Говорят, чуть менее чем за километр от нынешнего села останавливался сам прп. Сергий, когда шел навестить своего духовного сына, св. Мефодия Пешношского. Видимо, именно как память о посещении святого возведенная на селе церковь получила посвящение Святой Троице – как его монастырь, тогда уже известный по всей русской земле.
Первое упоминание об Ольявидово относится к XV в. Причем – именно как о «селе», то есть таком поселении, где есть церковь, что отличало его от «деревни», где храма нет. Начиналось же оно всего с 14 дворов близ речки Веля – может быть, отсюда его старинное именование, Вельявидово, позже ставшее Ольявидовым. По другой же версии, именование села – искажение фамилии первых владельцев, Воронцовых-Вельяминовых. Так или иначе, но к концу XVI в. Ольявидово уже было вотчиной Троице-Сергиевой обители – судя по документам, к 1572 г. его продал монастырю владелец, Василий Воронцов-Вельяминов. К этом времени здесь давно была церковь Святой Троицы – деревянная. В 1584 г. ее перестроили, расширили.
Именно тогда, как память о посещении прп. Сергия Радонежского, здесь появился его придел. Такой Троицкая была до начала XIX в. К тому времени уже прошла секуляризация монастырских земель, проведенная Екатериной II, местные крестьяне стали государственными. Ныне украшающий древнее село храм построен именно усилиями прихода.
Согласно документам, возводить его начали, с 1804 г., потому, что прежнее деревянное здание погибло из-за пожара. Закончилось же строительство уже к 1805 г., когда новая Троицкая была освящена. Как прежняя, она также имела придел прп. Сергия. Имя строившего Троицкую зодчего неизвестно. Стиль здания определяется специалистами как классицизм – самое популярное направление храмоздательства начала XIX в. Портики, полуколонны украшающие фасад – самые характерные черты «классической» постройки. Достаточно оригинальным специалисты считают использование в декоре здания не только кирпича, но также – белого камня, из которое изготовлены немногочисленные архитектурные украшения фасада.
Строили здание сразу с трапезной частью, которая соединила основную часть церкви с высокой колокольней. Именно при трапезной был придел прп. Сергия, а также еще один – любимого крестьянами свт. Николая Мирликийского. Но уже менее, чем через 20 лет, к 1823 г., оказалось, что церковь с трудом вмещает большое количество молящихся, тесна – поэтому трапезная часть была перестроена, причем довольно сильно расширена. Наконец, к колокольне еще пристроили довольно большой притвор. В том же году здесь появились росписи – ныне от них сохранились только отдельные фрагменты.
Совершенно законченный вид комплекс Троицкой приобрел с 1870 г., когда появились сторожка, затем – каменная ограда, части которой сохранились до наших дней.
О жизни прихода, в котором проживало до 300 человек, известно не так много. Надо полагать, что благочестивых людей в древнем селе, притом – связанном с прп. Сергием, было много. Здесь, например, родился Николай Тютюкин (в монашестве – Нил), который с начала XX в. уехал в Москву, а позже (с 1907 г.) стал монахом Иосифо-Волоколамского монастыря. Именно там его застала революция: к 1920 г. обитель закрыли, Нил, уже иеромонах, служил по разным сельским приходам. 23 февраля 1938 г. его арестовали, менее, чем через месяц – расстреляли на полигоне Бутово. К этому времени храм на его родине уже был закрыт.
С 1930-х гг. на селе появилась сельскохозяйственная артель, потом ставшая колхозом. Вероятно, тогда закрыли и Троицкую. Известно имя ее, вероятно, последнего настоятеля, священника Павла Боголепова, который был арестован в 1937 г. О его дальнейшей судьбе данных нет. Что до церкви, то ее закрыли, находившиеся здесь «церковные ценности», богослужебные предметы, иконы, увезли. В здании колхоз разместил сначала мастерскую по ремонту техники, затем склад, позже – гараж.
Жизнь на селе шла своим чередом – построили школу для молодежи, наладили животноводческое производство, в 1978 г. колхоз «Дубна» выиграл социалистическое соревнование, получив награду, «переходящее красное знамя». Тем временем Троицкий продолжал разрушаться – пока здание не оказалось аварийным. Тогда его перестали использовать даже для хозяйственных нужд – понятно было, что вот-вот – и разрушится. Но Господь не попустил совсем погибнуть святыне.
«Лихие 90-е» бывший совхоз «Дубна», теперь акционерное общество «Дубна плюс», пережил на удивление стойко: удалось сохранить все производство, рабочие места. До сих пор постоянное население Ольявидово – более 1000 жителей, тогда как соседние села больше – место пребывания дачников-горожан. А с 2006 г. здесь появился новый инвестор – именно благодаря этому верующим удалось начать возрождение почти разрушенного Троицкого храма.
Судя по фото первых лет восстановления, начали с главного престола, св. Троицы. Церковь этого времени являла собой удивительное зрелище почти отреставрированной алтарной части с куполом, крестом – с примыкающей к ней трапезной, которая продолжала разрушаться. Как и колокольня, кровля которой поросла деревьями. В 2016 г. случилось новое несчастье: рухнули, не выдержав времени, непогоды, каменные своды трапезной. Теперь ее нужно было не ремонтировать, но практически строить заново.
Приход, однако, не опустил руки. Фотографии Троицкой осени 2020 г. показывают строительные леса. Ими окружена не только трапезная, уже покрытая новой крышей, но также колокольня. Приезжающие на село рассказывают, что в храме, который уже побелен изнутри, идут регулярные службы: по праздникам, воскресеньям.
Источник: статья Натальи Сазоновой «Особую атмосферу «намоленности» имеет старинная Троицкая церковь в селе Ольявидово» на сайте православной онлайн энциклопедии https://pravoslavie.wiki/
Троицкая церковь в селе Ольявидово: старинная и намоленная
Комментарии и обсуждение
Церковь Троицы Живоначальной в селе Ольявидово построена в 1805 году в стиле классицизма. Боковые приделы Никольский и Сергиевский. Закрыта в 1930-х гг. Сильно разрушена. В настоящее время церковь реставрируется.
В 800 м к северо-западу от Троицкого храма, по дороге к деревне Акулово, выбивает в овраге родник. Родник даёт началу небольшому ручью, левому притоку реки Веля. По преданию, на этом месте останавливался на отдых прп. Сергий Радонежский, путешествуя к своему ученику и последователю Мефодию Пешношскому. В 2008 г. святой источник освящён в честь прп. Сергия Радонежского, построена деревянная купальня с неглубокой купелью. При спуске на источник по лестнице установлен Поклоный Крест, раньше он стоял на куполе Троицкого храма.