех кубических ярусов, два верхних из которых украшены парами колонн. Завершают колокольню корона из крупных килевидных кокошников и небольшая декоративная главка. Главный престол Рождество-Богородицкий, боковые приделы Никольский и Петропавловский, в трапезной Преображенский и Иосифо-Волоцкий приделы. В куполе частично целы росписи XIX в.

Закрыт в конце 1930-х годов. В настоящее время занята авторемонтными мастерскими, требует ремонта. Часть здания под колокольней в 2000 передана верующим, начат ремонт, нерегулярно проводятся богослужения.

По материалам сайта http://50rus.hramy.ru/


 
Елена Григорьева 2 сентября 2019

Первое упоминание о церкви в селе Шестаково относится к 1563 г. и связано с именем князя Дмитрия Ивановича Оболенского-Немого, сподвижника Ивана Грозного который в 1563 г., после принудительного пострижения в Иосифо-Волоцком монастыре, отписал ему всю вотчину на реке Локныш - село Локныш с деревнями. В 1625 г. на месте села и церквей была пустошь: «Пречистыя Богородицы Иосифова монастыря вотчина пустошь, что было село Локныш, Шестаково тож, на речке Лакнеше, а в ней церковное Рождества Пресвятой Богородицы, да Николы чудотворца, да Великия Христовы мученицы Параскевы нареченныя Пятницы; пашни церковные лесом поросло 10 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена 15 копен», - сообщается в писцовых книгах Рузского уезда. Строительство нового храма на на погосте Локныш датируется 1640 г.г. «прибыла вновь церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Рузском уезде, на погосте Локнашъ».

Из указа Синодального Казенного приказа о строении церквей за 1731 г. мы узнаем, что «февраля 22 числа запечатанъ указъ о строении церкви, по челобитью Рузского уезду вотчины Иосифова монастыря села Шестакова Рождественской церкви вкладчиков и приходских людей Наума Ефимова с товарищи, велено против ихъ челобитья в ономъ Рузском уезде, вотчине Иосифова монастыря , в селе Шестакове, вместо ветхихъ церквей деревянныхъ построить вновь на прежнемъ месте церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, да приделъ Николая чудотворца». К 1736 г. церковь была достроена и освящена архимандритом Волоколамского Иосифова монастыря Иоакимом.

Секуляризация церковных земле владений, начавшаяся в 1757 г. по указу Елизаветы Петровны, не обошла стороной и вотчины Иосифо-Волоколамского монастыря. 12 июля 1769 г. землемером секунд-майором Александром Лангом было проведено межевание, по которому с. Шестаково вошло в территориальное объединение Клинского уезда и находилось в ведении Коллегии экономии. К концу 18 в. было поручено разрешение на строительство нового каменного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, на месте церкви Параскевы Пятницы. Строительство осуществлялось на деньги прихожан. Отметим, что приход церкви - село и относящиеся к нему деревни был довольно значительным вплоть до 20 в. и составлял в среднем 500 дворов, или около 4000 жителей, что вдвое превышало норму.

Храм был заложен в 1801 г. Центральный престол - во имя Рождества Пресвятой Богородицы - освящен 29 июня 1819 г. священником соборной церкви Воскресения Христова города Клина Иоанном Зубатовым. В пределах во имя Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы еще продолжались работы. В 1822 г. в Московскую духовную консисторию поступило прошение от священнослужителей, церковного старосты и приходских людей села Шестаково с Просьбой об освящении указанных приделов. Интересен тот факт, что помимо освящения они просят о переименовании приделов: левый придел во имя Параскевы Пятницы переименовать во имя Николая Чудотворца, а правый придел во имя Николая Чудотворца - во имя святых апостолов Петра и Павла. Разрешение на переименование было получено, но освящен был только придел во имя святых апостолов Петра и Павла. Освящение было совершено 24 мая 1822 г. священником соборной церкви города Клина Иоанном Петровым. Освящение второго придела во имя Николая Чудотворца было вновь отложено «за несовершенной готовностью». Освящен придел 13 мая 1823 г. тем же священником. Столь долгое строительство может объяснятся нехваткой денежных средств, о чем свидетельствует и тот факт, что вновь выстроенная церковь вплоть до 1827 г. стояла не оштукатуренная. Возможно, сказались трудности, вызванные войной 1812 г.

В ходе строительства произошло изменение первоначального замысла. Исходя из натурных исследований, характера кладки нижнего яруса, можно сделать вывод, что изначально планировался центрический ярусный четырехстолпный храм, квадратный в основании, с аспидальными выступами по сторонам - в барочном стиле, без фронтальных портиков. Но в связи с тем, что на чертеже, относящимся к 1827 г., портики присутствуют как уже существующие, а информации о каких-либо наружных строительных работах в период с 1819 по 1827 г. нет, мы можем сделать вывод об изменении проекта в процессе строительства. В результате храм приобрел классические черты. Какие еще изменения были внесены в начальный проект, пока сказать трудно, вероятно, на этот вопрос ответ более детальные натурные исследования.

В 1827 г. в Московскую духовную консисторию от священнослужителей и приходских людей было направлено прошение о проведении ремонтных работ. Храм пришел в ветхое состояние. Из-за течей в крыше на сводах стали появляться темные пятна, осыпаться штукатурка и портиться настенная живопись. Прошение содержало в себе просьбы оштукатурить храм снаружи, чего не было сделано ранее, весь храм побелить и отремонтировать окна. Через год штукатурные работы были завершены.

Главной же просьбой прихожан было строительство рядом с церковью каменной колокольни. В деле сообщается, что имеющаяся деревянная колокольня крайне ветхая. Остается открытым вопрос: к какому храму относилась старая колокольня - к обветшавшей, но еще не разобранной деревянной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы или к церкви Параскевы Пятницы, на месте которой был построен новый храм, или же она стояла отдельно?

Выполнение проекта на строительство колокольни было поручено московскому губернскому архитектору Дмитрию Фомичу Борисову (1788-1850 г.г). Разработанный им проект колокольни был утвержден 16 ноября 1828 года. Колокольня была спроектирована в строгих формах стиля ампир. Строительство колокольни завершилось в 1832 г. Предполагаемый вес колоколов звона - до 500 пудов. Неизвестно, какой был общий вес звона сразу после постройки, но в в 1857-1859 г.г. было отлито пять новых колоколов весом 466 пудов и 15 фунтов.

До работы в с. Шестаково у Дмитрия Фомича был уже богатый послужной список. Кроме активной работы по восстановлению первопрестольной после пожара 1812 г., он спроектировал и построил ряд зданий, в частности, новые постройки Знаменского монастыря (август 1813) и Екатерининскую больницу (1822-1823). По его проектам перестроена церковь Троицы в Полях (1830-е г.г., до наших дней не сохранилась), возведены церкви в селе Милятино (1827-1828, взорвана в 1960 г.г.) и в селе Рождествено Звенигородского уезда (1827), духовное училище в Звенигороде (1828), колокольня Высоцкого монастыря в Серпухове (1828), южный двухэтажный придел Успенского собора в Дмитрове, манеж в Коломне (1838-1839) и многие другие церковные и гражданские здания Москвы и Московской губернии.

По проекту Д.Ф. Борисова в нижнем ярусе колокольни располагалось несколько печей, в левой части - лестница, а в правой - помещение для сторожей, между объемом колокольни и храмом — небольшое помещение притвора. Так как основной храм был холодным, то в 1853 г. под колокольней был устроен теплый придел во имя преподобного Иосифа Волоцкого. Однако он был очень мал, и 23 марта 1861 г. в Московскую духовную консисторию было направлено прошение о рассмотрении возможности расширения теплого храма путем строительства обширной трапезной и устройства в ней еще одного придела. Составление проекта было поручено инженеру Московской палаты государственных имуществ Владиславу Осиповичу Грудзину. После всех согласований, 23 июня того же года проект был одобрен. При перестройке трапезной активно использовались детали разобранного притвора. Строительство завершилось уже 1862 г. В расширенном теплом храме разместились два придела: на правой стороне - во имя Преображения Господня, на левой - во имя преподобного Иосифа Волоцкого.

В начале 1863 г. крестьяне села Шестаково и двадцати трех окрестных деревень направляют в Московскую палату государственных имуществ прошение об организации в Шестакове приходского училища. Наставниками планировалось назначить священника села Шестаково Александра Архарова и его жену. Программа обучения включала в себя Закон Божий, чтение, письмо, математику. Девочки должны были обучаться рукоделию. Письмо об утверждении наставника было подписано 7 ноября 1863 г.

Следующее упоминание о церкви относится к 1874 г. В «Кратких сведениях о всех церквах Московской епархии, в алфавитном порядке исполненных» сообщается, что в селе Шестаково Клинского уезда находится двухкомплектная церковь, построенная в 1819 г., имеющая пять приделов: Преображения Господня, Рождества Богородицы, Апостолов Петра и Павла, святого Николая и преподобного Иосифа Волоцкого. В приходе насчитывается 507 дворов и почти 5 тысяч человек населения.

В 1885-1887 г.г. было изменено завершение колокольни, тогда же возведена отдельно стоящая часовня Николая Чудотворца в псевдорусском стиле. В конце 19 - начале 20 в. в подвале трапезной были произведены работы по устройству печей для обогрева храма горячим воздухом, циркулирующим в подпольных каналах. В 1895 г., как о том свидетельствует памятная надпись в центральном алтаре, выполнены мозаичные полы в алтарной части холодной церкви.

В октябре 1911 г. в храме завершились работы по обновлению иконостаса и стенной живописи. Из Москвы пригласили художника Ивана Георгиевича Лебедева. По этому поводу в Московских церковных ведомостях от 1911 г. опубликована статья священника Александра Скобеева «Торжество освящения иконостасовъ и стенной живописи в трапездномъ храме села Шестакова, Клинского уезда». Следует отметить, что в это время в Шестаковском храме служил регентом хора петр Ворона, впоследствии в 1937 г. расстрелянный НКВД на Бутовском полигоне.

В 20 в. храм села Шестакова, как и многие другие, переживал не лучшие времена. В 1930 г. храм был закрыт, о чем повествует в жизнеописании преподобномученницы Анастасии Бобковой, игумен Дамаскин (Орловский). Впоследствии священник Петр Ворона и послушница Анастасия Бобкова, как пострадавшие за веру, были канонизированы в лике новомученников и исповедников российских.

Во время Великой Отечественной войны Шестаково неоднократно подвергалось бомбардировкам, но церковь не пострадала. 26 октября 1941 г. через село отступала 16-я армия генерала Рокоссовского, направлявшаяся из Теряева в Ново-Петровское.

По свидетельству местных жителей, наибольшему разорению церковь подверглась в 1963 г., когда из нее вывезли утварь, книги, иконы. Утварь вывозили в деревню Занино в одну из риг, где сваливали в кучу. В эти годы селе шло строительство 2-3-этажных домов, и как говорят старожилы, рабочие выламывали из иконостаса храма иконы и везли в Спирово, где за бутылку продавали их батюшке (церковь с. Спирово в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в период советской власти не закрывалась). В разоренной церкви был устроен склад зерна, позже - автомастерская, находящаяся там до Пасхи 2013 г. Чтобы обеспечить въезд грузовых автомобилей, были вырублены северный и южный порталы, снесены по одной колоне каждого портика. В северной части храма сделали яму для осмотра машин, на прилегающей территории был уничтожен погост и на его месте разместили автопарк. В приделах теплого храма оборудовали склад запчастей, для устройства стеллажей которого использовали детали иконостаса.

Несмотря на все эти варварские действия, храм все же уцелел. До нашего времени дошли фрагменты некоторых икон, иконостаса и росписей. Стены храма были окрашены. Возможно, что под краской стенная роспись сохранилась лучше, чем на открытых участках, подвергавшихся воздействию перепадов температуры, нефтепродуктов, копоти и других вредных факторов.

В 1973 г. на памятник архитектуры был составлен паспорт и проведены работы по консервации: восстановлена кровля храма, заложены круглые окна ротонды, оштукатурен барабан и ротонда. Примерно в это же время, в связи с участившимися кражами на складе, куда воры проникали через воздуховодные каналы неиспользуемого подпольного отопления, подвал был завален и находившиеся в нем печи разрушены.

В 1995 г. Указом Президента РФ «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общественного) значения» был подтвержден статус церкви в селе Шестаково как памятника истории и культуры федерального значения.

В конце 1990-х г.г. по инициативе бывшего председателя председателя ЗАО «Шестаково» В.Н. Шулепова была отремонтирована часовня Николая Чудотворца. В 2000 г. северный придел храма был передан общине верующих и приписан к Иосифо-Волоцкому монастырю, однако богослужения проводятся нерегулярно в связи с аварийным состоянием храма.

Для сохранения архитектурного памятника, уникального своим гармоничным смешением разных стилей, необходимо скорейшее проведение комплекса реставрационных работ.

http://loknish.cerkov.ru/


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 14 ноября 2025

Село Шестаково с находившимися в нем церквами в начале XVII ст. было разорено литовскими людьми. В писцовых книгах 1625 и 1626 гг. Рузского уезда Локнашского стана, описано это село так: «Пречистой Богородицы Иосифа монастыря вотчина пустошь, что было село, Лакныш, Шестаково тож, на речке Лакныше, а в ней место церковное Рождества Пречистой Богородицы, да Николы чудотворца, да Великой Христовы мученицы Параскевы, нареченной Пятницы; пашни церковной лесом поросло 10 четвертей в поле, сена 15 копен».

В договорных книгах 1628 г., письма и договора строителя Сторожевского монастыря старца Иоасафа Пестрикова, упоминается: «в том селе церковь Божия сожжена от литовских людей, а пашня не пахана и покосы не кошены, и лесу хоромного и дровяного не сечет никто, и рыбных ловель и иных угодий по сыску нет».

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена вновь на погосте Локныш около 1640 г. В окладной книге Патриаршего Казенного приказа под 1640 г. записано: «по книгам Волоцкой десятины старосты поповского Покровского попа Козьмы прибыла вновь церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Рузском уезде, на погосте Локнаш, дани 2 алтына с деньгою, десятильничих и заезда гривна и генваря в 25 день те деньги платил черной поп Афанасий».

Потом Рождественская церковь находилась в ведении Рузской десятины. В 1724 г. «оную церковь из Рузской десятины по указу Синодального Казенного приказа, вследствие прошения села Шестакова попа Прохора Петрова, велено по близости переписать и в ведении быть в Волоцкой десятине Ламского всякими платежами у архимандрита Мелхиседека». Церковной дани платилось в год рубль 24 алтына, т. е. рубль 72 коп.

При Рождественской церкви находились в 1705 г. «во дворе поп Прохор Петров; 1715 г. во дворе поп Федор Прохоров, во дворе дьякон Герасим Константинов; в 1705-1715 гг. во дворе дьячок Егор Пантелеев, в 1705 г. во дворе пономарь Степан Дмитриев, в 1715 г. пономарь Иов Степанов и в 1705-1715 гг. просвирня Прасковья Федорова»…

В 1731 г. по распоряжению Синодального приказа на Рождественскую церковь в селе Шестакове положена новая дань «рубль 10 ½ коп., казенных пошлин 17 коп., полковым попам на жалование 10 коп., итого по рублю 37 ½ коп. на год».

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Шестакове по случаю ветхости разрешено было построить вновь на прежнем месте с приделом Николая чудотворца, который, вероятно, находился при ней и прежде. Об этом в записной книге печатных пошлин, собираемых с указов, которые отпускались из Синодального Казенного приказа о строении церквей за 1713 г., записано: «февраля 22 числа запечатан указ о строении церкви, по челобитью Рузского уезду вотчины Иосифова монастыря села Шестакова Рождественской церкви вкладчиков и приходских людей Наума Ефимова с товарищи, велено против их челобитья в оном Рузском уезде, в вотчине Иосифова монастыря, в селе Шестакове, вместо ветхих церквей древянных, построить вновь на прежнем месте церковь во имя Рождества Богородицы, да придел Николая чудотворца; пошлин 6 алтын 4 деньги, нужнейших одна четь взято».

За 1736 г. значится: «сентября в 3 день, указ (Синодального Казенного приказа) об освящении церкви Волоколамского Иосифова монастыря архимандриту Иоакиму, по челобитью Волоколамской десятины села Шестакова церкви Рождества Богородицы попа Герасима Константинова, велено в оном селе Шестакове новопостроенную деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Николая чудотворца освятить ему, архимандриту, на выданных из Синодального дому освященных антиминсах».

В. и Г. Холмогоровы «Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст.». Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины.


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 4 декабря 2025

«Местные практически не ходят сюда. Грехи, наверно, не пускают. Вся надежда на добрых, не равнодушных людей» – так пишет один из посетителей. А еще здесь был автосервис. Нет, не во времена атеистических гонений, а недавно. Всего лет восемь-девять назад.

Нынешнее Шестаково, ранее известное как Локныш (по именованию небольшой протекающей здесь речки), упоминается впервые документами 1563 г. Повод для этого малоприятный – князь Дмитрий Оболенский, некогда блестящий воевода, отличившийся под Казанью, завершил карьеру царской опалой. По приказу Ивана Грозного его принудили постричься в Иосифо-Волоколамском монастыре – тогда-то он передал туда свою вотчину, «село Локныш с деревнями». Здесь же говорится, что на селе, оказывается, было не одна, но целых три церкви – Рождества Богородицы, свт. Николая и вмц. Параскевы – все деревянные.

С тех пор село до самого 1774 г. (когда Екатерина II отобрала у монастырей земли, сделав их государственными) писалось «вотчиной Иосифо-Волоколамского монастыря». Судьба всех трех храмов была, судя по всему, сложной: например, документы 1620-х гг. свидетельствуют: после нашествия сюда интервентов, «литовских людей», во времена Смуты начала XVII в., не только сожжены церковные здания, но само село совсем запустело «пашня не пахана, покосы не кошены и лесу хорошего и дровяного не сечет никто».

Лишь лет через 30 удалось восстановить духовную, а с ней – экономическую жизнь. Но отстроили только один из трех храмов – Рождества Богородицы. В 1736 г. храм отстраивали еще раз – видимо, по причине ветхости, тогда же у него появился придел свт. Николая – память о церкви, бывшей прежде.

Только с начала XIX в. документы упоминают о новой каменной «казенной церкви». Такое именование может быть связано как с тем, что после секуляризации земель Церкви жители села стали государственными крестьянами), так и с участием государства (наряду с прихожанами) в строительстве – впрочем, нерегулярном, и, видимо, минимальном: строилась церковь долго, действовать начала, видимо, с 29 июня 1819 г., когда был освящен Богородице-Рождественский престол; но еще несколько лет шли работы по достройке приделов – свт. Николая и вмц. Параскевы; при этом к 1822 г. Духовная консистория получила просьбу прихожан переименовать придел вмч. Параскевы в честь апп. Петра и Павла. Этот придел освятили тогда же, а вот Никольский – несколькими годами позже, «за несовершенной готовностью».

Вероятнее всего, задержки со строительством объяснялись отсутствием у прихожан средств. Например, довольно долго храм стоял неотшукатуренный, а спустя несколько лет начала течь вроде бы новая крыша. Недавно выстроенная церковь начала быстро ветшать. Лишь к 1827 г. удалось начать ремонт, кроме того, сооружение каменной колокольни, заменившей деревянную, тоже обветшавшую. Современные краеведы пока не установили, относилась ли она к какому-то из трех прежде бывших храмов, ведь она стояла отдельно от здания.

Наконец, лишь с 1863 г. XIX в. появилась трапезная часть, соединившая храм со звонницей, а там еще два придела: прп. Иосифа Волоцкого, к обители которой ранее относилось село, а еще Преображения Господня, оба с печами, «теплые». Таким образом все строительство заняло целых 63 года.

За столь долгий период возведения Рождественской над ней работали по крайней мере трое зодчих: имя архитектора первоначально возведенного храма Рождества Богородицы с двумя приделами пока установить не удалось; колокольню проектировал, а затем руководил самим строительством, Дмитрий Фомич Борисов, московский губернский архитектор, известный рядом проектов по восстановлению церквей древней столицы после пожара времен нашествия Наполеона 1812 г.; ему же принадлежит идея устроить на нижнем этаже колокольни придел прп. Иосифа Волоцкого – оказавшаяся малоуспешной, так как придел получился слишком небольшим; скорее всего, он же оказал решающее влияние на общий стиль, который определяется, как классицизм – самый популярный у зодчих 1 пол. XIX в.; наконец, трапезную часть завершал еще один архитектор, Владислав Осипович Грудзин. Благоукрашение здания заняло еще около 40 (!) лет: только к 1895 г. здесь появились мозаичные полы; лишь с 1911 г. – роспись, а также иконостас кисти Ивана Георгиевича Лебедева, московского художника.

Надо полагать, это была самая «обычная» сельская церковь, хотя имевшая довольно много прихожан: более 500 дворов, 5000 населения. Служили здесь люди разные: например, с 1850-х пономарем здесь был разжалованный до причетника иерей Иаков Соколов; запрет на служение последовал, согласно документам, за «нетрезвость», а также «ненапутствование прихожанина Святыми Тайнами»; лишь через несколько лет нахождения под надзором приходского священника, о. Иакову было снова разрешено служить; а вот усердный пастырь, о. Александр Архаров, с супругой открывшие с 1860-х приходскую школу; настоятель, которому удалось добиться завершения росписи – о. Александр Скобеев, в 1911 г. даже написавший статью о завершившейся росписи для епархиальной газеты.

Два имени церковнослужителей последних предреволюционных лет, а также времен начала гонений с 2000 г. вошли в Святцы. Это новомученики: регент церковного хора Петр Ворона, уже после революции – отец Петр, священник, не побоявшийся принять рукоположение во время гонений (с 1931 г. он служил в Домодедово, после при Троицком соборе г. Дмитрова); о. Петра расстреляли на Бутовском полигоне 5 декабря 1937 г.; послушница Анастасия Бобкова; в отличие от о. Петра, для которого Шестаково стало местом начала церковного служения, матушка здесь его завершила: после закрытия родной для нее обители, Троицкого Александро-Невского Акатовского монастыря, она прислуживала при церкви, да еще активно защищала ее от безбожников, выступая на церковном собрании; матушку расстреляли 5 апреля 1938 г.

Разоряли Рождественский за несколько «этапов»: закрыли, хотя с трудом, преодолевая сопротивление людей, с 1930-х; надо полагать, сначала для «хозяйственных нужд» здание использовать не решались ввиду возможного недовольства людей; лишь около 1963 г., во время хрущевских гонений, отсюда начали вывозить церковную утварь, до сих пор здесь находившуюся; говорят, рабочие продавали иконы священнику из соседнего села Спирово, где церковь действовала – довольно дешево, «за бутылку»; разорив церковь, здесь сделали зерносклад; но до начала 2000-х здесь были все еще сохранны росписи; последний этап вандализма – время так называемого «духовного возрождения» 2000-х, когда давно прекратились открытые гонения на Церковь… но вот конкретно здесь появилась автомастерская; в полу сделали смотровую яму, сломали стену, чтобы могли заехать автомобили.

Чтобы вернуть помещение, приходу пришлось судиться с бизнесменами – лишь на Пасху 2013 г. они освободили уже полуразрушенное ими здание. Сейчас церковь – как при своем основании «на балансе» Иосифо-Волоколамской обители. Вот только сам монастырь переживает не лучшие времена, с трудом реставрируется. Средств на то, чтобы фактически поднимать из руин еще несколько «великодушно» переданных ему сельских церквей, вернее, их остатков, у него просто нет. Поэтому все восстанавливается силами… по сути, одного человека. Настоятеля. Это о. Валерий Былба.

«Сам себе реставратор» – так аттестуют священника журналисты программы «Вести». Ведь он настоятель двух приходов – Покровской церкви одноименного села, и Рождественского-Шестаковского. Оба здания настоятель восстанавливает лично, своими руками. К 2020 г. удалось провести отопление, вставить часть окон.

Но главное – здесь, хотя реставрация далека от завершения, уже идут службы. И… надо признать: восстановление пока идет быстрее, чем ранее – строительство, занявшее практически сто лет. Богородице-Рождественскому не привыкать к трудностям. Но Бог поругаем не бывает.

Источник: статья Натальи Сазоновой «100 лет строили церковь Рождества Богородицы в Шестаково» на сайте православной онлайн энциклопедии https://pravoslavie.wiki/

Церковь Рождества Богородицы в Шестаково: Московская область



Комментарии и обсуждение


Роспись основного объема 19 в. практически не сохранилась. Высокими художественными качествами обладает частично сохранившаяся живопись трапезной части, исполненная в 1911 г. И.Г. Лебедевым.

9 апреля 2014.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.